РАБОЧАЯПРОГРАММА
Внеурочнойдеятельности «Юный краевед»
в1-4 классах.
Срокреализации программы 4 года
2021- 2022 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» дляобучающихся 1-4 классов разработана в соответствии с требованиями Федеральногогосударственного образовательного стандарта начального общего образования(Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6октября 2009 г., №373 ) с изменениями и дополнениями от 26 ноября 2010 г., от22 сентября 2011 г., от 18 декабря 2012 г., от 29 декабря 2014 г., от 18 мая 2015 г., от 31 декабря 2015 г.на основе:
— примернойпрограммы по литературному чтению (Примерные программы по учебным предметам.Начальная школа. В 2-х частях. – М.: «Просвещение» 2014 г.);.
— авторской программы В. Г.Горецкого, В. А Кирюшкина, А. Ф. Шанько «Обучение грамоте», прошедшей экспертизу иапробацию.( Предметная линияучебников «Школа России» 1-4 классы. — М: Просвещение, 2016 г.);
— авторской программы Л.Ф.Климановой, М.В.Бойкиной. Литературноечтение 1-4 классы (учебно-методический комплект «ШколаРоссии») — Москва «Просвещение», 2014г.
Программа рассчитана на работу с учащимися в возрастеот 7 до 11 лет в течение четырёх лет. Предусмотренныепрограммой занятия проводятся как на базе одного отдельно взятого класса, так ив группах при участии учащихся параллельного или шефствующего класса,социальных партнёров, родителей учащихся. Курс внеурочной деятельности «Краеведение»рассчитан на 135 часов.
В 1 классе (0,5 час в неделю)
Во2 классе 17 часа. (0,5 час в неделю, 17 учебные недели).
В3 классе 17 часа. (0,5 час в неделю, 17 учебные недели).
В 4 классе 17часа (0,5 час в неделю, 17учебные недели).
Реализациярабочей программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школыследующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Придостижении личностных результатов у школьника будут сформированы:
· Внутренняя позиция школьника на уровнеположительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательныемоменты школьной и социальной действительности;
· познавательный интерес к новому материалу испособам решения новой задачи;
· ориентация на понимание причин успеха во внеурочнойдеятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализсоответствия результатов требованиям конкретной задачи;
· основы гражданской идентичности личности в формеосознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за своюРодину, народ и историю, осознание ответственности человека за общееблагополучие, осознание своей этнической принадлежности;
· ориентация в нравственном отношении как собственныхпоступков, так и поступков окружающих людей;
· знание основных моральных норм и ориентация на ихвыполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;
· эмпатия как понимание чувств людей и сопереживаниеим;
· основы экологической культуры: принятие ценностиприродного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения вприроде;
· чувство прекрасного и эстетические чувства наоснове знакомства с культурой города и края.
· При достижении метапредметных результатов ушкольника будут сформированы следующие УУД (регулятивные,познавательные, коммуникативные):
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийсянаучится:
· планировать свои действия в соответствии споставленной задачей и условиями ее реализации;
· учитывать установленные правила в планировании иконтроле способа решения;
· осуществлять итоговый и пошаговый контроль порезультату;
· оценивать правильность выполнения действия науровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
· адекватно воспринимать предложения и оценкуучителей, товарищей, родителей и других субъектов;
· различать способ и результат действия.
Выпускникполучит возможность научиться:
· в сотрудничестве с учителем ставить новые учебныезадачи;
· проявлять познавательную инициативу всотрудничестве с другими субъектами социализации;
· оценивать правильность выполнения заданий и вноситьнеобходимые коррективы в его выполнение.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийсянаучится:
· осуществлять поиск необходимой информации длявыполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ,энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениямиИнтернета;
· осуществлять запись выборочной информации о себе иокружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
· выражать речь в устной и письменной форме;
· проводить анализ, сравнение и классификацию тем илиявлений, устанавливать причинно-следственные связи;
Обучающийсяполучит возможность научиться:
· осуществлять расширенный поиск информации с использованиемресурсов библиотек и сети Интернет;
· записывать, фиксировать информацию об окружающеммире с помощью ИКТ;
· осуществлять выбор наиболее эффективных способоврешения задач в зависимости от конкретных условий;
· осуществлять синтез как составление целого изчастей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
· строить логическое рассуждение, включающееустановление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийсянаучится:
· адекватно использовать речевые средства для решенияразличных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владетьдиалогической формой речи;
· допускать возможность существования у людейразличных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении ивзаимодействии с ними;
· учитывать разные мнения и стремиться к координацииразличных позиций в сотрудничестве;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· договариваться и приходить к общему решению всовместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
· задавать вопросы, необходимые для совместной работыс партнёрами;
· адекватно использовать речь для планирования ирегуляции своей деятельности.
Обучающийсяполучит возможность научиться:
· учитывать и координировать в сотрудничестве позициидругих людей;
· учитывать разные мнения и интересы и обосновыватьсобственную позицию;
· понимать относительность мнений и подходов крешению проблемы;
· аргументировать свою позицию и координировать ее спозициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместнойдеятельности;
· содействовать разрешению конфликтов на основе учётаинтересов и позиций всех участников;
· точно, последовательно и полно передавать партнёрунеобходимую информацию как ориентир для построения действий;
· осуществлять взаимный контроль и оказывать всотрудничестве необходимую взаимопомощь;
· адекватно использовать речевые средства дляэффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Первый годобучения
Программа1 класса направлена на формирование обществоведческих (социальных)представлений младших школьников. Особое внимание уделяется миру семьи. Детиосознают ценности семьи, особенности взаимоотношений в семье междуродственниками, учатся понимать важность семейных традиций и праздников. Влексикон учащихся вводятся слова поколение, потомки, предки. Особое вниманиеуделяется составу семейного коллектива. Дети знакомятся с окружающим ихсоциальным миром и с жизнью людей, встречаются с очевидцами историческихсобытий, представителями музеев, библиотек и других предприятий. Такжешкольники приобретают знания о принятых в обществе нормах отношения к природе,о памятниках истории и культуры, о традициях памяти событий ВеликойОтечественной войны; о правилах конструктивной групповой работы; о способахсамостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе.
Второй и третий год обучения.
Результаты второго уровня (получение школьниками опыта переживания ипозитивного отношения к базовым ценностям общества) — 2, 3 класс. Формированиепозитивных отношений школьников к базовым ценностям нашего общества и ксоциальной реальности в целом осуществляется благодаря активизациимежличностных отношений друг с другом. Они узнают о достопримечательностяхродного города, постигают этику поведения в музее, архиве, читальном зале,расширяют представление о себе как о жителе города (села). В различныхситуациях у детей появляется возможность проявить себя с лучшей стороны,сохранив веру в себя и уважение к другим членам коллектива.
Четвертый год обучения.
Результатытретьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социальногодействия) – 4-й класс. Школьники имеют реальную возможность выхода впространство общественного действия. К этому времени у детей сформированамотивация к изменению себя и приобретение необходимых внутренних качеств.Учащиеся приобретают опыт исследовательской и проектной деятельности, готовятпубличные выступления по проблемным вопросам, участвуют в исследовательскихконференциях, осуществляют благотворительную деятельность. Важным становитсяразвитие ценностных отношений к малой Родине, истории и культуре, населяющимеё народам, героическим страницам её прошлого.
Достижениерезультатов всех трех уровней увеличивает вероятность появления образовательныхэффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), вчастности:
• формированиякоммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности(приобретение опыта гражданских отношений и поведения в дружественной среде (вклассе) и в открытой общественной среде);
• формирования удетей социокультурной (этнической, культурной, гендерной и др.) идентичности.
2. Содержание учебного предмета.
Первый год обучения.
Тема 1. Введение. Что изучает краеведение?
Слова«родина», «отечество», «отчизна» обозначают место, где человек родился, где онживет, работает, где живут его родные и близкие люди.
Практическая работа. Рисование по теме. Работав тетради.
Тема 2. Мой дом.
Понятие«дом»: дом – жилище, дом – семья, дом – это место жизни человека. Как выбиралиместо для постройки дома? Кто принимал участие в строительстве? Кому доверялипостройку дома? Какие магические знаки защищали постройку?
Практическая работа. Изображение своего дома.Устный рассказ.
Тема 3. Мир твоего дома.
Обрядыи обычаи, связанные со строительством дома и новосельем (из истории), обряды сдомашними животными. Интерьер дома. Праздничное убранство. Домашние животные.
Практическая работа. Лепка интерьера (можносвоего рабочего места или лепка по выбору).
Тема 4. Жизнь каждого члена семьи. Что такоесемья? Состав семьи. Чем любят заниматься члены семьи в свободное время?Театр, музей, концерты, загородные поездки – любимый досуг многих семей. Чтениекниг и
рассказываниелюбимых сказок – часть досуга. Хозяйственный труд в семье. «Вся семья вместе,так и душа на месте». Семейные вечера и праздники. «На что и клад, коли в семьелад». Какие обязанности может исполнять первоклассник в семье?
Практическая работа. Составление рассказа одомашних делах (устно). Использование семейных фотографий.
Тема 5. Отношения в семье. Этика и психологиясемейных взаимоотношений в русских волшебных, социально-бытовых сказках,притчах. «Корми деда на печи, сам там будешь». Нравственные обязанности младшихперед старшими.
Практическая работа. Изображение на рисункечленов семьи.
Тема 6. Моя родословная. Знакомство спонятиями: поколение, потомки, предки. Знакомство с терминами родства. События,которые отразились в истории семьи.
Практическая работа. Составление родословногодрева (работа вместе с родителями).
Тема 7. Я и мое имя. Что означают наши имена?Что такое фамилия и отчество? Как родители выбирают имя ребенку? Имя иангел-хранитель. Именины. Что могут рассказать имена, отчества, фамилии опрошлом?
«Говорящиефамилии».
Практическая работа. Игры с использованиемимен.
Тема 8. Я – ученик, я – школьник.
Знакомимсяс одноклассниками, рассказываем о себе: кто я (он, она) люблю (любит )заниматься, чем особенно интересуюсь (интересуется). Режим дня школьника какправильное сочетание разных занятий в течение дня. Значение соблюдения режимадня для здоровья, целесообразной организации жизни.
Правилаорганизации режима дня школьника.
Практическая работа. «Нарисуй дорогу от домадо школы». Работа в тетради.
Тема 9. Родная школа. История школы.Возведение здания, его назначение, реконструкция в разные годы. Директор школы.Первая учительница. Какие помещения есть в нашей школе? Для чего онипредназначены?
Практическая работа. Схематическое изображениездания школы и прилегающей территории. Работа в тетради.
Тема 10. Трудовая жизнь в школе.
Знакомствос режимом школы, общими правилами поведения. Первоклассник должен знать ивыполнять правила поведения в школе.
Практическая работа. Экскурсия в школьныймузей (15-20 мин.).
Тема 11.Школьные, семейные традиции и праздники.
Чтотакое реликвия? Традиции и праздники в твоей семье. Школьные праздники.
Практическая работа. Составление макета «Школа– мой дом» (необходима предварительная подготовка материала).
Тема 11. Тема 12. Новый год.
Какк нам пришел праздник? Как отмечают Новый год в других странах. Народныепраздники и обряды. Как в старину отмечали праздники, обрядоваякультура.
Практическая работа. Подготовка к Новому году.Разучивание песен, стихов,
поговорок,пословиц.
Тема 13-14. Рождественские колядки.
ПраздникРождество Христово. Рождественские колядки.
Практическая работа. Заучивание колядок,инсценирование.
Тема 15. Моё село. Понятие малой родины. Чтотакое село? Характерные особенности населенного пункта. Наш населенный пункт –часть нашей страны России. Первоначальные исторические сведения о названиигорода (села), застройках, занятиях людей. Описание зданий различныхфункциональных значений: учреждение, жилой дом сельского типа.
Практическая работа. «Нарисуй самое красивоеместо в твоем селе». Работа в тетради.
Тема 16. Труд людей в городе и на селе.
Зачемлюди трудятся. Знакомство с выражением «рабочие руки». Чем отличается трудлюдей в городе и на селе. Профессии людей на селе и в городе.
Практическая работа. Работа в тетради,рисование на тему исследования.
Тема 17. Профессии в моей семье.
Вмире много разных профессий, и каждая из них очень важна для человека иобщества в целом. Труд необходим для жизни и благополучия людей. Труд создает ценностикультуры. Чем занимались и занимаются ваши родители, дедушки, бабушки. Люди,своими профессиональными заслугами, прославившие фамилию.
Практическая работа. Игра «Кем я хотел быстать?»
Тема 18. Экскурсия на предприятие (знакомство с работой почты,
типографии и т.д.).
Практическая работа. «Нарисуй продукцию,которую выпускают на предприятиях ( по выбору)». Работа в тетради.
Тема 19. Мой город.
Заочноепутешествие по древнему Воронежу. Каким наш город был в далекие времена. Почемуон возник на этом месте? Что такое город-крепость? Петр I на воронежской земле.Строительство в Воронеже первого парусно-гребного флота.
Практическая работа. Рисование древнегогорода. Работа с аппликацией.
Тема 20. Моя улица.
Названияулиц города по месту жительства детей. Название улиц, прилегающих к школе.История названия улиц, их роль в жизни современного человека.
Практическая работа. Схематическое изображениеулиц, прилегающих к школе. Дети рисуют свой путь к школе. Работа в тетради.
Тема 21. Наш современный город.
Современныепредприятия, административные здания, их значение в хозяйственной и нравственно– духовной жизни города. Узнавание зданий по вывеске.
Практическая работа. «Составь рассказ о своемгороде. Заполни «Родную страничку в тетради».
Тема 22. Правила безопасного движения.
Чтотакое дорога? Какие правила нужно знать, чтобы по дороге в школу не попасть вбеду? Наша дорога в школу идет мимо (через, рядом, около…). На ней расположенызнаки дорожного движения. Ты – пешеход.
Практическая работа. «Заполни таблицу втетради. Она поможет тебе, когда взрослых не будет дома, запиши «нужные»телефоны».
Тема 23.Экскурсия по городу.
ГородВоронеж – областной центр. Памятники и достопримечательности города Воронежа.
Практическая работа. «Нарисуй город будущего,каким ты его видишь?»
Тема 24. Моя малая родина.
РоссийскаяФедерация – наша Родина. Россияне-граждане России. Русский Язык. Обычаи итрадиции русского народа.
Практическая работа .Чтение стихов о Родине,дружбе, школе.
Тема 25.О гербе, флаге и гимне.
Государственнаясимволика России: гимн, флаг, герб. Герб Воронежа.
Практическая работа. Рисование флага России.
Тема 26. Москва – столица нашей Родины.
Москва– самый знаменитый город России. Москвичи – жители Москвы. Кремль. Краснаяплощадь.
Практическая работа. Игра – путешествие:«Достопримечательности Москвы».
Тема 27. Сто народов – одна страна.
Традиционныйнародный костюм: праздничный и будничный. Особенности в костюме родного края.Россия – многонациональное государство. Народы России. Традиции и обычаинародов России, народные и религиозные праздники.
Практическая работа. Работа с иллюстрациями сизображением национальных костюмов народов России. Работа в тетради.
Тема 28. Я – надежда Отечества.
Предназначениечеловека. Представление о настоящем человеке. Осознание ребенком себя какнадежды Отечества. Умение ценить в других людях положительные качества ипоступки. Значение здорового образа жизни.
Практическая работа. Составление памятки«Законы дружбы».
Тема 29. Земля – общий дом для всех людей.
Страны,государства, языки, способы общения и взаимодействия людей.
Практическая работа. Ролевая игра: « Мы изразных стран»
Второй год обучения.
Тема 1. Чтотакое культура?
Что такоекультурное наследие, что такое культура? Содержание понятий «культура»,«наследие», «культурное наследие». Равноценность культур всех народов.
Практическаяработа. «Распиши воронежских матрешек». Работа втетради.
Тема 2.Источники изучения жизни народа.
Содержание понятия«исторические источники». Классификация источников по группам (картина, фото,вещи, рассказ и записанный рассказ-книга, обычай, ритуал и т.д.).
Практическаяработа. «Рассмотри исторические источники (по выборудетей)
и отнеси их ккакой-либо группе». Работа в тетради.
Тема 3. Чтотакое время?
Содержание понятий«время», «дата», «год», «век».
Практическаяработа. «Впиши нужные единицы времени». Работа втетради.
Тема 4. Чтотакое вещь?
Вещь. Свойствавещи. Вещь как портрет эпохи; портрет человека. Почему вещи попадают в музей?Копия, подлинник.
Практическаяработа. «Нарисуй людей, которым могли принадлежатьвещи (шляпа, кольчуга, кокошник).
Тема 5.Семейная реликвия.
Практическаяработа.
Тема 6.Путешествие в страну книг.
Что такоебиблиотека? Областная библиотека имени Ивана Савича Никитина. Посещениебиблиотеки, знакомство с писателями Воронежского края. Личная библиотекашкольника.
Практическаяработа. «Рассмотри портреты писателей. Кто из нихявляется писателем Воронежского края? Установи соответствие». Работа в тетради.
Тема 7.Посудана Руси.
Что такоекерамика? Кто такие гончары? Русская глиняная посуда. Посуда крестьянина изнатного дворянина. Горшечное дело в Воронежском крае. Развитие художественныхремесел и промыслов. Воронежская игрушка.
Практическаяработа. «Помоги мастеру расписать посуду». Работа втетради.
Тема 8. Встаринном доме.
Вещь – семейнаяреликвия. Поиск семейной реликвии. Старинные предметы, их значение длясовременной жизни. Применяют ли сейчас старинные предметы и где?
Практическаяработа. Творческое задание «Укрась лопастку прядкиузором». Работа в тетради.
Тема 9.Обычаирусской старины.
Что такое обычай?Русские обычаи, обычаи других стран. Как часто мы соблюдаем обычаи русскойстарины? Значение обычаев для современного человека.
Практическаяработа. «Установи соответствие пословиц о русскихобычаях».
Работа в тетради.
Тема 10. Длявойны и мирной жизни.
Орудия трудакрестьянина. Доспехи воина. Материалы, которые использовали мастера при изготовлениипредметов для войны и мирной жизни. Какие предметы человек использует сегодня.
Практическаяработа. «С помощью цветных карандашей «вооружи»каждого воина» Работа в тетради.
Тема 11. Отколеса до ракеты.
Посуда. От глины кпластмассе. Мебель и бытовые приборы, их развитие. Орудия и оружие. Транспорт.От колеса к ракете.
Практическаяработа. «Придумай и нарисуй автомобиль будущего».Работа в тетради.
Тема 12. Чтотакое музей?
Музей – «машинавремени». Какие бывают музеи. Музейные профессии. Место и значение музеев,памятников в истории развития города Воронежа и области.
Практическаяработа. Ролевая игра «В музее».
Тема 13.Экскурсии в областные музеи.
Областнойкраеведческий музей. Воронежский музей изобразительных искусств имени А.Крамского.
Практическаяработа. Работа с репродукциями картин (вклейка втетради).
Тема 14. «Домвеселого чародея».
АнатолийЛеонидович Дуров – основоположник цирковой династии. Жизнь и творчествоартиста. Дом-музей А. Дурова.
Практическаяработа. «Прочитай цирковую афишу Анатолия Дурова. Разрисуйеё». Работа в тетради.
Тема 15.Костенки. Путешествие в каменный век.
Костёнки –жемчужина палеолита. Костенковские стоянки: богатство и разнообразиематериальной культуры. Открытие и исследование жилища из костей мамонта.Павильон-музей. Кремневые орудия труда, наконечники копий и другие предметы, подтверждающиесуществование людей в этих местах много веков назад. Всемирно известные женскиестатуэтки – так называемые «палеолитические Венеры».
Практическаяработа. Работа с фотографиями памятных мест.
Тема 16.Дивогорье. Рассказ о седой старине.
Дивногорье.Маяцкое городище. Раскопки Маяцкого городица. Древние рисунки и предметы,сохранившиеся на меловых камнях Маяцкого городища.
Практическаяработа. «Попробуй себя в роли древнего художника.Изобрази на рисунке фрагмент из жизни древнего человека». Работа в тетради.
Тема 17.Веневитиново. В гостях у поэта.
ДмитрийВладимирович Веневитинов – известный поэт, современник А.С.Пушкина. Музей-усадьбаД.Веневитинова.
Практическаяработа». Попробуй себя в роли поэта. Используя рифмы, придумайи запиши стихотворные строчки». Работа в тетради.
Тема 18.«Каменные ветераны» Воронежа.
Дом Гарденина –одно из старейших зданий Воронежа. «Арсенал». Дом Тулиновых – место встречидвух знаменитых поэтов В.А.Жуковского и А.В.Кольцова. Дом губернатора.Магистрат.
Практическаяработа. «Сделай эскиз интерьера старинной гостиной,где происходила встреча двух поэтов». Работа в тетради.
Тема 19.Церковные архитектурные памятники.
Первые храмы наРуси. Русский православный храм – памятник архитектуры и истории. Внешний видправославного храма.
Практическаяработа. «Помоги мастеру достроить русскую православнуюцерковь, нарисуй недостающие детали». Работа в тетради.
Тема 20. Храмыродного края.
Успенская(Адмиралтейская) церковь. Ильинская церковь. Никольская церковь. КолокольняАлексиеко-Акатова монастыря. Церковь в твоем крае.
Практическаяработа. «Запиши историю одного из храмов твоегородного города (села).
Тема 21.Памятники на воронежской земле.
В честь какихлюдей и событий может быть воздвигнут памятник? Памятник
Петру I –основателю первого парусно-гребного флота в Воронеже. Памятники
в Воронеже,сооруженные в честь Великой Отечественной войны. Памятники Воронежского края.
Практическаяработа. Экскурсии к памятникам (по выбору учителя).
Рисование по теме.
Тема 22.История родного города.
Как он появился иразвивался. Элементы, необходимые каждому городу. Общие тенденции развитиягородов. Роль города-крепости на южных рубежах страны. План и карта города.Символика. Герб родного города. Описание гербов. Чем отличается современный городот старинного? Знаменитые уроженцы городов.
Практическаяработа. «Нарисуй современную городскую улицу или свой городв будущем». Работа в тетради.
Тема 23.История родного села.
Что такое село?Чем отличается село от деревни. Внешний вид. Особенности строений. Здания иучреждения села.
Практическаяработа. «Нарисуй, чем знаменито твое село?»
Тема 24.Проверь себя.
Обобщающий урок(вид, структура урока, содержание – по усмотрению учителя).
Практическаяработа. Работа с приложением и заданиями в тетради.
Третийгод обучения.
Тема 1.Воронежская школа.
Распространениеграмотности в Воронежском крае. Народные училища. Домашнее обучение детейдворянства. Частные школы на дому. Губернская гимназия. Уездные училища. Приходскиеучилища. Пансионы. Частные школы. Начальное образование.
Практическаяработа. «Узнай историю самого старого учебногозаведения
твоего города(села). Экскурсия к зданиям, в которых располагались школы
(Мариинскаяженская гимназия, женская гимназия Кожевниковой, реальное
училище, духовнаясеминария и др.). Экскурсия по выбору учителя.
Тема 2. Людиискусства.
Содержание понятий«творчество», «искусство», «просвещение».
Практическаяработа. Работа в группах над иллюстрациями.
Тема 3.Портретная галерея И.Н.Крамского.
Жизнь и творчествохудожника. Знаменитые картины И.Н.Крамского.
Практическаяработа. Работа с репродукциями картин И.Н.Крамского вовклейке тетради.
Тема 4.Художники – наши земляки.
Живопись.Репродукция. Натюрморт. Пейзаж. Портрет. Ге Николай Николаевич. Бачкури НиколайАлексеевич.
Практическаяработа. Работа с репродукциями художников во вклейке тетради.
Тема 5.Фольклор – духовное богатство народа. Что такоефольклор? Жанры и виды русского народного творчества.
Практическаяработа. «Запиши какое-либо произведение фольклорародного края по плану в тетради.
Тема 6. Каксказки попали в книгу. Истоки сказок. Кто такойсказитель? Хранители сказок. Собиратели сказок. Чтение сказок и их анализ.
Практическаяработа. Конкурс рисунков «Моя любимая сказка».
Тема 7.Собиратель сказок А.Н.Афанасьев.
АфанасьевАлександр Николаевич – ученый-фольклорист. Типология сказок по А.Н.Афанасьеву.Сборник «Народные русские сказки», составленный А.Н.Афанасьевым.
Практическаяработа. Работа в тетрадях с заданиями на выявление соответствия.
Тема 8. Сказкибабушки Куприянихи.
Кто такаяКуприяниха? Сказки А.К. Барышниковой.
Практическаяработа. «Придумай и нарисуй сказочное существо. Дайему имя. Напиши, где живет существо, доброе оно или злое».
Тема 9.Сказочный мир А.Н.Корольковой.
Жизнь и творческаябиография А.Н.Корольковой. Сказки А.Н.Корольковой.
Практическаяработа. «Сочини сказку по опорным словам». Работа втетради.
Тема 10. Певецземли воронежской. Начало творческого пути. Ранние произведения.А.В. Кольцов и русская литература. Кольцов как один из создателей русской песни.Экскурсия в дом-музей А.В. Кольцова. Памятник А.В. Кольцову
Практическаяработа. «Напиши, какие достопримечательности Воронежа
связаны с именемА.Кольцова». Работа в тетради.
Тема 11. И.С.Никитин. Очерк жизни и творчества. Жизнь илитературная деятельность И.С. Никитина. Дом-музей И.С. Никитина. Библиотекаимени И.С. Никитина. Знакомство с библиотекой, ее фондами, краеведческимотделом.
Практическаяработа. Художественное чтение стихов. Экскурсия повыбору учителя.
Тема 12.Классик детской литературы.
Маршак СамуилЯковлевич: жизнь и творчество. Стихотворения С.Я.Маршака.
С.Я.Маршак –редактор детского журнала. Популярные герои книг писателя.
Практическаяработа .Работа в тетради, рисование на темуисследования.
Тема 13. История Г.Н. Троепольского о Белом Биме.
Г. Троепольский.Жизнь и творческий путь писателя. «Белый Бим Черное Ухо».
Практическаяработа. «Напиши читательский отзыв о повести Г.Н.Троепольского«Белый Бим Черное Ухо». Работа в тетради.
Тема 14.Писатели – наши земляки.
А.Платонов. И.Бунин. Ю. Третьяков. Е. Дубровин. В.Кораблинов. В.Добряков. А.Бондарев. Жизнь итворчество писателей.
Практическаяработа. «Напиши читательский отзыв о прочитанной тобойкниге воронежского писателя». Работа в тетради.
Тема 15. М.Е.Пятницкий – руководитель народного хора.
М.Е. Пятницкий –собиратель русской песни. Основные этапы жизненного и творческого пути М.Е.Пятницкого. Экскурсия к памятнику М.Е. Пятницкого (по усмотрению учителя).
Практическаяработа. «Определи, к каким жанрам относятся русские народныепесни: « Светит месяц», «Катай каравай» и другие». Работа в тетради.
Тема 16.Воронежский государственный русский народный хор.
Хор. СозданиеВоронежского государственного русского народного хора. Константин ИраклиевичМасалитинов. Хор и война.
Практическаяработа. Разучивание русских народных песен.
Тема 17. Голосарусской песни.
Частушка. М.Мордасова, Е. Молодцова – голоса русской песни. М. Мордасова – народнаяартистка СССР. Е. Молодцова – заслуженная артистка России.
Практическаяработа. «Придумай окончание частушек». Работа втетради.
Тема 18. «Спесней по свету»: песенные и танцевальные коллективы
Воронежскойобласти.
Ансамбли«Воронежские девчата», «Весенние зори». Знакомство с песенными и танцевальнымиколлективами.
Практическаяработа. «Установи соответствия: изображения и названиятанцевальных и песенных коллективов». Работа с вклейкой в тетради.
Тема 19.Театральные встречи.
Театр драмы имениА.В. Кольцова. Старый театр – памятник культуры. Театр и
великие актерыпрошлого. (М. Щепкин, П. Мочалов, В. Комиссаржевская, Е. Мартынов). Новый театри его постановки. Театр юного зрителя. Театр оперы и балета.
Практическаяработа. «Нарисуй эскиз театрального костюма». Работа втетради. Поход в театр (по усмотрению учителя).
Тема 20. Накукольном представлении.
Воронежскийобластной театр кукол «Шут».
Практическаяработа. Разыгрывание отрывков из обрядовых праздников,сценок потешников, кукольных инсценировок.
Тема 21.Обобщающий урок (вид, структура урока, содержание по усмотрениюучителя).
Практическаяработа. «Проверь себя». Работа в тетради.
Четвертыйгод обучения.
Тема 1. Каклюди узнают о прошлом? Происхождение и смысл понятия «история».Что и как изучает история? Археология и археологи. Раскопки.
Практическаяработа. Работа с иллюстрациями «О чем могут рассказатьпредметы раскопок?»
Тема 2. Лентавремени. Содержание понятий: дата, год, век,тысячелетие. Работа с римскими и арабскими цифрами. «Лента времени».
Практическаяработа. Воспроизведение «Ленты времени» в рабочейтетради.
Тема 3. Историяна карте. Что такое карта? Отличительные особенности иусловные знаки географической и исторической карты. Карта Воронежской области.Как «читать» историческую карту.
Практическаяработа. Работа в тетрадях с исторической картойВоронежского края XVII века.
Тема 4. «Городдревний, город чудный». Первые упоминания о городе Воронеже.История строительства крепости Воронеж. Первый воронежский воевода. Город и егороль в укреплении южных рубежей.
Практическаяработа. Работа в группах. Конкурс рисунков иаппликаций на тему «Древний Воронеж».
Тема 5. Воронеж– колыбель русского флота. Начало кораблестроительных работв крае. Судостроение и кораблестроение. Строительство адмиралтейства в городеВоронеже. Матросское учение. Заселение Прибитюжья.
Практическаяработа. Работа с репродукцией картины В.П.Криворучко «Строительствофлота в Воронеже».
Тема 6.Петровский парус.
Корабли русскоговоенно-морского флота: отличительные особенности и история создания. Эмблемыкораблей. Символические названия кораблей.
Практическаяработа. Работа в тетради, рисование на темуисследования.
Тема 7.Петровская эпоха. Прибытие и деятельность Петра I вВоронеже. Значение деятельности Петра для воронежского края. Адмиралтейство в Воронеже.Первый Андреевский флаг. Экскурсия к памятнику Петру I.
Практическаяработа. Работа в тетради, рисование на темуисследования
Тема 8.Прогулка по старинному городу.
Воронеж–дворянско-купеческий город. Внешний облик города. Достопримечательностии улицы Воронежа. Открытие Воронежского наместничества. Жители города, ихзанятия.
Практическаяработа. Составление рассказа на тему: «Я и моя семьяживут в дворянско-купеческом Воронеже».
Тема 9. Традиции русского дворянства.
Что такое этикет?Правила светского этикета XIX века. Балы дворян. Жилище и одежда дворян.Воспитание в дворянской семье. Дворцовые собрания.
Практическаяработа .Сочинение стихов на заданные рифмы.
Тема 10. Нарусской ярмарке.
Что такое ярмарка?Особенности русской ярмарки. Товары ярмарок Воронежского края.
Практическаяработа. Подготовка и проведение театрализованного праздника.
Тема 11.Свидетель суворовских походов.
Старков ЯковМихайлович – свидетель ратных подвигов русских воинов. Жизнь и военнаябиография. Награды героя. «Рассказы старого воина».
Практическаяработа. Чтение рассказов, стихов воронежских писателейи поэтов по изучаемой теме. Работа в тетради с заданиями на развитие логическогомышления.
Тема 12. «Россииверные сыны»: подвиги воронежцев в Отечественной войне 1812 года.
Марин СергейНикифорович–поэт. Марин Апполон Никифорович– орденоносец. Петров Михаил Матвеевич–полковник. Ефимов Андрей Александрович–генерал-майор. Сазонов ФедорВасильевич–генерал-майор. Достопримечательности города Воронежа, связанные сОтечественной войной 1812 года.
Тема 13. «Крайродной, войною опаленный». Начало Великой Отечественнойвойны. Воронежская область на линии фронта. Даты и события военной историиродного края. Наш край в период оккупации.
Практическаяработа. Работа в тетради «Составь текст письмаучастнику Великой Отечественной войны.
Тема 14. «Ихподвиг бессмертен».
Наши земляки –Герои Советского Союза. Шендриков Николай Степанович. Шевляков НиколайСтепанович. Захарченко Василий Петрович.
Практическаяработа. Сбор информации и рассказ о защитниках Воронежскогокрая.
Тема 15. «Никтоне забыт, ничто не забыто»!
Разгромгитлеровцев в Воронежской области. 25 января – освобождение города Воронежа.Местные писатели и поэты о войне. Мемориалы и памятники города Воронежа и области,хранящие память о Великой Отечественной войне. Трудовой подвиг воронежцев вгоды Великой Отечественной войны. Тыл – фронту.
Практическаяработа. Сочинение на тему: «Война в истории моейсемьи». Экскурсии к памятникам, посвященным освобождению города (села), к мемориальнымдоскам, улицам, названным именами героев войны.
Тема 16.Воронеж – столица Центрального Черноземья.
Современныепредприятия, административные здания, их значение в хозяйственной инравственно-духовной жизни города. Достопримечательности города Воронежа.Воронеж сегодня.
Практическаяработа. Творческое задание: «Письмо другу о городе Воронеже».
Экскурсия напредприятие (завершение работы, начатой в 1 классе).
Тема 17.Символика родного края.
Герб. Гимн России.Геральдика. Гербы городов Воронежской области и г. Воронежа.
Практическаяработа. «Нарисуй герб, эмблему своего класса, своейсемьи».
Тема 18.Обобщающий урок «Люби и знай свой край». История Воронежскогокрая в курсе истории России. Знаменитые земляки. Государственные праздники, Днигорода (села), семейные и личные праздники.
Практическаяработа. «Придумай поздравление учителям,одноклассникам ко дню окончания начальной школы».
3. Тематическое планирование
Приложение 1
Календарно — тематическое планирование 1 класс
№ п/п |
Тема |
Всего час |
дата |
дата |
1 |
Введение.Что изучает краеведение? |
1 |
|
|
2 |
Мой дом. Мир твоего дома. |
1 |
|
|
3 |
Отношение в семье. Моя родословная. |
1 |
|
|
4 |
Я и мое имя. |
1 |
|
|
5 |
Родная школа. Трудовая жизнь школы. |
1 |
|
|
6 |
Народные праздники и обряды |
1 |
|
|
7 |
Рождественские колядки |
1 |
|
|
8 |
Мое село. Моя улица |
1 |
|
|
9 |
Заочное путешествие по древнему Воронежу |
1 |
|
|
11 |
Крестьянская изба |
1 |
|
|
12 Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532 |
Хоперский заповедник |
1 |
|
|
13 |
Наш современный город. |
1 |
|
|
14 |
Отечество. Наша Родина-Россия. |
1 |
|
|
15 |
О гербе, флаге и гимне. |
1 |
|
|
16 |
Москва- столица нашей Родины. |
1 |
|
|
17 |
Русский народный костюм. Сто народов – одна страна. |
1 |
|
|
18 |
Земля – общий дом для всех людей. |
1 |
|
|
Календарно — тематическое планирование 2 класс
№ п/п |
Тема |
Всего час |
дата |
дата |
1 |
Введение. Что такое культура, что такое культурное наследие? |
1 |
|
|
2 |
Экскурсия в школьный музей |
1 |
|
|
3 |
Путешествие в страну книг |
1 |
|
|
4 |
Путешествие в страну книг |
1 |
|
|
5 |
Воронежский областной художественный музей им. И.Н.Крамского |
1 |
|
|
6 |
Дом- музей А.Л.Дурова |
1 |
|
|
7 |
Музей- усадьба Д.В.Веневитинова |
1 |
|
|
8 |
Музей –заповедник «Дивногорье» |
1 |
|
|
9 |
Шип -курган |
1 |
|
|
10 |
Археологический музей-заповедник «Костенки» |
1 |
|
|
11 |
Белогорские пещеры |
1 |
|
|
12 |
Церковные памятники архитектуры. Успенская Адмиралтейская церковь |
1 |
|
|
13 |
Виртуальные экскурсии по городу Воронежу. Памятник истории и архитектуры «Дом Тулиновых» |
1 |
|
|
14 |
Виртуальные экскурсии по городу Воронежу. Памятник истории и архитектуры «Дом губернатора» |
1 |
|
|
15 |
Виртуальные экскурсии по городу Воронежу. Памятник истории и архитектуры «Музей по открытым небом» |
1 |
|
|
16 |
Виртуальные экскурсии по городу Воронежу. Памятник истории и архитектуры «Деревенька 17-19 веков» |
1 |
|
|
17 |
Виртуальные экскурсии по городу Воронежу. Памятник истории и архитектуры «Памятник Петру Первому» |
1 |
|
|
18 |
Обобщающие уроки «Знай и люби свой край» |
1 |
|
|
Календарно — тематическое планирование 3 класс
№ п/п |
Тема |
Всего час |
дата |
дата |
1 |
Введение. Что такое культура, что такое культурное наследие? |
1 |
|
|
2 |
Воронежская школа |
1 |
|
|
3 |
Дом –музей И.С.Никитина |
1 |
|
|
4 |
Воронежский областной литературный музей И.С.Никитина |
1 |
|
|
5 |
Памятник А.В.Кольцову |
1 |
|
|
6 |
Памятник И.С.Никитину |
1 |
|
|
7 |
Острогожский историко- художественный музей им. И.Н.Крамского |
1 |
|
|
8 |
Дом –музей И.Н.Крамского |
1 |
|
|
9 |
Художники – наши земляки |
1 |
|
|
10 |
Музей М.Е.Пятницкого |
1 |
|
|
11 |
Памятник М.Е.Пятницкому |
1 |
|
|
12 |
М.Е.Пятницкий – руководитель народного хора |
1 |
|
|
13 |
Музей –квартира М.Н.Мордасовой |
1 |
|
|
14 |
Писатели – наши земляки |
1 |
|
|
15 |
Собиратель сказок А.Н. Афанасьев |
1 |
|
|
16 |
Коротоякские акваорешники |
1 |
|
|
17 |
Виртуальное путешествие на Хреновской конезавод |
1 |
|
|
18 |
Виртуальное путешествие в дендрарии Воронежа |
1 |
|
|
Календарно -тематическое планирование 4 класс
№ п/п |
Тема |
Всего час |
дата |
дата |
1 |
Введение. Что такое культура, что такое культурное наследие? |
1 |
|
|
2 |
Как люди узнают о прошлом |
1 |
|
|
3 |
Путешествие в страну книг. Лента времени |
1 |
|
|
4 |
Виртуальная экскурсия по заповедным местам «Каменная степь» |
1 |
|
|
5 |
Природный заказник «Степной» |
1 |
|
|
6 |
Виртуальная экскурсия по заповедным местам «Толлермановская роща» |
1 |
|
|
7 |
Виртуальная экскурсия по заповедным местам Воронежского края «Шипов лес» |
1 |
|
|
8 |
Памятники Великой Отечественной войны |
1 |
|
|
9 |
Памятники Великой Отечественной войны «Памятник — Славы» |
1 |
|
|
10 |
Герои -защитники Воронежской земли. Памятник танкистам |
1 |
|
|
11 |
По страницам Великой Отечественной войны |
1 |
|
|
12 |
По страницам Великой Отечественной войны |
1 |
|
|
13 |
Воронежская область в годы Великой Отечественной войны |
1 |
|
|
14 |
Судьбы моих родственников в Великую Отечественную войну |
1 |
|
|
15 |
Памятники воинской славы в Острогожске |
1 |
|
|
16 |
Государственная символика России |
1 |
|
|
17 |
Государственная символика России |
1 |
|
|
Приложение 2
Банк оценочных процедур.
Системаоценки результативности внеурочной деятельности являетсякомплексной и предусматривает:
1уровень (1класс):
·оценка достижений обучающихся (портфолио) происходит на каждом уровнереализации программы. В каждый “портфель достижений” обучающего входят дневникинаблюдений, исследования, проекты, интервью, творческие работы;
·создание исследовательских мини – проектов совместно с учащимися – шефами.
2уровень (2-3 классы):
·оценка достижений обучающихся (портфолио);
·создание и защита собственных проектов;
·создание и защита презентаций – представлений по изученной теме.
3уровень(4 класс):
·участие в конкурсах и конференциях исследовательских работ школьного, муниципального,регионального , всероссийского уровня;
·представление коллективного результата деятельности обучающихся в формеисследовательских проектов с последующей передачей фото и видеоматериалов вшкольный музей;
·составление викторин, игр, разгадывание кроссвордов и ребусов;
·создание и защита собственного проекта;
·создание презентаций — представлений по изученной теме;
·организация и проведение конкурсов исследовательских работ-соревнований,имеющих целью выявить лучших из числа всех участников;
·участие в конференциях и конкурсах городского, регионального, всероссийскогоуровней.
Приложение3
Информационно-методическоеобеспечение
Дляучителя:
1. Горячев А.В.,Иглина Н.И. Всё узнаю, всё смогу. Пособие по проектной
деятельности в начальной школе (2-4 классы). –М.: Баласс, 2010
2. ГригорьевД.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности.
Познавательная деятельность.Проблемно-ценностное общение. — М., 2011;
3. Матюшин Т.Н.Историческое краеведение. М.,1987г.
4. Примерныепрограммы внеурочной деятельности (начальное и основное
образование)» под редакцией В. А. Горского,Москва «Просвещение», 2011 г.
5. Глазьев В.Н.Воронежские воеводы.– Воронеж, 2007.
6. Живые страницы/ Под ред. A.M. Аббасова. – Воронеж, 1995.
7. ЗагоровскийВ.П. Воронежская историческая энциклопедия. – Воронеж, 1992.
8. Кретова O.K.Русский город Воронеж. – Воронеж, 1986.
Кригер Л.В., Чесноков Г.А. Архитектураисторических городов Воронежской
области. – Воронеж, 2002.
9. Кулагина Г.А.Сто игр по истории. – М., 1983.
10. Люби и знайродной край / под ред. Б.Я. Табачникова. – Воронеж, 2009.зейной педагогики длямладших школьников. – М, 2000.
СредстваИКТ
· Персональныйкомпьютер
· Мультимедийныйпроектор
· Экспозиционныйэкран
· Экранно– звуковые средства: мультимедийные презентации.
