X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Муниципальноебюджетное общеобразовательное учреждение

«Акатовскаяосновная школа» Гагаринского района Смоленской области

 

«Рассмотрена»

Протокол № 1

от «28» августа 2020г.

Руководитель ШМО

___________ Капитонова Г.Н.

«Согласована»

Заместитель директора

по УВР

____________ Блинник Л.А.

« 28» августа 2020г.

«Утверждена»

Приказом № 70

от «28 » августа 2020г.

Директор школы

___________    Мамонтова Ю.Б.

 

 

 

РАБОЧАЯПРОГРАММА

основногообщего образования по химии

8-9классов

 

  

 

Составитель:учитель химии Васильева С.П.

 

 

 

 

 

 

 

-2020 —

 

Пояснительнаязаписка

Рабочаяпрограмма по химии для 8-9 класса составлена на основе следующих документов:

1. Федерального законаоб образовании от 29.12.2012 №273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федеральногогосударственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897с изменением от 31.12.2015 г.

3. Примернойобразовательной программы по химии  основного общего образования ФГОС ООО.

4.  Авторской программы по химии для 8 – 9 классов авторов О.С. Габриеляна,А.В. Купцовой – «Программа основного общего образования по химии, 8-9 классы» (М.: Дрофа,2013).

5. Основнойобразовательной программы  ООО МБОУ «Акатовская основная школа» на период 2018- 2023 уч.год.

6. Федерального перечняучебников утвержденных и рекомендованных Министерством образования и науки РФ киспользованию  в общеобразовательных учреждениях, реализующие программы общегообразования  на 2020-2021 учебный год.

7. Учебного плана ОООМБОУ «Акатовская основная школа» на 2020-2021 учебный год.

8. Положения о Рабочей программе по предмету учителя МБОУ«Акатовская основная школа»,     реализующего программу ФГОС.

 

Дляреализации рабочей программы используются учебники:

1.Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / О.С.Габриелян. – М.: Дрофа, 2016.

2. Габриелян О.С. Химия. 9 класс: учебник / О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2017.

 

Целии задачи обучения

Цели:формирование системы химических знаний как компонента естественно — научнойкартины мира.

Задачи:

-формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования,значимость химического знания для каждого человека независимо от егопрофессиональной деятельности;

— формированиепредставления о химической составляющей естественнонаучной картины мира;умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности, используя дляэтого химические знания;

-овладение методами научного познания для объяснения химических явлений исвойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий иполучении новых материалов;

воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современногообщества, необходимости грамотного отношения к своему здоровью и окружающейсреде;

применение полученные знаний для безопасного использования веществ иматериалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практическихзадач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровьючеловека и окружающей среде;

— развитиепознавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностейучащихся в процессе изучения ими химической науки и ее вклада в современныйнаучно-технический прогресс;

формированиеважнейших логических операций мышления (анализ, синтез, обобщение,конкретизация, сравнение и др.) в процессе познания системы важнейших понятий,законов и теорий о составе, строении и свойствах химических веществ.

Общаяхарактеристика учебного предмета

Химия,как одна из основополагающих областей естествознания, является неотъемлемой

частьюобразования школьников. Школьный курс химии включает объем химических знаний,необходимый для формирования в сознании школьников химической картины мира.

Химическоеобразование необходимо также для создания у школьника отчетливых представленийо роли химии в решении экологических, сырьевых, энергетических,продовольственных, медицинских проблем человечества. Кроме того, определенныйобъем химических знаний необходим как для повседневной жизни, так и длядеятельности во всех областях науки, народного хозяйства, в том числе несвязанных с химией непосредственно.

Изучаяхимию, учащиеся узнают о материальном единстве всех веществ окружающего мира,обусловленности свойств веществ их составом и строением, познаваемости ипредсказуемости химических явлений.

Изучениесвойств веществ и их превращений способствует развитию логического мышления, апрактические работы с веществами (лабораторные опыты) – трудолюбию,аккуратности и собранности. На примере химии учащиеся получают представления ометодах познания, характерных для естественных наук — экспериментальном итеоретическом.

Местоучебного курса в учебном плане

Всоответствии с учебным планом на изучение химии в 8 классе отводится 3 чв неделю, 102 урока; в 9 классе  — 2 ч в неделю,  68 уроков соответственно.

 

Согласно «Положения об организацииобразовательного процесса с использованием электронного обучения идистанционных образовательных технологий в МБОУ «Акатовская основная школа»Протокол педсовета № 6 от 03.04.2020, Приказ директора школы № 32/1 от03.04.2020 г. в 2020-2021 учебном году при освоении программ начального общегои основного общего образования может быть использовано электронное обучение идистанционные образовательные технологии при работе с учебными платформами «Учи.ру»,«АКласс», «РЭШ» и приложениями «Скайп», «Дискорд», «Зум», «Ватсап».

Планируемы результаты изучения учебного курса

Личностныерезультаты обучения химии:

1. Вценностно-ориентационной сфере:

— воспитание чувствагордости за российскую химическую науку, гуманизма, позитивного

отношения к труду,целеустремленности;

— формирование ценностиздорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального иколлективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизнии здоровью людей;

— формированиеэкологического мышления: умения оценивать свою деятельность и поступки другихлюдей с точки зрения сохранения окружающей среды — гаранта жизни и благополучиялюдей на Земле.

2. В трудовой сфере:

— воспитание готовностик осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории.

3. В познавательнойсфере:

— формирование уменияуправлять своей познавательной деятельностью;

— развитиесобственного целостного мировоззрения, потребности и готовности ксамообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;

— формирование основэкологической культуры, соответствующей современному уровню экологическогомышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной ипрактической деятельности в жизненных ситуациях.

Метапредметныерезультаты обучения химии:

— использование уменийи навыков различных видов познавательной деятельности, применение основныхметодов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изученияразличных сторон окружающей действительности;

— использованиеосновных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез,сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей,поиск аналогов;

— умение генерироватьидеи и определять средства, необходимые для их реализации;

— умение определятьцели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и

применять их напрактике;

— использованиеразличных источников для получения химической информации.

Предметныерезультаты обучения химии:

1.В познавательной сфере:

— знание определенийизученных понятий: умение описывать демонстрационные и самостоятельнопроведенные химические эксперименты, используя для этого родной язык и языкхимии;

— умение различатьизученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества,химические реакции, описывать их;

— умениеклассифицировать изученные объекты и явления;

— способность делатьвыводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей,прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствамиизученных;

— умениеструктурировать изученный материал и химическую информацию, полученную издругих источников;

— умение моделироватьстроение атомов элементов 1-3 периодов, строение простых молекул.

2.В ценностно-ориентационной сфере:

-умение анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой ипроизводственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ.

3.В трудовой сфере:

-формирование навыков проводить химический эксперимент.

4.В сфере безопасности жизнедеятельности:

-умение различать опасные и безопасные вещества;

-умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах,связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

Выпускникнаучится:

 описывать свойстватвёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;

 характеризоватьвещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственныесвязи между данными характеристиками вещества;

 раскрывать смыслосновных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простоевещество», «сложное вещество», «валентность», используя знаковую систему химии;

 изображать составпростейших веществ с помощью химических формул и сущность химических реакций спомощью химических уравнений;

 вычислятьотносительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долюхимического элемента в соединениях для оценки их практической значимости;

 сравнивать посоставу оксиды, основания, кислоты, соли;

 классифицироватьоксиды и основания по свойствам, кислоты и соли по составу;

 пользоватьсялабораторным оборудованием и химической посудой;

 проводитьнесложные химические опыты и наблюдения за изменениями свойств веществ впроцессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведениинаблюдений и опытов;

 различатьэкспериментально кислоты и щёлочи, пользуясь индикаторами; осознаватьнеобходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами.

 раскрывать смыслпериодического закона Д. И. Менделеева;

 описывать ихарактеризовать табличную форму периодической системы химических элементов;

 характеризоватьсостав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слояматомов химических элементов малых периодов периодической системы, а также калияи кальция;

 различать видыхимической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную неполярную иметаллическую;

 изображатьэлектронно-ионные формулы веществ, образованных химическими связями разноговида;

 выявлятьзависимость свойств веществ от строения их кристаллических решёток: ионных,атомных, молекулярных, металлических;

 характеризоватьхимические элементы и их соединения на основе положения элементов впериодической системе и особенностей строения их атомов;

 характеризоватьнаучное и мировоззренческое значение периодического закона и периодическойсистемы химических элементов Д. И. Менделеева; • объяснять сутьхимических процессов и их принципиальное отличие от физических;

 называть признакии условия протекания химических реакций;

 устанавливатьпринадлежность химической реакции к определённому типу по одному изклассификационных признаков: 1) по числу и составу исходных веществ ипродуктов реакции (реакции соединения, разложения, замещения и обмена);2) по выделению или поглощению теплоты (реакции экзотермические иэндотермические); 3) по изменению степеней окисления химических элементов(реакции окислительно-восстановительные); 4) по обратимости процесса(реакции обратимые и необратимые);

 составлятьуравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; полные исокращённые ионные уравнения реакций обмена; уравненияокислительно-восстановительных реакций;

 прогнозироватьпродукты химических реакций по формулам/названиям исходных веществ; определятьисходные вещества по формулам/названиям продуктов реакции;

 составлятьуравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке») превращенийнеорганических веществ различных классов;

 выявлять впроцессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании химическойреакции;

 приготовлятьрастворы с определённой массовой долей растворённого вещества;

 определятьхарактер среды водных растворов кислот и щелочей по изменению окраскииндикаторов;

 проводитькачественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах веществотдельных ионов

 определятьпринадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов/групп:металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли;

 составлять формулывеществ по их названиям;

 определятьвалентность и степень окисления элементов в веществах;

 составлять формулынеорганических соединений по валентностям и степеням окисления элементов, атакже зарядам ионов, указанным в таблице растворимости кислот, оснований исолей;

 объяснятьзакономерности изменения физических и химических свойств простых веществ(металлов и неметаллов) и их высших оксидов, образованных элементами второго итретьего периодов;

 называть общиехимические свойства, характерные для групп оксидов: кислотных, оснóвных;

 называть общиехимические свойства, характерные для каждого из классов неорганических веществ:кислот, оснований, солей;

 приводить примерыреакций, подтверждающих химические свойства неорганических веществ: оксидов,кислот, оснований и солей;

 определятьвещество-окислитель и вещество-восстановитель в окислительно-восстановительныхреакциях;

 составлятьокислительно-восстановительный баланс (для изученных реакций) по предложеннымсхемам реакций;

 проводитьлабораторные опыты, подтверждающие химические свойства основных классовнеорганических веществ;

 

Выпускник получит возможность научиться:

 грамотнообращаться с веществами в повседневной жизни;

 осознаватьнеобходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающейприродной среде;

 понимать смысл инеобходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях поиспользованию лекарств, средств бытовой химии и др.;

 использоватьприобретённые ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектовпо изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;

 развиватькоммуникативную компетентность, используя средства устной и письменнойкоммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой,справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения приобсуждении результатов выполненной работы;

 объективнооценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относитьсяк псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использованияразличных веществ.

 осознавать значениетеоретических знаний для практической деятельности человека;

 описыватьизученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;

 применять знания озакономерностях периодической системы химических элементов для объяснения ипредвидения свойств конкретных веществ;

 развиватьинформационную компетентность посредством углубления знаний об историистановления химической науки, её основных понятий, периодического закона какодного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки итехники.

 составлятьмолекулярные и полные ионные уравнения по сокращённым ионным уравнениям;

 приводить примерыреакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными классаминеорганических веществ;

 прогнозироватьрезультаты воздействия различных факторов на изменение скорости химическойреакции;

 прогнозироватьрезультаты воздействия различных факторов на смещение химического равновесия.

 прогнозироватьхимические свойства веществ на основе их состава и строения;

 прогнозироватьспособность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства сучётом степеней окисления элементов, входящих в его состав;

 выявлятьсуществование генетической взаимосвязи между веществами в ряду: простоевещество — оксид — гидроксид — соль;

 организовывать,проводить ученические проекты по исследованию свойств веществ, имеющих важноепрактическое значение.

 

Содержаниепрограммы учебного курса

8класс

Введение(9ч)

Предметхимии. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент, моделирование.

Источникихимической информации, ее получение, анализ и представление его результатов.

Понятиео химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых исложных веществах. Превращения веществ. Отличие химических реакций от физическихявлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия. Краткие сведенияиз истории возникновения и развития химии. Роль отечественных ученых встановлении химической науки — работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д.И.Менделеева.

Химическаясимволика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химическиеформулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы.Проведение расчетов массовой доли химического элемента в веществе на основе егоформулы.

Периодическаясистема химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большиепериоды, группы и подгруппы. Периодическая система как справочное пособие дляполучения сведений о химических элементах.

Демонстрации.1. Модели различных простых и сложных веществ. 2. Коллекциястеклянной химической посуды. 3. Коллекция материалов и изделий из них наоснове алюминия. 4. Взаимодействие мрамора с кислотой и помутнение известковойводы.

Лабораторныеопыты. 1.Сравнение свойств твердых кристаллических веществ и растворов.2.Сравнение скорости испарения воды, одеколона и этилового спирта сфильтровальной бумаги.

Практическиеработы. 1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами.

Тема1. Атомы химических элементов (14 ч)

Атомыкак форма существования химических элементов. Основные сведения о строенииатомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарнаямодель строения атома. Состав атомных ядер: протоны, нейтроны. Относительнаяатомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомнаямасса».

Изменениечисла протонов в ядре атома — образование новых химических элементов. Изменениечисла нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определениепонятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одногохимического элемента. Электроны. Строение электронных уровней атомов химическихэлементов малых периодов. Понятие о завершенном электронном уровне.Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов,физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химическогоэлемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованныеатомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических инеметаллических свойств в периодах и группах. Образование бинарных соединений.Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи. Взаимодействие атомовэлементов-неметаллов между собой — образование двухатомных молекул простыхвеществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурныеформулы. Взаимодействие атомов неметаллов между собой — образование бинарныхсоединений неметаллов. Электроотрицательность. Ковалентная полярная связь.Понятие о валентности как свойстве атомов образовывать ковалентные химическиесвязи. Составление формул бинарных соединений по валентности. Нахождениевалентности по формуле бинарного соединения. Взаимодействие атомов металловмежду собой — образование металлических кристаллов. Понятие о металлическойсвязи.

Демонстрации.Модели атомов химических элементов. Периодическая системахимических элементов Д. И. Менделеева (различные формы).

Лабораторныеопыты. 3. Моделирование принципа действия сканирующего микроскопа. 4.Изготовление моделей молекул бинарных соединений. 5. Изготовление модели,иллюстрирующей свойства металлической связи.

Тема2. Простые вещества (11 ч)

Положениеметаллов и неметаллов в Периодической системе химических элементов Д. И.Менделеева. Важнейшие простые вещества — металлы (железо, алюминий, кальций,магний, натрий, калий). Общие физические свойства металлов. Важнейшие простыевещества-неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы,фосфора, углерода. Молекулы простых веществ-неметаллов — водорода, кислорода,азота, галогенов. Относительная молекулярная масса. Способность атомовхимических элементов к образованию нескольких простых веществ — аллотропия.Аллотропные модификации кислорода, фосфора, олова. Металлические инеметаллические свойства простых веществ. Относительность этого понятия. ЧислоАвогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объемгазообразных веществ. Кратные единицы измерения количества вещества — миллимольи киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный икиломолярный объемы газообразных веществ. Расчеты с использованием понятий«количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «числоАвогадро».

Демонстрации.Получение озона. Образцы белого и серого олова, белого и красногофосфора. Некоторые металлы и неметаллы с количеством вещества 1 моль. Молярныйобъем газообразных веществ.

Лабораторныеопыты. 6. Ознакомление с коллекцией металлов. 7. Ознакомление сколлекцией неметаллов.

Тема3. Соединения химических элементов (17 ч)

Степеньокисления. Сравнение степени окисления и валентности. Определение степениокисления элементов в бинарных соединениях. Составление формул бинарныхсоединений, общий способ их названий. Бинарные соединения металлов инеметаллов: оксиды, хлориды, сульфиды и пр. Составление их формул. Бинарныесоединения неметаллов: оксиды, летучие водородные соединения, их состав иназвания. Представители оксидов: вода, углекислый газ, негашеная известь.Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак. Основания,их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Представители щелочей:гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие об индикаторах и качественныхреакциях. Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представителикислот: серная, соляная, азотная. Понятие о шкале кислотности (шкала рН).Изменение окраски индикаторов. Соли как производные кислот и оснований, ихсостав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлориднатрия, карбонат и фосфат кальция. Аморфные и кристаллические вещества.Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток. Зависимостьсвойств веществ от типов кристаллических решеток. Чистые вещества и смеси. Примерыжидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Ихсостав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные сиспользованием понятия «доля».

Демонстрации.Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллическихрешеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Кислотно-щелочныеиндикаторы, изменение их окраски в различных средах. Универсальный индикатор иизменение его окраски в различных средах. Шкала рН.

Лабораторныеопыты. 8. Ознакомление с коллекцией оксидов. 9. Ознакомление сосвойствами аммиака. 10. Качественная реакция на углекислый газ. 11. ОпределениерН растворов кислоты, щелочи и воды. 12. Определение рН лимонного и яблочногосоков на срезе плодов. 13. Ознакомление с коллекцией солей. 14. Ознакомление сколлекцией веществ с разным типом кристаллической решетки. Изготовление моделейкристаллических решеток. 15. Ознакомление с образцом горной породы.

Практическиеработы. 2. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и ихописание (домашний эксперимент). 3. Приготовление раствора сахара и расчет егомассовой доли в растворе.

Тема4. Изменения, происходящие с веществами (15 ч)

Понятиеявлений, связанных с изменениями, происходящими с веществом. Явления, связанныес изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, —физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация,выпаривание и возгонка веществ, фильтрование и центрифугирование. Явления,связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Признаки иусловия протекания химических реакций. Выделение теплоты и света — реакциигорения. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Закон сохранения массывеществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составлениеуравнений химических реакций. Расчеты по химическим уравнениям. Решение задачна нахождение количества, массы или объема продукта реакции по количеству,массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля»,когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долейрастворенного вещества или содержит определенную долю примесей. Реакцииразложения. Представление о скорости химических реакций. Катализаторы.Ферменты. Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции,обратимые и необратимые реакции. Реакции замещения. Ряд активности металлов,его использование для прогнозирования возможности протекания реакций междуметаллами и кислотами, реакций вытеснения одних металлов из растворов их солейдругими металлами. Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протеканияреакций обмена в растворах до конца. Типы химических реакций на примере свойствводы. Реакция разложения — электролиз воды. Реакции соединения — взаимодействиеводы с оксидами металлов и неметаллов. Условие взаимодействия оксидов металлови неметаллов с водой. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения — взаимодействиеводы с металлами. Реакции обмена — гидролиз веществ.

Демонстрации.Примеры физических явлений: а) плавление парафина; б) возгонка йодаили бензойной кислоты; в) растворение окрашенных солей; г) диффузия душистыхвеществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) горениемагния, фосфора; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в)получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида вкислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании;е) разложение перманганата калия; ж) разложение пероксида водорода с помощьюдиоксида марганца и каталазы картофеля или моркови; з) взаимодействиеразбавленных кислот с металлами.

Лабораторныеопыты. 16. Прокаливание меди в пламени спиртовки. 17. Замещение меди врастворе хлорида меди (II) железом.

Практическиеработы. 4. Анализ почвы и воды (домашний эксперимент). 5. Признаки химическихреакций.

Тема5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (36 ч)

Растворениекак физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах.Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимоститвердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенныерастворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства. Понятие обэлектролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизмдиссоциаций электролитов с различным характером связи. Степеньэлектролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положениятеории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Реакции обмена,идущие до конца. Классификация ионов и их свойства. Кислоты, их классификация.Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации.Молекулярные и ионные уравнения реакций. Взаимодействие кислот с металлами.Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидамиметаллов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации.Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости дляхарактеристики химических свойств кислот. Основания, их классификация.Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации.Взаимодействие оснований с солями. Использование таблицы растворимости дляхарактеристики химических свойств оснований. Взаимодействие щелочей с оксидаминеметаллов. Соли, их диссоциация и свойства в свете теории электролитическойдиссоциации. Взаимодействие солей с металлами, особенности этих реакций.Взаимодействие солей с солями. Использование таблицы растворимости дляхарактеристики химических свойств солей. Обобщение сведений об оксидах, ихклассификации и свойствах. Генетические ряды металла и неметалла. Генетическаясвязь между классами неорганических веществ.

Окислительно-восстановительныереакции. Определение степеней окисления для элементов, образующих веществаразных классов. Реакции ионного обмена и окислительно- восстановительныереакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Составлениеуравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в светеокислительно-восстановительных реакций.

Демонстрации.Испытание веществ и их растворов на электропроводность.Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Движениеокрашенных ионов в электрическом поле. Взаимодействие цинка с серой, солянойкислотой, хлоридом меди (II). Горение магния. Взаимодействие хлорной исероводородной воды.

Лабораторныеопыты. 18. Взаимодействие растворов хлорида натрия и нитрата серебра. 19.Получение нерастворимого гидроксида и взаимодействие его с кислотами. 20.Взаимодействие кислот с основаниями. 21. Взаимодействие кислот с оксидамиметаллов. 22. Взаимодействие кислот с металлами. 23. Взаимодействие кислот ссолями. 24. Взаимодействие щелочей с кислотами. 25. Взаимодействие щелочей соксидами неметаллов. 26. Взаимодействие щелочей с солями. 27. Получение исвойства нерастворимых оснований. 28. Взаимодействие основных оксидов скислотами. 29. Взаимодействие основных оксидов с водой. 30. Взаимодействиекислотных оксидов со щелочами. 31. Взаимодействие кислотных оксидов с водой.32. Взаимодействие солей с кислотами. 33. Взаимодействие солей с щелочами. 34.Взаимодействие солей с солями. 35. Взаимодействие растворов солей с металлами.

Практическиеработы. 6. Решение экспериментальных задач.

 

9класс

Повторениеосновных вопросов курса химии 8 класса

Тема1.Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодическийзакон и периодическая система хим. элементов Д.И.Менделеева

Характеристикаэлемента по его положению в Периодической системе химических элементов Д. И.Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теорииэлектролитической диссоциации и окисления-восстановления. Понятие о переходныхэлементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента. Периодическийзакон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Химическаяорганизация живой и неживой природы. Химический состав ядра, мантии и земнойкоры. Химические элементы в клетках живых организмов. Макро- и микроэлементы.Обобщение сведений о химических реакциях. Классификация химических реакций поразличным признакам: «число и состав реагирующих и образующихся веществ»,«тепловой эффект», «направление», «изменение степеней окисления элементов,образующих реагирующие вещества», «фаза», «использование катализатора». Понятиео скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химическихреакций.  Катализаторы и катализ. Ингибиторы. Антиоксиданты.

Демонстрации.Различные формы таблицы Д. И. Менделеева. Модели атомов элементов1—3-го периодов. Модель строения земного шара (поперечный разрез). Зависимостьскорости химической реакции от природы реагирующих веществ. Зависимостьскорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ. Зависимостьскорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ(«кипящий слой»). Зависимость скорости химической реакции от температурыреагирующих веществ. Гомогенный и гетерогенный катализы. Ферментативныйкатализ. Ингибирование.

Лабораторныеопыты. 1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств. 2.Моделирование построения Периодической системы химических элементов Д. И.Менделеева. 3.Замещение железом меди в растворе сульфата меди (II). 4.Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ напримере взаимодействия кислот с металлами. 5.Зависимость скорости химическойреакции от концентрации реагирующих веществ на примере взаимодействия цинка ссоляной кислотой различной концентрации. 6. Зависимость скорости химическойреакции от площади соприкосновения реагирующих веществ. 7. Моделирование «кипящегослоя». 8. Зависимость скорости химической реакции от температуры реагирующихвеществ на примере взаимодействия оксида меди (II) с раствором серной кислотыразличной температуры. 9. Разложение пероксида водорода с помощью оксидамарганца (IV) и каталазы. 10. Обнаружение каталазы в некоторых пищевыхпродуктах. 11. Ингибирование взаимодействия кислот с металлами уротропином.

Представленная информация была полезной?
ДА
61.1%
НЕТ
38.9%
Проголосовало: 1419

Тема1. Металлы

Положениеметаллов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева.Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общиефизические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химическиесвойства металлов как восстановителей, а также в свете их положения вэлектрохимическом ряду напряжений металлов. Коррозия металлов и способы борьбыс ней. Металлы в природе. Общие способы их получения.

Общаяхарактеристика щелочных металлов. Металлы в природе.Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простыевещества. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли(хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народномхозяйстве. Калийные удобрения.

Общаяхарактеристика элементов главной подгруппы II группы. Строениеатомов. Щелочноземельные металлы — простые вещества. Важнейшие соединениящелочно-земельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты,нитраты, сульфаты, фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.

Алюминий.Строение атома, физические и химические свойства простоговещества. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер.Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.

Железо.Строение атома, физические и химические свойства простого вещества.Генетические ряды Fе2+ и Fе3+. Важнейшие соли железа. Значение железа и его соединений дляприроды и народного хозяйства.

Демонстрации.Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцысплавов.Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия имагния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получениегидроксидов железа (II) и(III).

Лабораторныеопыты. 12. Взаимодействие растворов кислот и солей с металлами. 13.Ознакомление с рудами железа. 14. Окрашивание пламени солями щелочных металлов.15.Взаимодействие кальция с водой. 16. Получение гидроксида кальция иисследование его свойств. 17. Получение гидроксида алюминия и исследование егосвойств. 18. Взаимодействие железа с соляной кислотой. 19. Получениегидроксидов железа (II) и (III) и изучение их свойств.

Практическиеработы. 1. Решение экспериментальных задач на распознавание и получениесоединений металлов.

Тема2. Неметаллы

Общаяхарактеристика неметаллов: положение в Периодической системе химическихэлементов Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность(ЭО) как мера «неметалличности», ряд ЭО. Кристаллическое строение неметаллов —простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительностьпонятий «металл» и «неметалл».

Водород.Положение водорода в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойстваводорода, его получение и применение.

Вода.Строение молекулы. Водородная химическая связь. Физическиесвойства воды. Аномалии свойств воды. Гидрофильные и гидрофобные вещества.Химические свойства воды. Круговорот воды в природе. Водоочистка. Аэрация воды.Бытовые фильтры. Минеральные воды. Дистиллированная вода, ее получение иприменение.

Общаяхарактеристика галогенов. Строение атомов. Простыевещества и основные соединения галогенов, их свойства. Краткие сведения охлоре, броме, фторе и йоде. Применение галогенов и их соединений в народномхозяйстве.

Сера.Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы(IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Серная кислота и ее соли, ихприменение в народном хозяйстве. Производство серной кислоты.

Азот.Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение,свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксидыазота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты инитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотныеудобрения.

Фосфор.Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, ихприменение. Основные соединения: оксид фосфора (V) и ортофосфорная кислота,фосфаты. Фосфорные удобрения.

Углерод.Строение атома, аллотропия, свойства модификаций, применение.Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Карбонаты: кальцит,сода, поташ, их значение в природе и жизни человека.

Кремний.Строение атома, кристаллический кремний, его свойства иприменение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значениесоединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатнойпромышленности.

Демонстрации.Образцы галогенов — простых веществ. Взаимодействие галогенов снатрием, с алюминием. Вытеснение хлором брома или йода из растворов их солей.Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом. Взаимодействиеконцентрированной азотной кислоты с медью. Поглощение углем растворенныхвеществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природныхсоединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших длянародного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла,керамики, цемента.

Лабораторныеопыты. 20. Получение и распознавание водорода. 21. Исследованиеповерхностного натяжения воды. 22. Растворение перманганата калия или медногокупороса в воде. 23. Гидратация обезвоженного сульфата меди (II). 24.Изготовление гипсового отпечатка. 25. Ознакомление с коллекцией бытовыхфильтров. 26. Ознакомление с составом минеральной воды. 27. Качественнаяреакция на галогенид-ионы. 28. Получение и распознавание кислорода. 29. Горениесеры на воздухе и в кислороде. 30. Свойства разбавленной серной кислоты. 31.Изучение свойств аммиака. 32. Распознавание солей аммония. 33.Свойстваразбавленной азотной кислоты. 34. Взаимодействие концентрированной азотнойкислоты с медью. 35. Горение фосфора на воздухе и в кислороде. 36.Распознавание фосфатов. 37. Горение угля в кислороде. 38. Получение угольнойкислоты и изучение ее свойств. 39. Переход карбонатов в гидрокарбонаты.40. Разложение гидрокарбоната натрия. 41. Получение кремневой кислоты иизучение ее свойств.

Практическиеработы. 2. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа галогенов».3. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода». 4. Получение,собирание и распознавание газов.

Тема3. Обобщение знаний за курс основной школы

Периодическийзакон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Физическийсмысл порядкового номера элемента, номеров периода и группы. Закономерностиизменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в светепредставлений о строении атомов элементов. Значение Периодического закона.

Видыхимических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения исвойств веществ. Классификация химических реакций по различным признакам (числои состав реагирующих и образующихся веществ; наличие границы раздела фаз;тепловой эффект; изменение степеней окисления атомов; использованиекатализатора; направление протекания). Скорость химических реакций и факторы,влияющие на нее. Обратимость химических реакций и способы смещения химического равновесия.Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла,неметалла и переходного металла. Оксиды и гидроксиды (основания, кислоты,амфотерные гидроксиды), Соли, их состав, классификация и общие химическиесвойства в свете теории электролитической диссоциации.

Тематическоепланирование по химии 8 класс

темы

 

Тема

Число

часов

Контрольные работы

Практические работы

 

Введение

9

1

1

Атомы химических элементов

14

1

2

Простые вещества

11

1

3

Соединения химических элементов

17

1

2

4

Изменения, происходящие

с веществами

15

1

3

5

Растворение. Растворы. Свойства растворов.

36

2

2

Всего

 

102

6

8

 

Измененияв программе для 8 класса

Основноесодержание авторской полностью нашло отражение в данной рабочей программе.

В рабочую программу по химии внесены изменения по сравнению с авторской:

Основноеотличие данной рабочей программы от авторской состоит в том, что в авторскойпрограмме практические работы сгруппированы в блоки — химические практикумы,которые проводятся после изучения нескольких разделов, а в рабочей программеэти же практические работы даются после изучения конкретной темы. Это позволяетлучше закрепить теоретический материал на практике и проверить практическиеумения и навыки непосредственно по данной теме. Чтобы провести практическуюработу по когда-то изученной теме, требуется дополнительное время дляповторения теоретических основ, что исключается в данной рабочей программе

 

Раздел

Кол-во часов в авторской

программе

Кол-во часов в рабочей

программе

1.Введение

7

8

2.Атомы химических элементов

14

14

3.Простые вещества

11

11

4.Соединения химических элементов

15

15

5.Изменения, происходящие с веществами

12

12

6.Практикум 1 «Простейшие операции с веществом»

5

6

7.Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов

34

34

8.Практикум 2 «Свойства электролитов»

4

2

Резерв

Всего

102

102

 

 

Тематическоепланирование по химии 9 класс

темы

 

Тема

Число

часов

Контрольные

работы

Практические

 работы

 

Введение

10

1

1

Металлы.

19

1

2

2

Неметаллы.

30

1

2

3

Понятие об органических

веществах

6

6

Обобщение знаний по химии

за курс основной школы

3

Всего

 

68

3

4

 

Изменения впрограмме  для 9 класса

 

Основноесодержание авторской полностью нашло отражение в данной рабочей программе.

В рабочую программу по химии внесены следующие изменения по сравнению с авторской:

— из  резерва иобобщения добавлено по 3 часа на «Металлы» и «Неметаллы»;

 -приизучении химии в объеме двух часов в неделю по Практикуму 2 проводится 2практические работы вместо трех;

— добавлено  6часов на изучение раздела «Понятие об органических веществах», чтобы ученики,закончившие основную школу,  имели представление об этих веществах, широкоиспользуемых в быту.

Основное отличиеданной рабочей программы от авторской состоит в том, что в авторской программепрактические работы сгруппированы в блоки — химические практикумы, которыепроводятся после изучения нескольких разделов, а в рабочей программе эти жепрактические работы даются после изучения конкретной темы. Это позволяет лучшезакрепить теоретический материал на практике и проверить практические умения инавыки непосредственно по данной теме. Чтобы провести практическую работу покогда-то изученной теме, требуется дополнительное время для повторениятеоретических основ, что исключается в данной рабочей программе.

 

Раздел

Кол-во часов в авторской

программе

Кол-во часов в рабочей

программе

1. Введение. Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева

 

10

 

10

2.Металлы

14

17

3.Практикум 1 «Свойства металлов и их соединений»

2

2

4.Неметаллы

25

28

5. Практикум 2 «Свойства неметаллов и их соединений»

3

2

6.Понятие об органических веществах

6

7.Обобщение знаний по химии за курс основной школы.

10

3

Резерв

4

Всего

68

68

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.1%
НЕТ
38.9%
Проголосовало: 1419

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.1% НЕТ 38.9% Проголосовало: 1419


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.1% НЕТ 38.9% Проголосовало: 1419


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.1% НЕТ 38.9% Проголосовало: 1419


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.1% НЕТ 38.9% Проголосовало: 1419


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.1% НЕТ 38.9% Проголосовало: 1419


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет