Контрольный срез по теме: «Главныечлены предложения»
Вариант 1
I.Определите связь в выделенном словосочетании (согласование, управление,примыкание) – 20 баллов
1. Даже вставалараньше на полчаса, чтобы накраситься к завтраку.
_____________________________________
2. Аещё плавающие лодки, машущие крыльями птицы и много других бумажныхчудес.
_____________________________________
3. Как-то онпопросил своих тюремщиков отпустить его на один вечер, пообещав вернутьсяна рассвете следующего дня.
_____________________________________
4. Как будторечь шла о ком-то чужом, постороннем.
_____________________________________
5. Мальчик, кслову сказать, был совсем неглупым мальчиком, изучалпсихологию, много знал о межличностных отношениях и т.д.
_____________________________________
II.Определите тип выделенного сказуемого.— 10 баллов
1. Япросто хочу сказать ещё пару слов, пока ваше вниманиесконцентрировано на мне и вы видите меня в очень уязвимом положении.
_____________________________________
2. А раз так,то должен уметь читать чужие мысли.
_____________________________________
3. Лицочасовщицы стало кротким, нежным и немного растерянным.
_____________________________________
4. Но такаяситуация является абсурдной.
_____________________________________
5. Пусть поютв последний час. ____________________________________
III.Определите тип односоставного предложения. — 20 баллов
1. Во глубинесибирских руд храните гордое терпенье.
_____________________________________
2. За окномхрапели и тихо посвистывали.
_____________________________________
3. Знаю,выйдешь к вечеру за кольцо дорог, сядем в копна свежие под соседний стог. _____________________________________
4. Всюдупахло свежим хлебом. ___________________________________
5. Летом не припасешь, зимой не принесешь. ________________________
IV.Зачеркните компонент (слово или слова), который не соответствует характеристикепредложения. — 20 баллов
1. То былветер, поднявшийся до пронзительного воя, стона и визга. – простое,двусоставное, полное, нераспространенное, осложнено причастным оборотом иоднородными дополнениями.
2. Шёлклочьями снег и уже засыпал дорогу, и крышу сарая, и деревья сада, и подъезд. —простое, двусоставное, определенно-личное, полное, распространенное, осложненопричастным оборотом и однородными дополнениями.
3. Виктория-старшаятолько казалась железной леди, а в действительности не была и медной.— простое, двусоставное, полное, распространенное, осложнено деепричастнымоборотом и однородными дополнениями.
4. У нихмаленькие больные, как правило, были в больших рубахах, а большие — вмаленьких.- простое,двусоставное, полное, распространенное, осложнено однородными дополнениями ивводным словом.
5. Нарватьбы здесь большой-большой букет и к изголовью тихо принести. — простое, односоставное, безличное,полное, распространенное, осложнено однородными дополнениями.
V.В каждом предложении определите подлежащее и подчеркните его. — 20 баллов
1. В моем ресторане творится что-тоопасное.
2. Около десяти лет мне пришлось потратитьна поиск идеального дизайна для моей дачи.
3. Куча дров рядом с костром была покрыта слоем росы.
4. Двое изпяти соучастниковприговорены к пожизненному лишению свободы.
5. Здесь, напристани, её ждала маленькая моторная лодка.
6. Смертью праведной ичестной пали многие из них.
7. Крестьянский уклад жизни овеян своейпоэзией: песни, сказки, легенды пронизывают всю атмосферу повествования онароде.
8. Зачем притворяешься ты то ветром, токамнем, то птицей?
9. Мы с тобой бестолковые люди…
10. Вон еще пятьдесят рук вылезают, стираяплесень.
VI.В предложениях подчеркните сказуемое. – 10 баллов
1. Ваш батюшка возьми да к ней ипривяжись.
2. Его слова снова задели Валицкого заживое.
3. Я не позволю в своём присутствии плохо отзыватьсяо жизни.
4. Великий национальный поэт умеетзаставить говорить и барина, и мужика их языком.
5. Замечательным свойством Валетки былоего непостижимое равнодушие ко всему на свете.
Вариант 2
I.Определите связь в выделенном словосочетании (согласование, управление,примыкание) — 20 баллов
1. Например,ты можешь увлечённо беседовать с другом, и вдруг ты чувствуешь, чтохотел бы замолчать, что ты готов оборвать беседу на середине фразы. _____________________________________
2. Платьекняжны, сотканное из шелковистой шерсти феодоритских овец, окрашенодрагоценной краской индиго. _____________________________________
3. Слишкомвзволнованный для того, чтобы уснуть, я в одиночестве сидел за убранным ичисто вымытым столом. _____________________________________
4. Еслиразные участки описываемого круга лопасть проходила сразличными углами установки, то это приводило к увеличению или уменьшению тягина этих участках.
_____________________________________
5. Ну,скажем, твои мама и папа весь день провели на работе, вечером им нужно срочноидти к больной бабушке, ещё купить хлеба.
_____________________________________
II.Определите тип выделенного сказуемого. — 10 баллов
1. Вы хотите начать новый проект, но вас что-тосдерживает?
_____________________________________
2. Предводителисообществ задвигались ещё до того, как юноша закончил говорить._____________________________________
3. Лицочасовщицы стало кротким, нежным и немного растерянным.
_____________________________________
4. Но такаяситуация является абсурдной. _____________________________________
5. Смолистаясосна точно плакала, роняя янтарные слезы._____________________________________
III.Определите тип односоставного предложения. — 20 баллов
1. В этих же краях было холодно для винограда и оливковыхдеревьев.
_____________________________________
2. От сумы датюрьмы не зарекайся. _________________________________
3. Думая окомфорте других, убирай за собой мусор. ___________________________________
4. Нипочестей, ни богатства для дальних дорог не прошу, но маленький дворикарбатский с собой уношу, уношу.
_____________________________________
5. В такиедни хочется думать только о хорошем!
_____________________________________
IV.Зачеркните компонент (слово), который не соответствует характеристикепредложения. — 20 баллов
1. Детиездили в школу на велосипедах мимо огромных полей пшеницы и рапса. —простое,двусоставное, полное, распространенное, неосложненное
2. Самхозяин, мужчина лет пятидесяти, вышел на крыльцо встретить приехавших. —простое,двусоставное, полное, нераспространенное, осложнено обособленным определением.
3. На лугуцветут незабудки, как голубые осколки неба. — простое, двусоставное,назывное, полное, распространенное, осложнено сравнительным оборотом.
4. Я, кбольшому моему сожалению, все-таки опоздал. — простое, двусоставное, полное,распространенное, неосложненное.
5. Иногда вырывались из травы, с размахуналетали на Машу, с треском ударялись в лицо и со звоном подымались вверх, вышескворечни. — простое,двусоставное, неполное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми.
V.В каждом предложении определите подлежащее и подчеркните его. — 20 баллов
1. Из вас кто-нибудь состоит в этом товариществе?
2. Дед с Ваней добрели до Почтовой улицы как раз вовремя.
3. Шатры чёрных ив нависают над головой.
4. Кто-то тайный тихим светом напоил мои глаза.
5. Лодок на пристани было около двадцатипяти.
6. Психология лишнего человека— это психология человека, все жизненное амплуа которого было нацелено нагибель и который тем не менее не погиб.
7. Большинство знакомых уже разъехалось подомам.
8. Балтийское море глубоко вдается вматерик Европы.
9. Грамоте учиться — все пригодится.
10. Входящие должны предъявить билеты.
VI.В предложениях подчеркните сказуемое. – 10 баллов
1. Ваша ложь во все девять лет стоит уменя поперек горла.
2. Первые недели плавания принеслиразочарование.
3. Редкие капли дождя начали тяжелостучать по земле.
4. Долго будет моросить осенний дождь.
5. А матрос шагал израненный, усталый.