X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

 

 

 

 

 

Программа

урегулированияконфликтов 

междуучастниками образовательного процесса

«Восстановительнаямедиация»

 

 

 

 

 

 

 

 

Составители: социальный педагог

Ермакова Евгения Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домодедово

                                                                    2022 г.

 

 

 

Пояснительнаязаписка

«Вцелях развития дружественного к ребенку правосудия

предусматривается… организация школьных служб примирения, нацеленных на

разрешениеконфликтов в образовательных учреждениях, профилактику

правонарушенийдетей и подростков, улучшение отношений в образовательном

учреждении».

В  статье  №45  «Защита  прав обучающихся,  родителей (законных  представителей)  несовершеннолетних обучающихся» указывается,  что  в  организации,  осуществляющей образовательную деятельность,  создается  «Комиссия  по  урегулированию споров  между участниками образовательных отношений».

В  МАОУ Повадинская СОШ  служба  медиации способствуетреализации требований ФГОС среднего общего образования к  результатам освоения  обучающимися  основной  образовательной программы:  «Личностные результаты  должны  отражать  готовность  и способность  вести  диалог  с другими  людьми,  достигать  в  нём взаимопонимания,  находить  общие  цели  и сотрудничать  для  их достижения».

Служба  медиации  действует  на основании  действующего законодательства и Положения о школьной службе медиации.Программа  составлена  на  основе  практического  руководства. «Занятия  со школьниками  проводятся  во  второй половине  дня  во  внеурочное  время.  С родителями  в  вечернее  время  и  в клубах  выходного  дня.  Продолжительность занятия  и  распределение времени  определяется    в  зависимости  от включения  участников  в активную коммуникацию. 

Цель:

Снижение  количества  конфликтов  через внедрение  модели  реализации восстановительных  технологий  в  систему профилактики  конфликтных  ситуаций  в  школьной среде; создание условийуспешной социализации несовершеннолетних.

Задачи:

1.  Установление порядка организации ипроведения восстановительных программ.

2.  Мониторинг организациивосстановительных процедур в ОУ.

3.  Создание информационного поля овосстановительных технологиях и реализации

программ в ОУ.

4.  Реализация восстановительных программ.

Планируемыерезультаты обучения:

-знание  норм  и  правил  межличностного общения,  социального взаимодействия  в  рамках  общего  образовательного пространства  с субъектами образовательного процесса;

-умения  формулировать  и  отстаивать  объективную оценку  реальной ситуации, отбирать эффективные способы конструктивногоразрешения конфликта;

-владение  техниками,  методиками  разрешения спора,  приводящих стороны конфликта к разрешению разногласий.

 

Чем служба примирения может помочьродителям?

1.  Родители  могут  обратиться  в  службу в  случае  конфликта  со своими детьми, чтобы лучше понять их и уметьдоговориться с ним;

2.  Родители  могут  обратиться  в  службу в  случае  конфликта  с учителем;

3.  Родители и родительский комитет могутобратиться в службу по поводу конфликтов с администрацией;

4.   Родители  могут  освоить  навыки восстановительного  способа разрешения  конфликтов  и  использовать  их  в соответствующих ситуациях.

Что могут сделать родители для поддержкивосстановительной культуры?

Родителям, в первую очередь, надоподдерживать своих детей в их стремлении научиться разрешать конфликты конструктивнымспособом; могут поддерживать положительные изменения в детях после медиации, вклассе и школе в результате деятельности службы примирения.

Родителям важно знать, во что вовлекаютсяих дети и к каким последствиям это приведёт, поэтому служба примиренияобязательно проводит презентацию на родительских собраниях. Еще большеевнимание уделяется родителям школьников-медиаторов, поэтому с ними лучшепоговорить лично куратору и получить письменное разрешение на участие ихребенка в деятельности школьной службы примирения. Куратор может написатьписьма родителям школьников-медиаторов, поздравив с выбором детей, объяснить смыслслужбы и рассказать о преимуществах, которые она может дать школе и самиммедиаторам.

 

Тематическийплан

 

Темы

Количество часов

1.

Предварительная встреча с администрацией ОУ и педагогами,  имеющими отношение к сложившейся ситуации.

1

2.

Предварительная встреча с каждой из сторон конфликта по отдельности (предварительные встречи)

3

3.

Примирительная встреча

2

4.

Аналитическая беседа, обратная связь

1

5

Написание отчета

1

 

Итого

8

Описание программы.

ЭТАП1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Задачиработы ведущего (медиатора):

  1. Получив информацию о случае, определить, подходит ли он по критериям для работы с использованием восстановительных программ;

Критерии, по которым случай можетбыть принят в работу:

— стороны конфликта (криминальнойситуации) известны;      

— в случаях, где есть обидчик ипострадавший, обидчик признает свою вину (или, как минимум, свое участие) всодеянном.

  1. Если дело разбирается в официальных органах (милиция, суд или КДНиЗП), выяснить, на какой стадии разбирательства находится дело и каковы юридические последствия успешного проведения программы;
  2. Связаться со сторонами и договориться о проведении индивидуальной встречи. Если участниками конфликта являются несовершеннолетние (обидчик и/или пострадавший) и данный случай рассматривается компетентными органами, медиатор обязательно связывается с законными представителями несовершеннолетнего.

  Ведущему(медиатору) нередко приходится преодолевать стену подозрительности,непонимания, эмоционального напряжения, которая возникла из-за конфликта иликриминальной ситуации, а также нередко из-за действий представителейгосударственных органов и учреждений, и предложить участникам конфликтавосстановительный способ разрешения ситуации. В ходе проведения программывосстановительной медиации на протяжении всей работы медиатору необходимо такжеудерживать  сквозные задачи. Их реализация помогает сторонампереключиться на будущее и построить конструктивный выход из сложившейсяситуации. Эти задачи таковы:

-достижение и удержание контакта со сторонами;

     — создание условий для конструктивного выражения эмоций;

-создание безопасной атмосферы во время работы;

-создание условий для взаимопонимания.

 

Представленная информация была полезной?
ДА
59.31%
НЕТ
40.69%
Проголосовало: 752

ЭТАП2. ВСТРЕЧА СО СТОРОНОЙ

1 фаза. Создание основы для диалога состороной

Задача:представить себя и программу.

Различныероли сторон в ситуации противоправного деяния и, соответственно, принципиальныеразличия ее последствий для правонарушителя и жертвы  диктуют спецификупредварительных встреч ведущего с каждым из них. В то же время должна бытьвыполнена одна из наиболее важных задач ведущего по отношению к сторонам –безопасная   атмосфера  во время работы. Встречаясь со сторонами, медиатордолжен позаботиться об этом  и четко уяснить для себя,  как он будет представляться, то есть:

                  — кто он и его роль в деле;

                  — роль и функции организации, которую он представляет;

                  — его взаимоотношения со сторонами.

Вариантпредставления:

Добрый день! Меня зовут (представиться). Я пришел поповоду ситуации (…). Информацию о ней нам передал (называете человека илиорганизацию). Я – ведущий программ восстановительной медиации (медиатор) (…)(называете организацию или службу),  я не представляю ни одну из сторон, тоесть я не адвокат и не советчик. Наша организация (служба) помогает участникам конфликтаорганизовать диалог друг с другом и самим найти выход из конфликта безприменения насилия. Участие в наших программах добровольное, поэтому в концеразговора вы сами примете решение, будете ли вы в ней участвовать. Наш разговорконфиденциален, то есть я не буду разглашать никакую информацию кроме вашегорешения участвовать или не участвовать в наших программах. Исключениесоставляет ситуация, если мне станет известно о готовящемся преступлении, вэтом случае я обязан сообщить в компетентные органы.

 

2 фаза. Понимание ситуации

Задача:помочь обозначить различные аспекты конфликтнойситуации, важные с точки зрения участников и принципов восстановительноймедиации.

Возможные действиямедиатора:

     Обсуждениеситуации

-помочь человеку (вопросами, переформулированием, уточнением и пр.) рассказать отом, что произошло (до ситуации, сейчас, после, о других участниках, опотерпевшем, о друзьях, о своих состояниях и чувствах, об отношении кпроизошедшему и его последствиям);  

-внимательно слушать и улавливать, что беспокоит человека; 

-в случае необходимости помочь пережить сильные чувства;

-обсудить  ценности относительно различных способов реагирования на ситуацию, рассказать о ценностях восстановительной медиации.

     Обсуждение последствий

      — обсудить, к какимпоследствиям привела ситуация (или еще может привести), что человеку в этом ненравится. Если о последствиях уже упоминалось при обсуждении ситуации,резюмировать для того, чтобы перейти к поиску вариантов выхода.

3фаза. Поиск вариантов выхода

Задача: поддержатьпринятие стороной ответственности за восстановительный выход из ситуации.

Обсуждаемыевопросы:

-какие выходы возможны из создавшейся ситуации, и к каким последствиям  этивыходы могут привести;

-пытались ли сами разрешить ситуацию, встретиться со второй стороной;

-варианты заглаживания вреда;

-в случае возмещения ущерба родителями и других трат родителей (например, наадвоката) обсудить, в чем будет конкретный вклад несовершеннолетнего взаглаживании вреда, в частности, как он будет возмещать траты родителей;

-если в ситуации участвовали несовершеннолетние, обсудить планынесовершеннолетних на будущее, поддержку этих планов со стороны родителей иближайшего социального окружения;

-рассказать о встрече со второй стороной (если она была) или о возможности такойвстречи;

-обсудить встречу с другой стороной  как возможный вариант действия,направленного на выход из ситуации. Подчеркнуть, что главными на встрече являются стороны, а  медиатор обеспечивает  конструктивность и безопасность;

— предложить сформулировать перечень вопросов, которые сторона  хочет обсуждатьна встрече (сформировать повестку дня);

-проинформировать о юридических последствиях заключения примирительногосоглашения;

-если сторона не согласна на встречу, можно выяснить причины такого несогласия.Можно предложить форму челночной медиации, а также другие программы восстановительногоправосудия: круги или семейные конференции. В случае категорического несогласияна любые формы общения можно предложить не решать вопрос окончательно иоставить памятку и свои координаты; 

-независимо от согласия на встречу обсудить, требуется ли помощь каких-тоспециалистов;

-если сторона согласна на встречу сторон, приступить  к 4 фазе.

 

4фаза. Подготовка к встрече

Задача:прояснить суть предстоящей процедуры и поддержатьпринятие стороной своей роли на встрече.

Возможныедействия медиатора:

-рассказать о формате примирительной встречи (обсуждаемых вопросах, правилах,роли сторон, медиатора, законных представителей, возможности участия другихлиц). Сформировать на основе предыдущих этапов повестку дня встречи. Приобсуждении правил встречи спросить, готовы ли участники их соблюдать;предложить внести дополнения;

-если со второй стороной еще не было индивидуальной встречи, пояснить ее правоотказаться от участия в программе;

-пояснить свою роль медиатора на совместной встрече (ответственность забезопасность, координирование действий,  поддержка диалога). Подчеркнутьответственность сторон за принятие решения;

-обсудить перечень участников будущей встречи, предпочтительное время и местовстречи;

-поблагодарить  за беседу, оставить контактный телефон и памятку о программе.

Правила встречи

1.      Неперебивать — у каждого есть возможность быть выслушанным до конца.

2.      Неоскорблять, чтобы все чувствовали себя в безопасности.

3.     Конфиденциальность – не рассказыватьокружающим, что происходило на встрече (только результат или подписанныйдоговор).

4.     Каждый участник может при необходимостипредложить сделать перерыв, перенести продолжение встречи на другой день.

5.     Медиатор может поговорить с кем-то изучастников наедине, а также участник с медиатором.

ЭТАП 3. ВСТРЕЧА СТОРОН

1 фаза.  Создание условий для диалогамежду сторонами

Возможные действиямедиатора:

  1. Заранее подготовить место для встречи сторон;
  2. Поприветствовать участников, поблагодарить за то, что пришли, если необходимо – познакомить участников друг с другом;
  3. Объявить цели встречи, огласить правила, обозначить позицию медиатора;
  4. Объявить основные пункты повестки дня.

2 фаза. Организация диалога междусторонами

Задача:организовать взаимопонимание в процессе диалога.

Возможные действиямедиатора:

1.Предложить сторонам рассказать свою версию случившегося и его последствия;

2.Предложить сторонам высказать свое отношение к услышанному;

3.Поддержать диалог между сторонами по поводу ситуации и ее последствий. В ходевстречи необходимо трансформировать негативные высказывания так, чтобы этопомогало конструктивному диалогу, и усиливать позитивные идеи и шаги поотношению друг к другу.

3 фаза.  Поддержка восстановительныхдействий на встрече и фиксация решений сторон.

Задачи:

1.     Поддержать понимание и признаниепоследствий криминальной ситуации;

2.     Поддержать извинения и прощение;

3.     Инициировать поиск вариантов решений ианализ предложений;

4.     Обсудить и зафиксировать взаимоприемлемыеварианты разрешения ситуации;

5.     Обсудить и принять механизм реализациирешений.

4 фаза. Обсуждение будущего

Задача:поддержать проектирование будущего участников.

Вопросы дляобсуждения:

-Что будете делать, если попадешь в похожую ситуацию?

       — Что нужно сделать, чтобыподобное не повторилось?

-Какую профессию (специальность) хочешь получить, и кто может поддержать тебя вэтом?

-Чем будешь заниматься в свободное время, есть ли желание заниматься вкаком-либо кружке, секции, клубе и кто может помочь этому осуществиться. 

5 фаза. Заключение соглашения

Задача:зафиксировать достигнутые результаты и договоренности.

Возможные действиямедиатора:

-Фиксировать решения и четкий план их реализации.

-Обсудить, что делать, если план не будет выполнен.

-Зафиксировать устное соглашение или письменный договор.

6 фаза. Рефлексия встречи

-Обсудить,  удовлетворены ли участники встречей, осталось ли что-тонедоговоренное?

-Спросить, что важного для себя они узнали в результате встречи.

Послевстречи, по возможности, организовать чаепитие с  рассказом сторон  друг другуо себе (кто что любит, чем занимается, в чем чувствует свою успешность).

 

ЭТАП4. АНАЛИТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА, ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ.

(Может проходить через 2-3 недели)

Задачи:

1.Провести рефлексию результатов медиации.

2.Выяснить, выполнено ли достигнутое соглашение.

3.Обсудить ценности восстановительного способа разрешения конфликтов икриминальных ситуаций.

Вопросы для обсуждения с подростком и его родителями:

-Как развиваются  ваши отношения, и как выполняется договор.

-Что важного для себя вы поняли в результате встречи?

-Рассказали ли про медиацию друзьям, знакомым, как они к этому отнеслись?

-Бывают ли у них ситуации, где нужен медиатор, посоветовали бы обратиться кмедиаторам?

Служба примирения важное звеновоспитательного процесса в школе.

 

 

Информационные ресурсы

1.  Коновалов  А.Ю. Школьная  служба примирения  и восстановительная  культура  взаимоотношений:  практическое руководство.Под общей редакцией Карнозовой Л.М.  –  М.: МОО Центр Судебно-правоваяреформа, 2012.

2.  Коновалова  О.В.Организация деятельности  школьных  служб примирения в  образовательных учрежденияхПензенской области. Сборник материалов. Пенза 2013.

3.  Школьные  службы  примирения. Методы,  исследования, процедуры.  Сборник  материалов.  Составитель  и ответственный редактор Н.Л. Хананашвили. М: Фонд «Новая Евразия», 2012.

4.  http://www.671601.ru/index.php/proekt-mediatsiya-v-dejstvii/oproekte/73-projectinfo

5.  http://irkmediator.ru/projects/proekt-put-k-soglasiyu-mediaciya-kakinnovacionnyy-institut-grazhdanskogo-obshchestva

6.  http://www.8-926-145-87-01.ru/

7.  http://mediators.ru/rus/course/school/

8. http://www.rg.ru/2011/03/23/mediacia-dok.html


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.31%
НЕТ
40.69%
Проголосовало: 752

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет