X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Формированиекультуры личности и общей культуры учеников через предметы образовательнойобласти «Искусство»

Внекультуры трудно представить существование человека в обществе. Изначально слово«культура» означало возделывание почвы, позднее – воспитание, образование,развитие. Человек возделывал землю, изменял природу, придавая ей новый,«культурный», вид, тем самым, изменял общество и самого себя. Поэтому культуравсегда состояла из старания человека, его успехов в труде и его стремлении усовершенствоватьсвоё окружение. Созданный человеком миркультуры – это мир «второй природы», рукотворный мир искусства.

Памятники культуры в широком смысле слова несут на себе печатьэпохи, в каждом изображении есть мысль,чувства автора, которые он вкладывает в него; соответственно эти мыслии чувства передаются зрителю, который созерцает это произведение. Если ононесёт в себе любовь и доброту — человек наполняется этимиэмоциями и излучает их, передавая окружающим людям.

Поэтому приобщениечеловека к искусству просто необходимо, особенно актуально это в нашевремя.

Уникальностьи значимость уроков искусства в том, что они играют совершенно особую роль –развивают эмоционально-нравственную и сенсорную культуру ребёнка, пробуждаютспособность видеть, ценить и создавать красоту в жизни и в искусстве. Предметы художественной направленности нацелены на развитиевоображения, формирование образного мышления и творческого потенциаладетей.

     «…Еслимы добьемся того, чтобы детская душа проснулась, зазвучала, то ребёнок сможетболее глубоко воспринимать и человека, и природу, и музыку, и изобразительноеискусство, и многое другое. … Всё начинается с простого – с отношения ребёнка кцветку, паутинке, животным. Затем появляются отношения более высокого порядка –к родной природе, дому, Родине». (Нина Алексеевна Горяева). 

Воспитаниечувств ребёнка начинается с красоты. Красота, в каких бы формах она нипроявлялась, всегда несёт в себе добро. Мы знакомим детей с людьми, предметами,которые нас окружают, с событиями, которые происходили и происходят в мире.

В современных условиях насистему образования ложится важнейшая задача — воспитание человека познающего,способного творчески мыслить, применять полученные знания в жизни, активноучаствовать в процессе создания и использования новых технологий. Только такаяличность способна взять на себя роль главного фактора развития общества, и онаможет быть подготовлена эффективной системой образования, ориентированной набудущее.

В последнее время всепроцессы в обществе ускорились. Современное поколение привыклок динамическим образам (телевидение, интернет), при которых не развиваетсявоображение и притупляется сознание.

В настоящее время вобщественной и культурной жизни общества очень сильно влияние массовойкультуры, следовательно, в сознании людей стираются границы между массовымискусством и искусством настоящим. Людям становится всё труднее ориентироватьсяв быстро сменяющих друг друга культурных явлениях, очень сложно среди всегоразнообразия, которое предлагает современная массовая потребительская культура,выделить главное, ключевое. Особенно тяжело это удаётся в школьном возрасте. Вэтой ситуации преподавателю необходимо помогать учащимся сформироватьправильное представление об окружающем их мире, о культурной жизни современнойэпохи, привить им уважение к вечным ценностям и традициям.

Изначально каждыйребёнок обладает богатым воображением. Он выдумывает истории и сказки, рисуетдворцы и невиданных животных, творчески фантазирует обо всём, что его окружает.Потенциальные возможности детей безграничны. Побуждая ребёнка к творчеству,учитель помогает ему найти подходящий способ самовыражения, учит детей пониматьистинную красоту, которая не всегда может быть яркой, громкой, а может бытьтихой и спокойной, скромной и неброской. В рамках урока ребёнок получаетвозможность совершать открытие той красоты, которую он не замечал раньше.Маленькие островки красоты острее всего воспринимаются в детстве. От урока куроку учитель раскрывает перед детьми широкую панораму образов, многие изкоторых берут своё начало в глубокой древности и простираются в сегодняшнийдень. Дети получают ключ к пониманию истинных ценностей через формированиеотношения к ним.

Искусство обладаетогромной действенной силой, незаметной на первый взгляд. Читая книгу, смотрякинофильм или спектакль, посещая художественный музей или выставку, слушаяклассическую музыку или современную, человек как будто отдыхает, проводитдосуг. На самом деле во время общения с искусством, погружаясь в художественноепроизведение и сочувствуя героям, он получает новый опыт: сопереживаетположительным персонажам, негодует, когда видит несправедливость по отношению кслабым и беззащитным.

Расширение работы с учащимися в областикультуры стало заметным ныне признаком обновления образования. Формированиехудожественной и духовной культуры учащихся предполагает развитие умений ценитьи понимать прекрасное в природе, искусстве, труде и жизни человека и общества;пользоваться плодами культурного развития человечества и своего народа;посильно участвовать в процессах поддержания и обновления культуры общества.

 Целевые направления вначальной, основной и старшей школе можно обозначить следующими условнымидевизами:

·        Начальная школа —       Почувствоватьискусство
Основой начальной ступени являются: изобразительное искусство, музыка,танец, театрализация, устное слово, сочинение сказок и стихов, игры-драматизации,инсценировки с применением простых костюмов и масок.

·        Основная школа —       Узнатьискусство
Изучение искусства в основной школе позволяет учащимся:

-научиться ценить искусство и понимать егообразный язык; выбирать вид искусства для собственного творчества сообразновозрастной потребности;

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

-пользоваться сведениями об искусстве и добыватьих в соответствующих источниках (выставки, концерты, общение с людьмиискусства, музеи, библиотеки, телевидение, Интернет и др.);

-развивать потребность в общении по поводуискусства со сверстниками в классе и группах по интересам;

Это возраст увлечениядекоративно-прикладными искусствами (виды деятельности: лепка, керамика,вышивка, резьба, конструирование).

·        Старшая школа —       Осмыслитьискусство
Изучение искусства в старшей школе позволяет учащимся:

-воспитать себя какдуховно богатого и эстетически развитого человека, любящего свой народ,культуру и искусство; уважающего традиции и культуру других народов;обладающего инстинктом сохранения культурных ценностейбезотносительно к их национальной принадлежности;

-развить художественный вкус, умение отличитьистинные ценности от суррогата и уродливых явлений массовой культуры;

-развивать качества художественного мышления,необходимые в любой профессии.

 

Понятие«образование через искусство» вбирает в себя сложившиеся традиции эстетическогои художественного воспитания, основанные на богатом отечественном научном ипедагогическом наследии, на творческом опыте известных писателей и художников, музыкантови композиторов, хореографов и кинорежиссеров, театральных деятелей и работниковмузеев.

Новыеперспективы развития образования через искусство открываются в связи с активнымиспользованием информационно- коммуникационных технологий и электронныхобразовательных ресурсов, что рождает принципиально новые формы художественноготворчества.

Так,например, для современных школьников несомненный интерес представляетэлектронная музыка. Все, что связано с историей появления такой музыки,электронными музыкальными инструментами, особенностями их звучания ивыразительными средствами является той сферой деятельности, которая интересуетсовременное молодое поколение. И музыкальное искусство, имеющее многовековуюисторию развития, обретает для современного молодого человека новуюпривлекательность и адекватность сегодняшнему миру его существования.

Компьютерныйдизайн и компьютерная графика, художественное проектирование и полиграфия,анимация и спецэффекты в кинематографе и т.п. — это совершенно особая сфера деятельности,раскрывающая возможности изобразительного искусства в синтетических видаххудожественного творчества. Современные технологии в художественной фотографии(цифровое фото), киноизображении и театре, в цифровом телевидении,архитектурных проектах, дизайне и др., представляют художественный опытчеловечества в совершенно ином ракурсе, актуализируют его с помощью новейшихкомпьютерных технологий, столь привычных для современных детей. Мультимедийноеискусство со своими особенностями, принципиально отличающими его от привычныхвыразительных средств звуковых, цифровых и интернет-объектов, имеет большуюпривлекательность для молодежи.

Очевидно, что искусство вовсем существующем сегодня его видовом многообразии, заключает в себе огромныйпотенциал для развития личности, является важнейшим фактором, требующимсерьезного обновления содержания художественного образования.

Таким образом, можно сделатьвывод, что воспитывать эмоционально-ценностное отношения к культуре,формировать у учащихся эстетическое отношение к действительности наиболееэффективно можно в общеобразовательной школе на уроках искусства.

 

«Культураявляется определяющим условием реализации созидательного потенциала личности иобщества, … гуманистическим ориентиром и критерием развития человека ицивилизаций» – подчеркивал российский культуролог, философ, докторфилологических наук, профессор, председатель правления российского фондакультуры Д.С. Лихачев (1906–1999) в предложенном им проекте Декларации правкультуры в 1995 году


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет