А.А.Солопова, Е.К. Солопова
методическиерекомендации
поправополушарному рисованию
Бобровка,2022
Методические рекомендации по правополушарномурисованию предназначены для педагогов, воспитателей, родителей, обучающихся сцелью развития правого полушария ираскрытия творческих способностей.
Оглавление
Введение
1. Правополушарноерисование: методика, техники
и упражнения
2. Как разбудить творческоесостояние самостоятельно
3. Польза правополушарногорисования
4. Какприменять навыки правополушарного рисования?
5. Правила «Правополушарного рисования»
6. Комплексный метод определения ведущего полушария
7. Техники рисования
Заключение
Ведение
Современному обществу требуются творческиелюди, которые с легкостью выходят из сложных ситуаций и мыслят креативно.
По мнению психологов люди с аналитическимскладом ума не могут мыслить творчески. Левое полушарие у них преобладает надправым. Они с легкостью могут решить сложнейшие задачи, а если творческаяработа им дается с трудом из-за чего такие люди больше поддаются депрессиям ипсихическим расстройствам. Для решения данной проблемы необходимо развиватьправое полушарие мозга.
Ученые доказали, что для активизации правогополушария мозга выступает рисование, а в частности правополушарное рисование.
1. Правополушарноерисование:
методика,техники и упражнения
Маленький ребенок берет в руки кисть иувлеченно водит по листу, размазывает пальцем краску и по праву гордится своимшедевром. Ему не важно, правильно он это делает или нет, главное – удовольствиеот процесса. Подрастая, человек все больше обрастает условностями иопределенными стереотипами. Детская увлеченность исчезает, и на ее место встаетстрах сделать неправильно. Преодолеть зажим и вернуть детское отношение кхудожественному творчеству помогает правополушарное рисование. Эта методикапоявилась еще в середине XX века, и с тех пор продолжает планомерно завоевыватьмир. Каждое поколение вносит что-то новое, давая ей развитие в соответствии сизменившимися реалиями.
Суть методаправополушарного рисования заключается во временном подавлении работы левогополушария и передачу ведущей роли в рисовании правому, более пригодному дляэтой деятельности. При работе игнорируются мнения из памяти о том, как объектдолжен выглядеть. Вместо этого художник «видит объект на самом деле» -сравнивая его размер в целом, размер отдельных элементов, отношениепространства, света и тени и объединении всего этого в единую картину. Дляэтого используется ряд упражнений, облегчающих переход начинающего художника в«П» режим.
2. Как разбудить творческое состояние самостоятельно
1. Для начала необходимопреодолеть страх ограниченного для творчества пространства. Возьмите листбумаги, подстелите под него газету и водите кисточкой с краской, не опасаясьвыйти за границы листа. А потом возьмите кисти в обе руки и водите по бумагеобеими руками − это в буквальном смысле стирает все барьеры и ограничения!Можно рисовать одновременно двумя руками одинаковые рисунки или буквы. Привыполнении этого задания будут работать оба полушария.
2. Попробуйте рисоватьпальцами, как это часто делают дети, а не кистью. Многие взрослые боятсяиспачкаться, но выполнить этот шаг очень важно, чтобы почувствоватьконсистенцию краски и испытать новые эмоции в процессе творчества. Рисуйтелинии, круги, оставляйте отпечатки руки.
3. Поставьте перед собойперевернутое изображение домика или цветка и попробуйте нарисовать его снизувверх. Вам будет сложно, так как левое полушарие не может обрабатыватьинформацию, когда все перевернуто с ног на голову, зато в работу вступит правоеполушарие, для которого логика и установленные алгоритмы не имеют значения.
Попробуйте рисовать левой рукой, если вы правша, и правойрукой, если левша. Так вы задействуете те участки мозга, которые до этого непринимали участие в процессе рисования.
Возьмите для рисования не белый, а цветной лист бумаги. Цветастимулируют работу с образами и ассоциациями и «включают» в работуправое полушарие. Можно попробовать нарисовать белого человечкана черном фоне.
3. Польза правополушарного рисования
Правополушарное рисование в целом позитивно сказывается напсихическом и эмоциональном состоянии человека. К основным преимуществамметодики можно отнести следующее:
· улучшение когнитивных функций(работая в данной методике вы улучшаете свою память, внимательность, визуальноевосприятие моторику, как крупную, так и мелкую);
· развитие творческого нутра(занимаясь на постоянной основе правополушарным рисованием, вы отвлекаетесь отбыта, открываете новые горизонты для воображения, смотрите на привычные вещи снового ракурса);
· повышение самооценки (приразвитии визуального восприятие и способности переносить реальное на плоскостьполотна, вы слышите похвалу и приятные слова в свой адрес, тем самым повышаяуверенность в себе);
· снятие стресса (постоянныезанятие дают возможность разгрузить эмоциональную напряжённость, снять с себярутину, напитаться свежей новой энергетикой и получить заряд спокойствия наближайшее время).
Помните, что каждое новое занятие не просто даёт возможностьулучшить свои навыки, но и прибавляет к вашему состоянию новые ощущения ичувства. Поэтому не ограничивайтесь одним уроком, если хотите достигнутьмаксимум удовольствия.
4. Как применять навыки правополушарного рисования?
Полученные умения необходимо постояннозакреплять на практике. Даже если вы занимаетесь со специалистом, лучше времяот времени дома заниматься тренингами по правополушарному рисованию. Помните,что навыки надо закреплять не только в детском возрасте, но и тем, кто занимаетсяметодикой в сознательных годах.
Благодаря специальным упражнениям человек входит в «П-режим».Во время него работа левого полушария прекращается. Человек переносит на бумагусобственное виденье объекта. Он не анализирует, не оценивает. Цель занятий рисованиемсостоит в том, чтобы человек научился видеть мир таким, каков он есть, безиллюзий, которые создаются логикой, рассудком и жизненным опытом. Правое илевое полушария мозга обретают гармонию, человек быстро входит в состояниевдохновения, становится спокойнее, получает психологическую разрядку. Онподходит ко всем сферам жизни творчески. Рисование помогает развить потенциалребенка, раскрыть способности взрослого. Метод правополушарной живописи будетполезен людям любого пола и возраста, независимо от их профессии, социальногостатуса.
5. Правила«Правополушарного рисования»
Перед тем как приступить к творческой работе, необходимознать некоторые правила.
Несмотря на то, что особого формата управополушарного рисования нет, необходимо соблюдать ряд правил, которыепомогут вам в процессе.
Правильные канцелярскиепринадлежности
Когда вы только начинаете познавать мирправополушарного рисования, вам должно быть легко. Опыт показывает, чтоновичкам легче удаётся постигать процесс обычными карандашами. Как только выпоймёте направленность работы, научитесь отключать левое полушарие и постигнетеметодику, тогда можно менять карандаши на краски и акварель. Главный залогуспешного обучения – удобство.
Используйте плотную большуюбумагу.
Важно не заковывать своё сознание в ограниченныеразмеры используемой плоскости. Для новичков мы рекомендуем использоватьненужные куски обоев. А тем, кто уже долгое время занимается подобнойметодикой, лучше использовать большие плотные ватманы для рисования.
Никакой коррекции. Во время рисования забудьте отом, что необходимо что-то корректировать. На эту мысль Вас наталкиваетлогическое мышление, которое включается импульсами левого полушария. Вы должныпередавать то, что чувствуете, формируя собственный образ увиденного. Не делитепроцесс на несколько дней.
Важно сконцентрироваться на картине и процессе водин день, чтобы быть в одном настроении и эмоциональном потоке. Не разбивайте
процесс на несколько дней, так как за это времялевое полушарие может переиначить ваше восприятие действительности.
Рабочее место.
Необходимо подготовить рабочее пространство. Важно,чтобы вокруг вас было меньше лишних предметов. Всё внимание должно бытьсфокусировано на объекте рисования. Постарайтесь занять комфортное и удобноеместо. Не обязательно рисовать на мольберте стоя, вы можете присесть, оперетьсяна что-либо. Главное – чтобы вы не отвлекались из-за того, что вам неудобно иливы ощущаете дискомфорт.
Материалы.
Для работы не понадобится сверхъестественныхматериалов. Главное – это бумага. Как мы уже писали, она желательно должна бытьплотной и масштабной. Но если вы только знакомитесь с правополушарнымрисованием, то можно использовать и плотный листок А4.
Также нам понадобится канцелярия для рисования:карандаши, краски, акварель. В качестве инструмента лучше выбрать несколькокисточек: разной длины и жёсткости. Если есть возможность – возьмите такжегубку, которой можно ретушировать и растирать фон.
Не забудьте о салфетках. Во время творческогопроцесса вы можете испачкать руки, одежду или что-либо другое. Салфетки выручатвас в такой неловкой ситуации.
6. Комплексный методопределения ведущего полушария (Яссман Л.В., Даниленко В.Н., 1999)
Задание и критерии оценки приведены в таблице.
Выполняемое задание |
Оценка ведущего полушария |
1. Переплести пальцы рук |
Сверху большой палец правой руки — |
|
ведущее полушарие левое, сверху большой палец левой руки — правое. |
2. Испытуемый держит вертикально |
Карандаш смещается при закрывании |
в вытянутой руке карандаш, фиксируя его взором на определенной точке, поочередно |
правого глаза — ведущее полушарие левое; смещается при закрывании левого глаза — ведущее полушарие правое. |
захватывает правый и левый глаз. |
|
3. Имитировать позу Наполеона |
Кисть левой руки первой направляется к |
|
предплечью правой руки и оказывается |
|
сверху — ведущая левая рука; ведущее |
|
полушарие правое; кисть правой руки |
направляется к предплечью левой руки — |
|
|
ведущая правая рука и левое полушарие. |
4. Имитировать аплодисменты |
Сверху находится правая рука — ведущее |
|
полушарие левое и наоборот. |
5. Провести прямую вертикальную черту, разделяющую чистый лист |
Линия ближе к правому краю листа –ведущее правое полушарие; |
бумаги на две части. |
линия ближе к левому |
краю — ведущее левое полушарие. |
|
6. Нарисовать треугольник и квадрат левой и правой рукой. |
Лучше и быстрее нарисованы фигуры правой рукой — ведущее левое |
полушарие и наоборот. |
|
7. Нарисовать круг — завершив его Стрелкой. |
Стрелка указывает направление против часовой стрелки — ведущее |
полушарие левое; по часовой — |
|
|
правое. |
8. Сидя на стуле, положив ногу на ногу. |
Сверху правая нога — ведущее полушарие левое и наоборот. |
9. Стоя кружиться в удобную сторону. |
Кружится против часовой стрелки – ведущее полушарие левое и наоборот. |
10. Быстро моргнуть одним глазом. |
Быстрее моргает правый глаз — ведущее |
полушарие правое и наоборот. Быстрее моргает доминирующий глаз. |
|
11. Поставить произвольное количество палочек левой и правой и рукой за 10 сек. и подсчитать количество. |
Больше поставлено палочек правой рукой – ведущее полушарие левое и наоборот. Одинаковое количество – правое полушарие. |
Каждый пункт соответствует одному баллу. Итоговаяоценка подсчитывается следующим образом: разница между суммой баллов левого исуммой баллов правого полушария делится на 11 и умножается на 100. Результатысопоставляются с нормативными данными.
Полученный показатель составляет:
1. Большеили равен 30 – полное доминирование левого полушария.
2. О10 до 30 – неполное доминирование левого полушария.
3. От10 до -10 – неполное доминирование правого полушария.
4. Ниже- 10 – полное доминирование правого полушария.
При обобщении данных можнообъединить в одну группу лиц с неполным и полным доминированием полушарий(преимущественно правые или левые).
Например: получен результат (левое полушарие 7 баллов; правое- 4 балла). Разница составила 3 балла. 3:7х100=42 балла. Результат — полноедоминирование левого полушария.
7. Техникирисования
Рисованиепальчиками. Можнорисовать пальчиками, оставляя разноцветные отпечатки на бумаге.
|
Материалы: 1. Пальчиковые краски 2.Бумага 3.Карандаш/Фломастер 4.Баночка для воды.
Выполнила автор: Солопова Настя, 4 года |
Рисование ладошками.Интересно и увлекательно рисовать цветными ладошками. Оченьприятно и необычно раскрашивать свои ручки яркими цветами и оставлять своиотпечатки на листике бумаги.
Материалы:1. Пальчиковые краски 2.Бумага 3.Кисть 4.Баночка для воды
Выполнила автор: Солопова Настя, 3 года |
Печать из ниток.Для создания «полосатых штампиков» можно использовать нити, прочно намотанныена какой-либо предмет. Густым слоем краски нити окрашиваются в необходимыйцвет. Затем, используя воображение, «полосатый узор» наносится на декорируемуюповерхность.
|
Материалы:1. Нить Шерстяная 2.Основа 3.Краска 4.Кисть 5.Бумага 6.Баночка для воды
Рисунок взят из интернета |
Печать из картофеля илиморковки.Вкусные овощи и фрукты тоже умеют рисовать. Необходимо только придать им нужнуюформу, подобрать подходящий цвет краски, кистью окрасить и сделать красивыйотпечаток на декорируемой поверхности.
|
Материалы:1. Овощ/фрукт 2.Краска 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды.
Выполнила: Рахманова Кира, 3 класс |
Штампики из пластилина. Можноделать отпечатки, используя пенопластовые формы, на которых удобно создаватьрисунок заостренным предметом, оставляя углубления в этой форме. Затем на формунеобходимо нанести краску. Сразу же поверх формы прикладывается лист бумаги,проглаживается. Через некоторое время необходимо аккуратно снять лист бумаги.На его обратной стороне появится красивый рисунок.
|
Материалы:1.Пенопластовая (пластилиновая) форма 2.Карандаш 3.Краска 4.Кисть 5.Бумага 6.Баночка для воды
Рисунок взят из интернета |
Маслянаяпастель + акварель. Техникарисования волшебных картинок с помощью белой масляной пастели. Набелой бумаге белой пастелью рисуется любой «невидимый» узор. Но как толькокисточка и красочка начинают украшать белый лист, то дети почувствуют себянастоящими волшебниками, когда под их кисточками начнут проявляться волшебныекартинки.
Рисунок взят из интернета |
Материалы: 1.Пастель масляная белая 2.Акварель 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды |
Отпечаткилистьев. Чтобы отпечатать лист, можно использоватьлюбую краску. Наносить краску надо на сторону с прожилками. Затем окрашеннойстороной лист прикладывается к бумаге, проглаживается. Через несколько секунднеобходимо аккуратно поднять лист. На листе бумаги останется отпечаток листика.
|
Материалы: 1.Листик 2.Краска 3.Кисть 4.Бумага 5. Баночка для воды
Выполнила: Рахманова Кира, 3 класс
|
Рисованиеватными палочками. Визобразительном искусстве существует стилистическое направление в живописи,которое называется «Пуантилизм» (от фр. point — точка). В его основе лежитманера письма раздельными мазками точечной или прямоугольной формы
Принципданной техники прост: ребенок закрашивает картинку точками. Для этогонеобходимо обмакнуть ватную палочку в краску и нанести точки на рисунок, контуркоторого уже нарисован.
|
Материалы: 1.Ватные палочки 2.Краска 3.Бумага 4.Баночка для воды
Рисунок взят из интернета |
Волшебныениточки. Техникирисования при помощи «волшебной ниточки». Необходимо опустить ниточки в краскутак, чтобы они хорошо пропитались краской. Затем их нужно положить на бумагутак, чтобы с двух сторон листа бумаги выступали кончики нитки по 5-10см.Ниточки накрываются другим листом бумаги. Верхний лист придерживается руками.Нитки разводятся в разном направлении. Верхний лист поднимается.
|
Материалы: 1.Нить 2.Краска 3.Бумага 4.Баночка для воды
Выполнил автор: Солопова Е.К. |
Монотипия.Техника монотипия от греч. «моно» — один и «typos» — отпечаток,оттиск, касание, образ.
Этотехника рисования с помощью уникального отпечатка. Отпечаток получается толькоодин, и создать две абсолютно одинаковых работы невозможно.
Существуетдва вида монотипии.
1.Монотипия на стекле
Нагладкую поверхность (стекло, пластмассовая доска, пленка) наносится слойгуашевой краски. Затем создается рисунок пальчиком или ватной палочкой. Сверхунакладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск взеркальном отображении.
|
Материалы: 1.Гладкая поверхность 2.Гуашь 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды
Выполнила автор: Солопова Е.К. |
2.Монотипия предметная
Необходимосогнуть лист бумаги пополам. Внутри, на одной половине что-нибудь нарисоватькрасками. Затем лист сложить и прогладить рукой, чтобы получить симметричныйотпечаток.
Материалы: 1.Краска 2.Кисть 3.Бумага 4.Баночка для воды |
Рисованиемыльными пузырями. Рисоватьможно и мыльными пузырями. Для этого в стакан с водой надо добавить любоймыльный раствор и краску. С помощью трубочки набулькать много пены. На пузыриприслонить бумагу. Когда станут проявляться первые узоры, можно подниматьбумагу. Пузырчатые узоры готовы.
|
Материалы: 1.Стакан с водой 2.Краска 3.Мыльный раствор 4.Трубочка 5.Бумага
Выполнила автор: Солопова Е.К.
|
Рисованиемятой бумагой. Смятая салфетка или бумажка позволяетполучить также интересную текстуру. Существует два способа рисования мятойбумагой.
Способ №1. Налист бумаги наносится жидкая краска. Через короткий промежуток времени (покалист еще влажный) к листу прикладывается смятая салфетка. Впитывая влагу,салфетка оставляет свой характерный след на поверхности бумаги.
Способ№2. Для начала необходимо смять лист или салфетку. На этот комокнанести слой краски. Затем окрашенной стороной можно наносить отпечатки.
|
Материалы: 1.Салфетка/ Бумажка 2.Краска 3.Кисть 4.Баночка для воды
Рисунок взят из интернета |
Рисованиесолью. Соль придает рисунку причудливые узоры.При изображении любого пейзажа или яркого фона можно использовать соль, чтобыпридать фону рисунка красивую текстуру. Фон необходимо посыпать солью, покакраска еще не высохла. Когда краска подсохнет, просто стряхните остатки соли.На их месте останутся необычные светлые пятнышки.
|
Материалы: 1.Соль 2.Краска 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды
Выполнила автор: Солопова Е.К. |
Кляксография.Такое занятие для детей очень увлекательно, интересно и очень полезное. Так,как выдувание через соломинку укрепляет здоровье: силу лёгких и дыхательнуюсистему ребёнка в целом. Для создания волшебной картинки потребуется большаяклякса, на которую нужно дуть, дуть, дуть… до тех пор, пока на листе бумаги непоявится замысловатый рисунок. Когда странный рисунок готов, ему можноподрисовать детали: листики, если получилось дерево; глазки, если получилосьволшебное существо.
|
Материалы: 1.Акварель 2.Трубочка 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды
Выполнила: Лоскина Оксана, 3 класс |
Пластилинография. Техника,в которой используется пластилин для создания картин с изображениемполуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Для поверхности (основы)используются плотная бумага, картон, дерево. Для декорирования изображенияможно использовать бисер, бусины, природные материалы и прочее.
|
Материалы: 1.Пластилин 2.Основа 3.Бусины/Бисер 4.Стеки
Выполнила автор: Солопова Настя, 10 лет |
Граттаж. Слово“граттаж” произошло от французского «gratter» (скрести, царапать).
Дляначала работы в этой технике необходимо подготовить картон. Картон необходимопокрыть толстым слоем воска или разноцветной масляной пастели. Затем широкойкистью или губкой нужно нанести на поверхность картона темный слой краски.Когда краска высохнет, острым предметом (зубочистка, спица) процарапываетсярисунок. На темном фоне появляются тонкие однотонные или разноцветные штрихи.
|
Материалы: 1.Картон 2.Пастель масляная 3.Гуашь 4.Зубочистка/Спица 5.Кисть 6.Баночка для воды
Рисунок взят из интернета |
Фроттаж. Названиеэтой техники происходит от французского слова «frottage» (натирание).
Длярисования в этой технике потребуется лист бумаги, который располагается наплоском рельефном предмете. Затем по поверхности бумаги нужно начать штриховатьнезаточенным цветным или простым карандашом. Результат — оттиск, имитирующийосновную фактуру.
Материалы: 1.Плоский
рельефный предмет
2.Карандаш
3.Бумага
Рисунок взят из интернета
Заключение
Ученые уже давно доказали, что правое и левоеполушария отвечают за разные способности и мысли человека. Левое – этоформальное восприятие, логика, символы и разум. Правое – наша интуиция, эмоции,чувства, вдохновение.
Современная жизнь устроена таким образом, что людибольше доверяют левому полушарию. Постоянно учатся слушать разум, а не чувства.Классическое обучение рисованию рассчитано на длительный срок. Обучение идет отпростого к сложному. Придется долго и нудно рисовать карандашом разнообразные кубыи шары, учиться строить перспективу. Понадобится немало времени на выслушиваниелекций о цвете, его сочетании, о направлении света и тени. Постепенно ученикпереходит к более сложным формам, и только через несколько месяцев учительпозволяет писать более сложные пейзажи и натюрморты. Перед началом работынад сложной картиной нужно сначала все тщательно разложить на передний, заднийи центральный планы. Сделать несколько эскизов, поработать над набросками, итолько после этого шедевр появляется на свет.
Правое полушарие возвращает рисование в областьтворчества из сферы аналитического мышления. Отсутствие анализа помогаетуспокоиться и исключить из живописи психологическую нагрузку, снятьограничители. Творчеству сопутствуют расслабление и наслаждение самимпроцессом, а не результатом.
