МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БАЯНДАЕВСКАЯ СРЕДНЯЯОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
имени М.Б.УБОДОЕВА»
ПЛАН– КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
Тема:Преобразование информации путем рассуждений.
Предмет:информатика 5 класс
Муниципальныйуровень
Выполнил:Ходоев Сергей Олегович
Учитель:информатики
с.Баяндай, 2022
Темаурока:Преобразование информации путем рассуждений.
Типурока:комбинированный (объяснение нового материала +практическая работа) с элементамиигровой технологии и метапредметными связями
Цельурока: формированиезнаний об обработке информации путем рассуждений через самостоятельную, индивидуальнуюи групповую работу учеников.
Задачиурока:
Предметные:сформировать представление об обработке информации путем рассуждений; умениесоздавать таблицы с применением текстового процессора.
Метапредметные:закрепить умение сравнивать, анализировать, делать выводы о восприятииокружающих нас объектов; иметь представление о подходах к поиску информации;применение таблиц для представления текстовой информации.
Личностные:стимулирование поиска вариантов на основе имеющихся знаний; формирование умениянаблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы; осуществление контроля исамоконтроля; развитие находчивости; умения преодолевать трудности длядостижения намеченной цели, навык построения таблиц с применением текстовогопроцессора.
Оборудование:интерактивная доска, компьютерный кабинет.
Дидактические материалы к учебному занятию:мультимедийная презентация «Преобразование информации путем рассуждений»,учебник «Информатика» 5 класс Босова Л. Л.
Ход урока:
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1.Орг. Момент 2. Постановка темы и цели урока. Актуализация знаний учащихся. |
— Здравствуйте ребята, садитесь! (учитель проверяет учащихся к готовности к уроку) Прежде чем приступить к рассмотрению новой темы, давайте проверим, как вы усвоили предыдущую. Ответьте на следующие вопросы: (слайд 1) 1. Что такое обработка информация?
2. Что вы понимаете под систематизацией?
3. Приведите примеры информации, отсортированной А) по алфавиту Б) в порядке убывания В) в хронологической последовательности
Молодцы! Давайте сейчас определим тему сегодняшнего урока. Для этого нам предстоит решить задачу. Задача: Возле школы растут шесть деревьев: сосна, береза, липа, тополь, ель, и клен. Какое из этих деревьев самое высокое и какое самое низкое, если известно, что береза ниже тополя, липа выше клена, сосна ниже ели, липа ниже березы, сосна выше тополя?
Молодцы, справились!
Каким способом преобразована информация? — Правильно, мы начали урок с логических рассуждений, которые помогли преобразовывать информацию. Какова же тема нашего урока? — Правильно. Давайте теперь определим задачи урока:
— молодцы, цели поставили. |
— Здороваются, садятся.
Представленная информация была полезной? ДА 61.15% НЕТ 38.85% Проголосовало: 1524 Участвуют во фронтальной беседе.
Ответы учащихся: Обработка информации: — это решение некоторой информационной задачи. Получение новой информации Изменение формы представления Преобразование по правилам Структурирование, Кодирование, поиск Систематизированы по темам. Например: экспонаты в залах музея, книги по алфавиту в библиотеке, товары в магазине и.т.д. По алфавиту (в порядке следования букв в алфавите). Например: список учащихся в классном журнале. В порядке убывания роста строятся школьники на уроке физкультуры. В хронологической последовательности: (по дате и времени) изучаются события на уроках истории. Обозначим деревья соответственно с, б, л, т, е, к. Тогда исходные данные задачи можно будет записать так: б< т, л >к, с < е, л <б, с >т. Следовательно, к <л< б< т< с< е. Таким образом, самое высокое дерево – ель, а самое низкое — клен.
Путем рассуждений Изменяют ее, входную преобразовывают в выходную
Преобразование информации путем рассуждения.
|
3.Оъяснение нового материала |
Очень часто человеку приходиться проводить логические рассуждения, взвешивать различные варианты и делать некоторый выбор. Сегодня на уроке мы познакомимся со способом преобразования информации путем рассуждений, рассмотрим такие задачи, к решению которых можно прийти путем рассуждений, а также поучимся правильно рассуждать. Для решения задач вначале вы анализируете имеющуюся информацию – выделяете значимые объекты и устанавливаете между ними связи. Рассуждая, вы рассматриваете различные варианты и делаете некоторый выбор. При этом вы задействуете не только те знания, полученные в школе, но и свой жизненный опыт. В качестве закрепления рассмотрим следующие задачи. Класс делиться на 3 группы, каждой выдается задача (для выполнения дается 5 мин) 1 группа: Из лагеря вышли пять туристов: Вася, Галя, Толя, Лена и Миша. Толя идет впереди Миши, Лена – впереди Васи, но позади Миши, Галя – впереди Толи. В каком порядке идут ребята? 2 группа: Петя и Вася участвовали в велогонке. Все участники стартовали одновременно и показали на финише различное время. Петя финишировал сразу после Васи и оказался на десятом месте. Сколько человек участвовало в гонке, если Вася был пятнадцатым с конца? 3 группа: Оля, Таня, Юля и Ира варили варенье. Две девочки варили его из смородины, две девочки – из крыжовника. Таня и Ира варили варенье из разных ягод. Ира и Оля тоже варили его из разных ягод. Ира варила варенье из крыжовника. Из каких ягод варила варенье каждая девочка? Существует еще один способ решения логических задач – это построение таблиц. Данный способ очень прост и может применяться на других школьных предметах, например, в математике при решении задач на нахождения соответствия между различными объектами. |
Решают задачи: Один из группы учащихся выходит к доске, и показывает свое решение всему классу.
т.к. Петя финишировал сразу после Васи и оказался на 10-м месте, то Вася был девятым, т.е. перед ним было еще 8 участников. А раз известно, что Вася был пятнадцатым с конца, то всего было 15+8 = 23 участника.
Оля и Таня варили варенье из смородины, Юля и Ира варили из крыжовника. |
Физминутка |
Раз – подняться, подтянуться Два согнуться разогнуться Три в ладоши три хлопка, головою три кивка На четыре – ноги шире Пять руками помахать Шесть за стол тихонько сесть. |
|
4.Решение задач Работа по учебнику |
Молодцы, садитесь! Работаем дальше. Открываем учебники на стр. 88-89. Решаем задачу №2. Кто прочитает нам задачу? Для удобства рассуждений пронумеруем места сосудов. А теперь будем вместе рассуждать. Чтобы стакан мог оказаться между сосудами с чаем и молоком, он должен переместиться на место 3 (а чашка, соответственно, на место 4), т.к. на месте 2 он будет между минеральной водой и еще чем ни будь. Таким образом, он встанет точно в середине. Из этого можно сделать вывод, что в стакане находиться кофе. Молоко из условия задачи, во – первых, рядом со стаканом, во вторых рядом с сосудом с квасом. Значит, в кружке находиться чай, в чашке – молоко, в кувшине – квас. |
…………
|
Оценивание |
Проводит рефлексию настроения и эмоционального состояния, деятельности и содержания учебного материала.
|
Оценка своей деятельности на уроке – что получилось, что не получилось на уроке, почему? Задают вопросы по изученной теме |
|
Повторить пройденный материал, прочитать параграф. |
Записывают домашнее задание, задают вопросы по выполнению д/з |
|
При решении математических или логических задач осуществляется обработка информации, ведущая к получению новой информации. Во многих информационных задачах требуется разгадать правило преобразования входных данных в выходные, разработать план действий, обеспечивающий нужный результат. |
|
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
-
2 слайд
Повторение пройденного
2) что вы понимаете под систематизацией? -
3 слайд
Повторение пройденного:
Приведите примеры информации отсортированной:
А) по алфавиту
Б) в порядке убывания
В) в хронологической последовательности -
4 слайд
Задача
Возле школы растут шесть деревьев: сосна, берёза, липа, тополь, ель и клён. Какое из этих деревьев самое высокое и какое самое низкое, если известно, что берёза ниже тополя, липа выше клёна, сосна ниже ели, липа ниже берёзы, сосна выше тополя? -
5 слайд
-
6 слайд
Преобразование информации путем рассуждений
Тема урока -
7 слайд
1 группа.
Из лагеря вышли пять туристов: Вася, Галя, Толя, Лена и Миша. Толя идет впереди Миши, Лена – впереди Васи, но позади Миши, Галя – впереди Толи. В каком порядке идут ребята? -
8 слайд
2 группа
Петя и Вася участвовали в велогонке. Все участники стартовали одновременно и показали на финише различное время. Петя финишировал сразу после Васи и оказался на десятом месте. Сколько человек участвовало в гонке, если Вася был пятнадцатым с конца? -
9 слайд
3 группа
Оля, Таня, Юля и Ира варили варенье. Две девочки варили его из смородины, две девочки – из крыжовника. Таня и Ира варили варенье из разных ягод. Ира и Оля тоже варили его из разных ягод. Ира варила варенье из крыжовника. Из каких ягод варила варенье каждая девочка? -
10 слайд
На столе поставлены в ряд бутылка минеральной воды, кружка, чашка, стакан и кувшин, причем точно в таком порядке, в каком они перечислены.
В них находятся различные напитки: кофе, чай, молоко, квас и минеральная вода, но неизвестно, какой напиток в каком сосуде. Если стакан поставить между посудой с чаем и молоком, то по соседству с молоком будет квас, а кофе будет точно в середине.
Определите, в какую посуду что налито.
БУТЫЛКАКРУЖКАЧАШКАСТАКАНКУВШИН
МИНЕРАЛЬНАЯ ВОДА
ЗНАЧИТ, В БУТЫЛКЕ – МИНЕРАЛЬНАЯ ВОДА -
11 слайд
На столе поставлены в ряд бутылка минеральной воды, кружка, чашка, стакан и кувшин, причем точно в таком порядке, в каком они перечислены.
В них находятся различные напитки: кофе, чай, молоко, квас и минеральная вода, но неизвестно, какой напиток в каком сосуде.
Если стакан поставить между посудой с чаем и молоком, то по соседству с молоком будет квас, а кофе будет точно в середине.
Определите, в какую посуду что налито.
МИНЕРАЛЬНАЯ ВОДА
СЕЙЧАС СТАКАН НЕ СТОИТ МЕЖДУ ЧАЕМ И МОЛОКОМ.
КУДА МОЖНО ПЕРЕСТАВИТЬ СТАКАН?
СЮДА СТАКАН ПОСТАВИТЬ НЕЛЬЗЯ. ЗДЕСЬ ОН БУДЕТ СТОЯТЬ МЕЖДУ МИНЕРАЛЬНОЙ ВОДОЙ И ДРУГИМ НАПИТКОМ.
СТАКАН МОЖНО ПОСТАВИТЬ ТОЛЬКО СЮДА.
БУТЫЛКА
КРУЖКА
КУВШИН
В СЕРЕДИНЕ СТОИТ СТАКАН. ЗНАЧИТ, В НЕМ – КОФЕ!
КОФЕ
ЧАШКА
СТАКАН -
12 слайд
На столе поставлены в ряд бутылка минеральной воды, кружка, чашка, стакан и кувшин, причем точно в таком порядке, в каком они перечислены.
В них находятся различные напитки: кофе, чай, молоко, квас и минеральная вода, но неизвестно, какой напиток в каком сосуде.
Если стакан поставить между посудой с чаем и молоком, то по соседству с молоком будет квас, а кофе будет точно в середине.
Определите, в какую посуду что налито.
МИНЕРАЛЬНАЯ ВОДА
БУТЫЛКА
КРУЖКА
СТАКАН
КОФЕ
ЧАШКА
КУВШИН
МОЛОКО
КВАС
ПО СОСЕДСТВУ С МОЛОКОМ – КВАС. ЗНАЧИТ, КВАС – В КУВШИНЕ.
ЗНАЧИТ, МОЛОКО МОЖЕТ БЫТЬ ТОЛЬКО ЗДЕСЬ!
НЕТ! ТОГДА ПО СОСЕДСТВУ С МОЛОКОМ БУДЕТ КОФЕ
И МИНЕРАЛЬНАЯ ВОДА!
МОЖЕТ БЫТЬ, МОЛОКО ЗДЕСЬ? -
13 слайд
На столе поставлены в ряд бутылка минеральной воды, кружка, чашка, стакан и кувшин, причем точно в таком порядке, в каком они перечислены.
В них находятся различные напитки: кофе, чай, молоко, квас и минеральная вода, но неизвестно, какой напиток в каком сосуде.
Если стакан поставить между посудой с чаем и молоком, то по соседству с молоком будет квас, а кофе будет точно в середине.
Определите, в какую посуду что налито.
МИНЕРАЛЬНАЯ ВОДА
БУТЫЛКА
КРУЖКА
СТАКАН
КОФЕ
ЧАШКА
КУВШИН
МОЛОКО
КВАС
ЧАЙ -
14 слайд
МИНЕРАЛЬ-НАЯ ВОДА
ЧАЙ
МОЛОКО
КОФЕ
КВАС
ОТВЕТ:
БУТЫЛКА
КРУЖКА
СТАКАН
ЧАШКА
КУВШИН -
15 слайд
Самое главное
При решении математических или логических задач осуществляется обработка информации, ведущая к получению новой информации.
Во многих информационных задачах требуется разгадать правило преобразования входных данных в выходные, разработать план действий, обеспечивающий нужный результат.
