МОУ-СОШ№1 г. Красный Кут
Саратовскаяобласть
Статья:
«Значение творчества КлодаДебюсси в истории мировой музыкальной культуры»
Составила: учитель начальных классов
Филатова Вера Александровна
Г. Красный Кут 2023г.
Ашиль — Клод Дебюсси
Ашиль-КлодДебюсси́ (фр. Achille-Claude Debussy 22 августа 1862, Сен-Жермен-ан-Ле близ Парижа — 25 марта 1918, Париж) — французский композитор, музыкальный критик.
Родился 22 августа 1862 в Сен-Жермен-ан-Ле близ Парижа в семье скромного достатка — егоотец в прошлом был морским пехотинцем, затем совладельцем лавки фаянсовыхизделий. Первые уроки фортепианной игры давала одаренному ребенку Антуанетта-ФлораМоте (теща поэта Верлена).
Егородители — мелкие буржуа — любили музыку, но были далеки от настоящего профессиональногоискусства. Случайные музыкальные впечатления раннего детства малоспособствовали художественному развитию будущего композитора. Самыми яркими изних были редкие посещения оперы. Лишь с девяти лет Дебюсси начал обучаться игрена фортепиано. По настоянию близкой их семье пианистки, распознавшейнезаурядные способности Клода, родители отдали его в 1873 году в Парижскуюконсерваторию. Это учебное заведение было в 70-80-е годы XIX века оплотом самыхконсервативных и рутинерских методов обучения молодых музыкантов. Директоромконсерватории после Сальвадора Даниэля, музыкального комиссара Парижскойкоммуны, расстрелянного в дни ее разгрома, стал композитор Амбруаз Тома -человек весьма ограниченный в вопросах музыкального образования.
Сочинял в стиле, который частоназывают импрессионизмом (импрессионизм— передача настроений, приобретающих значение символов, тонких психологическихнюансов, тяготение к поэтической пейзажной програмности. Ему свойственны такжерафинированная фантастика, поэтизация старины, экзотика, интерес к тембровой игармонической красочности), термином, который он никогда не любил. Дебюсси был нетолько одним из самых значительных французских композиторов, но также одной изсамых значительных фигур в музыке на рубеже XIX и XX веков; его музыкапредставляет собой переходную форму от поздней романтической музыки к модернизму в музыке XX столетия.
Клод Дебюсси был одним из самых интересных и ищущих художниковсвоего времени, он всегда искал новые пути совершенствования своего мастерства,изучал творчество современных ему музыкантов- новаторов : Листа, Грига,композиторов русской школы :Бородина, Мусоргского, Римского –Корсакова. Встремлении к обновлению французской музыки Дебюсси опирался и на опыт еёклассиков, а именно на творчество Рамо и Куперена. Композитор сожалел, чтоотечественная музыка долго шла путями, удалявшими её от ясности выражения,точности, собранности формы, которые, по его мнению, и являются характернымикачествами французской музыкальной культуры.
Дебюсси необычайно любил природу. Для него онабыла своеобразной музыкой. Мы не слушаем вокруг себя тысячи шумовприроды, не постигаем достаточно этой музыки, такой разнооразной котораяраскрывается нам с таким изобилием”, — говорил композитор.
Дебюсси вошёл в историю художественной культурыкак крупнейший представитель музыкального импрессионизма. Нередко творчествоДебюсси отождествляется с искусством живописцев-импрессионистов, ихэстетические принципы распространились на творчество композитора.
Уже в те годы молодой Дебюсси обращал на себя внимание тонкой выразительностьюсвоего исполнения и прекрасным качеством звука.
В ранний период творчества рядом с вокальными и симфоническимипроизведениями Дебюсси появляются сочинения для фортепиано. С наибольшейотчетливостью самобытные черты индивидуальности композитора проявились в двухАрабесках” — E—dur и G—dur(1888г.). В них характерен уже художественный образ, которыйпредполагает изящество и воздушность” композиции. Типичны дляпоследующего стиля Дебюсси прозрачные краски, красота и пластика мелодическихлиний. В 1890г. Дебюсси создает свой первый фортепьянный циклБергамскую сюиту”.
Прелюдия, Менуэт, Лунный свет” и Пасспье. Здесь ужеотчетливо видны две тенденции, которые станут типичными для последующих цикловкомпозитора: опора на жанровые традиции клавесинистов и тяготение к пейзажнымзарисовкам. Используя жанры старинной музыки, Дебюсси трактует их свободно. Онсмело применяет гармонический язык и фактуру нового времени.
Прелюдия, Сарабанда, Токката открывают собой ряд фортепьянныхсборников, написанных Дебюсси в зрелый период творчества. В 1903г. возникаютЭстампы”: Пагоды”, Вечер в Гренаде”, Сады под дождем”.В 1905г. создается первая серия Образов”:Отражения в воде”,Посвящение Рамо”, Движение”, через два года — втораясерия: Колокольный звон сквозь листву”, И луна спускается наместо, где некогда был храм”, Золотые рыбки”. Все эти произведениясодержат по три пьесы. Эта тенденция впервые выявилась в романсах исимфонической музыке Дебюсси.
К лучшим образам природы, когда-либо созданным Дебюсси, относитсяпьеса Отражения в воде”. Это не только живописная картинка, но ипроникновенное вслушивание” в мир водяного царства”. В началевозникает образ спокойной водной глади, но вот спокойствие нарушается елеуловимым движением, всплеском. После мига безмолвия — новый трепетводяной поверхности…
В портретах: лирическом Девушка с волосами цвета льна” июмористическом В знак уважения С.Пичвику эск. П.Ч.П.К.” мы можем видеть исветлый обаятельный образ, который достигается Дебюсси певучестью и широтоймелодии, а также образ совершенно соответствующий герою Диккенса, ироничному идобродушному одновременно. Комизм этой пьесы в неожиданных контрастах от серьезноготона к шутливо-игривому.
Дебюсси не был первооткрывателем морского пейзажав музыке, безусловно он был знаком с произведениями Римского-Корсакова иМусоргского, но обладая огромным дарованием, он искал свои пути воплощенияобразов моря и его симфонические эскизы заняли особое место в мировоймузыкальной литературе,
Таким образом, музыкальный импрессионизм нашел свое классическоевыражение в творчестве К.Дебюсси, где ярче всего отразились его особенности ипринципы.
Сочинения
Оперы
· Родриго и Химена (1890—1893; не завершена). В 1993 г. быладописана Эдисоном Денисовым
· Пеллеас и Мелизанда (1893—1895, 1898, 1900—1902)
· Черт на колокольне (1902—1912?; наброски)
· Падение дома Ашеров (1908—1917; не завершена). В 2007 г. быладописана Робертом Орледжем
· Преступления любви (Галантные празднества) (1913—1915; наброски)
Балеты
· Камма (1910—1912)
· Игры (1912—1913)
· Ящик с игрушками (1913)
Оркестровые произведения
· Симфония (1880—1881)
· Сюита «Триумф Вакха» (1882)
· Сюита «Весна» для женского хора и оркестра (1887)
· Фантазия для фортепиано с оркестром (1889—1896)
· Прелюдия «Послеполуденный отдых фавна» (1891—1894). Имеется такжеавторская обработка для 2-х фортепиано, сделанная в 1895 г.
· Три ноктюрна: «Облака», «Празднества», «Сирены» (1897—1899)
· Рапсодия для альтового саксофона с оркестром (1901—1908)
· «Море», три симфонических эскиза (1903—1905). Имеется такжеавторская обработка для фортепиано в 4 руки, сделанная в 1905 г.
· Два танца для арфы и струнных (1904). Имеется также авторскаяобработка для 2-х фортепиано, сделанная в 1904 г.
· «Образы» (1905—1912)
Камерная музыка
· Фортепианное трио (1880)
· Ноктюрн и скерцо для скрипки и фортепиано (1882)
· Струнный квартет (1893)
· Рапсодия для кларнета и фортепиано (1909—1910)
· Пьеса «Сиринкс» для флейты соло (1913)
· Соната для виолончели и фортепиано (1915)
· Соната для скрипки и фортепиано (1916—1917)
Сочинения для фортепиано
А) для фортепиано в 2 руки
· Две арабески (1888)
· Мазурка (около 1890)
· «Грезы» (около 1890)
· «Бергамасская сюита» (1890; отредактирована в 1905)
· «Романтический вальс» (около 1890)
· Ноктюрн (1892)
· «Образы», три пьесы (1894)
· Вальс (1894; ноты утрачены)
· Пьеса «Для фортепиано» (1894—1901)
· «Образы», 1-я серия пьес (1901—1905)
· Сюита «Эстампы» (1903)
· «Остров радости» (1903—1904)
· «Маски» (1903—1904)
· Пьеса (1904; на материале наброска к опере «Черт на колокольне»)
· Сюита «Детский уголок» (1906—1908)
· «Образы», 2-я серия пьес (1907)
· «Hommage a Haydn» (1909)
· «Прелюдии», книга 1-я (1910)
· «Более, чем медленный (вальс)» (1910)
· «Прелюдии», книга 2-я (1911—1913)
· «Героическая колыбельная» (1914)
· Мелодия слёз (1915)
· Элегия (1915)
· «Этюды», две книги пьес (1915)
Б) для фортепиано в 4 руки
· Andante (1881; не опубл.)
· Дивертисмент (1884)
· «Маленькая сюита» (1886—1889)
· «Шесть античных эпиграфов» (1914). Имеется авторская обработкапоследней из шести пьес для фортепиано в 2 руки, сделанная в 1914 г.
В) для 2-х фортепиано
· «Черное и белое», три пьесы (1915)
Фортепианная сюита Детский уголокпосвящена дочери Дебюсси. Стремление раскрыть в музыке мир глазами ребенка впривычных ему образах — строгого учителя, куклы, маленького пастуха,игрушечного слона — заставляет Дебюсси широко использовать как бытовыетанцевальные и песенные жанры, так и жанры профессиональной музыки вгротескном, шаржированном виде.
Мы познакомились с автором Клодом Дебюсси,прослушали его произведения. Почему я выбрала именно этого композитора? Мнеочень понравилось его произведение «Лунный свет».При прослушивании этой мелодии переносишься из нашей шумной реальности куда-то далеко, где тихо испокойно. Не хочется ни говорить, ни думать, а просто слушать. Не высказатьсловами, это надо прочувствовать. Мне почему- то представляется водоем… ночь…свет луны отражается в воде… тишина …и только звук еле слышного плеска воды и стрекота сверчков …
В заключении хочется сказать словами великогоПлатона «Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душукрыльями, способствует полету воображения…»
