УПРАВЛЕНИЕКУЛЬТУРЫ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СВЕРДЛОВСКА И
СВЕРДЛОВСКОГО РАЙОНА
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГУ ДО ЛНР «СВЕРДЛОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №2»
План-конспект комбинированного открытого урока на тему:
«Зимние мотивы»
Преподавателя отдела искусств
(художественный класс)
Малий Галины Григорьевны,
преподавателя класса фортепиано
Бобровской Ю.М.
Тема урока:«Зимние мотивы»
Цель урока:
Раскрыть взаимосвязи и взаимодействия двухискусств – музыки и живописи.
Развивать способность детей эмоциональновоспринимать и оценивать произведения искусства.
Формирование представлений о музыкальномобразе, языке музыки,средствах художественной выразительности для дальнейшегоразвития творческой самостоятельности.
Задачи:
овладение языком музыкального искусства наоснове музыкально-теоретических знаний и навыков, постижение сути музыки вовзаимосвязи со смежными видами искусства.
Воспитательные:
— обогащение духовного мира учащихся.
— формирование способности эмоциональновоспринимать художественные и музыкальные произведения.
Обучающие:
— умение отразить, для данного возрастасредствами художественной выразительности, своего видения услышанного в музыкепри помощи изобразительных приемов ранее изученных на уроках .
— при помощи цвета и динамики линийвыражать свои эмоции на бумаге.
— формировать пианистические умения инавыки с помощью интегрирования образных впечатлений.
— закрепить изученные теоретические знания(штрихи, лад, темп, ритм, мелодия, динамика),
-продолжить формирование практическихнавыков (игра штрихами legato, staccato; работа с динамическими оттенками,исполнение произведения в заданном темпе);
Развивающие:
— развить наблюдательность, умениеанализировать, сравнивать, обобщать;
— развить творческое воображение,мышление, самостоятельность учащихся;
— развивать умение выражать мысли ичувства через цвет, форму, экспрессию линий, отрабатывать навык техникирисования пастелью;
— обеспечить развитие музыкальногомышления, памяти, воображения,
эмоций.
-способствовать становлению и развитиюучебной мотивации обучающихся
Вид урока:интегрированный
Методы:
-словесный;
-наглядный;
-практический
Оборудование и материалы:
-фортепиано,стул,ноты;
Материалы:
Бумага А3,гуашь, кисти, баночка для воды,палитра, салфетка.
Ходурока
На доске развешаны репродукции картин,образы природы.
Преподаватель художественного класса:
-Здравствуйте, ребята. Вы слышали, каклетят на землю снежинки? Садитесь за парты также тихо, как падают снежинки.
I. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к работе. -Итак, все готовы. Мы начинаем наш урок.
II. Мотивация изучения темы
III. Практическая часть
IV. Заключительная часть.
Под тихое звучание музыки ведется беседа.
Преподаватель художественного класса:
-Сегодня у нас с вами интересный урок. Япрочту небольшое сочинение, а вы его внимательно послушайте, а потом скажите, окаком времени года идет речь.
« Художница преобразила все вокруг!Укутала в теплые покрывала поля, холмы, берега рек… На каждую веточку деревасловно накинула пушистый платок. Разбросала вокруг сугробы и осветила все этоубранство холодным сказочным светом. Темные стволы деревьев и ветви бережнодержат свои пушистые, искрящиеся на солнце одежды. В природе царит покой и сон.Звуки приглушены. Запахи заморожены. Время тянется еле-еле…»
-Итак, о каком времени года эти строки? (ответыдетей: о зиме)
II. Мотивация изучения темы.
Преподаватель по классу фортепиано:
— Сегодня на уроке мы говорим о зиме, обизменениях в природе. Давайте вспомним, ребята, как люди радуются “проказамматушки-зимы”.Мороз бодрит человека, заставляет его быстрее двигаться. Тутждут-поджидают девчонок и мальчишек любимые зимние забавы.
-А ну-ка, отвечайте: Какие зимниеразвлечения знаете и любите? (ответы детей: два-три учащихся).
-Айда молодцы! Ничего не забыли: санки и коньки, лыжи и снежки, ледяные горки иснежные крепости. А какой русский не любит зиму, катание на санках, праздники.
Акакие праздники без музыки? Сейчас учащийся 4 класса Пиярский Александр исполнит произведение «Зимнее утро» П.И. Чайковского.
Преподавательпо классу фортепиано:
-Пьеса, написанная в простой трёхчастной форме, музыкальномразмере 2/4 и с авторским темповым указанием Allegro, начинается со светлогоРе-мажора, однако затем модулирует в параллельный си минор, которымвпоследствии и заканчивается произведение.
Тематический материал первого раздела произведения, при постоянномдинамическом нарастании, строится на последовательности коротких поднимающихсявверх мотивов с ниспадающими секундами. Такое строение мелодической линииявственно отображает оживлённого ребёнка, радующегося наступлению нового дня.
Преподавательхудожественного класса:
-Вернемсяк картинам. Зима и зимние праздники всегда были любимой темой русскиххудожников. Белый мягкий снег преображает природу – пушистыми шапками ложитсяна ветви деревьев, широким ковром покрывает лесные поляны, холмы и долины. Этохорошо видно на картине А. А. Борисова “Зимний пейзаж”.
Преподавательпо классу фортепиано:
-Зима,ребята, была представлена как художниками, так и композиторами разных времен инародов. Словно очаровательная мелодия рисунки на стеклах окон, морозные узорыпревращают их в сказочные картины, на которых можно рассмотреть невиданныецветы, деревья и даже фантастические пейзажи! Волшебница-зима украсила каждуютравинку, нечаянно выглянувшую из сугроба. Заходящее зимнее солнце осветиловетки березы с рыжими сережками. Заснеженные веточки, украшенные ритмом изящныхсережек, да пылающий закат создали узор, похожий на музыку из зимней сказки.Иней на деревьях, сверкающее серебро белого снега – все это находило своеотражение в замечательных произведениях композиторов. Вслушайтесь в этумелодию, посмотрите на эти картины, окуните кисточку в краски. Пусть каждый извас создаст сейчас свое чудо.
III. Практическая часть
При делении на группы учитываютсявозможности учащихся и их интересы.
Преподаватель художественного класса:
-Ребята, увидев репродукции картин великиххудожников, и слушая музыку, попробуйте передать свое настроение и своевпечатление на бумаге. Для выполнения работы вам понадобится плотный лист а4.Выполняете легкие наброски карандашом только основных элементов. Мелкие деталипрорисовывать не надо. Они наносятся красками. Используйте для смешения красокпалитру и не забывайте хорошо промывать кисти после каждого цвета.
(Учащиеся приступают к выполнениюпрактического задания.)
Преподаватель по классу фортепианоисполняет произведение П.И.Чайковского «Декабрь».
Под звуки музыки учитель изобразительногоискусства подходит к каждому ученику, помогает или дает консультации.
IV. Заключительная часть.
Преподаватель художественного класса:
-Ребята, наш урок подходит к концу. Ядумаю, что мы сможем сейчас показать друг другу свои творения. Пройдите квыставочной доске и прикрепите свои рисунки. Молодцы, все справились сзаданием.
Полученными впечатлениями вы можетеподелиться со своими друзьями, близкими и родными. Расскажите, какие картиныписали художники о русской зиме, а какую музыку сочиняли композиторы.
(Учащиеся рассматривают рисунки другдруга).
Домашнее задание для учащихся художественногокласса –выполнить зимний пейзаж «Рассвет» .
Для учащегося класса фортепиано –продолжать работу над художественным образом, динамикой, фразировкой.
