Муниципальноебюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальнаяшкола – Детский сад №11»
Проект
«Детямо блокаде Ленинграда»
г.Зима
2022г.
Муниципальноебюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальнаяшкола – Детский сад №11»
Юридическийадрес учреждения: г. Зима, ул. Новокшонова 4А
Рабочийтелефон учреждения: 8(395)54 3-27-64
Авторыпроекта:
Ф.И.О. |
Должность |
Группа |
Тиминская С.В. Курилова Ю.Ю. |
Воспитатель Воспитатель |
Старшая группа комбинированной направленности |
Дыкус А.К. Лавёрова А.Е. |
Воспитатель Воспитатель
|
Подготовительная к школе группа комбинированной направленности |
Фадеева Т.И. |
Воспитатель
|
Подготовительная к школе группа комбинированной направленности |
Монид Л.Е. Григорьева Е.Э. |
Воспитатель Воспитатель
|
Средняя группа комбинированной направленности |
Алексеева И.В. Орлова А.В. |
Воспитатель Воспитатель
|
Вторая младшая группа |
Проект
«Детямо блокаде Ленинграда»
собучающимися старшего дошкольного возраста и их родителями
Срокиреализации: с 13 – 27 января 2022г.
|
Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела, и поступки (из ключевых положений концепции Ю.А. Гладкова)
|
Пояснительнаязаписка:
Реализациягосударственных программ патриотического воспитания граждан РоссийскойФедерации, позволила в целом создать систему патриотического воспитания на всехуровне, в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях иобеспечить их устойчивое функционирование и развитие. Тенденция углубления вмассовом сознании граждан понимания российского патриотизма, как духовногоориентира и важнейшего ресурса развития современного российского общества сталаитогом реализации государственных программ. Проблема патриотического воспитанияподрастающего поколения сегодня остаётся одной из самых актуальных. Каждаястрана обладает своей историей, неповторимым ходом развития. История России –явление уникальное и одним из сложных периодов развития является ВеликаяОтечественная война, унесшая миллионы жизней советских людей. Тема ВеликойОтечественной войны является актуальной, так как она беспокоит сердца многихлюдей и важное событие в жизни нашей Родины. Всё дальше уходятгорестные воспоминания о страшных, бесконечных днях войны, всё меньше остаётсялюдей, которые были участниками того времени, когда погибали наши деды и прадедыза то прекрасное будущее, в котором мы живём. Мы знаем немалопримеров героической обороны крепостей и городов. Но все они бледнеют перед тойнесравненной эпопей человеческого мужества, стойкости и самоотверженногопатриотизма, какой была практически 900 дневная оборона осажденного Ленинграда.Актуальность выбранной темы определяется еще и тем, что тяжелейшие условиявражеской блокады оказали влияние не только на поколение, пережившее ее, но ина последующие поколения. Героическая оборона города явилась образцомбеспрецедентной человеческой стойкости, героизма, мужества. Именно поэтомуистория осады Ленинграда привлекала и продолжает привлекать вниманиеисследователей, как военного, так и послевоенного периодов. Обращение к темедетей в этот непростой для города и страны в целом период обусловлен возрастомвоспитанников.Задача современных педагогов не растерять в памяти поколений те героическиесобытия, подвиги, обстоятельства которым были подвержены люди тогда. Дети,взрослые, пожилые люди – все стремились к Великой Победе, своимисамоотверженными поступками они доказывали стремление к светлому будущему. Оченьважно именно сейчас не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашегонарода в те годы, и в дошкольном возрасте поддерживать ростки памяти опрадедах, их мужестве и героизме. Образ воины остается одним из ключевыхсимволов мужественности. Ребенок по своей природе обладаетчуткостью, чтобы понять и разделить страдания другого, его восприятиеэмоционально, непосредственно и образно. Мы, взрослые, должны использовать этуособенность при ознакомлении дошкольников с событиями и фактами истории нашейРодины, в частности с подвигом народа во время блокады Ленинграда. Все этоговорит о том, что нравственно-патриотическое воспитание обучающихся являетсяодной из основных задач. Для нормального развития современныхдетей, необходимо, чтобы образы настоящих героев постепенно становилисьреальностью, находили свое воплощение в конкретных людях. Именно поэтомунеобходимо осветить подвиг людей в годы ВОВ и в данном проекте «Детям о блокадеЛенинграда» расширить знания о мужестве и жизни народа во время блокады.
Цель проекта: созданиеусловий длярасширения представлений обучающихся и их родителей о героическом исамоотверженном подвиге жителей города Ленинграда в годы Великой отечественнойвойны.
Задачи:
· Формироватьу детей патриотические чувства и представления о героизме посредствоморганизации образовательных Событий.
· Систематизироватьзнания детей о причинах возникновения войн на земле
· Расширятьпредставления детей о блокадном Ленинграде.
· Познакомитьобучающихся с понятием — блокада, дорога жизни, продуктовый запас.
· Обогащать представления детей о значимостии ценности хлеба в нелегкие военные годы.
· Познакомить с творчеством ленинградскихпоэтов – блокадников.
· Рассказать детям о жизни взрослых и детейв тяжелые военные годы.
· Воспитывать бережное отношение к близким
· Обогащать словарный запас.
· Расширять и закреплять понятия «блокада»,«прорыв блокады», «кольцо блокады», «продуктовые карточки», «Блокадный хлеб» , «Дорога жизни».
Интеграцияобразовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие,физическое развитие.
Типпроекта:творческий, информационно — практико — ориентированный.
Участникипроекта:обучающиеся, родители, воспитатели, МБУК «Историко-краеведческий музей».
Инновационнаянаправленность:
Даннаяпроектная деятельность организована в рамках работы педагогической площадкиОГАОУ ДПО ИРО по направлению: инновационные проекты, программы в сфере воспитания,социализации и неформального образования проекта «Формированиедуховно-нравственных качеств личности обучающегося через культурно-образовательныеСо-бытия» и носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети ивоспитатели, а также вовлекаются родители. Родители становятсянепосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свойпедагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своихуспехов и успехов ребенка. Информационно-компьютерные технологии активно используются,как в сетевом взаимодействии с представителями музеев, так и при работе сдетьми, так как позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию,представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка) активизируютвнимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов вдинамике.
Ожидаемые результаты:
Обучающиесязнают:
1. Отрудностях блокадного Ленинграда.
2. Онеобходимости бережнее относятся к своим близким.
3. Означимости и бережном отношении к хлебу.
4. О ценностихлеба в годы Великой Отечественной Войны.
5. Пониманиедетьми того, что война приносит горе.
Умеют:
1. Добыватьзнания из различных источников.
2. Сотрудничатьдруг с другом.
3. Сотрудничатьс родителями.
4. Восприниматьинформацию, осознавать значимость информации.
Предварительная работа:
Рассматриваниеиллюстраций блокадного Ленинграда.
Разучиваниестихов о Блокаде.
Слушаниевоенных песен.
Беседыс детьми.
Чтениехудожественной литературы.
Просмотрдетских постановок.
Просмотрпрезентаций.
Выполнениетворческой работы.
Этапы реализацияпроекта:
Подготовительный этап
Определениецели и задач проекта.
Изучениеметодической литературы.
Составлениеплана мероприятий по организации деятельности с детьми и плана работы с родителями.
Заинтересоватьи вовлечь детей и родителей в проектную деятельность.
План –график мероприятий
Дата |
Мероприятие |
Задачи |
Ответственные |
17 января |
Беседы, рассматривание иллюстраций |
Продолжать знакомить детей с историей города- героя Ленинград, введение в активный словарь детей словосочетания «Блокадный город» |
Дыкус А.К. Лавёрова А.Е. воспитатели подготовительная к школе группа комбинированной направленности Фадеева Т.И. воспитатель подготовительная к школе группа комбинированной направленности Курилова Ю.Ю. Тиминская С.В воспитатель Старшая группа комбинированной направленности Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1436 Монид Л.Е. Григорьева Е.Э. воспитатели средней группы комбинированной направленности |
18 января |
Выездная экскурсия МБУК «Историко-краеведческого музея» Музейный урок «Ленинград в блокаде» |
Расширить знания детей об истории города-героя Ленинграде, о героизме людей, детей переживших блокаду; |
Экскурсовод Алексеева Л.В.
|
19 января |
Тематическая беседа «Дорога жизни» |
Дать детям знания о блокаде Ленинграда. Познакомить с возникновением «дороги жизни» и ее значением в жизни ленинградцев Развить внимание, память. Воспитывать понимание ценности человеческой жизни. |
Фадеева Т.И. подготовительная к школе группа комбинированной направленности
|
20 января |
Виртуальная экскурсия «Блокадный Ленинград», «Дети, оставшиеся в Ленинграде»
|
Создание условий для формирования духовно – нравственного развития детей с использованием цифровых технологий в образовательном процессе через виртуальное посещение Музея блокады Ленинграда Расширить представление детей о том, как жили маленькие ленинградцы во время блокады; воспитывать чувства сопереживания |
Фадеева Т.И. воспитатель подготовительная к школе группа комбинированной направленности
|
21 января |
Виртуальная презентация «Записная книжка Тани Савичевой», «Не забудь детей своих, страна! Стала детским садом им война». Евтушенко Е. |
Продолжать знакомить детей с историческими событиями в годы Великой Отечественной войны на примерах детей блокады |
Фадеева Т.И. воспитатель подготовительная к школе группа комбинированной направленности
|
21 января |
Тематическая беседа «Блокадная весточка»
Изготовление совместно с детьми макета «Город Ленинград в военные годы».
|
Создать условия для расширения знаний детей о военных годах, о героическом прошлом города Ленинграда. Расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны; формировать чувство патриотизма. |
Дыкус А.К. воспитатель подготовительная к школе группа комбинированной направленности
Лавёрова А.Е. воспитатель подготовительная к школе группа комбинированной направленности
|
24 января |
НОД «Блокада Ленинграда» |
Познакомить детей с защитниками города во время войны. Показать детям силу духа, веру в победу людей, оказавшихся в кольце блокады. Воспитывать у детей гордость, уважение к людям, отстоявшим город Ленинград, не сдавшим его врагу. |
Монид Л.Е. воспитатель средней группы комбинированной направленности
|
25 января |
Тематическая беседа «Блокадный хлеб» |
Воспитание нравственных чувств (любви, ответственности, гордости) к людям старшего поколения, к их самопожертвованию в блокадные годы, воспитывать бережное отношение к хлебу. |
Тиминская С.В. воспитатель старшей группы комбинированной направленности |
26 января |
Чтение стихотворения зиминского поэта Владимира Фадеева «Детям блокадного Ленинграда посвящается»
|
Воспитывать у обучающихся гордость, уважение к детям, жившим в блокадным городе, испытывающим трудности военных лет.
|
Фадеева Т.И. подготовительная к школе группа комбинированной направленности Читает обучающаяся группы Половенко Валерия |
27 января |
Акция «Разноцветные ленточки»
Акция «Блокадный хлеб» |
Воспитывать чувство сопричастности к бедам других. Для дошкольников эти ленточки были как дань памяти детям блокадного Ленинграда. О том детстве, которого у них не было, но должно было быть. Это краски радости, красоты и всеобъемлющей любви. Обогащать представления детей о значимости и ценности хлеба в нелегкие военные годы. Воспитывать уважение и бережное отношение к хлебу и его создателям. Расширять взаимодействие с родителями воспитанников |
Курилова Ю.Ю. Старшая группа комбинированной направленности
Тиминская С.В. Старшая группа комбинированной направленности
|
Основной этап:
Интеграцияобразовательных областей
Социально-коммуникативноеразвитие:
Сюжетно-ролевые игры: «Мы военные», «Летчики».
Патриотическиеакции: «Разноцветные ленточки», «Блокадный хлеб».
Цель:закрепление полученных знаний, развитие коммуникативных и творческих умений.
Познавательноеразвитие:
Тематическиебеседы: «Блокада Ленинграда», «Дети-герои блокадного Ленинграда», «Дорога жизни– длинною в жизнь», «Герои дороги жизни».
НОД«Дорога жизни», НОД «Блокадный Ленинград».
Интерактивныепрезентации «Блокада», «Виртуальная экскурсия», «Записная книжка ТаниСавичевой»
Цель:расширять знания детей об истории блокадного Ленинграда, о героизме людей,переживших блокаду.
Дидактическиеигры: «Что изменилось»; «Военная техника».
Цель:развитие внимания, памяти, логического мышления.
Речевоеразвитие:
Рассматриваниеиллюстраций, беседы: «Дорога жизни», «Блокадный город».
Цель:Обогащение словаря по заданной теме, умение детей грамматически правильностроить предложение, составлять небольшой рассказ по иллюстрации.
Чтениехудожественной литературы:
стихи:О. Бергольц «Мы – ленинградцы», С. Маршак «Ленинградское кольцо», В. Фадеев«Детям блокадного Ленинграда посвящается».
Рассказы:С. Алексеев «Рассказы о ленинградцах и подвиге Ленинграда».
Физическоеразвитие.
Подвижныеигры: «Разведчики»; «Разведчики и пограничники», «Наступление танкистов»
Эстафета«Перейди на другой берег».
Цель:продолжать закреплять умение детей договариваться, выполнять правила игры;развитие ловкости, быстроты, умения ориентироваться в пространстве.
Художественно-эстетическоеразвитие.
Изготовлениемакетов «Дорога жизни», «Блокадный Ленинград», «Блокадный хлеб», «Бой заЛенинград»;
Рисованиепо теме «Ленинградская блокада»
Слушаниепесни «Ладога», «Дети Блокады»
СлушаниеД. Шостакович «7 Симфония» отрывок «тема фашизма»
Заключительныйэтап
Результатыпроекта:
1. Детиполучили знания о великом подвиге жителей блокадного Ленинграда во времяВеликой Отечественной войны.
2.Пополнился словарь детей новыми словами и терминами.
3. Вучреждении созданы условия для углубленного изучения детьми истории блокадногоЛенинграда:
— Изготовленразнообразный наглядный и дидактический материал по теме «Блокадный Ленинград»,«Защитники отечества».
-разработаны дидактические пособия: макет «Дорога Жизни», «Блокадный Ленинград»,дидактические игры: «Что изменилось», «Военная техника», «Соберём картинку»,«Звёздочки на погонах».
-подготовлены презентации по теме в целях дальнейшей работы в данномнаправлении: «Записная книжка Тани Савичевой», «Открытки и письма блокадногоЛенинграда», «Виртуальная экскурсия в блокадный Ленинград».
— проведенызанятия по теме: «Блокадный Ленинград» (См. Приложения)
— организованывыставки: Фотовыставка «27 января- День снятия Блокады Ленинграда»;
Выставкасовместных работ с родителями: «Блокада Ленинграда глазами детей».
-организованы и проведены совместно с родителями патриотические акции«Разноцветные ленточки», «Блокадный хлеб».
В результате проведеннойработы по проекту «Детям о блокаде Ленинграда», обучающиеся и их родители былизаинтересованы данной темой, проявляли познавательную активность. Усвоилизнания о блокаде Ленинграда и ее значении в победе в Великой отечественнойвойне. Полученные знания дети отражали в продуктивных видах деятельности, вовремя занятий, в сюжетно – ролевых, подвижных и дидактических играх. Детипознакомились с подвигами участников войны, смогли понять значимость мира наЗемле. Родители оценили значение нравственно – патриотического воспитания ипроявили интерес в сотрудничестве с детским учреждением по данному вопросу.
Ссылки на просмотрроликов по итогам работы и на дополнительные материалы:
https://youtu.be/fpcgofzkGc8 -видеоролик о работе по проекту
https://youtu.be/Kr4FCx0bYYc -видеоролик подготовительной к школе группе
https://youtu.be/1GT3G_ACm-g— виртуальная экскурсия «Блокадный Ленинград»
https://youtu.be/lajHvuo5gqg— презентация: «Записная книжка Тани Савичевой»
https://youtu.be/4raDMm4KubU– Стихотворение зиминского поэта Владимира Фадеева: «Детям блокадногоЛенинграда посвящается…», читает обучающаяся подготовительной к школе группыПоловенко Валерия
Список литературы
1. Альбом«Ленинград, блокада, подвиг». Над альбомом работали: Ю. Гальперин, И. Лисочкин,В. Архарова, А. Михайлов, и др. Л.,1984.
2. «В осаждённомЛенинграде». Составитель: Н.Р. Иванов, Л., 1982.
3. Блокаднаякнига. А. Адамович, Д. Гранин. «Советский писатель», 1982.
4. Ленинград.Краткий исторический очерк. Л., 1964.
5. Сухачёв М.П.Дети блокады: Повесть/ М.П. Сухачёв; Художник Г. Алимов. – М.:Детлит., 1989.
6. «Я говорю стобой из Ленинграда» Сборник/ сост. Д.Б. Колпакова. – Ленинград, 1987-207с.
Интернет ресурсы:
https://ru/ Wikipedia/org/wiki/%C1%EB%
https://deti.mail.ru/forum/dosug/obo_ http://kuvandykmcbs.ucoz.ru/index/nepokorennyi_leninhrad/. http://mahesqueen.livejournal.com/68271.html
http://fb.ru/article/240391/blokada—leningrada
http://ussrlife.blogspost.ru/2014/01/blog—post_27.html
