X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Управлениеобразования Ирбитского муниципального образования

муниципальноеобщеобразовательное учреждение

«Пионерскаясредняя общеобразовательная школа»

 

 

Название секции: лингвистическая

 

Исследовательский проект:

 «Влияние социальных сетей на практическуюграмотность учащихся».

 

 

Автор проекта:

Терентьева КаринаВладимировна, обучающаяся 9б класса МОУ «Пионерская СОШ»

 

Руководитель работы:

Чапля Данил Юрьевич

Должность: учительрусского языка и литературы,

МОУ «Пионерская СОШ»

Контактный телефон:

8-950-632-24-90

e-mail: danilamaster1990@gmail.com

 

 

 

2022 год

Оглавление                                                                                        

Введение.                                                                                              3       

 

Глава 1. Общая характеристика Интернета как средства общения. 6

 

1.1.          Влияние интернет-общения на уровень культуры.                 6

 

1.2.          Общение в социальных сетях – часть образа жизни современного подростка                                                             7

1.3.          Специфика общения через Интернет. Интернет-сленг. Исследование  Интернет-источников.                                      8

1.4.          Особенности  Интернет-сленга.                                               10

Глава 2. Исследование языка социальных сетей.                             15

2.1. Проведение опроса.                                                                     15

2.2. Анализ проведенного опроса.                                                     19

Заключение                                                                                         24

Список используемых источников                                                    27

Список используемой литературы                                                    27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

На сегодняшний день Интернет – это источник  информации для всех современных интернет пользователей. Быстрота и доступность связи между пользователями позволили использовать Интернет   нетолько как инструмент познания, но и как средство для общения и  развлечения. Всовременном мире Интернет почти полностью заменил  нам почту, телефон и другиесредства общения.Многочисленные социальные сети, открытые форумы и личные страницы сталиосновными способами общения молодежи.  А виртуальнаякоммуникация, которая возникла благодаря быстрому развитию сети, породилаособый язык – язык виртуального общения.  Кто хоть раз«заходил» в Интернет, не мог не заметить, что там русский язык, порой, совсемне похож на литературный. Очень часто  встречаются непонятные слова, появляютсясмайлы, искажается орфография, пунктуация. Таким языком пользуются сотни тысячмолодых людей в России уже довольно давно (около 10 лет). За эти годывыработался особый язык — сленг, так называемый язык Интернет-общения, накотором пользователи общаются между собой. И он с каждым днём все активнеепроникает в нашу повседневную жизнь. Хорошо это или плохо? Соблюдаются ли приобщении в сети Интернет    правила русского языка или там используется«современный» русский язык, который можно услышать сегодня везде? Мнезахотелось найти ответы на эти вопросы. В результате появилась моя работа -исследование по теме: «Влияние языка социальных сетей на речевую культуру школьников»

Актуальность данногоисследования заключается в том, что орфографические ошибки, допускаемыеучащимися при виртуальном общении в социальных сетях, становятся привычными иявляются причиной снижения грамотности. Тексты пишутся «на бегу» и выглядятпримерно одинаково: без знаков препинания, часто без прописных букв, с многочисленнымисокращениями и опечатками. Такое свободное обращение с русским языкомнепростительно для развитого общества, а утрата чистоты языка станет для негобольшой потерей. Современный русский язык нуждается в защите, бережномотношении к нему.

Цель работы:исследовать влияние Интернет-общения на практическую грамотность учащихся моейшколы и определить, действительно ли употребление интернет-сленга ведёт кснижению устной и письменной языковой грамотности.

Задачи:

1.Посетить различные Интернет -сайты, на которых часто общаются ученики  школы.

2.Провести социологический опрос учащихся .

3.Рассмотреть часто употребляемыеучащимися сленговые выражения и сокращения слов;

4.Выявить особенности влияния языкаИнтернет-общения на грамотность учащихся, классифицировать типы ошибок.

 

Предмет исследования — словаи выражения, используемые  подростками для общения в социальных сетях, идопускаемые ими ошибки.

Объект исследования — материалыИнтернет — сайтов, речь моих одноклассников.

 

Новизна работы заключаетсяв том, что данное исследование является  своего рода призывом не только дляподростков, но и для их родителей с целью сохранения родного языка. Считаю, что  родной язык — это достояние страны,изучать его — очень интересно и познавательно, а сохранить его — наша главнаязадача. Хочется, чтобы люди задумались над тем,что нужно беречь наш язык и не поддаваться влиянию сленга при общении всоциальных сетях.

 

Методы исследования:

1.Теоретическийанализ литературы и Интернет – источников.

2.Практическийанализ информации в социальных сетях.

3.Социальный опрос,анкетирование.

4.Классификацияошибок.

5.Анализ причиндопущенных ошибок.

6.Сбор и анализинформации.

Гипотеза.  Ясчитаю, что сегодня проблема языковой грамотности и чистоты русского языкаявляется весьма актуальной, потому что в последнеевремя часто на уроках мои одноклассники, да и я сама, порой даже не замечаяэтого, употребляем сленговые выражения. Предполагаю, что употребление словИнтернет-сленга в речи подростков негативно сказывается награмотности учащихся и снижает культуру общения между подростками.

 

Практическая направленность.   Материалыможно использовать при проведении уроков и во внеурочной деятельности.

Глава 1.Общая характеристика Интернета как средства общения.       1.1.Влияние интернет-общенияна  уровень культуры.

       Наибольшее влияние на уровень культуры речиоказывают средства массовой информации (телевидение, радио, реклама, газеты). Нов последнее время основным источником информации и общения для большинствалюдей стал  интернет. Развитие мобильной техники (смартфоны, планшеты) привелок тому, что в интернете большинство учащихся проводит все больше и большевремени. А чтению книг, где содержатся эталоны культурной речи, времяпрактически не уделяют. Сейчас подростки читают намного меньше, чем раньше.Анкетирование показало, что в среднем в месяц ученик читает менее одной книги,и только те, которые есть в школьной программе. В то время как, за компьютероммои сверстники проводят гораздо больше времени — до 6 часов в день.

        Ярешила проследить, как средства массовой информации  влияют на культуру речи иуровень  грамотности населения.  Если раньше СМИ служили примером уровняречевой культуры, способствовали его повышению, то в настоящее время СМИ вбольшой степени способствуют его деградации: речь многих дикторовразвлекательных, а иногда и аналитических программ неправильно построена,загрязнена словами-паразитами, словом, налицо все признаки ухудшения уровняречевой культуры самих дикторов. А так как телевидение, радио и пресса — уженеотъемлемые спутники большинства людей, то и речь последних тоже сталаухудшаться. Слово, однажды сказанное в телеэфире устами корреспондента,начинает использоваться простыми гражданами, входить в язык. Именно усилиямиСМИ в первую очередь в наш язык вводятся неоправданные заимствования. Нателевизионных экранах в избытке всевозможных развлекательных программ, средикоторых встречаются передачи, исключительно негативно влияющие на речьаудитории. (Например, Кривое зеркало и подобные программы, героикоторых всячески коверкают речь). Мои наблюдения убедили меня в том, что длянаселения СМИ не является эталоном ни в плане грамотности, ни в плане уровнякультуры речи. [7/c.12]

1.2.Общение в социальных сетях – часть образа жизни современногоподростка

Проведённоеанкетирование, показало, что чаще всего школьники посещают социальную сетьВконтакте (89%), на втором месте – INSTAGRAM (70%), WhatsApp  (66%) Длярегистрации в социальных сетях не нужно ничего кроме номера мобильного телефонаили адреса электронной почты. Такой подход ведет к тому, что человек уже сдетства способен самостоятельно получить доступ практически к любой социальнойсети. Спрос на них растет с каждым днем, затягивая в свои объятия всё большелюдей самой разной возрастной категории. Посещаютсоциальные сети чаще для того, чтобы пообщаться с друзьями,  для прослушиваниямузыки и просмотра видео, для поиска новых друзей.

О количестве времени, котороеподросток проводит в Интернете можно сказать следующее: «до 3 часов в день» 82%опрошенных, 18%  проводят до 6 часов в сутки.

Большинство учащихся, которых мыопросили, считают для себя времяпровождение в социальных сетях полезным, лишьменее 20% процентов считают, что Интернет оказывает отрицательное влияние наних.

Самая главная проблема состоит в том, что многие подросткистановятся полностью зависимыми от социальной сети, они уже не могутпредставить свою жизнь без неё. Постоянно взаимодействуя друг с другомпосредством онлайн — переписки, они забывают про личное общение, у некоторыхпользователей это доходит до фанатизма, иногда абсолютно не осознавая этого. Современем у подростка может развиваться патологическая необходимость постоянногопребывания на сайте, от которой он уже не может избавиться самостоятельно.

Таким образом, общение в социальных сетях является не простовремяпровождением, но и становится образом жизни подростка. Из этого вытекаетмножество проблем, одна из которых, негативное влияние социальных сетей на речьи грамотность учащихся.

      1.3. Специфика общения черезИнтернет. Интернет-сленг. Исследование  Интернет-источников.

Я выделила  некоторую спецификуобщения через Интернет.

Во-первых,анонимность пользователя, дающую большую свободу в высказываниисобственного мнения, ибо риск разоблачения и отрицательной личностной оценкиокружающими минимален. “Вследствие этого в сети проявляется особенность,связанная со снижением психологического и социального риска в процессе общения- аффективная раскрепощённость, ненормативность лексики и некотораябезответственность участников общения”. [2/c.185]

Во-вторых, при визуальномобщении слово подается интонационно, передавая чувство и эмоции. При виртуальномобщении мимику, эмоции, интонации, жестикуляцию заменяют значки и смайлики.Смайлик – это пиктограмма, изображающая эмоцию. Некоторые смайлики в процессеобщения были преобразованы пользователями социальных интернет — сетей в разногорода «улыбочки» или сокращения. Такие, как двукратное и многократное повторениескобок «))))», двоеточие и скобка и прочие «:)», XD, ^_^ и другие.Фактически на сегодняшний день смайлики только информируют об эмоциональноокрашенном отношении автора к тексту, просто передавая направленность и степеньего эмоций (причем вид смайлика никакого значения не имеет). Как мы видим,эмоциональная палитра весьма бедна.

В-третьих, помимосмайликов для компенсации тембра и акцентирования частивысказывания в виртуальном общении используется так называемый капс(от английского CapsLock — блокировка верхнего регистра клавиатуры;написание фразы или части ее ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ), который повсеместно в Сетитрактуется как повышение голоса. “Недостаточность или невозможность передачи вИнтернете цвета, звука, движения заменяется вербальными и знаковыми аналогами -большим количеством восклицательных знаков, средствами из других речевых жанров”.[6/c.173]

В-четвертых,манера общения и грамотное письмо зависят от формы виртуального общения(форумы, гостевые книги, чаты, конференции, электронные почты, блоги, личныедневники). Каждая из этих форм имеет свои уникальные традиции общения ипредъявляет особые требования к языку, на котором происходит общение.Например, форумы — это место сетевогообщения группы авторов, где записи объединены общей темой. Реплики участниковфорума больше соответствуют манере письменной речи: высказывания логичноструктурированы, закончены и информативны. На форумах борются с неприятнымсленгом и нецензурной лексикой.

Текстыв гостевой книге максимально приближены кжанру письма — эпистолярному жанру, который успешно возрождается благодаряименно Интернету. Для чатов характернынеподготовленные, спонтанные высказывания с преобладанием разговорного жанра,на который, однако, накладывает отпечаток специфика обмена репликами вписьменной форме. [3/c. 64]

Телеконференции чащевсего посвящены какому-либо определенному предмету, и высказывания на них из-заограниченности во времени отличаются лаконичностью.

Напротяжении последних нескольких лет стали очень популярны блоги -сетевые дневники одного или нескольких авторов. В них царит полный беспорядок.Это исключительно молодежный способ общения и самовыражения. Часто пользователине утруждают себя развернутыми комментариями, предпочитая расхожие фразы изсетевого жаргона: Аффтаржжот!, Я плакалЪ,Пешиисчо. “При помощи такого откровенного коверкания языка(отклонение от норм русской словесности, активной словесности, активнойпунктуации, использовании заглавных букв внутри слов) молодые люди передаютсвои эмоции: иронию, сарказм, удивление, негодование”. [3/c.65]

В-пятых,добровольность контактов. Пользователь добровольно завязывает контакты илиуходит от них, а также может прервать их в любой момент

В-шестых,быстрота написания сообщений, их краткость и лаконичность.Объем одного сообщения не превышает 5-6 слов. Язык интернета- это, по сути, язык собственного русскоязычного молодежного сленга жаргонапрограммистов, что тоже, несомненно, оказывает влияние на письменное общениепользователей интернета.

Таким образом, можно сделать вывод,что Интернет-общение является самым популярным в мире. Такпостепенно начал вырабатываться симбиоз письменной и устной речи или, как егоеще по-другому называют, Интернет-сленг. [3/c. 66]

Сленг — набор особых слов или новыхзначений уже существующих слов, употребляемых в различных группах людей(профессиональных, общественных, возрастных и т.д.).

Интернет-сленг — сетевой жаргон,разновидность сленга, используемого как профессиональной группой специалистов,так и другими пользователями компьютеров и Интернета.

 

1.4. Особенности Интернет-сленга.

1.    Использование смайлов и графических знаков.

 Половинаопрошенных подростков используют смайлики постоянно, и только 28% — иногда, неиспользуют 11% (Приложение 4). Некоторые смайлики в процессе общения былипреобразованы пользователями социальных интернет сетей в разного рода«улыбочки» или сокращения. Такие как двукратное и многократное повторениескобок «))))», двоеточие и скобка и прочие «:)», XD, ^_^ и другие.

Впереписках по электронной почте или ICQ, когда обмен сообщениями занимаетсекунды, общение посредством письменной речи происходит так, как если бы мывидели собеседника. Общаясь в сети при помощи коротких фраз, емких и сжатыхвыражений, обозначая эмоции картинками-смайликами, подростки вырабатывают свойновый язык общения, построенный на графических символах и словах. Смайликиполучают все большее распространение, становясь практически общепринятыминтернет сленгом. Было бы странным думать, что выражать эмоции при помощизнаков стали только с появлением Интернета.

2.»Олбанский»язык

Вжизни мы используем два языка – сложный письменный и простой устный. Интернетпородил третий язык – промежуточный. Он соединил в себе точность первого икраткость второго.

Третийязык быстро набирает лексику. Слова типа «аська» или «мыло» давно пересталибыть неологизмами и вошли в разговорный язык. Сетевой жаргон уже практическипревратился в диалект, непонятный для непричастных. Ситуация стала меняться всамое последнее время, когда все больше и больше стал заявлять о своих правахтак называемый «олбанский» язык получивший огромное распространение.

Основой«олбанского» языка как раз и является возведение ошибок в правило, говоряиначе, своеобразный культ ошибки, которая превращается в единственнопризнаваемый принцип. К нему, в свою очередь, присоединяется несколькотехнических приемов, обеспечивающих в случае необходимости «перевод» с русскогоязыка на «олбанский». [1/ c.188]

Это,во-первых, правило: «пиши, как слышишь». Во-вторых, написание в конце слов техшумных звонких согласных, которые в произношении невозможны (классическиеобразцы — «превед» вместо «привет» или «красавчег» вместо «красавчик»), и,в-третьих, использование буквосочетания «сч» на месте буквы «щ». 

3.Как и в любомпрофессиональном “языке” в среде людей, так или иначе связанных с компьютерами,существуют и неофициальные обозначения тех или иных понятий, то, что можноназвать профессиональным “арго” (или жаргоном). Некоторые слова даннойлексической системы заимствованы из жаргонов других профессиональных групп:например, чайник (неопытный программист) и движок(алгоритм — ядро компьютерной программы) взяты из жаргона автомобилистов, гдеони обозначают соответственно неопытного водителя и автомобильный двигатель.«Тачкой» в городском фольклоре называется автомобиль, а в компьютерный жаргонэто слово перешло со значением компьютер.

Один из распространённых способов,присущий всем жаргонизмам, стоящим рядом сопределённой терминологией, — это трансформация какого-нибудьтермина, как правило, труднопроизносимого или большого по объёму.

Сюдаможно отнести:

Представленная информация была полезной?
ДА
59.41%
НЕТ
40.59%
Проголосовало: 1158

сокращения(компьютер — комп,винчестер — винт, клавиатура — клава);

4. В результате профессионализация основамислов выступают профессиональные термины английского происхождения,которые уже имеют эквивалент в русском языке:хард драйв, хард диск, хард, тяжелый драйв — harddrive (жёсткий дисквинчестерчайник — начинающийпользователь, движок — ядро, «двигатель» программы. Второезначение термина движок это ещё и семантически эквивалентно английскому аналогуengine — двигатель). Иногда и сам компьютер называют машиной, хотя термин«машина» по отношению к компьютеру пришел из речи советских программистов,расшифровывающих аббревиатуру ЭВМ (электронно-вычислительная машина). Слово«глюк» и словообразовательный ряд от него, широко употребляющиеся вкомпьютерном жаргоне, получают здесь значение «непредвиденных ошибок впрограмме или некорректной работы оборудования». Например: «У меня принтерглючит».

Ещёодин способ — метафоризация — широко используется почти вовсех жаргонных системах. С его помощью были организованы такие слова,как: блин, болванка, матрица —компакт-диск, селёдка — пластиковаяупаковка от записываемых дисков (обычно на 10-100 дисков), по аналогии ссоветской консервной банкой для сельди, крысаживотноепацюк (укр.)—манипулятор мышьреаниматор — специалистили набор специальных программ по «вызову из комы» компьютера, программноеобеспечение которого серьёзно повреждено и который не в состоянии нормальнофункционировать. Также существуют глагольные метафоры: тормозить — крайнемедленная работа программы или компьютера, сносить, убивать — удалятьинформацию с диска, резать — записывать информацию на оптический диск (вэтом случае резак — записывающее устройство). Есть ряд синонимов, связанных спроцессом нарушения нормальной работой компьютера, когда он не реагирует ни накакие команды, кроме кнопки reset (афоризм на семь бед одинreset). В таком случае о компьютере говорят, что он повис, завис, встал, упал.Слово «упал» также относят к ОС (Операционной системе)или другому важному ПО (Программному обеспечению),в случае сбоя нормальной работы программы, вследствие чего необходимо еёпереустанавливать, либо в случае нарушения работы канала связи. Хотя слово«зависание» (произошло зависание, в случае зависания) сейчас уже можноисключить из жаргонизмов — оно официально употребляется как термин. Это неединственный пример наличия синонимов в лексике жаргона.

Способ метонимии (оборотречи, замена одного слова другим, смежным по значению) встречается вобразовании жаргонизмов у слова «железо» — в значении«компьютер, физические составляющие компьютера», «кнопки» — в значении«клавиатура». Но есть примеры фразеологизмов, мотивация смысла в которыхпонятна чаще посвященному: «синий экран смерти» (BlueScreenofDeath, текстсообщения о критической ошибке Windows на синем фоне), «комбинация из трех пальцев»(Ctrl-alt-delete — вызов диспетчера задач, в старых системах, доWindows 98, — перезагрузкасистемы), «топтать батоны» (работать на клавиатуре, button — кнопки).

Вкомпьютерном сленге присутствуют слова, не имеющие семантической мотивировки.Они находятся в отношении частичной омонимии с некоторымиобщенародными словами: лазарь —лазерный принтерVAXPentiumQuake.[8/ c.493]

            5. Многие слова компьютерного жаргона образуются по словообразовательныммоделям, принятым в русском языке. Например, суффиксальным способом. Весьмараспространённым является суффикс -к-:

игровой жаргон —леталка, стрелялка, ходилка, бродилка;

Утилиты — смотрелка,сжималка, чистилка, рисовалка.

Впоследствиислова могут вытесняться терминами. Напр., для игрового жаргона: симулятор,квест, 3D action (экшен).

Всловах «сидюк», «резак» (компакт-диск или устройство чтения компакт дисков изаписи информации), «писюк» (от PC — персональный компьютер) встречаетсясуффикс -юк-, -ак-, характерный для просторечия.

Ссуффиксом -ов: (игровые) мочилово, стрелялово, ходилово.

Ссуффиксом -яш, -к: полезняшки (утилиты).

Молодежный сленг — одна из самыхоткрытых и подвижных систем в современном русском языке: он постояннопополняется не только за счет семантических переосмыслений исконно русских слови иноязычных заимствований, но и за счет смелого и активного процессасловообразования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.Исследование языка социальных сетей.

2.1. Проведение опроса.

Для того, чтобы проанализироватьвлияние Интернет-общения на грамотность подростков, я исследовала сайтыИнтернета www.vkontakte.ru,и мобильные приложения Instagramи WhatsApp, наиболее часто посещаемые моими одноклассниками. Чтобы узнатьотношение к Интернет-сленгу подростков   провеласобственный опрос пользователей. В качестве респондентов выступили 20 учеников9 класса.

Во время переписки в Интернете из-забездумного написания или спешки, подчинения модным тенденциям, а также в целяхэкономии времени допускает серьёзные ошибки в правописании. Более47% не соблюдают пунктуационных и грамматических норм.И самое страшное, что многие, когда пишут, руководствуются принципом Пишу,как хочу! Такая вседозволенность ведёт к тотальной безграмотностинаселения. И это явление не может не вызывать тревогу у людей образованных.А  из-за того, что Интернет отнимает существенное количество времени и не даетего на чтение литературы, то и при живом общении  нарушается огромный ряддругих норм, стилистических, орфоэпических. Общение приобретает прерывистый,изменчивый и свободный характер, который создает барьеры между людьми. Словарусского языка часто употребляют неправильно, нарушая его общепринятые нормы.Люди пишут текст на скорую руку, делая его трудным для понимания: без знаковпрепинания, с грубыми ошибками и непонятными сокращениями. [7/ c. 192]

Ошибки можноклассифицировать по двум группам:

1.Неграмотностьобыкновенная. Некоторые люди не выучили в школе правила орфографии ипопросту не знают, как пишется то или иное слово. Они употребляют трудные дляних слова так, как считают нужным, но зачастую их мнение о правильном написаниине совпадает с истиной. И теперь эти люди допускают те же самые ошибки нетолько в школьных тетрадях, но и во время переписки.

2.Неграмотностьспециальная. Неграмотность в этом случае возведена вранг достоинства. Слова печатаются так, как они слышатся и произносятся(«деффачка»),звонкие согласные меняются на глухие, А на О, и наоборот, (например, «красафчег»,«превед»). Такое написание слов называется «олбанским языком»

Грамматические ошибкипреобладают среди остальных. Они связаны с неудачным упрощением и сокращениемслов в более сжатую форму. Я выделила три причины этого: удобство написания,стремление ускорить процесс написания и банальная лень. Несомненно, что всеспособы сокращения слов противоречат нормам русского языка, но большинствопользователей сети просто об этом не задумываются.

Пунктуационные ошибки. Они связаны с неправильным употреблением знаков препинания иливовсе их отсутствием. В некоторых случаях, я заметила, что знаки препинаниязаменяются смайлами. Причины этого просты: стремление написать сообщениепоскорее, невнимательность и незнание правил русского языка.

Речевые ошибки.  Такие ошибки обусловлены намеренным искажением некоторых слов.Причины: удобство написания и стремление ускорить процесс.

Аффтар – автор

Матан (матеша) — математика

Компуктер – компьютер

Инет – интернет

 

Сокращение слов. Из-запостоянно убыстряющегося темпа общения в Интернете появляется необходимостьпередать максимальное количество информации в единицу времени, реализующуюсяпосредством принципа экономии языковых усилий, что более явно выражается виспользовании большого количества аббревиатур, сокращений и звукоподражательныхслов: «норм» – нормально, «оч» – очень, «чз» – через, «м-ду» – между, «инфа» –информация, «бро» – брат, «кэп» – капитан, «ахахах» — очень смешно и др.

Влияниеанглийского языка. Написание «прифки» (привет) встречается в разныхвариантах: «приФФки», «приФки», «приFFки»—и отражает на примитивном уровнеподражание английскому языку. С этой точки зрения интересно объяснение «ку» какприветствия. «Ку» — «Re», набранное в русском режиме клавиатуры, — от«Response» ответ (англ.). При ответе на электронное письмо в качестве темыподставляется «Re: тема прошлого письма». Если не использовать эту подстановку,можно написать это выражение вручную. Можно забыть переключить раскладку (илиспециально не переключать), и получится «Ку». Также может означать «Respect» —уважение (англ.)

Суффиксация. В речипользователей сети заметно стремление к выбору словообразовательных суффиксов,более типичных для просторечия: «спасибо»—«спасиб-он», «сибо»—«сиб-уль»,«день»—«ден-яг-а». Широко используются уменьшительно-ласкательные суффиксы:«спасибки», «сибульки», «сибки», «сипки», «спасибульки», «пусичка», «лапочка»,«няшистики»;

Словотворчество. Возникновениенекоторых слов (например, «пасибки» — «спасибо») нельзя объяснить никакимизаконами языкового словотворчества, это стремление выделиться,соригинальничать.

Замена букв Буква«б» меняется на букву «п» Спасип

Сокращения(привет-прив)

Написание слов попроизношению (нормально — нармас)

Использованиесмайлов вместо знаков препинания (прив!=)

Написание имёнсобственных с маленькой буквы (маха мы с тобой)

Неверное написание–Тся и -ться в глаголах (Хочеться есть)

Опечатки (Полько(только); учудщает(ухудшает);  

Отношение Интернет-пользователей к проблеме грамотностиразличное. Многих людей сегодня уже всерьез волнует проблема грамотностипользователей Интернета. Например, на одном форуме появился такой вопрос: Ваше мнение по этому поводу: снижают ли грамотность форумы, чаты,и прочее?

На негооткликнулись многие пользователи. Большинство из них считает, что интернет -общение, действительно, ведёт к снижению языковой грамотности. Например, однаиз них ответила:Однозначно да. При общении в форуме, аське и т.д. используются различныесловечки, жаргонизмы, некоторые слова умышленно коверкаются. К этому делубыстренько привыкаешь, а потом уже не замечаешь, как и в повседневной жизнииспользуешь эти словечки…Дажечитая это сообщение, видишь в нём ошибки.

     Но некоторыепользователи не согласны с тем, что общение в Интернете влияет на снижениеграмотности:Почему же снижение? Если у меня уже сформироваласьграмотность, то неужели какой-то форум может её испортить? Другое дело, чторади экономии времени я часто набираю быстро и не проверяю, что пишу. Поэтому вэтом смысле, может быть грамотность или скорее даже просто правильное написаниеслов иногда и страдает.

На другом сайтебыл задан вопрос: Сейчас в блогах, форумах постоянно видишь слова,написанные с ошибками. Причем многие из них сделаны явно специально. Как вы кэтому относитесь? 30 % посетителей ответили, что им все равно, кто какпишет: Пешукаг хачу!!!!, но 70 % говорят, что неграмотная речь иолбанский язык выводят их из себя: Поддержим русский язык, чтобы к этим ошибкам никто не привык.

Хочу напомнить о том, чтосуществует специальный Справочно-информационный портал ГРАМОТА. РУ — русскийязык для всех. На нем предусмотрена программа проверки правильности написанияслов. Также на этом портале можно задать специалистам вопросы о происхождениитого или иного слова и ознакомиться с правилами пунктуации нашего родногоязыка.

 

 

2.2. Анализпроведенного опроса.

1.На вопрос Общаешься ли ты в Интернете? количествоответивших да составляет 96%, ответивших нет — 4% Такимобразом, практически все ученики используют интернет для общения в различныхформах.

2.Проанализировав ответы на вопрос Какие формы общения тыпредпочитаешь?, я пришла к выводу, что подросткиобщаются в Сети, используя разные формы виртуального общения. Чаще всего выбирают общение при помощи электронной почты и в Контакте, то есть некоторыевыбирают более индивидуальное, неоткрытое общение, а некоторые, наоборот,предпочитают быстрое краткое и открытое для всех общение.

3.Ванкете был задан вопрос: При общении в Контакте (VK) использование какой речи вамнравится больше?

 

По мнению опрашиваемых, 52% исполь-зуют при общении сленг,  так как общение с использованием сленговых фраз и выраже-ний раскрепощает людей, делает его более доступным и свободным. 36% учащихся ответили, что им больше нравится сочета-ние сленга с обычной речью, объясняя это тем, что частое использование сленговых фраз делает общение неприятным. И 12% опрошенных используют обычную речь

 

4.Вопрос Используешь ли ты при общении  в Интернете  сленг?

Проанализировав ответы учеников на вопрос,я сделала вывод о том, что сленг ребята используют в своей речи довольно часто(80% опрошенных)62% учащихся ответили, что используют в своей речи сленг часто, а 38% ответили, что используют иногда

 

 

5.Изответов на вопрос Почему ты используешь сленг? я поняла,что, к сожалению, сленг стал популярным современным способом общения междулюдьми (и не только в виртуальном мире) потому лишь, что это модно.Сленговые выражения переходят от одного человека к другому не только из уст вуста, но и при переписке.

6.Проанализировав ответ на вопрос «Используете ли вы при общении в Интернете сленг,смайлики, всевозможные сокращения, аббревиатуры, графические сокращения, заменуслов», я увидела, что их используют 93% опрошенных учащихся.Причемупотребляют его постоянно, так как такая речь им нравится.Самая малая часть(12%) вообще не используют сленг при общении вКонтакте, так как их раздражаеттакое общение.22% не могут отказаться от ихиспользования при общении в социальных сетях, что говорит о небольшом объёмесловарного запаса.

 

7.Ответы на вопросПрименяешь ли ты орфографическиеправила, когда общаешься в Интернете? неоднозначны.

Радует то, что54% выбрали вариант «да», причем «часто» 38% учащихся. Многие из опрошенных ответили иногда. Таким образом, можно сделать вывод о том, что современные подростки выражают свои мысли быстро и эмоционально, не обращая внимания на грамотность.Можно сделать вывод о том, что современные подростки при

Интернет — общении все же обращают внимание на грамотность

 

8.Вотпримеры вариантов ответов на вопрос Напиши, какие слова ты чаще всего изменяешь при общении в Интернете и   почему?

сёня,седня — сегодня

плз- пожалуйста

щас- сейчас прива! =),

хай,при, прив, привки — привет

чё?- что делаешь, что говоришь

ок- хорошо

норм- нормально

здаров,даров, дарофф — здравствуй

ахах– смех

 чмоки-чмоки– целую

чилить-отдыхать,ничего не делать

лойк-лайк,употреляется в значении «оценить»

сорян-прости, извини

пасибки,спс, пасиб — спасибо супер — здорово

дз,домаха — домашнее задание плз — пожалуйста

комп- компьютер контр, конроха — контрольная работа

родаки,предки — родители уры — уроки

Средипричин использования замены, искажения слов опрашиваемые отмечали следующие:так короче, так прикольно, быстрее печатать

9.На  вопрос Используете ли вы в устной речи сленг, заимствованныйиз Интернета? нетоднозначного ответа.

44% респондентовответили, что используют в своей устной речи сленговые выражения, 36%  указали, что не употребляют сленг, так как привыкли к обычной речи, и он их раздражает.20% опрошенных используют сленг иногда.

Такимобразом, результаты ответа на этот вопрос являются подтверждением того, чтостиль Интернет-общения медленно, но верно проникает в нашу жизнь. Интернет -сленг активно приживается в речи подростков.

 

10.Ответ на вопрос «Как ты думаешь, влияет ли изменение написания слов  вИнтернете на твою грамотность? » подтвердил мою гипотезу.

Большее количество опрошенных  (55%)ответили на вопрос утвердительно.

Многиеучащиеся, ответивших на этот вопрос отрицательно, написалив анкетах, что сленг не употребляют, применяют при написании текстов общенияправила орфографии и пунктуации, слова если и сокращают, то по правилам,соблюдая нормы русского языка. И хотя слова не коверкают, но смайлики приписьме применяют. (Когда пишу, применяю правила.Если будешь писатьнеправильно, то привыкнешь, и станешь так писать всегда; Я изменяюслова, употребляю сленг, но я читаю книги, и моя грамотность не ухудшается)

Ученики, ответившие на этот вопрос утвердительно,, объяснилисвой ответ так:

Нет.Потому что как писал, так и пишу с ошибками; Привыкаю писатьнеправильно, потом так и пишу в записках, тетрадях; Влияет, потомучто мы в Интернете общаемся много  поэтому привыкаем писать с ошибками, пишемтак в повседневной жизни.

11. На  «Чемвы займётесь в свободное время — чтением книги или общением в Контакте?»большинствоучастников опроса ответили, что они будут общаться в Контакте, нежели читатькнигу.

 Раньше,когда не было Интернета и спутникового телевидения, люди читали книги. Соответственно,у них развивалась зрительная память, и они писали грамотно. Сейчас средиподростков, не читающих произведения классической литературы, говорящих несленге, наблюдается всеобщая безграмотность. Интернет-общение способствуетразвитию безграмотности у молодого поколения.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Анализируявлияние сленга на лексику современного  подростка, я выделила какположительные, так и отрицательные аспекты.

Положительные стороны интернет-общения.

1. Подросткамнравится использовать Интернет-сленг. Их радует, когда им пишут на таком жесленге. Это их раскрепощает, они могут свободно общаться на любые темы. Такимобразом, ребята перестают ощущать одиночество и не остаются со своимипроблемами один на один. В наше время это очень важно.

2. Сленгпозволяет общаться быстро, что весьма удобно в наше время. Обычно в чатах и вVK переписка ведется сразу с несколькими людьми, и поэтому здесь скоростьнаписания тоже важна.

3. Такой языкделает общение простым, доступным и веселым.

Отрицательные стороны интернет-общения.

1. Общение винтернете, которое не заставляет задумываться над тем, как ты пишешь, почемутак говоришь, оказывает на речь современного подростка отрицательное влияние,так как ребята привыкают к неправильной речи и начинают использовать сленговыевыражения не только тогда, когда работают за компьютером, но и в повседневнойжизни: оформляя записи в учебных тетрадях, общаясь между собой, разговаривая сучителями и родителями.

2. В речиподростков появляется много иностранных слов, употребляющихся без перевода.

3. Интернет-общениесодержит много нецензурных фраз, приводящих к засорению языка.

В ходе исследовательскойработы я выяснила, что что уровень грамотности икультуры речи неизбежно падает.  Социальные сети  отрицательно влияют наречь учащихся.

На примере учащихсяшколы я увидела, что

· учащиеся не следят за правильностью написания слов вчатах,

· используют различного рода сокращения и жаргон

· пишут слова так, как слышат

· спокойно общаются с теми, от кого приходят безграмотныесообщения

· не видят в нарушении норм культуры речи ничего страшного

То есть, отмечается падение культурного уровня и снижениенормы культуры с литературного и неполного литературного стиля до фамильярного.

Моя гипотеза о том, что неправильноенаписание слов при общении в Интернете, отсутствие знаков препинания впредложениях, негативно сказывается на грамотности учащихся и снижает культуруобщения   между подростками, была верна.

Я считаю, чтобезграмотность в современном информационном обществе не должна быть нормой.Когда подросток говорит и пишет правильно, это характеризует его как умного,развитого, интеллигентного современного человека.

     И ещё однонаблюдение. Становясь старше, ребята стараются общаться правильным языком,избегать сплошного употребления сленга. «Хочется пообщаться с умным грамотнымчеловеком», — говорят они.    И хотя в устной речи звучат словечки изсленгового Интернет-общения, в письменной речи у учеников старших классов ихстановится меньше.

Наша  грамотность и культура речи зависит от нас самих, мыдолжны сами захотеть быть образованными, грамотными, культурными, желающимиприкоснуться к прекрасному. Ведь наш язык это полностью нам позволяет, мало гдев мире мы найдем такой богатый, великий и могучий язык, на котором мы можемпередать словами весь спектр чувств.

 

В целях решения  проблемы яподготовила  некоторые рекомендации для пользователей социальных сетей. Надеюсь,что когда-нибудь это останется в далеком прошлом, а пока необходимо следоватьэтим рекомендациям для того, чтобы ускорить этот неизбежный процесс.

1.    При общении с собеседникомсоблюдайте правила русского языка, таким образом, вы покажете свою грамотностьи уважение к нему.

2.    Старайтесь полно выражать своюмысль, доносить ее и не подвергать ошибкам.

3.    Попытайтесь ограничить своевремяпрепровождение в социальных сетях, ведь нет ничего лучше живого общения.

4.    Задумайтесь, как полезнее выбы могли потратить свое свободное время, отказавшись от социальных сетей.

5.    Ограничьте употребление всвоей речи слов Интернет-сленга.

6.    Постоянно пополняйте свойсловарный запас, ведь русский язык могуч, велик и необычайно богат.

7.    Ищите правильную заменужаргонным словам.

8.    Не оставляйте эту проблему,незамеченной другими.

9.     Проведите эксперимент,проведя один день без использования Интернет-сленга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список источников

1.    Интернет-сайт https://vk.com/

2.    Интернет-сайт https://web.whatsapp.com/

3.    Мобильное приложение https://www.instagram.com/

 

Список литературы

1.     Алиев В. К. и др., Интернет — проще простого! / В. К. Алиев, Д.Винницкий. – М., 2012. — 188 с.

2.     Белинская Е. П., Психология Интернет-коммуникации. — Москва;Воронеж: МПСУ МОДЭК, 2013. — 185 с.

3.     Виноградова Т.Ю. Специфика общения в интернете (Русская исопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект.)- Казань, 2004.-С. 63-67.

4.     Егошина Н.Б., Сленг в СМИ: лексикографический аспект: автореф.дис. на с. уч. ст. канд. филол. н. — Ярославль, 2013. — 24 с.

5.     Кузьмина Т. Р., Очерки межкультурной коммуникации. -СанктПетербург: СПбГЭУ, 2013. — 186 с.

6.     Соловьев Д. С. и др., Интернет-магазин без правил / Д. Соловьев,А. Писарев. — Санкт-Петербург: Питер, 2014. — 173 с.

7.     Трофимова Г. Н., Язык и стиль СМИ. — М.: Российский университетдружбы народов, 2014. — 192 с.

8.     Черниховская Н.О., Современные английские слова и выражения +сленг. – М.: Эксмо, 2013. – 493 с.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.41%
НЕТ
40.59%
Проголосовало: 1158

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет