МКДОУ«Детский сад №14»
Доклад
«Эффективноевнедрение педагогических технологий
развитиясвязной речи как условие развития речевых способностей дошкольников».
Подготовил:
воспитатель
старшейгруппы №1
СтадникЕ. И.
х.Демино, 2023.
«Эффективноевнедрение педагогических технологий развития связной речи как условие развитияречевых способностей дошкольников»
Связнаяречь
Смысловоеразвёрнутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений),обеспечивающее общение и взаимопонимание людей.
Содержаниепсихолого-педагогической работы по развитию
связнойречи.
от2 до3 лет
•Помогать детям отвечать на простейшие (Что?, Кто?, Что делает?,) и более сложныевопросы ( Во что одет?, Что везёт?, Какой?, Где?, Когда?, Куда?).
•Поощрять попытки детей по собственной инициативе или по просьбе воспитателярассказывать об изображённом на картинке, о новой игрушке, о событии из личногоопыта.
•Во время игр-инсценировок учить детей повторять несложные фразы. Помогать детямдраматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок. Учить слушать небольшиерассказы без наглядного сопровождения.
от3 до 4 лет
•Развивать диалогическую форму речи
•Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин иллюстраций,наблюдений за живыми объектами, после просмотра спектаклей,
мультфильмов.
•Обучать умению вести диалог: слушать и понимать заданный вопрос, понятноотвечать на него.
•Формировать потребность делиться своими впечатлениями с окружающими людьми.
от4 до 5 лет
•Совершенствовать диалогическую речь.
•Учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и
задаватьих.
•Учить детей рассказывать: описывать предмет, картинку;
•Упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребёнком с
использованиемраздаточного дидактического материала.
•Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывкииз сказок.
от5 до 6 лет
•Развивать умение поддерживать беседу, совершенствовать диалогическую форму речи,поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие и не согласие сответом товарища.
•Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки,рассказы.
•Учить по плану и образцу рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины,составлять рассказ по по картинкам с последовательно развивающимся действием.
•Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему,предложенную воспитателем.
от6 до 7 лет
•Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребёнком,
междудетьми.
•Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературныетексты, драматизировать их.
•Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании
картины,по выбору картинок с последовательно развивающимся действием. Помогатьсоставлять план рассказа и придерживаться его.
•Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему.
Методикаразвития связной речи
•Беседа
•Рассказывание
•Пересказ
•Описание предметов (игрушек)
•Рассказ по картине
•Рассказ из опыта
Беседа
•Беседа — диалогический метод обучения, который предполагает, что задаватьвопросы и отвечать, высказывать свою точку зрения могут все участники беседы.
•максимально активизирует мышление,
•служит прекрасным средством диагностики усвоенных знаний, умений, способствуетразвитию познавательных сил учащихся,
•создает условия для оперативного управления процессом познания.
Вкаждой беседе выделяются:
•Начало беседы- может осуществляться различным образом, с помощью вопросанапоминания, загадывания загадки, чтения отрывка из стихотворения,
показакартины, фотографии, предмета.
•Основная часть, может быть разделена на микротемы или этапы.
•Конец беседы краток по времени, подводит к синтезу темы. Эта часть беседы можетбыть наиболее эмоциональна, практически действенна, рассматривание раздаточногоматериала, выполнение игровых упражнений, чтение художественного текста, пение.
Рассказ
•самостоятельно составленное развёрнутое изложение какого-либо факта, события.
•Описание- это изложение характерных признаков отдельного предмета и явления.
•Сюжетный — передача событий происходящих в определённой временнойпоследовательности, с каким-нибудь героям.
Основныеприёмы:
•Образец рассказа- это краткое, живое описание какого-либо предмета или события,доступное детям для заимствования по содержанию и форме, он облегчает процессобучения, так как ребёнку показывают результат, который он должен достичь. Какпрямой обучающий приём, образец рассказа используется чаще всего в началезанятия.
•Составление рассказа по частям, этот приём облегчает задачу рассказчиков таккак уменьшается объём заданий.
•Окончание детьми рассказа, начатого воспитателем (по предложенному плану, азатем и без него).
Пересказ
•связное выразительное воспроизведение прослушанного художественного
произведения,пересказ сравнительно лёгкая речевая деятельность.
Занятиепо пересказу имеет
следующуютиповую структуру:
•Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главнымобразом его идеи (оживление аналогичного личного опыта детей, показ картинки ит.д.)
•Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечитьсвободное художественное восприятие.
Этидва этапа опускаются, если произведения уже хорошо знакомы детям.
•Вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ.
•Подготовительная беседа (разбор произведения)
•Повторное чтение, суммирующее результаты разбора. (установка «Вслушайтесь, какя читаю»).
•Пауза для подготовки детей к ответам для запоминания текста (несколько секунд)
•Пересказ (3-7 человек) Активное руководство воспитателя.
Описание
•это изложение характерных признаков отдельного предмета или явления.
•Описание игрушек.
•Занятиям по описанию игрушек должны предшествовать занятия по их рассматриванию,на которых дети учатся выделять детали и качества игрушек, овладевают соответствующимсловарем.
Описаниенатуральных предметов.
•занятия, на которых предлагаются натуральные предметы, знакомые детям изжизненной практики, окружающие их, используемые в обиходе. Это могут
бытьобъекты природы (овощи, листья, комнатные растения), орудия труда и т.д.
•Рассказывая, ребенок тут же поясняет назначение предмета и правила егоиспользования, демонстрирует действия с ним (движения щетки при чистке зубов, закреплениеконца нитки на катушке и т.д.). Занятия разнообразятся придумыванием загадок,чтением художественных текстов о предметах.
Придумываниерассказа по картине
Общиетребования к организации работы с картиной:
1.Работы по обучению детей творческому рассказыванию по картине рекомендуетсяпроводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада.
2.При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чеммладше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.
3.После первого знакомства картина оставляется в группе на все время занятий сней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.
4.Занятия могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не
обязательно,чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.
5.Итогом можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельнос помощью усвоенных приемов.
вмладшей группе
Структуразанятия:
1.Рассматривание картины с помощью вопросов воспитателя.
2.Заключительный рассказ воспитателя, являющийся образцом для детей.
всредней группе
Структуразанятия:
1.Рассматривание картины.
2.Беседа, уточняющая основное содержание картины и её детали.
3.Рассказ воспитателя ( можно дать описание одного персонажа, а остальных детиописывают самостоятельно).
4.Помощь воспитателя ( пояснения, касающиеся последовательности описания,словаря, связи предложений).
Встаршей группе
Структуразанятия:
1.Рассматривание картин осуществляется по частям.
2.Используются творческие задания, детям предлагается самим задавать вопросы.
3.Воспитатель может начать рассказ об одном эпизоде, дети продолжают; можноиспользовать указания, кому начинать, о чём рассказать сначала, в какойпоследовательности развивать сюжет.
4.После пояснений и указаний дети принимают участие в коллективном рассказывании.Образец предлагается лишь в том случае, если дети плохо владеют умением связноизлагать содержание картины.
Натаких занятиях лучше дать план, подсказать возможный сюжет и
последовательностьрассказа.
Рассказиз личного опыта
•В старшем дошкольном возраста дети учатся составлять рассказы на темы изколлективного и личного опыта. Более простыми считаются темы из коллективногоопыта. Они касаются событий, связанных с положительно-эмоциональнымипереживаниями детей. В этом случае свойства эмоциональной памяти позволяютребенку припомнить случай наиболее интересный и яркий, описать его.
Назанятиях такого типа речевой образец имеет большое значение: он помогает детямнайти аналогичные случаи из своего опыта и овладеть формой изложения