Урокобобщающего повторения по теме: Тип Членистоногие
Цель: обобщитьи закрепить пройденный материал, восполнить пробелы в знаниях учащихся по теметип Членистоногие.
Задачи урока:
- сформировать навыки индивидуальной и групповой форм деятельности, навыки сотрудничества с одноклассниками;
- развивать умения решать ребусы и головоломки, анализировать, сопоставлять и делать выводы;
- воспитывать познавательный интерес, потребность в знаниях, в самообразовании, стремлении к творчеству, любви и бережному отношению к природе.
Тип урока: Обобщающееповторение с применением:
- тестового контроля;
- игровой технологии;
- групповой работы.
Оборудование:
- мультимедийный проектор;
- ЭОР к уроку «Тип Членистоногие»
- раздаточный материал на три варианта.
Методы:
1. Словесный:вводная беседа, блиц-опрос;
2. Алгоритмическийметод: работа с карточками названий.
3. Моделирование:создание модели среды обитания Членистоногих
4. Наглядный:видеофрагменты, схемы, картинки
Оборудование:
1. Наглядность:таблица «строение ракообразных», «паукообразных», «насекомых», Наглядноепособие «внешнее строение ракообразных», «паукообразных», «насекомых»,коллекции насекомых.
2. ТСО:мультимедийный кинопроектор, компьютер, экран.
Структураурока:
- Организационный момент.
- Представление групп учащихся.
- Актуализация знаний
- Выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих умения, формирующих понятийные знания, на основе фактов и явлений.
- Проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости).
- Формулирование выводов по изученному материалу.
- Оценка результатов и подведение итогов урока.
- Рефлексия.
Подготовительнаяработа:
- Класс делится на три группы, приблизительно одинаковые по уровню знаний.
- Группам предлагается заранее подготовить материал о классах Членистоногие.
- Повторить материал по теме: Тип Членистоногие.
Ходурока:
1.Организационныймомент
Акцентирование вниманияучащихся на необычность данного урока.
Организация рабочих групп: учащиесявыбирают кружочки с Классами Членистоногих (Насекомые, Паукообразные,Ракообразные)
1 группа — Насекомые (Лузгина А.)
2 группа – Паукообразные (Попова Е.)
3 группа — Ракообразные (Семина А.)
1.Разминка.
Угадайтезвуки: за правильный ответ участник группы получает стикер.
1. Пчелы 2. Муха 3. Комар 4. Сверчок
2. Ктобыстрее?. Один вопрос — три ответа. Найдите правильный.
1. Зачемкузнечику сабля?
— для сражений;
— для откладкияиц;
— для красоты.
2. У кого самаякрепкая паутина?
— у самогокрупного паука;
— упауков-крестовиков;
— упауков-вязальщиков.
3. На кого жепохожа медведка?
— на медведя;
— на саму себя;
— на крота.
4. Чем комарможет быть полезен?
— опылениемрастений;
— служит пищейрыбам и птицам;
— только вредит.
5 Япокажу тебе, где раки зимуют! Где зимую раки?
— в водоеме, внорках;
— на берегуводоема;
— на деревьяхблиз водоема.
6 Какихнасекомых можно отнести к общественным?
— жуки;
— пчелы;
— бабочки.
7 Какиенасекомые занимаются сельским хозяйством?
— жуки;
— муравьи;
— клопы.
8. Когда ракилиняют?
— когдазахочется;
— не могутлинять;
— когда в панциретесно.
9. Почему шмелилохматые?
— чтобы походитьна медведя;
— чтобыотличаться от пчел;
— чтобы было потеплее.
У кого стикеров меньше всего,тот и будет отвечать на вопросы викторины в сервисе ЛёнингЭпс
3. Вопросы очленистоногих или (https://learningapps.org/3260759 Пройти викторину по темеРакообразные, и получить дополнительные стикеры.
4.Просмотрфильма о Членистоногих
5.Учащиесяопределяют тему урока и формулируют цель.
Темаурока Обобщение и систематизация: Тип Членистоногие
Цель урока: обобщить и систематизироватьзнания полученные при изучении данной темы, обратить внимание на сходство иразличие между классами.
Физ. минутка (музыка природы)
6. Работас текстом
В каждой группе настоле лежит текст, в котором необходимо вставить пропущенные слова. (Выполняемсамопроверку)
Задание для группы Ракообразные.
Тело ракообразныхразделено на _________ и__________. На голове расположены сложные ____________идве пары__________. Ракообразные имеют ________ходильных ног. Дыханиеракообразных обеспечивают _________. Растут ракообразные только в период__________. Развитие у раков _________.
Задание для группы Паукообразные.
Тело пауковразделено на _________ и _______. На голове расположены_______ глаза. Все паукиимеют___________. Паутина используется для строительства ________ и _______.Пищеварение у пауков осуществляется_____________. Дыхание пауков обеспечивают __________и ________. У пауков _______пары ног. Развитие _________.
__________________________________________
Задание для группы Насекомые.
Тело насекомыхразделено на _________, ___________ и ___________. На голове у насекомыхрасположены ________ глаза и ________ усиков. Насекомые имеют ______или_______пары крыльев и _______ног. В зависимости от характера пищи насекомыеимеют ротовые аппараты:_________. Функцию дыхания у насекомых осуществляют ________.Развитие у насекомых 2х типов с _____________ и с не ________________превращением.
7.«Ты — мне, я – тебе».
Нужно от одной группы задать по двавопроса другой группе. За правильные ответыгруппа получает стикер.
7. Головоломка Роль насекомых в природе
В |
Н |
Д |
И |
П |
З |
Е |
М |
О |
Т |
Ы |
О |
Т |
Х |
В |
Е |
Ы |
К |
С |
Х |
Р |
А |
Я |
Е |
Ш |
Е |
Е |
Е |
С |
И |
Н |
П |
Н |
Й |
В |
С |
Щ |
О |
Р |
И |
Е |
О |
Е |
А |
А |
Б |
О |
П |
Я |
Ц |
В |
Н |
Ж |
Н |
Найдите начало головоломки и понепрерывной линии, не заходя дважды в одну и ту же клеточку, прочитайте, чтоздесь зашифровано. За правильный ответгруппа получает стикер.
Насекомыеважнейшее звено в цепях питания природных сообществ.
8. Групповая работа над проектом.
Каждой группе нужно представить свой Класс: дать общую характеристику, назватьотличительные особенности Класса, привести примеры представителей, показатьроль в природе и в жизни человека…
Самооценивание
1. Я активно работал(а) на уроке |
|
2. Я усвоил(а) материал урока |
|
3. Я могу объяснить другому |
|
4. Работал(а) в группе и выполнял(а) задание |
|
Итого: |
|
1 балл -положительный ответ 0 балл — отрицательный
Критерии:
4 балла — отлично
3 балла — повториосновной материал
0-2 балла — изучитему повторно
Взаимооцениваниев группах
Критерии |
Ракообразные |
Паукообразные |
Насекомые |
Создание плана |
|
|
|
Сбор материала |
|
|
|
Обработка информации |
|
|
|
Готовый проект |
|
|
|
Вывод |
|
|
|
Представление проекта |
|
|
|
Итого: |
Каждыйкритерий оценивается в 1 балл
Рефлексия: заполнитетаблицу
Зеленыйцвет — интересно, понравилось
Желтыйцвет — не очень, не все понятно
Красныйцвет — нет, все не понятно
Ракообразные |
Паукообразные |
Насекомые |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Списоклитературы и интернет ресурсов:
- Учебник: В.В. Латюшин, В.А. Шапкин «Биология. Животные» 7 класс: учеб.для общеобразовательных учеб. заведений -М.: Дрофа, 2010, -304с.
- Захарова Н. Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В.В. Латюшина и В.А. Шапкина «Биология. Животные».-М.: Издательство «Экзамен»,2009.-158с.
- Контрольно — измерительные материалы. Биология: 7 класс/ Сост. Н.А. Артемьева. –М.: ВАКО, 2012.-112с.
- Латюшин, В. В., Ламехова, Е. А. Биология. Животные: рабочая тетрадь. 7 класс. — М.: Дрофа, 2010. — 176 с: ил.
- http://www.bugdreams.com/ — — материалы о насекомых.
- http://bratcev.chat.ru/index.html — Атлас дневных бабочек России. Фотографии, обзоры, научные статьи.
- http://www.zin.ru/Animalia/Coleoptera/rus/ — Жуки (Coleoptera) и колеоптерологи.
- http://entomolog.narod.ru/
- http://natura.spb.ru/
- http://contex.narod.ru/sitemap.html — Тайны морских глубин — энциклопедия о беспозвоночных, ракообразных и о коллекционирование морских животных
- http://gwij99.chat.ru/ — Коллекция фотоизображений насекомых и паукообразных: тропические бабочки, жуки, цикады, палочники, богомолы, скорпионы и др.
Самооценивание
2. Я активно работал(а) на уроке |
|
3. Я усвоил(а) материал урока |
|
4. Я могу объяснить другому |
|
5. Работал(а) в группе и выполнял(а) задание |
|
Итого: |
|
1 балл -положительный ответ 0 балл — отрицательный
Критерии:
4 балла — отлично
3 балла — повториосновной материал
0-2 балла — изучитему повторно
________________________________________________________________
Самооценивание
3. Я активно работал(а) на уроке |
|
4. Я усвоил(а) материал урока |
|
5. Я могу объяснить другому |
|
6. Работал(а) в группе и выполнял(а) задание |
|
Итого: |
|
1 балл -положительный ответ 0 балл — отрицательный
Критерии:
4 балла — отлично
3 балла — повториосновной материал
0-2 балла — изучитему повторно
_____________________________________________________________
Самооценивание
4. Я активно работал(а) на уроке |
|
5. Я усвоил(а) материал урока |
|
6. Я могу объяснить другому |
|
7. Работал(а) в группе и выполнял(а) задание |
|
Итого: |
|
1 балл -положительный ответ 0 балл — отрицательный
Критерии:
4 балла — отлично
3 балла — повториосновной материал
0-2 балла — изучитему повторно
