X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сосновская средняя общеобразовательная школа №2

 

 

Рассмотрена на заседании

педагогического совета

протокол №1

от «27» августа 2018 г.

Утверждаю

Приказ №346

от «01» сентября 2018 г.

_________Л.В. Платицына

 

 

Рабочая программа

«Лексика и фразеологиярусского языка»

для  8  класса

 

на 2018 — 2019 учебный год

 

 

 

Учитель: Ненашева Вера Анатольевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

 

 

    Цель:

— углубление филологической подготовки учащихся;

— создание условий для развития мышления, умения самостоятельно

   применять и пополнять свои знания;

— показать значение специальной лексики, фразеологии;

— повышение речевой культуры;

— расширение активного словарного запаса учащихся.    

 

   Задачи

— активизировать  деятельность каждого ученика, его творческой

    самостоятельности, повышение ответственности за результаты труда;

—  формировать профессиональный интерес к лингвистике как науке.     

— создать атмосферу сотрудничества, умения работать в команде;

—  воспитать  интерес к изучению русского языка;

—  формировать эстетический вкус, желания обогатить словарно -фразеологический запас;

—  развивать  средствами курса уважение к труду ученых- исследователей

    русского языка, уважение к народу- творцуязыка.

 

Нормативные документы:

·                   Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ«Об образовании в Российской Федерации»;

·                   Федеральный компонент государственногообразовательного стандарта, утв. приказом Минобразования России от 05.03.2004 №1089;

·                   Приказ Минобразования России от05.03.2004  № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственныхобразовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования»;

·                   Приказ Минобразования России от 19.10.2009№ 427
«О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательныхстандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общегообразования, утвержденный приказом Министерства образования РоссийскойФедерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонентагосударственных образовательных стандартов начального общего, основного общегои среднего (полного) общего образования»;

·                   Приказ Минобразования России от31.08.2009  №320 «О внесении изменений в федеральный компонент государственныхобразовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образованияРоссийской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федеральногокомпонента государственных образовательных стандартов начального общего,основного общего и среднего (полного) общего образования»;

·                   Приказ Минобразования России от03.06.2008  № 164 «О внесении изменений в федеральный компонентгосударственных образовательных стандартов начального общего, основного общегои среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерстваобразования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждениифедерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего,основного общего и среднего (полного) общего образования»;

·                   Приказ Минобразования России  от09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана ипримерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации,реализующих программы общего образования»;

·                   Приказ Минобразования России  от20.08.2008  № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план ипримерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации,реализующих программы общего образования»;

·                   Приказ Минобразования России  от30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план ипримерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации,реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерстваобразования Российской Федерации от 09.03.2004 №1312 «Об утверждениифедерального базисного учебного плана и примерных учебных планов дляобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общегообразования»;

·                   Порядок организации и осуществленияобразовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -образовательным программам начального общего, основного общего и среднегообщего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 №  1015;

·                   Постановление Главного государственногосанитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утвержденииСанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям иорганизации обучения в общеобразовательных учреждениях» (изменениями и дополнениями);

·                   Письмом Рособрнадзора от 16.07.2012№ 05-2680 О направлении методических рекомендаций о проведениифедерального государственного контроля качества образования в образовательныхучреждениях;

·                   Устав МБОУ Сосновской СОШ №2

·                   Положение о структуре, порядке разработкии утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) вМБОУ Сосновской СОШ №2,

·                   Образовательная программа основного общегообразования МБОУ Сосновской СОШ №2;

·                   Учебный план.

·                    

Место и рольпредмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся

Образовательная программа элективного курса«Лексика и фразеология русского языка» ориентирована на конечный результатшкольного филологического образования. Актуальность состоит в том, что данныйматериал востребован на экзаменах в выпускных классах. Курсу принадлежит особаяроль в развитии чувства языка, в формировании умений употреблять слово с учетомего смысловых, стилистических качеств, законов его сочетаемости.

   Элективный курс представляет наиболее интересные длядетей разделы лингвистики. Рассматриваются основные единицы языка: слово ифразеологизмы, с которыми связаны все остальные единицы, и функционированиекоторых во многом определяется ими. Язык через слово и фразеологизм соотнесен среальностью непосредственно. Развитие общественной жизни прямо отражается наразвитии словарного и фразеологического состава языка. Слова и фразеологизмыобладают свойством четко дифференцироваться по употреблению в разных сферахприменения языка. Чтобы реализовать речевой аспект изучения лексики в программебольшое внимание уделяется особенностям употребления слова в речи. С этой цельюмногие понятия изучаются во взаимосвязи с понятием  «текст», введение которогов программу создает лингвистические основы и для работы по развитию связнойречи. Выполняя упражнения, школьники  будут углублять свои знания и об основныхпризнаках текста, о лексических средствах выражения межфразовых связей.Преподавание лексики и фразеологии в целях развития речи предполагает не толькопостоянную работу по обогащению словарного запаса, но и усиление внимания квопросам сочетаемости слов. Выбор слова, зависимость норм сочетаемости отсемантических, экспрессивно-эмоциональных свойств, его функционально-стилевойпринадлежности — эти вопросы могут рассматриваться в процессе выполненияразличных заданий.  

 

  Информация о количестве учебных часов

Курс рассчитан на 35 часов.1 час в неделю

 

Технологии обучения:

— технология личностно-ориентированногообучения;

— здоровьесберегающие технологии;

— технологии коммуникативного общения;

—  игровые технологии;

— технология развития критического мышления;

— информационно-коммуникационные технологии;

— технология проблемного обучения;

-технология работы с одарёнными детьми

Механизмы формирования ключевыхкомпетенций обучающихся:

— исследовательская деятельность;

— работа в парах;

— работа в группах различного состава.

 

 

Виды и формы контроля:

Промежуточный -зачёт, итоговое тестирование,  комплексный анализ текста;

Тематический –зачёт, тестирование, контрольная работа.

 

Предполагаемый уровень подготовки

Предполагается, что, усвоив программуэлективного курса, учащиеся будут иметь опыт:

— нахождения изучаемого явления в контексте;

— выбора изучаемых явлений из словарей;

— подбора примеров по памяти;

— определения классификационной группы изучаемого явления;

— группировки изучаемых явлений по указанным основаниям;

— лексико-фразеологического разбора текста;

— определения изучаемого явления в тексте;

cоставления контекстов с включением изученныхявлений;

— выявления и определения изобразительно-выразительных средств языка

   в соответствии с идейным замыслом,авторской позицией;

— проведения дискуссии;

— выступления с докладами;

— организации речи в соответствии с видом и ситуацией общения, прогнозированияразвития

  диалога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержаниепрограммы элективного курса

«Лексикаи фразеология русского языка».

1.Введение. (1)

    Словарное и фразеологическое богатстворусского языка. (1ч.)

    Данная тема в элективном курсе, к изучениюкоторого приступают учащиеся очень важно, так как ею закладывается общеепредставление о богатстве слов и фразеологизмов русского языка.

 

2.Словарная система русского языка. (12ч.)

В этом разделекурса рассматривается слово, его лексическое значение.

Основной подход визучении лексикологии – рассмотрение словарного состава с точки зрениястилистического использования и назначения в речи. Предлагаемые школьникамзадания представляют собой систему работ по развитию речи.

В результатеизучения раздела учащиеся должны:

Знать:

  -специфику слова как единицы языка,лексическое значение слова, 

 — задачи лексикологии,  ее разделы, объединенные группы слов (омонимы,

    паронимы, синонимы, антонимы, антитезу,оксюморон, многозначные

    слова), лингвистические словари;

Уметь:

   -определять в контексте лексическое значение слова,

  — находить многозначные слова, омонимы,паронимы, синонимы, антонимы, антитезу, оксюморон.

   

Использовать:

    —  необходимую информацию излексических словарей различных типов (толкового словаря,  

      словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов,фразеологического

      словаря и др.) в различных видах деятельности.

Контроль: тест

 

3.Происхождение и употребление слов современного русского

литературногоязыка. (10ч.)

 

    В данном разделе элективного курсаизучается словарный состав русского литературного языка с точки зренияпроисхождения (исконно — русские и иноязычные) и употребления (литературные идиалектные слова, общеупотребительные и профессиональные, устаревшие и новыеслова).

Изучение словарного состава русскоголитературного языка расширяет знания учащихся о группах иноязычных  и исконнорусских слов, о постепенности вхождения иноязычных слов в лексическую системулитературного языка. 

В результате изучения материала учащиесядолжны:

  Знать:

   — причины исторических изменений влексике русского литературного

     языка; группы слов русского литературногоязыка по происхождению и

     употреблению; определениялексикологических понятий;

Уметь:

    — находить в словарях справки о происхождении и употреблении cлова; производить 

         лексический разбор ;

    — объяснять роль тех или иных ограниченно употребляемых слов вконтексте.

Использовать:

     -необходимую информацию из лексических словарей различных типов(толкового словаря,

     словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов,фразеологического словаря

    и др.) в различных видах деятельности.

Контроль:зачет, комплексный анализ текста

 

4.Фразеология русского языка.(11ч.)

     В учебном курсе «Русский язык»фразеологии уделено мало внимания. Это потребовало ввести в элективный курсважнейшие понятия фразеологии. В результате изучения раздела учащиеся должны: 

Знать:

   -место фразеологии в общей системеязыка, основные признаки   фразеологизмов,

     группы фразеологизмов, способыобразования фразеологизмов, функции фразеологизмов в

     речи, причины изменения фразеологическогосостава русского языка, основные словари и 

     справочники;

Уметь:

   — выделять в тексте фразеологизмы, определять их синтаксическую рольв  предложении,  в доступных

     случаях определять лексическое значение фразеологизмов,

    — использовать их в речи с учетомстилистических особенностей, пользоваться  фразеологическими

       словарями и справочниками.

Использовать:

  —  необходимую информацию из лексическихсловарей различных типов (толкового словаря, словарей

     синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов,фразеологического словаря и др.) в

      различных видах деятельности.

Контроль: зачет

 

Повторениепо  курсу: «Лексика и фразеология русского языка». 1ч

 

 

          Употреблять слова (термины, профессиональные,заимствованные и др.) в соответствии с их  

   лексическим значением, с учетом условий и задач общения;избегать засорения речи иноязычными

   словами; толковать лексическое значениеобщеупотребительных слов и фразеологизмов; пользоваться

    различными видами словарей (синонимов, антонимов,иностранных слов, фразеологизмов).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематическийплан

 

Наименование раздела.

Колич.

 часов.

Контроль

1.

Введение.

1

 

2.

Словарная система русского языка.

12

тест

3.

Происхождение и употребление слов современного русского литературного языка.

10

зачет

4.

Фразеология русского языка.

11

зачет

5.

 Повторение по  курсу: «Лексика и фразеология русского языка».

1

 

 

Итого

35

 

 

                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                Литератураи средства обучения

 Для учителя:

Ÿ   Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. – М., 1988

ŸБабкин А.М.Русская фразеология, ее развитие и источники. – Л., 1970

ŸБаранов М.Т.,Костяева Т.А., Прудникова А.В, Русский язык: Справочные материалы. — М.,

              1989.

ŸБрагина А.А.Русское слово в языках мира. -М., 1978.

ŸВартаньян Эд.Путешествие в слово.- М., 1987.

ŸВведенскаяЛ.А. и др. Русское слово: Факультативный курс «Лексика и фразеология русского

             языка (8-9 кл.)». М., 1991.

ŸВведенскаяЛ.А., Баранов М.Т., Гвоздарев Ю.А. Методические указания к факультативному

            курсу «Лексика и фразеология русского языка (8-9 кл.)». — М., 1991.

ŸВведенскаяЛ.А., Павлова Л.Г. Человеческое слово могуче . — М., 1984.

ŸГригорян Л.Т.Язык мой — друг мой. – М. 1988

ŸДейкина А.Д.,Пахнова Т.М. В.И. Даль и его словарь. Русский язык. Дидактические материалы.

             .М.: Вербум-М, 2001.

ŸРозенталь Д.Э.А как лучше сказать? — М., 1988.

ŸШанский Н.М.Лексикология современного русского языка. -М., 1972.

ŸШанский Н.М.Русский язык. Лексика. Словообразование. — М., 1975.

ŸШанский Н.М. Вмире слов. — М., 1985.

ŸСловарирусского языка.

ŸКомпьютер.

ŸМультимедийныйпректор

 

                         

Для обучающихся:

Ÿ     АхмановаО.С. Словарь омонимов русского языка. -М.,1974.

Ÿ     ЖуковВ.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. – Дрофа, 2010 

Ÿ     ЛапатухинМ.С. Школьный толковый словарь.  –М., 1981

Ÿ     ПотихаЗ.А. Школьный словарь строения слов русского языка. – М., 1987

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение крабочей программе

«Лексика ифразеология русского языка» 

 

календарно-тематическоепланирование

8 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическоепланирование

«Лексикаи фразеология русского языка»

(1час в неделю, 35 уроков за год)

Учитель:Ненашева В.А.

2018-2019уч. год

Представленная информация была полезной?
ДА
60.97%
НЕТ
39.03%
Проголосовало: 1532

 

№ п/п

Темы занятия

 

Кол-во часов

 

Дата

проведения

Примеча-ние

 

Примерные сроки

изучения

Фактические сроки изучения

 

 

Введение.

1

 

 

 

 

1

Словарное и фразеологическое богатство русского языка

1

 

 

 

 

 

Словарная система русского языка.

12

 

 

 

 

2/1

Слово как единица языка.

1

 

 

 

 

3/2

Однозначные и многозначные слова. Типы переноса значений.

1

 

 

 

 

4/3

Связь между значениями слова. Многозначные слова — явление историческое. Использование многозначных слов в художественных произведениях.

1

 

 

 

 

5/4

Омонимы и похожие на них языковые явления (омоформы, омографы, омофоны). Омонимы в художественной литературе. Словари омонимов.

1

 

 

 

 

6/5

Синонимический ряд. Пути возникновения синонимов.

1

 

 

 

 

7/6

Идеографические синонимы. Словари синонимов.

1

 

 

 

 

8/7

Стилистические синонимы.

1

 

 

 

 

9/8

Контекстуальные синонимы. Использование синонимов в речи.

1

 

 

 

 

10/9

Разнокорневые и однокорневые антонимы. Многозначные слова и антонимы.

1

 

 

 

 

11/10

Синонимичные пары антонимов. Контекстуальные антонимы.

1

 

 

 

 

12/11

Стилистические приемы, основанные на применении антонимов. Словари антонимов.

1

 

 

 

 

13/12

Тестирование по разделу «Словарная система русского языка».

1

 

 

 

 

 

Происхождение и употребление слов современного русского литературного языка. (10 часов)

10

 

 

 

 

14/1

Происхождение и употребление слов современного русского литературного языка.

1

 

 

 

 

15/2

Иноязычные слова в русском литературном языке.

1

 

 

 

 

16/3

Иноязычные слова в русском литературном языке.

1

 

 

 

 

 

 

 

17/4

Старославянизмы в составе русского литературного языка.

1

 

 

 

 

 

 

 

18/5

Общеупотребительные и «необщеупотребительные» слова.

1

 

 

 

 

 

 

 

19/6

Диалектные слова. Использование диалектных слов в художественных произведениях.

1

 

 

 

 

 

 

 

20/7

Профессиональные слова. Использование профессиональных слов в художественных произведениях.

1

 

 

 

 

 

 

 

21/8

Активная и пассивная лексика русского литературного языка. Устаревшие слова. Употребление устаревших слов в художественных произведениях.

1

 

 

 

 

 

 

 

22/9

Неологизмы.

1

 

 

 

 

 

 

 

23/10

Зачет по разделу: «Происхождение и употребление слов современного русского литературного языка».

1

 

 

 

 

 

 

 

 

Фразеология русского языка.

11

 

 

 

 

 

 

 

24/1

Фразеология как раздел науки о языке. Фразеология и его признаки. Фразеологические словари и справочники.

1

 

 

 

 

 

 

 

25/2

Отличие фразеологизмов от слов и свободных сочетаний слов.

1

 

 

 

 

 

 

 

26/3

Грамматическое строение фразеологизмов.

1

 

 

 

 

 

 

 

27/4

Семантическая слитность фразеологизмов и их лексический состав. Различие фразеологизмов по степени спаянности слов.

1

 

 

 

 

 

 

 

28/5

Системность фразеологизмов русского языка. Многозначность и омонимия фразеологизмов.

1

 

 

 

 

 

 

 

29/6

Синонимия и антонимия фразеологизмов.

1

 

 

 

 

 

 

 

30/7

Семинар по теме: «Системность фразеологизмов русского языка».

1

 

 

 

 

 

 

 

31/8

Употребление фразеологизмов в речи. Образность фразеологизмов. Типичные ошибки при употреблении фразеологизмов в речи.

1

 

 

 

 

 

 

 

32/9

Авторское изменение фразеологизмов. Образование фразеологизмов.

1

 

 

 

 

 

 

 

33/10

Происхождение фразеологизмов русского языка. Источники русских фразеологизмов. Устаревшие и новые фразеологизмы.

1

 

 

 

 

 

 

 

34/11

Обобщающее повторение по разделу                  « Фразеология русского языка». Зачет

1

 

 

 

 

 

 

 

 

Повторение

1

 

 

 

 

 

 

 

35/1

Повторение по  курсу: «Лексика и фразеология русского языка».

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.97%
НЕТ
39.03%
Проголосовало: 1532

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет