1. Пояснительная записка
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета«Окружающий мир» для обучающихся 3 классов на уровне начального общегообразования составлена на основе:
1. Требований к результатам освоения программы начального общегообразования Федерального государственного образовательного стандартаначального общего образования (далее — ФГОС НОО), утверждённых приказомМинистерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 286;
2. Примерной рабочей программы основного общего образования(одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общемуобразованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г.);
3. Целевых приоритетов, сформулированных в Примерной программевоспитания (одобренной решением федерального учебно-методического объединенияпо общему образованию (протокол от 02.06.2020 г. № 2/20)).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Изучение предмета«Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе ивзаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам детеймладшего школьного возраста и направлено на достижение следующих целей:
1. формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нёмчеловека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальнуюсреду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственноэтических понятий, представленных в содержании данного учебного предмета;
2. развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью(наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованиемприобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественнойдеятельности;
3. духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданинаРоссии, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённомуэтносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям народов РФ; освоениемладшими школьниками мирового культурного опыта по созданию общечеловеческихценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме; обогащениедуховного богатства обучающихся;
4. развитие способности ребёнка к социализации на основе принятиягуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительногоотношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения;становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманногоотношения к людям, уважительного отношения к их взглядам,мнению и индивидуальности.
ЦЕЛИИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Центральной идеейконструирования содержания и планируемых результатов обучения является раскрытиероли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в средеобитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах«Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек ипознание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание,усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового ибезопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидетьрезультаты своих поступков и оценки возникшей ситуации. Отбор содержаниякурса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
· раскрытие роли человека в природе и обществе;
· освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах«Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек иего самость», «Человек и познание».
Общее число часов, отведённых на изучениекурса «Окружающий мир» в 3 классе, составляет 68 часов (два часа в неделю).
Виды иформы контроля
Контрольи оценка в учебной деятельности позволяет определять уровень усвоения учебногоматериала и своевременно выявить проблемы, наметить индивидуальную и групповуюкоррекционную работу. Основная цель контроля и оценки качества знаний -определение уровня усвоения учащимися программного материала. Для проверки иоценки знаний, умений и навыков учащихся по окружающему миру используются видыконтроля: входной, текущий, итоговый, устный, письменный; формы контроля:индивидуальный, групповой, фронтальный, взаимный контроль, самоконтроль.
Запланировано:
Класс |
Вид контроля |
Количество |
3 |
Проверочная работа |
3 |
3 |
Практическая работа |
5 |
Методыработы с детьми, требующими особого подхода
Методы работы с детьми, чье воспитание вызывает особые трудности |
Методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья |
Методы работы с одаренными детьми |
· Организация успехов в учении (заключается в организации помощи ученику, пока он не добьётся успешности в обучении); · Моральная поддержка (заключается в поднятии авторитета школьника среди сверстников, а также в укреплении веры ученика в себя); · Убеждения (заключается в разъяснении и доказательствах правильности поведения); · Доверие (заключается в том, чтобы поручать ученику ответственные задания); · Ожидание лучших результатов (учитель заявляет ученику, что ждёт от него более значительных успехов, это способствует формированию мотивации к учению); · Просьба (способствует повышению авторитета ученика в коллективе, вызывает у него чувство собственного достоинства); · Поощрение — похвала, награда, одобрение; · Авансирование личности (высказывание положительного мнения о школьнике или предоставление ему определённого благо, несмотря на то, что он этого пока не заслуживает, в результате чего ученик ощущает моральную обязанность вести себя соответствующим образом); · Проявление огорчения (пробуждает у школьника чувство стыда); · Прощение (в определённой ситуации педагог не прибегает к наказанию, не смотря на совершённый школьником проступок); · Поручительство (взятие виновного ученика на поруки, обещание от своего имени, что ученик будет достойно себя вести); · Проявление умений и превосходство учителя (ученики уважают своего учителя, признают его авторитет, что способствует положительным изменениям в поведении). · Констатация проступка (педагог, не выражая открыто своего отношения к действиям ученика, показывает, что ему о них известно); · Осуждение (заключается в проявлении отрицательного отношения к поступку); · Предупреждение (заключается в раскрытии перед учеником не приятных для него перспектив, если он не изменит своего поведения). |
· Индивидуальный подход к каждому ученику. · Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности). · Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся · Проявление педагогического такта. (Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.)
|
· Использование современных образовательных технологий и методов: -технологии развивающего и проблемного обучения, -технология критического мышления, — информационно-коммуникативные технологии, — здоровьесберегающие технологии, · -технология дифференцированного и индивидуального подхода к каждому ребенку; — деятельностный метод, — проектная и исследовательская деятельность учащихся; · Работа на уроке «консультантов» (мотивированные учащиеся в определенной образовательной области курируют остальных, осуществляя взаимообучение и помощь учителю в образовательном процессе); · Возможность выбора заданий повышенного уровня сложности в ходе выполнения контрольных, проверочных и самостоятельных работ по разным предметам; · Предложение учащимся индивидуальных домашних заданий повышенного уровня, творческого и поискового характера (приветствуется их собственная инициатива). Предпочтительные методы работы: -исследовательский; -частично-поисковый; |
Нестандартныеформы уроков
Урок-экскурсия, урок-лекция, урок-семинар, урок-практическое занятие, урок-дидактические игры, урок-путешествие, урок-квест |
урок-соревнование, урок творчества, урок-сказка, урок-аукцион знаний, урок- пресс-конференция, урок-исследование, урок взаимообучения,
|
урок-диспут, видео-урок (аудио-, медиа-), урок-защита проектов, урок-поиск, урок-викторина, урок-экспедиция, урок-тест,
|
СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек и общество
Общество каксовокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другомсовместной деятельностью во имя общей цели. Наша Родина — Российская Федерация.Уникальные памятники культуры России, родного края. Государственная символикаРоссийской Федерации и своего региона. Города Золотого кольца России. НародыРоссии. Уважение к культуре, традициям своего народа и других народов,государственным символам России.
Семья — коллективблизких, родных людей. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи. Уважениек семейным ценностям.
Правила нравственногоповедения в социуме. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченнымивозможностями здоровья, забота о них.
Значение труда в жизничеловека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность вкультуре народов России. Особенности труда людей родного края, их профессии.
Страны и народы мира.Памятники природы и культуры — символы стран, в которых они находятся.
Человек и природа
Методы изучения природы.Карта мира. Материки и части света. Вещество. Разнообразие веществ в окружающеммире.
Примеры веществ: соль,сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшиепрактические работы с веществами, жидкостями, газами. Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе,значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды вприроде. Охрана воздуха, воды. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые,их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезнымископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера). Почва,её состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека.
Первоначальныепредставления о бактериях. Грибы: строение шляпочных грибов. Грибы съедобные инесъедобные. Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов отусловий окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности питанияи дыхания растений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношениечеловека к растениям. Условия, необходимые для жизни растения (свет,тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Растенияродного края, названия и краткая характеристика на основенаблюдений. Охрана растений.
Разнообразие животных.Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды.Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери). Особенности питанияживотных. Цепи питания. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода,тепло, пища). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношениечеловека к животным. Охрана животных. Животные родного края, их названия,краткая характеристика на основе наблюдений.
Природные сообщества:лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытиедля животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообществародного края (2—3 примера на основе наблюдений). Правила нравственногоповедения в природных сообществах.
Человек — частьприроды. Общее представление о строении тела человека. Системы органов(опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная,органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена отдельныхорганов и систем органов человека. Измерение температуры тела человека, частотыпульса.
Правила безопаснойжизни
Здоровый образ жизни:двигательная активность (утренняя зарядка, динамические паузы), закаливание ипрофилактика заболеваний. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей.Безопасность во дворе жилого дома (правила перемещения внутри двора ипересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых,тепловых подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилогодома, предупреждающие знаки безопасности). Правила безопасного поведенияпассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта (правила безопасногоповедения на вокзалах и в аэропортах, безопасное поведение в вагоне, на бортусамолёта, судна; знаки безопасности). Безопасность в Интернете (ориентированиев признаках мошеннических действий, защита персональной информации, правилакоммуникации в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемогодоступа в Интернет.
Универсальныеучебные действия.
Познавательныеуниверсальные учебные действия:
· проводить несложные наблюдения в природе (сезонные изменения,поведение животных) по предложенному и самостоятельно составленному плану; наоснове результатов совместных с одноклассниками наблюдений (в парах, группах)делать выводы;
· устанавливать зависимость между внешним видом, особенностямиповедения и условиями жизни животного;
· определять (в процессе рассматривания объектов и явлений)существенные признаки и отношения между объектами и явлениями;
· моделировать цепи питания в природном сообществе;
· различать понятия «век», «столетие», «историческое время»;соотносить историческое событие с датой (историческим периодом).
Работа с информацией:
· понимать, что работа с моделями Земли (глобус, карта) может датьполезную и интересную информацию о природе нашей планеты;
· находить на глобусе материки и океаны, воспроизводить их названия;находить на карте нашу страну, столицу, свой регион;
· читать несложные планы, соотносить условные обозначения сизображёнными объектами;
· находить по предложению учителя информацию в разных источниках —текстах, таблицах, схемах, в том числе в Интернете (в условиях контролируемоговхода);
· соблюдать правила безопасности при работе в информационнойсреде.
Коммуникативныеуниверсальные учебные действия:
· ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с ихкраткой характеристикой:
1. понятия и термины, связанные с социальным миром (безопасность,семейный бюджет, памятник культуры);
2. понятия и термины, связанные с миром природы (планета, материк,океан, модель Земли, царство природы, природное сообщество, цепь питания,Красная книга);
3. понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью(знаки дорожного движения, дорожные ловушки, опасные ситуации, предвидение).
· описывать (характеризовать) условия жизни на Земле;
· на основе сравнения объектов природы описывать схожие, различные,индивидуальные признаки;
· приводить примеры, кратко характеризовать представителей разныхцарств природы;
· называть признаки (характеризовать) животного (растения) какживого организма;
· описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашейстраны (в пределах изученного).
Регулятивныеуниверсальные учебные действия:
· планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать своидействия (при небольшой помощи учителя);
· устанавливать причину возникающей трудности или ошибки,корректировать свои действия.
Совместнаядеятельность:
· участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя(лидера), подчинённого;
· справедливо оценивать результаты деятельности участников,положительно реагировать на советы и замечания в свой адрес;
· выполнять правила совместной деятельности, признавать праводругого человека иметь собственное суждение, мнение;
· самостоятельно разрешать возникающие конфликты с учётом этикиобщения.
ПЛАНИРУЕМЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предметаОкружающий мир в 3 классе направлено на достижение обучающимисяличностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результатыизучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихсяруководствоваться традиционными российскими социокультурными идуховно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормамиповедения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельностиобучающихся, в части:
Гражданско-патриотическоговоспитания:
· становление ценностного отношения к своей Родине — России;понимание особой роли многонациональной России в современном мире;
· осознание своей этнокультурной и российской гражданскойидентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальнойобщности;
· сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны иродного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своейстраны, уважения к своему и другим народам;
· первоначальные представления о человеке как члене общества,осознание прав и ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственноговоспитания:
· проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, ихвзглядам, признанию их индивидуальности;
· принятие существующих в обществе нравственно-этических нормповедения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлениигуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;
· применение правил совместной деятельности, проявление способностидоговариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинениефизического и морального вреда другим людям.
Эстетическоговоспитания:
· понимание особой роли России в развитии общемировой художественнойкультуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса кразным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
· использование полученных знаний в продуктивной и преобразующейдеятельности, в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания,формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
· соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя идругих людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении вокружающей среде (в том числе информационной);
· приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания,бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
· осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека иобщества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда,навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различнымпрофессиям.
Экологическоговоспитания:
· осознание роли человека в природе и обществе, принятиеэкологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятиедействий, приносящих ей вред.
Ценности научногопознания:
· ориентация в деятельности на первоначальные представления онаучной картине мира;
· осознание ценности познания, проявление познавательного интереса,активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащениисвоих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальныеучебные действия:
1) Базовыелогические действия:
· понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной исоциальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться визменяющейся действительности;
· на основе наблюдений доступных объектов окружающего мираустанавливать связи и зависимости между объектами (часть — целое; причина -следствие; изменения во времени и в пространстве);
· сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания длясравнения, устанавливать аналогии;
· объединять части объекта (объекты) по определённомупризнаку;
· определять существенный признак для классификации,классифицировать предложенные объекты;
· находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах,данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
· выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачина основе предложенного алгоритма
2) Базовыеисследовательские действия:
· проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плануили выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес кэкспериментам, проводимым под руководством учителя;
· определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта(ситуации) на основе предложенных вопросов;
· формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы,прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия ваналогичных или сходных ситуациях;
· моделировать ситуации на основе изученного материала о связях вприроде (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также всоциуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и егорезультаты и др. );
· проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование поустановлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть —целое, причина — следствие);
· формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основерезультатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа синформацией:
· использовать различные источники для поиска информации, выбиратьисточник получения информации с учётом учебной задачи;
· согласно заданному алгоритму находить в предложенном источникеинформацию, представленную в явном виде;
· распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельноили на основе предложенного учителем способа её проверки;
· находить и использовать для решения учебных задач текстовую,графическую, аудиовизуальную информацию;
· читать и интерпретировать графически представленную информацию(схему, таблицу, иллюстрацию);
· соблюдать правила информационной безопасности в условияхконтролируемого доступа в Интернет (с помощью учителя);
· анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковуюинформацию в соответствии с учебной задачей;
· фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт,выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативныеуниверсальные учебные действия:
· в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения,оценивать выступления участников;
· признавать возможность существования разных точек зрения;корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательствасвоей правоты;
· соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлятьуважительное отношение к собеседнику;
· использовать смысловое чтение для определения темы, главной мыслитекста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
· создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,повествование);
· конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатовнаблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;
· находить ошибки и восстанавливать деформированный текст обизученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;
· готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией(текст, рисунки, фото, плакаты и др. ) к тексту выступления.
Регулятивныеуниверсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
· планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителядействия по решению учебной задачи;
· выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль:
· осуществлять контроль процесса и результата своейдеятельности;
· находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощьюучителя);
· предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматриватьспособы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных дляздоровья и жизни.
3) Самооценка:
· объективно оценивать результаты своей деятельности, соотноситьсвою оценку с оценкой учителя;
· оценивать целесообразность выбранных способов действия, принеобходимости корректировать их.
Совместнаядеятельность:
· понимать значение коллективной деятельности для успешного решенияучебной (практической) задачи; активно участвовать в формулированиикраткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основеизученного материала по окружающему миру);
· коллективно строить действия по достижению общей цели:распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместнойработы;
· проявлять готовность руководить, выполнять поручения,подчиняться;
· выполнять правила совместной деятельности: справедливораспределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разныхмнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать безучастия взрослого;
· ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 3 классе обучающийсянаучится:
· различать государственную символику Российской Федерации (гимн,герб, флаг); проявлять уважение к государственным символам России и своегорегиона;
· проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициямсвоего народа и других народов; соблюдать правила нравственного поведения всоциуме;
· приводить примеры памятников природы, культурных объектов идостопримечательностей родного края; столицы России, городов РФ с богатойисторией и культурой; российских центров декоративно-прикладного искусства;проявлять интерес и уважение к истории и культуре народов России;
· показывать на карте мира материки, изученные страны мира;
· различать расходы и доходы семейного бюджета;
· распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам ифотографиям, различать их в окружающем мире;
· проводить по предложенному плану или инструкции небольшие опыты сприродными объектами с использованием простейшего лабораторного оборудования иизмерительных приборов; соблюдать безопасность проведения опытов;
· группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводитьпростейшую классификацию;
· сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой инеживой природы;
· описывать на основе предложенного плана изученные объекты иявления природы, выделяя их существенные признаки и характерные свойства;
· использовать различные источники информации о природе и обществе для поиска и извлечения информации, ответов навопросы;
· использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека иприроды для объяснения простейших явлений и процессов в природе, организмечеловека;
· фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессеколлективной деятельности обобщать полученные результаты и делать выводы;
· создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказыванияо природе, человеке и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями(презентацией);
· соблюдать правила безопасного поведения пассажиражелезнодорожного, водного и авиатранспорта;
· соблюдать периодичность двигательной активности и профилактикизаболеваний;
· соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилогодома;
· соблюдать правила нравственного поведения на природе;
· безопасно использовать персональные данные в условияхконтролируемого доступа в Интернет; ориентироваться в возможных мошенническихдействиях при общении в мессенджерах.
К концу обученияв третьем классе обучающийся получат возможностьнаучится:
1) находить на карте города Золотого кольцаРоссии, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
2) осознавать необходимость бережного отношения кпамятникам истории и культуры;
3) находить на карте страны — соседи России и ихстолицы;
4) определять и кратко характеризовать месточеловека в окружающем мире;
5) осознавать и раскрывать ценность природы длялюдей, необходимость ответственного отношения к природе;
6) различать внешность человека и его внутренниймир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
7) различать тела, вещества, частицы, описыватьизученные вещества
8) проводить наблюдения и ставить опыты,используя лабораторное оборудование;
9) исследовать с помощью опытов свойства воздуха,воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
10) классифицировать объекты живой природы,относя их к определённым царствам и другим изученным группам;
11) пользоваться атласом-определителем дляраспознавания природных объектов;
12) обнаруживать взаимосвязи в природе, междуприродой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать дляобъяснения необходимости бережного отношения к природе;
13) приводить примеры растений и животных изКрасной книги России;
14) использовать тексты и иллюстрации учебника,другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений,подготовки собственных сообщений о природе;
15) устанавливать связь между строением и работойразличных органов и систем органов человека;
16) использовать знания о строении ижизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своегоздоровья;
17) оказывать первую помощь при несложныхнесчастных случаях;
18) вырабатывать правильную осанку;
19) выполнять правила рационального питания,закаливания, предупреждения болезней;
20) понимать необходимость здорового образа жизнии соблюдать соответствующие правила;
21) правильно вести себя при пожаре, аварииводопровода, утечке газа;
22) соблюдать правила безопасности на улицах идорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
23) понимать, какие места вокруг нас могут бытьособенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
24) соблюдать правила безопасного поведения вприроде;
25) понимать, что такое экологическаябезопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневнойжизни;
26) раскрывать роль экономики в нашей жизни;
27) осознавать значение природных богатств вхозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения кприродным богатствам;
28) различать отрасли экономики, обнаруживатьвзаимосвязи между ними;
29) понимать роль денег в экономике, различатьденежные единицы некоторых стран;
30) объяснять, что такое государственный бюджет,осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;
31) понимать, как ведётся хозяйство семьи;
32) обнаруживать связи между экономикой иэкологией, строить простейшие экологические прогнозы;
33) рассказывать по карте о различных странах,дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст ииллюстрации учебника); • приводить примеры достопримечательностей разных стран,ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
34) использовать различные справочные издания,детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.
Этапы работы надпроектом
Тема |
Формы уроков |
Формируемые УУД |
Обсуждение тем исследования. Осуществление выбора темы каждым учеником. |
Урок-исследование, урок-лаборатория, урок — творческий отчёт, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок-рассказ об учёных. |
— умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; — умение ставить вопросы как компонент умения видеть проблему; — умение формулировать проблему; — умение выделять главное; — умение давать определение понятиям, владение терминами. — умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников группового проекта, способы взаимодействия; — умение планировать общие способы работы; |
Аргументирование актуальности темы. Формулировка проблемы, создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение противоречия. Постановка цели, задач исследования. |
||
Изучение различных источников с целью расширения осведомлённости по проблеме проектно-исследовательской работы. |
|
|
Выдвижение гипотезы, формулировка гипотезы и раскрытие замысла исследования |
-умение выдвигать гипотезы — это
формулирование возможного варианта решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования; -умение проводить анализ, синтез. Определять проблему как противоречие; |
|
Определение основных задач проектно-исследовательской работы и планирование их решения. Создание «карты» проектно-исследовательской работы. |
-умение самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; — умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им; |
|
Планирование и проведение эксперимента для проектно-исследовательской работы, обработка и анализ его результатов. |
Форма проведения урока — учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов. |
— умение работать с информацией: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета, структурировать информацию, выделять главное и второстепенное; — умение работать с текстом (ознакомительное, изучающее, поисковое чтение); — умение работать с метафорами; — умение давать определение понятиям; — умение делать выводы и умозаключения; — умение устанавливать причинно-следственные связи, родовидовых отношений, обобщать понятия; — умение осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; — умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; — умение объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; — умение создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; — умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; — умение анализировать полученные результаты иприменять их к новым ситуациям; |
Анализ и оценка обучающимися полученных результатов проектно-исследовательской работы.
Оформление, представление (защита) продукта проектных работ, результатов учебного исследования. |
Коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов работ.
Урок — защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей. |
— умение структурировать материал; умение выбрать оптимальную форму презентации образовательного продукта; умение использовать ИКТ для защиты полученного образовательного продукта; — умение выражать и доказывать свою позицию, объяснять, отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; — умение формулировать собственное мнение, аргументировать и координировать его с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; — умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; — владение устной и письменной речью, — умение строить монологическое контекстное высказывание; — использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей. — уметь ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства. Предполагать возможное практическое применение результатов учебного исследования и продукта учебного проекта. |
