X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Региональная площадка.

Курсы повышения квалификации «Методикапреподавания русского языка и родных языков народов Российской Федерации всоответствии с требованиями обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО и требованиями ФГОССОО к образовательным достижениям обучающихся»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступление на тему:

«РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАУРОКАХ РОДНОГО ЯЗЫКА (РУССКОГО)»

 

 

 

 

 

Учителя начальных классов

МБОУ «Вадинская «СОШ»

Бурмистровой Светланы Александровны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С проблемными ситуациями учащиеся сталкиваются вразличных сферах  жизни: в учебном процессе (на уроках и при подготовкедомашних заданий), в общении со сверстниками и взрослыми, при участии вобщественной жизни класса и школы, в процессе решения собственных жизненныхзадач.

Готовность и способность работать с проблемнойситуацией как с задачей предполагает, что человек (в нашем случае — учащийся)способен:

—     проанализировать проблему;

—     вычленить ее суть;

—   переформулировать проблему в задачу собственной деятельности;

—     спланировать шаги по решению этой задачи;

—     осуществить необходимые шаги;

—     оценить полученный результат с точки зрения поставленной цели.

Такойподход к проблеме называют проектным. Интеллектуальной составляющей такогоподхода к проблемам является проектное мышление.

Под проектным мышлением  понимается способностьрассматривать проблемную ситуацию, как задачу с последующим построениемдеятельности, направленной на ее решение.

Задачи формирования проектного мышления:

—  развивать у учащихся умения и качества:ответственность и адаптивность, творчество и любознательность, критическое исистемное мышление, умение работать с информацией и медиасредствами,способность работать в команде, быть лидером; принимать на себя разные роли иобязанности, способность выявлять, анализировать и решать проблемы,направленность на саморазвитие, социальную ответственность;

 —  формировать умение описывать объекты  действительности,выделять существенные и несущественные признаки объектов, выявлять отношениямежду понятиями, строить определение понятия через родовое понятие и видовоеотличие, производить естественную и вспомогательную классификацию объектов,строить общеутвердительные, общеотрицательные, частноутвердительные ичастноотрицательные суждения, строить правильные умозаключения;

— формировать умение использовать информационныетехнологии для наглядного представления результатов исследования;

— овладевать такими приёмами формирования понятий, каканализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение;

— воспитывать ответственное отношение к соблюдениюэтических и правовых норм информационной деятельности.

 

Проектный тип мышления или проектное мышлениепозволяет соотносить задачи во времени, правильно расставлять приоритеты вработе, определять последовательность выполнения задач и, самое главное, –нацеливает человека на достижение конкретного результата.

Проектное мышление – это сочетание творческого,системного и критического мышления, которое помогает создать образ будущего иисключает абстрактные выводы. Способность рассматривать задачу, как проект,важно развивать еще в раннем возрасте, ведь это умение позволяет решать дажесамые нестандартные задачи, используя различные техники и алгоритмы.

Развитие проектного мышления у детей младшего школьного возраставключает в себя следующие основные стадии разработки проекта:

1. Организационно – подготовительная: проблематизация –разработка проектного задания (выбор).

2. Разработка проекта: исследовательский этап, разделениепроекта на части и анализ составляющих частей.

3. Технологическая: реализация частей, составляющих проект,включающий в себя оценку использования различных источников информации,планирование деятельности, применение различных приемов и материаловконструирования.

4. Заключительная: оформление результатов – презентация,обсуждение, саморефлексия.

Чтобы достичь высокого уровня проектного мышления, дети должныпройти все этапы разработки проекта. Необходимо так же помнить, что такиезадачи ставятся, когда учащиеся имеют определенный уровень знаний и опытработы, хорошие графические навыки, знают свойства материалов, умеютпользоваться инструментами и приспособлениями. И, таким образом, созданыблагоприятные условия для развития проектного мышления, реализации творческогопотенциала детей.

Одной из технологий, развивающих проектное мышление, являетсяметод проектов. Главной целью использования метода проектов является обучениеумениям и навыкам проблематизации, целеполагания, выдвижения гипотез,структурирования и систематизации, планирования, организации мышления идеятельности по решению разнообразных теоретических и практических задач.

Подготовку к проектной деятельности можно начинать ужев первом классе. На первом этапе нужно выработать у ученика умение работать синформацией – это художественная литература, словари, энциклопедии. Ведь важноуметь добыть необходимые знания, грамотно их систематизировать.

Далее, во втором классе, можно использовать методпроектов при работе со словарными словами. Это будут мини-проекты.  Сначалаработаем совместно на уроках, потом – самостоятельно дома.

Работа идет по схеме, которая по мере накоплениязнаний дополняется новыми заданиями.

1)          Запиши слово, поставь ударение.

2)          Определи количество букв, звуков, слогов вслове.

3)          Отметь, где написание расходится спроизношением.

4)          Найди в «Толковом словаре» и выпишилексическое значение слова.

5)          Составь предложение со словом.

6)          Выпиши из словаря или подбери сам родственныеслова.

7)          Подбери слова, обозначающие действие этогопредмета.

8)          Подбери слова, обозначающие признак этогопредмета. Или – подбери слова, которые можно употреблять вместе с даннымсловом.

9)          Найди в художественной литературепредложение или отрывок из стихотворения с этим словом.

    10)  Найди пословицы, поговорки, фразеологизмы сэтим словом.

 

Образец работы ученика

1)          Медвѐдь.

2)          Медведь – 7 б., 6 зв., 2 сл.

3)          Медведь.

4)          Медведь — крупное хищное всеядноемлекопитающее с большим грузным, покрытым густой шерстью телом и короткиминогами.

Представленная информация была полезной?
ДА
61.21%
НЕТ
38.79%
Проголосовало: 1516

5)          Медведь ест малину.

6)          Медведь – медвежонок, медведица, медвежья.

7)          Бродит, охотится, спит, ревет, добывает.

8)          Бурый, белый, гималайский, злой, сильный,олимпийский.

9)          Идет медведь между елками,

Бредет медведь между березками,

     В овражки спускается,

           На пригорки поднимается.

10) Медведь на ухо наступил. Медвежья услуга.

 

Работая над подобным мини – проектом, школьник учитсяпланировать свою деятельность с помощью предложенного алгоритма, получаяжелаемый результат. Работая с информацией, ученик овладевает определенныминавыками: умение работать со справочной литературой, ставить цель и планироватьсвою работу и т.п. Наработанный материал можно использовать для словарно-орфографическойработы на уроках: диктант по памяти, диктант с использованием загадок,творческие диктанты.

Назову возможные темы учебных проектов на урокахродного языка:

Зачем я говорю и пишу?

Где поставить ударение?

Древняя письменность.

Крылатые слова и выражения.

Как различать омонимы?

Такие разные синонимы.

Пословицы в современном мире.

Загадочные фразеологизмы.

 

Рассмотрим пример: проект «Крылатые слова ивыражения»

Проект предусматривает организацию самостоятельныхдетских исследований, направленных на получение знаний о богатстве родной речи,о родном языке как исключительной ценности в жизни общества, каждого отдельногочеловека.

Цель проекта: прививать любовьи уважение к родному языку.

Задачи проекта:

 — формировать умения и навыки самостоятельной работыс разными источниками информации, развивать умения анализировать информацию,выделять главное, обобщать и делать выводы;

— учить детей структурировать информацию, правильноизлагать свои мысли устно и письменно.

— совершенствовать  навыки работы в группе.

— расширить представления детей о родном языке, о егомногообразии.

Проблемный вопрос: Крылатые слова обогащают  речьчеловека?

Работа в группах:

Создание кроссворда «Речь».

Исследование «Что любят читать мои одноклассники?»

Изготовление буклета «Эти многоликие слова» (однозначныеслова, многозначные слова, прямое и переносное значение слов).

Создание мультимедийной презентации «Крылатые слова ивыражения». (Какие слова и выражения называют «крылатыми»? Почему? Что такоефразеологизмы? Как они вошли в нашу речь? Рождаются фразеологизмы в нашевремя?)

Оформление результатов работы:кроссворд, таблица с результатами исследований, буклеты, электроннаяпрезентация.

Заслушивание устных сообщений по результатам работыкаждой группы.

Использование материалов проекта:

При изучении ряда тем по русскому языку («Лексическоезначение слова», «Однозначные и многозначные слова», «Прямое и переносноезначение слова», «Крылатые слова и выражения»)

 

Проект «Пословицы в современном мире»

Цели проекта:

·               пополнить активный словарный запас учащихсяпословицами;

Задачи проекта:

·               научиться применять пословицы в речи;

·               самостоятельно создать книгу – сборник«Любимые пословицы», в которой собрать тематические пословицы русского народа ипословицы, придуманные учениками;

·               дать толкование пословицам;

·               нарисовать к пословицам иллюстрации.

·               научиться самостоятельно искатьнеобходимую информацию с использованием различных источников, обмениватьсяинформацией;

·               развивать творческие способности;

Проблемный вопрос: Какрождаются пословицы?

Работа в группах:

1.           Основные признаки и функции пословицы.

2.           Пословицы народов мира.

3.           Тематические пословицы.

4.           Пословицы разных времен.

5.           Пословицы с поэтическим и прозаическимскладом.

6.           Пословицы о пословицах.

7.           Пословицы разных источников происхождения.

8.           Прямой и переносный смысл пословиц.

Оформление результатов детских исследований:

Оформление книги пословиц, в которой каждый ученикпредставляет свою страницу (пословица, толкование, иллюстрация).

Подведение итогов: урок– презентация «Пословицы в современном мире».

Коллективная проектная деятельность, осуществляемаяучащимися, координируемая учителем, ценна тем, что позволяет самореализоватьсякаждому участнику независимо от способностей. Эта деятельность относится кобласти детской самодеятельности, а значит она личностно-ориентирована,приносит удовлетворение ученикам, вызывает у них стойкий познавательныйинтерес.

Особое значение проектной деятельности младшихшкольников заключается в том, что в процессе интересной для них деятельностиони готовятся к весьма серьезному учебному труду в основной школе: получаютопыт элементарного исследования проблемы, поиска информации по теме в разныхисточниках (включая компьютерные программы), овладевают навыками работы сосправочниками, энциклопедиями, словарями.

На основе вышеизложенного  можно сделать вывод о том,что, благодаря проектной деятельности,  на уроках русского языка в начальнойшколе дети не только заинтересовываются в предмете и с удовольствием выполняютразличные задания по нему, но и развивают свою самостоятельность; умениеработать в группе; учатся анализировать и обобщать;  выделять главное ивторостепенное. Конечно, проектная деятельность контролируется учителем, ноглавным персонажем все-таки является – ученик, который воплощает свои задумки вжизнь благодаря имеющимся и полученным знаниям.

Формирование проектного мышления у детей – одна изпервостепенных задач образовательных учреждений. Школьные годы, бесспорно,чудесные, но как раз в этот период ученики сталкиваются со своими первымипроблемами, решать которые они должны научиться самостоятельно.

Проектное мышление помогает им:

•      проанализировать возникший вопрос;

•      понять его суть;

•      выстроить этапы решения вопроса;

•      осуществить эти этапы;

•      сделать правильные выводы.

Такой подход помогает смотреть на проблему не как начто-то негативное и нерешаемое, а как на задачу, которая требует системногоподхода.

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.21%
НЕТ
38.79%
Проголосовало: 1516

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1516


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1516


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1516


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1516


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1516


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет