Муниципальное бюджетноеобщеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательнаяшкола № 5»
Еманжелинского муниципальногорайона
Челябинской области
Информационно-познавательныйпроект
«Природныезоны России: от заполярья до субтропиков»
Выполнил:
ученик 7б класса
Пятков Игорь
Наставник:
учитель географии
Золотарева Алена Геннадьевна
г. Еманжелинск 2020
Содержание
Введение
1. Происхождение и изменениеприродных зон России 3
2. Природные зоны России
2.1 Арктические пустыни 7
2.2 Тундра 9
2.3 Лесотундра 10
2.4 Тайга 11
2.5 Широколиственные исмешанные леса 12
2.6 Лесостепная 13
2.7 Степная 14
2.8 Полупустыни ипустыни 15
2.9. Субтропики 16
3. Практическая часть 17
Заключение 18
Список литературы 19
Приложение 20
Введение
Природные зоны –основные, качественно различные ландшафтные подразделения географическойоболочки, закономерно сменяющие друг друга в определенном порядке внутригеографические поясов. Как правило, занимают значительные площади, обладаютвытянутыми очертаниями и не имеют четко выраженных границ. Внешний обликприродных зон обычно определяется больше всего характером их растительногопокрова, по которому они особенно сильно отличаются друг от друга и по которомубольшинство зон получило свое название (зона тундр, лесная, степная и т.д.). Этообстоятельство связано с тем, что характер растительного покрова зон особенноярко выражает все важнейшие особенности их природы (климатические,геоморфологические, гидрологические, почвенные и зоогеографические). [3]
Почти все зоны отличаютсябольшой протяженностью с запада на восток. Несмотря на это каждая зона на всемсвоем протяжении сохраняет некоторые общие черты, обусловленные соотношениемтепла и влаги: господствующие климаты, коэффициент увлажнения, типы почв, растительности.Сходство прослеживается также в поверхностных водах исовременных рельефообразующих процессах. [5]
Актуальностьзаключается в том, что природные зоны России — это физико-географическая зона,и она является частью географической оболочки наше планеты и географическогопояса, а также имеет характерные составляющие её природных процессов икомпонентов.
Цель работы — более полное изучение природных зон Россиии их особенностей.
Для достижения поставленной целинеобходимо решить несколько задач:
— рассмотреть общие сведения оприродных зонах, а также природные зоны России — полярную пустыню, степи,полупустыни и пустыни, тундру и лесотундру, субтропики, смешанные ишироколиственные леса.
— разработать дидактическую игру «ЛотоПриродные зоны России».
Введение содержит актуальностьтемы, поставлены цель и задачи.
В первом разделе рассмотрелипроисхождение и изменение природных зон России.
Во втором разделе рассмотрелиприродную зональность и особенности природных комплексов России.
В третьем разделе – разработалидидактическую игру младших школьников и учащихся среднего звена «Лото Природныезоны России»
1. Происхождение иизменение природных зон России
В конце XIX столетия великий русский ученый Василий Васильевич Докучаев доказал,что зональность является всеобщим законом природы. Она проявляется вбольшей или меньшей степени во всех компонентах и на равнинах, и в горах. Таккак все компоненты природы находятся в тесном взаимодействии друг с другом, тоследствием закона зональности является существование крупных зональных ПТК — природных зон.
Ведущую роль в формированииприродных зон играет соотношение тепла и влаги.
Природные зоныопределяются зональными факторами: климатом, водами, почвами, растительным иживотным миром. Но ведь они зависят в конце концов, если двигаться в схеме отследствий к причинам, от геологической истории, т. е. характера измененияприродной обстановки в геологической истории. Значит, нам нужно выявить, как ипочему изменились природные условия в последние этапы развития Земли. Это идаст нам ответ на вопрос: как и почему сформировались современные природныезоны? В мезозое господствовал климат «вечной весны». Еще не было ни ледовойзоны, ни тундры, ни тайги. Выделялись экваториальный, тропический и умеренныйпояс. Причины подобных условий —длительная эпоха моря в мезозое. С неогена природная обстановка начинаетизменяться. Первоначальным толчком послужили горообразовательные движенияальпийского цикла. Ниже приводится опорная схема, в которой раскрываются лишьосновные звенья в цепи причинно-следственных связей изменений природныхкомпонентов. [4]
Неогеновый период
Альпийскоегорообразованиеàподнятие горàОтступание морей àУвеличениеплощади и высоты сушиàИзоляция Северного Ледовитого океана от тёплых морских течений югаà Остывание егоà Появление ледовитого покроваà Охлаждение климата северныхрайонов Евразии àПоявление ледников на вершинах поднявшихся горà Усиление охлаждения климатаà Возникновение первых покровных оледененийà распространение степей ипустыньà Отступание вечнозелёной растительности к югуà Формирование зоны, тайги, а также листопадных и смешанныхлесов. [1,2]
Такимобразом, причиной перестройки существовавших к началу неогена природных условийбыло поднятие горных сооружений в альпийскую эпоху горообразования.
«Народыво многом повторяют судьбы отдельных людей. Они тоже имеют свой дом, работают,живут лучше или хуже, но главное — как и люди, являются неповторимымиличностями со своими привычками и характером, со своей манерой понимать вещи»,— писал русский философ И.А. Ильин. Психические особенности людей и образуемыхими народов в огромной степени предопределены средой их развития, а она, в своюочередь, в немалой степени зависит от окружающей природной обстановки. «Посеешьхарактер — пожнешь судьбу», — говорит старинная пословица, значит, иисторические судьбы народов зависят от психических особенностей их характеров,предопределенных средой. Психический индивидуальный и национальный характер —явление природное. [2]
Ещедревнегреческий мыслитель и врач Гиппократ (ок. 460—370 гг. до н.э.) говорил о влиянии природы напсихику и судьбы людей. В странах, где счастливое смешение времен года имягкость климата напоминает весну, писал Гиппократ, не может быть места длямужества, упорного трудолюбия и нравственной энергии. Их нет не только утуземцев таких стран. Проклятию такого климата подвергаются и пришельцы, потомучто стремление к наслаждению неизбежно должно там взять верх. Подчинять своейволе живущих там людей могут только те тираны, предки которых или они самиродились под другими, более суровыми небесами. Там они и приобрели больше силыи хитрости, которые и позволили им подчинить себе обитателей более теплыхстран. [4,5]
СовременникГиппократа Фукидид анализируя первобытный период жизнисвоего эллинского народа, пришел к выводу, что чаще всего менялось населениетех областей, которые были всего щедрее одарены природой. Это Фессалия,Беотия и большая часть Пелопоннеса, где народы относительно молоды. Тогда какАттика, при бедности своей почвы, сохраняла одно и то же гораздо более древнеенаселение. Это различие Фукидид объяснял не только тем, что более богатыестраны возбуждают захватнические инстинкты завоевателей, но и тем, что племена,живущие среди плодородной природы, внутренне слабеют. Избыток богатств приводитк выделению из населения отдельных личностей, вступающих во внутренние раздорымежду собой, что ведет к ослаблению богатых государств. Это облегчает вторжениечужезем-
ных завоевателей. [4,5]
Знаменитыйгеограф Страбон (ок. 63 г. до н.э. — ок. 23 г. н.э.) считалсвойства богато расчлененной берегами и раздробленной рельефом Европы особенноблагоприятными для формирования деятельного характера людей и разнообразия культур.Частая смена низин игорных стран вела к разнообразию быта живущих рядом народов. Наряду сземледельческими народами, создающими цивилизацию и городскую жизнь, внегостеприимных областях Европы живут воинственные племена. Европа одинаковоблагоприятна как для развития мирной культуры, так и воинской силы. [4,5]
Развиваямысли Страбона, французский философ Монтескье(1689—1755) приходил к выводу, что «царство климата является первым из всехцарств» и нравы, действия и законы без всяких исключений подчиняются ему.Люди севера имеют большее количество животной теплоты и, соответственно, сил,чем люди юга. Поэтому «народы жарких стран трусливы, как старцы; народыхолодных мужественны, как юноши», — писал Монтескье. В лежащей в умеренномпоясе Европе нации противостоят друг другу, как сила силе, соприкасающиесямежду собой с почти одним и тем же мужеством. В континентальной Азии, напротив,настоящего умеренного пояса нет. Местности, расположенные в слишком холодномклимате, непосредственно граничат с местностями очень жаркого климата.Соответственно, и народы — воинственные, храбрые и деятельные соприкасаются снародами изнеженными, ленивыми и боязливыми. Одни неизбежно становятсяпобедителями, другие — побежденными. В этом лежит основание слабости Азии и силыЕвропы, свободы Европы и рабства Азии. [4,5]
Согласнонемецкому философу Иоганну Гердеру (1744—1803), народы в своем передвижениистремятся к средней полосе умеренного климата, ставшей центром культурного развития.Особенно влечет их Европа, куда испокон веков направлялись люди из Азии.Здесь нет давящего холода самоедов или иссушающих ветров монголов; нетпалящего жара песчаных африканских пустынь или избытка влажности и огромныхколебаний американского климата», — отмечал Гердер.
Выдающийсянемецкий географ, основоположник политической географии и антропогеографииФридрих Ратцель (1844—1904) считал, что неустанное движение является свойствомчеловека, а распространение народов и культур по земной поверхности называл«историческими движениями народов».
«Великиепереселения народов, — писал Н.К. Рерих (1874—1947), — не случайность. Не можетбыть случайностей в мировых постоянных явлениях. Этою особенностью закаляютсянаиболее живые силы народов. В соприкосновении с новыми соседями расширяетсясознание и куются формы новых рас». [4,5]
2. Природные зоныРоссии
2.1 Арктическаятундра
Арктическая пустыня Верхний рубеж области проходит поархипелагу Земля Франца Иосифа, нижняя граница — на острове Врангеля. Главнойособенностью арктической пустыни является наличие льда и снега на протяжениивсего года. Средняя температура зимой составляет около -50º С. В этот периодвыпадает много снега, дуют сильные ветра. Полярная ночь длится 4 месяца. Летниетемпературы в среднем составляют +4º C. Август считается самым теплым месяцем вгоду. Озера и болота отсутствуют. Растительный мир представлен в основномлишайниками. Здесь можно насчитать несколько эндемиков: арктическая ива,пушица, незабудка и звездчатка. Животных в Арктике мало из-за скудной флоры. Вхолодной пустыне отлично себя чувствуют белые медведи, песцы, северные олени илемминги. Скалистые побережья облюбовали гаги, кайры и другие пернатые. Береганекоторых островов представляют собой сплошные птичьи базары. [3,5]
2.2 Тундра
Природный комплекс растянулся от Кольского полуострова доЧукотки. Площадь его составляет восьмую часть от всей площади России. Природнаязона тундры характеризуется равнинами, только около Урала появляются горы ивозвышенности. Для этого региона характерна суровая зима со среднимитемпературами около -32º C и продолжительностью более полугода. В течениезимнего сезона дуют сильные ветра, которые снимают слой снега с почвы. Из-заэтого грунт промерзает, а во время оттепели заболачивается. Полярная ночьпродолжается с декабря по февраль. С середины лета солнце не садится. Оно неподнимается высоко над горизонтом, следовательно, большая часть лучейрассеивается в атмосфере. Наступает так называемый полярный день. Летниесредние температуры в тундре не превышают +5º C. Из растительности особоераспространение получили лишайники всевозможных видов и мхи. Многолетниекультуры представлены камнеломкой, брусникой, багульником, кассандрой иморошкой. Растения тундры являются кормовой базой для северного оленя и зайцев.Кроме них, в тундре обитают волки, песцы и куропатки. В период короткого летаможно наблюдать за гагарами, куликами и гусями. [3,5]
2.3 Лесотундра
Область тянется от тундры к тайге. Климат в этой переходнойзоне гораздо мягче, чем в соседней северной. В январе столбик термометра неподнимается выше -40º C, постоянно дуют холодные ветра. Однако снежный покровлежит постоянно. Зима длится до восьми месяцев. Средняя летняя температурасоставляет 15º С. Из-за высокой влажности и относительно невысоких летнихтемператур почва сильно заболочена. Лесотундра характеризуется лесами,состоящими из деревьев лиственных пород, берез и елей. Еще одной особенностью растительногомира являются луга. Поздней весной на них расцветают лекарственные травы.Болотистая местность богата торфом и мхами. В этой природной области растетягель, являющийся источником питания для оленей. Мир млекопитающихразнообразней, чем в тундре. Можно наблюдать росомах, медведей, волков ипесцов. Болота, озера и реки заселены водоплавающими птицами: утками, лебедямии гагарами. В лесотундре водятся уникальные пернатые: сапсаны, стерхи иказарки. Некоторые птицы, например, белая сова и куропатка, живут в этойприродной зоне круглый год, никуда не улетая. [3,5]
2.4 Тайга
Таежная зона протянулась от западных границ до побережьяТихого океана. Площадь биома составляет около 15 млн. км². Большую частьтерритории занимают леса. В основном местность практически нетронута человеком.Таежная зима холодная, средняя температура составляет -29° С.
Снежный покров не тает больше трех месяцев. Летние показателив среднем составляют +18º C. Осадки представлены в виде обильных дождей, из-закоторых возрастает уровень влажности. Водные ресурсы природной зоныпредставлены многочисленными реками, озерами и другими водоемами. Почвенныйслой состоит из гумуса и большого количества минеральных веществ. Растительныйи животный мир тайги уникальны. В таежной зоне широко представлены хвойные илиственные леса. Кроме них есть заболоченные местности и луга. Благодаряустойчивому климату и отсутствию экстремальных температур большинство животныхне меняет местообитания круглый год. Рябчик, кедровка, глухарь не улетают, апостоянно гнездятся в тайге. Для земноводных климат оказался суровым.Немногочисленные лягушки и ящерицы впадают в анабиоз с наступлением устойчивыхморозов. Мир млекопитающих представлен росомахой, рысью, лосем, бурым медведем,соболем. Тайга насыщена кровососущими насекомыми, которые роятся в огромныхколичествах. Зачастую гнус является переносчиком инфекционных заболеваний. [3,5]
2.5 Широколиственные и смешанные леса
Территория простирается от Восточно-Европейской равнины доДальнего Востока. Биом характеризуется мягким климатом. Зимняя температура непревышает -25° С. Над Дальним Востоком в этот период формируются многочисленныеантициклоны. Снег равномерно покрывает всю территорию природного комплекса.Лето в основном мягкое и влажное. Июльский воздух прогревается до +20º C.Теплый период продолжается 4 месяца. В это время выпадает максимальноеколичество дождей. Территория смешанных и широколиственных лесов известна своимводным потенциалом. Тут расположены протяженные половодные реки, озера. Болотапрактически отсутствуют. Земля насыщена азотом, магнием, кальцием и алюминием.В лесах растет кедр корейский, орех маньчжурский, липа амурская, лиственница.Очень много кустарников. Мхи и лишайники покрывают почву только в темных исырых местах. Леса богаты плодовыми, ягодными растениями и грибами. Это создаетусловия для комфортного проживания многих видов животных. Эти леса наиболееиспользованы человеком в своей деятельности. Наибольшим видовым разнообразиемотличаются земли, нетронутые человеком. Из обитающих пресмыкающихся можновыделить гадюку, живородящую ящерицу, ужа. В лесах водятся различные пернатые:рябчик, тетерев, клест, филин, сыч. Природная зона богата хищниками — волки,горностаи, лисы, куницы являются ее постоянными обитателями. В последнее времясущественно сократилась численность оленей. Леса остаются домом для ежей,барсуков, нутрий, кротов, зайцев и болотных черепах. [3,5]
2.6 Лесостепная зона
Территория, объединившая Восточно-Европейскую равнину,Западно-Сибирскую равнину и Южный Урал, и является переходной между лесами истепями. Зима в западной части природной зоны очень мягкая и многоснежная.Температура на востоке опускается до -20° C, снега выпадает немного. Летниепоказатели температур в среднем составляют +18º C, дождей выпадает немного. Дляфлоры лесостепи характерно сочетание лесов и травянистого покрова. Вевропейской части растет клен, дуб, липа. В азиатской зоне преобладают осины иберезы. Степные области богаты мятликом, клевером. Практически вся степьиспользуется в земледелии. Люди возделывают кукурузу, рожь, пшеницу. Здесьобитают такие животные, как белка, куница, суслик, дрофа, лось. Антропогенныйфактор привел лесостепную зону к опустыниванию, земля и водоемы загрязненытоксическими веществами и нитратами. Неустойчивый растительный мир не можетвосстановиться после деятельности человека. Природный комплекс лесостепипостепенно исчезает на территории России. [3,5]
2.7 Степная зона
Природная зона расположена на Восточно-Европейской равнине ив Западной Сибири. Зимой, в восточной части зоны холоднее, чем на западе. Летомсреднестатистические показания температуры составляют +20° C. Максимальноеколичество осадков приходится на июнь. Наблюдается чередование влажных сезоновс засушливыми. Почва черноземная, хорошо подходит для выращивания злаковыхкультур. В некоторых областях проходит процесс эрозии. В степи преобладаеттравянистая растительность: клевер, мятлик, дикий овес. Иногда на местностивстречаются кустарники: ракитник, спирея, дереза и терн. Все растения являютсяотличной кормовой базой для животных. В степях насчитывается большое количествополевок, сурков и пищух. Мир хищников представлен хорьками, лисами и волками. Вэтом природном комплексе находится ареал хищных пернатых: сов, ястребов, лунейи канюков. [3,5]
2.8 Полупустыни и пустыни
Территория протянулась от Прикаспийской низменности до границс Казахстаном. Столбик термометра в зимнюю пору опускается до -16º C, дуютпорывистые ветра. Снега практически нет, поэтому почва глубоко промерзает.Максимальное число осадков приходится на короткий весенний период. Средняятемпература летом составляет +25° C. Земли засоленные, много песков исолончаков. Растительный мир не отличается разнообразием. Только здесь можноувидеть ремарию, малькомию, акацию, верблюжью колючку, кактусы и некоторыезлаки. Во время засухи часть растений увядают, сохраняя подземные органы. Самымузнаваемым деревом пустыни является саксаул. На нем практически отсутствуютлистья, что существенно сокращает испарение влаги. Из травянистых растенийизвестной является черная полынь, которая укрывает землю, защищая ее от засухи.Обитатели пустынь ведут ночной образ жизни. Суслики, тушканчики и песчанкимогут впасть в спячку с наступлением жары. Мир земноводных представленгекконами, удавами и варанами. Из хищников можно отметить корсака, волков илис. Сайгак и верблюд относятся к крупным пустынным животным. Из птицвстречается жаворонок, саджа и кречетка. [3,5]
2.9 Субтропики
Эта зона,занимающая Черноморское побережье Кавказа, характеризуется наименьшей в Россиипротяженностью и площадью.
Величинасуммарной солнечной радиации достигает 130 ккал/ см2 в год.Лето продолжительное, зима теплая (средняя температура января 0 °С).
Распространеныплодородные красноземные и желтоземные почвы.
Субтропическаярастительность богата и разнообразна. Растительный мир представленвечнозелеными жестколистными деревьями и кустарниками, среди которых назовемсамшит, лавр, лавровишню. Распространены леса из дуба, бука, граба, клена.Заросли деревьев переплетают лиана, плющ, дикий виноград. Встречаются бамбук,пальмы, кипарис, эвкалипт.
Изпредставителей животного мира отметим серну, оленя, кабана, медведя, лесную икаменную куницу, кавказского тетерева.
Обилиетепла и влаги позволяет здесь выращивать такие субтропические культуры, какчай, мандарины, лимоны. Значительные площади заняты виноградниками иплантациями табака.
Благоприятныеклиматические условия, близость моря и гор делают этот район крупнымрекреационным районом нашей страны. Здесь расположены многочисленные турбазы,дома отдыха, санатории. [3, 5]
Для того чтобы было интересно и познавательно изучатьприродные зоны, я разработал дидактическую игру «Лото природные зоны России». В эту игру могут играть, как младшие школьники, так и учащиеся среднего звена.
Работая над созданиемигры, я познакомились с новым видом поисковой деятельности: я научился находитьнужную информацию в разных источниках; не без помощи взрослых её анализироватьи структурировать; сравнивать и преобразовывать; готовить и оформлять. Подобралнеобходимые иллюстрации к игре и сформировал карточки (см. приложение 1) длялото. Определился с целью игры и разработал правила.
Цели игры:
Закрепитьзнания о природных зонах России
Правилаигры
В игре могутучаствовать от 2-х до 6 игроков. Детям раздаются карточки с изображениемприродных зон, на которых изображены растения и животные данной природной зоны.Водящий достаёт наугад по одной разрезные карточки с изображением растений иживотных разных природных зон, на которых указаны названия. Читает названиерастения или животного, изображённого на карточке. Игрок, на карточке укоторого имеется соответствующая картинка, берет карточку, накладывает её наизображение на своей картинке.
Выигрывает тотучастник, который первым закроет всех животных и растения на своей карточке.
Практическаяценность дидактической игры в том, что её можно применять на уроках географии иокружающего мира, при изучении животного и растительного мира России.
Заключение
На территории России наблюдаетсясмена с севера на юг следующих природных зон: арктических пустынь, тундр,лесотундр, тайги, смешанных и широколиственных лесов, лесостепей, степей,полупустынь. Почти все зоны отличаются большой протяжённостью с запада навосток. Несмотря на это каждая зона на всём своём протяжении сохраняетнекоторые общие черты, обусловленные соотношением тепла и влаги: господствующиеклиматы, коэффициент увлажнения, типы почв, растительности.
Все зоны имеют свои отличительныеособенности: флора, фауна, климат, население, полезные ископаемые, род занятиянаселения.
Из-за благоприятного месторасположенияРоссии и размеров нам повезло с природными зонами. У нас большое разнообразиеживотных, птиц, растений. Но в настоящее время перед человеком стоят насущныепроблемы нарушения экологического равновесия в природе, загрязнения природнойсреды и истощения природных ресурсов. Масштабы изменений в природе настольковозросли, что природа начинает нуждаться в охране, защите от негативноговоздействия.
Для того, чтобы этого не былосозданы заповедники, заказники, национальные природные парки, некоторые из нихвключены в список мировых памятников, находящихся под охраной ЮНЕСКО.
Закончив свой проект, я могусказать, что поставленной цели и задач я достиг, так как глубже изучилприродные зоны России и разработал дидактическую игру.
Таким образом, можно сделатьвывод, что природа – это комплекс взаимосвязанных компонентов, которыенаходятся в постоянной взаимосвязи друг с другом и зависят друг от друга. Натерритории Российской Федерации четко выражена зональность многих природныхпроцессов и явлений. Природные зоны нашей страны очень разнообразны. Этообусловлено обширной территорией, различием рельефа и климатическими условиями.
Список литературы
1. Еловичева Я.К. Проблемы физическойгеографии: Минск : БГУ, 2011. — 271 с.
2. Котляков В.М., Люри Д.И. Изменениеприродной среды России в XX веке: М.: Молнет, 2012. — 405 с.
3. Кухарчик Ю.В. Физическаягеография: Минск : БГУ, 2012. — 192 с.
4. Ляховская Л.Ф.Эколого-географические проблемы регионов России: Самара: ПГСГА,2012. — 500с.
5. Максаковский В.П., Петрова Н.Н.Физическая и экономическая география мира: М.: Айрис-пресс, 2010. — 368 с.
Приложение1
Дидактическая игра «Лото природные зоны России».
Приложение2
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс