X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Добрый день, уважаемые жюри, коллеги! Я,Жильченко Людмила Владимировна- учитель начальных классов первойквалификационной категории МБОУ гимназии №12 имени Героев-пионеров. Стаж моейработы 23 года. За время работы в школе у меня сложилось своё педагогическоекредо: «Уча других, мы учимся сами. Вашему вниманию хочу представить свой опытработы по теме:«Патриотическое воспитание как ресурс эффективнойобразовательной деятельности в начальной школе» Проблемы патриотическоговоспитания личности нашли отражение в нормативных документах Министерстваобразования РФ, государственной программе « Патриотическое воспитание гражданРФ»

 

Условия возникновения опыта

 Всемизвестно, что в последнее время в современном обществе произошла переоценкадуховных и нравственных ценностей. Сила негативного влияния, исходящая от телевидения,Интернета, безграничной информации, в которой большую часть времени проводитребёнок, во много раз превзошла влияние школы и других общественных институтов.Не в каждой семье учат умению сострадать, быть доброжелательными, приветливыми,заботливыми, внимательными к окружающим. И как результат – в нашем общественаблюдается распространение таких явлений, как равнодушие, цинизм,неуважительное отношение к государству, его символике, утрачивается чувствоответственности и долга перед семьёй, коллективом, обществом. Это свидетельствуетовсё более заметной постепенной утрате традиционного российского патриотическогосознания.

Противоречия

Происходящиесоциальные изменения снижают эффективность патриотического воспитания. Всепонимают, что патриотическое воспитание как социальное явление по своей природевнутренне противоречиво.Возникшие в обществе идеи индивидуализации привели ктому, что современные школьники не готовы ориентироваться на общие идеалы истремятся обрести собственную жизненную позицию. Поэтому налицо противоречиемежду единством приобщения к ценностям Родины и становлением индивидуальнойпатриотической позиции.

Приорганизации работы по патриотическому воспитанию важно понимать эту противоречивостьи при составлении программы патриотического воспитания ориентироваться настановление патриотической позиции во взаимодействии, направленном на заботу освоей Родине, осознании ее ценности.

 

Актуальность

Поэтому данная тема стала дляменя особенно волнующей и актуальной, так какбезлюбви к Родине невозможно построить сильную Россию, без уважения к собственнойистории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойныхграждан. А в начальной школе закладываются основы понимания высокихпатриотических чувств как синтеза духовно-нравственных, гражданских имировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине,своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценностисвоего народа, своей национальной культуры.

 

 

Переосмыслив эту проблему, ееважность, ставлю перед собой следующую цель по формированию основпатриотического воспитания:

создать условия дляформирования личности гражданина и патриота, с присущими ему ценностями,взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения.

Для достижения поставленнойцели необходимо решать следующие задачи:

 

·  формировать понятия о большой и малойРодине, первоначальные знания о её истории, исторических личностях; бережногоотношения к жизни и ко всему живому;

·  прививать трудовые навыки, воспитыватьуважительное отношение к труду другого человека;

·  воспитывать уважительное отношение кобщественной собственности, к собственности другого человека;

 

Исходя из поставленных задач,мною была выстроена технологическая карта по проблеме патриотическоговоспитания.

 

Вся деятельность строится по2-м направлениям:

-историко-краеведческое направление предполагает:

  • воспитание у учащихся любви к своей «малой» Родине, родному краю, её замечательным людям;
  • вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и исторических памятников боевой и трудовой славы;
  • формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, толерантности.

-военно-патриотическоенаправление ориентировано на:

 

— формирование у школьниковвысокого патриотического сознания, идей служения Отечеству;

-изучение русской военнойистории, воинских традиций, а также знаменательных героических и историческихдат нашей истории;

— воспитание чувства гордостик героическим деяниям предков и их традиции.

 

Эти направленияпатриотического воспитания я использую в классно-урочной и внеурочнойдеятельности, внеклассной работе, в работе с родителями.

Мною выделены следующие формыработы классно-урочной деятельности:

— беседа

— деловая игра

— сочинение

— исследование

— проектирование

— урок мужества

— рассказ

А также формы работы внеурочнойдеятельности:

— классный час, родительскиесобрания и круглые столы

— встреча с ветеранами войны итруда

— выставка

— встреча с известными людьмиразных профессий

— конкурсы, участие в акциях,олимпиадах

-викторины

 

В учебниках по литературномучтению, окружающему миру, русскому языку, математике содержаниематериалапозволяет создать предпосылки для формированияпатриотических качествюногогражданина. Так, например, на одном из уроков чтения знакомились спроизведением Леонида Пантелеева «Честное слово». Анализируя его, сделаввыводы, учащиеся резюмировали, как важно держать слово, которое ты дал, как бытрудно тебе не было. И как «Ещё неизвестно, кем он будет, когда вырастет, нокем бы он ни был, можно ручаться, что это будет настоящий человек». А развеможет быть человек патриотом, не будучи настоящим человеком, который всегдавыполнит обещание, которое однажды дал.

В рамках изучения темы по окружающемумиру «Полезные ископаемые», выполнив проект «Недра моей Родины», учащиесяпрониклись чувством гордости, что наша страна уникальна и богата своимиполезными ископаемыми. Во2 классепо теме «Достопримечательности города Москвы и Санкт-Петербурга», «История Московского Кремля», учащиеся прикоснулись кисторическим ценностям главных городов России, совершив заочное путешествие,каждый учащийся с удовольствием рассказал по личным фотографиям о самых яркихвпечатлениях после путешествия.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.7%
НЕТ
41.3%
Проголосовало: 1092

Воспитаниепатриотизма проявляется на высоком уровне на уроках технологии. В преддвериилюбого праздника, знаменательной даты, я предлагаю своим ученикам смастерить изопределённого материала поделки, которые потом я задействую на внеклассноммероприятии. Ко Дню Победы — это макеты, открытки, ко Дню Защитника Отечествапоздравительныелистовки, ко Дню Героев Отечества объёмные аппликации военной техники, ко ДнюКонституции – аппликация «Флаг России»

 

 

В 1 классе мною было предложено всемученикам принять участие в конкурсе рисунков на асфальте по теме: «Дети за мирна планете». Высокому результату такой коллективной работы детей помог просмотринсценирования Притчи о мире, которое до глубины души проникло в душу  каждогоученика и смотивировало первоклассников к  выполнению творческой работы.

                                            

Накануне празднования Днягорода, во 2 классе провела открытое внеклассное мероприятие «Мой любимый городКаменск-Шахтинский». Мероприятие было построено на виртуальной экскурсии   познаменитым местам города с цельюпознакомить с историей города КаменскШахтинского ис его главными достопримечательностями, дорогими для сердца каждого гражданинасвоей малой родины.

 

Многоразнообразных форм я использую в свой работе. Но больше всего дети любятмероприятия деятельностного характера. Выстраиваю свою работу через полюбившиесядетьми формы образовательной деятельности. Классные часы стали доброй традициейв нашем классе. Проведённый мною классный час по теме: «Блокада Ленинграда»позволил мне пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкостьсвоего народа через обсуждения исторических фактов времён Великой ОтечественнойВойны из мною предложенных книг и прослушивания музыкальных произведений.

 

На урокемужества «Горячее сердце»,просмотренный учащимися видеоролик, сюжеты которогобыли о детях, совершивших героические поступки, помог вдохновить школьников научастие в конкурсе мини-сочинений: «Кто такой юный герой?»

                                    Мини-сочинение

Моториной Ксении, учащейся 4-А класса

Я считаю,что юный герой – это школьник. Несмотря на трудности и опасность, он можетрисковать своей жизнью ради спасения других детей. Он не думает о себе, когдадругие находятся в беде. Таких детей раньше называли пионерами. И в честь этихюных героев наша гимназия получила звание Героев-пионеров. Я горжусь, что яученица гимназии №12.

 

В нашем классе с наступлением зимы ужестало традицией проводить такие мероприятия по патриотическому воспитанию, как«День памяти неизвестного солдата» и «День Героя». Накануне этих знаменательныхдат проведена огромная исследовательская работа всеми учениками класса по сборуинформации о солдатах, без вести пропавших на войне и родных и близких,погибших на войне. Всю собранную информацию поместили в «Книгу памяти», котораяхранится в гимназии. Отмечается высокая массовость учащихся коллективного дела-составление Эмблемы неизвестного солдата, что способствует укреплению духовных,патриотических и нравственных ценностей детей.

 

Запоминающими классными часами напротяжении 4 лет начальной школы стали: «День Конституции» и «День России».Чётко прослеживается положительная динамика проводимых мероприятий поформированию патриотического воспитания, чему послужила проектная деятельностьпо правам и обязанностям детей и видеоролики чтения стихотворений о России.

 

Но самое запоминающее мероприятие былопроведено в преддверии 75-летия Победы в Великой Отечественной Войне в периоддистанционного обучения. Используя в своей работе воспитательную цепочку:учитель-ученик-родитель,  предложила создать совместный  проект «Свеча памяти»,в котором приняли участие 38 учеников моего класса. Это является идеальным условием дляразвития патриотических ценностей у школьников.

Также совместно  с  родителями создали проектколлективной песни

« Прадедушка», видеоролик, посвящённый страшнымгодам Великой Отечественной Войны. И за массовое активное участие во всехакциях гимназии мы получили грамоту-благодарность от Администрации школы.

 

Организация подобной работы по патриотическомувоспитанию позволила мне создать условия для развития у детей основ творческойинициативы, гражданской позиции, ответственности и всех качеств, которыевостребованы обществом и добиться наилучшего результата и предельнойэффективности любого воспитательного дела.

 

 

 

Результатом эффективной работы по патриотическомувоспитанию можно считать анкетирование, отзывы.

 

Также к положительным результатам можноотнести:

— высокую эмоциональную отзывчивость учащихсяна все проводимые мероприятия и как следствие:

 — высокая мотивация на массовое участие вклассных мероприятиях

— полученные грамоты и дипломы,благодарственные письма

— желание заниматься проектной иисследовательской деятельностью по предложенным темам

— создание ситуации успеха через публичноепредставление результатов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.7%
НЕТ
41.3%
Проголосовало: 1092

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет