Тема «Риск возникновения зависимости
от психоактивных веществ».
Задачи:
1. Познакомить обучающихся с понятиями «риск, рискованное поведение».
2. Содействовать формированию умения отличать оправданный риск отнеоправданного.
3. Содействовать формированию ответственного поведения в ситуациях,связанных с риском для жизни и здоровья.
Методическоеоснащение: Магнитная доска, магниты, определения – риск,рисковое дело, рисковать распечатанные на листах бумаги,маленькие листочки бумаги, ручки или карандаши по кол-ву участников, маркер,краткая таблица осложнений от употребления ПАВ по кол-ву участников,
План:
1. Определение риска, причины и последствиярискованных поступков.
2. Упражнение «Я – Они».
3. Упражнение «Оправданный риск».
4. Дискуссия «Рискуем ли…?».
5. Этапы развития зависимости.
6. Характеристики личности зависимого человека.
7. Упражнение «Быстрый круг».
8. Подведение итогов.
Ход занятия.
Определение риска, причины и последствиярискованных поступков.
Добрый день! Сегодня мы с Вами поговоримо риске.
Знаете ли вы, что такое риск, рискованноеповедение? (ответы участников, высказываются все по кругу).
Риск (рискованье) –отвага, смелость, решимость, действие на авось, наудачу.
Рисковое дело – неверное,сомнительное, опасное.
Рисковать – пускаться наудачу, делать что-либо без верного расчета, подвергаться случайности, известнойопасности.
(оформляется наглядно на доске)
Приходилось ли вам в жизни рисковать?Почему вы рисковали? Чем это закончилось?(ответы участников, высказываются всепо кругу).
Часто случается так, что люди совершаютнеобдуманные поступки под влиянием других людей. Сейчас мы проверим наскольковы подвержены влиянию со стороны окружающих.
Упражнение «Я-Они».
Инструкция. Подростки сидят в кругу на стульях (один стулсвободный). Читаются утверждения. Если участники согласны с этим утверждением,они пересаживаться на любое другое свободное место. Необходимо предупредитьучастников, что они должны сосчитать, сколько раз пересели.
· Лучше уступить, чем потерять свои дружеские связи.
· Друзья плохого не посоветуют.
· Мнение друзей и знакомых очень важно.
· Прежде чем делать что-либо, надо посмотреть, что будет после этого сдругими, и уже потом делать самому.
· Никому, в общем-то, я не нужен.
· Друг — это человек, который всегда стоит за тебя горой.
· Если окружающие говорят, что ты прав, то так оно и есть.
· Человек — существо коллективное.
· Я очень расстраиваюсь, если слышу о себе что-нибудь негативное состороны окружающих.
· Жить надо так, как будто каждый день — последний.
· Для каждого человека существуют свои правила, законы и нормы.
· Связи решают все.
Рекомендации к рефлексии упражнения. Итак, если вывстали больше трех раз — вы, как и почти все, подвержены влиянию со стороныокружающих. Это не хорошо и не плохо, а абсолютно нормально для человека,который живет среди людей. Но очень часто именно под влиянием окружения,человек попадает в рискованные ситуации.
Упражнение «Оправданный риск».
Материалы. Маленькие листочки бумаги, ручки или карандаши.
Инструкция.
выдаются маленькие листочки бумаги, накоторых ребята за 3 минуты должны написать одну-две, максимум три причины, радикоторых можно и нужно рисковать своим здоровьем и жизнью.
Рекомендации к рефлексии упражнения. Педагогсобирает листочки и читает их вслух, а одинаковые причины складывает в стопки.Таким образом, получится своеобразная статистика, какая стопка листочковбольше, с такой причиной согласно больше людей.
Можно обсудить вопросы: «Стоит лирисковать в следующих случаях: спасение утопающего, воинский долг,профессиональный риск, риск ради своих близких и тому подобное».
Дискуссия «Рискуем ли…?».
Вопросы выносимые на дискуссию…
Можно ли отнести употребленияпсихоактивных веществ к риску?
Оправданный ли это риск?
Как вы думаете, что может произойти счеловеком, который начал употребляет наркотики, выпивать?
Подвести к тому, что употребления данных веществ влечет засобой большой риск развития зависимости (болезни)
Этапы развития любой зависимостивключает в себя 6 основных стадий:
1 СТАДИЯ – НАЧАЛО УПОТРЕБЛЕНИЯ.
Чаще люди начинают употребление вмолодом возрасте. Как наиболее распространенные причины первого опытаупотребления называются любопытство, влияние авторитетных личностей, жаждановых впечатлений, стремление к подражанию и желание принадлежности группе.
2 СТАДИЯ – ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ.
Начинается экспериментирование сразными видами наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ).
3 СТАДИЯ – СОЦИАЛЬНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ.
Складывается определенная формаупотребления вещества. Употребление происходит в определенных группах иситуациях.
4 СТАДИЯ – ПРИВЫЧНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ.
Употребление становится привычным,употребляющий стремится подыскать друзей, употребляющих то же вещество.Возникает потребность в наркотике и озабоченность тем, чтобы он был всегдадоступен. Для достижения желаемого эффекта приходится принимать большие дозы.
5 СТАДИЯ – ЧРЕЗМЕРНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ.
Начинаются проблемы вовзаимоотношениях, неприятности, что приводит к еще большему употреблению из-застремления «снять» стресс, создается «порочный круг». Наркотик принимается дляоблегчения и устранения проявлений абстиненции, «ломки», а не для достиженияэйфории.
6 СТАДИЯ – БОЛЕЗНЕННОЕ ПРИСТРАСТИЕ.
Утрачивается контроль надупотреблением ПАВ. Употребление продолжается, не смотря на явные отрицательныепоследствия (разрушение отношений, проблемы со здоровьем).
ОДНАЖДЫ ПРИОБРЕТАЯ ЗАВИСИМОСТЬ,ЧЕЛОВЕК ВЫНУЖДЕН БОРОТЬСЯ С НЕЙ ВСЕ ОСТАВШУЮСЯ ЖИЗНЬ.
Характеристики зависимого человека.
Чем характеризуется зависимый человек
Ответы записываются на доске
Особое внимание нужно сосредоточить на обедненииличности и потере личностных качеств в результате сужения интересов принаркомании.
Неблагоприятные последствия для здоровьямогут иметь как немедленный (отравления, травмы), так и отсроченный характер(постепенное развитие хронических заболеваний).
Краткая таблицаосложнений
Агент |
Немедленные осложнения |
Хронические осложнения |
Зависимость |
|
Летучие вещества (клей и т.д.) |
Смерть от удушья или остановки дыхания |
Хронический бронхит, хронический гепатит (токсическое поражение печени), постепенно нарастающее слабоумие |
Ухудшение характера |
Зависимость (наркомания, алкоголизм и т.д.) — состояние, при котором человек испытывает постоянную потребность принимать то или иное психоактивное вещество. Зависимость появляется, если человек некоторое время принимает психоактивное вещество. Зависимость может возникнуть от любого наркотика и психоактивного вещества — марихуаны, алкоголя, табака, кофе, лекарств и т.д. |
Наркотики |
Смерть от передозировки. Психозы: бред, галлюцинации |
Хронический гепатит, СПИД, нарастающее слабоумие |
||
Алкоголь |
Травмы из-за нарушения координации движений. Смерть, от удушья при попадании рвотных масс в легкие |
Поражения печени и почек, нарастающее слабоумие |
||
Табак |
|
Хронический бронхит, рак легких, стенокардия, инфаркт миокарда |
Расходы общества на лечение
Мы поговорили о том, как много осложненийв состоянии здоровья вызывает употребление наркотиков, табака и алкоголя. Ибольшинство из них приходится лечить. На лечение необходимы затраты. Этодовольно большие деньги, и их можно было бы использовать для других, болееприятных целей. Эти расходы — еще одно неблагоприятное последствие употреблениянаркотиков.
Упражнение «Быстрый круг».
Как вы считаете, кто работает лучше -тот, кто пришел на работу трезвым, или тот, кто прошлым вечером много выпил?Тот, кто в ясном сознании, или тот, кто принял наркотики? Почему? Мешает лиработе курение? Как все это влияет на работу других людей, не принимающих этивещества?
Вопросы задаются один за другим, сначала дождавшисьудовлетворительного ответа на предыдущий. Если возникнут затруднения при ответена вопрос о курении, можно намекнуть, что курильщики вынуждены делать частыеперерывы в работе.
Теперь вы видите: чем больше наркотиков,табака или алкоголя употребляет человек, тем меньше работы он сможет сделать вединицу времени — производительность его труда падает. По этой причине страдаеткак он сам, ведь в этом случае его зарплата уменьшается, так и общество, потомучто теперь человек производит меньше продукции.
Подведение итогов.
Участникам необходимо ответить на вопрос– «Какая информация мне более была интересна и полезна».