Районный научный форум молодых исследователей-
«Шагв будущее»
Исследовательскийпроект:
«Демографическийпаспорт школы»
Автор проекта:ученик 6 класса
Старорямовской СОШ
Журавлёв ЕвгенийАлексеевич
Руководительпроекта: учитель
истории иобществознания
Старорямовской СОШ
Петрова ТатьянаФедотовна
Март2017 г
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………3
1. Что изучает наука демография ………………………………………………..5
2. Историческая справка о демографическом процессе в России…………….8
3.Демографическая ситуация в филиале МАОУ СОШ с.Окунево Старорямовская СОШ……………………………………………………………9
3.1. Численность и половой состав учащихся ………………………………………9
3.2. Национальный состав учащихся……………………………………………10
3.3. Направления миграций………………………………………………………10
3.4. Популярные имена в школе…………………………………………………11
3.5. Когда мы родились…………………………………………………………12
Заключение……………………………………………………………………….13
Библиографический список……………………………………………………..15
ВВЕДЕНИЕ
Основное богатство России – еемногочисленное население, миллионы людей с вполне надежным базовым образованиеми значительным объемом профессиональных навыков. И будущее нашей страны в XXIвеке определяют не только ее природные ресурсы, производственный потенциал,технологии и инфраструктура, но прежде всего – состояние и динамиканародонаселения, его количественные и качественные характеристики.
В условиях сложившейсядемографической ситуации в России, когда наблюдается тенденция снижения уровнярождаемости, возникает угроза национальной и экономической безопасности страны.
Известно, что формированиедемографического паспорта начинается со школы. В сельской местности, где школа– это центр жизни, важно проводить анализ демографической ситуации. Собственно,этим и обусловлена актуальность работы на тему «Демографический паспортшколы».
Цельисследования – создать демографический портрет составаучащихся филиала МАОУ СОШ с. Окунево Старорямовская СОШ, который позволитопределить пути достижения взаимопонимания и взаимоуважения учащихся школы,установлению дружеских отношений.
Для реализации поставленной целинеобходимо решить следующие задачи:
1. изучить теоретические аспектынауки демографии;
2. ознакомиться с историческойсправкой о демографическом процессе в России;
3. оценить демографическую ситуацию вфилиале МАОУ СОШ с. Окунево Старорямовская СОШ;
4. сделать выводы по результатамисследования.
Объектисследования – состав учащихся филиала МАОУСОШ с. Окунево Старорямовская СОШ.
Предметисследования – демографический паспортшколы.
Методыисследования:
1. аналитический– анализ демографических показателей состава учащихся школы;
2. литературный– использование материалов периодической печати, научной и учебной литературы;
3. статистический– работа со статистическими данными, их обработка и анализ;
4. социологический– опрос респондентов – учащихся филиала МАОУ СОШ с. Окунево Старорямовская СОШ.
Гипотеза — объективное изучение численного, полового, возрастного,этнического состава учащихся школы позволит учащимся школы больше узнать освоих товарищах для достижения взаимопонимания, уважения и дружбы учащихсяшколы.
1. ЧТО ИЗУЧАЕТ НАУКАДЕМОГРАФИЯ
Вопросами и проблемами населениязанимается демография – наука, изучающая присущими ей методами численность,территориальное размещение и состав населения, их изменения, причины иследствия этих изменений, взаимосвязь социально – экономических факторов иизменений в населении; она раскрывает закономерности воспроизводства населенияв широком смысле этого слова, и полученные знания ставит на службу общественногоразвития. Термин «демография» образован из двух слов: «демос» — народ и«графия» — писание. Можно сформулировать коротко: демография – наука онародонаселении.
Под народонаселением понимаетсясовокупность людей, проживающих в пределах определенной территории: страны илиее части, группы стран, всего мира. Воспроизводство населения в широком смысле– это постоянное возобновление населения в результате естественного движения(рождения и смерти), механического движения, или миграции (передвижения междутерриториями) и переходов людей из одних состояний в другие (начало трудовойжизни, получение образования и т.д.), без чего не может быть воспроизведенаструктура (состав) населения.
Население есть совокупность,непрерывно обновляющаяся вследствие естественной смены поколений. Поэтому,непременной координатой демографических явлений, складывающихся из событий вжизни людей, служит возраст. Вне учета возраста и пола нельзя анализировать ниизменения семейного положения людей, ни образование и структуру семей, нипроцессы рождения и смерти, ни переходы людей из одних состояний в другие.Отсюда особое значение в демографии изучения возрастно-половой структурынаселения и ее влияния на все исследуемые явления.
Демография рассматривает структурунаселения и в других аспектах. Характеристика населения в некоторый моментвремени, а также соотношение в этот момент между ним и материальной частьюпроизводительных сил, размерами и структурой производства зависят от динамикинаселения, которая обусловлена обновлением через смену поколений и изменениемхарактеристик людей, а поскольку имеется в виду население некоторой территории,то и миграционными процессами. Население всегда подвержено изменению, даже еслиего характеристики стабильны, хотя бы в силу того, что человек переходит изодной возрастной группы в другую.
В изучении динамики населенияцентральное место занимает воспроизводство населения в целом и составляющих егочастей. Естественное движение населения совершается через рождения и смерти.Соответственно демография изучает процессы рождаемости и смертности, темпыестественного движения населения и другие явления, связанные с перечисленнымипроцессами причинной и следственной зависимостью. Задача исследованиязаключается в определении закономерностей названных явлений. При исследованиивоспроизводства структур населения в поле зрения демографии обязательнопопадают и переходы из групп в группы, соотношение численности лиц той илидругой группы, демографические процессы в этих группах, а также влияние на нихразличия между группами.
Демография – наука не новая. Ей ужебольше 300 лет. Но она всё ещё остаётся новой наукой для большинства нашихграждан. Правда, в последние годы положение меняется. Слова «демография»,«демографический» в различных словосочетаниях теперь нередко можно встретить вгазетах, услышать по радио или телевидению.
Демографические проблемы теперь всёчаще обсуждаются на заседаниях различных представительных комиссий. Ксожалению, научный уровень обсуждения демографических вопросов на этих весьмаважных заседаниях не всегда достаточно высок. Между тем сегодня назрела остраянеобходимость общественного управления демографическими процессами. Именнообщественного, а не только государственного.
Демография влияет на ход различныхобщественных процессов: экономических, политических и прочих. К примеру, низкийуровень рождаемости ведёт к увеличению процентной доли пенсионеров в обществе ик обострению проблемы «отцов и детей». Колебания уровня рождаемости черезопределённое время проявляются в соответствующих колебаниях уровня занятости нарынке труда, уровня преступности, конкурсов между абитуриентами при поступлениив учебные заведения и тому подобное.
2. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА О ДЕМОГРАФИЧЕСКОМПРОЦЕССЕ
В РОССИИ
Естественная убыль населения России впоследние годы составляет в среднем более 920 тыс. человек в год. Она коснуласьбольшинства национальностей и этносов, проживающих в стране. В начале 90-х потерикомпенсировались за счет миграции. В 1994 г. миграционный прирост составил 810тыс. человек. Но в 2004 году в Россию мигрировало всего 39 тыс. человек. И вотличие от, например, стран Западной Европы у нас не просто депопуляция, анастоящий демографический кризис — катастрофически падает еще и «качество»населения. В стране 2 млн. беспризорников, 12% детей школьного возраста неходят в школу, 9 из 10 школьников больны. Только в Москве больше сотни тысячпивных алкоголиков в возрасте до 14 лет. По официальным оценкам, в стране 4млн. наркоманов. Каждый год преждевременно умирает 450 тыс. трудоспособныхмужчин, 300 тыс. россиян в год погибает от табакокурения, 70 тыс. молодых людейумирает от наркотиков. В стране идет процесс «дебилизации» молодежи. Налицообщая деградация населения — и физическая, и духовная. Однако неутешительныевыводы по поводу демографии делал еще М.В. Ломоносов. В 1761 году он написалтрактат «О сохранении и размножении российского народа», в чем видел«величество, могущество и богатство всего государства». Кстати, он же предлагалпривлекать в страну иммигрантов, правда, «ежели к тому употреблены будутпристойные меры». По наблюдениям Ломоносова, тогда в православных семьях на 1тыс. родившихся умирало более 300 младенцев, в мусульманских семьях — 150. Но,несмотря на проблемы, население России увеличивалось. Дело в том, что в началеXIX века в стране у одной женщины в среднем рождалось до 7 детей. Это один изсамых высоких показателей в мире на тот период. Сейчас этот показатель составляетвсего 1,3 вместо необходимых 2,2. Поэтому в ближайшее время население Россиипродолжит сокращаться.
3. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В ФИЛИАЛЕ
МАОУ СОШ С. ОКУНЕВО СТАРОРЯМОВСКАЯ СОШ
3.1 Численный и половой состав учащихся
Численныйсостав – число людей в определенной их совокупности. Постоянно изменяетсявследствие рождений, смертей, миграции, измеряется и оценивается по состояниюна определенный момент времени.
По состоянию на 01.01.2017 г. в филиалеМАОУ СОШ с. Окунево Старорямовская СОШ обучается 64 ученика.
Участие в опросе приняли 64 учащихся 1 – 11 классов. Из них 53% мальчиков и 47% девочек, о чем свидетельствуютданные, отображенные на рисунке 1.
Рисунок 1 – Численныйсостав учащихся филиала МАОУ СОШ
с. Окунево СтарорямовскаяСОШ по гендерному признаку
Можно наблюдать преобладание учащихсямужского пола по отношению к женскому. Это соответствует тому, что в России и вмире мужчин рождается больше, чем женщин.
В школьномвозрасте мы не наблюдаем уменьшение количества мальчиков, это произойдет наболее позднем возрастном рубеже.
3.2 Национальный составучащихся
Национальный составшкольников однородный. По данным статистики, 92% учащихся нашей школы-русские.На втором месте – ингуши. Один из учащихся ответил, что он татарин, и один –армянин (рисунок 2).
Рисунок 2 – Численныйсостав учащихся филиала МАОУ СОШ
с. Окунево СтарорямовскаяСОШ по национальному признаку
Подобноераспределение, на мой взгляд, является результатом исторического заселения иосвоения территории и влиянием внутренней миграции в стране в последние годы.
3.3Направление миграций
81% учащихся нашей школы родились ивыросли в нашей деревне. Некоторые из них являются родственниками. Об этомможно судить, о распространенности фамилий, таких как Журавлевы, Ерофеевы,Смирновы (рисунок 3).
Рисунок 3 – Численныйсостав учащихся филиала МАОУ СОШ
с. Окунево СтарорямовскаяСОШ по направлениям миграций
Можно судить о том, чтопреимущественная доля учащихся филиала МАОУ СОШ с. Окунево Старорямовская СОШ– это коренные жители с. Старорямово. 19% составилиучащиеся, которые родились в Курганскойобласти, ХМАО, Голышмановском районе, с.Зарослое, д. Половинное, ЯНАО, д.Мурашево
3.4Популярные имена в школе
Имячеловека – это судьба человека, это тот символ, который сопровождает человекавсю его жизнь, символ, с которым человек проходит сквозь радость и горе, сквозьулыбки и слёзы, сквозь удачи и неприятности.
Какие быимена мы не носили, что бы ни предопределяли нам наши имена, мы всегда остаемсяхозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя наземле.
Имя –это не просто слово. За каждым именем стоит определенная личность, человек,который отличен от всех других, единственный и неповторимый.
Кроме типовыххарактеристик населения, я узнал самые популярные имена в нашей школе: женскиеимена Александра, Виктория, Екатерина, Дарья, Юлия. Самые популярные мужскиеимена в нашей школе: Дмитрий, Александр, Данил.
3.5 Когда мы родились
Анализируя списки классов, язаинтересовался тем, в какие месяцы года родилось больше всего моих товарищей.Методом опроса учащихся школы, мной было проведено исследование по этой теме вцелях выявления численности учащихся филиала МАОУ СОШ с. Окунево СтарорямовскаяСОШ рожденных в разные месяцы.
Больше всегоучащихся родилось в январе, об этом свидетельствую данные, представленные нарисунке 4.
Рисунок 4 – Численныйсостав учащихся филиала МАОУ СОШ
с. Окунево СтарорямовскаяСОШ рожденных в разные месяцы
15% учащихся были рождены в январе,12% — в августе, 11% — в июне, по 9% в марте, мае, июле и сентябре, по 5% вфеврале, апреле, октябре, ноябре, декабре. То есть, можно сказать, чтопреимущественно учащиеся рождались в летнее время года.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Висследовательской работе был рассмотрен составучащихся филиала МАОУ СОШ с. Окунево Старорямовская СОШ.
Вработе была поставлена цель – создать демографический портрет состава учащихсяфилиала МАОУ СОШ с. Окунево Старорямовская СОШ, который позволит определитьпути достижения взаимопонимания и взаимоуважения учащихся школы, установлениюдружеских отношений.
Для реализации поставленной цели былирешены следующие задачи:
1. изучить теоретические аспектынауки демографии;
2. ознакомиться с историческойсправкой о демографическом процессе в России;
3. оценить демографическую ситуацию вфилиале МАОУ СОШ с. Окунево Старорямовская СОШ;
4. сделать выводы по результатамисследования.
В первой главе работы, на основеразработок отечественных ученых, мной была выявлена сущность науки «демография»- наука, изучающая присущими ей методами численность, территориальноеразмещение и состав населения, их изменения, причины и следствия этих изменений,взаимосвязь социально – экономических факторов и изменений в населении; онараскрывает закономерности воспроизводства населения в широком смысле этогослова, и полученные знания ставит на службу общественного развития.
Во второй главе удалось выяснить, чтов последнее время наблюдается естественная убыль населения, кроме этого,показатели неутешительны, так как в перспективе ожидается снижение численностинаселения.
При оценке демографическойситуации в филиале МАОУ СОШ с. Окунево Старорямовская СОШ, я пришел к выводу,что в школе обучаются 64 ученика, при этом все ученики школы очень разные. Ониотличаются по гендерному признаку, по национальной принадлежности, понаправлениям миграций, по рождаемости в разные месяцы.
Составляядемографический портрет нашей школы, я получил ответы на интересующие менявопросы.
Было замечено, что в школепреобладают учащиеся мужского пола (53%) по отношению к женскому (47%). В школе обучаются представители четырех национальностей (русские,ингуши, татары, армяне), поэтому мы можем повлиять на толерантность вотношениях между учениками различных национальностей. Преимущественнаядоля учащихся филиала МАОУ СОШ с. Окунево Старорямовская СОШ – это коренныежители с. Старорямово. 19% составили учащиеся, которыеприбыли в Старорямовскую школу из разных уголков нашей страны – Тюменской,Курганской областей, а также с Ханты – Мансийского автономного округа. Крометиповых характеристик населения, я узнал самые популярные имена в нашей школе: женские имена Александра, Виктория, Екатерина, Дарья, Юлия. Самые популярныемужские имена в нашей школе: Дмитрий, Александр, Данил. Методом опроса учащихсяшколы была выявлена доля рожденных в разные месяцы: 15% учащихся были рождены вянваре, 12% — в августе, 11% — в июне, по 9% в марте, мае, июле и сентябре, по5% в феврале, апреле, октябре, ноябре, декабре.
На основанииполученных данных мы можем сделать вывод о том, что цель исследовательскойработы была достигнута, так как все задачи были успешно решены.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Алексеев, А.И. География России.Природа и население [Текст]: учебное пособие. – М.: Издательство «Дрофа», 2010.– 298 с.
2. Архив филиалаМАОУ СОШ с. Окунёво Старорямовская СОШ: классные журналы, алфавитная книга,отчеты школы.
3. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронныйресурс]. – 2017.
