ИСПОЛЬЗОВАНИЕТЕХНОЛОГИИ КЛАСТЕРОВ
НАУРОКАХ ГЕОГРАФИИ
учитель географии МБОУ ООШ № 1 города-курортаЖелезноводска
yuliya.saltanova@mail.ru
Обучение- самый важный и надежный способ получения систематического образования.Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность,направленность на всестороннее развитие личности, единство содержательной ипроцессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфическиекачественные отличия. Будучи сложным и многогранным, специально организуемымпроцессом отражения в сознании обучающегося реальной действительности, обучениеесть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом.Именно направляющая роль педагога обеспечивает полноценное усвоение обучающимсязнаний, умений и навыков, развитие их интеллектуальных сил и творческихспособностей [5].
Успехобучения определяется отношением обучающихся к учению, их стремлению к познанию,осознанным и самостоятельным приобретение знаний, умений и навыков, их активностью.Успех и активность обучения зависит от инновационных технологий, применяемых в образовательномпроцессе. Одной из технологий активизирующих познавательную деятельность обучающихся являетсятехнология кластеров.
Кластер” — технология,зародившаяся в США. Американские педагоги считают: прежде, чем изучать что-то,надо сначала построить свою собственную модель на основе известныхпредставлений, после чего по ходу приобретения новых сведений совершенствоватьэту модель.
Названиетехнологии происходит от английского слова clustery” — растущий пучками,кистями или гроздьями (рисунок 1).
Рисунок1. Модификация кластера
Модификациейтехнологии кластеров” является составление разветвленных кластеров.
Кластер — этографическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иногопонятия.
Составлениекластера позволяет обучающимся свободно и открыто думать по поводу какой-либотемы. Обучающийся записывает в центре листа ключевое слово, а от него рисуетстрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, откоторых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Луч означает существующуюмежду понятиями логическую связь. Некоторые слова кластера тоже можно соединятьдруг с другом черточками, иллюстрируя наличие между ними логических связей [3].
Прииспользовании технологии кластеров можно выделить три уровня познавательнойактивности обучающихся.
Первыйуровень в данной технологии — воспроизводящая активность. Характеризуетсястремлением обучающегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладетьспособом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостьюволевых усилий школьника, отсутствием у обучающихся интереса к углублениюзнаний, отсутствие вопросов типа: Почему?
Второйуровень — интерпретирующая активность.
Характеризуетсястремлением обучающегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлениемпознать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применениязнаний в измененных условиях. Характерный показатель: большая устойчивостьволевых усилий, которая проявляется в том, что обучающийся стремится довестиначатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, аищет пути решения.
Третийуровень — творческий.
Характеризуетсяинтересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и ихвзаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. Характерная особенность -проявление высоких волевых качеств обучающегося, упорство и настойчивость вдостижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. Данный уровеньактивности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования междутем, что обучающийся знал, что уже встречал ось в его опыте и новойинформацией, новым явлением. Активность, как качество деятельности личности,является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципаобучения [2].
Г.И.Щукина указывает, что определением активизации учебно-познавательнойдеятельности можно считать следующие: это процесс, направленный на усиленнуюдеятельность учителя и ученика, на побуждение к её энергичномуцеленаправленному осуществлению, на преодоление инерции, пассивных истереотипных форм преподавания и учения [6].
Применениетехнологии кластеров на уроках географии является одним из активизирующихметодов обучения.
Напервый взгляд может показаться, что под новым иностранным словом может скрыватьсяуже хорошо знакомые нам приемы составления логических схем или опорныхконспектов по тексту учебника. Однако это не так. Анализ показывает, чтоопорный конспект не является кластером. Ученик и учитель совершает следующиеоперации при составлении опорного конспекта:
— читает текст, предназначенный для обработки на уроке;
— при чтении этого текста помечает или выделяет узловыеположения, факты, события и т.д., требующие особого внимания;
— разрабатывает или подбирает уже готовые условныеобозначения к каждому важному положению текста;
— наносит эти обозначения карандашом на лист чистой бумаги,используя ручку, карандаши или фломастеры [1].
Методикасоставления кластера.
Выделяемцентр — это наша тема, от неё отходят лучи — крупные смысловые единицы, а от нихсоответствующие термины, понятия. Многие учителя сравнивают этот приём смоделью солнечной системы.
Системакластеров охватывает большее количество информации, чем обучающиеся получаютпри обычной письменной работе. Необходимо проштудировать дополнительнуюинформацию, изучить учебную литературу, можно использовать источники интернетсайтов и. т. д
Приподготовке кластера работа с учебником развивается по такому плану:
— прочесть текст учебника и выделить в нем большие и малыесмысловые единицы;
— после обсуждения и уточнения формулировок смысловых блоковна листе бумаги в прямоугольных рамках записать принятые названия;
— на основе текста учебника вокруг каждой рамки в кружках(это веточки кластера) кратко вписать сведения, соответствующиесмысловым блокам);
— попытаться установить связи между отдельными блоками и /иливеточками кластера и соединить их стрелками;
— на основе других источников или после обсуждения в группедополнить кластеры новыми веточками — сведениями, отсутствующими вучебнике, но необходимыми для представления данной проблемы.
Приподготовке первого кластера ученик должен:
— прочитать текст учебника,
— по-своему переосмыслить содержание параграфа,
— выделить смысловые единицы учебной информации, причем неповторять предложенные в учебнике разбивки на подпункты,
— в информационные блоки внести сведения из дополнительноготекста,
— стрелками обозначить связи между веточками,относящихся к разным гроздям [4].
Такимобразом, если опорный конспект ориентирован на максимально полное графическоеотображение информации, не нарушающие логику авторов учебника, то кластерпозволяет ученикам проявить индивидуальные особенности в восприятии иосмыслении учебной информации, отделить в ней главное от второстепенного,изменить логику представления проблемы, подвести ученика к собственному выводу,вытекающему из собственной раскладки темы.
Литература
1. КрыловаО.В. Современный урок. География в школе № 2. 2006.
2. НикишинаИ.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательногометодического процессов в школе. 2 изд. Волгоград. Учитель. 2008.
3. НовенкоД.В. Новые информационные технологии в обучении. География в школе №5. 2004.
4. Онищук В.А Урок в современной школе. — М.: Просвещение, 2006.
5. ЩукинаГ.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. Книга дляучителя. — М: Просвещение, 1979.
6. Щукинаг.И. Активизация познавательной деятельности обучающихся в учебном процессе.М.: 1982.
