X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Пояснительнаязаписка

Программасоставлена на основании примерной программы начального общего образования(авторы — Л.Ф.Климанова,  В. Г.Горецкий, М. В. Голованова), составленной в соответствии с Федеральнымкомпонентом Государственного стандарта.

Курс «Литературноечтение» отличается широким видо-жанровым и тематическим диапазоном литературныхпроизведений, соответствием учебного материала и способов его систематизацииведущей задаче третьего года обучения — формированию базовых читательскихкомпетенций и личностных качеств.

Цели рабочей программы:

·        овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтениемкак базовым умением в системе образования младших школьников;

·        совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающихумение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге;формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельнойчитательской деятельности;

·        развитие художественно-творческих и познавательных способностей,эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формированиеэстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевойдеятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать,импровизировать;

·        обогащение нравственного опыта младших школьников средствамихудожественной литературы;

·        воспитание эстетического отношения к искусству слова,

·        формирование интереса к чтению и книге, потребности в общении смиром художественной литературы;

·         обогащение нравственного опыта младших школьников, формированиепредставлений о добре, правде, дружбе, справедливости и честности, развитиенравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России идругих стран.

Задачи реализации программы:

— развивать у детей способность полноценно восприниматьхудожественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться напрочитанное; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественногопроизведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развиватьобразное мышление учащихся;

 — формировать умение воссоздавать художественные образылитературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображениеучащихся, и особенно ассоциативное мышление;

— развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опытслушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

формировать потребность в постоянномчтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчествуписателей, создателей произведений словесного искусства;

— обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представленияоб окружающем мире и природе;

— формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая егок классике художественной литературы;

— обеспечиватьдостаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровнясложности;

— расширятькругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержаниюи тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;

—   обеспечивать развитие речи школьников и активно формироватьнавык чтения и ре­чевые умения;

—   работать с различными типами текстов;

—   создавать условия для формирования потребности всамостоятельном чтении ху­дожественных произведений, формировать «читательскуюсамостоятельность».

     Выбор данной программы былобусловлен тем, что курс «Литературное чтение» отличается широким видо-жанровыми тематическим диапазоном литературных произведений, соответствием учебногоматериала и способов его систематизации ведущей задаче третьего года обучения -формированию базовых читательских компетенций и личностных качеств.

    Логика изложения, содержание обучения, перечень практических работ рабочейпрограммы в полном объеме совпадают с  авторской программой по предмету,поэтому в программу не внесено изменений.

Литературное чтение — один из основных предметов в об­учениимладших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать стекстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствуетобщему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечи­ваетрезультативность по другим предметам начальной школы.

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

— овладение осознанным, правильным, беглым и вырази­тельнымчтением как базовым навыком в системе образования младших школьников;совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умениеработать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге;формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг исамостоятельной читательской деятельности;

— развитие художественно-творческих и познавательных способностей,эмоциональной отзывчивости при чтении художе­ственных произведений;формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественноепроизведение;

— обогащениенравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы;формирование нрав­ственных представлений о добре, дружбе, правде и ответствен­ности;воспитание интереса и уважения к отечественной куль­туре и культуре народовмногонациональной России и других стран.

Литературное чтение как учебный предмет в особой мере влияет нарешение следующих задач:

1.      Освоениеобщекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтениюи книге.

Решение этой задачи предполагает формирование у младших школьниковосмысленного читательского навыка, т.е. в результате освоения предметногосодержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умениеосознанно читать тексты, работать с различной информацией, интерпретироватьинформацию в соответствии с запросами.

2.      Овладениеречевой, письменной и коммуникативной культурой.

Выполнение этой задачи связано с умением работать с различнымивидами текстов, ориентироваться в книге, использовать её для расширения знанийоб окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют вдиалоге, строя монологические высказывания ( на основе произведений и личногоопыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельнопользуются справочным материалом учебника, находя информацию в словарях,справочниках и энциклопедиях, высказывают собственное мнение на основепрочитанного и услышанного.

            3.Воспитание эстетического отношения кдействительности, отражённой в художественной литературе.

Решение этой задачи способствует пониманию художественногопроизведения, как особого вида искусства; формированию умения определять егохудожественную ценность и анализировать ( на доступном уровне) средствавыразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видамиискусства (живопись, музыка); находить сходство и различия используемыххудожественных средств; создавать свои собственные художественные произведенияна основе прочитанных.

            4. Формирование нравственных ценностей иэстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущностипроизведения.

С учётом особенностей художественной литературы, её нравственнойсущности, влияния на становление личности маленького читателя, решение этойзадачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественнымпроизведением младший школьник осваивает основные нравственно-этическиеценности с окружающим миром, получает навык анализа положительных иотрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональнойокрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитаниюадекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения вжизни.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художе­ственнымипроизведениями, духовно-нравственное и эстети­ческое содержание которых активновлияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личныхкачеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценно­стям. Ориентацияучащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки сэтическими прин­ципами поведения культурного человека, формирует навыкидоброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является фор­мированиенавыка чтения и других видов речевой деятельно­сти учащихся. Они овладеваютосознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатсяориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окру­жающеммире.

В процессе освоения курса у младших школьников повыша­ется уровенькоммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказыватьсобственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работатьс различ­ными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратомучебника, находить информацию в словарях, спра­вочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательскаякомпетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотнымчитателем, способным к использованию читательской деятельности для своегосамообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтениикниг, владеет техникой чтения и приёмами рабо­ты с текстом, пониманиемпрочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением ихсамостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащих­ся к чтениюхудожественных произведений. Внимание начи­нающего читателя обращается насловесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора кгероям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя.Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценитьобразность словесного искусства.

 

 

Место предмета в учебном плане

 

Вфедеральном базисном плане на изучение литературного чтения в третьем классеначальной школы отводится  4 часа в неделю, всего – 136 часов.

 

Результаты изученияучебного предмета

Литературноечтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решениизадач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся схудожественными произведениями,  нравственный потенциал которых очень высок.Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведенияформируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.

      Литературноечтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическимиценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностныхкачеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

       На урокахлитературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствованиекачества чтения, особенно осмысленности.  Читая и анализируя произведения,ребёнок задумывается над вечными ценностями  (базовыми ценностями): добром,справедливостью, правдой и т.д. Огромную роль при этом играет эмоциональноевосприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность.  Системадуховно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урокалитературного чтения,  формирует личностные качества человека, характеризующиеего отношение к другим  людям,  к Родине. 

Ценность жизни – признание человеческойжизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и кприроде.

Ценность добра – направленность на развитие исохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства какоснова современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается наобщечеловеческой ценностижизни, на осознании себя частью природного мира.Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека,и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви ибережное отношение к природе через тексты художественных и научно-популярныхпроизведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основаэстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как видуискусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познаниякак части культуры человечества, проникновения в суть явлений, пониманиязакономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания,установления истины, само -познание как ценность – одна из задач образования, втом числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самаязначимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературногообразования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения ксемье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд –естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческогосуществования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебнаядеятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнкаразвиваются организованность, целеустремлённость, ответственность,самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и клитературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознаниесебя как члена общества, народа, страны, государства; чувство ответственностиза настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предметаинтереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России,активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себяне только гражданином России, но и частью мирового сообщества, длясуществования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество,толерантность, уважение к многообразию иных культур.

 

Результатыосвоения конкретного учебного предмета, курса (личностные, метапредметные ипредметные)

Личностныерезультаты предмета Литературное чтение» в 3 классе

·                   1)формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ,становление гуманистических и демократических ценностных ориентациймногофункционального российского общества;

·                   2)формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир вединстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

·                   3) воспитание художественно-эстетическоговкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания изаучивания наизусть произведений художественной литературы;

·                 4) развитие этических чувств, доброжелательности иэмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствамдругих людей;

·                 5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории икультуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям инойнациональной принадлежности;

·                 6) овладение начальными навыками адаптации к школе, школьномуколлективу;

·                 7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитиемотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

·                 8) развитие самостоятельности и личной ответственности за своипоступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

·                 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками вразных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы изспорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведенийсо своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

·                 10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению кматериальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный,здоровый образ жизни.

Метапредметныерезультаты предмета Литературное чтение» в 3 классе

·                 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачиучебной деятельности, поиска средств её осуществления;

·                 2) освоение способами решения проблем творческого и поисковогохарактера;

·                 3) формирование умения планировать, контролировать и оцениватьучебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еёреализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

·                 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебнойдеятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

·                 5) использование знаково-символических средств представленияинформации о книгах;

·                 6) активное использование речевых средств  для решениякоммуникативных и познавательных задач;

·                 7) использование различных способов поиска учебной информации всправочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствиис коммуникативными и познавательными задачами;

·                 8)  овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии сцелями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствиис задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

·                 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,обобщения, классификации по родовидовым признакам, установленияпричинно-следственных связей, построения рассуждений;

·                 10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признаватьразличные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение иаргументировать свою точку зрения и оценку событий;

·                 11) умение договариваться о распределении ролей в совместнойдеятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общейцели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведениеокружающих;

·                 12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учётаинтересов сторон и сотрудничества.

Предметныерезультаты предмета Литературное чтение» в 3 классе

·                 1) понимание литературы как явления национальной и мировойкультуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

·                 2) осознание значимости чтения для личного развития; формированиепредставлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальныхэтических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формированиепотребности в систематическом чтении;

·                 3) достижение необходимого для продолжения образования уровнячитательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение чтениемвслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных,научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарныхлитературоведческих понятий;

·                 4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое),выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание испецифику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновыватьнравственную оценку поступков героев;

·                 5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу,пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительнойинформации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

·                 6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов:устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысльпроизведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план,находить средства выразительности, пересказывать произведение;

·                 7) умение работать с разными видами текстов, находить характерныеособенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. Напрактическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование –создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание– характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

·                 8) развитие художественно-творческих способностей, умениесоздавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукциикартин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.

Предметными  результатами изучения курса «Литературное чтение»является сформированность следующих умений:

3 класс

·       делить текст начасти, озаглавливать части;

·       выбирать наиболееточную формулировку главной мысли из ряда данных;

·       подробнои выборочно пересказывать текст;

·       составлять устныйрассказ о герое прочитанного произведения по плану;

·       размышлять охарактере и поступках героя;

·       относитьпроизведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка,скороговорка; различать народную и литературную ( авторскую) сказку;

·       находить в сказкезачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;

·       относить сказочныхгероев к одной из групп ( положительные, отрицательные, герои-помощники,нейтральные персонажи);

·       соотносить автора,название и героев прочитанных произведений.

Требованияк результатам освоения учебного курса русский язык учащимися

Врезультате работы по разделу «Виды речевой и читательской деятельности» дети научатся:

·        осознаватьзначимость чтения для дальнейшего обучения. Понимать цель обучения(удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поискфактов и суждений, аргументаций, иной информации);

·        осознанновоспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержаниеразличных видов текстов, выявлять их специфику (художественный,научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героевпроизведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определятьпоследовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанномуучебному, научно-популярному и художественному тексту;

·        оформлятьсвою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема(повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, попредложенной теме или отвечая на вопрос;

·        вестидиалог в различных учебных и бытовых ситуациях обобщения, соблюдая правиларечевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждениипрослушанного/прочитанного произведения;

·        работатьсо словом (распознавать прямое и переносное значение слова, егомногозначностью), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;

·        читать(вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смыслпрочитанного;

·        читатьосознанно и выразительно доступные по объему произведения;

·        ориентироватьсяв нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев,самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственныминормами;

·        ориентироватьсяв специфике научно-популярного и учебного текста и использовать полученнуюинформацию в практической деятельности;

·        использоватьпростейшие приемы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственныесвязи и определять главную мысль произведения; делить текс на части,озаглавливать их; составлять простой план; находить простые средствавыразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определять отношениеавтора к герою, событию;

·        использоватьразличные формы интерпретации содержания текстов: интегрировать содержащиеся вразных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные втексе напрямую; объяснять (пояснять) их, соотнося с общей идеей и содержаниемтекста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст,опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру,язык;

·        передаватьсодержание прочитанного или прослушанного с учетом спецификинаучно-популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержаниетекста в виде пересказа (полного или выборочного);

·        коллективнообсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст илисобственный опыт;

·        ориентироватьсяв книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторскойкниги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотекепо заданной тематике, по собственному желанию;

·        составлятькраткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) налитературное произведение по заданному образцу;

·        самостоятельнопользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями исправочной литературой.

Врезультате работы по разделу «Виды речевой и читательской деятельности» детиполучат возможность научиться:

·        восприниматьхудожественную литературу как вид искусства;

·        осмысливатьэстетические и нравственные ценности художественного текста и высказыватьсобственное суждение;

·        осознанновыбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) взависимости от цели чтения;

·        определятьавторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;

·        доказыватьи подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;

·        напрактическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование –создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание– характеристика героя);

·        писатьотзыв о прочитанной книге;

·        работатьс тематическим каталогом;

·        работатьс детской периодикой.

Врезультате работы по разделу «Творческая деятельность» дети научатся:

·        читатьпо ролям литературное произведение;

·        использоватьразличные способы работы с деформированным текстом (устанавливатьпричинно-следственные связи, последовательность событий; дать характеристикугероя; составлять текст на основе плана);

·        создаватьсобственный текст на основе художественного произведения, репродукции картинхудожников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

Врезультате работы по разделу «Творческая деятельность» дети получат возможностьнаучиться:

·        творческипересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;

·        создаватьиллюстрации, диафильм по содержанию произведения;

·        работатьв группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;

·        способамнаписания изложения

Врезультате работы по разделу «Литературоведческая пропедевтика» дети научатся:

·        сравнивать,сопоставлять делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-трисущественных признака;

·        отличатьпрозаический текст от поэтического;

·        распознаватьособенности фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы)

Врезультате работы по разделу «Литературоведческая пропедевтика» дети получатвозможность научиться:

·        сравнивать,сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя рядлитературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структуратекста, герой, автор) и средства художественной выразительности (сравнение,олицетворение, метафора);

·        определятьпозиции героев и автора художественного текста;

·        создаватьпрозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста,используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).

Врезультате изучения литературного чтения ученик должен

знать/понимать:

·        наизустьне менее 15 стихотворений;

·        названия,основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

·        элементыкниги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация).

уметь:

·        повышатьи понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания;

·        соблюдатьпаузы  и выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого;

·        определятьтему и главную мысль произведения;

·        воспроизводитьсодержание текста по вопросам или картинному плану, данному в учебнике;

·        подробнопересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом;

·        отвечатьна вопросы по содержанию текста, находить в нем предложения, подтверждающиеустное высказывание;

·        раскрыватьсодержание иллюстраций к произведению; соотносить их с отрывками рассказа,находить в тексте слова соответствующие им;

·        делитьтекст на части, озаглавливать их, выявлять основную мысль прочитанного;

·        сопоставлятьслова близкие по значению; понимать значение слов и выражений в контексте:различать простейшие случаи многозначности слов, отыскивать в тексте слов и выражений,характеризующих событие, действующих лиц, картины природы;

·        ориентироватьсяв учебной книге: знакомство с содержанием; нахождение в нем названия нужногопроизведения; умение пользоваться заданиями и вопросами, помещёнными в учебныхкнигах;

·        читатьстихотворные произведения наизусть (по выбору);

·        различатьжанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказкинародные и литературные;

·        приводитьпримеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки).

·        овладетьнавыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами притемпе громкого чтения незнакомого текста не ниже 70 – 75  слов в минуту.

использоватьприобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля:

·        самостоятельногочтения книг;

·        высказыванияоценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);

·        самостоятельноговыбора и определения содержания книги по её элементам;

·        работыс различными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе наэлектронных носителях).

 

            Основноесодержание курса программы

Введение (1 ч)

üЗнакомствос учебником.

Самое великое чудо на свете (4 ч)

üЗнакомствос названием раздела.

üРукописныекниги древней Руси.

üПервопечатникИван Федоров.

üУрок-путешествиев прошлое. Оценка достижений.

 Обучающиесядолжны знать:

  • историю создания книги,
  • имя русского первопечатника Ивана Федорова

Обучающиесядолжны уметь:

  • обобщить полученную информацию по истории создания книги;
  • осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего;
  • придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации.

Устноенародное творчество (14 ч)

üЗнакомствос названием раздела.

üРусскиенародные песни.

üДокучныесказки.Сочинениедокучных сказок.

üПроизведенияприкладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородскаяигрушка.

üРусскаянародная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

üРусскаянародная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

üРусскаянародная сказка «Иван-царевич и Серый Волк».

üРусскаянародная сказка «Иван-царевич и Серый Волк».

üРусскаянародная сказка «Иван-царевич и Серый Волк».

üРусскаянародная сказка «Сивка-бурка».

üРусскаянародная сказка «Сивка-бурка».

üХудожники-иллюстраторыВ. Васнецов и И. Билибин.

üКВН(обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество»).

üПроект«Сочиняем волшебную сказку. Оценка достижений.».

Обучающиесядолжны знать:

  • различные произведения устного народного творчества (пословицы ,загадки, песни, сказки)

Обучающиесядолжны уметь:

  • различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры
  • приводить примеры произведений фольклора ( пословицы ,загадки, песни, сказки)
  • отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности
  • определять тему и главную мысль произведения;
  • пересказывать текст объемом не более 1,5 страниц;
  • делить текст на смысловые части;
  •  составлять его простой план
  • участвовать в диалоге при обсуждении произведения;
  •  выражать личное отношение к прочитанному.

Поэтическаятетрадь 1 (11 ч)

ü Знакомствос названием раздела.

ü Проект«Как научиться читать стихи» (на основе научно-популярной статьи Я.Смоленского).

ü Ф. И. Тютчев.«Весенняя гроза».

ü Ф.И. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья».

ü А. А. Фет.«Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…».

ü И. С. Никитин.«Полно, степь моя, спать беспробудно…».

ü И.Никитин «Встреча зимы».

ü И. З. Суриков.«Детство».

ü И. З. Суриков«Зима».Сравнениекак средство создания картины природы в лирическом стихотворении.

ü Путешествиев Литературную страну (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1»).

ü Оценкадостижений.

Обучающиесядолжны знать:

  • произведения выдающихся представителей русской литературы (Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, И. С. Никитин.И. З. Суриков)
  • названия, основное содержание изученных литературных произведений;
  •  имена, фамилии их авторов
  • выразительные средства( эпитеты ,метафоры, сравнения)

Обучающиесядолжны уметь:

  • читать стихотворные произведения наизусть (по выбору).
  • осуществлять выбор произведений для чтения перед аудиторией

Великиерусские писатели (24 ч)

üЗнакомствос названием раздела.

üА.Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина».

üА.Пушкин. Лирические стихотворения.

üА.Пушкин «Зимнее утро».

üА.Пушкин «Зимний вечер».

üА.Пушкин «Сказка о царе Салтане…».

üА.Пушкин «Сказка о царе Салтане…».

üА.Пушкин «Сказка о царе Салтане…».

üА.Пушкин «Сказка о царе Салтане…».

üРисункиИ. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом.

üИ.Крылов. Подготовка сообщения о И.А. Крылове на основе статьи учебника, книг оКрылове.

üИ.Крылов «Мартышка и очки».

üИ.Крылов «Зеркало и Обезьяна».

üИ.Крылов «Ворона и Лисица».

üМ.Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи.

üМ.Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…».

üМ.Лермонтов «Утёс», «Осень».

üЛ.Толстой «Детство» (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения.

üЛ.Толстой «Акула».

üЛ.Толстой «Прыжок».

üЛ.Толстой «Лев и собачка».

üЛ.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». Сравнениетекстов.

üОценкадостижений.

üЛитературныйпраздник (обобщающий урок по разделу Великие русские писатели).

Обучающиесядолжны знать:

  • произведения выдающихся представителей русской литературы (И. А. Крылов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой);
  • классиков советской детской литературы;
  • произведения современной отечественной литературы (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками.

Обучающиесядолжны уметь:

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
  •  читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию
  • последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления или получения ответа на поставленный вопрос
  • читать стихотворные произведения наизусть (по выбору)
  • читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
  • определять тему и главную мысль произведения;
  • пересказывать текст;
  • приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу

Поэтическаятетрадь 2 (6 ч)

üЗнакомствос названием раздела.

üН.Некрасов «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором…».

üН.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

üК.Бальмонт «Золотое слово».

üИ.Бунин. Выразительное чтение стихотворение.

üРазвивающийчас (урок-обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 2»). Оценка достижений.

Обучающиесядолжны знать :

  • произведения выдающихся представителей русской литературы (Н. А. Некрасов  К. Д. Бальмонт,  И. А. Бунин )
  • названия, основное содержание изученных литературных произведений;
  • имена, фамилии их авторов.
  • выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения)

Обучающиесядолжны уметь :

  • отвечать на вопросы по содержанию произведения,
  • характеризовать выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения)
  • заучивать стихотворение с помощью иллюстраций и опорных слов,
  • выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой)
  • составлять отзыв о понравившемся произведении

Литературныесказки (8 ч)

üЗнакомствос названием раздела.

üД.Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки» (присказка).

üД.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца-Длинные Уши, Косые Глаза, КороткийХвост».

üВ.Гаршин «Лягушка-путешественница».

üВ.Гаршин «Лягушка-путешественница».

üВ.Одоевский «Мороз Иванович».

üВ.Одоевский «Мороз Иванович».

üОценкадостижений. Контрольная работа. КВН (обобщающий урок по I частиучебника).

Обучающиесядолжны знать :

  • жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорныежанры, народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня
  • особенности литературной сказки
  • названия, основное содержание изученных литературных произведений
  • имена, фамилии их авторов.

 Обучающиеся должны уметь:

  • составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;
  • создавать небольшой устный текст на заданную тему;
  • различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), сказки народные и литературные

Были инебылицы (10 ч)

üЗнакомствос названием раздела.

üМ.Горький «Случай с Евсейкой».

üМ.Горький «Случай с Евсейкой».

üК.Паустовской «Растрёпанный воробей».

üК.Паустовской «Растрёпанный воробей».

üК.Паустовской «Растрёпанный воробей».

üА.Куприн «Слон».

üА.Куприн «Слон».

üА.Куприн «Слон».

üУрок-путешествиепо разделу «Были-небылицы». Оценка достижений.

Обучающиесядолжны знать:

  • названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

 Обучающиесядолжны уметь:

  • последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления или получения ответа на поставленный вопрос;
  • воспринимать на слух и понимать художественные произведения разных жанров передавать их содержания по вопросам.
  • осознавать цели и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг.

Поэтическаятетрадь 1 (6 ч)

üЗнакомствос названием раздела. С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?..».

üС.Чёрный «Воробей», «Слон».

üА.Блок «Ветхая избушка».

üА.Блок «Сны», «Ворона».

üС.Есенин «Черёмуха».

üУрок-викторинапо разделу «Поэтическая тетрадь 1». Оценка достижений.

Обучающиесядолжны знать:

  • названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
  • имена поэтов ( Саша Черный, А.А. Блок, С.А.Есенин)

Обучающиесядолжны уметь:

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
  • читать вслух текст, соблюдая правила произношения и соответствующуюинтонациючитать стихотворные произведения наизусть;
  • безошибочно читать незнакомый текст с соблюдением норм литературного произношения;
  • не допускать  искажения ударений

Люби живое(16ч)

ü Знакомствос названием раздела.

ü М.Пришвин «Моя Родина». Заголовок-«входная дверь» в текст. Сочинение на основехудожественного текста.

ü И.Соколов-Микитов «Листопадничек».

ü И.Соколов-Микитов «Листопадничек».

ü В.Белов «Малька провинилась».

ü В.Белов «Ещё раз про Мальку».

ü В.Бианки «Мышонок Пик».

ü В.Бианки «Мышонок Пик».

ü Б.Житков «Про обезьянку».

ü Б.Житков «Про обезьянку».

ü Б.Житков «Про обезьянку».

ü В.Дуров «Наша Жучка».

ü В.Астафьев «Капалуха».

ü В.Драгунский «Он живой и светится».

ü Урок-конференция«Земля-наш дом родной» (обобщающий урок по разделу «Люби живое»).

ü Оценкадостижений.

Обучающиесядолжны знать:

  • названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Обучающиесядолжны уметь:

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии)
  • выражать личное отношение к прослушанному (прочитанному), аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения
  • пересказывать  текст, последовательно воспроизводить содержание рассказа, кратко пересказывать произведение ( эпизод)
  • составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
  • оценивать события, героев произведения
  • создавать небольшой устный текст на заданную тему

Поэтическаятетрадь 2 (8 ч)

üЗнакомствос названием раздела.

üС.Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…».

üА.Барто «Разлука».

üА.Барто «В театре».

üС.Михалков «Если». «Рисунок».

Представленная информация была полезной?
ДА
59.43%
НЕТ
40.57%
Проголосовало: 1166

üЕ.Благинина «Кукушка», «Котёнок».

ü«Крестики-нолики»(обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2»).

üОценкадостижений.

Обучающиесядолжны знать:

  • названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

Обучающиесядолжны уметь:

  • выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой)
  • читать стихотворные произведения наизусть (по выбору)

Собирай поягодке — наберешь кузовок (12 ч)

üЗнакомствос названием раздела.

üБ.Шергин «Собирай по ягодке-наберёшь кузовок». Особенность заголовкапроизведения.

üА.Платонов «Цветок на земле».

üА.Платонов «Цветок на земле».

üА.Платонов «Ещё мама».

üА.Платонов «Ещё мама».

üМ.Зощенко «Золотые слова».

üМ.Зощенко «Великие путешественники».

üН.Носов «Федина задача».

üН.Носов «Телефон».

üВ.Драгунский «Друг детства».

üУрок-конкурспо разделу «Собирай по ягодке-наберёшь кузовок». Оценка достижений.

Обучающиесядолжны знать:

  • основное содержание текста.
  • героев произведения;

Обучающиесядолжны уметь:

  • составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
  • оценивать события, героев произведения;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое произведения, событии)

Постраницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки» (8 ч)

üЗнакомствос названием раздела.

üЛ.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой».

üЮ.Ермолаев «Проговорился».

üЮ.Ермолаев «Воспитатели».

üГ.Остер «Вредные советы».

üГ.Остер «Как получаются легенды».

üР.Сеф «Весёлые стихи».

üЧитательскаяконференция «По страницам детских журналов» (обобщающий урок). Оценкадостижений.

Обучающиесядолжны знать:

  • основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
  • героев произведения;

Обучающиесядолжны уметь:

  • находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме;
  • готовить сообщение по теме, используя информацию журнала;

·        читатьвслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правилапроизношения и соответствующую интонацию;

·        читатьосознанно текст художественного произведения «про себя» ;

·        создаватьнебольшие письменные ответы на поставленный вопрос по прочитанномупроизведению;

·        участвоватьв литературных играх

Зарубежнаялитература (8 ч)

üЗнакомствос названием раздела. Мифы Древней Греции.

üМифыДревней Греции.

üМифыДревней Греции.

üГ.Х.Андерсен «Гадкий утёнок».

üГ.Х.Андерсен «Гадкий утёнок».

üГ.Х.Андерсен «Гадкий утёнок».

üРазвивающийчас по теме «Зарубежная литература».

ü«Брейн-ринг»(обобщающий урок за курс 3 класса).

Обучающиесядолжны знать:

  • изученные произведения зарубежной литературы,
  • их авторов;
  • героев произведения;

Обучающиесядолжны уметь:

  • находить в мифологическом тексте эпизоды рассказывающие о  представлениях древних людей о мире
  • сравнивать сказки разных народов,
  • сочинять свои сказки
  • делить текст на смысловые части, составлять его простой план
  • выделять в тексте главное, анализировать, находить ответы на вопросы;
  • четко, ясно, развернуто излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • проявлять артистичность, эмоциональность, выразительность при чтении, инсценировании произведений зарубежной литературы

Видыречевой и читательской деятельности

Слушание (аудирование).Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собесед­ника,слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи,умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения,определение после­довательности событий, осознание цели речевого высказыва­ния,умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному ихудожественному произведениям. Развитие умения наблюдать за выразительностьюречи, за особенностью авторского стиля.

Чтение.Чтение вслух. Ориентация на развитиеречевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений инавыков.Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленно­му, правильномучтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенноеувеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных нормчтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания.Понимание смысловых особенностей раз­ных по виду и типу текстов, передача их спомощью интониро­вания. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетическойотзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подго­товиться квыразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определитьлогические ударения и паузы).Развитие умения переходить от чтения вслух ичтению про себя.

Чтениепро себя. Осознание смысла произведения при чте­нии про себя(доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее,ознакомительное, выбо­рочное), умение находить в тексте необходимую информацию,понимание её особенностей.

Работас разными видами текста.

Общеепредставление о разных видах текста: художествен­ном, учебном,научно-популярном и их сравнение. Определе­ние целей создания этих видовтекста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественныхпроизведении, осознавать сущность поведения героев.

Практическоеосвоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозированиесодержания книги по её на­званию и оформлению.

Самостоятельноеопределение темы и главной мысли про­изведения по вопросам и самостоятельноеделение текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с раз­нымивидами информации.

Участиев коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме,слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используятекст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическаякультура

Книгакак особый вид искусства. Книга как источник не­обходимых знаний. Общеепредставление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная,художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, ти­тульныйлист, аннотация, иллюстрации. Умение самостоятельно составить аннотацию.

Видыинформации в книге: научная, художественная (с опо­рой на внешние показателикниги, её справочно-иллюстративный материал.

Типыкниг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений,периодическая печать, справочные изда­ния (справочники, словари, энциклопедии).

Самостоятельныйвыбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематическогокаталога. Самостоятель­ное пользование соответствующими возрасту словарями идру­гой справочной литературой.

Работас текстом художественного произведения

Определениеособенностей художественного текста: свое­образие выразительных средств языка(с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватноесоотношение с содержанием.

Пониманиенравственно-эстетического содержания прочи­танного произведения, осознаниемотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали.Осо­знание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине влитературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев вфольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста сиспользованием вы­разительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений,эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с ис­пользованиемспецифической для данного произведения лекси­ки (по вопросам учителя), рассказпо иллюстрациям, пересказ.

Характеристикагероя произведения с использованием худо­жественно-выразительных средствданного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя исобытия. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов.Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристикагероя произведения: портрет, характер, выражен­ные через поступки и речь.Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторскихпомет, имён героев.

Освоениеразных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий(передача основных мыслей). Подробный пересказ текста (деление текста на части,определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждойчасти и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорныхили ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста,в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказы­ваний) и на егооснове подробный пересказ всего текста.

Самостоятельныйвыборочный пересказ по заданному фраг­менту: характеристика героя произведения(выбор слов, выраже­ний в тексте, позволяющих составить рассказ о герое),описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составитьданное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов изразных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характерупоступков героев.

Развитиенаблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать(предвидеть) ход развития сю­жета, последовательности событий.

Работас научно-популярным, учебными и другими текстами

Пониманиезаглавия произведения, адекватное соотноше­ние с его содержанием. Определениеособенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации).Знаком­ство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установлениепричинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текстана части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгорит­мадеятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой наключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказтекста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебнымизаданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом. Умениеговорить (культура речевого общения)

Осознаниедиалога как вида речи. Особенности диалогиче­ского общения: умение пониматьвопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту;внимательно вы­слушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме вы­сказыватьсвою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному,научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику.Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт.Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство сособенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работасо словом (распознавать прямое и переносное зна­чение слов, их многозначность),целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Умениепостроить монологическое речевое высказывание не­большого объёма с опорой наавторский текст, по предложен­ной теме или в форме ответа на вопрос.Формирование грам­матически правильной речи, эмоциональной выразительности исодержательности. Отражение основной мысли текста в вы­сказывании. Передачасодержания прочитанного или прослу­шанного с учётом спецификинаучно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений(из повседнев­ной жизни, художественного произведения, изобразительногоискусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельноепостроение плана собственного высказыва­ния. Отбор и использованиевыразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностеймонологического высказывания.

Устноесочинение как продолжение прочитанного произ­ведения, отдельных его сюжетныхлиний, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культураписьменной речи)

Нормыписьменной речи: соответствие содержания заголо­вку (отражение темы, местадействия, характеров героев). Ис­пользование в письменной речи выразительныхсредств языка (синонимы, антонимы, сравнения), в мини-сочинениях (пове­ствование,описание, рассуждение). Рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

Кругдетского чтения

Знакомствос культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.

Произведенияустного народного творчества разных наро­дов (малые фольклорные жанры, народныесказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежныхстран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонто­ва, Л.Н.Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечествен­ной литературы XIX—XX вв.,классиков детской литературы, знакомство с произведениями современнойотечественной (с учётом многона­ционального характера России) и зарубежнойлитературы, до­ступными для восприятия младших школьников.

Тематикачтения обогащена введением в круг чтения млад­ших школьников мифов ДревнейГреции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижникахОтечества.

Книгиразных видов: художественная, историческая, при­ключенческая, фантастическая,научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детскиепериодические издания.

Основныетемы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе,детях, братьях наших мень­ших, добре, дружбе, честности, юмористическиепроизведения.

Литературоведческаяпропедевтика

(практическоеосвоение)

Нахождениев тексте художественного произведения (с помо­щью учителя) средстввыразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор иосмысление их значения.

Первоначальнаяориентировка в литературных понятиях: ху­дожественное произведение, искусствослова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Геройпроизведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

Общеепредставление об особенностях построения разных видов рассказывания:повествования (рассказ), описания (пей­заж, портрет, интерьер), рассуждения(монолог героя, диалог героев).

Сравнениепрозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделениеособенностей стихотворного произве­дения (ритм, рифма).

Фольклорныеи авторские художественные произведения (их различение).

Жанровоеразнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки,пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основногосмыс­ла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенностисказок: лексика, построение (композиция). Лите­ратурная (авторская) сказка.

Рассказ,стихотворение, басня — общее представление о жан­ре, наблюдение заособенностями построения и выразительны­ми средствами.

Творческаядеятельность обучающихся

(наоснове литературных произведений)

Интерпретациятекста литературного произведения в творче­ской деятельности учащихся: чтениепо ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомствос раз­личными способами работы с деформированным текстом и ис­пользование их(установление причинно-следственных связей, последовательности событий,изложение с элементами сочине­ния, создание собственного текста на основехудожественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин худож­ников,по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитиеумения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей,оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои текстыс художественными текстами-описаниями, находить ли­тературные произведения,созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

 

 

Формапроведения промежуточной аттестации

Формагодовой промежуточной аттестации согласно учебногоплана: контрольное тестирование

 

 

Учебно-методическоеи материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Для реализациирабочей программы используется учебно-методический комплект,включающий:

Дляобучающихся:

1. Литературноечтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (с CD-диском).В 2-х частях / Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. – М.:Просвещение, 2018.

2.Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс. / Бойкина М.В.,Виноградская Л.А. – М.: Просвещение, 2018.

Дляучителя:

1.Сборник рабочих программ УМК «Школа России». Литературное чтение. 1-4 классы. /Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. – М.: Просвещение, 2011.

2.Литературное чтение. Методические рекомендации. 3 класс / Стефаненко Н.А. – М.:Просвещение, 2018.

3.Поурочныеразработки по литературному чтению./ Кутявина С.В.-М.: ВАКО, 2018.

4. Чтение. Сборниктекстов для проверки техники чтения. 1-4 класс./ Лагутина Е.В.- М.:Издат-школа, 2004.

Электронныересурсы

ü    Презентациик урокам

ü    Фонохрестоматия по литературе для 3 класса

Оборудование:

ü    Компьютер

ü    Мультимедийныйпроектор

ü    Демонстрационныйэкран

Интернет -ресурсы

·     http://fsuexpert.ru – порталпо учебникам (Общественно-государственная экспертиза учебников)

·     http://it-n.ru– сеть творческих учителей

·     http://www.ipkpro.aaanet.ru-сайт РО ИПК и ПРО

·     http://school-collection.edu.ru/- единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

·     http://som.fsio.ru/- сетевое сообщество методистов

·     http://www.apkpro.ru/content/blogsection/43/577/- федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования инауки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе вобщеобразовательных учреждениях 

·     http://www.auditorium.ru/ — Российское образование – сеть порталов

·     http://www.ed.gov.ru/-сайт Министерства образования РФ

·     http://www.edu.ru/- каталог образовательных Интернет-ресурсов

·     http://www.fio.ru- Федерация Интернет-образования

·     http://www.lib.ru/ -Электронная библиотека

·     http://www.profile-edu.ru — сайт по профильному обучению;

·     http://www.rsl.ru/- Российская государственная библиотека

·     http://www.standart.edu.ru — Новый стандарт общего образования

·     http://www.ug.ru – Учительская газета

·     Дистанционнаяподдержка профильного обучения // http://edu.of.ru/profil/

·     Информационно-коммуникационныетехнологии в образовании // http://ict.edu.ru/lib/

·     МОРФ. Федер. агентство // http://www.ed.gov.ru/prof-edu/

·     Объединениепедагогических изданий Первое сентября // http://www.1september.ru /ru/mainslow.htm

·     Профильноеобучение в старшей школе // http://www.profile-edu.ru/

·     Российскийобщеобразовательный портал  http://www.school.edu.ru

·     СайтМинистерства образования http://mon.gov.ru/structure/minister/

·     Системафедеральных образовательных порталов // http://www.edu.ru/db/portal/sitesportal_page.htm

·     Учитель.ru// http://new.teacher.fio.ru/15

·     Федеральныйпортал «Российское образование»  // http://www.edu.ru

·      Открытыйкласс Сообщество учителей//http://www.openclass.ru/

 

 

Промежуточнаяаттестация

 

Пояснительная записка

            Назначение КИМ дляпроведения промежуточной аттестации (контрольная работа):

на основании Федерального закона «Обобразовании в Российской Федерации» № 273 от 26.12.2012г. ст. № 58 (вдействующей редакции) содержание и структура контрольнойработы определяются на основе Федерального государственного образовательногостандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009№ 373 (в действующей редакции) с учётом основнойобразовательной программы начального общего образования МБОУСОО «Школа № 15»пос. Биракани содержания учебников «Литературное чтение» 3 класс (УМК «ШколаРоссии»).

Цель работы: оценитьуровень подготовки обучающихся 3 класса по предмету литературное чтение, осуществитьдиагностику достижения предметных и метапредметных результатов

обучения.

 

Формаработы:  контрольная работа

Времявыполнения: 40 минут.

Учащиесядолжны уметь применять знания, полученные в период третьего года обучения, втом числе:

-читать плавно целыми словами в соответствии с орфоэпическими нормами, текстыразных видов и жанров со скоростью не ниже 65-70 слов в минуту ( про себя на 20слов больше);

-понимать содержание и подтекст более сложных по смысловому и художественномууровню произведений, чем прежде;

-определять тему и главную мысль произведения;

-озаглавливать текст с точки зрения темы или идеи произведения;

-составлять простой план текста;

-давать персонажам и их взаимоотношениям подробную характеристику, ссылаясь натекст;

-составлять собственные высказывания на основе прочитанного текста.

Общаяхарактеристика контрольной работы

Работа состоит из трёх частей, которые различаются по содержанию,сложности и числу заданий. Определяющим признаком каждой части работы являетсяформа заданий:

Часть1 – задания 1-6, они предусматривают выбор единственно правильного ответа изпредложенных. Такая структура задания обеспечивает возможность достаточнокачественно и оперативно получать информацию о результатах усвоения учебного материала,отдельного вопроса или темы, выявить базовый уровень знаний по предмету.

Часть2 – задания 7,8,9,10,11, они требуют записи краткого ответа.

Часть3 – это задание на развитие письменной речи обучающихся; требуетсясамостоятельный ответ обучающегося (умения сравнивать, определятьпоследовательность собственных действий, выстраивать логические цепочки). Этотвид задания требует от обучающегося активной и достаточно оперативноймыслительной деятельности.

Каждыйобучающийся получает бланк с текстом комплексной проверочной работы, в которомотмечает или записывает свои ответы на задания.

Оценка выполнения заданий и контрольной работы в целом.

Правильноерешение каждого из заданий 1,2, 3, 4. 5, 6 — оценивается одним баллом;7,8,9,10, 11- оцениваются 2 баллами, 12 задание -3 баллами. Задание считаетсявыполненным верно:

-если в части 1 обучающийся выбрал правильный вариант ответа;

-если в части 2 обучающийся дал правильный ответ в письменном виде;

-если в части 3 обучающийся правильно сформулировал и записал ответ  из 3-4предложений. Часть 3 учитывается отдельно ( только за правильный ответвыставляется 3 балла) .

Проверкакомплексной контрольной работы проводится на основе разработанной системыкритериев.

Максимальныйбалл за работу-16 баллов.

Переводбаллов в школьные отметки:

 

 

Уровни

Баллы

Отметка

Высокий уровень

16 баллов

«5»

Выше среднего уровень

15-12 баллов

«4»

Средний уровень

11-8 баллов

«3»

Ниже среднего уровень

Менее 8 баллов

«2»

 

 

 

 

 

Контрольная работа

Прочитайтекст.

СНЕГИРЬ

Ты знаешь, многие птицыс наступлением холодов улетают на юг. А есть и такие, что прилетают к намтолько зимой. Называются они «снегири», потому что появляются у нас вместе соснегом. Что за странное желание – жить у нас зимой, когда здесь холодно и всептицы уже давно на юге? Но дело в том, что наши леса для снегирей уже «тёплыекрая»: летом они живут гораздо севернее, там, где очень сильные морозы.

Узнать снегирей легко.Их красные грудки, голубовато-серые спинки, чёрные бархатные шапочки и крыльяхорошо заметны на фоне белого снега.

Снегири – птицысолидные. Не торопясь, перелетают они небольшими стайками с дерева на дерево,вежливо уступая самкам (которые окрашены так же, лишь грудь буровато-серогоцвета) лучшие грозди рябины.

Когда зазвенит песнязяблика, снегири уже будут далеко на севере – на родине. Совьют там гнёзда,выведут и вскормят птенцов. А поздней осенью или в начале зимы снова раздастся ихнизкий звонкий посвист¹: «Жю… жю… жю… — мы прибыли!»

Добро пожаловать! У нас в лесу всегда радыгостям.

(1) Посвист- особый свист

Ю.Дмитриев

(166 слов)

Часть 1

 

При выполнении заданий этой части (задание 1-6) подчеркни номер, который соответствует выбранному тобой ответу

 

1. Определитип речи.

1)описание

2)рассуждение

3)повествование

2. Вкакое время года прилетают к нам снегири?

1)весной

2)летом

3)зимой

3. Гдевьют гнёзда и выводят птенцов снегири?

1)на юге

2)на севере

3)и на юге и на севере

4. Почемуснегирей называют солидными птицами?

1)за их размер

2)за их окраску

3)за их повадки

5. Чемявляются наши зимние леса для снегирей?

1)«холодными краями»

2)«тёплыми краями»

3)родиной

6. Вкакой сборник можно поместить это произведение?

1)«Рассказы о животных»

2)«Легенды и сказания о животных»

3)«Сборник стихов»

 

Часть 2

При выполнении заданий этой части (задания 7-11) запиши ответ

7. Восстановипоследовательность пунктов плана.

А)«Тёплые края» для снегирей.

Б)Родина снегирей.

В)Добро пожаловать в наши леса.

Г)Снегири – солидные птицы.

Ответ:_________________________________________________________________

8. Зачто снегири получили своё имя? Выпиши ответ из текста.

Ответ:_____________________________________________

9. Чемотличается самка снегиря от самца?

Ответ:______________________________________________

10. Допишисловосочетания, используя текст.

грудки(какие?) _________________________

спинки(какие?) _________________________

шапочки(какие?) _______________________

11. Используятекст произведения, восстанови предложение.

Ответ:Но дело в том, что наши леса для снегирей __________________________________________________: летом они живут _______________________________, там,где очень __________________________________.

Часть 3

При выполнении задания этой части (задание 12) сформулируй и запиши полный ответ (3-4 предложения)

 

12. Понравилсяли тебе данный текст и чем?

Ответ:______________________________________________________________________________

 ___________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________


Ключи к ответам

Часть1

задание

1

2

3

4

5

6

ответ

1

3

2

3

2

1

 

Часть2

Задание

Вариант ответа

7

АГБВ

8

Называются они «снегири», потому что появляются у нас вместе со снегом.

9

Отличается окраской. У самки снегиря грудь буровато-серого цвета, а у самца-красного

10

Грудки (какие?) красные, спинки (какие?) голубовато-серые, шапочки(какие?) чёрные бархатные

11

Но дело в том, что наши леса для снегирей уже «теплые края»: летом они живут гораздо севернее там,  где очень сильные морозы.


Литература:

КрыловаО.Н. «Литературное чтение: итоговая аттестация: 3 класс: типовые тестовыезадания. ФГОС/О.Н. Крылова. — М.: Издательство «Экзамен», 2016.-52с.

ПриказомМинистерства образования и науки Российской Федерации учебное пособие допущенок использованию в общеобразовательных организациях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.43%
НЕТ
40.57%
Проголосовало: 1166

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет