X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Министерство образования и науки республики Калмыкия

Лаганская СОШ№3

 

 

 

 

на конференциютуристско-краеведческого движения «Бичкн Торскм»

номинация: Родословная

 

 

 

 

 

 

Тема работы

«Изучение ритуала«Цаһан шалвр» в свадебном обряде  калмыков

и другихмонгольских народов»

 

 

 

 

 

 

 

 

выполнила: Манджиева Айна,

11 класс МКОУ «Лаганская СОШ №3»

РК., г. Лагань, микр. №70

моб. телефон: +7 937 197 35 47

моб. телефон родителей: +7 927 283 16 05

Руководитель: УбушаеваТамара Борисовна,

учитель калм. языка илитературы

моб. телефон:+7 937 192 84 45

 

 

 

г. Лагань, 2016г.

Оглавление

Введение

1.                Обзор литературных источников. Свадебные ритуалы.

2.                 Практическая часть. «Цаhан шалвр».

3.                Выводы

4.                Литература

5.                 Приложение видео на CD-диске

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 1050

 

 

Введение

    Калмыцкий народ без традиций, что дерево безкорней, он теряет свою индивидуальность, свою неповторимость, свое лицо. Вотличие от манер и этикета, обычаи присущи широким массам людей. Калмыцкийнарод не исключение. Так одни из ярких обычаев – свадебные!

 

    Недавно я побывала на свадьбе у родственников и увиделанеобычный ритуал на калмыцком свадебном обряде. Мама жениха надела на себябелые штаны — цаhан шалвр. Как оказалось, это был подарок невестки, сшитый дляматери жениха, символизирующий «Восхваление матери». Меня это оченьзаинтересовало, и я решила узнать, что он означает. Я сама торһудка и у настакого я не встречала, а на этой свадьбе невеста была —  дөрвүдка.

                                 Цельисследования

      Изучить ритуал «цаhан шалвр»  всвадебном обряде  калмыков и других монгольских народов

                                         Задачи:

                  Ознакомиться со свадебным обычаем «Почитание матери».

                   Взять интервью у представителей родов дөрвүд и торһуд.

                    Изучить: у каких народов встречается этот ритуал.

                              Предметисследования:

      Свадебный ритуал — «Цаһан шалвр».

                             Методыисследования:

      Изучение теоритического материала,интервьюирование, сравнение.

 

 

 

 

I. Обзорлитературных источников. Свадебные ритуалы.

В калмыцком свадебном фольклоре есть обряд шалврөмсклһн ‘ритуал белых штанов’ (подношение белых штанов матери жениха), которыйявляется символическим «знаком благодарности чреву матери, родившей ивоспитавшей сына» [Эрдниев, Максимов 2007: 310]. В шалвр ‘штанах’ мать женихаисполняет народный танец, который сопровождается йөрəл ‘благопожеланиями’.

Это  древний обряд восхваления матери, родившей сына. Будущаясвекровь облачается в штаны и восходит на высокое место либо исполняет танец.Другой особенностью этих штанов является мех, пришитый на ластовице.Примечательно, что, кроме определения «белые штаны», этот ритуальный костюмсвекрови имел и другое название «штаны зайца». Такое название неслучайно, в немотражается древняя символика, связанная с этим почитаемым в монгольской средеживотным.

Крой этого ритуального предмета весьма прост: прямые штаны иластовица, соединяющая их по середине; кулиска для вдевания пояса. Широкий кройбелых ритуальных штанов, очевидно, связан с «толщиной» чрева: широкие штанины инизко расположенная ластовица позволяют натянуть обрядовую одежду до груди,наполнить ее «богатством». Так как мать до свадьбы могли не видеть ни разу, тоштаны шили безразмерные. У штанов были большие карманы, чтобы гости могливыразить свою благодарность матери, свое бельг. Раньше в карманы ложиликонфеты, сладости, а в современное время кладут деньги. Эта традиция характернадля дорвюдов. Если жених и невеста выступают с разных родов, то обычнодоговариваются о проведении этого обряда.

Чем шире штаны, чем они больше будут раздуваться во времяритуального танца и символического «наполнения» их подарками, тем счастливееокажется новая семья, тем больше будет детей у невесты. Таким образом, этопередача функции деторождения от свекрови невесте.

В бурятской культуре аналогичный обряд вструктуре свадебных сохранился в среде некоторых этнических групп западныхбурят. Рудименты этого ритуала у других этнических групп бурят отражают воззрения старших,что подарок пожилой женщине в виде штанов, трусов и особенно на Цагаан Сарсчитается лучшим — как пожелание ей материального благополучия.

Возгласы, сопровождающие танец свекрови, надевшей ритуальные белыештаны, нахваливают ее способность к деторождению, актом усиления благопожеланийявляется одаривание женщины деньгами.

Ахын буряадай баялиг — адуунай һарьһан хэтэбшэ

Алайр буряадай баялиг- халюун мунгэн алабша

О! Это великие реликвии.

Хэтэбшэ — это такой маленький подсумок из выделанной шкуры лошади,чуть поменьше ридикюля, где хранили подручную мелочь, иголки, пуговицы, нитки,сушенные сухожилия лосей, из которых делали нитки, двузубые шила для шитьяизделий из сыромятной кожи, маленький закройный нож,

элюур — такой медный утюжок для залаживания швов и оплавки краевизделий и тому подобные небходимые вещи…

Халюун алабша — почетная награда женщине подарившей роду мужасыновей, трех и больше внуков.

Танцуя на столе перед сватами бабушка показывает богатство и силурода.

К панталонам пришивались серебряные монеты.!

Например,у халха-монголов невеста дарит всем хадаки, матери жениха дарит также штаныомд, а отцу — рубашку [Вяткина, 1960, с. 210].

 

II Практическая часть. «Цаhан шалвр».

    Я посетила Лаганскую центральную  библиотеку имениЛиджи-Горяева Б. М и ознакомилась с материалами о калмыцких традициях, чтопомогло мне в моем дальнейшем исследовании. Конечно, материала о калмыцкихтрадициях было много, но об этом ритуале информации очень мало. Поэтому, чтобыглубже изучить этот обычай, я взяла интервью у своих учителей Мацаковой ГиляныБатровны, так как она дөрвүдка и Санджигоряевой Зои Борисовны — торһутка. Они поделилисьсвоими знаниями об этом ритуале.  Гиляна Баатровна рассказала мне о наличииобряда с использованием белых штанов у дербетов и описала его.  Зоя Борисовнасказала, что у нас такого ритуала нет. Гиляна Баатровна пояснила мне, что еслиневеста — дөрвүдка, то обычай о подарке штанов разрешается по согласию обеихсторон. Белые широкие штаны — это подарок невесты, сшитый для матери жениха,символизирующий «Восхваление матери», как символический акт передачи детородныхфункций от свекрови невестке.

Далее я изучила сайты Интернета, информации об этом ритуале тожеочень мало. Заинтересовала переписка в социальной сети Facebook:

«Как сообщила улан-удэнка Елена Анготовна Осодоева, вдова писателяМатвея Осодоева, она сама подарила панталоны двум своим ровесницам, и произошлоэто отнюдь не на свадьбе.

— У меня вся родовая (с отцовой и материнской стороны) боханские ия такую процедуру видела неоднократно и не раз слышала об этом, — рассказываетОльга Ихенова, историк, культуролог, кандидат философских наук из Иркутска. -Скорее всего, обычай этот — свадебный, во всяком случае, я его впервые увиделаи запомнила на свадьбе моего брата.

Мне на тот момент было лет десять, свадьба и всё, что с неюсвязано, для меня было очень интересно, а уж эпизод с надеванием трусов на моюбабушку меня необычайно впечатлил! Было это так: в разгар свадебного застольябабушке жениха преподнесли женские панталоны — в данном случае это были тёплыетрусы из хлопковой ткани «с начёсом» тёмного цвета, между ног был пришиткусочек овечьей шкурки тоже тёмного цвета. Бабулю мою (тогда ей было летшестьдесят с лишним) поставили на стул (видимо,чтобы было видно в большой толпевокруг свадебного стола) и заставили надеть эти трусы. Она, конечно, смущалась,но смеялась и выполняла всё с воодушевлением — одела «подарочные» панталоныповерх своих колготок. Всё это сопровождалось бурятскими юуролами, аплодисментами,по-моему, бабушке подносили рюмку и она, будучи в трусах и стоя на стуле,выпивала её… Все радостно хлопали, удовлетворённо восклицали, по-моему,запевалы спели бурятскую песню (скорее всего, есть народные песни,соответствующие случаю!), затем все вновь уселись за столы и праздничный банкетпродолжался…

Вполне допускаю, что этот обычай только боханско-осинский, но природнении с бурятами из других районов они это практиковали, так что знают обэтом и буряты из других территорий. А может быть ареал бытования и гораздошире! Я не считаю себя специалистом по свадебным традициям и никогда неинтересовалась этим специально, не помню, чтобы сталкивалась с научнымописанием или упоминанием этого обычая в трудах специалистов. После общения синтересующимися людьми, эта тема меня тоже заинтересовала, так что теперь будузаниматься специально и спрашивать у стариков. Видимо, уж больно пикантнаятема, от того и мало освещена. Но, судя по всему, она настолько же пикантна,насколько уникальна!

Теперь я стала спрашивать среди своей родни, все живо откликаются,хорошо понимают, о чём речь, тоже проявляют интерес и обещают поспрашиватьзнатоков. Очень надеюсь, что информации может быть больше – дай только Бурханздоровья и памяти нашим старикам! Важно успеть их об этом хорошенькорасспросить, чтобы донести до более молодых, кому ещё только предстоит женитьсвоих детей – пусть делают это в соответствии с обычаями предков!

Из комментариев на Фейсбуке

Публикация анонса этого материала на ФБ вызвала огромный резонанс…Выяснилось, что обычай имеет множество региональных особенностей. Например, вНукутах и Оке на верхней части меховушки пришивают монету. В горнойОке меховушка  это,  по сути — ридикюль!

Зинаида Макарова: Этот обычай наблюдала много раз, и он носитглубокий смысл. Кстати, бабушки, которым ни разу не одевали штаны,даже стыдятся подобного статуса, и видела, как одна бабушка плакала горькимислезами, что ей ни разу родня мужа не надела штаны: что, разве яплохая мать, плохая невестка, никудышная бабушка?! Надевают самые обычныепанталоны с мохнаткой и поверх мохнатки пришивается старинная монета. Вручаетсявместе с красивым платком, с подобающей данному моменту обрядовой песней.Обычно бабушка встает на стул или на стол, чтобы всем участникам застолья былохорошо видно. Принимает с достоинством и гордостью, что вот, мол, какая ябабушка, каких детей и внуков этому роду нарожала (привела в род). Обычай дажекрасивый, если люди понимают его смысл и не искажают своим поведением. И мненадевали штаны на моей родине, когда я стала бабушкой, и я их берегу как оченьдорогой памятный предмет.

Олег Булутов: Потом трусами многодетные женщины колотилибездетные пары и получали подарки после рождения детишек. Классные обычаи итрадиции у потомков хунну!!!!

Юлия Золотоева: Молодые девушки ,которые хотят выйти замуж иродить детей должны подойти и погладить мех на панталонах. В давние времена кпанталонам пришивалась целая шкурка соболя или другого зверя, а нынче толькомаленький кусочек меха.

Калмыцкий вариант. Активно откликнулись и наши калмыцкие друзья наФБ:

Вячеслав Очиров: Недавно, утомился от ожидания на свадьберодственников. По протоколу наступил момент фиксации родства сватов -облаченияпантолонов особого покроя (в советское время называли семейные), а их неоказалось, одна из сторон просто не предусмотрела это действие: пришлось ждатькогда сошьют. Ни одна калмыцкая свадьба не обходится без этого атрибута. Законсуров — обычай тоже!

Татьяна Шовгурова: И по сей день на калмыцкой свадьбе ( удервудов) гости со стороны невесты привозят матери жениха ( уже не панталоны),а штаны( обычно белого цвета). Мать жениха надевает их, звучит музыка(танцевальная), товшур ( например), и танцует. Гости аплодисментамиприветствуют этот танец и (по традиции) кладут деньги в штаны(сейчас уженашиваются большие карманы). Мать тратит эти деньги на подарок себе. Смыслтанца матери — в прославлении плодородия женского начала рода жениха. Штаны -почетный дар, знак уважения родни невесты к новым родственникам. Когда матьжениха танцует, гости бурно поддерживают ее аплодисментами, возгласами,восхваляющими ее лоно, приносящее мальчиков — продолжателей рода.

Анатолий Тюмидов: Такой танец танцевала моя мать и моя жена,обычный обряд.

 

 

Выводы

В результате проделанной работы я узнала, что всвадебной церемонии калмыков сохранился очень значимый  древний ритуал -«Восхваление матери», родившей сына — продолжателя рода, во время которогоглавным моментом является облачение матери жениха в широкие белые штаны. Этотритуал можно отнести к добуддийским верованиям, в которых вразличной степени сохранились элементы, истоки которых были связаны с раннимиформами религии — тотемизмом, промысловым культом, культом предков, шаманствоми др.  Обычайдарения невестой матери жениха широких белых штанов — древний обряд восхваленияматери, родившей сына. Будущая свекровь облачается в штаны и восходит навысокое место и исполняет танец. Другой особенностью этих штанов является мех,пришитый на ластовице. Примечательно, что, кроме определения «белые штаны»,этот ритуальный костюм свекрови имел и другое название «штаны зайца». Такоеназвание неслучайно, в нем отражается древняя символика, связанная с этим почитаемым в монгольскойсреде животным. Потрадиционным представлениям, например, у бурят, меховые элементы женской одеждыявляются хранилищем жизненной силы будущих детей, животных, ее супруга, а такжематериального достатка.

Калмыки представляют собойпример этноса, образовавшегося путем консолидации различных этническихгрупп (торгудов, дербетое, хошутов). Распространение буддизмасопутствовало и способствовало сложению калмыцкого этноса. И исследуемыйритуал, сохранившийся только  у дөрвүдов является этому доказательством.

Одаривание матери жениха штанами невесткой  — устойчивыйэлемент обряда, сохранившийся у некоторых монгольских народов. Во всем своемархаично-реликтовом состоянии он сохранился только у халха, западных монголов –калмыков и северных бурят-монголов – боханцев, осинцев, аларцев, нукутцев иокинцев. Их соседи, как правило, хорошо знают об этом обычае, посколькувступают в брачно-семейные отношения. В бурятском случае — это в основномдругие западные буряты: Качуг, Ольхон, Тунка, Баяндай и Эхирит. Знание,предполагает и понимание смысла подношения этого оригинального подарка.

 

 

   

 

 

 

 

 

 

                                       Литература

1.                «Калмыцкие народные традиции». 2-е издание, доработанное идополненное. Софья Ользеева. Элиста 2007г

2.                «Золотой родник». О калмыцком народном творчестве, ремеслах ибыте. Константин Эрендженов Элиста 1985г

3.                «Одежда в культуре калмыков: традиции и символика». Бакаева Э.П -Элиста, 2008.

4.                 «Традиционная одежда монгольских народов в ритуале и какинструмент социализации». М. М. Содномпилова, Институт монголоведения,буддологии и тибетологии СО РАН. Серия «Геоархеология. Этнология. Антропология»2013. № 2 (3). С. 152-165 Онлайн-доступ к журналу:http://isu.ru/izvestia

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 1050

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет