УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ
ТЕМА. СПП спридаточными обстоятельственными времени и места.
ЦЕЛЬ: закрепитьпонятие о СПП с придаточными времени ; дать понятие о придаточных места.
ЗАДАЧИ: научитьопределять вид СПП с придаточными времени и места; научить правильно ставитьзнаки препинания; научить использовать СПП с придаточными времени и места вписьменной и устной речи.
Оборудование: учебник, словари, дидактическийматериал, таблицы, схемы.
Ожидаемые результаты: научиться определятьвиды СПП с придаточными обстоятельственными времени и места; отличать СППобстоятельств. От СПП других видов; правильно ставить знаки препинания, уметь использовать СПП с придаточными времени и места в устной и письменной речи.
Ходурок
I. Объявление темы.
II. Активизация учебной деятельности.
1)-Давайте определим цели урока:
-научимсяопределять…(вид придаточного)
-научимсяотличать…(СПП обстоятельств. от СПП определит. И изъяснит.)
-научимсяправильно ставить …(знаки препинания)
-научимсяиспользовать … ( СПП с прид времени и места в письменной и устной речи)
2)-С чего лучше начать урок?
(спроверки домашнего задания)
Ученикичитают примеры из Упр.№ , называя придаточные времени и называя местопостановки знака препинания; указывая основы предложения.
III. Актуализация опорных знаний. Опрос.
-чтовам известно о СПП?
-какможно это быстро и понятно оформить?
(в виде схемы )
(ученики поочередно на доске продолжают схему СПП – (союзн – бессоюзн),
(союзные– СПП с прид. Определительными, СПП с прид. Изъяснительными, СПП с прид.Обстоятельственными);
-Как называется такой метод, когда каждый из учеников добавляет в схемуследующий пункт?
(«Мозговойштурм») – поясняют ученики.
IV. Знакомство с новым материалом.
(Самостоятельнаяработа)
Работас теоретическим материалом на страницах 70 и 74
-Чтоузнали нового?
-Какможно показать в сжатом виде этот материал?
(в виде схемы ) – ученики сами на доске строят схемы:
1) С придаточными времени (указывая средства связи,вопросы, на кот, отвечают придат времени);
2) – обратить внимание на составные союзы:
(с тех пор как..; в то время как.., до каких пор как..) – постановка знакапрепинания зависит от логического ударения;
3) С придаточными места (указывая средства связи,вопросы, на кот. , отвечают придат. Места).
V. Актуализация опорных знаний.
Домашниезаготовки.
-Выдолжны были дома подобрать предложения СПП с придаточными обстоятельственнымивремени и места из литературных произведений, прочитайте
(ученики приводят примеры из стихотворений А.С. Пушкина, В.С. Высоцкого )
VI. Закрепление. Тренировочные упражнения.
Выполнение Упр.№ (1,3,4 предл.)
(у доски выполняются два предложения, с полным синтаксическим разбором) и (выполнением задания упражнения: вставить пропущенные буквы, объяснитьорфограммы) ;
(датьпояснение незнакомому слову по словарю Ожегова ).
VII. ФИЗМИНУТКА
VIII. Развитие синтаксической зоркости.
Настр. 72 — выполните устно. Задание: перед вами фрагмент с незаконченнымпредложением. Как вы думаете, можно ли определить вид придаточного предложения, которое было утрачено?
IX. Самостоятельная работа с дальней шейпроверкой.
Развитиетворческих способностей.
1)ВыполнениеУпр. № 110 (1,3) с творческим заданием ( используя данный материал, постройте изапишите СПП с придаточным времени);
2)Выполнение Упр. № 114 (1,2) с творческим заданием ( перепишите предложения,заменяя обстоятельства места придаточными обстоятельственными места);
3)Воспользуйтесь рубрикой «Советы помощника».
X. Развитиеумения логически строить СПП с придаточными места.
Задание: соберите правильно «разбитоепредложение».
XI. Рефлексия.
-чтонового узнали на уроке?
-чтовызвало трудности?
-чтозапомнилось?
XII. Итог урока.
-Познакомьтесь с заданием Упр. № 116.Ответьте на вопрос ( на каком основании можно сгруппировать предложения?)
Это упражнение будет домашним.
XIII. Д/з: п.16, 17 Упр. №116 (перепишите предложения, вставьте пропущенные буквы, выделите основыпредложений, определите виды придаточных, составьте характеристики предложенийи схемы).
06.02.2018г.
