УДК
ДЕНЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМАВ ШКОЛЕ.
Н. В. Луппова
МБОУ гимназия №5 г.Екатеринбурга, manena-@mail.ru
Аннотация. Статья затрагивает вопросыполучения школьниками знаний об экологическом туризме во внеурочнойдеятельности. Приводится пример организации мероприятиий «Дни экологическоготуризма».
Ключевыеслова: экологическийтуризм, внеурочная деятельность в школе.
По даннымВсемирной туристской организации (UNWTO) доля экологического туризма вструктуре мирового туризма составляет примерно 10 %. В 2017 году в мире былосовершено порядка 1,3 млрд туристских экологических поездок. А «зеленая сеть»особо охраняемых территорий России, состоящая из сотни заповедников и десятковнациональных парков, разбросанных по всей стране, в целях экологическоготуризма практически не используется. Для сравнения, в 2017 году 12,34 млн.туристов посетили все особо охраняемые территории нашей страны, а в США толькоодин Йеллоустонский национальный парк – 5 млн. туристов [3].
В нашей школепроводятся мероприятия по профориентации. Анализ специальностей ВУЗов мира, вкоторых предлагается обучение за рубежом для студентов из России, былаотмечена важная особенность — практически в каждом Вузе есть специальности такили иначе связанные с туризмом. После окончания студенты обеспечивены рабочимиместами, в том числе и в ведущих туристических компаниях мира. Эта тенденция впоследние годы отмечена и в нашей стране.
Экологическоеобразование, непрерывное, всестороннее и обязательное, формирование на егооснове экологической этики и культуры – есть условие и путь к гуманизацииотношений общества и природы, потребность в изучении и познании среды своегообитания, её защиты и сохранения. Это должно формироваться у человека с самыхранних лет, умение и жизненная потребность воспринимать природу и её творениякак великое и ничем не заменимое достояние и сущность нашей жизни. Они должныстать основой обучения и воспитания каждого человека, подрастающего поколения вособенности.
В связи сэтим необходимо с первых школьных лет систематически и непрерывно формироватьэкологические понятия о закономерностях взаимоотношения природы и общества,природы и человека; учить школьников быть знающими, рачительными хозяевамисвоей Родины. Развитие этих качеств происходит на уроках и на внеурочныхмероприятиях по биологии и географии.
В марте 2022г.в гимназии №5 г. Екатеринбурга организованы «Дни экологического туризма» — рядмероприятий посвященных экологическому туризму на Урале и в мире.
1. Выставка творческих работ«Природа родного края» среди учащихся 5-7 классов. В рисунках и поделках ребятарассказали о посещении с родителями разных уголков родной природы, в том числе относящихсяк особо охраняемым природным территориям Свердловской области. Приветствовалосьсопроводить работу кратким описанием истории возникновения и присвоения охранногостатуса, особенностей природы и фото на фоне этого природного объекта. Многочисленныеработы (более пятидесяти) были разнообразны, и выбрать лучшие было нелегко.Победители награждены книгами о природе из фонда библиотеки школы. Остальнымвыставлены оценки по предметам географии и изобразительному искусству.
2. Квест«Экошанс». В конце четверти на заключительных уроках по географии в 7-хклассах проведен квест «Экошанс». Помогали ученики 9- го класса. Названиестанций были даны по названиям материков, задания — о природе заповедников инациональных парков этих материков.
3. Представлениепроектных работ по географии, биологии по темам экологического направления.Одна из работ участвовала в научно-практической конференции «Екатеринбург кактуристическое направление». В ней раскрывались проблемы туризма в Свердловскойобласти, история развития туризма на Урале и современные и актуальныенаправления туризма. Разработан маршрут и создана цифровая карта по нему сучетом интереса туристов, приезжающих с разными целями в наш город. Учащиеся9-10 классов участвуют в текущее время в проекте « Екатеринбурговедение». Его цель- создание цифровой программы ознакомительного характера с природными и другимиобъектами для приезжающих в город c использованием различных служб.
4. Обучающаяон-лайн викторина «Экологический туризм». Викторину подготовили, организовали иподвели предварительные итоги ученики 11 класса. Источниками информации служилипопулярные интернет-источники [1, 2, 4, 5] Она включала несколько простыхвопросов анкетирования в начале и в конце и четыре теоретические части: особенностиэкотуризма, зкотуризм в мире, в России и в Свердловской области.
Участвовали ученики6, 9, 10, 11 классов. Опрошено более 330 респондентов. Были привлечены ивзрослые члены семей – более четверти ребят выполняли работу с родителем и дажесемьей. Результаты показали невысокий уровень осведомленности респондентов. Затратывремени предполагались около 30 минут. В этом случае без помощи интернетаученики 11 классов (на уроке) набирали 6-10 баллов из 28 возможных. Домаученики и их родители в ответах на вопросы прибегали к помощиинтернет-источников. Поэтому викторина приобрела познавательный характер. Приэтом значительно увеличилось время прохождения, но и результат у многих достигмаксимума (рис.1).
Рис.1Распределение итоговых баллов участников он-лайн викторины «Экологическийтуризм».
Образовательнымцелям служило включение в первую часть викторины (об особенностях экотуризма)не6ольшого справочного материала и ссылок на информативные и понятныеинтернет-источники. К удивлению авторов викторины этот ход оказался удачным, имвоспользовалось 68,6% респондентов. Однако, не смотря на это, вопросы опринципах экологического туризма вызывали трудности (рис.2)
Рис.2 Результаты ответов участников он-лайн викторины о принципахэкологического туризма.
Меньше всегоошибок было допущено в следующих вопросах :
— Ядовитые растения,которые произрастают на территории ООПТ Свердловской области определили верно 73%опрошенных;
-Происхождениеназвания геоморфологического и ботанического памятника природы «Дыроватыйкамень» знали 77%;
— Узнали нафотографии енотовидную собаку, обитающую на территории Висимского заповедника87,8%;
— Верно назвалирегион, в котором расположен национальный парк Куршская коса 81,4%респондентов.
Результатывикторины продемонстрировали положительное отношение участников кэкологическому туризму (рис.3). Из 44% респондентов не принимавших ранееучастие в экологическом туризме, 34% хотели бы в будущем стать участникомэкопохода. Для 90,4% участников информация была полезной, 47% интересно провеливремя.
Рис.3«Рефлексия» участников он-лайн викторины «Экологический туризм».
Проведенныемероприятия позволяют сделать следующие выводы:
Мероприятия,связанные с экологическим туризмом привлекли, значительное количество ребят ивзрослых, имели познавательный характер, оказались интересны и увлекательныразным возрастам, сближает родителей и детей благодаря их совместнойдеятельности. Сведния об экологическом туризме у участников ограниченные,поэтому такие мероприятия имеют значительный потенциал.
Считаем, чтопроведение таких мероприятий важно для повышения интереса к экологическомутуризму в целом, к вопросам, связанным с туризмом в Свердловской области,расширяет кругозор и детей, и взрослых.
Список литературы:
1. Интерактивнаявикторина Экологический туризм на особо охраняемых природных территорияхгорода Москвы. – Текст : электронный // Городскойметодический центр : [сайт]. – 2022. – URL: konkurs.mosmetod.ru›Мероприятия›?el=2&id=2138(дата обращения: 03.03.2022).
2. Реестрособо охраняемых природных территорий. – Текст : электронный // Министерствоприродных ресурсов и экологии Свердловской области :[сайт]. – 2022. – URL: https://mprso.midural.ru (дата обращения: 01.03.2022).
3. Сафонов,О. Экологический потенциал России: [материалы Международной конференции«Экологический туризм: глобальный вызов и открытие России», Сочи, 2018] / О.Сафонов –Текст :электронный // Федеральное агентство по туризму : официальный сайт. – 2022. –URL: http://www.russiatourism.ru/news/16076/ (дата обращения: 15.03.2022).
4. Что такое экотуризм ипочему мы заинтересованы в его развитии? – Текст : электронный // Природа Мира: [сайт]. – 2022. – URL:https://natworld.info/nauki-o-prirode/v-chem-zakljuchajutsja-sut-i-osobennosti-jekologicheskogo-turizma(дата обращения: 03.03.2018).
5. Экологический туризм. –Текст : электронный // Википедия. Свободная энциклопедия: [сайт]. – 2022. –URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Экологический_туризм (дата обращения:01.03.2022).
