Пояснительная записка
Программа позволяет последовательно решать задачиподготовить юных баскетболистов, формируя у учащихся целостное представление о баскетболе , о физической культуре, возможностях в повышенииработоспособности и улучшении состояния здоровья, а главное воспитать личность,способную к самостоятельной, творческой деятельности. Своеобразие настоящей программы заключается в том, что она создана на основе типовойпрограммы для «Детско – юношеской спортивной школы» и курса обучения игребаскетбол. Технические приемы, тактические действия и особенно игра в баскетбол таят в себе большие возможности для формирования жизненноважных двигательных навыков и развития физических особенностей детей.Исследователи игровой деятельности подчеркивают её уникальные возможности нетолько для физического, но и нравственного воспитания детей, особенно дляразвития познавательных интересов, выработки воли и характера, формированиеумения ориентироваться в окружающей действительности, воспитания чувстваколлективизма. Игровой процесс обеспечивает развитие образовательногопотенциала личности, её индивидуальности, творческого отношения к деятельности.
Программа последовательно решает основные задачи физическоговоспитания:
- укрепления здоровья, физическое развитие и повышение
работоспособности учащихся:
- воспитание у занимающихся высоких нравственных качеств;
- формирование понятия о том, что забота о своем здоровье является не только личным делом;
- воспитание потребности в систематических и самостоятельных занятиях физическими упражнениями;
- приобретение знаний в области гигиены и медицины, необходимых
понятий и теоретических сведений по физической культуре и спорту;
- развитие основных двигательных качеств.
Процесс формирования знаний, умений и навыков неразрывно связаны сзадачей развития умственных и физических способностей занимающихся. Поэтомузадача развития этих способностей считается такой же важной, как и задачаобучения.
Воспитывающий характер процесса обучения делает необходимымпостановку и решение задач не только по формированию навыков и развитиюопределенных физических качеств, но и воспитанию интеллектуальных, морально -волевых, эстетических качеств личности обучающихся и организацию условий для ихлучшего развития.
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены впринципе совместной деятельности учителя и ученика.
Очень важно в связи с реализацией принципов индивидуализации идифференциации подобрать на каждого учащегося соответствующие методы иметодические приемы обучения и воспитания.
Образовательная направленность физического воспитанияобеспечивается лишь при условии, если обучение двигательным действиям иразвитие физических качеств органически сочетаются с формированием у учащихсяопределенных знаний. Активная мыслительная деятельность обучающихся способствуетбыстрому прохождению изучаемого материала, а двигательные умения и кавыки,приобретенные путем сознательного усвоения, оказываются более прочными.
Материал программы дается в четырех разделах: основы знаний, общаяфизическая подготовка, специальная подготовка и примерные показателидвигательной подготовленности.
В разделе «Основы знаний» представлен материал, способствующийрасширению знаний учащихся о собственном организме, о гигиеническихтребованиях, об избранном виде спорта, о возможностях человека, его культуре иценностных ориентациях.
Теоретический материал дается блоками, которые обозначены впрограмме. Сообщение знаний организовать в форме бесед (групповых илииндивидуальных) до, после или в процессе выполнения двигательной деятельности.
В разделе «Общая физическая подготовка» даны упражнения, строевыекоманды и другие необходимые двигательные действия, которые способствуютформированию общей культуры движений, развивают определенные двигательныекачества.
В разделе «Специальная подготовка» представлен материал по баскетболу , способствующий обучению школьниковтехническим и тактическим приемам.
Тренер может успешно обучать основам техники и тактики,применяя различные методологические приемы и рациональные способы организацииупражнений. При этом необходимо решить две задачи: повысить качество обучения идостичь оптимальной физической нагрузки на занятиях. Одним из таких приемовобучения является выделение и разучивание основы технического приема илитактического действия. Этой основой может быть часть приема из егодвигательного состава, а также одна из его биомеханических характеристик.Например, во время обучения передачи двумя руками от груди наиболее важнымэлементом, основой является положение мяча в кистях, способ держания мяча передвыполнением передачи. От этого зависит «выстреливающее» движение передачи.Целесообразно именно это положение изучать в первую очередь, на немконцентрировать внимание учеников. Другие части передачи, такие, как приведениемяча в исходное положение, согласование движений ног и рук, можно разучивать наследующих этапах обучения в зависимости от времени, отведенного на обучениеэтому элементу. В обучении броску с места и в качестве основы могут выделеныисходные положения ног, рук с мячом, а также направление движения вверх, чтоопределяет траекторию броска. На следующих этапах можно разучивать согласованиеотдельных частей движения и т.д.
«Базовый элемент» должен быть той безусловно необходимой частьюдвижения, без правильного выполнения которой невозможно решить двигательнуюзадачу, выполнить технический прием или тактическое движение. Он должен такжеслужить основой для совершенствования деталей техники и тактики. Методическийприем выделения базовых элементов дает возможность тренеру сделать процессобучения бодрее конкретным, позволяет сокращать время на объяснение, совмещатьобъяснение с показом упражнения. Базовые элементы тренер может разучивать назанятиях, а детали совершенствовать самостоятельно в домашних заданиях.
Простые упражнения баскетболистов можно сочетать с акробатическимиупражнениями и всевозможными прыжками. Поэтому в системе подготовкибаскетболиста должны найти место эти упражнения.
Цели:
1. Созданиеусловий для всестороннего физического развития и совершенствования необходимыхв жизни двигательных и морально – волевых качеств.
2. Формированиеу обучающихся целостного представления о баскетболе , о физическойкультуре, о здоровом образе жизни.
Достижение основной цели кружковой работы обеспечивается решениемследующих основных задач, направленных на:
- укрепление здоровья;
- содействие правильному физическому развитию организма;
- приобретение необходимых теоретических знаний;
- овладение основными приемами техники и тактики игры;
- воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, навыков культурного поведения, чувства дружбы;
- привитие ученикам организаторских навыков;
- формирование здорового образа жизни.
Основное содержание
II – IV классы
I.Основы знаний
Общие представления о физических упражнениях и их отличии отбытовых движений и действий, правила выполнения общеразвивающих физическихупражнений. Правила и приемы организующих команд.
Общие представления о физическом развитии человека, правилаизмерения роста и массы тела. Общие представления о физической подготовкечеловека и сведения об упражнениях по ее измерению. Правила измерениясилы, быстроты, гибкости и координации. Физическаянагрузка и ее связь с тренировкой систем дыхания и кровообращения (общиепредставления).
Правила самостоятельного освоения физических упражнений.
Правила организации и проведения подвижных игр и простейшихсоревнований.
II. Общая физическаяподготовка.
Показывать результаты не ниже, чем средний уровень основныхфизических способностей (табл.1).
Составление комплексов упражнений на развитие основных физическихкачеств и самостоятельное их выполнение. Изменение физической нагрузки во времявыполнения физических упражнений (по скорости и темпу выполнения, по количествуповторений и продолжительности выполнения).
Наблюдение за индивидуальным физическим развитием и физическойподготовленностью, измерение показателей физической подготовки.
Жизненно-важные двигательные навыки и умения. Ходьба,бег, прыжки разными способами и из разных исходных положений; с различной амплитудой,траекторией и направлением движений; на ровной, наклонной и возвышенной опоре.Преодоление малых препятствий прыжком с места, разбега, опорой на руки,запрыгиванием и спрыгиванием, перелезанием, переползанием и проползанием.Лазание по гимнастической стенке различными способами и с различнойнаправленностью передвижения. Лазание по гимнастическому канату (произвольнымспособом). Преодоление полосы препятствий с использованием разных способовпередвижения.
Метание малого мяча на дальность, в цель.
III. Специальная подготовка.
Различные игры и игровые упражнения с малыми и большими(резиновыми) мячами. Различные комплексы упражнений с малыми и большими мячами.
Передвижения в стойке. Остановка прыжком и упражнения длясовершенствования. Передвижения бегом.
Ловля и передача мяча двумя руками от груди, стоя на месте и вдвижении.
Ведения мяча правой и левой рукой по прямой, с изменениемнаправления.
Бросок двумя руками от груди с места с отражением от щита послеведения и остановки.
Сочетание приемов техники.
Подвижные игры с элементами баскетбола .
Уровень физической подготовленности учащихся 7 – 10 лет. Таблица 1
п/п
Физические способности
Контрольное
упражнение
(тест)
Возраст, лет
Уровень
Мальчики
Девочки
Низкий
Средний
Высокий
Низкий
Средний
Высокий
1
Скоростные
Бег 30 м, с
7
8
9
10
7,5 и более
7,1
6,8
6,6
7,3-6,2 7,0-6,0 6,7-5,7 6,5-5,6
5,6 и менее
5,4
5,1
5,0
7,6 и более
7,3
7,0
6,6
7,5-6,4 7,2-6,2 6,9-6,06,5-5,6
5,8 и менее
5,6
5,3
5,2
2
Координационные
Челночный бег
3X10 м, с
7
8
9
10
11,2 и более 10,4
10,2
9,9
10,8-10,3
10,0-9,5
9,9-9,3
9,5-9,0
9,9 и менее
9,1
8,8
8,6
11,7 и более
11,2
10,8
10,4
11,3-10,6 10,7-10,1 10,3-9,7 10,0-9,5
10,2 и менее 9,7
9,3
9,1
3
Скорост-но-сило-вые
Прыжок в длину с места, см
7
8
9
10
100 и менее
ПО
120
130
115-135 125-145 130-150 140-160
155 и более 165
175
185
90 и менее
100
110
120
110-130 125-140 135-150140-155
150 и более
155
160
170
4
Выносливость
6-минутный бег, м
7
8
9
10
700 и менее
750
800
850
730-900 800-950 850-1000 900-1050
1100 и более
1150
1200
1250
500 и менее
550
600
650
600-800 650-850 700-900
750-950
900 и более 950
1000
1050
5
Гибкость
Наклон вперед из положения сидя, см
7
8
9
10
1 и менее
1
1
2
3-5
3-5
3-5
4-6
9 и более
7,5
7,5
8,5
2 и менее
2
2
3
6-9
6-9
6-9
7-10
11,5 и более
12,5
13,0
14,0
Силовые
Подтяги-
вание:
на высо-
кой пере-
кладине
из виса,
кол-во
раз (маль-
чики)
на низкой
перекла-
дине из
виса ле-
жа, кол-
во раз
(девочки)
7
8
9
10
7
8
9
10
1
1
1
1
2-3
2-3
3-4
3-4
4 и выше
4
5
5
2 и ниже
3
3
4
4 – 8
6 – 10
7 – 11
8 — 13
12 и выше
14
16
18
V – IX классы.
I. Основы знаний
Здоровый образ жизни человека, роль и значение занятий физическойкультурой в его формировании.
История зарождения древних Олимпийских игр в мифах и легендах.Общие представления об истории возникновения Современных Олимпийских игр, рольПьера де Кубертена в их становлении и развитии. Олимпийское движение в России,выдающиеся успехи отечественных спортсменов.
Понятие общей и специальной физической подготовки,спортивно-оздоровительной тренировки.
Техника двигательных действий (физических упражнений), ее связь сфизической подготовленностью и двигательным опытом человека. Основы обучениядвижениям и контроль за техникой их выполнения.
Физические качества и их связь с физической подготовленностьючеловека, основы развития и тестирования.
Правила составления занятий и системы занятийспортивно-оздоровительной тренировкой, соблюдения режимов физической нагрузки,профилактики травматизма и оказания до врачебной помощи.
Нормы этического общения и коллективного взаимодействия в игровойи соревновательной деятельности.
Правила спортивных соревнований и их назначение.
II. Общая физическаяподготовка.
Должна соответствовать среднему уровню показателей развитияосновных физических способностей (табл. 2).
Бег: встречная эстафета, ускорение на 30, 40, 50 м. Бег на 60 м.Бег на 20 м с высокого старта. Челночный бег.
Бег 12 – 15 мин. Кросс в чередовании с ходьбой до 30 мин. Поворот.Поворотный бег, переменный бег. Спринт.
Прыжки опорные через козла в длину; прыжки в длину с места;многоскоки; прыжки в глубину и на возвышение до 90 – 100 см.
Метание гранаты, набивного мяча и других утяжеленных предметов.
Подтягивание из виса.
Передвижения на лыжах: повторное и переменное прохождение отрезков300 – 600 м.
Способы спортивно-оздоровительной деятельности: составлениеи выполнение комплексов упражнений общей и специальной физической подготовки.Составление и проведение самостоятельных занятий по совершенствованию индивидуальнойтехники двигательных действий и развитию физических качеств.
Наблюдения за режимами физической нагрузки во время занятийспортивно-оздоровительной тренировкой. Наблюдения за индивидуальной динамикойфизической подготовленности в системе тренировочных занятий.
Судейство простейших спортивных соревнований (качестве судьи илипомощника судьи). III. Специальная подготовка.
Остановка прыжком и в два шага в различных упражнениях и подвижныхиграх. Повороты на месте.
Ловля и передача мяча двумя руками от груди с шагом и со сменоймест, в движении. Передача мяча двумя руками от груди при встречном беге вколоннах. Передача мяча одной рукой от плеча после ведения. Передача мяча наместе с отскоком от пола. Передача мяча двумя руками от груди в тройках в движениипо восьмерке с броском по кольцу. Передача одной рукой снизу в движении послеотскока, в прыжке в любом направлении. Ловля катящегося мяча на месте и вдвижении.
Ведение мяча с изменением направления (по сигналу), скорости ивысоты отскока. Ведение мяча без зрительного контроля.
Бросок мяча в корзину двумя руками от груди после ведения сотражением от щита. Бросок по кольцу после ведения и остановки (5 класс).Бросок в корзину одной рукой после ведения; броски мяча в корзину в движениипосле двух шагов. Бросок в прыжке одной рукой с места(6 — 7 класс). Броски отголовы; бросок снизу двумя руками; бросок в корзину одной рукой после ловлимяча во время бега (8 – 9 классы).
Штрафной бросок. Броски с дальней и средней дистанции произвольнос удобных точек.
Индивидуальные защитные действия (перехват мяча, борьба за мяч, непопавщий в корзину).
Быстрое нападение.
Двусторонняя игра.
Уровень физической подготовленности учащихся 11 – 15 лет Таблица 2
№
п/п
Физичес-
способности
Контрольное упражнение (тест)
Возраст, лет
Уровень
Мальчики
Девочки
Низкий
Средний
Высокий
Низкий
Средний
Высокий
1
Скоростные
Бег 30 м, с
11
12
13 14
15
6,3 и выше
6,0
5,9
5,8 5,5
6,1-5,5
5,8-5,4
5,6-5,2
5,5-5,1
5,3-4,9
5,0 и ниже
4,9
4,8
4,7
4,5
6,4 и выше 6,3 6,2 6,1 6,0
6,3-5,7
6,2-5,5
6,0-5,4
5,9-5,4
5,8-5,3
5,1 и ниже
5,0
5,0
4,9
4,9
2
Координационные
Челночный бег 3X10 м, с
11
12
13
14
15
9,7 и выше
9,3
9,3
9,0
8,6
9,3-8,8
9,0-8,6
9,0-8,6
8,7-8,3 . 8,4-8,0
8,5 и ниже
8,3
8,3
8,0
7,7
10,1 и выше
10,0
10,0
9,9
9,7
9,7-9,3
9,6-9,1
9,5-9,0
9,4-9,0
9,3-8,8
8,9 и ниже
8,8
8,7
8,6
8,5
3
Скорост-но-сило-вые
Прыжки в длину с места, см
11
12
13
14
15
140 и ниже
145
150
160
175
160-180 165-180 170-190 180-195 190-205
195 и выше 200
205 210 220
130 и ниже
135 140 145 155
150-175 155-175 160-180 160-180 165-185
185 и выше
190
200
200
205
4
Выносливость
6-минутный бег, м
11
12
13
14
15
900 и менее
950
1000
1050
1100
1000-1100 1100-1200 1150-1250 1200-1300 1250-1350
1300 и выше
1350
1400
1450
1500
700 и ниже .750 800 850 900
850-1000
900-1050
950-1100
1000-1150
1050-1200
1100 и выше 1150
1200
1250
1300
5
Гибкость
Наклон
вперед из
положе-
ния сидя,
см
11
12
13
14
15
2 и ниже
1
2
1
4
6-8
6-8
5-7
7-9
8-10
10 и выше
10
9
11
12
4 и ниже
5
6
7
7
8-10
9-11
10-12
12-14
12-14
15 и выше
16
18
20
20
6
Силовые
Подтягивание; на высокой перекладине из виса (мальчики), кол-вораз; на низкой
перекла-
дине из
виса лежа
(девочки),
кол-во раз
11
12
13
14
15
11
12
13
14
15
1
1
1
2
3
4-5
4-6
5-6
6-7
7-8
6 и выше
7
8
9
10
4 и ниже
4
5
5
5
10 – 14
11 – 15
12 – 15
13 – 15
12 — 13
19 и выше
20
19
17
16
X — XI классы.
I. Основы знаний
Общие представления о самостоятельной подготовке ксоревновательной деятельности, понятие физической, технической ипсихологической подготовки. Общие представления об индивидуализации содержанияи направленности тренировочных занятий (по избранному виду спорта), способысовершенствования техники в соревновательных упражнениях и повышения физическойнагрузки (понятие режимов и динамики нагрузки). Особенности распределениятренировочных занятий в режиме дня и недели.
Общие представления о прикладно-ориентированной физическойподготовке, ее цель, задачи и формы организации, связь соспортивно-оздоровительной деятельностью.
II. Общая физическаяподготовка.
Должна соответствовать среднему уровню показателей развитияосновных физических способностей (табл. 3).
Старты из различных исходных положений по внезапному инеожиданному сигналу; спринт, ускорение по 50 – 60 м. Повторный переменный бегна отрезках 100 – 200 м.
Упражнения с отягощениями; в висах и упорах; силовые упражнения спартнером.
Прыжки, напрыгивание; прыжки в глубину; опорные прыжки; прыжкичерез препятствия.
Передвижение на лыжах; повторное и переменное прохождение отрезков400 – 600 м.
Прохождение дистанции 5 – 10 км.
Совершенствование технических приемов и командно-тактическихдействий в спортивных играх ( баскетболе , волейболе, мини-футболе,настольном теннисе, ручном мяче). Прикладные упражнения (юноши): упражнения итехнические действия, сопряженные с развитием основных психических процессов(скорость реакции, внимание, память, оперативное мышление).
Способы спортивно-оздоровительной деятельности: технологияразработки планов-конспектов тренировочных занятий, планирование содержания идинамики физической нагрузки в системе индивидуальной прикладно-ориентированнойи спортивной подготовки (по избранному виду спорта).
Контроль режимов физической нагрузки и их регулирование во времяиндивидуальных тренировочных занятий.
Тестирование специальных физических качеств (в соответствии сизбранным видом спорта).
Технология разработки планов-конспектов тренировочных занятий,планирование содержания и динамики физической нагрузки в системе индивидуальнойприкладно-ориентированной и спортивной подготовки.
Контроль режимов физической нагрузки и их регулирование во времяиндивидуальных тренировочных занятий.
Тестирование специальных физических качеств (в соответствии сизбранным видом спорта).
III. Специальная подготовка.
Ловля мяча после отскока: передача мяча одной рукой от плеча наразличные расстояния с места и в движении; передача одной рукой из – за спины.Ловля высоко летящих мячей в прыжке и после отскока от щита. Передача мячаодной рукой переводом; передача мяча назад под рукой; ловля мяча переданногосзади, при беге по прямой.
Бросок мяча над головой сбоку (крюком) после ведения, после ловлив движении; бросок двумя руками над головой в прыжке с неизвестного заранееместа, с преодолением сопротивления двух соперников. Броски в прыжке с дальнейи средней дистанции с определенных точек площадки (с определениемсопротивления). Добивание мяча в корзину.
Взаимодействие игроков в нападении и в защите; борьба двухзащитников с двумя нападающими за отскочивший мяч после неудачного броскаиздали.
Позиционное нападение, зонная защита.
Двусторонняя игра.
Уровень физической подготовленности учащихся 16 – 17 лет Таблица 3
№ п/п
Физические способности
Контрольное
упражнение
(тест)
Возраст, лет
Уровень
Юноши
Девушки
Низкий
Средний
Высокий
Низкий
Средний
Высокий
1
Скоростные
Бег 30 м, с
16
17
5,2 и ниже 5,1
5,1-4,8 5,0-4,7
4,4 и выше 4,3
6,1 и ниже 6,1
5,9-5,3
5,9-5,3
4,8 и выше
4,8
2
Координационные
Челночный бег 3 х 10 м, с
16
17
8,2 и ниже 8,1
8,0-7,7 7,9-7,5
7,3 и выше 7,2
9,7 и ниже 9,6
9,3-8,7
9,3-8,7
8,4 и выше
8,4
3
Скоростно-силовые
Прыжки в длину с места, см
16
17
180 и ниже 190
195-210 205-220
230 и выше 240
160 и ниже 160
170-190 170-190
210 и выше 210
4
Выносливость
6-минутный бег, м
16
17
1100 и ниже 1100
1300-1400 1300-1400
1500 и выше 1500
900 и ниже 900
1050-1200 1050-1200
1300 и выше 1300
5
Гибкость
Наклон вперед из положения стоя, см
16 17
5 и ниже
5
-9-12 9-12
15 и выше 15
7 и ниже
7
12-14
12-14
20 и выше
20
6
Силовые
Подтягивание: на высокой перекладине из виса, кол-во раз (юноши),на низкой перекладине из виса лежа, кол-во раз (девушки)
16
17
4 и ниже
5
8-9 9-10
11 и выше
12
6 и ниже
6
13-15
13-15
18 и выше
18
Распределение времени по видам подготовки.
№ п/п
Вид программного материала
Количество часов
1
2
3
3.1
3.2
3.3
4
5
6
Основы знаний
Общая физическая подготовка
Специальная подготовка
Техническая подготовка
Тактическая подготовка
Подвижные игры
Участие в соревнованиях
Инструкторская и судейская практика
Контрольные испытания (тестирование)
в процессе занятий
40
30
22
26
8
в процессе занятий
6
Занятия в секции проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 2часа.
Требования, предъявляемые кзанимающимся, по освоению знаний, умений и навыков.
Формирование взаимосвязей между навыками техники игры
и физическими качествами
Теоретические предпосылки.
Как уже отмечалось, специфической особенностью игры в баскетбол является комплексное проявление практически всехфизических качеств. Однако воспроизведение отдельных приемов техники игрыпроисходит под знаком реализации базовых для них компонентов физическогопотенциала, Так, например, наиболее значимыми для ловли мяча являютсякоординационные способности; передачи мяча связаны с достаточным уровнемразвития скоростно-силовых качеств верхних конечностей и разновидностейбыстроты; эффективное использование ведения мяча требует высокой степениразвития координационных способностей и скоростных качеств, а для бросков мячав корзину главенствующими выступают координационные способности искоростно-силовые качества..
К формированию взаимосвязеймежду компонентами технической и физической подготовки занимающихся следуетприступать по мере развития на должном уровне базовых физических способностей иовладения рациональной структурой технических приемов.
1. Ловля мяча — координационные способности:
- выполнение разновидностей приема на месте после собственного подбрасывания мяча вверх над собой в сочетании с разнообразными двигательными действиями после выпуска мяча:
- хлопок или несколько хлопков в ладони над или за головой, за спиной, спереди или сзади на уровне колен, у пола, под ногой и т.п.;
- смена положений тела: присед, сед на полу, упор лежа, выпад вперед или в сторону, сед на одной ноге и т.п.;
- повороты на 180 — 720° переступанием, прыжками на одной или двух ногах;
- элементы акробатики: кувырок вперед или назад, переворот в сторону, равновесие на одной ноге («ласточка»)-и т.п.;
- ловля мяча после отскока от пола с элементами жонглирования:
- из и. п. — стойка ноги врозь — игрок направляет мяч двумя руками в пол между ногами спереди — назад или в обратном направлении с последующим захватом мяча двумя руками за спиной или перед собой;
- то же, но в широкой стойке правая или левая нога впереди с ударом мяча в сторону и ловлей сбоку от себя;
- индивидуальные упражнения в ловле мяча после отскока от стены с элементами жонглирования:
- ловля мяча на различной высоте, чередуя и. п:: сидя, стоя на коленях, лежа и т.п.;
- изменение и. п. после выпуска мяча в стену (например, выпустить мяч стоя — поймать сидя на полу и т.п.);
- то же, но со сменой и. п. прыжком на одной или двух ногах (например, из широкой стойки прыжок в положение «ноги скрестно» и т.д.);
- ловля катящегося от стеньг мяча после прыжка через мяч толчком двумя ногами и поворота крутом;
- ловля мяча, отскочившего от пола, после прыжка через мяч в положении «ноги врозь» и поворота кругом:
- разновидности ловли мяча после его подбрасывания над головой в сочетании с челночными перемещениями на коротких отрезках (до 1,5 м) рывком, приставными шагами, прыжками на одной или двух ногах с касанием рукой ориентиров на полу;
- ловля на месте мяча, посланного партнером:
- с чередованием траектории полета мяча;
- с чередованием направления полета мяча;
- с разных дистанций и с различным усилием;
- то же, но в различных и. п.: сидя, лежа на спине, лежа на животе и т.п.;«ловля-передача мяча сидя на полу в сочетании с различными движениями ногами поочередно сгибая-разгибая их на вису, скрестные движения прямыми ногами и т.п.;
- ловля мяча, посланного партнером в стену из-за спины игрока;
- ловля нескольких мячей, поочередно посланных игроком в стеку (2 -3 мяча): после отскока мяча от пола, после отскока мяча от стены;
- жонглирование несколькими мячами (2 — 4), подбрасывая их в воздух одной или двумя руками;
- поочередная ловля нескольких мячей, посланных одним или несколькими партнерами;
- ловля преднамеренно неточных передач партнера с перемещением к мячу;
- то же, но с передачами мяча поочередно двумя или тремя
партнерами;
- выполнение ловли-передачи в движении двумя мячами в парах, двумя или тремя мячами в тройках с перемещением вдоль площадки,
2. Передача мяча — скоростно-силовые качества:
- разновидности передач на месте в различных положениях (стоя, сидя, лежа).
варьируя дистанцию, траекторию и направление полета мяча; - же, но набивными мячами:
- серийное выполнение избранного способа передач поочередно баскетбольным и набивным мячами;
- передачи баскетбольным и набивным мячами на дальность из различных и. п; ловля -передача баскетбольного и набивного мячей в одном прыжке в парах;
- то же, но используя 2 — 3 мяча в тройках, четверках и т.д.:
- выполнение ловли-передачи мяча в одном прыжке, в сочетании с прыжками— толчком двумя ногами через гимнастическую скамейку, стоя боком к ней: мяч направляется по навесной траектории над скамейкой;
- то же, но с прыжками через вращающуюся большую скакалку: два партнера вращают скакалку, третий набрасывает мяч прыгающему игроку;
- ловля-передача мяча в одном прыжке с продвижением вдоль площадки: в парах —
одним и двумя мячами; в тройках — двумя и тремя мячами (один из партнеров
передвигается спиной вперед).
3. Передача мяча — быстрота:
- передачи мяча в стену в течение определенного отрезка времени (24—30 с) с установкой на выполнение максимального числа повторений:
- то же, но с заданием выполнить как можно быстрее заданное количество передач: -то же, но передачи в парах и в различных и.п.: стоя, сидя, лежа и т.п.; -передачи двумя мячами в стену с элементами жонглирования: -ловля осуществляется после отскока мяча от пола;
- то же, но после ловли успеть выполнить удар мячом в пол, а затем послать мяч в стену;
- то же, но перед передачей выполнить мячом «петлю» вокруг туловища (на уровне
пояса) или вокруг ног (на уровне колен); - ловлю и передачу осуществлять непосредственно после отскока мяча от стены, не
дав ему коснуться пола; - передачи двумя мячами в две стены, стоя в углу зала;
- подбросить один мяч на предельную высоту, а вторым выполнить максимальное количество передач в стену до момента касания площадки подброшенным мячом; -то же, но с выполнением передач мяча партнеру; «все мячи — одному»:
- два игрока поочередно «загружают» своими мячами третьего партнера, получая от
него обратные передачи: - то же, но во взаимодействии одного игрока с тремя партнерами;
- то же, но в ситуации «между двух огней»:
- игрок без мяча в и. п. располагается между двумя партнерами, владеющими мячами,
повернувшись лицом к одному из них; и для получения каждой очередной передачи
совершает поворот на 180°; - то же, но с большим количеством партнеров с мячами: на противоположных
сторонах находятся 2 и 1 или 2 и 2 игрока; - передачи игроку, стоящему в круге, — «колесо»: партнеры поочередно и максимально быстро передают свои мячи в центр круга (по часовой или против часовой стрелки), получая обратные передачи;
- передачи на месте несколькими мячами:
- в парах — двумя мячами;
- в тройках (в треугольнике) — двумя и тремя мячами (по часовой или против
часовой стрелки); - в четверках (в квадрате) — тремя и четырьмя мячами и т.п.; — «звездочка» — пять игроков, встав по кругу, двумя, тремя или четырьмя мячами с помощью одновременных передач в заданном направлении «чертят» звезда (использовать различные траектории полета мяча, чтобы избежать их столкновения);
- передачи двумя мячами в парах на месте — по сигналу подбросить свои мячи вверх и рывком поменяться местами, не дав мячу партнера упасть на пол и т.д.; то же, но успеть до падения своего мяча вернуться в и. п.:
- передачи двумя мячами в четверках со сменой мест: два игрока с мячами располагаются напротив своих партнеров, одновременно выполняют передачи и рывком меняются местами; партнеры, получив мяч на месте, совершают те же действия;
- выполнение передач на месте одним или двумя мячами в паре с максимальной частотой в сочетании с беговыми заданиями на месте (с высоким подниманием бедра, с захлестыванием голени и т. п.)
- то же, но при параллельном движении партнеров вдоль площадки;
- передачи с продвижением вдоль площадки двумя мячами в парах, двумя мячами в тройках (все передачи идут через среднего игрока), тремя мячами в тройках (с различной траекторией полета мяча).
4. Ведение мяча — координационные способности:
- ведение мяча на месте с элементами жонглирования:
- «маятник» — ведение с переводом мяча с руки на руку перед собой или за спиной; ведение одной рукой с поочередным отскоком мяча вперед-назад (наложение кисти на мяч поочередно спереди — сверху и сзади — сверху);
- ведение мяча ударами в стену с изменением и. п.: из положения стоя, постепенно приседая,
прийти в сед на полу с по следующим возвращением в и. п.;
— то же, но с переводом мяча с руки на руку;
- «ванька-встанька» — из и. п. сидя на полу осуществлять ведение мяча поочередно в положениях лежа и сидя;
- то же, но в положении сидя поочередно перевести мяч с руки на руку впереди под поднятыми ногами, отклонившись назад, а затем сзади за спиной, наклонившись вперед;
- смена и. п. (стоя, в полуприседе, в полном приседе, сидя, лежа и т. п.), не прекращая ведения мяча: последовательность смены положений задается заранее или указывается педагогом по ходу ведения мяча;
- поочередный перевод мяча с руки на руку, посылая мяч между ногами, в широкой параллельной
стойке или в широкой стойке с выставленной вперед ногой; - «четырехточечное» ведение мяча: стоя в широкой стойке одно отбивание мяча правой рукой перед собой, одно — левой рукой, затем перевод мяча назад между ногами и поочередное отбивание левой и правой рукой за спиной, перевод вперед между ногами и т.д.;
- ведение с переводом мяча с руки на руку вокруг одной или двух ног по кругу или по
«восьмерке» из различных и. п.: стоя в широкой параллельной стойке, стоя в выпаде, стоя на одном или двух коленях; - ведение мяча с нестандартными способами передвижения:
- спиной вперед;
- в полуприседе или в полном приседе;
- при ходьбе в выпадах вперед или в сторону
- бегом с высоким подниманием бедра, с захлестыванием голени, семенящим бегом
- бегом с прямыми ногами вперед, назад или в стороны
- прыжками на одной, двух ногах, на двух ногах с высоким подниманием бедер;
- то же, но передвигаясь боком: по направлению движения, спиной вперед, с поворотами
крутом поочередно через правое и левое плечо и т.п.; - приставными шагами.
- ведение мяча с изменением направления движения переводами мяча с руки на руку перед собой, под ногой, за спиной, с поворотом:
- по разметке площадки;
- перед условными защитниками (стулья или переносные тренировочные стойки);
- по звуковым или зрительным сигналам;
- ведение мяча в движении с преодолением гимнастической скамейки:
- ведение мяча по скамейке, передвигаясь сбоку от нее в одном направлении или вокруг нее;
- ведение мяча с пробеганием по скамейке;ведение с переводом мяча через скамейку и переступанием через нее, зигзагообразно продвигаясь вперед вдоль преграды;
- то же, но с поочередным переступанием через две или несколько скамеек;
- ведение мяча с преодолением легкоатлетических барьеров:
- ведение мяча с подлезанием под барьерами разной высоты;
- ведение мяча с перешагиванием через барьеры:
- ведение мяча с поочередным подлезанием под и перешагиванием через барьеры;
- ведение мяча с пролезанием через гимнастические обручи, расположенные по одной линии или хаотично по всей площадке: обручи могут удерживаться партнерами или лежать на площадке (в последнем случае дриблер сам продевает обруч через себя, не прекращая ведения мяча);
- ведение мяча в сочетании с выполнением акробатических элементов по ходу движения: кувырки вперед или назад, переползание по гимнастической скамейке и т.п.;
- ведение мяча в сочетании с преодолением вращающейся большой скакалки: пробегание под ней; прыжки на двух ногах в сочетании с пробеганием под ней;
- ведение мяча с преодолением полосы препятствий — «слаломныйдриблинг»: ведение мяча с изменением направления движения и преодолением по ходу перемещений различных преград (из числа вышеперечисленных) в различных сочетаниях и последовательности;
- ведение мяча в парах с поочередным пролезанием между ногами впереди стоящего партнера: после совершения маневра дриблер сам принимает широкую стойку как преграду для партнера и т. д. (все действия выполняются, не прекращая ведения мяча);
- ведение двумя мячами (с одновременным и поочередным их отбиванием) в сочетании с выполнением всех вышеперечисленных заданий.
5. Ведение мяча — быстрота:
- «степ» мячом: низкое ведение на месте с заданной частотой отскоков мяча; то же, но с максимальной частотой отскоков за определенный отрезок времени;
- ведение мяча на месте в сочетании с бегом, высоко поднимая бедра или захлестывая голени
назад с максимальной частотой движений ног; - то же, но в сочетании с семенящим бегом на месте с максимальной частотой и
ударным характером беговых шагов («степ» или «танец»); - « реагирование началом ведения мяча из различных и. п. (сидя, сидя спиной к направлению движения, лежа и т.п.) в ответ на звуковые сигналы:
- ведение мяча на месте с различными заданиями на координацию или технику движений с последующим стартовым ускорением по зрительному сигналу;
- то же, но в сочетании с предшествующими старту прыжками на месте, толчком одной или двумя ногами;
- скоростной дриблинг по прямой на заданных участках площадки;
- «длинное» ведение мяча: преодоление отрезков дистанции с наименьшим количеством касаний мяча; « скоростной дриблинг с изменением направлений движения:
- «змейкой» между расставленными на площадке переносными стойками или стульями;
- по разметке площадки: трехсекундная трапеция, полукруг в области штрафного броска и т.п.;
- по «восьмерке» между двумя полукругами области штрафного броска и нейтральным кругом баскетбольной разметки:
- с оббеганием переносных фишек, используя ударный семенящий бег с максимальной частотой беговых шагов;
- скоростное «челночное» ведение мяча (дистанция от 20 до 40 м);
- скоростное ведение мяча в парах с гандикапом:
- один из дриблеров изначально получает преимущество по дистанции (фору в 2—3 м), второй стремится догнать его;
- нападающий с мячом получает фору над защитником и стремится убежать от него, сохранив преимущество;
- скоростной «слалом» с преодолением полосы препятствий.
6. Броски мяча в корзину — скоростно-силовые качества:
- многократное выполнение имитации броска мяча в движении справа и слева от корзины с двухтактным ритмом разбега при передвижении от щита к щиту:
- с прыжками только под корзинами;
- с прыжками через каждые 2—3 беговых шага;
- серийное выполнение завершающей фазы броска мяча в движении после одного шага с
места с акцентом на максимально мощное отталкивание; - то же, но с отталкиванием от гимнастического мостика;
- многократные прыжки толчком одной ногой с имитацией броскового движения после двухшажного разбега на песке (в воде);
- индивидуальное выполнение разновидностей броска мяча в движении поочередно справа и слева от корзины с двухшажным ритмом работы ног после каждого подбора мяча;
- повторное выполнение броска мяча в движении в целом с постепенным удалением точки получения мяча от корзины: партнер в каждой последующей попытке передает мяч чуть раньше,чем. в предыдущей;
- то же, но после прохода-броска: с одноударным и многоударным ведением мяча;
- стоя одной ногой на гимнастической скамейке, мяч удерживается, как в стойке с
тройной угрозой: отталкиваясь от скамейки, совершить смену положения ног прыжком с выносом мяча в положение для броска мяча в прыжке: - то же, но с набивным мячом;
- то же. но с выпуском мяча над собой в высшей точке прыжка;
- серийное выполнение подводящих и основных упражнений для броска мяча в прыжке:
- запрыгивание на скамейку толчком двумя ногами в сочетании с выносом мяча в положение замаха;
- выполнение броска мяча в прыжке партнеру на ориентир или в корзину, отталкиваясь от гимнастической скамейки из положения замаха, с последующим приземлением на пол;
- со скамейки (прыжок в глубину) на гимнастический мат или мостик с
последующим мгновенным отталкиванием и броском мяча в прыжке; - то же, но после прыжка в глубину и отталкивания от пола;
- бросок в прыжке после ловли мяча в прыжке;
- то же, но с ловлей мяча в прыжке через гимнастическую скамейку;
- «прыжковый челнок» под щитом: передача мяча в дальнюю верхнюю часть щита с последующей ловлей мяча в прыжке — то же в обратном направлении;
- ловля мяча в прыжке после собственного набрасывания в щит—бросок мяча в прыжке в
корзину; - повторное выполнение ловли-передачи мяча в одном прыжке в верхнюю дальнюю часть
щита в тройках с последующим передвижением на другую сторону от щита; - поточное выполнение ловли-передачи мяча в одном прыжке в верхнюю часть щита с последующим передвижением рывком в конец колонны игроков на своем щите или на другой щит:
- серийное добивание мяча в щит в одном прыжке, последним касанием направляя мяч в корзину:
- многократное добивание мяча в корзину из-под щита: все бросковые движения выполняются в прыжке;
- то же, но с установкой овладеть мячом и добить его в корзину в одном прыжке.
Организационно-методические указания.
1. Вовсех заданиях контролировать технику выполнения разновидностей игровых приемов,не допускать ее искажения.
2. Сложностьзаданий увеличивать постепенно, учитывать уровень подготовленностизанимающихся: задания должны быть посильными.
3. Помере усвоения упражнений проводить их в виде состязаний на качество и быстротувыполнения, включать освоенные задания в эстафеты и подвижные игры.
4. Длясовершенствования передач использовать набивные мячи весом 1 — 2 кг: чередовать
упражнения баскетбольным и набивным мячами.
5. Продолжительностьи количество повторений заданий, включающих комплексное развитиекоординационных способностей, варьировать в зависимости от возрастазанимающихся и уровня их подготовленности.
6. Приформировании навыков скоростной техники уровень владения игровыми приемами долженпозволять выполнять задания на близких к предельным скоростях.
7. Взаданиях, ориентированных на комплексное совершенствование скоростной техники,
предлагается: число повторений упражнений в каждый серии — 5 — 6,
количество серий — 3— 4,интервалы отдыха между повторениями — 1 —2 мин, между сериями — 3 — 5 мин,
1. Принаправленном развитии быстроты двигательной реакции применять многообразие
звуковых и зрительных сигналов и их сочетаний, постоянно варьировать и. п.стартующих.
2. Дляповышения эффективности развития быстроты перемещений в структуре игровых
приемов применять эффект предварительного растяжения мышц: скоростнымперемещениям
должны предшествовать прыжковые задания.
10. Применению ударного метода (прыжков в глубину) при развитиискоростно-силовых
качеств в рамках совершенствования техники приемов должна предшествоватьдостаточная
прыжковая работа и соответствовать определенный уровень подготовленности;начальная
высота спрыгивания не может превышать 30 см, в дальнейшем она постепенно доводитсядо
уровня высоты выпрыгивания; количество прыжков в глубину с последующим взрывным
пружинящим отталкиванием не должно превышать 5 — 6 раз всерии, количество серий — не
более 2— 3.
11. Паузы активного отдыха между выполнением заданий полезно заполнятьупражнениями на месте на технику с элементами жонглирования мячом.
Технология обучения игровым приемам
В процессе обучения отдельным игровым приемам выделяют нескольковзаимосвязанных и взаимообусловленных этапов, в ходе которых с помощьюспецифических методов и средств решаются конкретные дидактические задачи.
1. Ознакомление с приемом.
Задача: создать четкое представлениеоб изучаемом элементе техники. Методы обучения: словесный,наглядный,
Средства обучения: сообщение сведений оприеме, его месте и значении в игре; показ правильной техники выполненияприема; демонстрация плакатов, схем, кино-, фото- и видеоматериалов.
2.Изучение приема в упрощенных, специально созданных условиях.
Задача: освоить основную структуруигрового приема.
Meтоды обучения: практический(целостного и расчлененного упражнений).
Средства обучения: подводящие упражнения,базирующиеся на последовательном воспроизведении исходного положения, основныхзвеньев и деталей техники приема, включая фиксацию «граничных поз»(расположения звеньев тела в момент смены подготовительной, основной изавершающей, движения); выполнение приема-при искусственном ограничении свободыи амплитуды движения (например, при обучении броскам одной рукой с местаучитель может с помощью картонной или фанерной планшетки принуждатьзанимающегося выполнять разгибательное движение бросающей рукой в однойплоскости, т. е. исключить грубую ошибку, связанную с отклонением локтя всторону); выполнение приема на контролируемой скорости.
3.Углубленное разучивание приема.
3адача: освоить детали: техники выполненияприема.
Meтоды обучения: практический(целостного упражнения с избирательной отработкой деталей техники); игровой исоревновательный.
Средства обучения: целостное выполнениеразновидностей приема на соревновательной скорости; упражнения в усложненныхусловиях (без зрительного контроля, с пространственно-временными ограничениями,в условиях условного противодействия); воспроизведение приема в сочетании сдругими игровыми действиями; соревнования на быстроту и точность выполнения.
4. Целостное формирование двигательного навыка.
Задача: взаимосвязаносовершенствовать технику и развивать специфические физические качества,необходимые для эффективной реализации данного игрового приема,
Me т о д ы о б у ч е н и я: сопряженныхвоздействий, круговой тренировки, игровой.
Средства обучения: упражнения сопряженногохарактера (например, серийное выполнение передачи одной рукой от плеча набивныммячом). Чередование упражнений на технику и на развитие физических способностей(например, ведение мяча на месте с элементами жонглирования, далее — сериярывков без мяча), игровые задания комплексного характера; эстафеты и подвижныеигры, предполагающие максимальную реализацию физического потенциала икачественное выполнение приема,
5.Ситуационное изучение приема
Задача: совершенствовать техникув условиях, приближенных к игровым.
Методы обучения: практический (целостногоупражнения); моделирования ситуаций игрового противоборства.
Средства обучения: упражнения с воспроизведениемконкретного приема в заданных ситуациях или с его вариативным применениемв ответ на изменение обстановки (зрительный, звуковой сигнал); выполнениеприема в ситуациях безусловного (активного) противодействия; взаимодействие с вусловиях, моделирующих игровые.
6. Закрепление приема в игре.
Задача: развивать способностьмаксимально воспроизводить свой двигательный потенциал в условиях игровогопротивоборства.
Memoды обучения: игровой,соревновательный.
Средства обучения. Упражнения соревновательногохарактера; подвижные, подготовительные и учебные, включая игры, с целевымизменением правил (например, для акцентированного совершенствования передачимяча одной рукой вводится запрет на все другие способы передач); участие всоревнованиях; выполнение заданий, требующих скоростного и качественногоприменения приема в обстановке состязания при внезапно возникающемпротиводействии или смене игровых ситуаций.
Ожидаемые результаты
Техническая подготовка
1. Овладетьвсеми известными современному баскетболу приемами игры и уметьосуществлять их в разных условиях.
2. Уметьсочетать приемы друг с другом в любой последовательности в разнообразныхусловиях перемещения. Разнообразить действия, сочетая различные приемы.
3. Овладетькомплексом приемов, которыми в игре приходится пользоваться чаще, а выполнятьих с наибольшим эффектом; острая комбинационная игра требует максимальногоиспользования индивидуальных способностей и особенностей.
4. Постоянносовершенствовать приемы, улучшая общую согласованность их выполнения.
Тактическая подготовка
1. Быстротасложных реакций, внимательность, ориентировка, сообразительность,
творческая инициатива.
1. .Индивидуальныедействия и типовые взаимодействия с партнерами, основные системы командныхдействий в нападении и защите.
2. Сформироватьумение эффективно использовать средства игры и изученный тактический материал,учитывая собственные силы, возможности, внешние условия и особенностисопротивления противника.
3. Способностьпо ходу матча переключаться с одних систем и вариантов командных действий надругие.
Список используемой литературы:
1. Баскетбол :Учебник для вузов физ. культуры / Под общ. ред. Ю. М.Портно-
ва. — М., 1997,
2. Баскетбол :Учебник для ин-тов физ. культуры/ В. М, В, Н. Мухин, В, А. Божемар, P. С;Мозола, — Киев, 1989.
3. ВариЛ. 1000 упражнений игры в баскетбол : Пер, с фр, / Под ред Л. Ю.Поплавского. — Киев, 1997,
4. ВуденД. Современный баскетбол / Сокр. пер. с англ, Е. Р. Яхонтова. —
М., 1987.
5. ГомельскийА. Я. Баскетбол . Секреты мастера— И,1997.
6. КолосА М. Баскетбол : теория, практика.- Минск, 1988.
7. КорягинВ. М. Подготовка высококвалифицированных баскетболистов;
Учебник для вузов физ. воспитания. — Львов, 1998.
8. КостиковаЛ, В. Баскетбол . Азбука спорта. — М. 2002.
9. КоузиБ., Пауэр Ф. Баскетбол : концепции и анализ / Сокр. пер, с англ.
— М„. 1975.
10. КузинВ. В., Шлитский С.А, Баскетбол . Начальный этап обучения.
М., 1999.
11. ЛуничкинВ, Черте С.Тактика позиционного нападения против личной защиты:.Метод, пособиедля тренеров ДЮСШ. — М., 2002,.|
12. МатвеевЛ.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для
ин-тов физ. культуры. — М», 1991,
13. Некоторыерекомендации для тренеров,работающих с группами на-чалъной подготовки по баскетболу / Пер. с англ. ,:Е,А. Черновой. — М.,2001 I
14. НестеровсхийД. И., Поляков В,.А. Обучение основам техники нападе- I ния игры в баскетбол : Уч.метод. пособие для учителей и студентов фак-та; физ.культуры. — Пенза, 1994
15. НестеровскийД. И. Обучение основам техники.защиты игры в баскет-
бол: Учеб.-метод. культу-ры. — Пенза, 1997.
16. СорттН, Баскетбол :первые шаги/Пер., с а«гл. — М,, 2002.
17. Спортивныеигры: Техника, тактика обучения: Учебник для студ. высш. псд. учеб.заведений/Под ред. Ю.Д.Железняка, Ю.М.Портнова. — М., 2001.
18. ХолодовЖ. K,Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М., 2002.
19. ЧерноваК А. Подвижные игры в системе подготовки баскетболистов:
Метод. рекомендации для тренеров ДЮСШ по баскетболу . — М., 2001.
Личностные результаты.
Обучающиеся научатся
∙ владение знаниями об индивидуальных особенностяхфизического развития и физической подготовленности, о соответствии ихвозрастным и половым нормативам.
∙ способность управлять своими эмоциями, проявлятькультуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой,игровой и соревновательной деятельности.
∙ умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальноесочетание нагрузки и отдыха.
∙ владение умением достаточно полно и точно формулироватьцель и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительнойи спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание.
∙ владение навыками выполнения жизненно важных двигательныхумений (ходьба, бег, прыжки, лазание и др.) различными способами, в различных изменяющихсявнешних условиях;
∙ умение максимально проявлять физические способности(качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре. Метапредметныерезультаты.
Обучающиеся научатся
∙ понимание физической культуры как явления культуры,способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления,физических, психических и нравственных качеств.
∙ уважительное отношение к окружающим, проявление культурывзаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместнойдеятельности. В области трудовой культуры: ∙ добросовестноевыполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний иумений, качественно повышающих результативность выполнения заданий
∙ владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательнойи открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса, уважения.
∙ владение способами организации и проведения разнообразныхформ занятий физической культурой, их планирования и содержательногонаполнения.
Предметные результаты.
Обучающиеся научатся
∙ знания по истории и развитию спорта и олимпийскогодвижения, о положительном их влиянии на укрепления мира и дружбы международами; ∙ знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплениемздоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры ворганизации здорового образа жизни.
∙ способность проявлять инициативу и творчество приорганизации совместных занятий физической культурой, доброжелательное иуважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья,физической и технической подготовленности.
∙ способность преодолевать трудности, выполнять учебныезадания по технической и физической подготовке в полном объеме.
∙ способность организовывать самостоятельные занятия по формированиюкультуры движений, подбирать упражнения координационной, ритмическойнаправленности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальныхособенностей физической подготовленности.
∙ способность интересно и доступно излагать знания о физическойкультуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом.
∙ способность отбирать физические упражнения по ихфункциональной направленности.
∙ составлять из них индивидуальные комплексы дляоздоровительной гимнастики и физической подготовки.
Регулятивные УУД:
Обучающиеся научатся
определять и формулировать цельдеятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно;
- проговаривать последовательность действий;
- уметь высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, уметь работатьпо предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность;
- средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала;
- учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценкудеятельности команды на занятии.
Средством формирования этих действий служит технология оцениванияобразовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Обучающиеся научатся
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды;
Средством формирования этих действий служит учебный материал изадания.
Коммуникативные УУД:
- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы впарах и малых группах.
Содержание
Теоретическая подготовка
Развитие баскетбола в России.
- Общая характеристика сторон подготовки спортсмена.
- Физическая подготовка баскетболиста.
- Техническая подготовка баскетболиста.
- Тактическая подготовка баскетболиста.
- Психологическая подготовка баскетболиста.
- Соревновательная деятельность баскетболиста.
- Организация и проведение соревнований по баскетболу.
- Правила судейства соревнований по баскетболу.
- Места занятий, оборудование и инвентарь для занятий баскетболом.
Техническая подготовка
1. Упражнения без мяча
- Прыжок вверх-вперед толчком одной и приземлением на одну ногу.
- Передвижение приставными шагами правым (левым) боком:
• с разной скоростью;
• в одном и в разных направлениях.
- Передвижение правым – левым боком.
- Передвижение в стойке баскетболиста.
- Остановка прыжком после ускорения.
- Остановка в один шаг после ускорения.
- Остановка в два шага после ускорения.
- Повороты на месте.
- Повороты в движении.
- Имитация защитных действий против игрока нападения.
- Имитация действий атаки против игрока защиты.
Ловля и передача мяча
- Двумя руками от груди, стоя на месте.
- Двумя руками от груди с шагом вперед.
- Двумя руками от груди в движении.
- Передача одной рукой от плеча.
- Передача одной рукой с шагом вперед.
- Передача одной рукой с отскоком от пола.
- Передача двумя руками с отскоком от пола.
- Передача одной рукой снизу от пола.
- То же в движении.
- Ловля мяча после полуотскока.
- Ловля высоко летящего мяча.
- Ловля катящегося мяча, стоя на месте.
- Ловля катящегося мяча в движении.
Ведение мяча
- На месте.
- В движении шагом.
- В движении бегом.
- То же с изменением направления и скорости.
- То же с изменением высоты отскока.
- Правой и левой рукой поочередно на месте.
- Правой и левой рукой поочередно в движении.
- Перевод мяча с правой руки на левую и обратно, стоя на месте.
Броски мяча
- Одной рукой в баскетбольный щит с места.
- Двумя руками от груди в баскетбольный щит с места.
- Двумя руками от груди в баскетбольную корзину с места.
- Двумя руками от груди в баскетбольную корзину после ведения.
- Одной рукой в баскетбольную корзину с места.
- Одной рукой в баскетбольную корзину после ведения.
- Одной рукой в баскетбольную корзину после двух шагов.
- В прыжке одной рукой с места.
- Штрафной.
- Двумя руками снизу в движении.
Тактическая подготовка
- Защитные действия при опеке игрока без мяча.
- Защитные действия при опеке игрока с мячом.
- Перехват мяча.
- Вырывание мяча.
- Выбивание мяча.
- Быстрый прорыв.
- Командные действия в защите.
- Командные действия в нападении.
- Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями.
Подвижные игры баскетбольной направленности.
Стойка баскетболиста, бросок мяча снизу на месте, ловля мяча наместе, передача мяча снизу на месте, эстафеты с мячами, бросок мяча снизу наместе в щит, ведение мяча на месте и в движении, броски в цель (кольцо, щит);подвижные игры: «Брось — поймай», «Выстрел в небо», «Мяч капитану», «Рывок замячом», «Баскетбол с надувным мячом», «Бег пингвинов».
«Пятнашки», «Салки с мячом», «Коршун, наседка, цыплята», «Невод»,«Солнышко».
Игровые задания с использованием строевых упражнений типа:«Становись — разойдись», «Смена мест».
На материале раздела «ОФП (общефизическая подготовка)»: «Неоступись», «Пятнашки», «Волк во рву», «Кто быстрее», «Горелки», «Рыбки», «Салкина болоте», «Пингвины с мячом», «Быстро по местам», «К своим флажкам», «Точно вмишень», «Третий лишний».
Подвижные игры и эстафеты: «Охотники и олени», «Встречнаяэстафета», «День и ночь», «Попади в ворота», «Кто дольше прокатится».
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКА
«Баскетбол»
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Дата проведения |
|
План |
факт |
|||
1 |
Правила поведения. Техника безопасности. Правила игры. Развитие баскетбола в России. |
1 |
2.09-6.09.2019 |
|
2 |
Первоначальное обучение передаче и ловле мяча. Передвижение правым – левым боком. |
1 |
2.09-6.09.2019 |
|
3 |
Освоение техники ведения мяча. Игра «Не оступись», Передача двумя руками от груди, стоя на месте. |
1 |
09.09-13.09.2019 |
|
4 |
Бросок мяча в кольцо, передача и ловля мяча. |
1 |
09.09-13.09.2019 |
|
5 |
Развитие физических качеств. Вырывание мяча. |
1 |
16.09-20.09.2019 |
|
6 |
Ведение мяча с последующей его передачей партнеру |
1 |
16.09-20.09.2019 |
|
7 |
Броски в кольцо. Ведение мяча по прямой. |
1 |
23.09-27.09.2019 |
|
8 |
Развитие физических качеств. Перехват мяча. Игра «Баскетбол с надувным мячом». |
1 |
23.09-27.09.2019 |
|
9 |
Ведение мяча на месте, с изменением направления с остановкой шагом после ведения. Передачи мяча. |
1 |
30.09-4.10.2019 |
|
10 |
Передачи мяча в парах в движении. Игра «Охотники и олени», |
1 |
30.09-4.10.2019 |
|
11 |
Передачи мяча на месте через сетку. Одной рукой в баскетбольную корзину с места. |
1 |
7.10-11.10.2019 |
|
12 |
Передачи мяча в треугольниках, квадратах, пятерках |
1 |
7.10-11.10.2019 |
|
13 |
Встречные передачи мяча. Броски мяча в кольцо |
1 |
14.10-18.10.2019 |
|
14 |
Сочетание действий: ловли — ведения, ловли – бросков. Ведение мяча по дугам, кругам |
1 |
14.10-18.10.2019 |
|
15 |
Развитие физических качеств. Защитные действия при опеке игрока без мяча. |
1 |
21.10-25.10.2019 |
|
16 |
Первоначальное обучение передаче и ловле мяча. Борьба за мяч после отскока от щита. |
1 |
21.10-25.10.2019 |
|
17 |
Освоение техники ведения мяча. Тактическая подготовка баскетболиста. |
1 |
4.11-8.11.2019 |
|
18 |
Бросок мяча в кольцо, передача и ловля мяча. |
1 |
4.11-8.11.2019 |
|
19 |
Развитие физических качеств Игра «Салки с мячом». |
1 |
11.11-15.11.2019 |
|
20 |
Ведение мяча с последующей его передачей партнеру |
1 |
11.11-15.11.2019 |
|
21 |
Броски в кольцо. Ведение мяча по прямой. |
1 |
18.11-22.11.2019 |
|
22 |
Развитие физических качеств. Упражнения для развития быстроты движений баскетболиста. |
1 |
18.11-22.11.2019 |
|
23 |
Ведение мяча на месте, с изменением направления с остановкой шагом после ведения. Передачи мяча. |
1 |
25.11-29.11.2019 |
|
24 |
Передачи мяча в парах в движении. Игра «Рывок за мячом» |
1 |
25.11-29.11.2019 |
|
25 |
Передачи мяча на месте через сетку. |
1 |
2.12-6.12.2019 |
|
26 |
Передачи мяча в треугольниках, квадратах, пятерках |
1 |
2.12-6.12.2019 |
|
27 |
Встречные передачи мяча. Броски мяча в кольцо |
1 |
9.12-13.12.2019 |
|
28 |
Сочетание действий: ловли — ведения, ловли – бросков. Ведение мяча по дугам, кругам |
1 |
9.12-13.12.2019 |
|
29 |
Развитие физических качеств. Ловля мяча после полуотскока. |
1 |
16.12-20.12.2019 |
|
30 |
Первоначальное обучение передаче и ловле мяча. |
1 |
16.12-20.12.2019 |
|
31 |
Освоение техники ведения мяча. |
1 |
23.12-27.12.2019 |
|
32 |
Бросок мяча в кольцо, передача и ловля мяча. |
1 |
23.12-27.12.2019 |
|
33 |
Развитие физических качеств. Штрафной бросок. Игра «Попади в ворота», |
1 |
13.01-17.01.2020 |
|
34 |
Ведение мяча с последующей его передачей партнеру |
1 |
13.01-17.01.2020 |
По теме: м
