X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

МОУ-СОШ№1 г. Красный Кут

Саратовскаяобласть

 

 

 

 

 

Статья:

«Значение творчества КлодаДебюсси в истории мировой музыкальной культуры»

 

 

 

 

 

 

 

Составила: учитель начальных классов

Филатова Вера Александровна

 

 

 

 

Г. Красный Кут 2023г.

 

 

 

 

Ашиль — Клод Дебюсси

 

 

Ашиль-КлодДебюсси́ (фр. Achille-Claude Debussy 22 августа 1862, Сен-Жермен-ан-Ле близ Парижа — 25 марта 1918, Париж) — французский композитор, музыкальный критик.

Родился 22 августа 1862 в Сен-Жермен-ан-Ле близ Парижа в семье скромного достатка — егоотец в прошлом был морским пехотинцем, затем совладельцем лавки фаянсовыхизделий. Первые уроки фортепианной игры давала одаренному ребенку Антуанетта-ФлораМоте (теща поэта Верлена).

Егородители — мелкие буржуа — любили музыку, но были далеки от настоящего профессиональногоискусства. Случайные музыкальные впечатления раннего детства малоспособствовали художественному развитию будущего композитора. Самыми яркими изних были редкие посещения оперы. Лишь с девяти лет Дебюсси начал обучаться игрена фортепиано. По настоянию близкой их семье пианистки, распознавшейнезаурядные способности Клода, родители отдали его в 1873 году в Парижскуюконсерваторию. Это учебное заведение было в 70-80-е годы XIX века оплотом самыхконсервативных и рутинерских методов обучения молодых музыкантов. Директоромконсерватории после Сальвадора Даниэля, музыкального комиссара Парижскойкоммуны, расстрелянного в дни ее разгрома, стал композитор Амбруаз Тома -человек весьма ограниченный в вопросах музыкального образования.

Сочинял в стиле, который частоназывают импрессионизмом (импрессионизм— передача настроений, приобретающих значение символов, тонких психологическихнюансов, тяготение к поэтической пейзажной  програмности. Ему свойственны такжерафинированная фантастика, поэтизация старины, экзотика, интерес к тембровой игармонической красочности), термином, который он никогда не любил. Дебюсси был нетолько одним из самых значительных французских композиторов, но также одной изсамых значительных фигур в музыке на рубеже XIX и XX веков; его музыкапредставляет собой переходную форму от поздней романтической музыки к модернизму в музыке XX столетия.

Клод Дебюсси был одним из самых интересных и ищущих художниковсвоего времени, он всегда искал новые пути совершенствования своего мастерства,изучал творчество современных ему музыкантов- новаторов : Листа, Грига,композиторов русской школы :Бородина, Мусоргского, Римского –Корсакова. Встремлении к обновлению французской музыки Дебюсси опирался и на опыт еёклассиков, а именно на творчество Рамо и Куперена. Композитор сожалел, чтоотечественная музыка долго шла путями, удалявшими её от ясности выражения,точности, собранности формы, которые, по его мнению, и являются характернымикачествами французской музыкальной культуры.

   Дебюсси необычайно любил природу. Для него онабыла своеобразной музыкой. Мы не слушаем вокруг себя тысячи шумовприроды, не постигаем достаточно этой музыки, такой разнооразной котораяраскрывается нам с таким изобилием”, — говорил композитор.

   Дебюсси вошёл в историю художественной культурыкак крупнейший представитель музыкального импрессионизма. Нередко творчествоДебюсси отождествляется с искусством живописцев-импрессионистов, ихэстетические принципы распространились на творчество композитора.

Уже в те годы молодой Дебюсси обращал на себя внимание тонкой выразительностьюсвоего исполнения и прекрасным качест­вом звука.

В ранний период творчества рядом с вокальными и симфони­ческимипроизведениями Дебюсси появляются сочинения для фор­тепиано. С наибольшейотчетливостью самобытные черты индиви­дуальности композитора проявились в двухАрабесках” — Edur и Gdur(1888г.). В них характерен уже художественный образ, которыйпредполагает изящество и воздушность” композиции. Типичны дляпоследующего стиля Дебюсси прозрачные краски, красота и пласти­ка мелодическихлиний. В 1890г. Дебюсси создает свой первый фор­тепьянный циклБергамскую сюиту”.

Прелюдия, Менуэт, Лунный свет” и Пасспье. Здесь ужеотчетливо видны две тенденции, которые станут типичными для последующих цикловкомпозитора: опора на жанровые традиции клавесинистов и тяготение к пейзажнымзарисовкам. Используя жанры старинной му­зыки, Дебюсси трактует их свободно. Онсмело применяет гармони­ческий язык и фактуру нового времени.

Прелюдия, Сарабанда, Токката открывают собой ряд фортепь­янныхсборников, написанных Дебюсси в зрелый период творчества. В 1903г. возникаютЭстампы”: Пагоды”, Вечер в Гренаде”, Сады под дождем”.В 1905г. создается первая серия Образов”:Отражения в воде”,Посвящение Рамо”, Движение”, через два го­да — втораясерия: Колокольный звон сквозь листву”, И луна спус­кается наместо, где некогда был храм”, Золотые рыбки”. Все эти произведениясодержат по три пьесы. Эта тенденция впервые выяви­лась в романсах исимфонической музыке Дебюсси.

К лучшим образам природы, когда-либо созданным Дебюсси, относитсяпьеса Отражения в воде”. Это не только живописная кар­тинка, но ипроникновенное вслушивание” в мир водяного царст­ва”. В началевозникает образ спокойной водной глади, но вот спо­койствие нарушается елеуловимым движением, всплеском. После мига безмолвия — новый трепетводяной поверхности…

В портретах: лирическом Девушка с волосами цвета льна” июмористическом В знак уважения С.Пичвику эск. П.Ч.П.К.” мы можем видеть исветлый обаятельный образ, который достигается Дебюсси певучестью и широтоймелодии, а также образ совершенно соответствующий герою Диккенса, ироничному идобродушному од­новременно. Комизм этой пьесы в неожиданных контрастах от серь­езноготона к шутливо-игривому.

    Дебюсси не был первооткрывателем морского пейзажав музы­ке, безусловно он был знаком с произведениями Римского-Корсакова иМусоргского, но обладая огромным дарованием, он искал свои пу­ти воплощенияобразов моря и его симфонические эскизы заняли особое место в мировоймузыкальной литературе,

Таким образом, музыкальный импрессионизм нашел свое классическоевыражение в творчестве К.Дебюсси, где ярче всего от­разились его особенности ипринципы.

Сочинения

Оперы

·        Родриго и Химена (1890—1893; не завершена). В 1993 г. быладописана Эдисоном Денисовым

·        Пеллеас и Мелизанда (1893—1895, 1898, 1900—1902)

·        Черт на колокольне (1902—1912?; наброски)

·        Падение дома Ашеров (1908—1917; не завершена). В 2007 г. быладописана Робертом Орледжем

·        Преступления любви (Галантные празднества) (1913—1915; наброски)

Балеты

·        Камма (1910—1912)

·        Игры (1912—1913)

·        Ящик с игрушками (1913)

Оркестровые произведения

Представленная информация была полезной?
ДА
61.13%
НЕТ
38.87%
Проголосовало: 1518

·        Симфония (1880—1881)

·        Сюита «Триумф Вакха» (1882)

·        Сюита «Весна» для женского хора и оркестра (1887)

·        Фантазия для фортепиано с оркестром (1889—1896)

·        Прелюдия «Послеполуденный отдых фавна» (1891—1894). Имеется такжеавторская обработка для 2-х фортепиано, сделанная в 1895 г.

·        Три ноктюрна: «Облака», «Празднества», «Сирены» (1897—1899)

·        Рапсодия для альтового саксофона с оркестром (1901—1908)

·        «Море», три симфонических эскиза (1903—1905). Имеется такжеавторская обработка для фортепиано в 4 руки, сделанная в 1905 г.

·        Два танца для арфы и струнных (1904). Имеется также авторскаяобработка для 2-х фортепиано, сделанная в 1904 г.

·        «Образы» (1905—1912)

Камерная музыка

·        Фортепианное трио (1880)

·        Ноктюрн и скерцо для скрипки и фортепиано (1882)

·        Струнный квартет (1893)

·        Рапсодия для кларнета и фортепиано (1909—1910)

·        Пьеса «Сиринкс» для флейты соло (1913)

·        Соната для виолончели и фортепиано (1915)

·        Соната для скрипки и фортепиано (1916—1917)

Сочинения для фортепиано

А) для фортепиано в 2 руки

·        Две арабески (1888)

·        Мазурка (около 1890)

·        «Грезы» (около 1890)

·        «Бергамасская сюита» (1890; отредактирована в 1905)

·        «Романтический вальс» (около 1890)

·        Ноктюрн (1892)

·        «Образы», три пьесы (1894)

·        Вальс (1894; ноты утрачены)

·        Пьеса «Для фортепиано» (1894—1901)

·        «Образы», 1-я серия пьес (1901—1905)

·        Сюита «Эстампы» (1903)

·        «Остров радости» (1903—1904)

·        «Маски» (1903—1904)

·        Пьеса (1904; на материале наброска к опере «Черт на колокольне»)

·        Сюита «Детский уголок» (1906—1908)

·        «Образы», 2-я серия пьес (1907)

·        «Hommage a Haydn» (1909)

·        «Прелюдии», книга 1-я (1910)

·        «Более, чем медленный (вальс)» (1910)

·        «Прелюдии», книга 2-я (1911—1913)

·        «Героическая колыбельная» (1914)

·        Мелодия слёз (1915)

·        Элегия (1915)

·        «Этюды», две книги пьес (1915)

Б) для фортепиано в 4 руки

·        Andante (1881; не опубл.)

·        Дивертисмент (1884)

·        «Маленькая сюита» (1886—1889)

·        «Шесть античных эпиграфов» (1914). Имеется авторская обработкапоследней из шести пьес для фортепиано в 2 руки, сделанная в 1914 г.

В) для 2-х фортепиано

·        «Черное и белое», три пьесы (1915)

Фортепианная сюита Детский уголокпосвящена дочери Дебюсси. Стремление раскрыть в музыке мир глазами ребенка впривычных ему образах — строгого учителя, куклы, маленького пастуха,игрушечного слона — заставляет Дебюсси широко использовать как бытовыетанцевальные и песенные жанры, так и жанры профессиональной музыки вгротескном, шаржированном виде.

Мы познакомились с автором Клодом Дебюсси,прослушали его произведения. Почему я выбрала именно этого композитора? Мнеочень понравилось его произведение «Лунный свет».При прослушивании этой мелодии переносишься из нашей шумной  реальности куда-то далеко, где тихо испокойно. Не хочется ни говорить, ни думать, а просто слушать. Не высказатьсловами, это надо прочувствовать. Мне почему- то представляется водоем… ночь…свет луны отражается в воде… тишина …и только звук  еле слышного плеска воды и стрекота сверчков …

 В заключении хочется сказать словами великогоПлатона «Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душукрыльями, способствует полету воображения…»


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.13%
НЕТ
38.87%
Проголосовало: 1518

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.13% НЕТ 38.87% Проголосовало: 1518


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.13% НЕТ 38.87% Проголосовало: 1518


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.13% НЕТ 38.87% Проголосовало: 1518


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.13% НЕТ 38.87% Проголосовало: 1518


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.13% НЕТ 38.87% Проголосовало: 1518


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет