Здравствуйте!Меня зовут Горелик Галия Илдаровна, я учитель начальных классов школы №18.
Темамоего выступления «Инновационные технологии на уроках литературного чтения в 4классе»
Цель моеговыступления: показать, как можно применять на практике новые технологии,эффективные методы и приёмы на уроках литературного чтения.
Поколение-Z – дети,с которыми мы с вами сейчас работаем – это цифровое поколение. Дети, которыеродились уже в информационном обществе. И сегодня не вызывает никаких сомненийтот факт, что сейчас ребёнок не такой, каким был раньше. Ребёнок с самогодетства окружен всеми возможными различными гаджетами. Дети достаточно быстроразбираются во всех этих гаджетах и именно поэтому сейчас привлечь детей ктрадиционным процессам обучения с каждым годом становится труднее. Учебники, вкоторых большое количество ярких иллюстраций уже не так привлекают детей,нежели интерактивные плакаты, на которых всё движется и перемещается. А заданияв обычной форме уже не так понятны детям, им постоянно хочется узнать и увидетьчто-то новое, при этом используя всё только самое современное.
Как правило, учитель,обучая учеников чтению и пониманию художественного текста, использует такиетрадиционные методы и приемы обучения чтению как: выразительное чтение вслух,чтение молча — т.е. «про себя», пересказ прочитанного, словарная работа, беседапо содержанию.
Однако каждый творческийучитель имеет в своем арсенале набор современных методов преподавания, которые способствуютактивному обучению учащихся и развития у них критического мышления. Именно теуроки чтения, на которых ученики спрашивают, творят, решают, интерпретируют испорят по содержанию произведения, воспитывают живой интерес ребенка к книге.
На своих урокахя зачастую применяю элементы следующих инновационных технологий:
ü Технология проблемного обучения
ü Технология развития критического мышления
ü Здоровьесберегающие технологии
ü Информационно-коммуникативные технологии
ü Игровые технологии
ü Проектные технологии
Я хотела бы вамрассказать лишь о некоторых из них. Перейдем к конкретным примерам.
Технология РКМ предлагает оригинальные приемы и методы работы стекстом, позволяющие развивать мыслительные операции. Возникает идеальноесочетание: богатый опыт анализа текста отечественной стилистики и методы иприёмы технологии РКМ. Каквы уже знаете, приёмов технологии развития критического мышления существуеточень много, но я бы хотела остановиться на одном из тех, которые очень любятмои ученики, это приём «Кубик Блума». Для реализации данного приёмаиспользуется бумажный кубик, на гранях которого пишутся слова: назови, почему, объясни, предложи, придумай, поделись.
Назови. Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простыевопросы. Ученику предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д.,например, Назовите главных героев сказки А.С. Пушкина Сказка о ЦареСалтане, о сыне его князе Гвидоне. Данный блок можно разнообразитьвариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по теме.
Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственныесвязи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом,явлением. Например, почему так поступили старшие сёстры с младшей сестрой?
Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему вразных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.Дополнительныефразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока: — Ты действительнодумаешь, что молодой царевне с его маленьким сыном удастся спастись? Ты уверен,что они не погибнут в море?
Предложи. Ученик должен предложить свою задачу, которая позволяетприменить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, своиидеи. То есть, ученик должен объяснить, как использовать то или иное знание напрактике, для решения конкретных ситуаций. Например, Предложи, как бы тыпоступил на острове если был бы вместо князя Гвидона.
Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элементпредположения, вымысла. Например, Придумай, свою версию концовки сказки.
Поделись — вопросы этого блока предназначены для активациимыслительной деятельности учащихся, учат их анализировать, выделять факты иследствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание наих оценке. Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. Тоесть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ученика, его эмоциях, которыевызваны названной темой. Например, «Как хорошо, когда всё хорошо кончается!»,«Мне очень понравилось это произведение, потому что она учит решать проблемы»
Приведу примериспользования данного приёма на уроке:
Тема урока СергейТимофеевич Аксаков «Аленький цветочек», герои произведения. Возможные вопросывы можете видеть на слайде. Ученик подкидывает кубик и отвечает на вопрос,относящийся к блоку вопросов на то слово, которое ему выпадает.
1. Назовигероев произведения. Что просили дочери купца привезти им в подарок из дальнихстранствий?
2. Почему отецлюбил больше всего младшую дочь? Почему купец всё-таки решил отправиться домой,он что хотел отправить вместо себя одну из дочерей?
3. Какиеподарки попросили сёстры? О чем это говорит? Как вы думаете случайно ли попалкупец в лес и смог бы он оттуда самостоятельно выбраться?
4. Предложисвой выход из сложившиеся ситуации, чтобы помочь младшей дочери остаться сродными.
5. Придумайсвою версию развития событий в тот момент, когда купец попал во дворецчудовища.
6. Как думаешь,легко ли отправиться на погибель вместо родного человека? Смог бы ты также?
Возможны два вариантаиспользования данного приёма:
· Вопросыформулирует сам учитель. Это более легкий способ, используемый на начальнойстадии — когда необходимо показать учащимся примеры, способы работы с кубиком.
· Вопросыформулируют сами учащиеся. Это вариант требует определенной подготовки отдетей, так как придумать вопросы репродуктивного характера легко, а вотвопросы-задания требуют определенного навыка.
Перейдем к следующейтехнологии. Сегодня в школе невозможно работать без использованияинформационно-коммуникативных технологий. Кроме использования мультимедийныхпрезентаций, интерактивной доски, аудио и видео материалов, я зачастуюобращаюсь к таким сайтам и программам, как:
1. LearningApps. Сайт наполнен огромным количеством уже готовых упражнений. Но мыможем создать и свои. Например, мои ученики очень любят искать слова средибукв, классифицировать слова по группам, используя приём Пазл,играть в игру Кто хочет стать миллионером и многие другие.
2 программа, которую я использую, «PLICKERS». Она работает по очень простой технологии. Основу для работысоставляет мобильное приложение, сайт и распечатанные карточки с qr-кодом. Каждому обучающемусяраздается его код. На каждой стороне есть вариант ответа: a, b, c, d. Соответственно на доскепоявляется вопрос с вариантами ответа, и ребёнок должен поднять ту букву вверх,вариант которой он считает верным. Вам остается только с помощью мобильногоприложения отсканировать ответы детей. Все ответы детей сохраняются в базуданных в вашем личном кабинете. Данное приложение возможно использоватьпрактически на любом этапе урока.
3. Сайт «КвестоДел». Название сайта говорит само за себя. Но яэтот сайт на уроках литературного чтения использую не для создания квестов, а для создания различных заданий для разгадывания тех или иных слов.Возможностисайта прекрасны: мы можем зашифровать любое слово в разнообразных формах закороткий промежуток времени. Приведу конкретный пример:
Начинаем изучение нового раздела «Делу время – потехе час». Берём как, казалосьбы, привычный нам приём «Отгадывание названия раздела»,но не через примитивные анаграммы, а через выполнение различных заданий, насоздание которых вы потратите не более 5 минут.
1.Вбиваете необходимые для вас слова и выбираете способ шифрования этих слов.
2.Кроме выбора самого способа шифрования можно выбрать вариант шифрования исложность шифрования.
3.Далее нажимаем кнопку печать и выбираем нужный для нас способ печати.
Помимо этого, на сайте вы можете сгенерировать любой ребус.
Каждыйпедагог хочет, чтобы ученики приходили в класс с удовольствием. Все дети любятиграть, и это естественное желание с успехом применяется на инновационныхуроках с применением игровых технологий. Пример игры на уроке литературы –«Литературный волейбол». Ученики делятся на три группы (по рядам). Средний ряд– это «сетка», а правый и левый – команды. Игроки «перекидываются» заранееподготовленными дома вопросами. За каждый ответ – очко на счёт. Задача «сетки»– перехватить вопрос отвечающей команды, подав сигнал о готовности к ответураньше неё. Чтобы ученики были в равных условиях, во время урока ряды нужнодважды поменять местами.
На современном этапе развития общества, многие учителя и я в том числе,работая по традиционной системе обучения, стараемся обновить содержаниеобучения и включаем в уроки элементы современных образовательных технологий.Этого требует время. В наш век научно-технического прогресса без новыхтехнологий обучения невозможно развитие детей. Для меня главное – всё,что я делаю, должно работать на личностный рост моих учеников.
Приведенные мною методыи приёмы – лишь малая часть известных на сегодняшний день инновационных методовобучения. Надеюсь, представленный мной материал был вам полезен.
Спасибо за внимание! Буду рада ответить на ваши вопросы.
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Использование инновационных технологий на уроках литературного чтения в 4 классе
Учитель начальных классов
МБОУ «Средняя школа №18»
Горелик Галия Илдаровна -
2 слайд
Поколение Z
Поколение Z — это первые дети, которые взрослеют в эпоху интернета и с младенчества не расстаются с гаджетами. -
3 слайд
-
4 слайд
Традиционные методы обучения
Инновационные технологии обучения -
5 слайд
Инновационные технологии
Технология проблемного обучения
Технология развития критического мышления
Здоровьесберегающие технологии
Информационно-коммуникативные технологии
Игровые технологии
Проектные технологии -
6 слайд
«Кубик Блума»
Придумай
(творческие вопросы)Почему
(причинно-следственные связи)
Объясни
(уточняющие вопросы)Предложи
(своё видение проблемы, идеи)
Поделись
(оценка действий, эмоц. окраска)
Назови
(воспроизведение знаний) -
7 слайд
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек», герои произведения
1. Назови героев произведения. Что просили дочери купца привезти им в подарок из дальних странствий?
2. Почему отец любил больше всего младшую дочь? Почему купец всё-таки решил отправиться домой, он что хотел отправить вместо себя одну из дочерей?
3. Какие подарки попросили сёстры? О чем это говорит? Как вы думаете случайно ли попал купец в лес и смог бы он оттуда самостоятельно выбраться?
4. Предложи свой выход из сложившиеся ситуации, чтобы помочь младшей дочери остаться с родными.
5. Придумай свою версию развития событий в тот момент, когда купец попал во дворец чудовища.
6. Как думаешь, легко ли отправиться на погибель вместо родного человека? Смог бы ты также? -
8 слайд
«Кубик Блума»
Вопросы формулирует сам учитель
Вопросы формулируют сами учащиеся -
9 слайд
LearningApps
-
10 слайд
PLICKERS
-
11 слайд
КвестоДел
-
12 слайд
КвестоДел
-
13 слайд
КвестоДел
-
14 слайд
Литературный волейбол
1 ряд
«Команда»
2 ряд
«Сетка»
3 ряд
«Команда» -
15 слайд
Спасибо за внимание!
