МБОУ «СОШ №56 им.П.П.Балюка»
г. Грозный
Доклад на тему:
«Формирование познавательной деятельности учащихся науроках английского языка с применением ИКТ»
Учитель английского языка
Закаева М.С.
Развивающаяфункция современного урока английского языка заключается в развитии у всехучащихся познавательных процессов (наблюдательности, памяти, мышления, речи,воображения) и умственных способностей. Овладение основными теоретическимипонятиями, законами науки, методами их логического анализа, способствуетбыстрому развитию умственного развития учеников.
Использованиеинформационных технологий в учебном процессе значительно повышает эффективностьусвоения материала учащимися. Больших результатов можно достичь, применяяданные технологии в преподавании английского языка в младшей и средней школе. Встарших классах использование информационных технологий позволяют раскрыватьвозможности учащихся в создании серьезных исследовательских, проектных работ смультимедийными презентациями и т.д.
Использованиесредств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) на урокахиностранного языка достаточно актуальна для развития личности обучаемого иформирования у учащихся следующих компетенций: умений сравнивать преимущества инедостатки различных источников информации, выбирать соответствующие технологииее поиска, создавать и использовать адекватные модели и процедуры изучения иобработки информации и т.д.
Планирование урока сиспользованием ИКТ делится на 4 этапа:
1. Концептуальныйэтап. На этом этапе определяется дидактическая цель с ориентацией на достижениеследующих результатов:
· формирование,закрепление, обобщение или совершенствование знаний;
· формирование умений;
· контроль усвоения ит.д.
2. Технологическийэтап. На основе сформулированных требований к ОЭР по дидактическим целям иметодическому назначению проводится их многофакторный анализ и отбор.Выбирается также форма урока иностранного языка (урок-презентация,урок-исследование, виртуальная экскурсия, практикум, тематический проект,обучающий урок и т.д.). Кроме того, проводится более детальный анализ (в томчисле, возможно, доработка или модернизация) электронного ресурса.
Именно на этом этапеучитель иностранного языка определяет необходимое аппаратное и программноеобеспечение ( мультимедийный компьютер, программные средства).
3. Операциональныйэтап. На этом этапе выделяются основные структурные элементы урока,осуществляется выбор способов взаимодействия различных компонентов (учитель -учащийся — ОЭР — учебный материал) и их функциональные взаимосвязи.
На данном этапепроводится детализация функций, возлагаемых на средства ИКТ, и способов ихреализации, а так же выбор способов взаимодействия обучаемого с электроннымресурсом и обучающим. Осуществляется поэтапное планирование урока, для каждогоиз его этапов определяются цель, длительность, форма организации деятельностиучащихся, функции преподавателя и основные виды его деятельности, форма промежуточногоконтроля и т.д., на основании чего заполняется технологическая карта.
4. Педагогическаяреализация. Основная цель данного этапа — перевод педагогических принципов вконкретные обучающие воздействия. Для эффективного управления процессомобучения на основе средств НИТ требуется решение двух основных задач. Первая изних заключается в определении текущего психологического состояния и уровнязнаний обучаемых. Вторая (задача управления познавательной деятельностьюучащихся) — в планировании и реализации оптимальной последовательностидействий, обеспечивающей усвоение необходимых знаний за минимальное время либомаксимального объема знаний за заданное время.
На этом этапе урокаиностранного языка, связанным с использование средств информационных технологий,учитель главным образом обеспечивает индивидуальный контроль за работойучащихся. Не следует препятствовать обсуждению между учениками возникающих уних вопросов (запрет таких обсуждений обоснован лишь на этапеавтоматизированного контроля), чтобы приобретенные на уроке знания стали дляних личностно значимыми. Учитель же здесь — это скорее координатор, консультантпо сложным вопросам, но не единственный источник информации.
На урокеиспользуются различные формы классной работы: фронтальная, групповая, работа впаре, индивидуальная. Использование интерактивной доски в сочетании саудиосредствами позволяет реализовать принципы наглядности, доступности исистемности изложения материала. Она стимулирует развитие мыслительной итворческой активности учащихся, увлечение предметом, создание наилучших условийдля овладения навыками аудирования и говорения и обеспечивает эффективностьусвоения материала на уроках английского языка.
Процессинформатизации образования позволил внедрить широкое использованиеинформационно-коммуникационных технологий при изучении иностранных языков вначальной, основной и старшей школе для коммуникативно-речевого и когнитивногоразвития учащихся, развития их творческих возможностей и способностей исоздания условий для их самообразования в интересующих областях знания.
На мойвзгляд, существует несколько основных направлений работы с помощью НИТ:
1) обучающие -Интернет-ресурсы, мультимедийные учебники, приложения к УМК, обучающиепрограммы;
2) тесты: — on-lineтестирование, программы для подготовки к ЕГЭ, к международным экзаменам назнание языка;
3) развивающие –программы, направленные на изучение страноведения стран изучаемого языка,развитие творческого потенциала учащихся.
Из опытаработа со старшими школьниками предлагаю примеры обучения иностранному языку спомощью информационных компьютерных технологий. На протяжении нескольких летмною ведется работа по пропагандированию и внедрению в педагогическую практикуобучения с помощью НИТ.
На своихуроках люблю применять компьютерные презентации. Использую вместо аудиторнойдоски показ слайд — фильмов с экрана компьютера на мультимедийном проекторе.Компьютерные презентации позволяют акцентировать внимание учащихся на значимыхмоментах излагаемой информации и создавать наглядные эффективные образы в видеиллюстраций, схем, графических композиций. Это существенно повышаетэффективность урока. В то же время компьютер не используется постоянно втечение всего урока, а лишь служит средством для поиска необходимой информации,а также стимулом для формирования речевых высказываний. Использованиекомпьютерных презентаций на уроке позволяет мне повысить мотивацию учащихся ивовлечь их в самостоятельный процесс обучения.
Используютакже метод проектов. Работая над проектом, дети понимают для чего они изучаютновые слова и грамматические явления, где и как они могут эти знания применить.На моих уроках дети делали творческие, информативные проекты. В качествепримера хочу привести работу над проектом в 9 классе. Дети работали над темой:«Проблемы окружающей среды». На эту работу было отведено несколько уроков.После введения новой лексики ребятам было предложено разбить ее на подтемы иозаглавить каждую. Например, «Загрязнение воды», «Загрязнение атмосферы»,«Климатические изменения», «Деятельность человека, губительная для окружающейсреды». Все эти проблемы взаимосвязаны. Готовя проект по одной из этих тем,дети изучали все аспекты проблемы. Во время работы над этим проектом ребятаиспользовали не только ту информацию, которая была предоставлена в учебнике, нои добывали новые знания из курса географии, биологии. Они просматривали газетыи журналы, слушали новости в поисках примеров последствий экологическихпроблем. Затем они обменивались полученной информацией. После завершения работынад этим проектом, дети выразили желание сделать новый проект, потому чточтение достаточно скучных текстов по экологии вдруг превратилось в интересныйтворческий процесс.
Этот метод даетположительные результаты. Более того, чем раньше дети начнут работать над созданиемпроектов, тем выше будут их учебные достижения. Поэтому работа по созданиюпроектов становится неотъемлемой частью учебного процесса.
Английскиесловарные диктанты, кроссворды, тесты применяются на любых этапах проверкизнаний: при первичном закреплении изученного, в самостоятельной и домашнейработах учащихся, а также при изучении нового материала. Учащиеся судовольствием составляют кроссворды, пишут диктанты, тесты. Это способствуетформированию более высокого уровня образования и развития.
Я считаю,что интересный урок создает для учащихся новый стимул к учению, повышаетинтерес ребят к предмету, воспитывает самостоятельность, творческое мышление.«Учитель всегда невольно стремится к тому, чтобы выбрать самый для себя удобныйспособ преподавания. Чем способ преподавания удобнее для учителя, тем он неудобнее для учеников. Только тот способ преподавания верен, которым довольныученики» /Л.Н.Толстой