Зотова Анастасия Алексеевна,
учитель химии МБОУ СОШ № 34 г.
Новосибирска.
Методическаяразработка учебного занятия по теме «Кислоты:состав и номенклатура»
Школьный курс химии в своей структуре имеет основныесодержательные линии – это система знаний о веществах, химических реакциях,применении веществ, языке химии. Процесс обучения химии носит развивающийхарактер. В свете требований новых образовательных стандартов в процессеобучения химии предполагается использование методик, направленных на решениесоциально-ориентированных задач, формирование у обучающихсяумения применять полученные знания в различных ситуациях. При этомметоды и формы обучения должны быть подчинены не учебному содержанию, аиспользоваться как самостоятельные средства достижения определённыхпедагогических целей.
К средствам достиженияцелей личностно ориентированного обучения следует отнести:
1) Создание атмосферызаинтересованности и эмоционального настроя на работу всех учащихся на уроке.
2) Использованиепроблемных творческих заданий.
3) Использованиеразличных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, дать неправильныйответ, поощрение стремления учащегося найти свой способ работы (решениязадачи).
4) Оценка (поощрение) приопросе на уроке не только правильного ответа, но и самостоятельности,оригинальности способов выполнения заданий.
При проектировании учебного занятиянеобходимо продумать такие методы обучения, при которых задания имели быне только учебное, но и жизненное обоснование, «заданияв которых химическая сторона явления показана неизолированно, а в контексте, во взаимосвязи с другими явлениями и сторонамижизни» [1, с. 23].
Следует отметить, что качество учебного занятия вомногом зависит и от организации учащихся, мобилизации их внутренних сил наовладение предметным материалом, что достигается посредством доведения цели иплана учебного занятии до сознания учащихся. Рациональное использование времениучебного занятия − путь к успеху! Хорошо продуманное учебное занятие отличает:
· рациональноеиспользование всего времени учебного занятия;
· четкаяпостановка учебной цели, ясная формулировка темы и конкретных задач;
· гибкая,но вместе с тем четкая структура, соответствующая цели, содержанию и методампроведения учебного занятия, использование различных типов уроков (урокусвоения знаний, формирования навыков и умений, применения знаний, умений инавыков, обобщения, систематизации знаний, проверки знаний, умений и навыков,комбинированный урок).
Автором данной работы определен алгоритмпостроения учебного занятия в рамкахличностно-ориентированного обучения, с учетом компетентностного подхода приизучении химии.
Первый этап– целеполагание. На данном этапе определяется место учебного занятия в общейсистеме, устанавливаются его цели и основные задачи.
Второй этап– проектирование учебного занятия и его компетентная интерпретация: 1)выделение в содержании учебного занятия соответствующих компетенций или их элементов;2) установление связей внутри содержания темы (этап формирования базисныхкомпетенций, определение логики нового содержания образования); 3) прогнозированиеформ образовательных этапов, при которых формируется компетентность по базиснымкомпетенциям.
Третий этап– выбор форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся с учетомкомпетентностного подхода.
Четвертый этап– подбор методов и форм обучения (определениеучебно-практических действий, при которых знание преобразуется в способдеятельности).
Пятый этап − подбордиагностического инструментария для проверки уровня освоения базисныхкомпетенций, а также процедур анализа и коррекции: стартовая диагностика (навходе в курс); входная диагностика (начало учебного года, начало изучениятемы); текущая диагностика (в ходе изучения программного материала); промежуточнаядиагностика (в конце каждого года обучения); итоговаядиагностика (в конце уровня обучения).
Каждый этап урока – это работаучителя и учащихся. Роль учителя состоит в оптимальной организациисамообразовательной деятельности учащихся. Роль учащихся заключается в ихсамостоятельной и творческой деятельности.
Далее, предлагается крассмотрению, методическая разработка учебного занятия по химии, направленного наосвоение предметных компетенций учащимися 8-го класса в процессе изучения темы«Основные классы неорганических соединений». Методическая разработка включают всебя технологическую карту учебного занятия, цифровые образовательные ресурсыЕдиной коллекции образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru).
При разработке технологической карты учебного занятия по теме «Кислоты:состав и номенклатура» было учтено, что современный подход к преподаванию химиипредполагает принципиальные изменения в деятельности учителя, связанные, преждевсего, с признанием активной роли обучающихся в образовательном процессе. Этоозначает, что знания должны не передаваться в готовом виде от учителя кучащемуся, а самостоятельно добываться учащимися в процессе познавательнойдеятельности. При этом учитель выступает не как транслятор знаний, а как тьютор,наставник, помогающий учащимся самостоятельно получать новые знания и достигатьобразовательных результатов.
Учебноезанятие
«Кислоты:состав и номенклатура»
Цельурока:
· Образовательная:овладение новыми знаниями о кислотах, формирование способности учащихся косуществлению контрольной функции, навыка работы по определенному алгоритму.
· Деятельностная: контрольи самоконтроль изученных понятий по теме «Кислоты в природе, их состав,классификация и физические свойства».
Задачиурока:
· Обучающие:актуализировать имеющиеся знания учащихся о номенклатуре кислот; усвоение новыхпонятий (кислота, классификация кислот, физические свойства кислот);формирование системы понятий и способов самостоятельной поисковой деятельности.
· Развивающие:продолжить развитие умений объяснять смысл изученных понятий, устанавливатьпричинно-следственные связи между ними, делать выводы; наблюдать, объяснять иописывать химические реакции с помощью естественного (русского, родного) языкаи языка химии.
· Воспитательные:воспитывать у учащихся интерес к учению, стремление добиваться успехов в учебеза счет добросовестного отношения к своему труду, чувства взаимного уважениямежду обучающимися, их адекватной самооценке; способствовать созданиюположительной психологической атмосферы в классе; овладение правиламибезопасного обращения с веществами; способность применять полученные знания приобъяснении химических явлений в быту, в промышленности и сельском производстве,в живой природе.
Учебник: Габриелян,О. С. Химия.8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / О. С. Габриелян, И. Г.Остроумова, С. А. Сладков. – М. : Просвещение, 2021. – 175 с. : ил. – ISBN 78-5-09-071604-8
Типурока(по дидактической цели): урок усвоения новых знаний.
Видурока по форме проведения: урок-диалог с использованием ИКТ.
Воснове построения урока – технология личностно-коммуникативного обучения.
Средстваобучения:
1)Учебно-материальные: мультимедийное оборудование, презентация урока,технологическая карта учащегося, учебник, рабочая тетрадь, лабораторноеоборудование (набор неорганических и органических кислот).
2)Дидактико-методические: химический язык.
3)Психолого-педагогические: задания познавательного характера.
Деятельность учащихся науроке:
«Я – сам, я – личность»:
- формирую цели и содержание своей деятельности;
- определяю способы и пути достижения поставленных целей;
- исследую выбранные мною объекты;
- диагностирую и контролирую освоение различных видов деятельности;
- анализирую результаты своих достижений;
- контролирую и анализирую деятельность своих товарищей.
Деятельность учителя:«Наблюдает и координирует ход учебного занятия»:
· создает условия для проявления познавательной активности учащихся,атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе классного коллектива;
· поощряет стремление ученика находить свой способ работы,анализировать способ работы других в ходе урока, выбирать и осваивать наиболеерациональные;
· создает педагогические ситуации общения на уроке, позволяющиекаждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность вспособах работы, обстановку для естественного самовыражения;
· оценивает и поощряет работу учащихся, учитывая инициативность,творчество, оригинальность ответов, уровень знаний и новизну изложенногоматериала, умение работать в коллективе.
Планируемыерезультаты:
Личностныерезультаты.Проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме. Творческоеотношение к процессу выбора и выполнения заданий.
Метапредметныерезультаты:
· Познавательныерезультаты. Умениенаходить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию.
· Регулятивныерезультаты.Умениевыполнять учебное задание в соответствии с целью.
· Коммуникативныерезультаты. Умениеформулировать высказывание. Умение адекватно использовать речевые средства исимволы для представления результата.
Предметныерезультаты.Умение называть и классифицировать кислоты, составлять формул веществ. Умениебезопасного использования кислот в быту, используя знания о физическихсвойствах кислот.
Продолжительностьурока: 45 минут.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОК
1. Ахметов, М.А. Об использовании контекстных заданий в процессеобучения / М.А. Ахметов // Химия в школе. – 2011. – №4. – С. 23-27.
2. Габриелян, О. С. Компетентностный подход в обучении химии /О. С. Габриелян, В. Г. Краснова // Химия в школе. – 2007. – № 2. – С.16–22.
3. Качалова, Г. С. Методика изучения основных вопросов курса химии8-го класса: учебное пособие по методикеобучения химии для студентов педвузов, обучающихся по специальности «химия» /Г. С. Качалова. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2009. − 282 с.
4. Качалова, Г. С. Химия – 8: Учебно-методический комплекс по курсухимии для VIII класса / Г. С. Качалова, А. М. Ким, Л. Л. Куулар – Новосибирск:Сиб. унив. изд-во, 2002. – 344 с. – (Профильное образование). – ISBN5-94087-022-8.
