РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА(русская)
8 класс
Составитель: Москвичева Татьяна Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
2022-2023 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе примерной(Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общемуобразованию Институт стратегии развития образования РАО, 2020г).
Роднаярусская литература: 8 класс: учебное пособие для общеобразовательныхорганизаций/ О.М. Александрова, М.А. Аристова, Н.В. Беляева. – Москва:Просвещение.2021
Даннаяпрограмма конкретизирует содержание Стандарта, даёт распределение учебных часовпо разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетоммежпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастныхособенностей учащихся.
Программарассчитана на 0,5 учебных часов в неделю, на 17 учебных часов в год.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»
Личностныерезультаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная литература(русская)» должны отражать:
· осознание обучающимися российской гражданскойидентичности, своей этнической принадлежности; проявление патриотизма, уваженияк Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; чувствоответственности и долга перед Родиной; понимание гуманистических,демократических и традиционных ценностей многонационального российскогообщества;
· способность и готовность обучающихся к саморазвитиюи самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, уважительноеотношение к труду;
· формирование целостного мировоззрения,соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современногомира;
· осознанное, уважительное и доброжелательноеотношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностямнародов России и народов мира;
· развитие эстетического сознания через освоениехудожественного наследия народов России и мира творческой деятельностиэстетического характера; осознание значимости художественной культуры народовРоссии и стран мира;
· способность и готовность вести диалог с другимилюдьми и достигать в нем взаимопонимания; готовность к совместной деятельности,активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и другихтворческих работах;
· неприятие любых нарушений социальных (в том числеморальных и правовых) норм; ориентация на моральные ценности и нормы вситуациях нравственного выбора; оценочное отношение к своему поведению ипоступкам, а также к поведению и поступкам других.
Метапредметныерезультаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная литература(русская)» должны отражатьсформированность универсальных учебныхдействий: регулятивных, познавательных, коммуникативных.
РегулятивныеУУД:
· умение самостоятельно определять цели своегообучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе ипознавательной деятельности, самостоятельно планировать пути достижения целей,в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способырешения учебных и познавательных задач;
· умение соотносить свои действия с планируемымирезультатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижениярезультата, определять способы действий в рамках предложенных условий итребований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейсяситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственныевозможности ее решения;
· владение основами самоконтроля, самооценки,принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательнойдеятельности.
Познавательные УУД:
· умение определять понятия, создавать обобщения,устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания икритерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строитьлогическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии)и делать выводы;
· умение создавать, применять и преобразовывать знакии символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
· навыки смыслового чтения.
Коммуникативные УУД
· умение организовывать учебное сотрудничество исовместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и вгруппе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласованияпозиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своемнение;
· умение осознанно использовать речевые средства всоответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей ипотребностей; владеть устной и письменной речью, монологической контекстнойречью;
· формирование и развитие компетентности в областииспользования информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации ковладению культурой активного пользования словарями и другими поисковымисистемами.
Предметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету«Родная литература (русская)» должны отражать:
· понимание значимости родной русской литературы длявхождения в культурно-языковое пространство своего народа; осознаниекоммуникативно-эстетических возможностей родного русского языка на основеизучения выдающихся произведений родной русской литературы;
· проявление ценностного отношения к родной русскойлитературе как хранительнице культуры русского народа, ответственности засохранение национальной культуры, приобщение к литературному наследию русскогонарода в контексте единого исторического и культурного пространства России,диалога культур всех народов Российской Федерации и мира;
· понимание наиболее ярко воплотивших национальнуюспецифику русской литературы и культуры произведений русских писателей,в том числе современных авторов, продолжающих в своём творчестве национальныетрадиции русской литературы;
· осмысление ключевых для национального сознаниякультурных и нравственных смыслов, проявляющихсяв русском культурном пространстве и на основе многоаспектного диалога скультурами народов России и мира;
· развитие представлений о богатстве русскойлитературы и культуры в контексте культур народов России и всего человечества;понимание их сходства и различий с русскими традициями и укладом; развитиеспособности понимать литературные художественные произведения, отражающиеразные этнокультурные традиции;
· овладение различнымиспособами постижения смыслов, заложенных в произведениях родной русскойлитературы, и создание собственных текстов, содержащих суждения и оценки поповоду прочитанного;
· применение опытаобщения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и проектной учебной деятельности, в речевом самосовершенствовании; умение формировать и обогащать собственный круг чтения;
· накопление опыта планирования собственногодосугового чтения произведений родной русской литературы, определения иобоснования своих читательских предпочтений; формирование потребности всистематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире,гармонизации отношений человека и общества.
Предметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету«Родная литература (русская)» по годам обучения
Четвёртый годобучения. 8 класс
· развитие умения выделять проблематику и пониматьэстетическое своеобразие произведений о легендарных героях земли русской дляразвития представлений о нравственных идеалах русского народа; осмыслениеключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смысловв произведениях о Золотом кольце России и великой русской реке Волге;
· развитие представлений о богатстве русскойлитературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальныетрадиции в произведениях о православном праздновании Троицы и о родстве душрусских людей;
· развитие представлений о русском национальномхарактере в произведениях о войне; о русском человеке как хранителенационального сознания; трудной поре взросления; о языке русской поэзии;
· развитие умений давать смысловой иидейно-эстетический анализ фольклорного и литературного текста самостоятельно ивоспринимать художественный текст как послание автора читателю, современнику ипотомку; создавать развернутые историко-культурные комментарии и собственные текстыинтерпретирующего характера в формате анализа эпизода, ответа на проблемныйвопрос; самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства спроизведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения длявнеклассного чтения; развитие умений самостоятельной проектно-исследовательскойдеятельности и оформления ее результатов, навыков работы с разными источникамиинформации и овладения основными способами её обработки и презентации.
3. Содержание учебного предмета «РОДНая литература (Русская)»
Четвёртый год обучения (34 ч)
8 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (9 ч)
Преданья старины глубокой (3 ч)
Легендарный герой земли русской Иван Сусанин
С. Н. Марков. «Сусанин».
О. А. Ильина. «Во время грозного и злогопоединка…»
П. Н. Полевой. «Избранник Божий» (главы изромана).
Города земли русской (3 ч)
По Золотому кольцу
Ф. К. Сологуб. «Сквозь туман едва заметный…»
М.А. Кузмин. «Я знаю вас не понаслышке…»
И. И. Кобзев. «Поездка в Суздаль».
В. А. Степанов. «Золотое кольцо».
Родные просторы (3 ч)
Волга – русская река
«Уж ты, Волга-река, Волга-матушка!..» (русская народная песня).
Н. А. Некрасов. «Люблю я краткой той поры…»(из поэмы «Горе старого Наума»).
В. С. Высоцкий. «Песня о Волге».
В. В. Розанов. «Русский Нил» (фрагмент).
Резерв навариативную часть программы – 3 ч.
РАЗДЕЛ 2.РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (9 ч)
Праздникирусского мира (4 ч)
Троица
И. А. Бунин. «Троица».
С. А. Есенин. «Троицыно утро, утренний канон…»
Н. И. Рыленков. «Возможно ль высказать без слов…»
И. А. Новиков. «Троицкая кукушка».
Тепло родногодома (5 ч)
Родство душ
Ф. А. Абрамов. «Валенки».
Т. В. Михеева. «Не предавай меня!» (главы изповести).
А. В.Жвалевский, Е. Б. Пастернак. «Радость жизни».
Резерв на вариативнуючасть программы – 2 ч.
РАЗДЕЛ 3.РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (9 ч)
Не до ордена– была бы Родина (2 ч)
Дети на войне
Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (главы).
Загадки русскойдуши (2 ч)
Сеятель твой и хранитель
И. С. Тургенев. «Сфинкс».
Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей».
О вашихровесниках (4 ч)
Пора взросления
Б. Л. Васильев. «Завтра была война» (главы).
Г. Н.Щербакова. «Вам и не снилось» (главы)
Лишь слову жизньдана (1 ч)
Язык поэзии
Дон Аминадо. «Наука стихосложения».
И. Ф.Анненский. «Третий мучительный сонет».
Резерв на вариативную часть программы –2 ч.
ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ
8класс
Блок |
Тема |
Количество часов |
Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ |
7 |
|
Преданья старины глубокой |
Легендарный герой земли русской Иван Сусанин: С. Н. Марков. «Сусанин» О. А. Ильина. «Во время грозного и злого поединка…» П. Н. Полевой. «Избранник Божий» (главы из романа) |
2 |
Города земли русской |
По Золотому кольцу: Ф. К. Сологуб. «Сквозь туман едва заметный…» М.А. Кузмин. «Я знаю вас не понаслышке…» И. И. Кобзев. «Поездка в Суздаль» В. А. Степанов. «Золотое кольцо» |
2 |
Родные просторы
|
Волга – русская река: «Уж ты, Волга-река, Волга-матушка!..» (русская народная песня). Н. А. Некрасов. «Люблю я краткой той поры…» (из поэмы «Горе старого Наума») В. С. Высоцкий. «Песня о Волге» В. В. Розанов. «Русский Нил» (фрагмент) |
2 |
Проверочная работа по итогам изучения раздела |
1 |
|
Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ |
4 |
|
Праздники русского мира |
Троица: И. А. Бунин. «Троица» С. А. Есенин. «Троицыно утро, утренний канон…» Н. И. Рыленков. «Возможно ль высказать без слов…» И. А. Новиков. «Троицкая кукушка» |
2 |
Тепло родного дома
|
Родство душ: Ф. А. Абрамов. «Валенки» Т. В. Михеева. «Не предавай меня!» (главы из повести) А. В. Жвалевский, Е. Б. Пастернак. «Радость жизни» |
2 |
Проверочная работа по итогам изучения раздела |
1 |
|
Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША |
6 |
|
Не до ордена – была бы Родина
|
Дети на войне: Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (главы) |
1 |
Загадки русской души
Представленная информация была полезной? ДА 59.4% НЕТ 40.6% Проголосовало: 1138 |
Сеятель твой и хранитель: И. С. Тургенев. «Сфинкс» Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей» |
1 |
О ваших ровесниках
|
Пора взросления: Б. Л. Васильев. «Завтра была война» (главы) Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось» (главы) |
1 |
Лишь слову жизнь дана
|
Язык поэзии: Дон Аминадо. «Наука стихосложения» И. Ф. Анненский. «Третий мучительный сонет» |
1 |
Проверочная работа по итогам изучения раздела |
1 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Наименование разделов и тем |
Плановые сроки прохождения |
Скорректированные сроки прохождения |
|
Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ 7 ч Преданья старины глубокой 2ч |
||||
1. |
Легендарный герой земли русской Иван Сусанин: С. Н. Марков. «Сусанин» О. А. Ильина. «Во время грозного и злого поединка…» |
|
|
|
2. |
П. Н. Полевой. «Избранник Божий» (главы из романа) |
|
|
|
Города земли русской 2 |
||||
3. |
По Золотому кольцу: Ф. К. Сологуб. «Сквозь туман едва заметный…» М.А. Кузмин. «Я знаю вас не понаслышке…» |
|
|
|
4. |
По Золотому кольцу: И. И. Кобзев. «Поездка в Суздаль» В. А. Степанов. «Золотое кольцо» |
|
|
|
Родные просторы 2ч |
||||
5. |
Волга – русская река: «Уж ты, Волга-река, Волга-матушка!..» (русская народная песня). Н. А. Некрасов. «Люблю я краткой той поры…» (из поэмы «Горе старого Наума») |
|
|
|
6. |
В. С. Высоцкий. «Песня о Волге» В. В. Розанов. «Русский Нил» (фрагмент) |
|
|
|
7. |
Проверочная работа по итогам изучения раздела 1ч
|
|
|
|
Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ 4 Праздники русского мира 1 |
||||
8. |
Троица: И. А. Бунин. «Троица» С. А. Есенин. «Троицыно утро, утренний канон…» Н. И. Рыленков. «Возможно ль высказать без слов…» И. А. Новиков. «Троицкая кукушка» |
|
|
|
Тепло родного дома 2 |
||||
9. |
Родство душ: Ф. А. Абрамов. «Валенки» |
|
|
|
10. |
Т. В. Михеева. «Не предавай меня!» (главы из повести) А. В. Жвалевский, Е. Б. Пастернак. «Радость жизни» |
|
|
|
11. |
Проверочная работа по итогам изучения раздела 1ч |
|
|
|
Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША 6 Не до ордена – была бы Родина 1 |
||||
12. |
Дети на войне: Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (главы) |
|
|
|
Загадки русской души 1 |
|
|
|
|
13. |
Сеятель твой и хранитель: И. С. Тургенев. «Сфинкс» Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей» |
|
|
|
О ваших ровесниках 2ч |
||||
14. |
Пора взросления Б. Л. Васильев. «Завтра была война» (главы).
|
|
|
|
15. |
Пора взросления Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось» (главы) |
|
|
|
Лишь слову жизнь дана 1 |
||||
16. |
Язык поэзии: Дон Аминадо. «Наука стихосложения» И. Ф. Анненский. «Третий мучительный сонет» |
|
|
|
17. |
Проверочная работа по итогам изучения раздела 1 |
|
|
|