X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Дата:02.02.2023

Учитель:

Предмет:ОРКСЭ

ТемаЗолотоеправило этики»

Цель: создать условия, в которых будут достигнуты

 

Предметные результаты: 

Формированиепредставления о понятии «Золотое правило этики»

 Формирование необходимости  в нравственномсовершенствовании.

 

Метапредметные результаты:

 

·       Регулятивные: . Формированиеумений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствиис поставленной задачей и условиями её реализации; самостоятельно искать пути решения проблемы; адекватновоспринимать комментарий результатов деятельности;

 

·       Познавательные:Овладение логическими действиями анализа, сравнения, обобщения, установленияаналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

 

·       КоммуникативныеФормированиеготовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существованияразличных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своёмнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

 

·       Личностные: Развитиесамостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе христианскихпредставлений о нравственных нормах.

 

Ходурока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Прозвенел звонок

Начинается урок

 

Психологический настрой

— А теперь послушайте притчу и дайте оценку содержания.

 

«Купил человек себе новый дом — большой, красивый — и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит.

Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там — ведро с помоями. Человек взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу. Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я достал его!». Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал:

— Кто чем богат, тот тем и делится!

 

Выскажите свое отношение к поступкам героев.

Как бы мог поступить сосед иначе?

А почему он все таки поступил так, вернув ведро с яблоками? 

Я хочу прочитать слова Льва Николаевича Толстого. Как они связаны со смыслом притчи? Чтобы поверить в добро, надо начать делать его. Л.Н Толстой

 

Доброта — это стремление помочь людям, причём не требуя за это благодарности
Чем больше мы будем  помогать людям, делать им добро, то и люди  будут отвечать взаимностью и ты поймешь, что существует добро и добрые люди

 

Постановка темы и целей урока

Перед вами несколько словосочетаний. Какое из них «лишнее»?

• Золотые руки ( руки, которые умеют всё делать)

• золотое сердце (доброе сердце)

• золотое кольцо (изготовлено из золота)

• золотое правило (главное, самое важное)

олотое кольцо – здесь слово золотое в прямом значении, а остальные — в переносном).

Как вы понимаете значение золотые руки?

— Как вы понимаете золотое сердце?

 А что значит выражение золотое правило?

Золотое правило  самое главное, важное правило

Как вы считаете, какое отношение имеет выражение «золотое правило» к нашему уроку? (Будем говорить о правилах…)

О каких же правилах мы будем говорить как вы думаете?(предположения детей)

— А в какая же наука нам объясняет и помогает определить эти правила, подсказывает нам как нужно поступить, как вести себя в обществе и как вести себя в различных ситуациях? (этика-это философская наука о морали (нравственности)).

— Значит какая же тема нашего урока?

—  Итак, тема нашего урока «Золотое правило этики»
-Какие цели поставим перед собой?

 

Открытие нового знания

А что значит слово этика ?

«Этика» – система норм нравственного поведения человека.

— Попробуйте сами сформулировать правила человеческого поведения ( высказывания детей)

— Какое вы предложили самое главное, важное правило для человека что бы из этого правила можно было бы вывести те которые вы говорили. Это какое то золотое правило — главное, важное ?

Обратимся к учебнику и узнаем какое же  золотое правило.

Работа по учебнику

Чтение по учебному пособию на стр. 67(3 абзаца). 

Словарная работа.

— Вам в тексте встретятся незнакомые слова и выражения, давайте разберем их.

Заочно — за глаза

Сплетничать – говорить плохое о человек, то что не соответствует истине, осуждать.

-Было ли такое в вашей жизни, чтобы вы осуждали других людей?

-Что вы чувствовали?

-Как звучит золотое правило этики?
Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними

Известна другая формулировка этого правила:

«не делайте другим того, чего не хотите себе».

Как вы понимаете первую формулировку?

А как вы понимаете «не делайте другим того, чего не хотите себе».?

В чем же разница между этими формулировками? (первая положительная а вторая отрицательная)

Кто его сообщил людям? (Иисус Христос в Нагорной проповеди)

Почему его называют «золотым»?

Учитель: Представьте: глубокой ночью человек идет по городу. Из одного окна некто выглянул и сказал: «Что это он идет так поздно? Наверное, это вор!». Из другого окна о том же прохожем подумали: «Наверное, это гуляка возвращается с вечеринки». Еще кто-то предположил, что этот человек ищет врача для больного ребенка.

Ребята как вы думаете куда же шел этот человек?

 На самом же деле ночной прохожий спешил на ночную молитву в храм. Но каждый увидел в нем частицу своего мира, своих проблем или страхов.

— В чем же здесь главная мысль? (высказывания детей) Но каждый увидел в нем частицу своего мира, своих проблем или страхов.

-Как вы понимаете эту фразу?

Сплетник очень часто переносит на другого человека то плохое , что  живет в нем самом; он приписывает другим то, в чем сам грешен.

С кем мы становимся лучше, с тем, кто видит наши недостатки, или с тем, кто верит в наши достоинства?

Почему?

Почему не следует осуждать другого? (просто потому, что мы сами не хотим, чтобы нас осуждали; потому, что вера в лучшее делает человека действительно лучше).

Как это связано с золотым правилом?

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5485ad13f0ee7/zolotoie-pravilo-etiki-orkise-modul-osnovy-pravoslavnoi-kul-tury_1.jpegРабота по картине  Поленова  В.  Д.  «Христос и грешница»

Представленная информация была полезной?
ДА
61.15%
НЕТ
38.85%
Проголосовало: 1524

— Большое внимание в Православном учении уделяется вопросам осуждения и неосуждения грехов.

-А как вы считаете, нужно ли осуждать человека за совершенный им поступок?

-А теперь мы попробуем разобраться в том, что говорит об этом православное учение.

-Рассмотрите картину на стр68.

Учитель читает Притчу. Однажды люди привели ко Христу женщину, которую по законам того времени надо было забросать камнями до смерти. Христос не стал призывать людей к нарушению этого закона. Он просто сказал: «Пусть первый камень бросит тот из вас, кто сам не грешил». Люди задумались, каждый вспомнил что-то свое. И они тихо разошлись.

-Зачем люди привели женщину ко Христу?

— Что чувствовала женщина в этот момент?

-Чего бы ей хотелось? (что бы ее простили)

Что чувствовали люди, которые желали ее наказать? (злость, осуждение)

-Что сделал Христос? Осудил ли он грешницу?

Что они почувствовали, когда Христос сказал им свои знаменитые слова?

Почему они не смогли бросить в нее камень?

Что значит в переносном смысле бросить камень? (осудить, наказать)

Почему так важно уметь не осуждать?

— Почему же осуждение в Православном учении о человеке — это плохо?(Ответы детей: потому, что люди сами не безгрешны; сами совершают порой дурные поступки)

-Как удержаться от осуждения по отношению к другому человеку? – Помнить о своих собственных ошибках и недостатках.

Осуждать   — значит поставить на человеке  клеймо, от   которого впоследствии

трудно  избавиться. Поэтому в  православии есть  правило: «Люби  грешника и

ненавидь грех». А «любить грешника» означает помочь ему избавиться от его

греха

ненавидеть.  Но  человек  и  его  дурной  поступок  (грех)  –  не  одно  и  то  же. 

Осуждать   — значит поставить на человеке  клеймо, от   которого впоследствии

трудно  избавиться. Поэтому в  православии есть  правило: «Люби  грешника и

ненавидь грех». А «любить грешника» означает помочь ему избавиться от его

гри надо его

ненавидеть.  Но  человек  и  его  дурной  поступок  (грех)  –  не  одно  и  то  же.

Учитель: Осуждать- значит поставить на человеке клеймо, от которого впоследствии трудно избавится. Поэтому в православии есть правило: Люби грешника и ненавидь грех. А любить грешника означает помочь ему избавиться от его греха.

Вот например любимая мамина сережка упала в  лужу. Что с ней сделает мама, выкинет?

Так и человек. если он один раз оступился это не значит, что сам человек плохой, а только его поступок.

 

Закрепление

НеПомогатьЛюбитьУважатьЗадание 1Давайте с помощью приёма «Кластер» запишем, каким же должен быть человек, выполняющий золотое правило этики. И каким должен быть настоящий друг? (слайд)

 

Быть
Не
Золотое

 

 

 

 


Задание 2

Работа в парах. Работа с пословицами. Даны : начало и конец пословиц. Задание собрать пословицу, прочитать и объяснить смысл.

 

 Как аукнется, так и откликнется.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Не рой другому яму, сам в неё попадёшь.

 Не плюй в колодец, ещё придётся воды напиться..

На добрый привет — добрый ответ.

                                                                                                               

Задание № 3.

Подумай и ответь, ответ должен быть кратким, одно-два слова. Индивидуальная .
Как ты хочешь, чтобы к тебе относились другие люди?

1 В беседах и спорах _____не перебивали, давали высказаться_________

2. При встрече_____________________

4. В трудной ситуации _____________

5. В болезни __________________________

6. В играх ___________________________

7. Когда я ошибаюсь ___________________

8. Когда у меня что-то получается _______

Игра « Разведчики»

В поступках, привычках, отношениях с людьми проявляются наши черты характера. Одни можно назвать хорошими, другие – плохими.

Выбираем двух разведчиков.

 Задание: разведчики набирает себе ребят с такими карточками, которых бы взял бы с собой в разведку.

Доброта Скромность Тактичность Милосердие Грубость Лживость Завистливость Порядочность Честность Смелость Искренность Злость Сквернословие Скупость Жадность Внимательность Карточки помещаются на доску:

Почему вы выбрали именно такие качества(высказывания ребят)

 

Подведение итогов

Закончить наше занятие я хочу такими словами

Посеешь поступок – пожнёшь привычку.

Посеешь привычку – пожнёшь характер.

Посеешь характер – пожнёшь судьбу.

— Как вы понимаете эти слова?

Подводя итоги нашего урока, ответим на вопросы:

— Назовите золотое правило этики.

— Чему учит золотое правило этики?

— Как уберечься от осуждения других людей?

— Было ли такое в вашей жизни, чтобы вы осуждали других людей? Стали бы вы делать это ещё раз?

Думайте о других. Что принесут людям ваши поступки: добро или зло?

Никогда не причиняйте боль другим. Ставьте себя на место другого человека

Рефлексия

(У детей рисунки в форме сердечка и цветные карандаши)

— Я буду называть качество характера. Если вы думаете, что оно у вас есть, нарисуйте в сердечке красный кружок, если нет — чёрный.

— Добрый, терпимый, честный, трудолюбивый, аккуратный, справедливый, смелый, веселый, послушный, ответственный, ласковый, бережливый, старательный, внимательный, совестливый, великодушный.

— Что у вас получилось? Не пугайтесь, что оно у вас такое пестрое, в каждом человеке есть и хорошие и плохие черты. Надо стремиться к тому, чтобы вы могли нарисовать в своем сердечке как можно больше красных кружочков.

 

Тактичность —  это умение вести себя сдержанно

Милосердие — сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку

Порядочность – это честность, неспособность человека к подлым, плохим поступкам

Искренним – значит быть честным и говорить прямо, без скрытых претензий, не обманывая и не вводя никого в заблуждение.

Скупость — «тот, кто избегает трат» Если жадина просто не хочет ничем делиться с окружающими, но сам радуется приобретениям, то совсем иначе воспринимает материальное благо тот, кто скупой. Скупой человек вообще не хочет тратить средства – ни на себя, ни на других.

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.15%
НЕТ
38.85%
Проголосовало: 1524

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.15% НЕТ 38.85% Проголосовало: 1524


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.15% НЕТ 38.85% Проголосовало: 1524


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.15% НЕТ 38.85% Проголосовало: 1524


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.15% НЕТ 38.85% Проголосовало: 1524


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.15% НЕТ 38.85% Проголосовало: 1524


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет