X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Урок-повторение

«ДРЕВНИЙЕГИПЕТ»

5класс

Цель игры:

1) способствовать форми­рованию интереса кистории древнейших цивилизаций;

2) в игровой форме повто­рить, обобщить изакрепить знания уча­щихся по теме «Древний Египет»;

3) развивать умения работать в команде,обсуждать вопросы, выбирать правильные ответы.

Оформление.

Для интеллектуальной игры использованыкартины, изображаю­щие Древний Египет, самодельные декора­ции (бумажный макетпирамиды, сфинкс). На стенде занимательный материал — кроссворды, ребусы,рисунки, выставка ли­тературы.

План проведения:

1. Объявление правил игры (на предыдущемуроке)

2. Презентация команд.

3. Командные конкурсы.

4. Подведение итогов, награждение по­бедителей.

Класс делится на три ко­манды по рядам. Вжюри приглашаются классные руководители, организаторы внеклассной работы.

Игра начинается с представления жюри икоманд.

Команды представляют ДЕВИЗ, НАЗВАНИЕ,ЭМБЛЕМУ. Высший балл -5

Конкурсная программа

1.     Конкурс-разминка.

Командам предлагается по три вопроса.Время на обдумывание 10 сек. За каждый правильный ответ 1 балл.

1. Служители богов и хранители знаний вДревнем Египте (жрецы).

2. Растение, материал для письма в Египте(папирус).

3. Гробница фараона (пирамида).

4. Книга из папируса, свёрнутая в трубку.(Свиток.)

5. Жилище богов. (Храм.)

6. Древняя столица Египта. (Мемфис.)

7. Наука о планетах и звёздах, особо почи­таемаяв Древнем Египте. (Астрономия.)

8. Богиня неба. (Нут.)

9. Огромная каменная фигура, изобража­ющаяльва, с головой человека. (Сфинкс.)

10. Подвижная ударная сила египетскоговойска (воины на колесницах).

11. Драгоценный металл, ценившийся вЕгипте дороже золота (серебро).

12. Островок земли в пустыне (оазис).

2. Конкурс художников. Наэтот конкурс отводится 20 минут. Высшая оценка -5 баллов

 

По два участника от каждой командыприглашаются за отдельные столы. На сто­лах — бумага, карандаши, фломастеры,клей, цветная бумага, ножницы. У каждой страны в наше время есть герб, естьсвой герб и у городов. Герб может рассказать нам о прошлом страны или города, оприроде, о занятиях населения.

Задание: Подумайте,как мог бы выгля­деть герб Древнего Египта, если бы в те вре­мена уже былизвестен обычай составления гербов. Нарисуйте этот герб и поясните егозначение.

 

3. Конкурс «Исправь ошибки». Распечаткатекста дается каждой команде на 5 минут. За каждую найденную ошибку – 1 балл.

 

В Юго-Западной Африке простирают­сяогромные пустыни. По этой земле не­сёт свои воды одна из самых больших рек вмире — Нил. По берегам реки растут ко­косы, душистые акации, высокие сосны. Вводах Нила обитают пираньи и белые аку­лы. Впадая в Чёрное море, река разделяет­сяна несколько рукавов, образующих ог­ромный квадрат — дельту. Всесильным вла­дыкойЕгипта был король. Во время тор­жественных приёмов король восседал на троне,держа скипетр и державу. Удивительная страна Египет возникла в долине реки Нил.

 

4. Викторина. С чьим именем связаны иликому при­надлежали следующие предметы? Ответыдаются письменно, озвучиваются по очереди, после сдачи письменных ответов.

 

а) Тростинка для письма, свиток. (Писец.)

б) Жезл, плеть, корона. (Фараон.)

в) Серп, плуг. (Земледелец.)

г) Дротик, щит. (Воин.)

д) Храм, статуя, обряд. (Жрец.)

 

Кому принадлежат слова:

«Я не крал, я не лгал, я не завидовал»(согласно «Книге мертвых», усопшему пе­ред судом бога Осириса).

«Уши мальчика на спине его»(писцу-учителю).

 

 

 

5. Кроссворд (дается на 7 минуткаждой команде, 1 балл за каждый правильный ответ)

Если вы правильно решите кроссворд, то вобведённых рамкой клетках по гори­зонтали прочтёте имя французского учё­ного,разгадавшего в начале прошлого века тайну иероглифов. (Шампольон.)

По вертикали:

1. Особое приспособле­ние, при помощикоторого египтяне поли­вали высоко расположенные сады и огоро­ды.

2. Богиня правды.

3. Первая столица Египетского царства.

4. Грамотный египтя­нин, находящийся наслужбе у фараона или его вельможи.

5. Фараон, для которого была выстроенасамая большая гробница.

6. Час­тицы полусгнивших растений и горныхпород, остающиеся на берегах Нила после разлива.

7. Область в Северном Египте, по­хожая наогромный треугольник. 8. Камен­ные столбы, стоявшие перед входом в храм.

9. Бог мёртвых с головой шакала.

7.

2.

5.

6.

8.

9.

1.

3.

4.

 

Ответы: 1 — шадуф; 2 — Маат; 3 — Мем­фис;4 — писец; 5 — Хеопс; 6 — ил; 7 — дельта; 8 — колонны; 9 — Анубис.

6. Конкурс капитанов команд

«Историческая перестрелка».

3адание: назвать исторические термины,относящи­еся только к истории Древнего Египта.

Ка­питаны команд по очереди, без паузназывают, к примеру, тер­мины: фараон, саркофаг, пирамида; имена историческихдеятелей: Тутмос III, Тутанхамон, Хеопс, Нефертити; географические названия:оазис, дельта, ил, рельеф, Красное море и т.д.

Цель: установить, кто больше на­зовёт слов,относящихся только к истории Древнего Египта. (1 балл за каждый правильныйответ)

 

7. Конкурс-эпилог (домашнеезадание). «Хвалебные песни Нилу».

Дорогие друзья! Древние египтяне по­читалиреку Нил. Почва в долине Нила мяг­кая, жирная. Её легко обрабатывать дажепростой деревянной мотыгой. Благодаря высоким урожаям земля Египта могла про­кормитьмногочисленный народ. Египет называли даром Нила.

Задание:произнести в течение 1 мину­ты благодарственную речь Нилу. Высший балл 5

Подведение итогов игры.

Капитаны команд получают оценку – 5. Ониоценивают каждого участника своей команды.

Награждение команд.

Все участники команды, занявшей 1 место,освобождаются от проверочного тестирования по теме, получая дополнительнуюоценку – 5.

 

7

2

5

Е

А

Е

6

Л

8.К

9

1. Ш

А

3

4.П

О

Л

Ь

О

Н

А

Т

Е

И

П

Т

Л

У

Д

М

С

С

А

О

Б

У

Ф

Е

Н

И

Ф

И

Ц

Н

С

С

Ы

 

2 вариант

«Путешествие в Древний Египет» (сценарийКВН)

 

Подготовительный этап.

Костю­мы: фараон и знатные мужчины вдлинных туниках из простыни с поясом. У фараона — корона, трехцветный кнут,посох, ожерелье. У матери фараона -длинная туника с поясом, а на голове диаде­маиз золотой бумаги с изображением коб­ры. Возможны и другие украшения: кольца,браслеты, ожерелья. Костюмы бедняков-мужчин — набедренные повязки; у жен­щин -сарафаны (можно из простыни).

На сцене — трон фараона, пальма. На стенде- рисунки детей по теме КВН. Необходим экран для демонстрации кадров изкинофильма «Древний Египет».

В начале КВН под египетскую музыку идуткадры из фильма: пески, пустыни, пей­зажи Северной Африки; вдали пирамиды исфинксы, которые надвигаются на зрителя крупным планом. В это время фараон зани­маетместо на троне и читает стихи:

Луна и Нил, по берегу к пещерам

Идет, идет египетский народ,

На берегу, в песке сухом и сером,

Ряды гробниц — ивсе цари, цари…

Как тихо здесь…

За это время успевают выйти на сцену 2команды по 5 человек из У-У1 классов. Дети рассаживаются на стулья по обестороны от фараона. У детей — столы с бумагой, фломас­терами, простыми иклейкими карандашами.

Затем перед фараоном разыгрываетсяшуточная сценка. Вельможи доносят фара­ону, что не все так тихо и мирно в егоцар­стве. Два войска, по их словам, затеяли междоусобицу, и царство можетпогибнуть. Фа­раон приказывает позвать свою мать. Она говорит, что уже всеслышала, и успокаива­ет сына словами: «Не волнуйся, сынок, я им сейчас такоесражение устрою, мало не по­кажется, читай указ!» Фараон зачитывает указ, вкотором призывает воинов про­явить знания по истории Древнего Египта, выдумку иартистизм в конкурсах и обеща­ет по-царски вознаградить.

Ход игры

Конкурс 1.Приветствие команд (гото­вится заранее). В него входят: название, де­виз,эмблема команды. Жюри оценивает не только оригинальность исполнения, но и со­ответствиетеме игры. Максимальный ре­зультат — 2 балла.

Конкурс 2. Состязаниеархеологов. Каж­дая команда получает конверт с разрезан­ными на кусочкиизображениями фарао­нов. Их нужно как можно быстрее и качест­веннее собрать иприклеить на белый лист, чтобы получилось целое изображение. Тот, кто справитсяпервым, должен объяснить, какие символы власти в руках у фараона и что ониозначают (кнут и посох). Макси­мальный результат — 2 балла.

Конкурс 3. Стихотворенияо Египте. За­ранее подготовившиеся чтецы наизусть чи­тают стихотворения. Нижепредставлены возможные варианты.

 

Вот каким ты увидишь Египет,

В час божественный трижды, когда

Солнцем день человеческий выпит

И, колдунья, дымится вода.

То вода ли шумит безмятежно

Между мельничных тяжких колес,

Или Апис мычит белоснежный,

Окровавленный цепью из роз.

Это взор благосклонной Исиды

Иль мерцанье встающей луны?

Но опомнись! Встают пирамиды

Пред тобою, черны и страшны!

На седые от мха их уступы

Ночевать прилетают орлы,

А в глубинах покоятся трупы,

Не знакомые с тленьем средь мглы.

 

Второе стихотворение:

Как картинка из книжки старинной,

Услаждавшей мои вечера,

Изумрудные эти равнины •^

И раскидистых пальм веера.

А ведь знает и коршун бессонный,

Вся страна — это только река,

Окаймленная рамкой зеленой,

И другой, золотой из песка…

И каналы, каналы, каналы,

Что несутся вдоль глиняных стен,

А вот видишь! Встают пирамиды,

Пред тобою, черны и страшны.

Сфинкс улегся на страже святыни

И с улыбкой глядит с высоты,

Ожидая гостей из пустыни,

О которой не ведаешь ты!

Оценивается мастерство исполнения.Максимальный результат — 1 балл.

Конкурс 4. Разминка.Дети задают зара­нее подготовленные вопросы крестьянину, солдату, фараону,вельможе, жрице. Оце­ниваются оригинальность вопросов и их соответствие темеигры. Максимальный ре­зультат — 2 балла.

Конкурс 5. Письмаегиптян. Каждая ко­манда должна иероглифами написать по­слание другой команде,а та должна про­честь его (предварительно ребята должны

потренироваться в написании иерогли­фов).Оцениваются как собственное посла­ние, так и понимание письма другой коман­ды.Максимальный результат — 2 балла.

Конкурс 6. Конкурскапитанов. Капитан каждой команды, подготовившись заранее, должен рассказатьлюбимый египетский миф и дать его возможное объяснение. Максимальный результат- 1 балл.

Конкурс 7. Конкурсчастушек или шу­точных песенок. Готовится заранее: дети са­ми сочиняют песенкии исполняют их с му­зыкальным сопровождением. Мы исполня­ли их под восточныемотивы. Оцениваются мастерство сочинителей и исполнителей, соответствие темеигры. Максимальный ре­зультат — 2 балла.

Конкурс 8. Конкурсрекламных плакатов. Готовится заранее. Дети разворачивают при­несенные с собойрекламные плакаты, рас­сказывающие о достопримечательностях Египта.Представитель каждой команды не только демонстрирует плакат, но и короткорассказывает о том, что на нем изображено. Оцениваются как сам плакат, так ирассказ. Максимальный результат — 2 балла.

Конкурс 9. Демонстрациямод Древнего Египта. Каждая команда демонстрирует свои костюмы, сделанные кигре, и коммен­тирует костюмы соперников. Оцениваются и костюмы, и комментарии.Максимальный результат — 2 балла.

Затем жюри подсчитывает баллы (мак­симальныйрезультат по игре в целом — 16 баллов) и объявляет команду-победитель­ницу илучшего игрока. Под восточную му­зыку вручаются призы, а фараон зачитыва­етуказ, в котором благодарит всех за прояв­ленные знания, творчество, смекалку.

3 вариант

 

I. Организационныймомент

Сообщение детям условий игры.

 

II. Проведениеигры «Историческая эстафета»

1-й этап. «Знаешьли ты где находится…»

* Египет

* Нил

* Первая столица Древнего Египта

* Дельта

* Территории, куда совершали свои походыфараоны Египта

Все указанное нужно отметить на контурнойкарте.

2-й этап.«Расскажи о жизни…»

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы 1 ряда

Расскажи о том, как жили в Древнем Египтеремесленники и зем­ледельцы.

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы 2 ряда

Расскажи о том, как жили в Древнем Египтевельможи.

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы 3 ряда

Расскажи о том, как жили в Древнем Египтефараоны.

3-й этап.Реши задачу.

В одном из папирусов есть такие задачи:

1. В семи домах было по семь кошек, каждаякошка съела семь мышек, каждая мышка съела семь колосков, из каждого колоскамогло получиться семь мер зерна. Надо сосчитать, сколько получится, если всесложить вместе.

2. Фигура — прямоугольный треугольник.Высота 10, основание 4. Уз­най его площадь.

— О развитии каких научных знанийсвидетельствуют эти задачи? Можно ли по этим задачам судить об уровне развитияобразования в Египте?

4-й этап. Разгадайчайнворд:

1. Материал для письма.

2. Вырезанная из камня фигура льва сголовой человека.

3. Злой бог суховей.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

4. Один из египетских фараонов.

5. Мастер, который вырезает из дерева,высекает из мрамора художественные изоб­ражения.

6. Подневольный человек.

7. Сплав меди и олова.

8. Ученый, ко­торый изучает звездное небо.

9. Столица Египта.

10. Египетская гробница.

11. Греческий историк, которыйописал историю Египта.

12. Стенобит­ный снаряд.

13. Сборы в пользу государства.

 

 

 

 

Н

И

Ф

2.С

У

Р

И

П

А

1. П

К

А

Р

А

13.Н

А

Л

О

Г

И

3.С

12.Т

Е

О

4.Т

Д

О

Р

Е

11.Г

А

Ф

О

К

У

О

9.М

Е

М

Ф

И

10.С

А

Р

Т

Н

М

О

О

Р

Т

С

8.А

З

Н

О

Р

7.Б

5.С

К

У

Л

Ь

П

Т

О

6.Р

А

 

 

 

2

1

13

3

12

4

11

9

10

8

7

5

6

 

 

Ответы: 1.Папирус. 2. Сфинкс. 3. Сет. 4. Тутмос. 5. Скульптор. 6. Раб. 7. Бронза. 8.Астроном. 9. Мемфис. 10. Саркофаг. 11. Геродот. 12. Таран. 13. Налоги.

5-й этап.

а) Рабочая тетрадь. Выпуск 1. Задание 44,с. 38.

б) Ответь на вопросы:

— Какую пользу египтянам приносила кошка?

Ответ: Египтяне использовали ручных кошекпрежде всего при охоте на птиц в зарослях тростника. Кроме того, кошкауничтожает мышей и крыс — переносчиков многих болезней, например, чумы.Египтяне жили очень скученно, без «помощи» кошек у них часто вспыхивали быэпидемии. Можно сказать, что кошки «защищали» Древний Египет от эпидемий.

— Почемупервые фараоны не строили пирамид, потом их стали стро­ить, а еще позднее —вновь перестали?

Ответ: Первые фараоны были занятысозданием государства, подавлением мятежей. После укрепления царской властиначалось строительство пирамид, которые были храмами богов-фараонов иутверждали их власть в борьбе со жрецами. После экономического краха в концедревнего царства, строить пирамиды стали реже и размеры их уменьшились. Впериод Новогоцарства из-за многочисленных ограблений возведение пирамид вообщепрекратилось..

 

6-й этап. «Знаешьли ты термины и даты…» — Дай определение понятиям:

* Религия-…

* Налоги — …

* Культура -…

* Государство — …

— Когда объединились Северное и Южноецарства?

III. Подведение итогов урока

Та команда, которая в ходе игры далабольше правильных ответов — по­бедительница. Но оценки поставить лучшеперсонально каждому ребен­ку, который показал хорошие знания на своем этапе.

 

Чайнворд «В стране большого Хапи»

 

11А

С

Т

Р

О

Н

12М

К

Е

И

М

Т

Ф

Е

И

М

13С

Ф

И

Н

К

14С

Ф

У

И

Ы

Х

Р

Ф

О

10А

9.Р

В

В

У

И

Е

Т

16Ф

И

Л

Г

О

Р

Е

15Й

П

Ь

Л

У

6.С

О

Т

О

5.Л

К

Е

А

8.С

О

М

Т

У

7.Т

Н

А

3.Н

А

Д

С

М

О

Т

Р

Щ

И

4.К

О

А

Р

А

1.Ш

А

Д

У

2.Ф

 

 

Одним из семи чудес света считались вдревности египетские пирамиды. Начиная со «входа» в пирамиду (левая нижняяклетка), будем вписывать слова, значение которых дано ниже. Наше путе­шествиепо стране Большого Хапи, как называли Древний Египет соседние народы по рекеНилу (хапи у египтян означало «река»), закончится в столице Египта.

1. Приспособление, с помощью которогоегиптяне поднимали воду из каналов на поля, расположенные выше линии разливаНила.

2. Неограниченный властитель в Египте(царь).

3. Человек, пускавший в ход плеть и палку,заставляя крестьян и рабов без отдыха работать на строительстве пирамид, дамб ика­налов.

4. Чтобы отвести лишнюю воду с полей, апозже ею экономно воспользоваться, египтяне не только строили дамбы, но и рылимногочисленные…

5. Многолетнее водяное растение,считавшееся в Египте свя­щенным. Белые и голубые цветы его, раскрывающиеся кночи, приятно пахнут. Цветы, бутоны и листья этого растения служили мотивом дляразличных орнаментов в египетской архитектуре.

6. Злой бог пустыни, по представлениюдревних египтян, убив­ший доброго бога Осириса, помогавшего произрастатьпосевам.

357. Имя известного египетского фараона,ведшего длительную войну в Азии (ок. 1500 лет до н. э.).

8. Мастер, украшавший храмы и иные древниесооружения в Египте художественными изображениями из камня, металла и дру­гихматериалов.

9. Бог солнца, главный бог, считавшийся«царём богов» в Египте.

10. Искусство счёта, часть математики,известное египтянам и применявшееся ими при постройке пирамид и других сложныхтехнических сооружений.

11. Уважаемым человеком в Древнем Египтебыл тот, кто, ведя наблюдение за звёздами, их положением на небе в разное времягода, мог предсказать время разлива Нила.

12. Столица объединённого царства Египтаоколо 3000 лет до н. э.

13. Огромная статуя льва с головойчеловека, высеченная в ска­ле. «Отец ужаса» называли его египтяне, которымвнушал страх каменный великан.

14. Ветры, дующие из пустыни ежегодно до50 дней подряд, приносящие пыль, раскалённый песок, немыслимую жару, угро­жающуювсему живому.

15. Знак (рисунок), означающий слова,части слов, с его помо­щью можно было надолго сохранить в памяти и передатьдругому необходимые сведения.

16. Новая столица Египта (середина 2-готысячелетия до н. э.).

Ответы: 1.Шадуф. 2. Фараон. 3. Надсмотрщик. 4. Канал. 5. Лотос. 6. Сет. 7. Тутмос. 8.Скульптор. 9. Ра. 10. Арифметика. 11. Астроном. 12. Мемфис. 13. Сфинкс. 14.Суховеи. 15. Иероглиф. 16. Фивы.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет