Детис аутизмом. Особенности речи.
«Я не страдаю от аутизма, но ястрадаю от того, как вы относитесь ко мне».
Тайлер Дурдин.
По современному классификатору психических расстройств, расстройствоаутистического спектра (РАС) включает в себя пять фронтальных детскихсостояний, известных как первазивное расстройство развития (PDD): классическийаутизм, синдром Аспергера, синдром Ретта, синдром Хеллера и атипичныйаутизм.
Дети с синдромом Аспергера, носят самуюлёгкую степень из расстройств аутического спектра, как правило, такие детиимеют прекрасный прогноз на будущее с помощью постоянных и правильных методовкоррекции. Распространённой чертой «аспергера» является неспособность понятьнамерения другого человека, действия, слова и поведение. Они не понимают юмор,сатиру, намёки и т.д. Кроме того, дети с этим синдромом не могут инстинктивнореагировать на «универсальные» невербальные сигналы, такие как улыбка, «хмурые»брови и т.д.
При атипичном аутизме, как и при других формах аутизма,атипичный аутизм может сочетаться с широким спектром интеллектуальныхспособностей. Его определяющие черты — значительные проблемы в социальной сфереи развитии речи. Такой диагноз используют для тех, кто имеет частичныехарактеристики аутизма или у кого очень умеренные симптомы. Например, человекможет иметь значительные признаки аутизма в социальной сфере, но не иметьстереотипных повторяющихся движений.
СиндромГеллера
СиндромГеллера известен как детское дезинтегративное расстройство, котороехарактеризуется потерей ранее приобретённых речевых и социальных навыков ипостоянной задержкой развития в этих областях. Например, ребёнок, ранее говорилдва или три словосочетания и постепенно потерял способность общаться с помощьюслов. Также характерным для этого расстройства является социальный иэмоциональный регресс развития. Детское дезинтегративное расстройство, какправило, проявляется на четвёртом году жизни. В целом, социальные,коммуникативные, а также поведенческие навыки этого расстройства напоминаютаутизм.
СиндромРетта.
СиндромРетта является редким, но тяжёлым расстройством мозга, которое встречается удевочек. При таком синдроме проявляются симптомы, такие как потеря двигательныхи коммуникативных навыков после периода нормального развития. Дети,пострадавшие от этого расстройства часто теряют способность говорить. У нихпроявляются стереотипные движений рук, таких как ломание, хлопанье ибеспрерывное «мытье» рук. Замедление роста головы и потеря мышечного тонусаявляется одним из первых признаков при синдроме Ретта. В большинствеслучаев этот синдром вызван мутацией (изменением в ДНК) в гене MECP2, которыйнаходится на Х-хромосоме (одной из половых хромосом).
Разберемнекоторые стадии развития аутизма, и так, аутизм первогоуровня:
Люди с аутизмом начальной (ранней) стадией имеютзаметные проблемы с навыком общения с окружающими. Обычно они могутразговаривать, но им трудно поддерживать диалог. Другим на этом уровне можетбыть тяжело искать новых друзей.
Симптомыранней стадии аутизма:
üснижение интереса к социальным взаимодействиям или деятельности;
üочевидные признаки сложности общения;
üпроблема адаптации к изменениям в рутине или поведении;
Люди с аутизмом начальной стадии часто поддерживают высокоекачество жизни с небольшой поведенческой и психоэмоциональной коррекцией.Своевременная коррекция поможет улучшить социальные и коммуникативные навыки.
Далее, аутизм второй стадии: такие пациенты уженуждаются в серьезной коррекционной поддержке. Симптомы, связанные с этимуровнем, включают более серьезную нехватку словесных и невербальных навыковобщения. Это часто затрудняет повседневную деятельность.
Симптомылегкой стадии:
üсущественное отсутствие вербальных и невербальных навыков общения;
ü поведенческиепроблемы;
ü необычныйили уменьшенный ответ на социальные сигналы, общение или взаимодействие;
ü проблемас адаптацией к изменениям;
ü общениес использованием чрезмерно простых предложений;
ü узкие,конкретные интересы.
Люди с аутизмом второго уровня обычно нуждаются в большейподдержке, чем люди с аутизмом первого уровня. Даже при поддержке они могут струдом адаптироваться к изменениям в своей среде. В данном случае, может помочьцелый ряд методов лечения. Например, сенсорная интеграционная терапия. Онапомогает научиться справляться с сенсорными данными, такими как: запах, громкиеили раздражающие звуки, отвлекающие визуальные изменения, мигающие огни.
И наконец, аутизм третьей стадии: это самая тяжелаястадия аутизма. На ней требуется существенная поддержка. В дополнение к болеесерьезной нехватке навыков общения люди с аутизмом третьего уровня такжедемонстрируют повторяющееся или ограничительное поведение. Ограничительноеповедение – человек имеет тенденцию замыкаться в себе и ограждать от общения сокружающим миром. Как правило, это связано с невозможностью адаптироваться.
Симптомытяжелой стадии аутизма:
ü заметнаянехватка словесных и невербальных навыков общения;
ü ограниченноежелание участвовать в социальном взаимодействии;
ü тяжелыеповеденческие нарушения;
ü ощущениестрессовой ситуации при смене обычного распорядка дня;
ü отсутствиенавыка фокусировать свое внимание.
Люди саутизмом третьего уровня нуждаются в интенсивной терапии, которая фокусируетсяна различных проблемах, включая общение и поведение.
Детский аутизм, это само по себе отклонение в работе мозга, какследствие, вызывающее трудности в социализации из-за своеобразного восприятиямира. Нам известно, что это замкнутые, живущие в своем мире люди, с аномалиямиинтеллектуального развития. Для детей-аутистов характерны проблемы с речью,общением, обучением и последующей социализацией в обществе.
У ребенка саутизмом плохо развивается речь, как рецептивная, отвечающая за понимание, таки экспрессивная, в данном случае, элемент самостоятельного высказывания. Частодети с РАС, которые могут говорить, произносят слова, не имеющие никакогозначения, или не связанные с контекстом диалога. Например, ребенок может начатьсчитать в разговоре, который не связан с числами. Или может постоянно повторятьслова, которые ранее слышал. Зачастую речь имеет форму эхолалий, повторов, чащезацикленное повторение элементов речи (отдельных слов, фраз). Помимо эхолалий,таким детям свойственен набор слов и фраз — штампов, воспроизводимыхавтоматически, без понимания сути, неумение слушать вопрос или обращенную речь.Не смотря на вышеперечисленное, номинативный словарь (называние обозначениепредмета словом), а также обобщающая функция речи — выявление общих признаков,свойств предметов для дальнейшей классификации по группам, может быть доступна небольшойчасти детей данной категории.
Особенностиречевого развития детей с РАС, отражаются и в нарушениях коммуникативнойсферы, перечислю некоторые из них:
ü отсутствиереакции на речь других людей;
ü проблемапонимания обращенной речи;
ü сложностис обработкой аудиальной информации;
ü осмыслениеслов и фраз;
ü отсутствиереакции на вербальные инструкции;
ü позднеепоявление в речи личных местоимений (особенно «я») и их неправильноеупотребление;
ü негативнаяреакция в случае, если собеседник говорит слишком много, или слишком быстро;
ü сложностис выражением своих потребностей или желаний;
ü нарушенияграмматического строя речи, звукопроизношения, просодических компонентов речи(патологические изменения темпа, ритма, высоты голоса);
Для многих аутичныхдетей характерны стереотипные вокализации (то есть ребенок может произноситькакие-то лепетные, повторяющиеся звуки, свистеть, подражать неречевым звукам –шуму воды, писку животных, кудахтанью птиц и т.д.). К пяти, семи годампоявляется спонтанная речь, но она аграмматична, чаще всего с многочисленныминарушениями звукопроизношения. К фразовой речи дети переходят с большойзадержкой по сравнению со своими сверстниками.
Речевое развитиепри аутизме характеризуется достаточно специфическими чертами и во многомзависит от того, проводится коррекционное вмешательство.
Вызываниезвуков при аутизме начинаем не со звуков, а с коммуникации! При аутизме нужноначинать с базовых нарушений – коммуникации и поведения.
Для запускаречи у детей с РАС коррекционные занятия должны быть направлены на:
стимуляцию мозговой активности;
облегчение восприятия новой информации;
проявление интереса к окружающему миру;
социализацию в обществе;
нейтрализацию агрессии;
развитие невербальной речи, речевого дыхания и артикуляционного аппарата.
В коррекционнойработе с ребенком также важно создать эмоционально-положительный настрой,направленный на коммуникативное взаимодействие. Необходимо простроитьработу таким образом, чтобы ребенок регулярно переживал приятные эмоции,устанавливал эмоциональный контакт со взрослым, получал достаточное количествосенсорной информации и через игру познавал новые социальные смыслы. Такимобразом, развитие речи ребенка с РАС должно иметь комплексное воздействие,направленное на работу всех мозговых функций.
Играна развитие речевого дыхания:
Предложите ребенку что-либо понюхать. Для этого упражнения подойдетвсё, что есть под рукой: гранулы или зерна кофе, цветы, фрукты, сладости и т.д.Предложите сделать глубокий вдох через нос и во время выхода произнести шёпотом«а-а-а, у-у-у, и-и-и».
Игрына развитие органов чувств:
ü Предложитемалышу постучать по чему-либо. Например, ложкой по кастрюле. Проговорите, какойзвук вы слышите. Покажите, что можно создать ритм.
ü Предложитеребенку несколько разных на ощупь материалов. Трогайте их и проговаривайте,какой предмет на ощупь.
ü Предложитеребенку несколько любых предметов, пусть запомнит их наличие. Затем уберителюбой предмет, малыш должен найти «пропажу».
Советродителям от детского логопеда:
Если у Вашего ребенкадиагноз РАС, придерживайтесь основных незамысловатых правил. Это поможет Вамзаинтересовать ребенка, создать плотный контакт и периодически выводить его нанепродолжительную коммуникацию.
1. Чаще играйте.Через игру такие дети обучаются речи. Старайтесь также вводить игры,направленные на социальное взаимодействие, например, рисование, сюжетно-ролевыесценки. Во время игр находитесь рядом с ребенком, чтобы он слышал и видел Вас.
2. Говорите сребенком как можно чаще и, желательно, на одном языке. Повторяйте за ним егодействия, подражайте звукам, которые он издает. Это вызовет доверие ипоспособствует взаимодействию, улучшит коммуникацию и выведет на диалог.
3. Разъясняйтеребенку с помощью визуальных составляющих: картинок, жестов, мимики. Зрительныеконтакты создают основу для развития речи.
Игрына развитие артикуляционного аппарата:
Для мимическихмышц: поднимание бровей (вместе и по очереди), закрывание и открывание глаз(вместе и по очереди), сморщивание лба, носа, подбородка. Также предложитеповторить эмоции. Покажите, как выглядит радость, грусть, обида, тоска и т.д.Развивайте мимику.
Для пассивнойгимнастики языка: выводить язык из ротовой полости вперед и втягивать назад,поднимать вверх к нёбу и опускать вниз, упираться языком в щёки (влево-вправо),делать «трубочку».
Для пассивнойгимнастики губ: сделать губы для поцелуя (как у рыбки), широко улыбнуться сзакрытым ртом, поднимать верхнюю губу и опускать нижнюю, создавать различныеуклады губ, необходимые для произнесения букв.
Ребенок с РАС, это всего лишь – ребенок. Основное и самоеважное в общении с ним, помнить – «аутисты нуждаются в принятии, а не лечении».