Управлениеобразования Ирбитского муниципального образования
муниципальноеобщеобразовательное учреждение
«Пионерскаясредняя общеобразовательная школа»
Название секции: лингвистическая
Исследовательский проект:
«Влияние социальных сетей на практическуюграмотность учащихся».
Автор проекта:
Терентьева КаринаВладимировна, обучающаяся 9б класса МОУ «Пионерская СОШ»
Руководитель работы:
Чапля Данил Юрьевич
Должность: учительрусского языка и литературы,
МОУ «Пионерская СОШ»
Контактный телефон:
8-950-632-24-90
e-mail: danilamaster1990@gmail.com
2022 год
Оглавление
Введение. 3 |
|
Глава 1. Общая характеристика Интернета как средства общения. 6 |
|
1.1. Влияние интернет-общения на уровень культуры. 6 |
|
1.2. Общение в социальных сетях – часть образа жизни современного подростка 7 1.3. Специфика общения через Интернет. Интернет-сленг. Исследование Интернет-источников. 8 1.4. Особенности Интернет-сленга. 10 Глава 2. Исследование языка социальных сетей. 15 2.1. Проведение опроса. 15 2.2. Анализ проведенного опроса. 19Заключение 24 Список используемых источников 27 Список используемой литературы 27 |
|
Введение
На сегодняшний день Интернет – это источник информации для всех современных интернет пользователей. Быстрота и доступность связи между пользователями позволили использовать Интернет нетолько как инструмент познания, но и как средство для общения и развлечения. Всовременном мире Интернет почти полностью заменил нам почту, телефон и другиесредства общения.Многочисленные социальные сети, открытые форумы и личные страницы сталиосновными способами общения молодежи. А виртуальнаякоммуникация, которая возникла благодаря быстрому развитию сети, породилаособый язык – язык виртуального общения. Кто хоть раз«заходил» в Интернет, не мог не заметить, что там русский язык, порой, совсемне похож на литературный. Очень часто встречаются непонятные слова, появляютсясмайлы, искажается орфография, пунктуация. Таким языком пользуются сотни тысячмолодых людей в России уже довольно давно (около 10 лет). За эти годывыработался особый язык — сленг, так называемый язык Интернет-общения, накотором пользователи общаются между собой. И он с каждым днём все активнеепроникает в нашу повседневную жизнь. Хорошо это или плохо? Соблюдаются ли приобщении в сети Интернет правила русского языка или там используется«современный» русский язык, который можно услышать сегодня везде? Мнезахотелось найти ответы на эти вопросы. В результате появилась моя работа -исследование по теме: «Влияние языка социальных сетей на речевую культуру школьников»
Актуальность данногоисследования заключается в том, что орфографические ошибки, допускаемыеучащимися при виртуальном общении в социальных сетях, становятся привычными иявляются причиной снижения грамотности. Тексты пишутся «на бегу» и выглядятпримерно одинаково: без знаков препинания, часто без прописных букв, с многочисленнымисокращениями и опечатками. Такое свободное обращение с русским языкомнепростительно для развитого общества, а утрата чистоты языка станет для негобольшой потерей. Современный русский язык нуждается в защите, бережномотношении к нему.
Цель работы:исследовать влияние Интернет-общения на практическую грамотность учащихся моейшколы и определить, действительно ли употребление интернет-сленга ведёт кснижению устной и письменной языковой грамотности.
Задачи:
1.Посетить различные Интернет -сайты, на которых часто общаются ученики школы.
2.Провести социологический опрос учащихся .
3.Рассмотреть часто употребляемыеучащимися сленговые выражения и сокращения слов;
4.Выявить особенности влияния языкаИнтернет-общения на грамотность учащихся, классифицировать типы ошибок.
Предмет исследования — словаи выражения, используемые подростками для общения в социальных сетях, идопускаемые ими ошибки.
Объект исследования — материалыИнтернет — сайтов, речь моих одноклассников.
Новизна работы заключаетсяв том, что данное исследование является своего рода призывом не только дляподростков, но и для их родителей с целью сохранения родного языка. Считаю, что родной язык — это достояние страны,изучать его — очень интересно и познавательно, а сохранить его — наша главнаязадача. Хочется, чтобы люди задумались над тем,что нужно беречь наш язык и не поддаваться влиянию сленга при общении всоциальных сетях.
Методы исследования:
1.Теоретическийанализ литературы и Интернет – источников.
2.Практическийанализ информации в социальных сетях.
3.Социальный опрос,анкетирование.
4.Классификацияошибок.
5.Анализ причиндопущенных ошибок.
6.Сбор и анализинформации.
Гипотеза. Ясчитаю, что сегодня проблема языковой грамотности и чистоты русского языкаявляется весьма актуальной, потому что в последнеевремя часто на уроках мои одноклассники, да и я сама, порой даже не замечаяэтого, употребляем сленговые выражения. Предполагаю, что употребление словИнтернет-сленга в речи подростков негативно сказывается награмотности учащихся и снижает культуру общения между подростками.
Практическая направленность. Материалыможно использовать при проведении уроков и во внеурочной деятельности.
Глава 1.Общая характеристика Интернета как средства общения. 1.1.Влияние интернет-общенияна уровень культуры.
Наибольшее влияние на уровень культуры речиоказывают средства массовой информации (телевидение, радио, реклама, газеты). Нов последнее время основным источником информации и общения для большинствалюдей стал интернет. Развитие мобильной техники (смартфоны, планшеты) привелок тому, что в интернете большинство учащихся проводит все больше и большевремени. А чтению книг, где содержатся эталоны культурной речи, времяпрактически не уделяют. Сейчас подростки читают намного меньше, чем раньше.Анкетирование показало, что в среднем в месяц ученик читает менее одной книги,и только те, которые есть в школьной программе. В то время как, за компьютероммои сверстники проводят гораздо больше времени — до 6 часов в день.
Ярешила проследить, как средства массовой информации влияют на культуру речи иуровень грамотности населения. Если раньше СМИ служили примером уровняречевой культуры, способствовали его повышению, то в настоящее время СМИ вбольшой степени способствуют его деградации: речь многих дикторовразвлекательных, а иногда и аналитических программ неправильно построена,загрязнена словами-паразитами, словом, налицо все признаки ухудшения уровняречевой культуры самих дикторов. А так как телевидение, радио и пресса — уженеотъемлемые спутники большинства людей, то и речь последних тоже сталаухудшаться. Слово, однажды сказанное в телеэфире устами корреспондента,начинает использоваться простыми гражданами, входить в язык. Именно усилиямиСМИ в первую очередь в наш язык вводятся неоправданные заимствования. Нателевизионных экранах в избытке всевозможных развлекательных программ, средикоторых встречаются передачи, исключительно негативно влияющие на речьаудитории. (Например, Кривое зеркало и подобные программы, героикоторых всячески коверкают речь). Мои наблюдения убедили меня в том, что длянаселения СМИ не является эталоном ни в плане грамотности, ни в плане уровнякультуры речи. [7/c.12]
1.2.Общение в социальных сетях – часть образа жизни современногоподростка
Проведённоеанкетирование, показало, что чаще всего школьники посещают социальную сетьВконтакте (89%), на втором месте – INSTAGRAM (70%), WhatsApp (66%) Длярегистрации в социальных сетях не нужно ничего кроме номера мобильного телефонаили адреса электронной почты. Такой подход ведет к тому, что человек уже сдетства способен самостоятельно получить доступ практически к любой социальнойсети. Спрос на них растет с каждым днем, затягивая в свои объятия всё большелюдей самой разной возрастной категории. Посещаютсоциальные сети чаще для того, чтобы пообщаться с друзьями, для прослушиваниямузыки и просмотра видео, для поиска новых друзей.
О количестве времени, котороеподросток проводит в Интернете можно сказать следующее: «до 3 часов в день» 82%опрошенных, 18% проводят до 6 часов в сутки.
Большинство учащихся, которых мыопросили, считают для себя времяпровождение в социальных сетях полезным, лишьменее 20% процентов считают, что Интернет оказывает отрицательное влияние наних.
Самая главная проблема состоит в том, что многие подросткистановятся полностью зависимыми от социальной сети, они уже не могутпредставить свою жизнь без неё. Постоянно взаимодействуя друг с другомпосредством онлайн — переписки, они забывают про личное общение, у некоторыхпользователей это доходит до фанатизма, иногда абсолютно не осознавая этого. Современем у подростка может развиваться патологическая необходимость постоянногопребывания на сайте, от которой он уже не может избавиться самостоятельно.
Таким образом, общение в социальных сетях является не простовремяпровождением, но и становится образом жизни подростка. Из этого вытекаетмножество проблем, одна из которых, негативное влияние социальных сетей на речьи грамотность учащихся.
1.3. Специфика общения черезИнтернет. Интернет-сленг. Исследование Интернет-источников.
Я выделила некоторую спецификуобщения через Интернет.
Во-первых,анонимность пользователя, дающую большую свободу в высказываниисобственного мнения, ибо риск разоблачения и отрицательной личностной оценкиокружающими минимален. “Вследствие этого в сети проявляется особенность,связанная со снижением психологического и социального риска в процессе общения- аффективная раскрепощённость, ненормативность лексики и некотораябезответственность участников общения”. [2/c.185]
Во-вторых, при визуальномобщении слово подается интонационно, передавая чувство и эмоции. При виртуальномобщении мимику, эмоции, интонации, жестикуляцию заменяют значки и смайлики.Смайлик – это пиктограмма, изображающая эмоцию. Некоторые смайлики в процессеобщения были преобразованы пользователями социальных интернет — сетей в разногорода «улыбочки» или сокращения. Такие, как двукратное и многократное повторениескобок «))))», двоеточие и скобка и прочие «:)», XD, ^_^ и другие.Фактически на сегодняшний день смайлики только информируют об эмоциональноокрашенном отношении автора к тексту, просто передавая направленность и степеньего эмоций (причем вид смайлика никакого значения не имеет). Как мы видим,эмоциональная палитра весьма бедна.
В-третьих, помимосмайликов для компенсации тембра и акцентирования частивысказывания в виртуальном общении используется так называемый капс(от английского CapsLock — блокировка верхнего регистра клавиатуры;написание фразы или части ее ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ), который повсеместно в Сетитрактуется как повышение голоса. “Недостаточность или невозможность передачи вИнтернете цвета, звука, движения заменяется вербальными и знаковыми аналогами -большим количеством восклицательных знаков, средствами из других речевых жанров”.[6/c.173]
В-четвертых,манера общения и грамотное письмо зависят от формы виртуального общения(форумы, гостевые книги, чаты, конференции, электронные почты, блоги, личныедневники). Каждая из этих форм имеет свои уникальные традиции общения ипредъявляет особые требования к языку, на котором происходит общение.Например, форумы — это место сетевогообщения группы авторов, где записи объединены общей темой. Реплики участниковфорума больше соответствуют манере письменной речи: высказывания логичноструктурированы, закончены и информативны. На форумах борются с неприятнымсленгом и нецензурной лексикой.
Текстыв гостевой книге максимально приближены кжанру письма — эпистолярному жанру, который успешно возрождается благодаряименно Интернету. Для чатов характернынеподготовленные, спонтанные высказывания с преобладанием разговорного жанра,на который, однако, накладывает отпечаток специфика обмена репликами вписьменной форме. [3/c. 64]
Телеконференции чащевсего посвящены какому-либо определенному предмету, и высказывания на них из-заограниченности во времени отличаются лаконичностью.
Напротяжении последних нескольких лет стали очень популярны блоги -сетевые дневники одного или нескольких авторов. В них царит полный беспорядок.Это исключительно молодежный способ общения и самовыражения. Часто пользователине утруждают себя развернутыми комментариями, предпочитая расхожие фразы изсетевого жаргона: Аффтаржжот!, Я плакалЪ,Пешиисчо. “При помощи такого откровенного коверкания языка(отклонение от норм русской словесности, активной словесности, активнойпунктуации, использовании заглавных букв внутри слов) молодые люди передаютсвои эмоции: иронию, сарказм, удивление, негодование”. [3/c.65]
В-пятых,добровольность контактов. Пользователь добровольно завязывает контакты илиуходит от них, а также может прервать их в любой момент
В-шестых,быстрота написания сообщений, их краткость и лаконичность.Объем одного сообщения не превышает 5-6 слов. Язык интернета- это, по сути, язык собственного русскоязычного молодежного сленга жаргонапрограммистов, что тоже, несомненно, оказывает влияние на письменное общениепользователей интернета.
Таким образом, можно сделать вывод,что Интернет-общение является самым популярным в мире. Такпостепенно начал вырабатываться симбиоз письменной и устной речи или, как егоеще по-другому называют, Интернет-сленг. [3/c. 66]
Сленг — набор особых слов или новыхзначений уже существующих слов, употребляемых в различных группах людей(профессиональных, общественных, возрастных и т.д.).
Интернет-сленг — сетевой жаргон,разновидность сленга, используемого как профессиональной группой специалистов,так и другими пользователями компьютеров и Интернета.
1.4. Особенности Интернет-сленга.
1. Использование смайлов и графических знаков.
Половинаопрошенных подростков используют смайлики постоянно, и только 28% — иногда, неиспользуют 11% (Приложение 4). Некоторые смайлики в процессе общения былипреобразованы пользователями социальных интернет сетей в разного рода«улыбочки» или сокращения. Такие как двукратное и многократное повторениескобок «))))», двоеточие и скобка и прочие «:)», XD, ^_^ и другие.
Впереписках по электронной почте или ICQ, когда обмен сообщениями занимаетсекунды, общение посредством письменной речи происходит так, как если бы мывидели собеседника. Общаясь в сети при помощи коротких фраз, емких и сжатыхвыражений, обозначая эмоции картинками-смайликами, подростки вырабатывают свойновый язык общения, построенный на графических символах и словах. Смайликиполучают все большее распространение, становясь практически общепринятыминтернет сленгом. Было бы странным думать, что выражать эмоции при помощизнаков стали только с появлением Интернета.
2.»Олбанский»язык
Вжизни мы используем два языка – сложный письменный и простой устный. Интернетпородил третий язык – промежуточный. Он соединил в себе точность первого икраткость второго.
Третийязык быстро набирает лексику. Слова типа «аська» или «мыло» давно пересталибыть неологизмами и вошли в разговорный язык. Сетевой жаргон уже практическипревратился в диалект, непонятный для непричастных. Ситуация стала меняться всамое последнее время, когда все больше и больше стал заявлять о своих правахтак называемый «олбанский» язык получивший огромное распространение.
Основой«олбанского» языка как раз и является возведение ошибок в правило, говоряиначе, своеобразный культ ошибки, которая превращается в единственнопризнаваемый принцип. К нему, в свою очередь, присоединяется несколькотехнических приемов, обеспечивающих в случае необходимости «перевод» с русскогоязыка на «олбанский». [1/ c.188]
Это,во-первых, правило: «пиши, как слышишь». Во-вторых, написание в конце слов техшумных звонких согласных, которые в произношении невозможны (классическиеобразцы — «превед» вместо «привет» или «красавчег» вместо «красавчик»), и,в-третьих, использование буквосочетания «сч» на месте буквы «щ».
3.Как и в любомпрофессиональном “языке” в среде людей, так или иначе связанных с компьютерами,существуют и неофициальные обозначения тех или иных понятий, то, что можноназвать профессиональным “арго” (или жаргоном). Некоторые слова даннойлексической системы заимствованы из жаргонов других профессиональных групп:например, чайник (неопытный программист) и движок(алгоритм — ядро компьютерной программы) взяты из жаргона автомобилистов, гдеони обозначают соответственно неопытного водителя и автомобильный двигатель.«Тачкой» в городском фольклоре называется автомобиль, а в компьютерный жаргонэто слово перешло со значением компьютер.
Один из распространённых способов,присущий всем жаргонизмам, стоящим рядом сопределённой терминологией, — это трансформация какого-нибудьтермина, как правило, труднопроизносимого или большого по объёму.
Сюдаможно отнести:
сокращения(компьютер — комп,винчестер — винт, клавиатура — клава);
4. В результате профессионализация основамислов выступают профессиональные термины английского происхождения,которые уже имеют эквивалент в русском языке:хард драйв, хард диск, хард, тяжелый драйв — harddrive (жёсткий диск, винчестерчайник — начинающийпользователь, движок — ядро, «двигатель» программы. Второезначение термина движок это ещё и семантически эквивалентно английскому аналогуengine — двигатель). Иногда и сам компьютер называют машиной, хотя термин«машина» по отношению к компьютеру пришел из речи советских программистов,расшифровывающих аббревиатуру ЭВМ (электронно-вычислительная машина). Слово«глюк» и словообразовательный ряд от него, широко употребляющиеся вкомпьютерном жаргоне, получают здесь значение «непредвиденных ошибок впрограмме или некорректной работы оборудования». Например: «У меня принтерглючит».
Ещёодин способ — метафоризация — широко используется почти вовсех жаргонных системах. С его помощью были организованы такие слова,как: блин, болванка, матрица —компакт-диск, селёдка — пластиковаяупаковка от записываемых дисков (обычно на 10-100 дисков), по аналогии ссоветской консервной банкой для сельди, крыса, животное, пацюк (укр.)—манипулятор мышь, реаниматор — специалистили набор специальных программ по «вызову из комы» компьютера, программноеобеспечение которого серьёзно повреждено и который не в состоянии нормальнофункционировать. Также существуют глагольные метафоры: тормозить — крайнемедленная работа программы или компьютера, сносить, убивать — удалятьинформацию с диска, резать — записывать информацию на оптический диск (вэтом случае резак — записывающее устройство). Есть ряд синонимов, связанных спроцессом нарушения нормальной работой компьютера, когда он не реагирует ни накакие команды, кроме кнопки reset (афоризм на семь бед одинreset). В таком случае о компьютере говорят, что он повис, завис, встал, упал.Слово «упал» также относят к ОС (Операционной системе)или другому важному ПО (Программному обеспечению),в случае сбоя нормальной работы программы, вследствие чего необходимо еёпереустанавливать, либо в случае нарушения работы канала связи. Хотя слово«зависание» (произошло зависание, в случае зависания) сейчас уже можноисключить из жаргонизмов — оно официально употребляется как термин. Это неединственный пример наличия синонимов в лексике жаргона.
Способ метонимии (оборотречи, замена одного слова другим, смежным по значению) встречается вобразовании жаргонизмов у слова «железо» — в значении«компьютер, физические составляющие компьютера», «кнопки» — в значении«клавиатура». Но есть примеры фразеологизмов, мотивация смысла в которыхпонятна чаще посвященному: «синий экран смерти» (BlueScreenofDeath, текстсообщения о критической ошибке Windows на синем фоне), «комбинация из трех пальцев»(Ctrl-alt-delete — вызов диспетчера задач, в старых системах, доWindows 98, — перезагрузкасистемы), «топтать батоны» (работать на клавиатуре, button — кнопки).
Вкомпьютерном сленге присутствуют слова, не имеющие семантической мотивировки.Они находятся в отношении частичной омонимии с некоторымиобщенародными словами: лазарь —лазерный принтерVAXPentiumQuake.[8/ c.493]
5. Многие слова компьютерного жаргона образуются по словообразовательныммоделям, принятым в русском языке. Например, суффиксальным способом. Весьмараспространённым является суффикс -к-:
игровой жаргон —леталка, стрелялка, ходилка, бродилка;
Утилиты — смотрелка,сжималка, чистилка, рисовалка.
Впоследствиислова могут вытесняться терминами. Напр., для игрового жаргона: симулятор,квест, 3D action (экшен).
Всловах «сидюк», «резак» (компакт-диск или устройство чтения компакт дисков изаписи информации), «писюк» (от PC — персональный компьютер) встречаетсясуффикс -юк-, -ак-, характерный для просторечия.
Ссуффиксом -ов: (игровые) мочилово, стрелялово, ходилово.
Ссуффиксом -яш, -к: полезняшки (утилиты).
Молодежный сленг — одна из самыхоткрытых и подвижных систем в современном русском языке: он постояннопополняется не только за счет семантических переосмыслений исконно русских слови иноязычных заимствований, но и за счет смелого и активного процессасловообразования.
Глава 2.Исследование языка социальных сетей.
2.1. Проведение опроса.
Для того, чтобы проанализироватьвлияние Интернет-общения на грамотность подростков, я исследовала сайтыИнтернета www.vkontakte.ru,и мобильные приложения Instagramи WhatsApp, наиболее часто посещаемые моими одноклассниками. Чтобы узнатьотношение к Интернет-сленгу подростков провеласобственный опрос пользователей. В качестве респондентов выступили 20 учеников9 класса.
Во время переписки в Интернете из-забездумного написания или спешки, подчинения модным тенденциям, а также в целяхэкономии времени допускает серьёзные ошибки в правописании. Более47% не соблюдают пунктуационных и грамматических норм.И самое страшное, что многие, когда пишут, руководствуются принципом Пишу,как хочу! Такая вседозволенность ведёт к тотальной безграмотностинаселения. И это явление не может не вызывать тревогу у людей образованных.А из-за того, что Интернет отнимает существенное количество времени и не даетего на чтение литературы, то и при живом общении нарушается огромный ряддругих норм, стилистических, орфоэпических. Общение приобретает прерывистый,изменчивый и свободный характер, который создает барьеры между людьми. Словарусского языка часто употребляют неправильно, нарушая его общепринятые нормы.Люди пишут текст на скорую руку, делая его трудным для понимания: без знаковпрепинания, с грубыми ошибками и непонятными сокращениями. [7/ c. 192]
Ошибки можноклассифицировать по двум группам:
1.Неграмотностьобыкновенная. Некоторые люди не выучили в школе правила орфографии ипопросту не знают, как пишется то или иное слово. Они употребляют трудные дляних слова так, как считают нужным, но зачастую их мнение о правильном написаниине совпадает с истиной. И теперь эти люди допускают те же самые ошибки нетолько в школьных тетрадях, но и во время переписки.
2.Неграмотностьспециальная. Неграмотность в этом случае возведена вранг достоинства. Слова печатаются так, как они слышатся и произносятся(«деффачка»),звонкие согласные меняются на глухие, А на О, и наоборот, (например, «красафчег»,«превед»). Такое написание слов называется «олбанским языком»
Грамматические ошибкипреобладают среди остальных. Они связаны с неудачным упрощением и сокращениемслов в более сжатую форму. Я выделила три причины этого: удобство написания,стремление ускорить процесс написания и банальная лень. Несомненно, что всеспособы сокращения слов противоречат нормам русского языка, но большинствопользователей сети просто об этом не задумываются.
Пунктуационные ошибки. Они связаны с неправильным употреблением знаков препинания иливовсе их отсутствием. В некоторых случаях, я заметила, что знаки препинаниязаменяются смайлами. Причины этого просты: стремление написать сообщениепоскорее, невнимательность и незнание правил русского языка.
Речевые ошибки. Такие ошибки обусловлены намеренным искажением некоторых слов.Причины: удобство написания и стремление ускорить процесс.
Аффтар – автор Матан (матеша) — математика |
Компуктер – компьютер Инет – интернет |
Сокращение слов. Из-запостоянно убыстряющегося темпа общения в Интернете появляется необходимостьпередать максимальное количество информации в единицу времени, реализующуюсяпосредством принципа экономии языковых усилий, что более явно выражается виспользовании большого количества аббревиатур, сокращений и звукоподражательныхслов: «норм» – нормально, «оч» – очень, «чз» – через, «м-ду» – между, «инфа» –информация, «бро» – брат, «кэп» – капитан, «ахахах» — очень смешно и др.
Влияниеанглийского языка. Написание «прифки» (привет) встречается в разныхвариантах: «приФФки», «приФки», «приFFки»—и отражает на примитивном уровнеподражание английскому языку. С этой точки зрения интересно объяснение «ку» какприветствия. «Ку» — «Re», набранное в русском режиме клавиатуры, — от«Response» ответ (англ.). При ответе на электронное письмо в качестве темыподставляется «Re: тема прошлого письма». Если не использовать эту подстановку,можно написать это выражение вручную. Можно забыть переключить раскладку (илиспециально не переключать), и получится «Ку». Также может означать «Respect» —уважение (англ.)
Суффиксация. В речипользователей сети заметно стремление к выбору словообразовательных суффиксов,более типичных для просторечия: «спасибо»—«спасиб-он», «сибо»—«сиб-уль»,«день»—«ден-яг-а». Широко используются уменьшительно-ласкательные суффиксы:«спасибки», «сибульки», «сибки», «сипки», «спасибульки», «пусичка», «лапочка»,«няшистики»;
Словотворчество. Возникновениенекоторых слов (например, «пасибки» — «спасибо») нельзя объяснить никакимизаконами языкового словотворчества, это стремление выделиться,соригинальничать.
Замена букв Буква«б» меняется на букву «п» Спасип
Сокращения(привет-прив)
Написание слов попроизношению (нормально — нармас)
Использованиесмайлов вместо знаков препинания (прив!=)
Написание имёнсобственных с маленькой буквы (маха мы с тобой)
Неверное написание–Тся и -ться в глаголах (Хочеться есть)
Опечатки (Полько(только); учудщает(ухудшает);
Отношение Интернет-пользователей к проблеме грамотностиразличное. Многих людей сегодня уже всерьез волнует проблема грамотностипользователей Интернета. Например, на одном форуме появился такой вопрос: Ваше мнение по этому поводу: снижают ли грамотность форумы, чаты,и прочее?
На негооткликнулись многие пользователи. Большинство из них считает, что интернет -общение, действительно, ведёт к снижению языковой грамотности. Например, однаиз них ответила:Однозначно да. При общении в форуме, аське и т.д. используются различныесловечки, жаргонизмы, некоторые слова умышленно коверкаются. К этому делубыстренько привыкаешь, а потом уже не замечаешь, как и в повседневной жизнииспользуешь эти словечки…Дажечитая это сообщение, видишь в нём ошибки.
Но некоторыепользователи не согласны с тем, что общение в Интернете влияет на снижениеграмотности:Почему же снижение? Если у меня уже сформироваласьграмотность, то неужели какой-то форум может её испортить? Другое дело, чторади экономии времени я часто набираю быстро и не проверяю, что пишу. Поэтому вэтом смысле, может быть грамотность или скорее даже просто правильное написаниеслов иногда и страдает.
На другом сайтебыл задан вопрос: Сейчас в блогах, форумах постоянно видишь слова,написанные с ошибками. Причем многие из них сделаны явно специально. Как вы кэтому относитесь? 30 % посетителей ответили, что им все равно, кто какпишет: Пешукаг хачу!!!!, но 70 % говорят, что неграмотная речь иолбанский язык выводят их из себя: Поддержим русский язык, чтобы к этим ошибкам никто не привык.
Хочу напомнить о том, чтосуществует специальный Справочно-информационный портал ГРАМОТА. РУ — русскийязык для всех. На нем предусмотрена программа проверки правильности написанияслов. Также на этом портале можно задать специалистам вопросы о происхождениитого или иного слова и ознакомиться с правилами пунктуации нашего родногоязыка.
2.2. Анализпроведенного опроса.
1.На вопрос Общаешься ли ты в Интернете? количествоответивших да составляет 96%, ответивших нет — 4% Такимобразом, практически все ученики используют интернет для общения в различныхформах.
2.Проанализировав ответы на вопрос Какие формы общения тыпредпочитаешь?, я пришла к выводу, что подросткиобщаются в Сети, используя разные формы виртуального общения. Чаще всего выбирают общение при помощи электронной почты и в Контакте, то есть некоторыевыбирают более индивидуальное, неоткрытое общение, а некоторые, наоборот,предпочитают быстрое краткое и открытое для всех общение.
3.Ванкете был задан вопрос: При общении в Контакте (VK) использование какой речи вамнравится больше?
|
По мнению опрашиваемых, 52% исполь-зуют при общении сленг, так как общение с использованием сленговых фраз и выраже-ний раскрепощает людей, делает его более доступным и свободным. 36% учащихся ответили, что им больше нравится сочета-ние сленга с обычной речью, объясняя это тем, что частое использование сленговых фраз делает общение неприятным. И 12% опрошенных используют обычную речь |
4.Вопрос Используешь ли ты при общении в Интернете сленг?
|
Проанализировав ответы учеников на вопрос,я сделала вывод о том, что сленг ребята используют в своей речи довольно часто(80% опрошенных)62% учащихся ответили, что используют в своей речи сленг часто, а 38% ответили, что используют иногда |
5.Изответов на вопрос Почему ты используешь сленг? я поняла,что, к сожалению, сленг стал популярным современным способом общения междулюдьми (и не только в виртуальном мире) потому лишь, что это модно.Сленговые выражения переходят от одного человека к другому не только из уст вуста, но и при переписке.
6.Проанализировав ответ на вопрос «Используете ли вы при общении в Интернете сленг,смайлики, всевозможные сокращения, аббревиатуры, графические сокращения, заменуслов», я увидела, что их используют 93% опрошенных учащихся.Причемупотребляют его постоянно, так как такая речь им нравится.Самая малая часть(12%) вообще не используют сленг при общении вКонтакте, так как их раздражаеттакое общение.22% не могут отказаться от ихиспользования при общении в социальных сетях, что говорит о небольшом объёмесловарного запаса.
7.Ответы на вопросПрименяешь ли ты орфографическиеправила, когда общаешься в Интернете? неоднозначны.
|
Радует то, что54% выбрали вариант «да», причем «часто» 38% учащихся. Многие из опрошенных ответили иногда. Таким образом, можно сделать вывод о том, что современные подростки выражают свои мысли быстро и эмоционально, не обращая внимания на грамотность.Можно сделать вывод о том, что современные подростки при Интернет — общении все же обращают внимание на грамотность |
8.Вотпримеры вариантов ответов на вопрос Напиши, какие слова ты чаще всего изменяешь при общении в Интернете и почему?
сёня,седня — сегодня
плз- пожалуйста
щас- сейчас прива! =),
хай,при, прив, привки — привет
чё?- что делаешь, что говоришь
ок- хорошо
норм- нормально
здаров,даров, дарофф — здравствуй
ахах– смех
чмоки-чмоки– целую
чилить-отдыхать,ничего не делать
лойк-лайк,употреляется в значении «оценить»
сорян-прости, извини
пасибки,спс, пасиб — спасибо супер — здорово
дз,домаха — домашнее задание плз — пожалуйста
комп- компьютер контр, конроха — контрольная работа
родаки,предки — родители уры — уроки
Средипричин использования замены, искажения слов опрашиваемые отмечали следующие:так короче, так прикольно, быстрее печатать
9.На вопрос Используете ли вы в устной речи сленг, заимствованныйиз Интернета? нетоднозначного ответа.
|
44% респондентовответили, что используют в своей устной речи сленговые выражения, 36% указали, что не употребляют сленг, так как привыкли к обычной речи, и он их раздражает.20% опрошенных используют сленг иногда. |
Такимобразом, результаты ответа на этот вопрос являются подтверждением того, чтостиль Интернет-общения медленно, но верно проникает в нашу жизнь. Интернет -сленг активно приживается в речи подростков.
10.Ответ на вопрос «Как ты думаешь, влияет ли изменение написания слов вИнтернете на твою грамотность? » подтвердил мою гипотезу.
|
Большее количество опрошенных (55%)ответили на вопрос утвердительно. |
Многиеучащиеся, ответивших на этот вопрос отрицательно, написалив анкетах, что сленг не употребляют, применяют при написании текстов общенияправила орфографии и пунктуации, слова если и сокращают, то по правилам,соблюдая нормы русского языка. И хотя слова не коверкают, но смайлики приписьме применяют. (Когда пишу, применяю правила.Если будешь писатьнеправильно, то привыкнешь, и станешь так писать всегда; Я изменяюслова, употребляю сленг, но я читаю книги, и моя грамотность не ухудшается)
Ученики, ответившие на этот вопрос утвердительно,, объяснилисвой ответ так:
Нет.Потому что как писал, так и пишу с ошибками; Привыкаю писатьнеправильно, потом так и пишу в записках, тетрадях; Влияет, потомучто мы в Интернете общаемся много поэтому привыкаем писать с ошибками, пишемтак в повседневной жизни.
11. На «Чемвы займётесь в свободное время — чтением книги или общением в Контакте?»большинствоучастников опроса ответили, что они будут общаться в Контакте, нежели читатькнигу.
Раньше,когда не было Интернета и спутникового телевидения, люди читали книги. Соответственно,у них развивалась зрительная память, и они писали грамотно. Сейчас средиподростков, не читающих произведения классической литературы, говорящих несленге, наблюдается всеобщая безграмотность. Интернет-общение способствуетразвитию безграмотности у молодого поколения.
Заключение
Анализируявлияние сленга на лексику современного подростка, я выделила какположительные, так и отрицательные аспекты.
Положительные стороны интернет-общения.
1. Подросткамнравится использовать Интернет-сленг. Их радует, когда им пишут на таком жесленге. Это их раскрепощает, они могут свободно общаться на любые темы. Такимобразом, ребята перестают ощущать одиночество и не остаются со своимипроблемами один на один. В наше время это очень важно.
2. Сленгпозволяет общаться быстро, что весьма удобно в наше время. Обычно в чатах и вVK переписка ведется сразу с несколькими людьми, и поэтому здесь скоростьнаписания тоже важна.
3. Такой языкделает общение простым, доступным и веселым.
Отрицательные стороны интернет-общения.
1. Общение винтернете, которое не заставляет задумываться над тем, как ты пишешь, почемутак говоришь, оказывает на речь современного подростка отрицательное влияние,так как ребята привыкают к неправильной речи и начинают использовать сленговыевыражения не только тогда, когда работают за компьютером, но и в повседневнойжизни: оформляя записи в учебных тетрадях, общаясь между собой, разговаривая сучителями и родителями.
2. В речиподростков появляется много иностранных слов, употребляющихся без перевода.
3. Интернет-общениесодержит много нецензурных фраз, приводящих к засорению языка.
В ходе исследовательскойработы я выяснила, что что уровень грамотности икультуры речи неизбежно падает. Социальные сети отрицательно влияют наречь учащихся.
На примере учащихсяшколы я увидела, что
· учащиеся не следят за правильностью написания слов вчатах,
· используют различного рода сокращения и жаргон
· пишут слова так, как слышат
· спокойно общаются с теми, от кого приходят безграмотныесообщения
· не видят в нарушении норм культуры речи ничего страшного
То есть, отмечается падение культурного уровня и снижениенормы культуры с литературного и неполного литературного стиля до фамильярного.
Моя гипотеза о том, что неправильноенаписание слов при общении в Интернете, отсутствие знаков препинания впредложениях, негативно сказывается на грамотности учащихся и снижает культуруобщения между подростками, была верна.
Я считаю, чтобезграмотность в современном информационном обществе не должна быть нормой.Когда подросток говорит и пишет правильно, это характеризует его как умного,развитого, интеллигентного современного человека.
И ещё однонаблюдение. Становясь старше, ребята стараются общаться правильным языком,избегать сплошного употребления сленга. «Хочется пообщаться с умным грамотнымчеловеком», — говорят они. И хотя в устной речи звучат словечки изсленгового Интернет-общения, в письменной речи у учеников старших классов ихстановится меньше.
Наша грамотность и культура речи зависит от нас самих, мыдолжны сами захотеть быть образованными, грамотными, культурными, желающимиприкоснуться к прекрасному. Ведь наш язык это полностью нам позволяет, мало гдев мире мы найдем такой богатый, великий и могучий язык, на котором мы можемпередать словами весь спектр чувств.
В целях решения проблемы яподготовила некоторые рекомендации для пользователей социальных сетей. Надеюсь,что когда-нибудь это останется в далеком прошлом, а пока необходимо следоватьэтим рекомендациям для того, чтобы ускорить этот неизбежный процесс.
1. При общении с собеседникомсоблюдайте правила русского языка, таким образом, вы покажете свою грамотностьи уважение к нему.
2. Старайтесь полно выражать своюмысль, доносить ее и не подвергать ошибкам.
3. Попытайтесь ограничить своевремяпрепровождение в социальных сетях, ведь нет ничего лучше живого общения.
4. Задумайтесь, как полезнее выбы могли потратить свое свободное время, отказавшись от социальных сетей.
5. Ограничьте употребление всвоей речи слов Интернет-сленга.
6. Постоянно пополняйте свойсловарный запас, ведь русский язык могуч, велик и необычайно богат.
7. Ищите правильную заменужаргонным словам.
8. Не оставляйте эту проблему,незамеченной другими.
9. Проведите эксперимент,проведя один день без использования Интернет-сленга
Список источников
1. Интернет-сайт https://vk.com/
2. Интернет-сайт https://web.whatsapp.com/
3. Мобильное приложение https://www.instagram.com/
Список литературы
1. Алиев В. К. и др., Интернет — проще простого! / В. К. Алиев, Д.Винницкий. – М., 2012. — 188 с.
2. Белинская Е. П., Психология Интернет-коммуникации. — Москва;Воронеж: МПСУ МОДЭК, 2013. — 185 с.
3. Виноградова Т.Ю. Специфика общения в интернете (Русская исопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект.)- Казань, 2004.-С. 63-67.
4. Егошина Н.Б., Сленг в СМИ: лексикографический аспект: автореф.дис. на с. уч. ст. канд. филол. н. — Ярославль, 2013. — 24 с.
5. Кузьмина Т. Р., Очерки межкультурной коммуникации. -СанктПетербург: СПбГЭУ, 2013. — 186 с.
6. Соловьев Д. С. и др., Интернет-магазин без правил / Д. Соловьев,А. Писарев. — Санкт-Петербург: Питер, 2014. — 173 с.
7. Трофимова Г. Н., Язык и стиль СМИ. — М.: Российский университетдружбы народов, 2014. — 192 с.
8. Черниховская Н.О., Современные английские слова и выражения +сленг. – М.: Эксмо, 2013. – 493 с.