МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономноеобразовательное учреждение
высшего образования
«КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имениВ.И. Вернадского»
ПРИБРЕЖНЕНСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ (ФИЛИАЛ)
Научно-практическая конференция:
«Известные педагоги- новаторы,прославившие Россию».
Тема доклада: Симон Львович Соловейчик-один из ведущих отечественных педагогов- новаторов
Выполнила: ВасинаТатьяна Викторовна, преподаватель первой категории
Известныепедагоги- новаторы, прославившие Россию.
Симон Львович Соловейчик- один из ведущихотечественных педагогов- новаторов
Симон Львович Соловейчик родился 1 октября 1930 года винтеллигентной семье служащих. Его отец – журналист, писатель. Мама – доктор.Симон окончил филологический факультет МГУ имени Ломоносова в 1953 году. Послевыпуска преподавал в библиотечном техникуме, работал пионервожатым, а также учителемв разных школах Москвы и корреспондентом журнала «Пионер».Всередине пятидесятых, после окончания филфака МГУ, Симон Соловейчик преподавалрусский язык и литературу в библиотечном техникуме города Зубцова — крохотногорайцентра в Тверской области. В провинциальный Зубцов Симон Львович отправился,будучи золотым медалистом и с красным университетским дипломом. Увидев, чтодевушки (а ученический коллектив в библиотечном техникуме по преимуществуженский) абсолютно безграмотны, он стал в свободное время учить их грамотнописать. Сначала, естественно, это не вызвало энтузиазма. Но учитель из Москвыне выглядел высокомерным и надменным. Он говорил о том, что этим девушкампредстоит нести в массы культуру, о том, насколько благородна эта миссия, и чтоона невыполнима, если сами они останутся такими бескультурными. Но эти словапочему-то звучали без лживого пафоса, он произносил их легко и спокойно, какбудто бы рассуждал о чем-то естественном и простом. И Симону Львовичу быстроудалось переломить сопротивление: за три года практики бывшие зубцовскиедвоечницы и бездельницы сделались отличницами, как и их учитель.
В шестидесятых годах он пришел в газету«Комсомольская правда», где долгое время вёл рубрику «Алый парус», котораяпользовалась большой популярностью. Тогда же он – автор многих публикаций наобщественные, семейные и школьные темы в «Литературной газете», в газете«Неделя», журнале «Семья и школа» и других. C 1965 г. Симон Соловейчик – членсоюза журналистов, с 1972 – член Союза писателей. Он также вел передачи нарадиостанции «Маяк», на центральном телевидении проводил ежедневные передачи«Час ученичества» и «Педагогика для всех». В 1988 г. был обозревателем журнала«Новое время». По его повести «Печальный однолюб» поставлена пьеса, по повести«Ватага «Семь ветров» снят 8-серийный фильм.
В середине восьмидесятых годов, работая в«Учительской газете» Симон Львович инициировал новое научно-практическоепедагогическое движение «Педагогика сотрудничества», в рамках которойвоспитание рассматривалось не как воздействие на ребёнка, а как диалог педагогаи ученика. В 1992 году Симон Соловейчик основал и возглавил газету «Первоесентября», которая и по сей день имеет особое значение для педагогов всейстраны. Его газета объединила учителей по всей стране. Для этой педагогическойаудитории он сформулировал эпиграф: «Вы блестящий учитель и у вас прекрасныеученики». Такая вера в учителей вряд ли бы оставила равнодушным какого-либопедагога. Неудивительно, что во всех регионах педагоги с почтением относятся вСимону Соловейчику, которого многие академики, реформаторы называли учителемучителей. И это меткое и глубокое звание было заслуженным, ведь Соловейчикпредставил обществу педагогов-новаторов, для которых сам был как маяк иориентир. Рассказывая об учителях, он показывал масштаб их работы, как будтоприподнимал их над обыденностью и задавал им планку, к которой те стремились.Чтобы окружающие могли разглядеть потенциал учителей, Соловейчик раскручивалэтих незаурядных людей, задавал им неудобные вопросы в своей газете,дискутировал с ними. Его философия свободы повлияла на многих учителей. Но невсе академики и педагоги согласны с его гуманными идеями. И это противоречиетоже любопытно и интересно, если попробовать понять: прошли ли проверкувременем базовые идеи Симона Соловейчика. В одной из его книг были собраныстатьи, опубликованные в газете «Первое сентября». Читая её, будет интересноразмышлять над тем, какой должна быть идеальная школа, и можно ли нашу школусделать лучшей в мире.
Он оказался одним из самых крупных изначимых отечественных педагогических журналистов, статьи Симона Соловейчика всвое время пользовались невероятной популярностью. Он был талантливымжурналистом в 20-м веке. Тексты, которые он писал в «Комсомольской правде» былишедеврами педагогической публицистики. Потому что за каждым текстом стоялчеловек, которого Соловейчик открывал для всего Советского Союза. Он открывалего методику, его новаторство. Он обращался не только к педагогам, а ко всемуобществу и понимая, как трудно воспитать личность, старался помочь педагогам иродителям. Взять хотя бы заголовки его статей: «Почему учителю трудно бытьдобрым?» или «Почему мы не любим своих детей?». Задавая постоянно вопросыдругим и самому себе, он активно давал советы такими же заголовками статей: «Некричите на детей», «Не жонглируйте будущим», «Не стыдитесь своего ребенка!» ит.п.
В середине 1980-х гг., работая в«Учительской газете», С.Л. Соловейчик инициировал новое научно-практическоепедагогическое движение — педагогику сотрудничества, в рамках которойвоспитание рассматривалось не как воздействие на ребенка, а как диалог педагогаи ученика. Его называли тогда самым абстрактным гуманистом Советского Союза. Оноткрыл миру В. Сухомлинского, а советским людям Януша Корчака. Он прославлял В.Шаталова и С. Лысенкову, которых назвал учителями-новаторами.
Педагогические приемы педагогов-новаторов былиизложены С.Л. Соловейчиком «В переделкинском манифесте «Педагогикасотрудничества», в котором было извлечено то общее, что позволяет учителюреально сотрудничать с классом, в котором собраны и способные, и неспособныедети. С. Соловейчик. Отношения с учениками: «Присмотримся к тем переменам,которые произошли в школе. Мы едва ли не первое поколение педагогов, на долюкоторого выпало учить детей без отбора и отсева. Если внешних побуждений кучению почти нет, если нельзя рассчитывать на всеобщий интерес к предмету иесли мы, реалисты, не хотим прятаться от действительности, — то перед нами лишьодин путь: мы должны дать нашим детям новые стимулы учения — те стимулы,которые лежат в самом учении… Иначе детей не выучишь. Результат учения равенпроизведению способностей на старательность. Если старательность равна нулю, тои всё произведение обращается в нуль. Нужна новая педагогика, котораяотличалась бы от прежней тем, что делает упор на вовлечение детей в учение, насовместный труд учителя и детей. Её можно назвать педагогикой сотрудничества… Учениебез принуждения. Центральная точка такой педагогики — исключение из нашихметодов принуждения к учению. Какой бы слабый класс нам ни достался, мыдесятилетиями не ставили детям плохих отметок, не жаловались родителям научеников, не делали замечаний на уроках; оказывается, так учить можно, болеетого, так учить во много раз легче. Попытки принуждать детей без силы ивозможности принуждать изматывают педагога, подрывают его веру в свои силы, вразумность происходящего в школе. Педагогика сотрудничества делает работуучителя хоть и напряжённой, но радостно напряжённой. Совесть учителяосвобождается от тяжёлой необходимости постоянно завышать отметки, ставитьтройки там, где знаний вовсе нет. Пока не принята новая методика, нам придётсявсё сокращать и сокращать программы чуть ли не до нуля, и они всё равно будутсложны для учеников, не умеющих учиться, всё равно будут перегрузкой. «…Длятого, чтобы ребёнок успевал, хорошо учился, — писал В.А. Сухомлинский, — надо,чтобы он не отставал, учился хорошо. Но в этом кажущемся парадоксе и заключенався сложность педагогического дела. Интерес к учению есть только там, где естьвдохновение, рождающееся от успеха». Педагогика сотрудничества вся направленана одно — дать ребёнку уверенность в том, что он добьётся успеха, научить егоучиться, не допускать, чтобы он отстал и заметил свое отставание. Вот некоторыеидеи, позволяющие развивать даже самые малые способности детей и вызывать у нихобщественные чувства, — два условия, необходимые для сотрудничества. Идеятрудной цели. Все учителя объявляют тему урока или нового раздела, но дляподдержания духа сотрудничества нужно ставить перед детьми как можно болеесложную цель, указывать на её исключительную трудность и внушать уверенность втом, что цель будет достигнута, тема хорошо изучена (как у В.Ф. Шаталова).Учеников в этом случае объединяет не просто цель — цель сама по себе может бытьи не такой уж интересной, — а именно вера в возможность преодоления трудностей.Без общего воодушевления сотрудничества с детьми добиться трудно. Идея опоры.Поскольку в каждом классе занимаются дети с очень разными способностями ипоскольку мы отвергаем деление детей по способностям, дифференциацию детей дажена уровне помощи или заданий («тебе задача потруднее, а тебе полегче»),поскольку мы в принципе против дополнительных занятий, особенно с маленькимидетьми, — словом, поскольку мы против всего, что может вызывать у ребёнкаподозрение, не считают ли его второсортным, — мы все, порознь экспериментируя,пришли к одной и той же идее опоры: опорный сигнал у В.Ф. Шаталова, схемы уС.Н. Лысенковой, зримая модель поведения в методике творческого воспитания И.П.Иванова, опорная деталь у Е.Н. Ильина, певческий алгоритм в методике Д.Е.Огороднова. Формы опор самые разные, но общий принцип просматривается чётко:чтобы даже слабый ученик мог отвечать у доски достаточно свободно, незадерживать класс и не сбивать темп урока, перед ним должна быть опора. Это ненаглядное пособие в виде таблиц, а путеводная нить рассказа, правила, способарешения задачи. Слабые ученики пользуются опорой дольше, чем сильные, но эторазличие в классе незаметно, все отвечают уверенно и заслуженно получаютхорошие отметки. […] Оценка работ. Конспекты В.Ф. Шаталова привлекли общеевнимание, ими пользуются преподаватели любых предметов. Причина успеха ещё и втом, что опорные сигналы решают самую сложную из педагогических проблеммассового обучения: они позволяют проверять домашнюю работу ученика в свёрнутомвиде — одного взгляда учителя на опорный сигнал достаточно, чтобы справедливооценить работу каждого ученика на каждом уроке. Когда ученик работаетсистематически, каждый день, не надеясь на то, что его не вызовут и не спросят,он быстро развивается, он больше не числится в отстающих. Это так воодушевляетучеников всех возрастов — от младших до старших, — что дальнейшая работа ватмосфере успеха не представляет особого труда. Успех детей зависит, вчастности, от повторения. Сверхмногократное повторение с включением трёх видов памяти- зрительной, слуховой и моторной — приводит к тому, что, хочет ученик или нехочет, он все равно будет знать и уметь всё, что требуется; ему можно ставитьотметки, можно и не ставить. Ш.А. Амонашвили вообще не ставит маленьким детямотметок. С.Н. Лысенкова не ставит двоек, потому что у неё все дети успевают.В.Ф. Шаталов в случае невыполнения работы оставляет пустую клетку в ведомостиежедневного учёта знаний. Формы разные, а суть одна — учение без принуждения.Особенно это относится к младшим классам.
Идея свободного выбора.Чтобы дети чувствовали себя сотрудниками педагога в учении, надо, где толькоможно, предоставлять им свободный выбор. Ш.А. Амонашвили оставляет на выбордаже самых маленьких детей, какую задачу решать. В.Ф. Шаталов задаёт ученикусто задач, чтобы он сам выбирал для решения любые из них и в любом количестве.У С.Н. Лысенковой дети сами выбирают, какие трудные слова учитель долженнаписать на доске при работе над изложением. У И.П. Волкова детям дают лишьтему — «делаем рыцарей», «делаем самолёты», «делаем копии памятниковархитектуры», но как делаем, из чего делаем — это полностью предоставляется навыбор ребёнка. Свобода выбора — самый простой шаг к развитию творческой мысли.Многие дети не способны к изобретению, выдумке, но даже самые нетворческие изних способны сделать выбор. […] Идея опережения. Эта идея по-разномупросматривается в работе каждого из нас, но к ней пришли все. На год, на дваопережает программу В.Ф. Шаталов, за полгода, за год начинает изучать трудныетемы С.Н. Лысенкова. Задачи для старшеклассников, а то и для студентов даетшестилеткам и первоклашкам И.П. Волков. Трудные головоломки, непосильные ивзрослым, дает детям Б.П. Никитин. Опережение программы доставляет ученикамудовольствие, вызывает гордость; учитель перестает зависеть от программы, онсвободнее распоряжается временем на уроках. Важным открытием надо считатьбольшую и малую перспективы С.Н. Лысенковой. До сих пор учитель на урокелишь повторял материал и объяснял новый, он знал лишь вчера и сегодня. С.Н.Лысенкова впервые вводит на урок завтра. Кроме повторения и объяснения нового,она отводит некоторое время для изучения материала, который будет проходитьчерез пятьдесят или сто уроков. Оказывается, это совершенно необходимо, потомучто многим из маленьких детей не хватает предусмотренных программой уроков. Наосвоение темы одним детям нужно пять уроков, другим — пятьдесят. Исподволь,заранее подбираясь к будущей сложной теме, С.Н. Лысенкова дает всем детямнеобходимое время для созревания мысли. При этом сильные дети получаютвозможность отвечать на вопросы, которые ещё не изучались в классе,пользоваться интуицией, догадкой, отчего они быстро развиваются и не скучаютсреди более слабых детей, не отвыкают от работы, как это часто случается. Нашобщий опыт показывает, что больше всего выигрывают в сотрудничестве сильныеученики, «главный резерв учителя». Их ничто не сдерживает, они ведут за собойколлектив. Класс становится думающим, трудолюбивым и улыбчивым. Идея крупныхблоков. Опыт показывает, что когда материал сводится в крупные блоки, топоявляется возможность значительно увеличить объем изучаемого при резкомснижении нагрузки на ученика. По десять-двадцать уроков объединяет в один блокВ.Ф. Шаталов; на одном уроке раскрывает смысл и красоту большого произведенияЕ.Н. Ильин; сводит в единое навыки, необходимые для разных профессий, И.П.Волков; подробно разрабатывает способы преподавания крупными блоками П.М.Эрдниев; по пять-шесть крупных творческих дел проводит в день на коммунарскихсборах по методике И.П. Иванова, экспериментирует с идеей «погружения» М.П.Щетинин. В крупном блоке легче устанавливаются логические связи, легче выделитьведущую мысль и показать её ученикам. Личностный подход. Весьэтот комплекс методов и методик приводит к идее личностного подхода к ребёнкувместо индивидуального. В школу приходят не только ученики — существа, занятыеучением, — нет, перед нами личности. Каждый из ребят приносит в школу свой мирчувств и переживаний, ничем не отличающийся от мира учителя, — в этом смыслепедагог и ребёнок совершенно равны, они оба знают радость, страдание, стыд,страх, удовлетворение, чувство поражения и чувство победы. […] Сотрудничествоучителей. Может показаться, что педагогика сотрудничества очень сложна,неприменима, недостижима. Но наш опыт говорит, что любой учитель можетосуществить её принципы, хотя, конечно, не в один месяц и не в одну четверть.Кто будет хотя бы держать эту новую педагогику в уме, скоро заметит улучшениесвоей работы. Ведь для педагогики сотрудничества не нужно никаких особыхусловий — при тех же самых программах и учебниках каждый может начатьперестройку в своем собственном классе, если он учитель, в своей собственнойшколе, но не так, чтобы одних учителей ставили в пример другим, чтобы кого-тохвалили за применение нового, а другого осуждали за то, что он учит по-своему.Нельзя противопоставлять детей в классе, нельзя и учителей противопоставлятьдруг другу. Будем обновлять свои методы, будем обновлять свои отношения сдетьми. Будем обновляться сами, будем сотрудничать с детьми и между собой».Соловейчик С.Л., Педагогика сотрудничества. Отчёт о встречеучителей-экспериментаторов в Переделкино / Соловейчик, М., «Издательский ДомШалвы Амонашвили», 2007 г., с. 156-166.
Он был опальным писателем и рьяным врагомтогдашней Академии педагогических наук, пропагандистом учения с увлечением изащитником свободы для ребенка и свободы для учителя. «Непрописные истинывоспитания» – это собрание уникальных статей о семейном воспитании, каждая изкоторых — педагогическое открытие в отношениях детей и взрослых. Эти открытияпозволяют избежать драматических и порой непоправимых ошибок в воспитании нашихдетей. воспитания по Соловейчику. Вот лишь некоторые из непрописных истинвоспитания по Соловейчику. Вчитаемся в них: • если ребенка постоянно критикуют,он учится ненавидеть; • если ребенка высмеивают, он становится замкнутым; •если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины; • если ребенокрастет в честности, он учится быть справедливым; • если ребенок растет вбезопасности, он учится верить в людей; • если ребенка поддерживают, он учитсяверить в себя Учение должно быть с увлечением, но не с мучением! Учение сувлечением – счастливая жизнь. Таков закон. Секрет книги в том, что онанаписана не просто для учеников, а в совместной работе с ними, чтобы общимиусилиями понять, как организовать свою учебу так, чтобы она была в радость. Егокнига «Учение с увлечением» дает ответ на один из самых трудных вопросов: какучение из тяжкой обязанности и скучного дела превращается в увлечение? И делоздесь не в методиках, не в игровых форматах. А в чем? Ответ в этой книге. Вкнигу входят два известнейших произведения С.Л. Соловейчика: «Час ученичества»и «Учение с увлечением». Первая книга посвящена трудному и благородному трудуучителя, жизни великих педагогов. Вторая книга поможет школьникам справиться струдностями учения, подскажет, как быть внимательными на уроках, как научитьсяучиться.
В истории российской педагогики он осталсяне только талантливым и популярным журналистом. В 1994 году Симон ЛьвовичСоловейчик написал манифест «Человек свободный», в котором очень кратко идоступно выразил основные идеи воспитания свободного человека.
Он автор книг, которые были крайнепопулярны и у детей и у взрослых: «Книга про тебя», «Десять тысяч уроков»,«Алый парус», «Про пионеров», «Мокрые под дождём», «Воспитание творчеством»,«Ватага «Семь ветров», «Резервы детского «я», «Учение с увлечением», «Отчаюха»,«Педагогика для всех» и др. Эти книги привлекали читателей прежде всего потому,что были написаны живым языком и призывали к совместному размышлению, ведьавтор развивал те мысли и идеи, которые занимали его самого. Многие родителиперечитывали и цитировали книги Симона Соловейчика, который сам был отцом троихдетей, старший из которых, Артем, продолжил дело отца.
Самой главной работой Симона Львовичаможно считать книгу «Педагогика для всех». Чтобы написать её, он ушел из всехгазет и работал дома. Это мудрая и добрая книга родилась из отцовскихнаблюдений Симона Львовича за своим младшим сыном Матвеем. Книга о философиилюбви пронизана такой любовью к детям! Автор, размышляя над поступками сынишки,не идеализирует себя, а порой и ругает. Эта книга особая: каждая строчка в ней– это кладезь полезных знаний, описанных понятным языком. Она меняетмировоззрение и вдохновляет быть добрей и терпимей к детям.
Школа, по мысли Соловейчика, нужна длятого, чтобы ребенок, проснувшись с каким-нибудь вопросом, не мог дождатьсявстречи с учителем, который бы ответил на его вопрос. И только школа может идолжна подтолкнуть к возникновению вопроса, задать его. Соловейчик говорил, чтопедагог должен сотрудничать с ребенком, а это непросто. Это была егогенеральная идея. Но сотрудничество возможно только между свободными людьми. Ночто подразумевал Соловейчик под словом «свобода»? Высшую ценность, о которойлюди спорят тысячелетиями. Но может ли ребенок быть свободным? Позволит лиучитель ему быть таким? Ведь взрослые не только думают и решают за ребенка, нои часто лишают его права чувствовать, ощущать по-своему, потому что между ниминет равноправных отношений. Соловейчик радовался, если ребенок задавалнеудобные вопросы и предупреждал педагогов, что наступит такое время, когдаметод принуждения не будет действовать. Сравнивая школы разных стран, онзаметил, что учебные программы наших школ лучшие в мире, а если сравниватьсвободу детей и учителей, их непринужденность и самостоятельность, то окажется,что наша школа гораздо хуже. Беседуя с нашими детьми, обучающимися в Америке,Симон Львович спрашивал их, где лучше программа? И все оценивали, что советскаяпрограмма лучше. Но когда он спрашивал, где бы они хотели учиться, детивыбирали учебу в Америке, где педагоги учат ребенка ценить себя, быть в себеуверенным. В наших школах такого нет, у нас запугивают ОГЭ, ЕГЭ. Соловейчик непризывал копировать школу другой страны ни в коем случае, а вот иметь ввидусильные стороны других необходимо. Он повторял, что педагогика на три четвертисостоит из терпения. Второй его совет был: «Не бойтесь говорить «незнаю».
Школа должна воспитывать свободногочеловека. Это исповедовал педагогический журналист и писатель Симон Соловейчик.Он призывает взрослых задуматься о методах воспитания и задавать себе вопросы: Неломаю ли я ребенка в угоду дисциплине? Можно ли учить его с увлечением? Егомысли и идеи близки все-таки некоторым педагогам, но почему на практике они немогут их применить? Может быть, потому что учителя консервативны, закрыты,замкнуты на себе? Разумеется, есть готовые перенимать новое, но они находятся втесных рамках и очень загружены.
«Несовершенные мы, пытаемся выраститьсовершенных детей. А это невозможно. Детей не надо воспитывать, с ними нужнодружить»
«Внутренне свободные дети и взрослые такредки, и появление их так загадочно, что кажется будто у них особый талант, даеще и прирожденный… Сейчас-то ребенок с талантом свободы довольно частооказывается в неугодных, неудобных, он среди ругаемых, а не хвалимых….»
«Спрашивают: кого же теперь воспитывать?Мы отвечаем: человека свободного… Человек свободный – это человек свободныйвнутренне. Как и все люди, внешне он зависит от общества. Но внутренне оннезависим… От чего свободен внутренне свободный человек? Прежде всего от страхаперед людьми и перед жизнью. От расхожего общего мнения. Он независим от толпы.Свободен от стереотипов мышления – способен на свой, личный взгляд. Свободен отпредубеждений. Свободен от зависти, корысти, от собственных агрессивныхстремлений. Чтобы вырасти свободным, ребенок с детства должен видеть рядом ссобой свободных людей, и в первую очередь – свободного учителя.
Симон Львович Соловейчик умер в 1996 году,а перед этим стал живой легендой. СовременникиСимона Львовича говорили, что его идеи будут оценены позже, ведь в педагогикерезультаты отложены во времени. Его называли Дон Кихотом российской педагогики,потому что он пытался донести до взрослых, видящих в детях только объект длявоспитания, идеи сотрудничества с ними. Его книги, среди которых «Педагогикадля всех» — до сих пор бестселлеры. Будучи и преподавателем, и журналистом, иотцом троих детей, Соловейчик создал собственную педагогическую философию,которая, следует полагать, останется навсегда актуальной. Остались его мудрые,добрые книги, которые легко читаются, но ненавязчиво предлагают задуматься надмногими вечными вопросами: Что такое добро, совесть, свобода, любовь? Почемуодни дети вырастают добрыми, а другие нет? Стоит ли торопиться сделать изребенка взрослого?
Источники:
Книги С.Соловейчика.
Гуманистическая педагогика: XXI век.Единство – в многообразии, Ответственность – в свободе, устойчивость – вразвитии // Новая газета. – 2015. – 12 окт. (№ 112). – Режим доступа:https://novayagazeta.ru/articles/2015/10/11/65959-gumanisticheskaya-pedagogika-xxi-vek
