МБОУ «Бердышевская основная школа»
Выпускная аттестационная
работа слушателя
курсов повышения квалификации
«Современная педагогика: формирование функциональнойграмотности на уроках предметной области Технология»
тема: « Дидактический материал по формированиюфункциональной грамотности обучающихся»
|
Лушникова Ольга Владимировна, учитель технологии, МБОУ «Бердышевская ООШ»
|
|
|
|
|
С. Бердышево 2021
Дидактический материал по формированию функциональнойграмотности обучающихся
Пояснительная записка
Функциональнаяграмотность – это определенный уровень ЗУН, обеспечивающих быструю адаптацию человека вменяющемся мире и его нормальное функционирование в обществе вконкретном периоде. Таким образом, функциональная грамотность выступаетиндикатором развитости конкретной личности, общества и цивилизации в целом.
Мы сможем назвать современного человека функциональнограмотным, если он успешно взаимодействует с изменяющимся окружающим миром,решает различные стандартные и не стандартные жизненные задачи, строитсоциальные отношения, обладает рефлексивными умениями оценивать своюграмотность, не останавливается на достигнутом уровне образованности.
Функциональнаяграмотность включает в себя следующие компетенции: математическую,финансовую, естественнонаучную, глобальную, читательскую, креативное икритическое мышление.
Урокитехнологии очень тесно переплетаются со всеми учебными дисциплинами:математикой, историей, географией и др. Поэтому на уроках технологии у педагогавозникает больше возможностей развивать в ребенке функциональную грамотность.
Разработанныймною дидактический материал направлен на формирование у обучающихсяфункциональной грамотности, а именно: социальной, читательской, математической,финансовой, коммуникативной и креативного мышления. Функциональнаяграмотность формируется по средством вовлечения обучающихся в творческие,поисковые, коллективные и индивидуальные формы работы.
Представленныев работе материалы – лишь часть заданий, направленных на формированиефункциональной грамотности (ФГ), используемых мною на уроках технологии.Поэтому при использовании только их, нельзя утверждать, что к концу обучения уобучающихся будет сформирована ФГ. Личность ребенка будет сформирована вфункционально-грамотную в том случае, если подобные задания будутприсутствовать на каждом уроке.
Но работа вданном направлении будет вестись и в дальнейшем.
5 класс
Кулинария
Физиология питания. Санитария и гигиена
1. Правилабезопасного поведения на кухне.
Работа в малыхгруппах по 2-3 человека. Каждой группе дается конкретное правило безопасногоповедения на кухне (вариант: вытягивают карточку, перевернутую текстом вниз, накоторой написано правило) (Приложение 1.1). Обучающиеся на листе А4иллюстрируют это правило. Схема листа (Приложение 1.2).
Из детских работсоставляется сборник «Иллюстрированные правила поведения на кухне».
В процессевыполнения данного задания у обучающихся формируются социальные (работа в малойгруппе, умение находить общее решение, умение работать согласованно),креативные компетенции (творческий замысел, вариативность, творческий подход).
2. Пищеваяпирамида.
Работа в парах,малых группах. Задание: расположить продукты в пирамиде. В процессе работыдопускается пользование интернет-источниками.
Схематическоеизображение пищевой пирамиды (Приложение 2.1).
Изображенияпродуктов, содержащих жиры, белки, углеводы, витамины (Приложение 2.2).
В процессе выполненияданного задания у обучающихся формируются информационная (поиск информации вдополнительных источниках), коммуникативная (общение внутри группы),читательская (вычленяют в источниках нужную информацию) компетенции.
3. Коллаж«вредные» и «полезные» продукты.
Работа в малыхгруппах. Задание: на схематическое изображение корзины (Приложение 3.1)наклеить только «вредные» или только «полезные» продукты. Для подбора вредных иполезных продуктов используются каталоги из продуктовых магазинов.
В процессевыполнения данного задания у обучающихся формируются коммуникативная (работа вгруппах), естественно-научная (польза и вред пищевых продуктов), креативнаяграмотность (творческая работа).
Интерьер кухни. Оборудование, отделка
1. Фото-, видео-или нарисованный мастер-класс по складыванию салфеток для украшения стола(Приложение 4.1).
Индивидуальнаяработа. Задание дается заранее: найти в дополнительных источниках способыскладывания салфеток. И подготовить мастер-класс по складыванию салфетки.
В процессевыполнения данного задания обучающиеся работают с дополнительными источниками,видео-, фотоаппаратурой, компьютером, проявляют свои творческие способности впроцессе оформления мастер-класса. Формируется читательская, креативная,компьютерная, информационная компетенции.
2. Эскизбутерброда.
Индивидуальноезадание: обучающиеся выполняют эскиз оформления бутерброда к завтраку. Иподсчитывают примерно стоимость бутерброда в зависимости от стоимости продуктов(Приложение 5.1, 5.2).
В процессе выполненияданного задания у обучающихся формируется финансовая, математическаяграмотности, креативное мышление.
Приложение 1.1
Правила безопасного поведения на кухне
Перед включением электроплитки в сеть проверить исправность шнура питания и вилки |
При работе с мясорубкой мясо и другие продукты проталкивают в мясорубку не руками, а специальными деревянными пестиками |
Передают ножи и вилки друг другу только ручками вперед |
Следите, чтобы при закипании содержимое посуды не выливалось через край, крышки горячей посуды берите полотенцем или прихваткой и открывайте от себя |
Не наливайте горячую жидкость в стеклянную посуду |
Складывайте ножи в специально отведенное место |
Миксер следует использовать только в бытовых целях |
Для взбивания продуктов пользоваться глубокой пластиковой или эмалированной посудой, не рекомендуется пользоваться алюминиевой посудой |
При появлении запаха, задымлении или возгорании необходимо немедленно отключить прибор от электросети |
Перед началом работы необходимо надеть спецодежду, волосы заправить под косынку или колпак |
Для предотвращения ожогов рук при перемешивании горячей жидкости в посуде использовать ложки, половники с длинными ручками |
Во избежание ожогов рук ставить и вынимать противни с выпечкой из жарочного шкафа, используя полотенце или прихватки |
Не оставлять без присмотра включенный в сеть жарочный шкаф |
В случае если разбилась столовая посуда, не собирать её осколки незащищёнными руками, а использовать для этой цели щётку и совок |
Приложение 1.2
Схема композиции листа |
Приложение 2.1
Схематическое изображение пищевой пирамиды
|
Иллюстративный материал длязаполнения пищевой пирамиды
Приложение 2.1
Приложение 4.1
Мастер-класс по складыванию салфетки
Приложение 5.1
Расчет стоимостиблюда
Продукты |
Вес |
Цена |
Стоимость |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 5.2