Управление Вяземского муниципального района Хабаровского края.
Муниципальное бюджетноеобщеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа с.Дормидонтовка
Вяземского муниципального района
Хабаровского края
«Утверждено» |
Утвердить решение п/с от 28.08.2021г. №1 |
решением педагогического совета |
Директор школы_________Е.Ю.Удалых |
Протокол №1 от 28.08.2021г. |
Приказ №_____от________________ |
Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности «ЮИД»
Модифицированная
базовый уровень
возраст обучающихся 8-12 лет
Срокреализации 3 года
Составитель:педагог дополнительного образования,
Мамутова Ольга Викторовна
с.Дормидонтовка
2021г
Содержание
1. Комплекс основных характеристикДООП
1.1.Пояснительная записка
1.2.Цель и задачи программы
1.3.Учебно-тематический план
1.4. Содержание программы
1.5.Планируемые результаты
2. Комплекс организационно – педагогических условий
2.1.Условия реализации программы
2.2.Формы аттестации
2.3.Оценочные материалы
2.4.Методическиематериалы
2.5План воспитательной работы
2.6.Календарно– тематический план
3.Список литературы
1.1.Пояснительная записка
Дополнительнаяобщеобразовательная общеразвивающая программа кружка «ЮИД» разработана сучетом Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273 «Обобразовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства образования и наукиРоссийской Федерации от 29 августа 2013г. № 1008 «Об утверждении порядкаорганизации и осуществления образовательной деятельности по дополнительнымобщеобразовательным программам»; СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режимаработы образовательных организаций дополнительного образования детей»; ПисьмаМинобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 «О примерных требованиях к программамдополнительного образования обучающихся»; муниципальных правовых актов; Уставаобразовательного учреждения; модифицирована на основе методического пособия«Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» / методическоепособие.: Москва, «Третий Рим», 2008г.
Свозрастанием интенсивности движения на улицах и дорогах постоянно повышаются требования ко всем участникам движения. Травматизм на дорогах — это проблема,которая беспокоит людей всех стран мира. Необходимо научить ребенка правиламжизни во взрослом мире — в мире спешащих людей и машин. Именно этому адресована данная программа.
Направленность (профиль)программы: Программа дополнительного образования детей «ЮИД»социально-гуманитарной направленности представляет собой курс по обучениюшкольников безопасности дорожного движения и профилактике детскогодорожно-транспортного травматизма
Актуальностьпрограммы обусловлена тем, что из года в год увеличивается потокавтомобилей на дорогах, что создает объективную реальность возникновениядорожно-транспортных происшествий. Причем, несчастные случаи все чащепроисходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах,рядом с остановками, а иногда и во дворе дома. И, к сожалению, зачастуюпричиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети. Это происходит потому,что учащиеся не знают правил дорожной безопасности или нарушают их, неосознавая опасных последствий нарушений. Донести эти знания до детей,выработать в детях потребность в соблюдении правил дорожного движения длясамосохранения — в этом и состоит задача детского объединения ЮИД.
Педагогическаяцелесообразность программы объясняется тем, чтообразовательная программа разработана с учетом современных образовательныхтехнологий, которые отражаются: — в принципах обучения – индивидуальность,доступность, преемственность; — формах и методах обучения – слайд-лекции,практикумы, выполнение проектов, исследовательская работа, олимпиады; — методахконтроля и управления образовательным процессом – тестирование, анализрезультатов конкурсов; — средства обучения – тетрадь, тесты, видеофильмы,компьютер, мультимедийные презентации.
Отличительныеособенности данной образовательной программы отуже существующих в этой области заключаются в том, что реализация даннойпрограммы позволит обучающимся получить систематизированное представление обопасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние изпоследствий на жизнь и здоровье человека и выработать алгоритм безопасногоповедения с учетом своих возможностей. Программа предполагает групповыезанятия, а также проведение и участие в массовых мероприятиях. Программауделяет внимания пропаганде знаний ПДД и профилактике детскогодорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностейдетей и подростков и с этой целью используются такие формы проведения занятий,как выступление агитбригады, выпуск стенгазет, встреча с работниками ГИБДД,конкурс, викторина, игра.
Новизнапрограммы. Дети значительное время находятся в образовательном учреждении(школе, учреждении дополнительного образования), поэтому именно наобразовательную организацию родители возлагают ответственность за формированиеу ребят навыков культуры поведения на дорогах, устойчивой мотивации ксохранению и укреплению здоровья. А ведь именно навыки, сформированные вдетстве, перерастают затем в стойкие привычки.
Адресатпрограммы: в реализации данной образовательной программы участвуют дети от8 до 12 лет. На данном возрастном этапе проводятся мероприятия, позволяющиеучащемуся проявить свои способности в творчестве, организации и проведениядела, утвердиться в среде сверстников, заняв соответствующую позицию, котораябы соответствовала личным желаниям личности. КТД, участие в спортивныхсостязаниях, участие в работе агитбригады, шефская работа и многое другое, -вот именно то, что способствует социализации ребенка и позволяют наиболее полнораскрыться и проявить свои способности.
Объемпрограммы — общее количество учебных часов, запланированных навесь период обучения, необходимых для освоения программы — 108 занятий. Срокреализации — 3 года. Каждый год по 36 занятий
Наполняемость группы — до 15 человек
Режим занятий -периодичность и продолжительность занятий – 1 раз в неделю по 45 минут на одно занятие, ввиду того, что большую часть времени отводится напрактическую часть занятия.
Формы организацииобразовательного процесса и виды занятий попрограмме:
Дляреализации поставленных задач на занятиях детского объединения используютсяследующие методы:
1.Словесные методы: рассказ, беседа, объяснение, лекции, дискуссия, методпримера.
2.Наглядные методы: использование экспонатов, подлинных вещей; просмотрфотографий, видеофильмов, схем, плакатов, рисунков, макетов.
3.Практические методы: ролевые игры; выполнение рисунков; экскурсии в музеи, навыставки.
4.Методы стимулирования и мотивации: формирование опыта эмоционально ценностныхотношений у обучающихся; интереса к деятельности и позитивному поведению(соревнования, познавательные и ролевые игры, выставки); долга иответственности (учить проявлять упорство и настойчивость, предъявлятьконкретные требования, разъяснять положительное в получении знаний).
5.Интерактивные методы: КВН, ролевые и деловые игры, дискуссия, круглый стол,диспут.
6.Методы контроля: теоретические и практические зачеты, практические задания,тестирование, самоконтроль.
7.Методы создания положительной мотивации обучаемых:
— эмоциональные:ситуации успеха, поощрение и порицание, познавательная игра, свободный выборзадания, удовлетворение желания быть значимой личностью;
-волевые: предъявление образовательных требований, формирование отношения кполучению знаний; информирование о прогнозируемых результатах обучения;
-социальные: развитие желания быть полезным обществу, создание ситуациивзаимопомощи, взаимопроверки и заинтересованности в результатах коллективнойработы;
-познавательные: опора на субъективный опыт ребенка, решение логических задач,решение творческих задач, создание проблемных ситуаций.
Методыобучения на занятиях характеризуются постепенным переходом от репродуктивных кпроблемным, развивающим и саморазвивающим.
Формызанятий:
Форма организации занятий — модульная ( содержание циклично разбито на тематические группы на каждый год обучения)
— поколичеству детей – коллективная, индивидуальная, групповая;
— поособенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей — лекция,семинар, практикум, олимпиада, мастерская, эксперимент;
— подидактической цели — вводное занятие, занятие по углублению знаний,практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролюзнаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.
Нарядус традиционными формами организации учебной деятельности предусмотрены инетрадиционные:
-тренинги знакомств, общения;
-сюжетно-ролевая игра;
-игры;
-беседы;
-обсуждение работ обучающихся;
-самостоятельная работа; — работа коллективного творчества и др.
Впроцессе обучения предусматриваются различные формы учебных занятий: типовые(сочетающие в себе объяснение и практическое упражнение); собеседование;консультации; экскурсии; самостоятельная работа; викторины; игры; тесты; моделированиеи анализ дорожных ситуаций, маршрутов безопасности; анализ дорожных «ловушек»;акции, слеты; используются групповые формы занятий, индивидуальныеконсультации.
Назанятиях с обучающимися педагог обобщает, систематизирует и углубляет знания поправилам дорожного движения, а также большое внимание уделяет отработкепрактических навыков поведения при возникновении критических ситуаций.Основными подходами в работе с детьми являются разнообразие, динамизм,творчество и вовлеченность. Это реализуется через различные мероприятия, гдеобучающиеся могут проявлять свои творческие способности, обнаружить лидерскиекачества, воплотить свои идеи. Дети организуют маршруты безопасности, выпускаютлистовки, проводят беседы с детьми младшего школьного возраста и т.д., а подруководством сотрудников ГИБДД – со всеми участниками дорожного движения. Знания, полученные на занятиях детского объединения «ЮИД», обучающиеся –активисты школьных отрядов юных инспекторов движения применяют в своихобразовательных учреждениях при подготовке и проведении различных мероприятий –акций, конкурсов, выставок, фестивалей, встреч, экскурсий. Необходимым условиемреализации данной программы является взаимодействие (сотрудничество) педагогадетского объединения «ЮИД» с работниками Государственной инспекции безопасностидорожного движения, воспитателями дошкольных, педагогами общеобразовательныхучреждений в организации и проведении мероприятий по профилактике ДДТТ. Оценказнаний и умений обучающихся проводится на каждом занятии, в конце изучениякаждой темы, а также в конце каждого учебного года на итоговом занятии, котороевключает в себя теоретические и практические задания.
Воснову всех форм учебных занятий заложены общие характеристики:
-каждое занятие имеет цель, конкретное содержание, определенные методыорганизации учебно-педагогической деятельности;
-любое занятие имеет определенную структуру, т.е. состоит из отдельныхвзаимосвязанных этапов;
-построение учебного занятия осуществляется по определенной логике, когда типзанятия соответствует его цели и задачам.
Основнаяформа обучения (очная) – комплексное учебное занятие, включающее в себя вопросытеории и практики.
1.2. Цель и задачи программы
Цельпрограммы: формирование обязательного минимума знаний и умений, которыйобеспечит развитие новых социальных ролей учащегося как участника дорожногодвижения, культуры поведения на дорогах и улицах.
Задачи:
Обучающие:
1. Познакомитьдетей с правилами дорожного движения и причинами ДТП;
2. Обучитьпониманию сигналов светофора и жестов регулировщика;
3. Ознакомитьсо значениями важнейших дорожных знаков, указателей, линий разметки проезжейчасти;
2. Обучить формам и приемампропаганды безопасности дорожного движения среди сверстников.
3.Сформировать навыки оказания доврачебной медицинской помощи.
4.Сформировать навыки безопасного управления велосипедом.
привить умение пользоватьсяобщественным транспортом;
Развивающие:
1.Сформировать у обучающихся устойчивые позитивные поведенческие реакции,направленные на сохранение и укрепление здоровья.
2.Развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
3.Способствовать развитию у учащихся таких умения, как быстрота реакции,внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическоемышление, самообладание, находчивость.
Воспитательные:
1.Воспитать грамотных участников дорожного движения.
2.Воспитывать у учащихся дисциплинированность и ответственность за свои действияна дороге.
3.Повысить правовую культуру обучающихся, как участников дорожного движения.
4. Воспитатьосознание опасности неконтролируемого поведения на проезжей части, нарушенияправил дорожного движения;
5.Воспитать бережное отношение к своей жизни и своему здоровью, а также к жизни издоровью всех участников дорожного движения.
1.3.Учебно-тематический план
1года обучения
№ |
Раздел, тема |
Количество часов |
Формы контроля |
||
Всего |
Теория |
Пр. |
|
||
1. |
Вводное занятие «Мы ЮИДовцы – а это значит…» |
1 |
1 |
|
|
2. |
Общество и автомобиль. |
6 |
2 |
4 |
Индивидуальная групповая/ Тест, зачёт соревнование |
2.1. |
История развития транспорта. |
3 |
1 |
2 |
|
2.2. |
Виды транспортных средств. |
3 |
1 |
2 |
|
3. |
Организация дорожного движения. |
7
|
2 |
5 |
Индивидуальная групповая/ Тест, зачёт соревнование |
3.1. |
Дорожные знаки |
2 |
2 |
|
|
3.2. |
Светофор и регулировщик |
2 |
|
2 |
|
3.3. |
.Перекресток. Азбука дороги |
3 |
|
3 |
|
4. |
Азбука спасения. |
7 |
3 |
4 |
Индивидуальная групповая/ Тест, зачёт соревнование |
4.1. |
Служба скорой медицинской помощи. Аптечка первой помощи |
2 |
1 |
1 |
|
4.2. |
Первая помощь при ушибах, вывихах, растяжениях. |
2 |
1 |
1 |
|
4.3. |
Кровотечения. Переломы. |
3 |
1 |
2 |
|
5. |
ЮИД – за безопасность! |
7 |
2 |
5 |
Индивидуальная групповая/ Тест, зачёт соревнование |
5.1. |
Мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. |
3 |
1 |
2 |
|
5.2. |
Формы пропаганды безопасности дорожного движения. |
3 |
1 |
2 |
|
5.3 |
Патрулирование. |
1 |
|
1 |
|
6. |
Мой друг велосипед. |
7 |
2 |
5 |
Индивидуальная групповая/ Тест, зачёт соревнование |
6.1. |
Устройство велосипеда и правила его эксплуатации. |
2 |
1 |
1 |
|
6.2 |
Велосипедист – водитель транспортного средства. |
2 |
1 |
1 |
|
7 |
Подготовка к мероприятию «Безопасное колесо» |
3 |
|
3 |
|
8 |
Итоговое занятие «Уважай закон дорог!» |
1 |
|
1 |
тестирование |
|
Итого: |
36 |
12 |
24 |
|
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙПЛАН
2год обучения
№ |
Раздел, тема |
Количество часов |
Формы контроля/ аттестации |
||
Всего |
Теория |
Пр. |
|
||
1 |
Вводное занятие «Дорожные приключения». |
1 |
1 |
|
|
2. |
Общество и автомобиль. |
6 |
2 |
4 |
Индивидуальная групповая/ Тест, зачёт соревнование |
2.1. |
Классификация транспортных средств. |
3 |
1 |
2 |
|
2.2. |
Транспорт специального назначения. |
3 |
1 |
2 |
|
3 |
Организация дорожного движения. |
6 |
2 |
4 |
|
3.1. |
Дорога – зона повышенной опасности. |
3 |
1 |
2 |
|
3.2. |
Правила дорожные – компас взрослых и детей. |
3 |
1 |
2 |
|
4. |
Азбука спасения. |
6 |
2 |
4 |
Индивидуальная групповая/ Тест, зачёт соревнование |
4.2. |
Раны и ранения. Виды повязок. |
3 |
1 |
2 |
|
4.3. |
Травмы глаза Первая помощь при несчастных случаях |
3 |
1 |
2 |
|
5. |
ЮИД – за безопасность! |
6 |
2 |
4 |
Индивидуальная групповая/ Тест, зачёт соревнование |
5.1. |
Мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. |
3 |
1 |
2 |
|
5.2. |
Формы пропаганды безопасности дорожного движения. |
3 |
1 |
2 |
|
6. |
Мой друг – велосипед. |
6 |
2 |
4 |
Индивидуальная групповая/ Тест, зачёт соревнование |
6.1. |
Устройство велосипеда и правила его эксплуатации. |
3 |
1 |
2 |
|
6.2. |
Велосипедист – водитель транспортного средства. |
3 |
1 |
2 |
|
7. |
Патрулирование |
1 |
|
1 |
Беседа, наблюдение |
|
Аттестация на звание «Знаток ПДД» |
1 |
1 |
|
|
8 |
Проверка знаний учащихся |
1 |
1 |
|
тестирование |
9 |
Итоговое занятие «Дорожные приключения». |
1 |
|
1 |
соревнование |
|
Подготовка к конкурсу «Безопасное колесо» |
1 |
|
1 |
соревнование |
|
Итого: |
36 |
13 |
23 |
|
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙПЛАН
3год обучения
№ |
Раздел, тема |
Количество часов |
Формы контроля/ аттестации |
||
Всего |
Теория |
Пр. |
|
||
1. |
Вводное занятие «За тобой идут вперед». |
1 |
1 |
|
|
2. |
Общество и автомобиль. |
6 |
2 |
4 |
Индивидуальная групповая/ Тест, зачёт соревнование |
2.1. |
Профессия – водитель. |
|
1 |
2 |
|
2.2. |
Автопарк ГАИ-ГИБДД. |
|
1 |
2 |
|
3. |
Организация дорожного движения. |
6 |
2 |
4 |
Индивидуальная групповая/ Тест, зачёт соревнование |
3.1. |
Как избежать опасности на дороге. |
|
1 |
2 |
|
3.2. |
Функции служб, участвующих в раскрытии ДТП. |
|
1 |
2 |
|
4. |
Азбука спасения. |
6 |
2 |
4 |
Индивидуальная групповая/ Тест, зачёт соревнование |
4.1. |
Травмы при ДТП Шок. Обморок. |
|
1 |
2 |
|
4.2. |
Нарушение дыхания Остановка сердца |
|
1 |
2 |
|
5. |
ЮИД – за безопасность! |
6 |
2 |
4 |
Индивидуальная групповая/ Тест, зачёт соревнование |
5.1. |
Мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. |
|
1 |
2 |
|
5.2. |
Формы пропаганды безопасности дорожного движения.
|
|
1 |
2 |
|
6. |
Мой друг – велосипед. |
4 |
2 |
2 |
Индивидуальная групповая/ Тест, зачёт соревнование |
6.1. |
Устройство велосипеда и правила его эксплуатации. |
|
1 |
1 |
|
6.2. |
Велосипедист – водитель транспортного средства. |
|
1 |
1 |
|
7 |
Патрулирование |
3 |
|
3 |
наблюдение |
8 |
Соревнования: «ЮИДовское многоборье», «Трудные километры», «Безопасное колесо» |
3 |
|
3 |
соревнование |
9 |
Итоговое занятие |
1 |
1 |
|
тестирование |
|
Итого: |
36 |
12 |
14 |
|
1.4. Содержание программы
1 годобучения
1. Вводное занятие «Мы ЮИДовцы – а это значит…».
Теория: Содержание, цель, задачиобразовательной программы «Штаб ЮИД». Направление деятельности отрядов ЮИД.Роль отрядов в обеспечении безопасности дорожного движения. Взаимодействие сГИБДД Техника безопасности на занятиях детского объединения. Оборудованиекабинета.
2. Общество и автомобиль.
2.1. История развитиятранспорта.
Теория: Изобретениеколеса. История развития транспорта. Первые автомобили. Энциклопедиятранспорта.
Практика: Изготовлениемакета автомобиля
2.2. Виды транспортныхсредств.
Теория: Видытранспортных средств. Транспорт грузовой и пассажирский. Личный и общественныйтранспорт. Транспорт в городе.
Практика: Экскурсиипо селу. Конкурс рисунков «Будем с улицей на Вы».
3. Организация дорожногодвижения.
3.1. Дорожные знаки.
Теория: Дорожныезнаки: группы, значение. Обозначение знаков в Правилах дорожного движения.Предупреждающие знаки. Знаки приоритета. Запрещающие знаки. Предписывающиезнаки. Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительнойинформации. Знаки особых предписаний. Знаки – исключения. Знаки для пешеходов иводителей.
Практика: Наблюдениеза дорогами с интенсивным движением. Разработка безопасных маршрутов снанесением дорожных знаков и обозначением опасных участков пути.
3.2. Светофор и регулировщик.
Теория: Светофор- из истории. Эволюция светофора. Назначение и виды светофоров. Транспортныесветофоры: с вертикальным, горизонтальным расположением сигналов, сдополнительной секцией, реверсивные, для регулирования движения черезжелезнодорожные пути, для трамваев и других маршрутных транспортных средств,для регулирования движения в определенных направлениях. Светофоры длявелосипедистов. Пешеходные светофоры: со звуковым сигналом, вызывной кнопкой, сэлектронным табло. Место установки. Сигналы светофора. Регулирование дорожногодвижения с помощью светофора и регулировщика. Регулировщик дорожного движения.Сигналы регулировщика. Жезл. Диск с красным сигналом (световозвращателем).
Практика: Отработканавыков проезда и перехода проезжей части в соответствии с сигналами светофора .
3.3. Перекресток. Азбукадороги
Теория: Видыперекрестков: четырехсторонние, Х-образные, Т-образные, У-образные,многосторонние. Перекресток равнозначных дорог. Регулируемые, нерегулируемыеперекрестки. Граница перекрестка. Принцип приоритетности регулированиядорожного движения: регулировщик – светофор – дорожные знаки – дорожнаяразметка – дорожное покрытие – правило правой руки. Регулируемые инерегулируемые пешеходные переходы. Подземные, надземные пешеходные переходы.Движение пешеходов через регулируемые и нерегулируемые перекрестки.
Практика:Решение логических задач «Проезд перекрестка» Изготовление макета микрорайонагорода с нанесением дорожной разметки. Проекты «Дорожное домино».
4. Азбука спасения.
4.1. Служба скороймедицинской помощи.
Теория: Принципыоказания первой помощи в неотложных ситуациях. Служба скорой медицинскойпомощи. Телефоны экстренного вызова.
Практика: Ролевыеситуации «Вызов скорой помощи» Игра «Собери аптечку».
4.2. Первая помощь при ушибах,вывихах, растяжениях.
Теория: Ушиб.Признаки ушиба. Первая помощь при ушибах различного характера. Растяжениясвязок. Первая помощь при растяжениях. Вывих. Симптомы вывиха. Типичные вывихипри дорожно-транспортном происшествии. Оказание первой доврачебной помощи привывихах.
Практика: Оказаниепервой медицинской доврачебной помощи при ушибах, вывихах, растяжениях.
4.3. Кровотечения. Переломы.
Теория: Видыкровотечений. Методы временной остановки наружного кровотечения. Правиланаложения жгута. Сгибание конечности, наложение давящей повязки. Практика:Просмотр учебного фильма «Раны. Кровотечения».
Практика: Просмотручебного фильма «Переломы». Оказание первой доврачебной помощи при переломах. Оказаниепервой медицинской доврачебной помощи при наружном кровотечении с помощьюподручных средств и средств из автомобильной аптечки.
5. ЮИД — за безопасность!
5.1. Мероприятия попрофилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Теория: Мероприятияпо профилактике детского дорожно-транспортного травматизма: операции, акции,конкурсы, «минутки безопасности».
Практика: Проведение акции « Безопасный переход» Проведение акции «Внимание! Знак «Дети!»
5.2. Формы пропагандыбезопасности дорожного движения.
Теория: Формыпропаганды безопасности дорожного движения: агитбригада, листовки, памятки,плакаты.
Практика: Изготовлениеи выпуск листовок и памяток для пешеходов и водителей. Проведение «минуток безопасности».
6. Мой друг — велосипед.
6.1. Устройство велосипеда иправила его эксплуатации.
Теория: Устройствовелосипеда и правила его эксплуатации. Разборка и сборка велосипеда.Неисправности и их устранение.
Практика: Частичнаяразборка велосипеда. Устранение неисправностей седла, колеса, руля, каретки,педалей.
6.2. Велосипедист – водительтранспортного средства.
Теория: Правилаезды на велосипеде. Предупредительные сигналы, подаваемые велосипедистами. Просмотрд/фильма «Заяц в седле»,
Практика: Упражненияна сохранение равновесия. Отработка элементов маневрирования. Фигурное вождениена специальной асфальтированной площадке, с использованием фигур: «змейка»,«восьмерка», «желоб», «коридор из досок», «качели», «стиральная доска».Контрольный зачет по фигурному вождению.
7. Итоговое занятие «Уважайзакон дорог!»
2 год обучения
1. Вводное занятие «Давай дружить, дорога!».
Теория:Техника безопасности на занятиях детского объединения. Обзордорожных происшествий за летний период по Кемеровской области с участием детей.
2.Общество и автомобиль.
2.1.Классификация транспортных средств.
Теория:Классификация транспортных средств. Профессия – водитель.
Практика:Просмотр видеофильма «Просто я работаю водителем».
Викторина«Транспорт нашего села».
2.2.Транспорт специального назначения.
Теория:Виды специальных транспортных средств и их отличительные признаки.Действия водителей и пешеходов при приближении специальных транспортныхсредств.
Практика:.Макет транспорта специального назначения Ролевая игра «Водитель и пешеход».
3.Организация дорожного движения.
3.1.Дорога – зона повышенной опасности.
Теория:Дорога – зона повышенной опасности. Дорожные знаки. Дорожнаяразметка. Система регулирования дорожного движения. Светофоры, сигналырегулировщика. Перекрестки.
Практика:Просмотр видеорепортажей о ДТП и анализ причин ДТП. Решениелогических задач по ПДД.
3.2.Правила дорожные – компас взрослых и детей.
Теория:Правила дорожного движения для пешеходов. Особенности движенияпешеходов в различное время суток. Правила дорожного движения для водителей.Правила дорожного движения для пассажиров. Правила дорожного движения длявелосипедистов. Скорость движения и тормозной путь автомобиля. Остановочный итормозной путь автомобиля. Возможные транспортные ситуации: затор, занос,столкновение, увеличение тормозного пути, пробуксовка из-за плохого сцепленияколес с дорогой, неумение водителей выбирать оптимальную скорость и др.Необходимость предвидеть опасные ситуации и избегать воздействия отрицательныхфакторов. Дорожные «ловушки».
Практика:Просмотр видеорепортажей о ДТП. Моделирование дорожных ситуаций намакете: с пассажирским транспортом, с проездом специальных машин.
4.Азбука спасения.
4.1.Раны и ранения. Виды повязок
Теория:Что такое травма. Типичные травмы при ДТП. Виды травм. Ссадины.Ранения. Раны и их первичная доврачебная обработка. Оказание помощи приранениях. Автомобильная аптечка.
Практика:Оказание помощи при проникающем ранении,
.Викторина«Юный спасатель».
4.2.Травмы глаза.
Теория:Травмы глаза: колотая, резаная, рваная, ожог, попадание инородноготела. Приемы оказания доврачебной помощи при травмах глаза. Наложениестерильной повязки на один глаз, на два глаза.
Практика:Просмотр учебного фильма «Травма глаз». Наложение повязок на одинглаз, на два глаза.
5. ЮИД– за безопасность!
5.1.Мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Теория:Организация и проведение мероприятий по профилактике детскогодорожно-транспортного травматизма: операций, акций, конкурсов.
Практика:Конкурс рисунков «Дети-дорога-жизнь». Проведение блиц-опросов.Проведение «минуток безопасности».
5.2.Формы пропаганды безопасности дорожного движения.
Теория:Подготовка выступления агитбригады. Разработка и изготовлениелистовок, памяток.
Практика:Участие в акциях «Безопасный переход «Зебра», «Внимание! Знак «Дети!»6. Мой друг – велосипед.
6.1. Устройствовелосипеда и правила его эксплуатации Велосипедист – водитель транспортногосредства.
Теория:Знаки, регламентирующие движение велосипедистов. Звуковые сигналы.Предупреждающие сигналы – поворот налево, направо, стоп. Запрещенные маневры вдвижении водителей велосипедов. Специальная экипировка велосипедиста.
Практика:Решение экзаменационных задач для велосипедистов Движение наподъеме и спуске .Скорость движения велосипеда.
6.2.Фигурное вождение велосипеда.
Практика:Отработка навыков безопасной езды на велосипеде. Фигурное вождениевелосипеда на автоплощадке, в автогородке.
7. Патрулирование.
8.Аттестация на звание «Знаток ПДД»
9 Проверказнаний учащихся
10 Итоговоезанятие «Дорожные приключения».
11.Подготовка к конкурсу «Безопасное колесо»
третьегогода обучения
1. Вводное занятие «За тобой идут вперед».
Теория: Техника безопасности назанятиях детского объединения. Обзор дорожных происшествий за летний период сучастием детей.
2. Общество и автомобиль.
2.1. Профессия – водитель.
Теория: Профессия– водитель. Психофизиологическая деятельность водителя. Хороший водитель. Ктоон? Прогнозируем дорожную ситуацию. Конкурс фотографий «Транспорт нашего села».
2.2. Автопарк ГАИ-ГИБДД.
Теория: Транспортныесредства Госавтоинспекции. Виды специальных транспортных средств ГАИ-ГИБДД и ихотличительные признаки. Действия водителей и пешеходов при приближенииспециальных транспортных средств.
Практика: Встречас работниками ГИБДД. Интерактивная игра «Идеальный водитель».
3. Организация дорожногодвижения.
3.1. Как избежать опасности надороге.
Теория: Проблемныедорожные ситуации. Отвлечение внимания, закрытый обзор, «пустынная улица».Пешеход стоит на проезжей части, в зоне остановки, на нерегулируемом пешеходномпереходе, на углу перекрестка, возле дома. Пешеход идет вдоль проезжей части.
Практика. Решениезадач по правилам дорожного движения. Составление рекомендаций по правиламбезопасного поведения для детей младшего школьного возраста.
3.2. Функции служб,участвующих в раскрытии ДТП.
Теория: Какразвивалась служба ГАИ-ГИБДД на территории России, Кемеровской области, города.Службы ГАИ: служба дорожного надзора, регистрационно-экзаменационноеподразделение, дорожно-патрульная служба, отдел пропаганды. История детскогодвижения ЮИД в России, в Свердловской области, селе. Положение об отрядах ЮИД.Цели и задачи отрядов ЮИД.
Практика: Оформлениестенда «ГАИ и ЮИД – содружество ради жизни»
4. Азбука спасения.
4. 1. Травмы при ДТП. Шок.Обморок
Теория: Типичныетравмы при дорожно-транспортном происшествии. Транспортировка пострадавшего.Особенности транспортировки при различных повреждениях: ранения головы, носовыекровотечения, повреждение челюсти, переломы позвоночника, перелом ребер,ключицы, перелом костей таза, повреждение верхних и нижних конечностей вшоковом состоянии, кровопотери. Виды повязок и приемы их наложения.
Практика: Отработканавыков по транспортировке пострадавших. Отработка навыков наложения различныхповязок.
4.2. Нарушение дыхания. Остановкасердца
Теория: Причины,вызывающие непроходимость дыхательных путей. Признаки и симптомы удушья. Перваяпомощь при дыхательных расстройствах и удушье. Асфиксия. Практика: Приемыоказания первой помощи самому себе при удушье. Решение тестовых заданий.
5. ЮИД – за безопасность!
5.1. Мероприятия попрофилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Теория: Организацияи проведение мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортноготравматизма: операций, акций, конкурсов.
Практика: Конкурсрисунков «Дети – дорога – жизнь». Проведение блиц-опросов. Проведение «минутокбезопасности»
5.2. Формы пропагандыбезопасности дорожного движения.
Теория: Агитбригада– эффективное средство пропаганды. Требования к оформлению и изготовлениюлистовок, памяток. Виды игр, правила проведения игр,коллективно-творческие дела.
Наглядная агитация: Стенгазета.Жанры стенгазеты. Листовка-обращение. Плакат-листок. Молния. Викторина.Кроссворд. Ребус.
Практика: Разработкаи выпуск листовок и памяток для пешеходов и водителей «Правила дорожногодвижения для пешеходов», «Водители, вы ведь тоже родители». Выступлениеагитбригады по ПДД.
6. Мой друг – велосипед.
6.1. Велосипедист – водительтранспортного средства.
Теория: Знаки,регламентирующие движение велосипедистов. Звуковые сигналы. Предупреждающиесигналы – поворот налево, направо, стоп. Запрещенные маневры в движенииводителей велосипедов. Перевоз груза и пассажира. Скорость движения велосипеда.Проезд через железнодорожные пути, регулируемые и нерегулируемые перекрестки.Движение на подъеме и спуске. Движение велосипедистов в темное время суток.Элементы пассивной безопасности: катафоты, рефлекторы. Специальная экипировкавелосипедиста.
Практика: Решениеэкзаменационных задач для велосипедистов в компьютерном классе.
7. Дежурство и патрулированиев микрорайоне школ и села
Практика:патрулирование на улицах села с целью предупреждения детскогодорожно-транспортного травматизма и закрепление знаний, полученных на занятиях.
8. Проведениисоревнований по ПДД. Составление программы и заданий длякаждого этапа соревнований. Заполнение и оформление протоколов.
Практика:тренировки по этапам соревнований: «Трудные километры», «Безопасное колесо»,«ЮИДовское многоборье».
9. Итоговое занятие.
Конкурс – соревнование«Безопасное колесо».
1.5. Планируемые результаты
(1год обучения)
Учащиеся узнают:
· рольотрядов юных инспекторов движения в обеспечении безопасности дорожногодвижения;
·историю развития транспорта, виды транспортных средств;
·историю создания правил дорожного движения Российской Федерации;
· основныепонятия и термины, используемые в правилах;
·правила для пешеходов, где и как переходить улицу, правила движения пешеходовпо загородным дорогам и в городе;
·дорожные знаки, группы, их значение (о чем сообщают, как выглядят, гдеустанавливают);
·светофоры и их виды, сигналы светофора, сигналы регулировщика;
·элементы улиц и дорог, значение дорожной разметки;
·перекрестки и их виды, правила перехода перекрестков;
· видыи причины дорожно-транспортных происшествий;
·средства безопасности;
·принципы оказания первой помощи в неотложных ситуациях;
·содержание автомобильной аптечки;
·правила оказания первой доврачебной помощи при ушибе, растяжении, вывихе;
· видыкровотечений, методы остановки наружного кровотечения;
·правила наложения жгута, жгута-закрутки;
· видыпереломов, правила оказания первой доврачебной медицинской помощи припереломах;
· видыожогов, степени ожогов, правила оказания первой доврачебной медицинской помощипри ожогах;
·признаки, симптомы и степени обморожения, правила оказания первой доврачебноймедицинской помощи при обморожении;
· формыпропаганды безопасности дорожного движения;
·устройство велосипеда и правила его эксплуатации;
·правила езды на велосипеде.
Учащиеся научатся: (метапредметные)
·переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а такжепроезжую часть дороги (вне зоны видимости пешеходных переходов);
·правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, в транспорте, приезде на велосипеде;
·переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
· несоздавать помех движению транспорта;
·дисциплинированно вести себя на посадочных площадках, при входе, выходе и всалоне маршрутного транспорта;
·управлять велосипедом;
·оказывать первую доврачебную медицинскую помощь при ушибе, вывихе, растяжении,при кровотечениях, переломах, ожогах, обморожении;
·накладывать жгут, жгут-закрутку; стерильную повязку, давящую повязку;
·участвовать в профилактических акциях по профилактике и предупреждению детскогодорожно-транспортного травматизма;
·изготавливать и выпускать листовки и памятки для пешеходов и водителей;
·частично производить разбор велосипеда (снимать руль, седло, разбирать переднееколесо, проводить операции с задним колесом, разбирать тормозную втулку,каретку, снимать цепь); находить и устранять неисправности велосипеда;
·выполнять задания по фигурному вождению велосипеда.
Могут приобрести ( личностные):
· дисциплинированность,ответственность и организованность;
· умениеи стремление прийти на помощь товарищам;
· уважениек мнению окружающих;
· умениеадекватно оценивать свои достижения и радоваться успехам товарищей;
· умениеоказывать первую доврачебную медицинскую помощь;
2год обучения
Учащиеся узнают:
·классификацию транспортных средств. Виды специальных транспортных средств и ихотличительные признаки;
·действия водителей и пешеходов при приближении специальных транспортныхсредств;
·правила дорожного движения для пешеходов;
·правила дорожного движения для водителей;
·правила дорожного движения для пассажиров;
·правила дорожного движения для велосипедистов;
·остановочный и тормозной путь автомобиля;
·типичные травмы при ДТП, виды травм;
·правила оказания первой доврачебной помощи при травмах, ранениях;
· виды повязок,типы повязок, технику наложения повязок.
·травмы глаза, правила оказания первой доврачебной медицинской помощи притравмах глаза;
·различные несчастные случаи и меры их предосторожности;
·организацию проведения мероприятий по профилактике и предупреждению детскогодорожно-транспортного травматизма (операции, акции, конкурсы);
·знаки, регламентирующие движение велосипедистов;
·принципы приоритетности регулирования дорожного движения для водителявелосипеда; · правила выполнения заданий по фигурному вождению.
Учащиеся научатся (метапредметные):
·решать логические задачи по правилам дорожного движения;
·анализировать дорожные ситуации;
·моделировать дорожные ситуации на макете;
·оказывать первую доврачебную медицинскую помощь при проникающем ранении,непроникающем ранении, сквозном ранении с использованием средств изавтомобильной аптечки.
·выполнять тестовые задания по заданной тематике;
·подготавливать перевязочный материал к оказанию доврачебной помощи;
·накладывать спиральную повязку на плечо, предплечье, бедро, голень, груднуюклетку;
·накладывать крестообразные повязки;
·накладывать повязку Дезо;
·накладывать косыночные повязки;
·накладывать повязки на один глаз, на два глаза;
·оказывать первую доврачебную помощь при укусах, ужаливании, отравлениях;
·оказывать первую доврачебную помощь при поражении молнией, электрическим током;
·проводить блиц-опросы, профилактические минутки «безопасности»;
·изготавливать и выпускать листовки для водителей и пешеходов;
·решать экзаменационные задачи для велосипедистов в компьютерном классе;
·распознавать дорожные «ловушки»;
· вестипропагандистскую работу по безопасности движения;
·оказывать первую помощь при внезапной остановке дыхания;
·определять неисправности велосипеда;
·выполнять задания по фигурному вождению велосипеда.
Могут приобрести (личностные):
· дисциплинированность,ответственность и организованность;
· умениеи стремление прийти на помощь товарищам;
· уважениек мнению окружающих;
· умениеадекватно оценивать свои достижения и радоваться успехам товарищей;
· умениеоказывать первую доврачебную медицинскую помощь;
3 годобучения
Учащиеся узнают:
· права и обязанностиучастников дорожного движения;
· ответственность участниковдорожного движения за нарушения правил дорожного движения;
· проблемные дорожные ситуации;
· как развивалась службаГАИ-ГИБДД на территории России, Свердловской области, селе;
· историю детского движения ЮИДв России, в Свердловской области, селе;
· признаки и симптомы шока;
· правила оказания первойпомощи при обмороке с использованием средств из автомобильной аптечки;
· причины, вызывающиенепроходимость дыхательных путей; признаки и симптомы удушья;
· правила оказания доврачебноймедицинской помощи при дыхательных расстройствах и удушье;
· признаки и симптомы остановкисердца;
· правила оказаниясердечно-легочной реанимации взрослому, ребенку, младенцу одним спасателем,двумя спасателями;
· правила проведенияискусственного дыхания «рот в рот», «рот-устройство-рот», «изо рта в нос»;
· правила транспортировкипострадавших;
· устройство велосипеда;
· правила выполнения заданий пофигурному вождению;
· приемы профилактическойработы по пропаганде БДД среди детей, подростков;
Учащиеся научатся(метапредметные):
· решать задачи по правиламдорожного движения;
· моделировать дорожныеситуации;
· составлять рекомендацииправилам безопасного поведения для детей младшего школьного возраста;
· анализироватьдорожно-транспортные происшествия;
· выявлять причиныдорожно-транспортных происшествий;
· оказывать доврачебнуюмедицинскую помощь при шоке, обмороке;
· оказывать первую помощь приполной непроходимости дыхательных путей взрослому, ребенку, младенцу,находящихся в сознании и без сознания;
· проводить искусственноедыхание «рот в рот», «рот-устройство-рот», «изо рта в нос» и непрямой массаж сердца;
· накладывать повязки притравме лобной части головы (шапочка), при травме теменной области головы(чепец);
· накладывать повязки притравме глаза, при травме обоих глаз;
· накладывать повязки притравме затылочной части головы (8- образная);
· транспортироватьпострадавшего с переломом позвоночника, при переломе костей таза, приотсутствии подручных средств;
· разбирать и собиратьвелосипед, определять неисправности велосипеда;
· выполнять задания пофигурному вождению велосипеда.
Могут приобрести (личностные):
· дисциплинированность,ответственность и организованность;
· умениеи стремление прийти на помощь товарищам;
· уважениек мнению окружающих;
· умениеадекватно оценивать свои достижения и радоваться успехам товарищей;
· умениеоказывать первую доврачебную медицинскую помощь;
2. Комплекс организационно – педагогических условий
2.1.Условия реализации программы
Программа реализуется всетевой форме. Базовой организацией является МБОУ ООШ с.Дормидонтовка,организацией участником является Отделение ГИБДД отделаМВД России по Вяземскому району.
Материально-техническоеобеспечение: Для занятий детского объединенияиспользуется: актовый зал, кабинет .
-полоса препятствий: «фишки»,«рейки», «качели», «змейка», «желоб», «стиральная доска», «тумбы»;
— велосипед;
-аптечка, перевязочныематериалы;
-компьютеры и программноеобеспечение;
-магнитофон;
-магнитные доски длямоделирования дорожных ситуаций.
-интерактивная доска;
Инвентарь и оборудование:
— макеты машин – 5 шт.
-фишки – 5 шт.
— набор знаков – 1 шт.
Информационные ресурсы:
— Комплект плакатов«Безопасность дорожного движения»- М.: Просвещение, 2013
— Развивающая игра «ПДД длямаленьких», 2012
— Детская обучающая программа«Азбука безопасности на дороге». Диск, 2009
— Обучающая настольная игра«Светофор», 2010
Интернет-ресурсы:
— http://yuid.ru/
-http://www.dddgazeta.ru/yuid/
— http://uidru.cdutt.ru/
— http://www.gibdd.ru/
-http://shkolabuduschego.ru/viktorina/po-pdd-dlja-shkolnikov.html
Материалы для контроля иопределения результативности занятий:тесты, вопросники, контрольные упражнения; систематизирующие и обобщающиетаблицы; схемы и алгоритмы заданий, деловые и развивающие игры.
— Развивающие идиагностирующие процедуры: тесты, кроссворды.
— Дидактические материалы(демонстрационные и раздаточные).
— Зрительный ряд: видеофильмы,фотоальбомы, журналы, буклеты. 6. Литературный ряд: стихи, сказки, загадки,сказки, агитбригады.
— Музыкальный ряд: CD-диски сподбором мелодий, соответствующих темам занятий и способствующих поддержаниютворческой атмосферы, подборка мелодий к агитбригадам.
2.2. Формы аттестации
Возможно использованиеследующих методов отслеживания результативности:—педагогическое наблюдение; педагогический анализ результатов анкетирования,тестирования, зачётов, взаимозачётов, опросов, выполнения обучающимисядиагностических заданий, участия обучающихся в мероприятиях (викторинах,соревнованиях), защиты проектов, решения задач поискового характера, активностиобучающихся на занятиях , оформление фотоотчётов)
Формы выявления, фиксации и предъявлениярезультатов:
Спектр способов и форм выявлениярезультатов:
Беседа,
опрос,
наблюдение
Спектр способов и форм фиксациирезультатов:
Грамоты, Дипломы , Готовые работы
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательнойпрограммы
• Проведение выставок работ учащихся:
– в классе, – в школе
• Участиев районной выставке детских творческих работ, конкурсах.
Формы подведенияитогов реализации дополнительной общеобразовательной программы
Презентация творческих работ
Самоанализ
Взаимозачет
Коллективный анализ работ
Отзыв
Документальныеформы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы- портфолио обучающихся
2.3. Оценочные материалы
Вариант 1
ФИОучащегося________________________________
Попредмету «Правила дорожного движения», включает 3 вопроса по пройденным темам.
Темы: Введение.Содержание предмета. Общие положения. Обязанностипешеходов. Обязанности пассажиров. Обязанности водителей.
· 1.Напишитеосновные обязанности водителей транспортныхсредств_________________________________________________________________________________________________________________________________________
· 2.Напишите основные обязанности пассажиров совершающих поездку на транспортныхсредствах личного и общегопользования_____________________________________________
· 3. Напишитеосновные обязанности пешеходов_____________________________________
Оценка____________Примечания_______________________________________________
Вариант 2
ФИОучащегося________________________________
Попредмету «Правила дорожного движения», включает 3 вопроса по пройденным темам.
Темы: Введение.Содержание предмета. Общие положения. Обязанностипешеходов. Обязанности пассажиров. Обязанности водителей.
1.Напишите основные нарушения водителями транспортных средств, своихобязанностей__________________________________________________________________
2. Напишите основные нарушения правил дорожного движения, совершаемыхпешеходами___________________________________________________________________
· 3. Напишите,как нельзя поступать пешеходам на дороге
· Оценка____________Примечания_______________________________________________________
2.4.Методическиематериалы
Методикипедагогической диагностики по ПДД.
Уровеньподготовки знаний воспитанников ОУ можно определить воспользовавшисьразработками психолога А. И. Замалеевой. Тест для детей старшего дошкольноговозраста Подбери слова Цель: выявить знания детей по ПДД, уровеньразвития словарного запаса речи. Инструкция: Воспитатель называет определение,например, воздушный транспорт. Ребенок должен перечислить слова, относящиеся кэтому определению (самолет, вертолет, воздушный шар). Наземный транспортВоздушный транспорт Предупреждающие знаки Запрещающие знаки Знаки сервисаСигналы светофора Действия человека Норма для детей старшего дошкольноговозраста 15-20 слов из различных групп. Методика для детей старшего дошкольноговозраста Продолжи предложение Цель: выявить знания детей о правилахдорожного движения, умения правильно рассуждать, развитие логического мышления.Задача детей: продолжить предложение. Пешеходы всегда должны двигаться……. Яникогда не нарушаю……… Светофор состоит из…….. Я знаю, что знаки бывают…….. Япомню случай, когда на дороге……. Плохо, когда взрослые….. Регулировщик, эточеловек, который….. Пассажирам автобуса запрещается……. Знать правила дорожного движениянужно для того, чтобы…… Проанализируйте процесс обобщения, рассуждения ребенка,умения правильно рассуждать.
Тест Проверь себя (для детей -10лет). Цель: определить уровень развития знаний и умений усваиваемые детьми поправилам дорожного движения в подготовительной группе. Задача ребенка найтилишнее слово.
1. Знаки сервиса включают в себя… (больницу, пост ГАИ, телефон,аптеку).
2. В специальный транспорт входит… (скорая машина, пожарная машина,машина милиции, велосипед).
3. В понятие “транспорт” входит…(машина, автобус, велосипед, пешеход,трактор).
4. Общественный транспорт включает в себя (автобус, троллейбус,трамвай, прицеп, такси).
5. У машины есть…(колеса, руль, парус, педаль, фары).
6. Пешеход имеет право…(переходить улицу, идти по тротуару, играть напроезжей части).
7. Запрещающие знаки включают в себя…(поворот направо запрещен,разворот запрещен, остановка запрещена, круговое движение).
8. Водителю велосипеда можно… (ездить, не держась за руль, двигаться покрайней правой полосе в один ряд, двигаться по обочине дороги, если это несоздает помех пешеходам).
9. Дорожные знаки делятся на (предупреждающие, запрещающие,предписывающие, указательные, разрешающие).
10. Светофор состоит из цветов (зеленого, желтого, красного, синего).Норма для детей подготовительной группы 7-8 правильных ответов. ТестЗапомни рисунок. Цель: определить уровень развития памяти,внимания, закрепить различные виды транспорта. Инструкция: педагог показываетребенку картинки с различными видами транспорта не более 15 секунд, после чегоубирает картинки, и ребенок должен воспроизвести все картинки. Нормой дляребенка старшего дошкольного возраста 7-8 предметов.
Вопросы итогового контроля по формированию основ безопасного поведенияпри знакомстве с Правилами дорожного движения.
Вопросник Как избежать опасности наулицах
1. Вопрос: Почему надо переходить улицу только на перекрёстке и напешеходном переходе? Водитель знает, что по правилам в этих местах разрешаетсядвижение пешеходам, он едет внимательно, снижает скорость. Пешеход, которыйпереходит не там, где положено, и сам может пострадать, и мешает водителю.
2. Вопрос: Почему нельзя переходить улицу на красный или жёлтый свет?Когда для пешеходов включён «красный» свет, для водителей горит «зелёный». Видязелёный, водитель едет быстро и не ожидает пешеходов. Красный свет включёнвсего полминутки. Даже если машин не видно, надо удержаться от желания перейтии подождать «зелёного» света.
3. Вопрос: Почему опасно переходить улицу бегом? Когда человек бежит,ему трудно наблюдать, видеть. Всё прыгает, и сил уходит много. И при переходеглавное – внимательно наблюдать и влево и вправо, потому, что часто улицаобманчива: кажется безопасно и, вдруг, выезжает машина из переулка, или из-задругой машины. Ещё труднее заметить мотоцикл.
4. Вопрос: Почему опасно переходить улицу наискосок? Когда идёшьнаискосок, поворачиваешься спиной к машинам и можешь их не увидеть. Кроме того,путь перехода становится длиннее.
5. Вопрос: Что означает надпись Опасность на повороте назадней части автобуса?
6. Вопрос: Когда аварий автомобилей больше: в начале гололёда или навторой день? Почему? В первый день, потому что водители привыкли ездить посухой дороге и опаздывают перестроиться.
2.5. План воспитательной работы
Формы работы |
сроки |
Работа в объединении |
|
Размещение информации о жизнедеятельности детского коллектива на сайте школы |
1 раз в четверть |
Массовые мероприятия ( Безопасное колесо.) |
По плану школы |
Тематические беседы по ТБ |
Перед началом работы с новым видом деятельности |
Работа с родителями |
|
Родительские собрания
|
1 раз в полугодие |
Индивидуальные встречи и консультации с родителями |
По инициативе родителей |
Совместные мероприятия ( организации выставок работ) |
По плану школы |
2.6Календарно – тематический план
1 год обучения
№ п/п |
Число |
Время проведения занятия |
Форма занятия |
Кол-во часов |
Тема занятия |
Место проведения
|
Форма контроля |
1 |
10.09 |
15-00 15-45 |
теория |
1 |
Вводное занятие «Мы ЮИДовцы – а это значит…» |
МБОУ ООШ с.Дормидонтовка |
беседа |
|
|
Представленная информация была полезной? ДА 58.74% НЕТ 41.26% Проголосовало: 1076 |
Общество и автомобиль. |
|
|||
2 |
17.09 |
15-00 15-45 |
теория |
1 |
История развития транспорта. |
МБОУ ООШ с.Дормидонтовка |
опрос |
3 |
24.09 |
15-00 15-45 |
практика |
1 |
Разгадывание филфорда «Перепутались слова» |
МБОУ ООШ с.Дормидонтовка |
соревнования |
4 |
01.10 |
15-00 15-45 |
практика |
1 |
Изготовление макета автомобиля |
МБОУ ООШ с.Дормидонтовка |
Творческая работа |
5 |
08.10 |
15-00 15-45 |
теория |
1 |
Виды транспортных средств. |
МБОУ ООШ с.Дормидонтовка |
опрос |
6 |
15.10 |
15-00 15-45 |
практика |
1 |
Экскурсии по селу |
Территория села |
наблюдение |
7 |
22.10 |
15-00 15-45 |
практика |
1 |
Конкурс рисунков «Будем с улицей на Вы». |
МБОУ ООШ с.Дормидонтовка |
тестирование |
|
|
|
Организация дорожного движения. |
||||
8 |
29.10 |
15-00 15-45 |
теория |
1 |
Дорожные знаки |
МБОУ ООШ с.Дормидонтовка |
опрос |
9 |
12.11 |
15-00 15-45 |
практика |
1 |
Разработка безопасных маршрутов |
МБОУ ООШ с.Дормидонтовка |
наблюдение |
10 |
19.11 |
15-00 15-45 |
теория |
1 |
Светофор и регулировщик |
МБОУ ООШ с.Дормидонтовка |
опрос |
11 |
26.11 |
15-00 15-45 |
практика |
1 |
Отработка навыков проезда и перехода проезжей части |
МБОУ ООШ с.Дормидонтовка |
наблюдение |
12 |
03.12 |
15-00 15-45 |
теория |
1 |
.Перекресток. Азбука дороги |
МБОУ ООШ с.Дормидонтовка |
опрос |
13 |
10.12 |
15-00 15-45 |
практика |
1 |
Решение логических задач «Проезд перекрестка» |
МБОУ ООШ с.Дормидонтовка |
Решение задач |
14 |
17.12 |
15-00 15-45 |
практика |
1 |
Проект «Дорожное домино» |
МБОУ ООШ с.Дормидонтовка |
тестирование |
|
|
|
Азбука спасения. |
|
|||
15 |
24.12 |
15-00 15-45 |
теория |
1 |
Служба скорой медицинской помощи. Аптечка первой помощи |
МБОУ ООШ с.Дормидонтовка |
опрос |
16 |
14.01 |
15-00 15-45 |
практика |
1 |
Ролевые ситуации «Вызов скорой помощи» Игра «Собери аптечку». |
МБОУ ООШ с.Дормидонтовка |
наблюдение |
17 |
21.01 |
15-00 15-45 |
теория |
1 |
Первая помощь при ушибах, вывихах, растяжениях. |
МБОУ ООШ с.Дормидонтовка |
опрос |
18 |
28.01 |
15-00 15-45 |
практика |
1 |
Оказание первой медицинской доврачебной помощи при ушибах, вывихах, растяжениях. |
МБОУ ООШ с.Дормидонтовка |
наблюдение |
19 |
04.02 |
15-00 15-45 |
теория |
1 |
Кровотечения. Переломы. |
МБОУ ООШ с.Дормидонтовка |
опрос |
20 |
11.02 |
15-00 15-45 |
практика |
1 |
Оказание первой медицинской доврачебной помощи при наружном кровотечении |
МБОУ ООШ с.Дормидонтовка |
наблюдение |
21 |
18.02 |
15-00 15-45 |
практика |
1 |
Оказание первой доврачебной помощи при переломах. |
МБОУ ООШ с.Дормидонтовка |
тестирование |
|
|
|
ЮИД – за безопасность! |
|
|||
22 |
25.02 |
15-00 15-45 |
теория |
1 |
Мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. |
МБОУ ООШ с.Дормидонтовка |
опрос |
23 |
04.03 |
15-00 15-45 |
практика |
1 |
Проведение акции « Безопасный переход»
|
МБОУ ООШ с.Дормидонтовка |
наблюдение |
24 |
11.03 |
15-00 15-45 |
практика |
1 |
Проведение акции «Внимание! Знак «Дети!»
|
МБОУ ООШ с.Дормидонтовка |
тестирование |
|
|
|
Формы пропаганды безопасности дорожного движения. |
|
|||
25 |
18.03 |
15-00 15-45 |
теория |
1 |
Формы пропаганды безопасности дорожного движения |
МБОУ ООШ с.Дормидонтовка |
опрос |
26 |
25.03 |
15-00 15-45 |
практика |
1 |
Изготовление и выпуск листовок и памяток для пешеходов и водителей. |
МБОУ ООШ с.Дормидонтовка |
Творческая работа |
27 |
01.04 |
15-00 15-45 |
практика |
1 |
Проведение «минуток безопасности». |
МБОУ ООШ с.Дормидонтовка |
тестирование |
28 |
08.04 |
15-00 15-45 |
практика |
1 |
Патрулирование. |
Территория села |
опрос |
|
|
|
Мой друг велосипед. |
|
|||
29 |
15.04 |
15-00 15-45 |
теория |
1 |
Устройство велосипеда и правила его эксплуатации. |
МБОУ ООШ с.Дормидонтовка |
опрос |
30 |
22.04 |
15-00 15-45 |
практика |
1 |
Частичная разборка велосипеда. Устранение неисправностей седла, колеса, руля, каретки, педалей |
Пришкольный участок |
наблюдение |
31 |
29.04 |
15-00 15-45 |
теория |
1 |
Велосипедист – водитель транспортного средства. |
МБОУ ООШ с.Дормидонтовка |
опрос |
32 |
06.05 |
15-00 15-45 |
практика |
1 |
Упражнения на сохранение равновесия. Отработка элементов маневрирования. |
Пришкольный участок |
МБОУ ООШ с.Дормидонтовка |
|
|
|
Подготовка к мероприятию «Безопасное колесо» |
|
|||
33 |
13.05 |
15-00 15-45 |
практика |
1 |
Фигурное вождение на специальной асфальтированной площадке |
Пришкольный участок |
наблюдение |
34 |
20.05 |
15-00 15-45 |
практика |
1 |
Фигурное вождение на специальной асфальтированной площадке, с использованием фигур: «змейка», «восьмерка», «желоб», |
Пришкольный участок |
наблюдение |
35 |
27.05 |
15-00 15-45 |
практика |
1 |
Контрольный зачет по фигурному вождению |
Пришкольный участок |
зачет |
36 |
28.05 |
15-00 15-45 |
теория |
1 |
Итоговое занятие «Уважай закон дорог!» |
МБОУ ООШ с.Дормидонтовка |
тестирование |
2 годобучения
№ п/п |
Число |
Время проведения занятия |
Форма занятия |
Кол-во часов |
Тема занятия |
Место проведения
|
Форма контроля |
1 |
|
|
теория |
1 |
Вводное занятие «Давай дружить, дорога!». |
МБОУ ООШ с.Дормидонтовка |
опрос |
|
|
|
Общество и автомобиль. |
|
|||
2 |
|
|
теория |
1 |
Классификация транспортных средств. |
МБОУ ООШ с.Дормидонтовка |
опрос |
3 |
|
|
практика |
1 |
Просмотр видеофильма «Просто я работаю водителем». |
МБОУ ООШ с.Дормидонтовка |
беседа |
4 |
|
|
практика |
1 |
Викторина «Транспорт нашего села». |
МБОУ ООШ с.Дормидонтовка |
Викторина |
5 |
|
|
теория |
1 |
Транспорт специального назначения. |
МБОУ ООШ с.Дормидонтовка |
опрос |
6 |
|
|
практика |
1 |
Макет транспорта специального назначения |
МБОУ ООШ с.Дормидонтовка |
Творческая работа |
7 |
|
|
практика |
1 |
Ролевая игра «Водитель и пешеход». |
МБОУ ООШ с.Дормидонтовка |
наблюдение |
|
|
|
Организация дорожного движения. |
|
|||
8 |
|
|
теория |
1 |
Дорога – зона повышенной опасности. |
МБОУ ООШ с.Дормидонтовка |
опрос |
9 |
|
|
практика |
1 |
Просмотр видеорепортажей о ДТП и анализ причин ДТП |
МБОУ ООШ с.Дормидонтовка |
беседа |
10 |
|
|
практика |
1 |
Решение логических задач по ПДД.
|
МБОУ ООШ с.Дормидонтовка |
Решение задач |
11 |
|
|
теория |
1 |
Правила дорожные – компас взрослых и детей. |
МБОУ ООШ с.Дормидонтовка |
опрос |
12 |
|
|
практика |
1 |
Просмотр видеорепортажей о ДТП |
МБОУ ООШ с.Дормидонтовка |
беседа |
13 |
|
|
практика |
1 |
Моделирование дорожных ситуаций на макете |
МБОУ ООШ с.Дормидонтовка |
тестирование |
|
|
|
Азбука спасения. |
|
|||
14 |
|
|
теория |
1 |
Раны и ранения. Виды повязок. |
МБОУ ООШ с.Дормидонтовка |
опрос |
15 |
|
|
практика |
1 |
Оказание помощи при проникающем ранении |
МБОУ ООШ с.Дормидонтовка |
наблюдение |
16 |
|
|
практика |
1 |
Викторина «Юный спасатель». |
МБОУ ООШ с.Дормидонтовка |
викторина |
17 |
|
|
теория |
1 |
Травмы глаза Первая помощь при несчастных случаях |
МБОУ ООШ с.Дормидонтовка |
опрос |
18 |
|
|
практика |
1 |
Просмотр учебного фильма «Травма глаз». |
МБОУ ООШ с.Дормидонтовка |
беседа |
19 |
|
|
практика |
1 |
Наложение повязок на один глаз, на два глаза. |
МБОУ ООШ с.Дормидонтовка |
тестирование |
|
|
|
ЮИД – за безопасность! |
|
|||
20 |
|
|
теория |
1 |
Мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. |
МБОУ ООШ с.Дормидонтовка |
опрос |
21 |
|
|
практика |
1 |
Конкурс рисунков «Дети-дорога-жизнь». |
МБОУ ООШ с.Дормидонтовка |
конкурс |
22 |
|
|
практика |
1 |
Проведение «минуток безопасности» |
МБОУ ООШ с.Дормидонтовка |
наблюдение |
23 |
|
|
теория |
1 |
Формы пропаганды безопасности дорожного движения. |
МБОУ ООШ с.Дормидонтовка |
опрос |
24 |
|
|
практика |
1 |
Акция «Безопасный переход «Зебра», |
МБОУ ООШ с.Дормидонтовка |
наблюдение |
25 |
|
|
практика |
1 |
Акция «Внимание! Знак «Дети!» |
МБОУ ООШ с.Дормидонтовка |
тестирование |
|
|
|
Мой друг – велосипед. |
|
|||
26 |
|
|
теория |
1 |
Устройство велосипеда и правила его эксплуатации. |
МБОУ ООШ с.Дормидонтовка |
опрос |
27 |
|
|
практика |
1 |
Движение на подъеме и спуске |
Пришкольный участок |
наблюдение |
28 |
|
|
практика |
1 |
Скорость движения велосипеда. |
Пришкольный участок |
наблюдение |
29 |
|
|
теория |
1 |
Велосипедист – водитель транспортного средства. |
МБОУ ООШ с.Дормидонтовка |
опрос |
30 |
|
|
практика |
1 |
Решение экзаменационных задач для велосипедистов |
Пришкольный участок |
Решение задач |
31 |
|
|
практика |
1 |
Отработка навыков безопасной езды на велосипеде |
Пришкольный участок |
наблюдение |
32 |
|
|
практика |
1 |
Патрулирование |
Территория села |
наблюдение |
33 |
|
|
теория |
1 |
Аттестация на звание «Знаток ПДД» |
МБОУ ООШ с.Дормидонтовка |
конкурс |
34 |
|
|
теория |
1 |
Проверка знаний учащихся |
МБОУ ООШ с.Дормидонтовка |
тестирование |
35 |
|
|
практика |
1 |
Итоговое занятие «Дорожные приключения». |
МБОУ ООШ с.Дормидонтовка |
соревнование |
36 |
|
|
практика |
1 |
Подготовка к конкурсу «Безопасное колесо» |
МБОУ ООШ с.Дормидонтовка |
тестирование |
3 годобучения
№ п/п |
Число |
Время проведения занятия |
Форма занятия |
Кол-во часов |
Тема занятия |
Место проведения
|
Форма контроля |
1 |
|
|
теория |
1 |
Вводное занятие «За тобой идут вперед». |
МБОУ ООШ с.Дормидонтовка |
опрос |
|
|
|
Общество и автомобиль. |
|
|||
2 |
|
|
теория |
1 |
Профессия – водитель. |
МБОУ ООШ с.Дормидонтовка |
опрос |
3 |
|
|
практика |
1 |
Прогнозируем дорожную ситуацию |
МБОУ ООШ с.Дормидонтовка |
наблюдение |
4 |
|
|
практика |
1 |
Конкурс фотографий «Транспорт нашего села». |
МБОУ ООШ с.Дормидонтовка |
конкурс |
5 |
|
|
теория |
1 |
Автопарк ГАИ-ГИБДД. |
МБОУ ООШ с.Дормидонтовка |
опрос |
6 |
|
|
практика |
1 |
Встреча с работниками ГИБДД |
МБОУ ООШ с.Дормидонтовка |
опрос |
7 |
|
|
практика |
1 |
Интерактивная игра «Идеальный водитель».
|
МБОУ ООШ с.Дормидонтовка |
тестирование |
|
|
|
Организация дорожного движения. |
|
|||
8 |
|
|
теория |
1 |
Как избежать опасности на дороге. |
МБОУ ООШ с.Дормидонтовка |
опрос |
9 |
|
|
практика |
1 |
Составление рекомендаций по правилам безопасного поведения |
МБОУ ООШ с.Дормидонтовка |
Творческая работа |
10 |
|
|
практика |
1 |
Решение задач по правилам дорожного движения |
МБОУ ООШ с.Дормидонтовка |
Решение задач |
11 |
|
|
теория |
1 |
Функции служб, участвующих в раскрытии ДТП. |
МБОУ ООШ с.Дормидонтовка |
опрос |
12 |
|
|
практика |
1 |
Оформление стенда «ГАИ и ЮИД – содружество ради жизни». |
МБОУ ООШ с.Дормидонтовка |
Творческая работа |
13 |
|
|
практика |
1 |
Оформление стенда «ГАИ и ЮИД – содружество ради жизни». |
МБОУ ООШ с.Дормидонтовка |
Творческая работа |
|
|
|
Азбука спасения. |
|
|||
14 |
|
|
теория |
1 |
Травмы при ДТП Шок. Обморок. |
МБОУ ООШ с.Дормидонтовка |
опос |
15 |
|
|
практика |
1 |
Отработка навыков по транспортировке пострадавших |
МБОУ ООШ с.Дормидонтовка |
наблюдение |
16 |
|
|
практика |
1 |
Отработка навыков наложения различных повязок.
|
МБОУ ООШ с.Дормидонтовка |
наблюдение |
17 |
|
|
теория |
1 |
Нарушение дыхания Остановка сердца |
МБОУ ООШ с.Дормидонтовка |
опрос |
18 |
|
|
практика |
1 |
Приемы оказания первой помощи самому себе при удушье. |
МБОУ ООШ с.Дормидонтовка |
наблюдение |
19 |
|
|
практика |
1 |
Решение тестовых заданий.
|
МБОУ ООШ с.Дормидонтовка |
тестирование |
|
|
|
ЮИД – за безопасность! |
|
|||
20 |
|
|
теория |
1 |
Мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. |
МБОУ ООШ с.Дормидонтовка |
опрос |
21 |
|
|
практика |
1 |
Конкурс рисунков «Дети – дорога – жизнь». |
МБОУ ООШ с.Дормидонтовка |
конкурс |
22 |
|
|
практика |
1 |
Проведение «минуток безопасности» |
МБОУ ООШ с.Дормидонтовка |
наблюдение |
23 |
|
|
теория |
1 |
Формы пропаганды безопасности дорожного движения. |
МБОУ ООШ с.Дормидонтовка |
опрос |
24 |
|
|
практика |
1 |
Разработка и выпуск листовок и памяток для пешеходов и водителей «Правила дорожного движения для пешеходов» |
МБОУ ООШ с.Дормидонтовка |
наблюдение |
25 |
|
|
практика |
1 |
Разработка и выпуск листовок «Водители, вы ведь тоже родители». Выступление агитбригады по ПДД. |
МБОУ ООШ с.Дормидонтовка |
тестирование |
|
|
|
Мой друг – велосипед. |
|
|||
26 |
|
|
теория |
1 |
Устройство велосипеда и правила его эксплуатации. |
МБОУ ООШ с.Дормидонтовка |
опрос |
27 |
|
|
практика |
1 |
Решение экзаменационных задач для велосипедистов |
МБОУ ООШ с.Дормидонтовка |
Решение задач |
28 |
|
|
теория |
1 |
Велосипедист – водитель транспортного средства. |
МБОУ ООШ с.Дормидонтовка |
опрос |
29 |
|
|
практика |
1 |
Решение экзаменационных задач для велосипедистов |
МБОУ ООШ с.Дормидонтовка |
Решение задач |
30 |
|
|
практика |
1 |
Патрулирование |
Территория села |
наблюдение |
31 |
|
|
практика |
1 |
Патрулирование |
Территория села |
наблюдение |
32 |
|
|
практика |
1 |
Патрулирование |
Территория села |
наблюдение |
33 |
|
|
практика |
1 |
Соревнования: «ЮИДовское многоборье» |
Пришкольный участок |
соревнование |
34 |
|
|
практика |
1 |
Соревнования: «Трудные километры» |
Пришкольный участок |
соревнование |
35 |
|
|
практика |
1 |
Соревнования: «Безопасное колесо» |
Пришкольный участок |
соревнование |
36 |
|
|
теория |
1 |
Итоговое занятие |
МБОУ ООШ с.Дормидонтовка |
тестирование |
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
1. Аксельрод, А. Ю. Скорее «Скорой» [Текст] / А. Ю. Аксельрод. — М. :Медицина, 1990. — 80 с.
2. Бачевский, Р.И. Изучаем правила дорожного движения [Текст] /Бачевский Р.И., Буланова В.В., Шальпова Т.К. — Н. Новгород: Нижегородскийгуманитарный центр, 1998. – 143 с.
3. Воронова Е.А. Красный, желтый, зеленый. ПДД во внеклассной работе.– Ростов н/Д: Феникс, 2006.
4. Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников./Серия«Здравствуй школа!». – Ростов н/Дону: Феникс, 2005.
5. Извекова, Н.А. Штаб «Светофор» [Текст] / Н.А. Извекова. — М.:Молодая гвардия, 1984. – 79 с.
6. Конкурсы, викторины, праздники по правилам дорожного движения дляшкольников/ Н.В. Ковалева – Изд. 2-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. 6. Правиладорожного движения для детей./Сост. В.Надеждина. – М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2006.
7. Комлева, А.Л. Дети и дорога [Текст] / А.Л. Комлева. – М.: Молодаягвардия, 1998 – 156 с.
8. Комлева, А.Л. Методические рекомендации по профилактике ДДТТ[Текст] / А.Л. Комлева. – Волгоград :Аваста, 1994. – 98 с.
9. Ковалева Н.В. Конкурсы, Викторы, праздники по ПДД для школьников.– Ростов н/Д: Феникс, 2006.
10. Маландин,И.Г. Внимание, дети! [Текст] / И.Г. Маландин – М.: Педагогика, 1975. – 80 с. 7.Семенюк, В.И. Изучение Правил дорожного движения [Текст] : книга для учителя /Семенюк В.И., Владимиров Н.В. – 2–ое изд., перераб. и доп. – Мн. : Народнаяасвета, 1986. – 88 с.
11. Профилактикадетского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе: уроки,классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями. – Волгоград:Учитель, 2006.
12. Серяков, И.М. Пособие для изучения правил движения пешеходов[Текст] / И.М. Серяков. – М. : Высшая школа, 1971. – 204 с.
13. Учителю о правилах дорожного движения [Текст] / сост. Н.А.Извекова. – М.: Просвещение, 1982. – 132 с.
14. Шапиро, Л.Б. Уличный травматизм и первая помощь при травмах[Текст] / Шапиро Л.Б., Левитин С.А. – М. : Медицина, 1967. – 114 с.
15. Шелков, Ю.Д. На зеленый свет [Текст] / Ю.Д. Шелков. – М.: ДОСААФССР, 1980. – 187 с. 12. Щелканова, Т. Г. Универсальная подготовка подростков кбезопасному участию в дорожно-транспортной среде [Текст], — Курган, 2008. – 96с.
16. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма [Текст]методическое пособие. Москва, «Третий Рим», 2008. – 130 с.
17. ЯкуповА.М. «Формирование транспортной культуры школьников»:Челябинск,2008.-367с.
Списоклитературы для обучающихся
1. Алексанян Г. Г. Экзамены вГИБДД: правила дорожного движения в иллюстрациях – Москва, Астрель 2005 – 135с.
2. БогачекБ.И. Наш друг – велосипед. — Свердловск, 1988.
3. Гадимов,В.И. Сборник задач по правилам дорожного движения [Текст] : для учащихсяобразовательных и внешкольных учреждений / В.И. Гадимов – Курган: Дамми, 2000.– 149 с.
4. Горько, В. В. Страхованиеавтогражданской ответственности [Текст] : комментарии, пояснения, ответы навопросы / В. В. Горко. – М. : Издательский Дом Третий Рим, 2003. – 32с.
4. Лаппо, Н.В. 100 задач поПравилам дорожного движения [Текст] : для среднего школьного возраста / Н.В.Лаппо. – Мн.: Народная асвета, 1981. – 48 с.
5. Серяков, И.М. Дорожнаяграмота [Текст] / И.М. Серяков. – Саратов: Приволжское книжное издательство,1971. – 91 с. 6. Якупов, А.М.