Муниципальноебюджетное учреждение
дополнительногообразования – Центр детского творчества
Татарскогорайона
Методическиерекомендации
«Приемы и особенности изготовления коллажей изфлористических материалов в декоративном и вегетативном стиле»
Автор- составитель:
ВражкинаЮлия Владимировна,
педагогдополнительного образования
первойквалификационной категории
632122,Новосибирская область, г. Татарск, ул. Ленина 33,
тел: 8-383-64-20-830,
2023 г.
Краткая аннотация
Данная работа является обобщением теоретического материала по использованиюосновных приемов и способов создания флористических коллажей в вегетативном идекоративном стилях. В ней описаны понятия: «флористика», «коллаж», ихисторические характеристики. Представленатехнология изготовления коллажей, ихотличительные особенности, а также способы подбора необходимых материалов,инструментов и приспособлений для работы.
Методические рекомендации предназначены для педагоговдополнительного образования, работающих с флористическими материалами, учителей технологий, воспитателей дошкольных учреждений и могут быть использованы в качестве учебно-наглядного пособия дляобучающихся. За основу базовой техники изготовления коллажей взяты опыт работы и технология, описанная Макеевой Инной Сергеевной – руководителя Школы цветочногоискусства ФЛОРИССИМА, члена Международного союза дизайнеров.
Актуальность
Флористический коллаж — одно изсамых популярных современных направлений декоративно — прикладного искусства,которое за последнее время получило широкое распространение и развитие. Егоприменение позволило превратить современный интерьер в настоящий шедевр. Этотвид искусства отличается гармонией поверхностей и объемов, броскостью,индивидуальностью, а также сочетает предметы живой и неживой природы. Онобладает таким арсеналом выразительных средств, таким количеством техник итворческих приемов, каким не обладает, пожалуй, никакой другой вид. Во флористическом коллаже вместо красокиспользуются природные материалы — лепестки, листья, травы. В настоящее время,когда люди начали опять поворачиваться лицом к природе, данные произведениястановятся все более актуальными. Вряд лифлористические коллажи могут заменить живой растительный мир, но все же данныеизделия вполне способны стать эффектным дополнением для интерьера илизамечательным подарком для друзей, близких и родных людей.
Работа над коллажами расширяет кругозор,воспитывает эстетический вкус, делает нас более чуткими и терпимыми. Поэтомуочень важно прививать интерес к данному видутворчества с детства.Этот вид деятельностиспособствует развитию у детей зрительного восприятия, памяти, образногомышления, а также чувства цвета, ритма, гармонии и на этой основе формируютсятворческие способности и художественно — эстетический вкус. Предоставляя детямвозможность работы с природными материалами, мы организуем условияспособствующие воспитанию бережного отношения к окружающему миру.
Как и живопись, флористика по своейсути не имеет границ. Стили флористики являются лишь отправнымиопределяющими, отталкиваясь от которых, художник начинает создавать своиуникальные произведения. И все же, чтобы начать творить, нужно знать принципы иосновы флористики, одним из которых является разделение флористики на стили. Стилем называютобщность образной системы, средств художественной выразительности, приемов,характеризующих произведение искусства. Существует пять основных стилей, вкоторых может быть выполнен флористический коллаж: вегетативный, декоративный, линейно -графический, абстрактный, пейзажный. Каждый из них имеет свои ярковыраженные черты и особенности. Но для воспитанников объединения «Умелые руки»наиболее привлекательным является выполнение коллажей в вегетативном идекоративном стилях, так как именно они являются самыми распространенными, но исамыми сложными. Поэтому методические рекомендации построены с учетом интересов обучающихся.Изготовление флористических коллажей способствует созданию условий дляформирования готовности личности к саморазвитию, способности адаптироваться вбыстро меняющемся мире, ориентации в современном информационном пространствекультуры и искусства.
Основные сведения о флористическихколлажах
1.1 История коллажа
Коллаж— сравнительно молодое направление в искусстве. Оно детище прошлогобурного столетия, когда художники искали новые средства для выражения своихмыслей, чувств и настроений. Техника коллажа (от фр. collage — наклеивание)дает широкий простор для творчества,поскольку для создания произведений можно использовать самые разные материалы —растения, краски, ткани, металлические детали и т. д.
Родоначальникомколлажа считают французского художника-кубистаЖоржа Брака. В 1913 году он первым использовал оригинальный прием — наклеиваниена картон полос окрашенной бумаги. А чтобы фактура бумаги получилась болееэффектной, художник подмешал в краску песок. Вскоре к нему присоединилсяединомышленник — великий Пабло Пикассо. В течение пяти лет они работалисовместно. В дело шли клочки газет, обоев, плакатов, куски тканей, визитные карточки…В результате творческого поиска обнаружилось, что даже самые обычные материалыв сочетании друг с другом на специальноподобранном фоне становятся необыкновенно выразительными. Так был разработанколлаж — технический прием в изобразительном искусстве, когда на какую-либооснову наклеивают материалы, отличающиеся от нее цветом и фактурой. Коллажемназывают и само произведение, выполненное при помощи подобного приема.
В30-х годах интерес к коллажу пошел на убыль, а в 50-х вспыхнул с новой силой —в русле появившегося тогда на Западе художественного течения поп-арт.Естественно, коллажи того времени отражают его дух, существовавшие тогданастроения, вкусы. В русском искусстве первым, кто стал применять техникуколлажа, был Аристарх Лентулов. Неуемный экспериментатор сочетал в своихполотнах живописные фрагменты с наклеенными кусочками фольги и цветной бумаги.Наиболее яркими работами, созданными в подобной технике в годы, являются панно«Москва», «Василий Блаженный», «Корабль». В 60-х годах к технике коллажаобратился известный художник Илья Глазунов. Так им была создана картина«Старик», многие произведения исторической тематики.
Пикпопулярности и у нас в стране, и за рубежом переживает и такое направление вискусстве коллажа, как флористический коллаж.
Понятиефлористика происходит от слова флора. Вдревнеримской мифологии так называли богиню цветов, весны, юности. Флористикойназывается раздел биологии, изучающийсовокупность видов растений. Флористикой называют искусство комбинированиязасушенных растений для создания панно и композиций. Наиболее известнымпредставителем этого вида творчества являетсянемецкий флорист Фридхельм Раффел, которому принадлежат необыкновенновыразительные произведения. У господина Раффела огромное число учеников ипоследователей по всему миру. Флористические коллажи создают главным образомпри помощи природных материалов — засушенных листьев, цветков, стеблей и т. д.Конечно, работы, выполненные в этом ключе, мало похожи на коллажи художников XXстолетия. Однако в их основе все те же приемы: на живописный фон наклеиваютэлементы, различные по цвету; форме и фактуре. Картины, созданные с помощьюзасушенных растений, порой напоминают гербарий. Искусно составленный, он могукрасить страницы альбома, становился напоминанием о счастливом времени,памятном событии. Засушенными лепестками цветов чувствительные девушки украшалиписьмо или открытку. Однако более сложные работы, выполненные с соблюдениемправил построения композиции, могут представлять собой настоящие произведенияискусства. Флористический коллаж от гербария прежде всего отличает правильноподобранный фон, который взаимодействует с расположенным на нем материалом поопределенным законам. Флористические коллажи изготавливаются вручную, вединственном экземпляре. Это придает им психологическую притягательностькак всякой уникальной вещи, отразившей авторскую личность. Современный мир всебольше тяготеет к индивидуальности, возвращается к тем временам, когда мирпредметов не был результатом массового производства. Флористика является самыммолодым видом аппликации.
1.2 Основные флористические стили
— Декоративный стиль — самыйраспространенный. При выполнении декоративной работы задача флористазаключается не в выявлении особенностей каждого растения, а в подчинении ихидее создания целого. При этом растения, даже теряя индивидуальность,приобретают красоту в единстве. Применяется как симметричный, так иасимметричный принцип построения композиции, различные способы распределенияматериала и применение разных флористических техник. Декоративный стильпредполагает использование большого количества материала и его разнообразие поцвету, форме и фактуре. Допускается смешение в одной композиции цветов разныхсезонов, географических ареалов, форм значимости,видов и семейств. Материалом для декоративной аранжировки могут служить фрукты,овощи, ягоды, различные флористические аксессуары — ленты, бумага, бижутерия и т. д.
— Вегетативный стиль считаетсясамым сложным. Для того чтобы успешно создавать композиции в этом стиле флористдолжен тонко чувствовать внутреннюю суть растений, приближая свои творения кестественным образам природы. Кроме цветов и листьев в вегетативныхаранжировках часто используются камни, коряги, шишки, ветки, мох, плоды, ягодыи прочие природные материалы. Для этого стиля характерна свободная, идентичнаяприродной, расстановка материала. Обязательным является сохранение естественныхформ роста, размеров и образов растений. В одной аранжировке используются цветы только одногосезона и одного географического ареала. Вегетативный стиль особенно хорош ввесенних композициях для передачи состояния пробуждения Природы. Образпросыпающегося леса — пробивающаяся нежная травка, проталины, первыеподснежники.
Сходстваи различия стилей
В каждом стиле – свои средства художественной выразительности,свои различия, приёмы и особенности. Практика работы над вегетативным идекоративными стилями показала, что между ними существуют следующие сходства иразличия:
Критерий |
Вегетативный стиль |
Декоративный стиль |
Используемые материалы для коллажа |
Сходства |
|
Используются природные и флористические материалы |
||
Различия |
||
Используемые материалы не деформируются, сохраняют свою естественную форму. |
Используемые материалы можно деформировать в угоду композиционного решения. |
|
Сходства |
||
Используемые материалы для основы, фона |
Для основы, фона коллажа используется любой материал (бумага, кожа, ткань, раствор и др.) |
|
Различия |
||
Основа, фон более ровный, приближенный к естественному, природному. |
Основа, фон более объемный, необычный, фантазийный |
|
Изображение, сюжет |
Сходства |
|
Изображение природы |
||
Различия |
||
Акцент на картине делается на изображение жизни растений. Зрителю передается красота листьев, стеблей, изысканность форм цветков, окрас. Картина должна быть очень правдоподобной, узнаваемой. |
Сюжеты коллажей этого стиля фантазийные. В картине передается настроение автора, его замысел. Работа в декоративном стиле должна пробуждать чувства, воспоминания, ассоциации. |
Следует признать, что граница между этими двумя стилями бываетдовольно условной. Поэтому необходимо научится тонко чувствовать материал иопределиться, что именно хочется изобразить.
2. Материалы и инструментыдля работы над коллажами.
Для создания флористических коллажей в вегетативном идекоративном стилях, необходимы материалы для композиций, материалы для основыи фона, а так же инструменты и приспособления.
2.1.Материалы для композиций
В любых стилях флористического коллажа, главную рольвыполняют засушенные растения и природные материалы (цветки, листья, фрукты,овощи, злаки, ветви, стебли, кора деревьев, шишки, плоды и коробочки растений,кокосовое волокно, рафия, сизаль, мох, грибы и др.). Можно так же использоватьматериалы нерастительного происхождения: перья, бисер, пуговицы, флористическуюбумагу, фигурки насекомых, птиц и животных, декоративный песок и гравий,ракушки, кораллы, морские звёзды.
2.2.Материалы для основы и фона
Материалов, которые можно использовать для основы и фона,немало. Они во многом определяют, каким будет флористический коллаж. Картон,бумага, оргалит, ткань, холст, кожа и её заменители, металл, стекло, растворстроительный – все эти материалы можно использовать в качестве основы длясоставления флористических композиций.
2.3.Инструменты
Набор инструментов для создания флористического коллажа ввегетативном и декоративном стилях достаточно большой, но наличие всехинструментов необязательно, всё зависит от сложности работ. Для работы можетпонадобиться: флористический нож, пинцет, ножницы флористические, палитра,кисти, шпатель, губка, клеевой пистолет, различные виды клея: ПВА, «Мастер», «Момент»,обойный, флористический и двусторонний скотч.
3. Техника создания коллажей.
Создание флористического коллажа в вегетативном илидекоративном стилях очень интересный и увлекательный процесс. Для того, чтобы конечныйрезультат оправдал ожидания, создавать коллаж нужно пошагово, соблюдая всетребования и правила. В своей педагогической деятельности использую методику«Звездочка обдумывания», которая значительно облегчает работу воспитанников иподходит для выполнения коллажа в любом стиле.
3.1. «Зведочка обдумывания» для созданияфлористического коллажа:
|
||||||||||
|
||||||||||
![]() |
||||||||||
![]() |
||||||||||
|
||||||||||
![]() |
||||||||||
|
|
|||||||||||
![]() |
![]() |
||||||||||
|
|
3.2. Описание «Звездочки обдумывания»
1. этап
Первостепенной задачей, при работе в данной технике, длявоспитанников является правильная постановка темы и выбор стилявыполнения коллажа. Тема – это то, что хочется передать в работе. Моя задача на данном этапе помочь детям в ее выборе. Тематика может зависеть от темы общеобразовательнойпрограммы, от темы конкурса, в котором, работа будет принимать участие, отстиля интерьера, где будет висеть будущий коллаж. Не маловажное значение привыборе темы работы имеет настроение автора. Если автор хочет передать в работесвои чувства, переживания, настроение, то коллаж выполняется в декоративномстиле. Если же автору хочется изобразить жизнь растений, природу, то в этомслучае коллаж нужно выполнить в вегетативном стиле. Обучающиеся четко должныопределиться в выборе стиля.
2. этап
Для выполнения коллажа в любом стиле необходимэскиз, который каждый воспитанник выполняет самостоятельно, но под моимпристальным наблюдением. Это может быть и просто набросок в масштабе, иразработка в формате будущего коллажа. Эскиз наглядно покажет детям, где будутнаходиться все элементы композиции. Составление эскиза важный этап в работе,поскольку здесь необходимо продумать все нюансы, мелочи и учесть все правиласоставления коллажа:
1. выбор композиционного центра — будетли у композиции один или два центра, может она будет без композиционногоцентра;
2. учет пропорций — нужнопродумать отношение частей композиции к целому и частей элементов композициимежду собой;
3. важно обратить внимание на ритм — это соразмерное чередованиеэлементов и частей композиции;
4. динамическая выразительность, где большинство форм, встречающихся в природе, будут выражать какое-либо движение, это могут быть растения,деревья и их ветки;
5. необходимо продумать, как будутрасполагаться все элементы композиции между собой симметрично – илиассиметрично.
3. этап
Не менее важным этапом в работеявляется выбор фона и фактуры для коллажа. Для вегетативного стилялучше подобрать более гладкие поверхности, выполненные на оргалите, картоне,коже, естественные цвета и фактура, так как работы в данном стиле приближены котражению естественных природных картин.
Для декоративного стиля лучшеподойдет фактурный, необычный фон, который дети могут выполнить из строительногораствора, сетки, ткани и других материалов. Подбираются яркие цвета илинаоборот бледные тона, это зависит от темы и замысла автора. Здесь следуетучитывать, что декоративный стиль предполагает создание фантазийных, необычныхкомпозиций. При работе над основой обращаю внимание воспитанников на то, что кожу,её заменители, ткань или бумагу лучше сначала приклеить к более прочным материалам,например оргалиту или картону. Для фона используются акриловые, масляные,акварельные краски, гуашь, пастель, флористические спреи. Для созданиясложного, объёмного фона используются строительная шпатлёвка, воск. Флористическаяупаковочная бумага также может послужить прекрасным фоном для коллажа, нужнотолько научить детей правильно их использовать.
4.этап
Подбор необходимых материалов иинструментов для работы. Флористический материал очень разнообразен,необходимо подобрать лишь те материалы, которые подойдут к тематике коллажа,по размеру, цвету, количеству, качеству, а также будут соответствовать эскизу. Для того, чтобы дети самостоятельно научились подбирать материал предоставляюим весь арсенал, который имеется в наличии. Правильно подобранный материал поможет сделать работу выразительной и привлекательной. Детям необходимо помнить,что в вегетативном стиле материал не поддается деформации и сохраняет своиестественные формы, а в декоративном стиле материалы могут деформироваться, вугоду композиции. Инструменты подбираются в зависимости от материалов итематики работы.
5. этап
Составление технологической карты проводитсясовместно с воспитанниками, она должна соответствовать «Звездочкеобдумывания».
1. Разработка эскиза флористического коллажа.
2. Подготовка основы.
3. Выбор материалов и инструментов.
4. Последовательность приклеивания элементов коллажа (сначала приклеиваются более крупные детали, а затем более мелкие. Хрупкий материал следует наклеивать в последнюю очередь).
5. Оформление в паспарту и рамку.
6. Презентация работы.
6. этап
Завершающим этапом в создании коллажаявляется его оформление в паспарту и раму. Обычно дети используют ужеготовые рамки, но могут придумать свою необычную, например рамку из пластинки,шпагата, старых часов и др. Выбор того или иного материала зависит от того,насколько он соответствует общему замыслу. Коллаж, паспарту и рама должныидеально сочетаться. Удачно выбранные паспарту и рама подчёркивают достоинствасозданного произведения, усиливают впечатление от него. Следует отметить, чтопаспарту в некоторых работах не обязательно выполнять, коллажи могут бытьоформлены лишь в рамки.
7 . этап
Презентация работ. Самый ответственный момент дляобучающихся. На этом этапе проводится коллективный анализ всех работ. Для этогооформляется выставка, на которой выбираются три самых удачных варианта. Детиобосновывают свой выбор по следующим критериям:
1. Соответствие тематике и стилю.
2. Правильность подбора материалов поцвету, качеству, количеству, пропорциям.
3. Сочетание фона и композиционногорешения.
4. Оригинальность выполнения рамки ипаспарту.
5. Эстетичность изготовления коллажа.
Работы, которые не вошли в тройкулидеров также анализируются. Обсуждаются допущенные авторами ошибки. Это могутбыть нарушение композиционного центра, пропорций. Не удачно подобранныематериалы, или не эстетичное выполнение, например, излишки клея. Моя задача наданном этапе подчеркнуть достоинства и качество выбранных работ, корректнопровести анализ работ в которых допущены ошибки. Контролировать, чтобы детивысказывались правильно, не обижали друг друга. В каждой работе найтиположительные моменты, настроить воспитанников на положительную волну, чтобы неотбить желание продолжать работу в данном направлении.
4.Заключение
Умение видеть и чувствовать красотуродной природы — большое счастье. Развивать это умение у детей нужно как можнораньше, так как чувства прекрасного, простой человеческой доброты закладываютсяименно в детстве. Воспитанники объединения «Умелые руки» работают с природнымматериалом уже более 8 лет. Начиная с простых аппликационных работ иззасушенных листьев, постепенно усложняя, изучая различные техники созданияпанно, картин, букетов и флористических коллажей, обучающиеся добились не малыхуспехов: оформили учебный кабинет своими работами, активно и результативноучаствуют в районных, областных, региональных выставках и конкурсах. Воспитанникамне составляет труда сделать подарки своими руками для близких родственникови друзей. Их работы могут стать стильным украшением для любого интерьера.(приложение№1).
Таким образом, способность детей выполнятьработы от выбора темы до презентации, расширяет субъектные возможности обучающихся, изменяетвзгляд на себя, на собственные возможности. Они развиваются бездополнительного стимула, просто ребенку интересно делать то, что он делает,а справиться он может, только будучи умелым в определенных сферах, и онначинает активно работать над развитием своей умелости, сам особенно не замечаятого. Созданиеколлажей дает детям возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя,а не потребителя. Это не только положительно сказывается на развитииэстетических чувств ребенка, но и пополняет навыки и умения, необходимые им вповседневной жизни.
Литератураи интернет ресурсы
1. Белецкая Л.Б., Боброва К. А. – Флористика. Издательство: АСТ «Сталкер», 2006г
2. Руби Б. -Школа флористики. Издательство: М: Эксмо, 2007г.
3. Марьина Ю. Школафлористики. Коллажи и панно. – М., 2005.
4. Белецкая Л.Б., Боброва К.А. Флористика.– М., 2005.
5. Солод Л.Е. Искусствосоставлять цветочные картины. – М., 2008.
6. Материалы изИнтерьера http://www. *****/njuki
7. http://www.liveinternet.ru/users/alisia_gold/rubric/5355394/
8. pandia.ru›text/77/364/60915.php
9. Victory75th | «Флориссима» — флористов — Инны Макеевой
