Педагогическийсовет «Арт-терапия -как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса»
ТЕМАПЕДСОВЕТА: Арт-терапия- как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Цель:Раскрыть значение арт — терапии как особого средства ввоспитательно-образовательном процессе.
Задачи:
— Определить педагогические подходы к организацииарт-терапевтического процесса как педагогической новации.
— Создать условия для овладения глубокимипредставлениями о сущности арт-терапевтического процесса, его комплексности ицелостности:
1. Снижение негативных переживанийи трансформация их в положительные эмоциональные состояния
2. Ознакомление с техникамисаморегуляции эмоциональных состояний с целью предупреждения и преодолениявозможных последствий психического перенапряжения, поддержания оптимальногоуровня психических состояний в условиях профессиональной деятельности
3. Формирование потребности всамоуправлении и саморегуляции своих эмоциональных состояний
4. Выработка навыков адекватногоповедения в стрессовых ситуациях, обретение уверенности в себе.
Форма проведения: интенсифицированная (круглый стол с элементами коллективно-творческойдеятельности).
Повестка дня
1. АРТ-терапия — как средство повышенияэффективности учебно-воспитательного процесса (Григорян С.С.).
2. Практическая часть (работа в группах)
1) Изотерапия.Рисование на воде (Эбру). Творческая мастерская учителей под руководством Мещеряковой Н.В. Выставка рисунков учителей и обучающихся (в рамкахдополнительных услуг).
2) Музыкотерапия. (Терехова С.И.)
3) Психолого-педагогическаямастерская под руководством педагога-психолога Каитовой А.М.:
— Решение ситуаций;
— Рисуночныйтест;
—Метафорические ассоциативные карточки. Анализ и пути их решения.
3. Рефлексия.
Выработка и принятие решений педсовета.
1. Создать творческую группу по использованиюметодов арт-терапии для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса
(ответственные: Григорян С.С., срок до 1.09. 2020 г.)
2. Создать банк методических материалов пометодам арт-терапии на сервере школы
(ответственные: Григорян С.С., педагог-психолог срок до 1.09. 2020 г.)
3. Разместить информацию для родителейПреимущества арт-терапии для обучающихся на сайте школы (ответственные:педагог-психолог, срок до 1.09. 2020 г).
4. Применять методы арт-терапии для повышения эффективностиучебно-воспитательного процесса.
(ответственные: педагог-психолог, учителя, срок-постоянно)
5.Продолжить занятия с обучающимися, используя техникиарт-терапии, в рамках внеурочной деятельности.
Приложение
Психолого-педагогическиеситуации
Пример 1. Ученик 4 класса. Хорошо учится, проявляет интерес к технике и точным наукам. Воспитывается в неполной семье. Мама — врач по специальности, делает все, чтобы интеллектуально и физически развивать своего сына, водит его на дополнительные занятия, они вместе посещают музеи и выставки; ребенок занимается в спортивной группе. По мнению школьного психолога, у мальчика, с одной стороны, высокая учебная мотивация, а, с другой стороны,- неспособность управлять своими эмоциями. Он стремиться к высоким оценкам. Однако, любая неудача, например, при получении «3» или даже «4» за диктант или контрольную работу, критика со стороны учителя, вызывают у мальчика непредсказуемую реакцию — он может начинать спорить с учителем, разорвать тетрадь или заплакать и уговаривать учителя поставить высокую оценку. Мать ребенка согласна, что у сына есть определенные сложности эмоционального реагирования.
|
Пример 2. Мальчик, 10 лет. Психологическое развитие в интеллектуальном аспекте соответствует возрастным нормам. Мальчик общителен, внимателен и прилежен. Однако в эмоциональной и социальной сферах есть определенные трудности. Родители мальчика находятся в разводе, и ребенок болезненно переживает это событие. Мама, со своей стороны, делает всё, чтобы окружить его любовью, вниманием и заботой, она учитывает потребности сына, поддерживает его. С отцом мальчик встречается в выходные дни. После общения с отцом ребенок проявляет недоверие, настороженность и категоричность в суждениях, обостряются импульсивные реакции. Ребенок одинаково нуждается в любви и понимании как со стороны папы, так и мамы. Свои негативные переживания вымещает на других детей. Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532 |
Пример 3. Девочка 12 лет, по семейным обстоятельствам перешла в другую школу. В классе, практически не хочет ни с кем общаться, предпочитает сидеть одна за партой. В совместных мероприятиях иногда проявляет агрессию по отношению к одноклассникам. Не любит, когда нарушают ее личное пространство. С трудом переключается с одного вида деятельности на другой. Воспитывается в полной семье. Месяц назад в семье родилась вторая дочь. Родители уделяют достаточно времени старшей дочери, однако девочка чувствует себя обделенной вниманием родителей, проявляет ревность по отношению к младшей сестренке.
|
Пример 4. Мальчик 7 лет, ходит в первый класс. До школы не посещал детский сад, воспитывался дома, большую роль в его воспитании играет бабушка. Семья* полная, единственный ребенок в семье. Уровень интеллектуального развития соответствует возрастной норме. У мальчика наблюдаются сложности взаимодействия с одноклассниками, он не умеет договариваться, диктует свои правила игр, если сталкивается с сопротивлением, обижается и жалуется учителю и родителям. Во время урока старается привлечь внимание учителя, задает вопросы, дает комментарии не по теме, болезненно реагирует на обоснованную критику в свой адрес. |
Метафорические ассоциативные карты.
Консультационная практика.
Метафорические карты – этовеликолепный психологический инструмент.
Он позволяет решать большинствопсихологических проблем.
Суть применения карт заключается втом, что педагоги проговаривает ассоциации, которые возникают у него в связи стем образом, изображенном на картах.
Таким способом активируется егоподсознание.
Если бы рассуждал на актуальную длянего тему на сознательном уровне, то есть логически.
Потому что, когда мы задумываемся очем-то, вроде бы, отвлеченном, о каком-то рисунке или фото, и это не имеет кнам никакого отношения, мы открыты, наше критическое сознание «выключено».
И, тем не менее, когда мы начинаемговорить об этом, однозначно мы говорим о себе любимом.
Таким образом, можно очень многое осебе узнать.
Многое выяснить, открыть в себересурсы, которые нужны для решения тех или иных проблемных ситуации на уроках.
Метафорические карты служат для цели: подсказывают нужные идеи, помогаютопределить состояние, создать настрой, определяют вектор движения, выводят восознание скрытое. Вопросы, которые полезно задавать приработе с метафорическими картами:
Что вы видите на картинке?
Что мне может помочь достичь этойцели?
Как проблему можно обрисовать?
Что мне мешает на пути продвижения кжелаемому результату?
Что мне нужно понять, чтобыприблизиться к своей цели?
Что даст мне нужный ресурс дляосуществления задуманного?
Над чем мне нужно еще поработать,чтобы решить эту проблему?
Что может стать для меня поддержкой всложившейся ситуации?
Какие ресурсы я могу открыть в себе,чтобы это помогало мне в реализации моих желаний?
