Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Сосновская средняя общеобразовательная школа №2
Рассмотрена на заседании педагогического совета протокол №1 от «27» августа 2018 г. |
Утверждаю Приказ №346 от «01» сентября 2018 г. _________Л.В. Платицына |
Рабочая программа
«Лексика и фразеологиярусского языка»
для 8 класса
на 2018 — 2019 учебный год
Учитель: Ненашева Вера Анатольевна |
Пояснительная записка.
Цель:
— углубление филологической подготовки учащихся;
— создание условий для развития мышления, умения самостоятельно
применять и пополнять свои знания;
— показать значение специальной лексики, фразеологии;
— повышение речевой культуры;
— расширение активного словарного запаса учащихся.
Задачи:
— активизировать деятельность каждого ученика, его творческой
самостоятельности, повышение ответственности за результаты труда;
— формировать профессиональный интерес к лингвистике как науке.
— создать атмосферу сотрудничества, умения работать в команде;
— воспитать интерес к изучению русского языка;
— формировать эстетический вкус, желания обогатить словарно -фразеологический запас;
— развивать средствами курса уважение к труду ученых- исследователей
русского языка, уважение к народу- творцуязыка.
Нормативные документы:
· Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ«Об образовании в Российской Федерации»;
· Федеральный компонент государственногообразовательного стандарта, утв. приказом Минобразования России от 05.03.2004 №1089;
· Приказ Минобразования России от05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственныхобразовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования»;
· Приказ Минобразования России от 19.10.2009№ 427
«О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательныхстандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общегообразования, утвержденный приказом Министерства образования РоссийскойФедерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонентагосударственных образовательных стандартов начального общего, основного общегои среднего (полного) общего образования»;
· Приказ Минобразования России от31.08.2009 №320 «О внесении изменений в федеральный компонент государственныхобразовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образованияРоссийской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федеральногокомпонента государственных образовательных стандартов начального общего,основного общего и среднего (полного) общего образования»;
· Приказ Минобразования России от03.06.2008 № 164 «О внесении изменений в федеральный компонентгосударственных образовательных стандартов начального общего, основного общегои среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерстваобразования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждениифедерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего,основного общего и среднего (полного) общего образования»;
· Приказ Минобразования России от09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана ипримерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации,реализующих программы общего образования»;
· Приказ Минобразования России от20.08.2008 № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план ипримерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации,реализующих программы общего образования»;
· Приказ Минобразования России от30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план ипримерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации,реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерстваобразования Российской Федерации от 09.03.2004 №1312 «Об утверждениифедерального базисного учебного плана и примерных учебных планов дляобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общегообразования»;
· Порядок организации и осуществленияобразовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -образовательным программам начального общего, основного общего и среднегообщего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;
· Постановление Главного государственногосанитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утвержденииСанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям иорганизации обучения в общеобразовательных учреждениях» (изменениями и дополнениями);
· Письмом Рособрнадзора от 16.07.2012№ 05-2680 О направлении методических рекомендаций о проведениифедерального государственного контроля качества образования в образовательныхучреждениях;
· Устав МБОУ Сосновской СОШ №2
· Положение о структуре, порядке разработкии утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) вМБОУ Сосновской СОШ №2,
· Образовательная программа основного общегообразования МБОУ Сосновской СОШ №2;
· Учебный план.
·
Место и рольпредмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся
Образовательная программа элективного курса«Лексика и фразеология русского языка» ориентирована на конечный результатшкольного филологического образования. Актуальность состоит в том, что данныйматериал востребован на экзаменах в выпускных классах. Курсу принадлежит особаяроль в развитии чувства языка, в формировании умений употреблять слово с учетомего смысловых, стилистических качеств, законов его сочетаемости.
Элективный курс представляет наиболее интересные длядетей разделы лингвистики. Рассматриваются основные единицы языка: слово ифразеологизмы, с которыми связаны все остальные единицы, и функционированиекоторых во многом определяется ими. Язык через слово и фразеологизм соотнесен среальностью непосредственно. Развитие общественной жизни прямо отражается наразвитии словарного и фразеологического состава языка. Слова и фразеологизмыобладают свойством четко дифференцироваться по употреблению в разных сферахприменения языка. Чтобы реализовать речевой аспект изучения лексики в программебольшое внимание уделяется особенностям употребления слова в речи. С этой цельюмногие понятия изучаются во взаимосвязи с понятием «текст», введение которогов программу создает лингвистические основы и для работы по развитию связнойречи. Выполняя упражнения, школьники будут углублять свои знания и об основныхпризнаках текста, о лексических средствах выражения межфразовых связей.Преподавание лексики и фразеологии в целях развития речи предполагает не толькопостоянную работу по обогащению словарного запаса, но и усиление внимания квопросам сочетаемости слов. Выбор слова, зависимость норм сочетаемости отсемантических, экспрессивно-эмоциональных свойств, его функционально-стилевойпринадлежности — эти вопросы могут рассматриваться в процессе выполненияразличных заданий.
Информация о количестве учебных часов
Курс рассчитан на 35 часов.1 час в неделю
Технологии обучения:
— технология личностно-ориентированногообучения;
— здоровьесберегающие технологии;
— технологии коммуникативного общения;
— игровые технологии;
— технология развития критического мышления;
— информационно-коммуникационные технологии;
— технология проблемного обучения;
-технология работы с одарёнными детьми
Механизмы формирования ключевыхкомпетенций обучающихся:
— исследовательская деятельность;
— работа в парах;
— работа в группах различного состава.
Виды и формы контроля:
Промежуточный -зачёт, итоговое тестирование, комплексный анализ текста;
Тематический –зачёт, тестирование, контрольная работа.
Предполагаемый уровень подготовки
Предполагается, что, усвоив программуэлективного курса, учащиеся будут иметь опыт:
— нахождения изучаемого явления в контексте;
— выбора изучаемых явлений из словарей;
— подбора примеров по памяти;
— определения классификационной группы изучаемого явления;
— группировки изучаемых явлений по указанным основаниям;
— лексико-фразеологического разбора текста;
— определения изучаемого явления в тексте;
— cоставления контекстов с включением изученныхявлений;
— выявления и определения изобразительно-выразительных средств языка
в соответствии с идейным замыслом,авторской позицией;
— проведения дискуссии;
— выступления с докладами;
— организации речи в соответствии с видом и ситуацией общения, прогнозированияразвития
диалога.
Содержаниепрограммы элективного курса
«Лексикаи фразеология русского языка».
1.Введение. (1)
Словарное и фразеологическое богатстворусского языка. (1ч.)
Данная тема в элективном курсе, к изучениюкоторого приступают учащиеся очень важно, так как ею закладывается общеепредставление о богатстве слов и фразеологизмов русского языка.
2.Словарная система русского языка. (12ч.)
В этом разделекурса рассматривается слово, его лексическое значение.
Основной подход визучении лексикологии – рассмотрение словарного состава с точки зрениястилистического использования и назначения в речи. Предлагаемые школьникамзадания представляют собой систему работ по развитию речи.
В результатеизучения раздела учащиеся должны:
Знать:
-специфику слова как единицы языка,лексическое значение слова,
— задачи лексикологии, ее разделы, объединенные группы слов (омонимы,
паронимы, синонимы, антонимы, антитезу,оксюморон, многозначные
слова), лингвистические словари;
Уметь:
-определять в контексте лексическое значение слова,
— находить многозначные слова, омонимы,паронимы, синонимы, антонимы, антитезу, оксюморон.
Использовать:
— необходимую информацию излексических словарей различных типов (толкового словаря,
словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов,фразеологического
словаря и др.) в различных видах деятельности.
Контроль: тест
3.Происхождение и употребление слов современного русского
литературногоязыка. (10ч.)
В данном разделе элективного курсаизучается словарный состав русского литературного языка с точки зренияпроисхождения (исконно — русские и иноязычные) и употребления (литературные идиалектные слова, общеупотребительные и профессиональные, устаревшие и новыеслова).
Изучение словарного состава русскоголитературного языка расширяет знания учащихся о группах иноязычных и исконнорусских слов, о постепенности вхождения иноязычных слов в лексическую системулитературного языка.
В результате изучения материала учащиесядолжны:
Знать:
— причины исторических изменений влексике русского литературного
языка; группы слов русского литературногоязыка по происхождению и
употреблению; определениялексикологических понятий;
Уметь:
— находить в словарях справки о происхождении и употреблении cлова; производить
лексический разбор ;
— объяснять роль тех или иных ограниченно употребляемых слов вконтексте.
Использовать:
-необходимую информацию из лексических словарей различных типов(толкового словаря,
словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов,фразеологического словаря
и др.) в различных видах деятельности.
Контроль:зачет, комплексный анализ текста
4.Фразеология русского языка.(11ч.)
В учебном курсе «Русский язык»фразеологии уделено мало внимания. Это потребовало ввести в элективный курсважнейшие понятия фразеологии. В результате изучения раздела учащиеся должны:
Знать:
-место фразеологии в общей системеязыка, основные признаки фразеологизмов,
группы фразеологизмов, способыобразования фразеологизмов, функции фразеологизмов в
речи, причины изменения фразеологическогосостава русского языка, основные словари и
справочники;
Уметь:
— выделять в тексте фразеологизмы, определять их синтаксическую рольв предложении, в доступных
случаях определять лексическое значение фразеологизмов,
— использовать их в речи с учетомстилистических особенностей, пользоваться фразеологическими
словарями и справочниками.
Использовать:
— необходимую информацию из лексическихсловарей различных типов (толкового словаря, словарей
синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов,фразеологического словаря и др.) в
различных видах деятельности.
Контроль: зачет
Повторениепо курсу: «Лексика и фразеология русского языка». 1ч
Употреблять слова (термины, профессиональные,заимствованные и др.) в соответствии с их
лексическим значением, с учетом условий и задач общения;избегать засорения речи иноязычными
словами; толковать лексическое значениеобщеупотребительных слов и фразеологизмов; пользоваться
различными видами словарей (синонимов, антонимов,иностранных слов, фразеологизмов).
Учебно-тематическийплан
№ |
Наименование раздела. |
Колич. часов. |
Контроль |
1. |
Введение. |
1 |
|
2. |
Словарная система русского языка. |
12 |
тест |
3. |
Происхождение и употребление слов современного русского литературного языка. |
10 |
зачет |
4. |
Фразеология русского языка. |
11 |
зачет |
5. |
Повторение по курсу: «Лексика и фразеология русского языка». |
1 |
|
|
Итого |
35 |
|
Литератураи средства обучения
Для учителя:
Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. – М., 1988
Бабкин А.М.Русская фразеология, ее развитие и источники. – Л., 1970
Баранов М.Т.,Костяева Т.А., Прудникова А.В, Русский язык: Справочные материалы. — М.,
1989.
Брагина А.А.Русское слово в языках мира. -М., 1978.
Вартаньян Эд.Путешествие в слово.- М., 1987.
ВведенскаяЛ.А. и др. Русское слово: Факультативный курс «Лексика и фразеология русского
языка (8-9 кл.)». М., 1991.
ВведенскаяЛ.А., Баранов М.Т., Гвоздарев Ю.А. Методические указания к факультативному
курсу «Лексика и фразеология русского языка (8-9 кл.)». — М., 1991.
ВведенскаяЛ.А., Павлова Л.Г. Человеческое слово могуче . — М., 1984.
Григорян Л.Т.Язык мой — друг мой. – М. 1988
Дейкина А.Д.,Пахнова Т.М. В.И. Даль и его словарь. Русский язык. Дидактические материалы.
.М.: Вербум-М, 2001.
Розенталь Д.Э.А как лучше сказать? — М., 1988.
Шанский Н.М.Лексикология современного русского языка. -М., 1972.
Шанский Н.М.Русский язык. Лексика. Словообразование. — М., 1975.
Шанский Н.М. Вмире слов. — М., 1985.
Словарирусского языка.
Компьютер.
Мультимедийныйпректор
Для обучающихся:
АхмановаО.С. Словарь омонимов русского языка. -М.,1974.
ЖуковВ.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. – Дрофа, 2010
ЛапатухинМ.С. Школьный толковый словарь. –М., 1981
ПотихаЗ.А. Школьный словарь строения слов русского языка. – М., 1987
Приложение крабочей программе
«Лексика ифразеология русского языка»
календарно-тематическоепланирование
8 класс
Календарно-тематическоепланирование
«Лексикаи фразеология русского языка»
(1час в неделю, 35 уроков за год)
Учитель:Ненашева В.А.
2018-2019уч. год
№ п/п |
Темы занятия
|
Кол-во часов
|
Дата проведения |
Примеча-ние |
|
|||||
Примерные сроки изучения |
Фактические сроки изучения |
|
||||||||
|
Введение. |
1 |
|
|
|
|
||||
1 |
Словарное и фразеологическое богатство русского языка |
1 |
|
|
|
|
||||
|
Словарная система русского языка. |
12 |
|
|
|
|
||||
2/1 |
Слово как единица языка. |
1 |
|
|
|
|
||||
3/2 |
Однозначные и многозначные слова. Типы переноса значений. |
1 |
|
|
|
|
||||
4/3 |
Связь между значениями слова. Многозначные слова — явление историческое. Использование многозначных слов в художественных произведениях. |
1 |
|
|
|
|
||||
5/4 |
Омонимы и похожие на них языковые явления (омоформы, омографы, омофоны). Омонимы в художественной литературе. Словари омонимов. |
1 |
|
|
|
|
||||
6/5 |
Синонимический ряд. Пути возникновения синонимов. |
1 |
|
|
|
|
||||
7/6 |
Идеографические синонимы. Словари синонимов. |
1 |
|
|
|
|
||||
8/7 |
Стилистические синонимы. |
1 |
|
|
|
|
||||
9/8 |
Контекстуальные синонимы. Использование синонимов в речи. |
1 |
|
|
|
|
||||
10/9 |
Разнокорневые и однокорневые антонимы. Многозначные слова и антонимы. |
1 |
|
|
|
|
||||
11/10 |
Синонимичные пары антонимов. Контекстуальные антонимы. |
1 |
|
|
|
|
||||
12/11 |
Стилистические приемы, основанные на применении антонимов. Словари антонимов. |
1 |
|
|
|
|
||||
13/12 |
Тестирование по разделу «Словарная система русского языка». |
1 |
|
|
|
|
||||
|
Происхождение и употребление слов современного русского литературного языка. (10 часов) |
10 |
|
|
|
|
||||
14/1 |
Происхождение и употребление слов современного русского литературного языка. |
1 |
|
|
|
|
||||
15/2 |
Иноязычные слова в русском литературном языке. |
1 |
|
|
|
|
||||
16/3 |
Иноязычные слова в русском литературном языке. |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
17/4 |
Старославянизмы в составе русского литературного языка. |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
18/5 |
Общеупотребительные и «необщеупотребительные» слова. |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
19/6 |
Диалектные слова. Использование диалектных слов в художественных произведениях. |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
20/7 |
Профессиональные слова. Использование профессиональных слов в художественных произведениях. |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
21/8 |
Активная и пассивная лексика русского литературного языка. Устаревшие слова. Употребление устаревших слов в художественных произведениях. |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
22/9 |
Неологизмы. |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
23/10 |
Зачет по разделу: «Происхождение и употребление слов современного русского литературного языка». |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Фразеология русского языка. |
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
24/1 |
Фразеология как раздел науки о языке. Фразеология и его признаки. Фразеологические словари и справочники. |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
25/2 |
Отличие фразеологизмов от слов и свободных сочетаний слов. |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
26/3 |
Грамматическое строение фразеологизмов. |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
27/4 |
Семантическая слитность фразеологизмов и их лексический состав. Различие фразеологизмов по степени спаянности слов. |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
28/5 |
Системность фразеологизмов русского языка. Многозначность и омонимия фразеологизмов. |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
29/6 |
Синонимия и антонимия фразеологизмов. |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
30/7 |
Семинар по теме: «Системность фразеологизмов русского языка». |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
31/8 |
Употребление фразеологизмов в речи. Образность фразеологизмов. Типичные ошибки при употреблении фразеологизмов в речи. |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
32/9 |
Авторское изменение фразеологизмов. Образование фразеологизмов. |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
33/10 |
Происхождение фразеологизмов русского языка. Источники русских фразеологизмов. Устаревшие и новые фразеологизмы. |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
34/11 |
Обобщающее повторение по разделу « Фразеология русского языка». Зачет |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Повторение |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
35/1 |
Повторение по курсу: «Лексика и фразеология русского языка». |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
