X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департаментобразования Ямало-Ненецкого автономного округа

МОУСредняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма

 

 

РАБОЧАЯПРОГРАММА

(ID 709241) учебного предмета

«Русскийязык»

для 5 класса основного общегообразования на2022-2023  учебный год

Составитель:Филонова Юлия Васильевна

учительрусского языка и литературы первой кв. категории

 

 

 

 

 

 

                                                    

                                                       г. Надым, 2022 г.

Рабочая программапо русскому языку на уровне основного общего образования подготовлена на основеФедерального государственного образовательного стандарта основного общегообразования (Приказ Минпросвещения России от 31 05 2021 г № 287,зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05 07 2021 г , регномер — 64101) (далее — ФГОС

ООО), Концепции преподавания русского языка илитературы в Российской Федерации

(утверждена распоряжениемПравительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), Примернойпрограммы воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых требованийк результатам освоения Основной образовательной программы основного общегообразования. 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Личностные  и  метапредметные   результаты   представлены с учётом особенностей преподаваниярусского языка в основной общеобразовательной школе с учётом методическихтрадиций построения школьного  курса   русского   языка,   реализованных вбольшей части входящих в Федеральный перечень УМК по русскому языку. 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Русский язык —государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общениянародов России, национальный язык русского народа. Как государственный язык иязык  межнационального общения русский язык является средством коммуникациивсех народов  Российской Федерации, основой их социально-экономической,культурной и духовной консолидации.

Высокаяфункциональная значимость русского языка и выполнение им функцийгосударственного языка и языка межнационального общения важны для каждогожителя России, независимо от места его проживания и этнической принадлежностиЗнание русского языка и владение им в разных формах его существования ифункциональных разновидностях, понимание его стилистических особенностей ивыразительных возможностей, умение правильно и эффективно использовать русскийязык в различных сферах и ситуациях общения определяют успешность социализацииличности и возможности её самореализации в различных жизненно важных длячеловека областях.

Русский язык,выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечиваетмежличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формированиисознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средствомхранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского и другихнародов России.

Обучение русскомуязыку в школе направлено на совершенствование нравственной и  коммуникативнойкультуры ученика, развитие его интеллектуальных и творческих способностей,мышления, памяти и воображения, навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования.

Содержание обучениярусскому языку ориентировано также на развитие функциональной грамотности какинтегративного умения человека читать, понимать тексты, использовать информацию текстов разных форматов, оценивать её, размышлять о ней, чтобы достигатьсвоих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальнойжизни. Речевая и текстовая деятельность является системообразующей доминантойшкольного курса русского языка.

Соответствующиеумения и навыки представлены в перечне метапредметных и предметных результатовобучения, в содержании обучения (разделы «Язык и речь», «Текст»,«Функциональные разновидности языка»).

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Целями изучения русского языка по программамосновного общего образования являются:

осознаниеи проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к русскому

языку как государственному языкуРоссийской Федерации и языку межнационального общения; проявление сознательногоотношения к языку как к общероссийской ценности, форме выражения и хранениядуховного богатства русского и других народов России, как к средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; проявление уваженияк  общероссийской и русской культуре, к культуре и языкам всех народовРоссийской Федерации;  овладение русским языком как инструментом личностногоразвития, инструментом формирования социальных взаимоотношений, инструментомпреобразования мира;

  овладение знаниями о русском языке,его устройстве и закономерностях функционирования, о стилистических ресурсахрусского языка; практическое овладение нормами русского литературного языка иречевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса ииспользование в собственной речевой практике разнообразных грамматическихсредств;  совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности;воспитание стремления к речевому самосовершенствованию;  совершенствованиеречевой деятельности, коммуникативных умений, обеспечивающих 

эффективное взаимодействие сокружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного имежкультурного общения; овладение русским языком как средством полученияразличной информации, в том числе знаний по разным учебным предметам;  совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальныхинтеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования,обобщения, классификации, установления определённых закономерностей и правил,конкретизации и т. п. в процессе изучения русского языка;  развитиефункциональной грамотности: умений осуществлять информационный поиск, извлекатьи преобразовывать необходимую информацию, интерпретировать, понимать ииспользовать тексты разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика идр.); освоение стратегий и тактик информационно-смысловой переработки текста,овладение способами понимания текста, его назначения, общего смысла,коммуникативного намерения автора; логической структуры, роли языковых средств.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии сФедеральным государственным образовательным стандартом основного общегообразования учебный предмет «Русский язык» входит в  предметную  область «Русский язык и литература» и является обязательным для  изучения.

Содержание учебногопредмета «Русский язык», представленное в рабочей программе, соответствует ФГОСООО, Примерной основной образовательной программе основного общего образования.

Учебным планом на изучение русского языка в 5 классеотводится  — 170 ч. (5 часов в неделю)

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 

Общие сведения о языке 

Богатство и выразительность русского языка. 

Лингвистика как наука о языке.

Основные разделы лингвистики.

Язык и речь 

Язык и речь. Речь устная и письменная, монологическаяи диалогическая, полилог.

Виды речевой деятельности (говорение, слушание,чтение, письмо), их особенности.

 Создание устных монологическихвысказываний на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной,художественной и научно-популярной литературы.

 Устный пересказ прочитанного илипрослушанного текста, в том числе с изменением лица рассказчика.

 Участие в диалоге на лингвистическиетемы (в рамках изученного) и темы на основе жизненных наблюдений.

Речевые формулы приветствия, прощания, просьбы,благодарности.

 Сочинения различных видов с опоройна жизненный и читательский опыт, сюжетную картину (в том числесочинения-миниатюры).

Виды аудирования: выборочное, ознакомительное,детальное.

Виды чтения: изучающее, ознакомительное,просмотровое, поисковое.

Текст 

Текст и его основные признаки. Тема и главная мысльтекста. Микротема текста. Ключевые слова.

Функционально-смысловые типы речи: описание,повествование, рассуждение; их особенности.

 Композиционная структура текста.Абзац как средство членения текста на композиционносмысловые части.

 Средства связи предложений и частейтекста: формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, личныеместоимения, повтор слова.

Повествование как тип речи. Рассказ.

Смысловой анализтекста: его композиционных особенностей, микротем и абзацев, способов и средствсвязи предложений в тексте; использование языковых средств выразительности (врамках изученного).

 Подробное, выборочное и сжатоеизложение содержания прочитанного или прослушанного текста. Изложениесодержания текста с изменением лица рассказчика.

Информационная переработка текста: простой и сложныйплан текста.

 Функциональные разновидности языка 

Общеепредставление о функциональных разновидностях языка (о разговорной речи,функциональных стилях, языке художественной литературы).

СИСТЕМА ЯЗЫКА 

Фонетика. Графика. Орфоэпия 

Фонетика и графика как разделы лингвистики.

Звук как единица языка. Смыслоразличительная рользвука.

Система гласных звуков.

Система согласных звуков.

Изменение звуков в речевом потоке. Элементыфонетической транскрипции. Слог. Ударение.

Свойства русского ударения.

   Соотношение звуков и букв.

Фонетический анализ слова.

Способы обозначения [й’], мягкости согласных.

Основные выразительные средства фонетики.

Прописные и строчные буквы.

Интонация, её функции. Основные элементы интонации.

Орфография 

Орфография как раздел лингвистики.

Понятие «орфограмма». Буквенные и небуквенныеорфограммы.

Правописание разделительных ъ и ь.

Лексикология 

Лексикология как раздел лингвистики.

Основные способытолкования лексического значения слова (подбор однокоренных слов; подборсинонимов и антонимов); основные способы разъяснения значения слова (поконтексту, с помощью толкового словаря).

 Слова однозначные и многозначные.Прямое и переносное значения слова. Тематические группы слов. Обозначениеродовых и видовых понятий.

Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы.

 Разные виды лексических словарей(толковый словарь, словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов) и их рольв овладении словарным богатством родного языка.

Лексический анализ слов (в рамках изученного).

Морфемика. Орфография

 Морфемика как раздел лингвистики.

 Морфема как минимальная значимаяединица языка. Основа слова. Виды морфем (корень, приставка, суффикс,окончание).

Чередование звуков в морфемах (в том числечередование гласных с нулём звука).

Морфемный анализ слов.

Уместное использование слов с суффиксами оценки всобственной речи.

 Правописание корней с безударнымипроверяемыми, непроверяемыми гласными (в рамках изученного).

 Правописание корней с проверяемыми,непроверяемыми, непроизносимыми согласными (в рамках изученного).

Правописание ёопосле шипящих в корне слова.

Правописание неизменяемых на письме приставок иприставок на (-с).

Правописание ыипосле приставок.

Правописание ыипосле ц.

Морфология. Культура речи. Орфография 

Морфология как раздел грамматики. Грамматическоезначение слова.

 Части речи как лексико-грамматические разряды слов.Система частей речи в русском языке.

Самостоятельные и служебные части речи.

 Имя существительное 

Имя существительноекак часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки исинтаксические функции имени существительного. Роль имени существительного вречи.

 Лексико-грамматические разряды имёнсуществительных по значению, имена существительные собственные и нарицательные;имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

 Род, число, падеж имени существительного.

Имена существительные общего рода.

 Имена существительные, имеющие формутолько единственного или только множественного числа.  Типы склонения имёнсуществительных. Разносклоняемые имена существительные.

Несклоняемые имена существительные.

Морфологический анализ имён существительных.

 Нормы           произношения,          нормы            постановки     ударения,       нормы             словоизменения       имёнсуществительных.

Правописание собственных имён существительных.

Правописание ь на конце имён существительных после шипящих.

Правописание безударных окончаний имён существительных.

Правописание ое(ё) после шипящих и ц в суффиксах и окончанияхимён существительных.

Правописание суффиксов —чик— — —щикек-— —ик— (-чик-) имён существительных.

 Правописание корней с чередованием а // о: —лаг— — —ложраст— — —ращ— — —росгар— — —гор, зар-— —зор -клан- -клон-, -скак- -скоч-.

Слитное и раздельное написание не с именами существительными.

 Имя прилагательное 

Имя прилагательноекак часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическиефункции имени прилагательного. Роль имени прилагательного в речи.

Имена прилагательные полные и краткие, ихсинтаксические функции.

Склонение имён прилагательных. 

Морфологический анализ имён прилагательных.

 Нормы словоизменения, произношенияимён прилагательных, постановки ударения (в рамках изученного).

Правописание безударных окончаний имёнприлагательных.

Правописание оепосле шипящих и ц всуффиксах и окончаниях имён прилагательных.

Правописание кратких форм имён прилагательных сосновой на шипящий.

Слитное и раздельное написание не с именами прилагательными.

 Глагол 

 Глагол как часть речи. Общееграмматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функцииглагола. Роль глагола в словосочетании и предложении, в речи.

Глаголы совершенного и несовершенного вида,возвратные и невозвратные.

 Инфинитив и его грамматическиесвойства. Основа инфинитива, основа настоящего (будущего простого) времениглагола.

Спряжение глагола.

Нормы словоизменения глаголов,постановки ударения в глагольных формах (в рамках изученного).

 Правописание корней с чередованием е // и: —бер— — —бир-,-блест— — —блист-, —дер— — —дир-,-жег— — —жиг-, —мер-— —мир-, —пер— — —пир-, —стел— — —стил-, —тер— — —тир-.

 Использование ь как показателя грамматической формы винфинитиве, в форме 2-го лица единственного числа после шипящих.

Правописание -тся и -тьсяв глаголах, суффиксов -ова-—-ева-, -ыва--ива-.

Правописание безударных личных окончаний глагола.

Правописание гласной перед суффиксом -л- в формах прошедшеговремени глагола.

Слитное и раздельное написание не с глаголами.

Синтаксис. Культура речи. Пунктуация 

Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложениекак единицы синтаксиса.

Словосочетание и егопризнаки. Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главногослова (именные, глагольные, наречные). Средства связи слов в словосочетании.

Синтаксический анализ словосочетания.

Предложение и его признаки. Виды предложений по целивысказывания и эмоциональной окраске.

Смысловые и интонационные особенностиповествовательных, вопросительных, побудительных; восклицательных иневосклицательных предложений.

Главные членыпредложения (грамматическая основа). Подлежащее и морфологические средства еговыражения: именем существительным или местоимением в именительном падеже,сочетанием имени существительного в форме именительного падежа ссуществительным или местоимением в форме творительного падежа с предлогом;сочетанием имени числительного в форме именительного падежа с существительным вформе родительного падежа. Сказуемое и морфологические средства его выражения:глаголом, именем существительным, именем прилагательным.

Тире между подлежащим и сказуемым.

 Предложения распространённые инераспространённые. Второстепенные члены предложения: определение, дополнение,обстоятельство. Определение и типичные средства его выражения.

Дополнение (прямое и косвенное) итипичные средства его выражения. Обстоятельство, типичные средства еговыражения, виды обстоятельств по значению (времени, места, образа действия,цели, причины, меры и степени, условия, уступки).

Простое осложнённоепредложение. Однородные члены предложения, их роль в речи. Особенностиинтонации предложений с однородными членами. Предложения с однородными членами(без союзов, с одиночным союзом и,союзами а, но, однако, зато, да(в значении и), да (в значении но).

Предложения с обобщающим словом при однородных членах.

Предложения с обращением,особенности интонации. Обращение и средства его выражения. Синтаксическийанализ простого и простого осложнённого предложений.

Пунктуационноеоформление предложений, осложнённых однородными членами, связанными бессоюзнойсвязью, одиночным союзом и,союзами а, но, однако, зато, да(в значении и), да (в значении но).

Предложения простые и сложные. Сложные предложения сбессоюзной и союзной связью.

Представленная информация была полезной?
ДА
61.15%
НЕТ
38.85%
Проголосовало: 1524

Предложения сложносочинённые исложноподчинённые (общее представление, практическое усвоение).

 Пунктуационное оформление сложныхпредложений, состоящих из частей, связанных бессоюзной связью и союзами и, но, а, однако, зато, да.

Предложения с прямой речью.

Пунктуационное оформление предложений с прямойречью.

Диалог.

Пунктуационное оформление диалога на письме.

Пунктуация как раздел лингвистики.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностныерезультаты освоения Примерной рабочей программы по русскому языку основногообщего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельностив соответствии с традиционными российскими социокультурными идуховно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормамиповедения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития,формирования внутренней позиции личности.

Личностныерезультаты освоения Примерной рабочей программы по русскому языку для основногообщего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоватьсясистемой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на еёоснове и в процессе реализации основных направлений воспитательнойдеятельности, в том числе в части: 

 Гражданского воспитания: 

готовность квыполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свободи законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи,образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в томчисле в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях,написанных на русском языке; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

 представление обосновных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах иправилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе,формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений,написанных на русском языке; готовность к разнообразной совместнойдеятельности, стремление  к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие вшкольном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности(помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство).

Патриотического воспитания:

 осознание российскойгражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе,понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации иязыка межнационального общения народов России; проявление интереса к познанию русскогоязыка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народовРоссии в контексте учебного предмета «Русский язык»; ценностное отношение крусскому языку, к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевымподвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественныхпроизведениях; уважение к символам России, государственным праздникам,историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов,проживающих в родной стране.

Духовно-нравственного воспитания: 

ориентация наморальные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовностьоценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение ипоступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознанияпоследствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода иответственность личности в условиях индивидуального и общественногопространства.

Эстетического воспитания: 

восприимчивость кразным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важностихудожественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; осознаниеважности русского языка как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценностиотечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций инародного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.

Физического воспитания, формированиякультуры здоровья и эмоционального благополучия:   осознание ценностижизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; 

ответственное отношение к своемуздоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдениегигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическаяактивность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употреблениеалкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психическогоздоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасногоповедения в интернетсреде в процессе школьного языкового образования;способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт ивыстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать своё эмоциональное состояние иэмоциональное состояние других,

использовать адекватные языковыесредства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры излитературных произведений, написанных на русском языке; сформированностьнавыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другогочеловека.

Трудового воспитания: 

установка на активное участие в решениипрактических задач (в рамках семьи, школы, города,

края) технологической и социальнойнаправленности, способность инициировать, планировать и  самостоятельновыполнять такого рода деятельность;  интерес к практическому изучению профессийи труда различного рода, в том числе на основе

применения изучаемого предметногознания и ознакомления с деятельностью филологов,  журналистов, писателей;уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построениеиндивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных иобщественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах набудущее.

Экологического воспитания: 

ориентация наприменение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач вобласти окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможныхпоследствий для окружающей среды; умение точно, логично выражать свою точкузрения на экологические проблемы;  повышение уровня экологической культуры,осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числесформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающимиэкологические проблемы; активное неприятие действий, приносящих вред окружающейсреде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязиприродной, технологической и социальной сред; готовность к участию впрактической деятельности экологической направленности.

Ценности научного познания: 

ориентация вдеятельности на современную систему научных представлений об основныхзакономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека сприродной и социальной средой; закономерностях развития языка; овладениеязыковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира;овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом спецификишкольного языкового образования; установка на осмысление опыта, наблюдений,поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального иколлективного благополучия.

Адаптации обучающегося к изменяющимсяусловиям социальной и природной среды: 

освоениеобучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил

общественного поведения, формсоциальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированныепо профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия слюдьми из другой культурной среды;  потребность во взаимодействии в условияхнеопределённости, открытость опыту и знаниям других; потребность в действии вусловиях неопределённости, в повышении уровня своей компетентности черезпрактическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получатьв совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы,формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранеенеизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планированиесвоего развития; умение оперировать основными понятиями, терминами ипредставлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать ивыявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия сучётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов,возможных глобальных последствий;  способность осознавать стрессовую ситуацию,оценивать происходящие изменения и их 

последствия, опираясь на жизненный,речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов,требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать  принимаемыерешения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формироватьопыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовымдействовать в отсутствие гарантий успеха.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

       1.         Овладение         универсальными         учебными         познавательными        действиями 

Базовые логические действия: 

выявлятьи характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и

процессов; устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений),основания

для обобщения и сравнения, критериипроводимого анализа; классифицировать языковые единицы по существенномупризнаку;  выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах,данных и наблюдениях;

предлагать критерии для выявлениязакономерностей и противоречий;  выявлять дефицит информации текста,необходимой для решения поставленной учебной задачи; выявлятьпричинно-следственные связи при изучении языковых процессов; делать выводы сиспользованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений поаналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

 самостоятельно выбиратьспособ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разнымиединицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант сучётом самостоятельно выделенных критериев. Базовые исследовательские действия: 

использовать вопросы какисследовательский инструмент познания в языковом образовании;  формулироватьвопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным

состояниемситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезуоб истинности собственных суждений и суждений других,

аргументироватьсвою позицию, мнение;  составлять алгоритм действий и использовать его длярешения учебных задач;

 проводить посамостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлениюособенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей изависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверностьинформацию, полученную в ходе лингвистического

исследования(эксперимента);  самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатампроведённого наблюдения,

исследования;  владеть инструментамиоценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможноедальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных илисходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новыхусловиях и контекстах. Работа синформацией: 

применятьразличные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с

учётомпредложенной учебной задачи и заданных критериев;  выбирать, анализировать,интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию,

представленную в текстах, таблицах,схемах;  использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста сточки зрения  достоверности и применимости содержащейся в нём информации иусвоения необходимой  информации с целью решения учебных задач;

 использовать смысловое чтение дляизвлечения, обобщения и систематизации информации из одного или несколькихисточников с учётом поставленных целей;  находить сходные аргументы(подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию)

в различных информационныхисточниках;  самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации(текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачинесложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимостиот коммуникативной установки;    оценивать надёжность информации по критериям,предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;  эффективнозапоминать и систематизировать информацию.

       2.        Овладение        универсальными         учебными         коммуникативными       действиями 

Общение: 

воспринимать иформулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целямиобщения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устноймонологической речи и в письменных текстах;  распознавать невербальные средстваобщения, понимать значение социальных знаков;  знать и распознавать предпосылкиконфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести 

переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и вкорректной

формеформулировать свои возражения;  в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы посуществу обсуждаемой темы и высказывать идеи,

нацеленные нарешение задачи и поддержание благожелательности общения;  сопоставлять своисуждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие

и сходствопозиций;  публично представлять результаты проведённого языкового анализа,выполненного 

лингвистическогоэксперимента, исследования, проекта;  самостоятельно выбирать форматвыступления с учётом цели презентации и особенностей

аудитории и в соответствии с нимсоставлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративногоматериала. Совместнаядеятельность: 

понимать ииспользовать преимущества командной и индивидуальной работы при решенииконкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых формвзаимодействия при решении поставленной задачи;  принимать цель совместнойдеятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли,договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщатьмнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,подчиняться;   планировать организацию совместной работы, определять свою роль(с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формахработы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и иные); выполнять своючасть работы, достигать качественный результат по своему направлению икоординировать свои действия с действиями других членов команды; 

оценивать качество своего вклада в общий продукт покритериям, самостоятельно 

сформулированным участникамивзаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого членакоманды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлятьготовность к представлению отчёта перед группой.

3. Овладение универсальными учебными регулятивнымидействиями 

Самоорганизация:  выявлять проблемы для решения вучебных и жизненных ситуациях; 

ориентироваться в различных подходах к принятиюрешений (индивидуальное, принятие

решения в группе, принятие решениягруппой);  самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов исобственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходеего

реализации;  делать выбор и брать ответственность за решение.

Самоконтроль:  владеть разными способами самоконтроля(в том числе речевого), самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценкуучебной ситуации и предлагать план её изменения;  предвидеть трудности, которыемогут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать

решение кменяющимся обстоятельствам;  объяснять причины достижения (недостижения)результата деятельности; понимать причины

коммуникативных неудач и уметьпредупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректироватьсобственную речь с учётом целей и условий общения; оценивать соответствиерезультата цели и условиям общения.

Эмоциональный интеллект:  развивать способностьуправлять собственными эмоциями и эмоциями других;  выявлять и анализироватьпричины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека,

анализируя речевую ситуацию; регулировать способвыражения собственных эмоций.

Принятие себя и других: 

осознанно относиться к другому человеку и егомнению; признавать своё и чужое право на

ошибку; принимать себя и других, не осуждая;  проявлятьоткрытость;  осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

 

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Общие сведения о языке 

Осознаватьбогатство и выразительность русского языка, приводить примеры,свидетельствующие об этом.

Знать основныеразделы лингвистики, основные единицы языка и речи (звук, морфема, слово,словосочетание, предложение).

Язык и речь 

Характеризоватьразличия между устной и письменной речью, диалогом и монологом, учитыватьособенности видов речевой деятельности при решении практико-ориентированныхучебных задач и в повседневной жизни.

Создавать устныемонологические высказывания объёмом не менее 5 предложений на основе жизненныхнаблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярнойлитературы.

Участвовать вдиалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и в диалоге/полилоге наоснове жизненных наблюдений объёмом не менее 3 реплик.

Владеть различнымивидами аудирования: выборочным, ознакомительным, детальным — научно-учебных ихудожественных текстов различных функционально-смысловых типов речи.

Владеть различнымивидами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым. Устнопересказывать прочитанный или прослушанный текст объёмом не менее 100 слов.

Понимать содержаниепрослушанных и прочитанных научно-учебных и художественных текстов различныхфункционально-смысловых типов речи объёмом не менее 150 слов: устно и письменноформулировать тему и главную мысль текста; формулировать вопросы по содержаниютекста и отвечать на них; подробно и сжато передавать в письменной формесодержание исходного текста (для подробного изложения объём исходного текстадолжен составлять не менее 100 слов; для сжатого изложения — не менее 110слов).

Осуществлять выборязыковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой икоммуникативным замыслом.

Соблюдать на письменормы современного русского литературного языка, в том числе во времясписывания текста объёмом 90—100 слов; словарного диктанта объёмом 15—20 слов;диктанта на основе связного текста объёмом 90—100 слов, составленного с учётомранее изученных правил правописания (в том числе содержащего изученные втечение первого года обучения орфограммы, пунктограммы и слова с непроверяемыминаписаниями); уметь пользоваться разными видами лексических словарей; соблюдатьв устной речи и на письме правила речевого этикета.

Текст 

Распознавать основные признаки текста; членить текстна композиционно-смысловые части

(абзацы); распознавать средства связипредложений и частей текста (формы слова, однокоренные слова, синонимы,антонимы, личные местоимения, повтор слова); применять эти знания при созданиисобственного текста (устного и письменного).

Проводить смысловойанализ текста, его композиционных особенностей, определять количество микротеми абзацев.

Характеризоватьтекст с точки зрения его соответствия основным признакам (наличие темы, главноймысли, грамматической связи предложений, цельности и относительнойзаконченности); с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловомутипу речи.

Использовать знаниеосновных признаков текста, особенностей функционально-смысловых типов речи,функциональных разновидностей языка в практике создания текста (в рамкахизученного).  Применять знание основных признаков текста (повествование) впрактике его создания.

Создаватьтексты-повествования с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опоройна сюжетную картину (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 3 и болеепредложений; классные сочинения объёмом не менее 70 слов).

Восстанавливатьдеформированный текст; осуществлять корректировку восстановленного текста сопорой на образец. 

Владеть умениямиинформационной переработки прослушанного и прочитанного научноучебного,художественного и научно-популярного текстов: составлять план (простой,сложный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной иписьменной форме; передавать содержание текста, в том числе с изменением лицарассказчика; извлекать информацию из различных источников, в том числе излингвистических словарей и справочной литературы, и использовать её в учебнойдеятельности.

Представлять сообщение на заданную тему в видепрезентации.

Редактироватьсобственные/созданные другими обучающимися тексты с целью совершенствования ихсодержания (проверка фактического материала, начальный логический анализ текста— целостность, связность, информативность).

Функциональные разновидности языка

 Иметь общеепредставление об особенностях разговорной речи, функциональных стилей, языкахудожественной литературы.

Система языка

Фонетика. Графика. Орфоэпия

Характеризоватьзвуки; понимать различие между звуком и буквой, характеризовать систему звуков.

Проводить фонетический анализ слов.

Использовать знанияпо фонетике, графике и орфоэпии в практике произношения и правописания слов.

Орфография 

Оперироватьпонятием «орфограмма» и различать буквенные и небуквенные орфограммы припроведении орфографического анализа слова.

Распознавать изученные орфограммы.

Применять знания поорфографии в практике правописания (в том числе применять знание о правописанииразделительных ъ и ь).

Лексикология 

Объяснятьлексическое значение слова разными способами (подбор однокоренных слов; подборсинонимов и антонимов; определение значения слова по контексту, с помощьютолкового словаря). 

Распознаватьоднозначные и многозначные слова, различать прямое и переносное значения слова.

Распознаватьсинонимы, антонимы, омонимы; различать многозначные слова и омонимы; уметьправильно употреблять слова-паронимы.

Характеризовать тематические группы слов, родовые ивидовые понятия.

Проводить лексический анализ слов (в рамкахизученного).

Уметь пользоватьсялексическими словарями (толковым словарём, словарями синонимов, антонимов,омонимов, паронимов).

Морфемика. Орфография

 Характеризовать морфему как минимальную значимуюединицу языка.

Распознавать морфемы в слове (корень, приставку, суффикс,окончание), выделять основу слова.

Находить чередование звуков в морфемах (в том числечередование гласных с нулём звука). 

Проводить морфемный анализ слов.

Применять знания поморфемике при выполнении языкового анализа различных видов и в практикеправописания неизменяемых приставок и приставок на -з (-с); ы — и послеприставок; корней с безударными проверяемыми, непроверяемыми, чередующимисягласными (в рамках изученного); корней с проверяемыми, непроверяемыми,непроизносимыми согласными (в рамках изученного); ё —о после шипящих в корнеслова; ыи  после ц.

Уместно использовать слова с суффиксами оценки всобственной речи.

Морфология. Культура речи. Орфография 

Применять знания очастях речи как лексико-грамматических разрядах слов, о грамматическом значениислова, о системе частей речи в русском языке для решенияпрактико-ориентированных учебных задач.

Распознавать имена существительные, имена прилагательные,глаголы.

Проводитьморфологический анализ имён существительных, частичный морфологический анализимён прилагательных, глаголов.

Применять знания поморфологии при выполнении языкового анализа различных видов и в речевойпрактике.

Имя существительное 

Определять общееграмматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функцииимени существительного; объяснять его роль в речи.

Определять лексико-грамматические разряды имёнсуществительных.

Различать типысклонения имён существительных, выявлять разносклоняемые и несклоняемые именасуществительные.

Проводить морфологический анализ имёнсуществительных.

Соблюдать нормысловоизменения, произношения имён существительных, постановки в них ударения (врамках изученного), употребления несклоняемых имён существительных.

Соблюдать нормыправописания имён существительных: безударных окончаний; ое (ё) после шипящих и цв суффиксах и окончаниях; суффиксов —чик— — —щик-,-ек— — —ик— (-чика//о: —лаг-—-ложраст-—-ращ-—-росгар-—-гор-,-зар-—-зор-клан--клон-скак--скоч-ь наконце имён существительных после шипящих; слитное и раздельное написание не с именами существительными;правописание собственных имён существительных.

Имя прилагательное

 Определять общееграмматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функцииимени прилагательного; объяснять его роль в речи; различать полную и краткуюформы имён прилагательных.

Проводить частичный морфологический анализ имёнприлагательных (в рамках изученного).

Соблюдать нормысловоизменения, произношения имён прилагательных, постановки в них ударения (врамках изученного).

Соблюдать нормыправописания имён прилагательных: безударных окончаний; ое после шипящих и цв суффиксах и окончаниях; кратких форм имён прилагательных с основой нашипящие; нормы слитного и раздельного написания не с именами прилагательными.

Глагол 

Определять общееграмматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функцииглагола; объяснять его роль в словосочетании и предложении, а также в речи.

Различать глаголы совершенного и несовершенноговида, возвратные и невозвратные.

Называтьграмматические свойства инфинитива (неопределённой формы) глагола, выделять егооснову; выделять основу настоящего (будущего простого) времени глагола.

Определять спряжение глагола, уметь спрягатьглаголы.

Проводить частичный морфологический анализ глаголов(в рамках изученного).

 Соблюдать нормысловоизменения глаголов, постановки ударения в глагольных формах (в рамкахизученного).

Соблюдать нормыправописания глаголов: корней с чередованием е // иь послешипящих как показателя грамматической формы в инфинитиве, в форме 2-го лицаединственного числа; -тсяи -ться в глаголах;суффиксов –ова -— —ева-, -ыва —-ива--л- в формахпрошедшего времени глагола; слитного и раздельного написания не с глаголами.

Синтаксис. Культура речи. Пунктуация 

Распознаватьединицы синтаксиса (словосочетание и предложение); проводить синтаксическийанализ словосочетаний и простых предложений; проводить пунктуационный анализпростых осложнённых и сложных предложений (в рамках изученного); применятьзнания по синтаксису и пунктуации при выполнении языкового анализа различныхвидов и в речевой практике.

Распознаватьсловосочетания по морфологическим свойствам главного слова (именные,глагольные, наречные); простые неосложнённые предложения; простые предложения,осложнённые однородными членами, включая предложения с обобщающим словом приоднородных членах, обращением; распознавать предложения по цели высказывания(повествовательные, побудительные, вопросительные), эмоциональной окраске(восклицательные и невосклицательные), количеству грамматических основ (простыеи сложные), наличию второстепенных членов (распространённые инераспространённые); определять главные (грамматическую основу) ивторостепенные члены предложения, морфологические средства выраженияподлежащего (именем существительным или местоимением в именительном падеже,сочетанием имени существительного в форме именительного падежа ссуществительным или местоимением в форме творительного падежа с предлогом;сочетанием имени числительного в форме именительного падежа с существительным вформе родительного падежа) и сказуемого (глаголом, именем существительным,именем прилагательным), морфологические средства выражения второстепенныхчленов предложения (в рамках изученного).

Соблюдать на письмепунктуационные нормы при постановке тире между подлежащим и сказуемым, выборезнаков препинания в предложениях с однородными членами, связанными бессоюзнойсвязью, одиночным союзом и,союзами а, но, однако, зато, да(в значении и), да (в значении нои, но, а, однако, зато, да


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.15%
НЕТ
38.85%
Проголосовало: 1524

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.15% НЕТ 38.85% Проголосовало: 1524


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.15% НЕТ 38.85% Проголосовало: 1524


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.15% НЕТ 38.85% Проголосовало: 1524


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.15% НЕТ 38.85% Проголосовало: 1524


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.15% НЕТ 38.85% Проголосовало: 1524


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет