Муниципальное казенное общеобразовательноеучреждение
«Общеобразовательная школа № 9 для обучающихсяс ограниченными возможностями здоровья»
_________________________________________________________________________________________________________
140300, Московская область, г. Егорьевск, ул. Владимирская, д. 1а тел.3-95-50
«Утверждаю»
ДиректорМКОУ ОШ № 9 для обучающихся с ОВЗ _____________ С.А. Логинова
Приказ № ______от _______________
Рабочая программа по чтению
5а класса
(адаптированная)
Составитель:
учитель высшей квалификационной категории Ю.А. Аникина
2022 г, Егорьевск
Пояснительная записка
Рабочая программа по чтению для 5 класса«Общеобразовательной школы № 9 для обучающихся с ограниченными возможностямиздоровья» составлена c учетом федеральногогосударственного стандарта общего образования (вариант 1) и на основанииавторской программы по учебному предмету «Чтение». ФГОС образованияобучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5-9 классы / Э.В.Якубовская, М.И. Шишкова, И. М. Бгажнокова.-3-изд.- М.: Просвещение, 2020.-230с.
Рабочая программа составлена в соответствии с учебнымпланом МКОУ «ОШ № 9 дляобучающихся с ОВЗ» на 2022– 2023 учебный год, рассчитана на 132часа (исходя из 33 недель в учебном году, 4 часа в неделю) и с учетом производственного календаряна 2022– 2023 год.
При разработке программы учитывался контингент детей школы(дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющие интеллектуальнуюнедостаточность.
Основная цельрабочей программы:
Развитие коммуникативно-речевых навыкови коррекция недостатков мыслительной деятельности.
Задачи:
Осознание значения чтения для решения социально значимыхзадач, развитие познавательных интересов, воспитания чувства прекрасного,элементарных этических представлений, понятий, чувства долга и правильныхжизненных позиций. Формирование и развитие техники чтения, осознанного чтениядоступных по содержанию и возрасту литературных текстов. Формированиекоммуникативных навыков в процессе чтения литературных произведений.
Тематическое планирование
№ п/п |
Наименование разделов (тем) |
Всего часов |
В том числе |
||
Объяснение нового материала |
Закрепление изученного материала |
Внеклассное чтение |
|||
1 |
Устное народное творчество. |
3 |
2 |
1 |
0 |
2 |
Сказки. |
21 |
9 |
10 |
2 |
3 |
Картины родной природы: · Лето · Осень · Зима · Весна |
39 9 7 8 15
|
— 4 3 4 7 |
— 4 4 3 7 |
— 1 0 1 1 |
4 |
«О друзьях-товарищах». |
12 |
6 |
6 |
0 |
5 |
Басни И.А. Крылова. |
4 |
2 |
2 |
0 |
6 |
«Спешите делать добро». |
13 |
6 |
6 |
1 |
7 |
О животных. |
15 |
7 |
7 |
1 |
8 |
Из прошлого нашего народа. |
15 |
7 |
7 |
1 |
9 |
Из произведений зарубежных писателей. |
10 |
5 |
4 |
1 |
10 |
Резерв. |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Итого |
132 |
62 |
61 |
9 |
Содержание учебногопредмета
Устное народноетворчество- 3 ч.
Жанры устного народного творчества: считалки, потешки, загадки,пословицы.
Сказки – 21ч.
Представление о добре и зле.
Картины родной природы- 39 ч.
Рассказы, стихи, сказки и научно-популярные статьи о природе в разныевремена года, о красоте родной земли. Олицетворение природы в представленияхнаших предков. Светские и православные праздники в разные времена года. Труд иразвлечения детей, их помощь взрослым.
О друзьях-товарищах- 12 ч.
Басни И. Крылова- 4 ч.
Спешите делать добро – 13 ч.
Рассказы, стихи, народные и литературные сказки, помогающие освоениюнравственных эталонов, принятых в обществе людей.
О животных- 15 ч.
Рассказы и стихи о повадках животных, об отношении к ним человека.
Из прошлого нашего народа- 15 ч.
Рассказы и стихи, научно-популярные статьи, содержащие краткие идоступные сведения об именитых людях прошлого и настоящего России.
Из произведений зарубежных писателей – 10 ч.
Детские рассказы, стихи, сказки о жизни в разных странах.
Резерв-0 ч.
Календарно – тематическое планирование
№ |
Тема урока |
Дата проведения
|
||
Планируемая |
Фактическая |
|||
Устное народное творчество- 3 ч. |
||||
1. |
Устное народное творчество. Считалки. |
|
|
|
2. |
Устное народное творчество. Заклички. Потешки. |
|
|
|
3. |
Устное народное творчество. Пословицы и поговорки. Загадки. |
|
|
|
Сказки- 21 ч.
|
||||
4. |
Русская народная сказка «Никита Кожемяка» |
|
|
|
5. |
Русская народная сказка «Никита Кожемяка» |
|
|
|
6. |
Тофаларская сказка «Как наказали медведя» |
|
|
|
7. |
Башкирская сказка «Золотые руки» |
|
|
|
8. |
Русская народная сказка «Морозко» |
|
|
|
9. |
Русская народная сказка «Морозко» |
|
|
|
10. |
Русская народная сказка «Два Мороза» |
|
|
|
11. |
Татарская сказка «Три дочери» |
|
|
|
12. |
Внеклассное чтение. Чтение сказок народов Российской федерации. |
|
|
|
13. |
А.С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (отрывки) |
|
|
|
14. |
А.С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (отрывки) |
|
|
|
15. |
А.С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (отрывки) |
|
|
|
16. |
А.С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (отрывки) |
|
|
|
17. |
А.С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (отрывки) |
|
|
|
18. |
По Д. Мамину-Сибиряку «Серая Шейка» |
|
|
|
19. |
По Д. Мамину-Сибиряку «Серая Шейка» |
|
|
|
20. |
По Д. Мамину-Сибиряку «Серая Шейка» |
|
|
|
21. |
По Д. Мамину-Сибиряку «Серая Шейка» |
|
|
|
22. |
По Д. Мамину-Сибиряку «Серая Шейка». |
|
|
|
23. |
Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество» |
|
|
|
24. |
Внеклассное чтение. Народные и авторские сказки, произведения устного народного творчества малых форм. |
|
|
|
Картины родной природы- 39 ч.
|
||||
25. |
Картины родной природы. Лето. Г. Скребицкий «Июнь». |
|
|
|
26. |
И. Суриков «Ярко солнце светит…» |
|
|
|
27. |
А. Платонов «Июльская гроза» |
|
|
|
28. |
А. Платонов «Июльская гроза» |
|
|
|
29. |
А. Платонов «Июльская гроза» |
|
|
|
30. |
А. Платонов «Июльская гроза» |
|
|
|
31. |
А. Прокофьев « Березка» |
|
|
|
32. |
Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату» |
|
|
|
33. |
Обобщающий урок по теме «Лето» в разделе « Картины родной природы». Внеклассное чтение рассказов о природе. |
|
|
|
34. |
Картины родной природы. Осень. Г. Скребицкий «Сентябрь» |
|
|
|
35. |
И. Соколов-Микитов «Золотая осень» |
|
|
|
36. |
К. Бальмонт « Осень» |
|
|
|
37. |
Г. Скребицкий «Добро пожаловать» |
|
|
|
38. |
В. Астафьев « Осенние грусти» |
|
|
|
39. |
И. Бунин « Первый снег» |
|
|
|
40. |
Обобщающий урок по теме «Картины родной природы» |
|
|
|
О друзьях-товарищах – 12ч.
|
||||
41. |
Ю. Яковлев «Колючка» |
|
|
|
42. |
Ю. Яковлев «Колючка». |
|
|
|
43. |
Ю. Яковлев «Рыцарь Вася» |
|
|
|
44. |
Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отрывок) |
|
|
|
45. |
Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отрывок) |
|
|
|
46. |
В. Медведев « Фосфорический мальчик» |
|
|
|
47. |
В. Медведев « Фосфорический мальчик» |
|
|
|
48. |
Л. Воронкова «Дорогой подарок» |
|
|
|
49. |
Л. Воронкова «Дорогой подарок» |
|
|
|
50. |
Л. Воронкова «Дорогой подарок» |
|
|
|
51. |
Я. Аким «Твой друг» |
|
|
|
52. |
Обобщающий урок по теме «О друзьях- товарищах» |
|
|
|
Басни И. Крылова- 4 ч.
|
||||
53. |
И. Крылов «Ворона и Лисица». |
|
|
|
54. |
И. Крылов «Щука и Кот». |
|
|
|
55. |
И. Крылов «Квартет». |
|
|
|
56. |
Обобщающий урок по теме «Басни И. Крылова». |
|
|
|
Спешите делать добро- 13 ч.
|
||||
57. |
Н. Хмелик «Будущий олимпиец». |
|
|
|
58. |
О. Бондарчук «Слепой домик». |
|
|
|
59. |
В. Осеева «Бабка». |
|
|
|
60. |
В. Осеева «Бабка». |
|
|
|
61. |
В. Осеева «Бабка». |
|
|
|
62. |
В. Осеева «Бабка». |
|
|
|
63. |
А. Платонов «Сухой хлеб». |
|
|
|
64. |
А. Платонов «Сухой хлеб». |
|
|
|
65. |
В. Распутин «Люся» |
|
|
|
66. |
В. Брюсов «Труд» |
|
|
|
67. |
Р. Рождественский «Огромное небо». |
|
|
|
68. |
Внеклассное чтение. Чтение рассказов и стихотворений по теме «Спешите делать добро». Б.С. Житков «На льдине». |
|
|
|
69. |
Обобщение по теме «Спешите делать добро» |
|
Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532 |
|
70. |
Картины родной природы. Зима. Ф. Тютчев. « Зима» |
|
|
|
71. |
Г. Скребицкий. «Декабрь» |
|
|
|
72. |
К. Бальмонт. «К зиме» |
|
|
|
73. |
Г. Скребицкий. «Всяк по-своему» |
|
|
|
74. |
С. Есенин. «Поёт зима – аукает…» |
|
|
|
75. |
С. Есенин. «Берёза» |
|
|
|
76. |
А. Пушкин. «Зимняя дорога» |
|
|
|
77. |
Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Зима». Внеклассное чтение. |
|
|
|
78. |
Картины родной природы. Весна. Г. Скребицкий. «Март» |
|
|
|
79. |
А. Толстой. «Вот уж снег последний в поле тает…» |
|
|
|
80. |
Г. Скребицкий. «От первых проталин до первой грозы» |
|
|
|
81. |
Г. Скребицкий. «Весна — красна» |
|
|
|
82. |
Г. Скребицкий. «Грачи прилетели», «Заветный кораблик». |
|
|
|
83. |
Г. Скребицкий. «В весеннем лесу». |
|
|
|
84. |
А. Толстой. «Весенние ручьи» |
|
|
|
85. |
А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…» |
|
|
|
86. |
А. Блок. «Ворона» |
|
|
|
87. |
Е. Серов. «Подснежник» |
|
|
|
88. |
И. Соколов – Микитов. «Весна» |
|
|
|
89. |
И. Бунин «Крупный дождь в лесу зелёном…» |
|
|
|
90. |
С. Есенин «Черёмуха» |
|
|
|
91. |
Я. Аким «Весна, Весною, о весне» |
|
|
|
92. |
Обобщающий урок по теме «Весна». Внеклассное чтение. Б.С. Житков «Наводнение» |
|
|
|
О животных – 15 ч.
|
||||
93. |
Н. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка» |
|
|
|
94. |
Н. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка» |
|
|
|
95. |
А. Толстой «Желтухин» |
|
|
|
96. |
А. Толстой «Желтухин» |
|
|
|
97. |
А. Толстой. «Желтухин» |
|
|
|
98. |
К. Паустовский. «Кот Ворюга» |
|
|
|
99. |
К. Паустовский. «Кот Ворюга» |
|
|
|
100. |
Б. Житков. «Про обезьянку» |
|
|
|
101. |
Б. Житков. «Про обезьянку» |
|
|
|
102. |
Б. Житков. «Про обезьянку» |
|
|
|
103. |
Э. Асадов. «Дачники» |
|
|
|
104. |
Ф. Абрамов. «Из рассказов Олёны Даниловны» |
|
|
|
105. |
С. Михалков «Будь человеком». |
|
|
|
106. |
Внеклассное чтение. Рассказы о животных. М.М. Пришвин «Ярик» |
|
|
|
107. |
Обобщение по теме «О животных» |
|
|
|
Из прошлого нашего народа- 15 ч.
|
||||
108. |
О. Тихомиров. «На поле Куликовом. Москва собирает войско» |
|
|
|
109. |
О. Тихомиров. «На поле Куликовом. Куликовская битва» |
|
|
|
110. |
О. Тихомиров. «На поле Куликовом. Слава героям» |
|
|
|
111. |
По С. Алексееву. «Рассказы о войне 1812 года. Бородино» |
|
|
|
112. |
По С. Алексееву. «Рассказы о войне 1812 года. Ключи. Конец похода» |
|
|
|
113. |
Н. Некрасов. «…И снится ей жаркое лето…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос») |
|
|
|
114. |
А. Куприн. «Белый пудель» (отрывок) |
|
|
|
115. |
А. Куприн. «Белый пудель» (отрывок) |
|
|
|
116. |
А. Куприн. «Белый пудель» (отрывок) |
|
|
|
117. |
А. Куприн. «Белый пудель» (отрывок) |
|
|
|
118. |
Л. Жариков. «Снега, поднимитесь метелью!» |
|
|
|
119. |
Л. Жариков. «Снега, поднимитесь метелью!» |
|
|
|
120. |
Ю. Коринец. «У могилы неизвестного солдата» |
|
|
|
121. |
Внеклассное чтение произведений о героическом прошлом нашего народа. Л.Н. Толстой «Прыжок» |
|
|
|
122. |
Обобщение по теме «Из прошлого нашего народа». |
|
|
|
Из произведений зарубежных писателей – 10 ч.
|
||||
123. |
В. Гюго. «Гаврош» (отрывки) |
|
|
|
124. |
В. Гюго. «Гаврош» (отрывки) |
|
|
|
125. |
М. Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывок) |
|
|
|
126. |
М. Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывок) |
|
|
|
127. |
М. Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывок) |
|
|
|
128. |
С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» |
|
|
|
129. |
С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» |
|
|
|
130. |
Г.Х. Андерсен «Русалочка» (отрывок) |
|
|
|
131. |
Г.Х. Андерсен «Русалочка» (отрывок) |
|
|
|
132. |
Обобщение по теме «Из произведений зарубежных писателей». Внеклассное чтение. Произведения зарубежных писателей. В. Гауф. «Маленький Мук»
|
|
|
|
Итого: 132 ч.
Планируемые результатыосвоения курса «Чтение», 5 класс.
Личностные результаты
— развитие нравственных чувств, регулирующих моральное поведение
(чувство сострадания, сопереживания, вины, стыда и т.д.); развитиечувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства спроизведениями литературы;
-понимание учебной задачи, поставленной учителем и способность еевыполнять;
-способность учитывать выделенные учителем в учебном материалеориентиры действия;
-способность (в сотрудничестве с учителем) адекватно оцениватьправильность выполнения действия и вносить как по ходу его реализации, так и вконце действия необходимые коррективы;
-умение строить сообщения в устной форме;
-умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
-умение формулировать собственное мнение;
-способность задавать вопросы, необходимые для организации собственнойдеятельности и сотрудничества с партнером;
-умение адекватно использовать речь для планирования и регуляции своейдеятельности.
Предметные результаты
-умение осознанно и правильно читать вслух текст целыми словами;
-умение соблюдать при чтении паузы между предложениями;
-умение соблюдать при чтении интонационное оформление предложений
(тон, громкость чтения, логические ударения);
-способность отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
-умение осуществлять самостоятельно и с опорой на план , схему,иллюстрации, рисунки, драматизацию и т.п.) различные виды пересказов
(полный, выборочный, по ролям);
-способность выделять главную мысль произведения;
-способность участвовать в беседе;
-умение делить текст по данным заглавиям на законченные по смыслучасти);
-способность выделять главных действующих лиц, давать оценку ихпоступкам;
-способность заучивать стихотворения наизусть;
-способность читать доступные детские книги из школьной ( домашнейбиблиотеки)
Основные требования кумениям учащихся
1-й уровень(минимальный)
· Правильно читать вслухдоступный текст целыми словами и по слогам;
· Находить, читая про себяотрывки проанализированного текста, связанные с определенными событиями;
· Отвечать на вопросы попредметному содержанию текста (с помощью учителя);
· Заучивать стихотворениянаизусть (объем текса с учетом учебных возможностей учащегося);
· Принимать участие в урокахвнеклассного чтении.
2-й уровень
· Правильно читать доступный текст вслух целыми словами целымисловами, в трудных случаях – по слогам;
· Читать про себя, выполняя аналитиче6ски е задания к тексту;
· Отвечать на вопросы учителя;
· Пересказывать текст по плану с помощью учителя, используя опорныеслова, а несложные по содержанию тексты – самостоятельно;
· Выражать свое отношение к поступкам героев и событиям;
· Выучить наизусть 8-10 стихотворений;
· Читать внеклассную литературы под наблюдением учиеля.
Критерии и нормыоценочной деятельности
Оценка достижений обучающимися сумственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатовбазируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Системабальных оценок учитывает следующие критерии: соответствие/несоответствие наукеи практике.; полнота и надежность усвоения; самостоятельность примененияусвоенных знаний.
Список учебно-методической литературы
1. Рабочие программы по учебному предмету«Чтение». ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант1. 5-9 классы / Э.В. Якубовская, М.И. Шишкова, И. М. Бгажнокова.-3-изд.- М.:Просвещение, 2020.-230 с.
2. Чтение.5 класс: учебник для общеобразовательныхорганизаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы / ав.-сост.З.Ф. Малышева. – 19-е изд. – М.: Просвещение, 2020.-255 с.: ил.
Лист внесения изменений и дополнений в рабочуюпрограмму 5а класса
№ урока в календарно-тематическом планировании |
Тема урока |
Планируемая дата урока |
Фактическая дата урока |
Причина несоответствия |
Подпись учителя |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
РАССМОТРЕНО»
Протокол методического объединения учителей от ____________. № _____
Руководитель ШМО ____________(Ю.А. Аникина)
|
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УВР ____________ ( Н. А. Егораева)
Дата____________
|
«ПРИНЯТО»
Протокол педагогического совета от ___________________ № _______
|
