Подготовка к ОГЭ по русскому языку «Чтотакое человечность?»
Цели:
Деятельностные:
1.создание условий для усвоения темы;
2. создание ситуации успеха;
3.развитие готовности мышления к осознанию иусвоению новых способов деятельности;
4. обучение индивидуальной рефлексиидостижения цели;
5. развитие навыков самоконтроля;
6. развитие схематического мышления.
Образовательная:выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражатьсвою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы.
— усвоение учащимися одного из основныхнравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди, формированиекультуры ведения беседы.
Задачи
образовательные: расширениеи углубление знаний по культуре речи; предупреждение орфографических ошибок,умение самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающеевсеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурнойсвязностью;
2) развивающие: развитиетворческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражатьличностно-эмоциональное отношение к теме;
воспитательные: формированиетаких нравственных качеств учащихся, как милосердие, отзывчивость,человечность.
Методы обучения: проблемно-поисковый,сравнительный анализ информации.
Организационные формы: беседа, групповая работа, индивидуальная работа, самостоятельнаяработа, сообщения учащихся.
Средства обучения: компьютер,презентация, памятки.
Здоровьесберегающие: профилактика сколиоза, близорукости.
Тип урока. Рефлексия.Урок развития речи
Этапы урока |
Деятельность педагога |
Деятельность учащихся |
УУД |
1.. Мотивация к учебной деятельности |
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Давайте определим своё настроение, настрой на работу Эмоциональный настрой. |
Приветствие учителя Проверяют свою готовность к уроку. Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку. |
Л-2,3
|
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие |
Эпиграф на доске (запись в тетради):
«Пока человек чувствует боль – он жив. Пока человек чувствует чужую боль – он Человек». Эмоциональный настрой. Однажды великий философ Древней Греции Диоген зажег днем фонарь и пошел с ним по городу. На недоуменные вопросы горожан он отвечал кратко: «Ищу человека». (то есть «настоящего», полноценного в нравственном отношении; при встрече с таким человеком фонарь Диогена должен был погаснуть). Тем самым философ хотел сказать, что найти совершенного человека, который полностью отвечал бы этому званию, практически невозможно, его буквально «днем с огнем не сыщешь» (известная русская поговорка) . Чтение вслух и анализ притч о милосердии и человечности. Задать по одному вопросу по притчам. Просмотр короткометражного фильма. Определить тему фильма.
|
Анализируют эпиграф, записывают в тетрадь Высказывают свои мысли на тему «Что означают слова « настоящий человек»
Подготовка к устному собеседованию |
Р1.2,4 К1,2 ПР-19,5 Л5,6 |
3. Выявление места и причины затруднения |
Сегодня мы поговорим с вами о таком понятии, как ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ, и соберем материал к сочинению.— Как вы понимаете значение этого слова? Давайте подберем синонимы и антонимы к нему и составим кластер (на доске и в тетрадях) Синонимы: гуманность, самоотверженность, доброта, отзывчивость, долг, сочувствие, альтруизм, забота, внимание, ласка, сострадание, человеколюбие, жалость, любовь. Антонимы: равнодушие, эгоизм, черствость, бездушие, злость, зависть, высокомерие, жадность, жестокость, безжалостность. |
Высказывают свои мысли. Отвечают на вопросы, записывают синонимы, антонимы, работают со словарём |
К2 Л5,6 Пр5,7,19 |
4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения |
Вспомнить структуру сочинения: что такое тезис, аргументы?
Запишем вступление к сочинению – определение: Человечность — это нравственное качество, которое предполагает милосердие, сострадание, сопереживание, сочувствие, желание помочь другому бескорыстно. Даёт рекомендации к написанию вступления к сочинению
|
Смотрят презентацию, рассуждают, делают запись в тетрадях Работают с Памяткой композиция сочинения 15.3 |
К2 Л5,6 Пр5,7,19 Представленная информация была полезной? ДА 61.22% НЕТ 38.78% Проголосовало: 1511 |
5 Физминутка для глаз |
Физминутка для глаз |
Выполняют физминутку |
Л7 |
6. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта |
Подобрать аргументы для доказательства тезиса. Аргумент по фильму Аргумент с опорой на художественный текст или жизнь |
Слушают, читают, анализируют текст |
ПР10,!7,19, Л5,6 |
7. Первичное закрепление |
Ответить на вопрос «Почему человек должен проявлять человечность»? Включить свой ответ в заключение сочинения. |
Отвечают на вопросы, записывают, работают со словарём. |
ПР20,17 Л5 |
8.Включение в систему знаний |
Чтение и анализ афоризмов о милосердии, человечности. Подобрать афоризм (ы) для своего сочинения. |
Читают, формулируют собственные мысли |
Л5,6 ПР20,17 |
9 Рефлексия. |
Ребята, назовите тему урока. Ребята, скажите, чем запомнился вам урок? (ответы). Чему вы научились? — Чему мы научились? Взаимооценка Работа по экрану рефлексии |
Проводят рефлексию. Определяют свое эмоциональное состояние |
Л5,6 Р5,2 ПР-20
|
10. Итог урока. |
Заключительное слово. ДЗ Дома вы, пользуясь подготовленными материалами, должны написать сочинение- рассуждение по данному тексту 15.3 |
Записывают домашнее задание. |
|
Дополнительный материал
Эпиграфы, высказывания и афоризмы очеловечности.
Коль горе чужое тебя не заставит страдать,
Возможно ль тебя человеком тогда называть?
Будьте человеком прежде всего и большевсего. Не бойтесь слишком отяготить себя гуманностью.
Старайся всякому делать добро, а не себеодному.
Если ты равнодушен к страданиям других,ты не заслуживаешь названия человека.
Каждому надо оказывать добра столько,сколько, во-первых, сам можешь сделать, а затем еще сколько может принять еготот, кого любишь и кому помогаешь.
Сострадание есть высочайшая формачеловеческого существования.
Только истинно человечный человекспособен и любить, и ненавидеть.
