X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

ГБПОУ УФИМСКИЙ  ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ  КОЛЛЕДЖ

имениГероя Советского Союза Султана Бикеева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 

на тему: «Продуктивноеиспользование новых образовательных

технологий на уроке»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Исангужин Газинур Аксанович

преподаватель спецдисциплин,

высшая квалификационнаякатегория,

ГБПОУ Уфимскийпрофессиональный

колледж  им.С.Бикеева  

 

 

 

 

г. УФА

2023

Содержание

Введение

1. Технология обучения

1.1 Классификация технологий по Г. К. Селевко

2. Современные образовательные технологии

2.1 Информационно-коммуникационные технологии

2.2 Технология проблемного обучения

2.3 Технология развития критического мышления

2.4 Проектная технология

2.5 Технологии разно уровневого обучения (уровневой дифференциации) 

2.6 Здоровье сберегающие технологии  

3. Новые образовательные технологии, применяемые мной на спец дисциплинах в СПО

3.1 Информационно-коммуникационные технологии на спец дисциплинах в СПО

3.2 Технология проблемного обучения на спец дисциплинах в СПО

3.3 Проектная технология на спец дисциплинах в СПО

3.4 Технологии разно уровневого обучения (уровневой дифференциации) на спец дисциплинах в СПО

3.5 Здоровье сберегающие технологии на спец дисциплинах в СПО

Заключение

Список литературы

Приложения

3

5

6

8

14

15

16

17

 

17

21

 

23

 

23

25

26

 

27

28

29

31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современноеобщество очень быстро меняется: меняются приоритеты, ценности, требования кспециалистам и, даже профессии. На отечественном рынке труда появляетсямножество профессий, о которых прежде мы даже не подозревали. Новое времядиктует свои правила и уже недостаточно иметь только профессиональные знания,умения и навыки в своей профессии. Современный выпускник должен уметь работатьв стрессовых ситуациях, выполнять поставленные перед ним задачи с учетомустановленных временных рамок, он должен быть конкурентоспособной личностью саналитическим мышлением, коммуникабельностью, творческим отношением к делу, стремлениемк сотрудничеству. В этих условиях традиционная школа, реализующая классическуюмодель образования, стала непродуктивной. Перед каждым педагогом встает вопросо том, как превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний,умений, навыков, в процесс развития личности. Я считаю, что для подготовкитаких учащихся педагогам необходимо использовать в обучении нетрадиционныеметоды и формы организации обучения, то есть современные образовательныетехнологии.

Таккак, использование современных образовательных технологий вобразовательном процессе актуально, эффективно и современно.Потому, что у ребят появляется возможность исследовать и анализироватьполученные знания, а также развивать творческие способности и коммуникативныенавыки.

Такимобразом, для решения проблемы и создания условий развития личностных качествобучающихся на преподаваемых занятиях по спец дисциплинам, я определяю цель:

-исследовать возможности продуктивного использования новых образовательныхтехнологий на занятиях.

Длядостижения поставленной цели в процессе своей педагогической деятельности япредполагаю решить следующие задачи:

-повысить свой уровень знаний, изучив классификацию образовательных технологий;

-раскрыть основу и признаки, характеризующие основные образовательныетехнологии;

— изучитьдостоинства и недостатки основных образовательных технологий;

-применить полученные знания на занятиях по спец дисциплинам («Конструкциизданий и сооружений», «Основы геодезии», «Архитектурно-дизайнерское проектирование»);

-определить эффективность различных современных педагогических технологий наразных дисциплинах;

Объект  работы:современные образовательные технологии (СОТ)

Предмет: продуктивное использованиеновых образовательных технологий в СПО на занятиях по спец дисциплинам.

Научнаяновизна и практическая значимость состоит вактуализации проблемы изучения активных форм в процессе обучения студентов назанятиях по спец дисциплинам с целью определения основных путей и способов,стимулирующих процесс обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Технология обучения

Представленная информация была полезной?
ДА
60.52%
НЕТ
39.48%
Проголосовало: 1297

Чтоже такое «технология»? Изучением этого понятиязанимались многие учёные и педагоги, такие как В. М. Шепель, Б. Т. Лихачев,

В.П. Беспалько, И. П. Волков, Ю. К. Бабанский, Н. Р. Талызина,

В.Ф. Шаталов, С. Н. Лысенкова. Все они брали за основу происхождение слова «технология» отгреческого «techne» – искусство, мастерство, умения и «logos» -наука, закон. Таким образом, получается, что технология — этонаука о мастерстве. Но, данное определение весьма банально и расплывчато. Втолковых словарях и энциклопедиях даются различные значения этого понятия, но,изучив их, я выявила, что технология – это совокупность способов, приемов,методов, процессов и средств, используемых для производства чего-либо. Атехнология в образовании – это обучение с учетом индивидуальных иинтеллектуальных способностей учащихся, которое построено на постановке целей,организации форм, способов и методов обучения. А так как, ещё в середине 50-хгодов XX века появился новый технологический подход к построению учебногопроцесса, то именно с этого периода времени в педагогику вошлопонятие «технология обучения», и связано оно было с применениемтехнических средств. Технологией обучения считается – совокупностьсредств и методов, используемых при обучении и воспитании, которыемогут способствовать успешной реализации поставленных общеобразовательныхцелей. Исходя из этого, в педагогической технологии можно выделить рядпризнаков:

-четкая,последовательная разработка целей обучения, воспитания;

-структурирование,упорядочение, уплотнение информации, подлежащей усвоению;

-комплексноеприменение дидактических, технических и компьютерных средств обучения иконтроля;

-усиление,по мере возможностей, диагностических функций обучения и воспитания;

-гарантированностьдостаточно высокого уровня качества обучения.

1.1Классификация технологий по Г. К. Селевко

Вспециальной литературе представлены несколько классификаций педагогическихтехнологий – В.Г. Гульчевской, В.П. Беспалько, В.Т.Фоменко и др. В наиболееобобщенном виде все известные в педагогической науке и практике технологиисистематизировал профессор, кандидат педагогических наук, академик МАНПО, Г.К.Селевко, который предложил классификацию по следующим основаниям:

  • По уровню применения: общепедагогические, частнометодические 

(предметные)и локальные (модульные) технологии.

  • По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистические, свободного воспитания и принуждения и другие разновидности.
  • По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистическиетехнологии.
  • По научной концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальтехнологии, интериоризаторские, развивающие.
  • По ориентации на личностные структуры: информационные технологии (формирование ЗУН); операционные (формирование способов умственных действий – СУД); эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений – СЭН); технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности – СУМ); эвристические (развитие творческих способностей) и прикладные (формирование действенно-практической сферы – СПД).
  • По характеру содержания и структуры: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, монотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие технологии.
  • По категории обучающихся: технология продвинутого уровня (углубленного изучения предметов, гимназического, лицейского, специального образования и др.); технология компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания и т.п.); различные виктимологические технологии (сурдо-, орто-, тифло-, олигофренопедагогикика); технологии работы с отклоняющимися (трудными и одаренными) детьми в рамках массовой школы.
  • По взаимодействию педагога с обучающимся: разомкнутая (неконтролируемая и некорректируемая деятельность обучающихся), цикличная (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем), рассеянная (фронтальная) или направленная (индивидуальная), ручная (вербальная) или автоматизированная (с помощью средств обучения).

ВЫВОД:многообразие педагогических технологий классифицируются по разным признакам.Деление технологий является относительно условным, потому что каждую конкретнуютехнологию, можно классифицировать с разных точек зрения.

 

2.Современные образовательные технологии

Возникновениеновых психолого-педагогических технологий в педагогике неизбежно. Этообусловлено рядом причин, среди которых можно выделить основные:

  • необходимость более глубокого учета и использования психофизиологических и личностных особенностей обучаемых;
  • осознание настоятельной необходимости замены малоэффективного вербального (словесного) способа передачи знаний системно — деятельностным подходом;
  • возможность проектирования учебного процесса, организационных форм взаимодействия учителя и ученика, обеспечивающих гарантированные результаты обучения.

Современнаяпедагогическая модель предполагает переход от знаниево-ориентированного подходак личностно-ориентированному. Так как, при традиционном обучении работапреподавателя больше направлена на репродуктивный характер сообщения знаний,которые передаются учащимся в готовом виде. То есть, получается, что педагогявляется единственным инициативно действующим лицом учебного процесса.Характерным признаком репродуктивной деятельности являетсяреализация типовых, стандартных, проверенных, неоднократно повторяющихсядействий, и такая деятельность ориентирована на память, воспроизводство пообразцу. Но, как говорилось выше, для «воспитания» конкурентоспособногоспециалиста с аналитическим мышлением, коммуникабельностью и творческим отношениемк делу, этого недостаточно, поэтому для создания и оптимальногофункционирования современной образовательной системы необходим инновационныйподход к построению педагогической деятельности. А именно, необходимосоздать условия включения учащихся в активный, добровольный процессформирования знаний и обобщенных способов деятельности. Согласно этому выделяютдва типа инновационных подходов к обучению, которые соответствуютрепродуктивной и проблемной ориентации процесса обучения:

-процесс модернизации, который подразумевает обновление учебного процесса врамках традиционного подхода к обучению с упором на репродуктивную деятельностьпо достижению предъявленных эталонных результатов (технократический подход);

-процесс трансформации, то есть преобразование учебного процесса на основе егоисследовательского характера с целью формирования ценностных ориентаций, опытасамостоятельного поиска новых знаний, их применения в новых условиях (поисковыйподход).

Еслисравнить эти процессы, то следует, что технократический подход – это лишьмодернизация традиционного обучения, он сводится к продуманной деятельностипедагога, которая оснащена определенным набором средств, способов иинструментов, направленных на достижение конкретной цели в виде фиксированногоучебного результата. Он строится как процесс с четко фиксированными ожидаемымирезультатами, гарантируя достижение заданных целей. Его полная ориентация назаданный конечный результат делает образование подобием отрасли индустрии. И,следует отметить, что такой вид деятельности – непременное условие любойчеловеческой деятельности, в том числе и творческой. Например, любой музыкантзнает, что творческое исполнение музыкального произведения требует владения«техникой», «музыкальным ремеслом», для чего необходимо тысячекратноеупражнение в гаммах. Соответственно, данный подход не противоречиттребованиям, выдвинутым временем. 

Именнопо этим двум направлениям ведутся поиски путей превращения традиционногообучения в живое, заинтересованное решение проблем, в ходе которых знания иумения приобретаются в атмосфере эмоционального комфорта.

Нодля результативности использования педагогических технологий недостаточно знатьтолько их признаки, классификацию и содержание. Я считаю, что для широкоготиражирования педагогических технологий в образовании, необходимо, чтобытехнологии были изучены, правильно поняты и приняты педагогом. Организуяобучение по программе, ориентированной на педагогическую технологию,преподавателю легче достигать желаемого результата в обучении. И егоиндивидуальность, неповторимость личности будет опосредована в тех условиях,микроклимате и взаимоотношениях, которые обеспечат благоприятное протеканиепедагогического процесса, так как на отношение обучающихся к личности педагогавлияет эмоциональное отношение педагога к ним.

Изучивданный момент, я выявила, что по характеру взаимодействия учителя и ученика всепедагогические технологии можно разделить на группы, учитывая позицию ученика вобразовательном процессе и отношение к нему со стороны взрослых:

  • Традиционные технологии (авторитарные и дидактоцентрические);
  • Инновационные технологии (технология сотрудничества);
  • Личностно-ориентированные технологии (гуманно-личностные, технологии свободного воспитания, эзотерические)

Каждаяиз перечисленных технологий характеризуется определенными свойствами ипризнаками, которые необходимо знать для умелого и практичного их применения.

  • Авторитарные технологии характеризуются жесткой организацией учебной деятельности, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением принуждения. Данная технология имеет как достоинства (высокая исполнительская дисциплина, позволяющая быстро получить результат; легкая реализация на практике, благодаря механичности стиля), так и недостатки (ограниченные личностные мышления, порождение неадекватной самооценки, формирование невротизма).
  • Дидактоцентрические технологии характеризуются невниманием к личности обучающегося, так как в приоритете обучение, а не воспитание. Главными факторами формирования личности считаются дидактические средства. 
    Из этого следует, что традиционные технологии позволяют педагогу за короткое время передать обучающимся большой объем информации, но, так как, такое обучение больше ориентировано на память, а не на мышление, то оно мало способствует развитию творческих способностей и развитию различных индивидуально-психологических особенностей учащихся, то есть:

-знания, даже сверхсовременные, как бы прочно они ни были усвоены, не рождаютличность, не вырабатывают систему отношений, убеждений, собственных позиций исуждений;
— теория и практика предполагает, что без принуждения невозможно приобщитьучащихся к обучению и воспитанию — «ученик всегда только обязан»;
— учебная деятельность наполнена слушанием, выполнением, повторением, действиемпо образцу, исправлением ошибок; 
— скудость мотивов учения, ущемление достоинства, лишение собственной мыслипорождают у учащихся неприязнь к обучению.

  • Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство: педагог и ученик совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотворчества.
    Идея педагогики сотрудничества выражается в том, чтобы сделать обучающегося добровольным и заинтересованным соратником, сотрудником, единомышленником в своем же воспитании, образовании, обучении, становлении; сделать его равноправным участником педагогического процесса, заботливым и ответственным за этот процесс, за его результаты.
  • Гуманно-личностные технологии отличаются направленностью на поддержку личности: психологическую, моральную. В их основе отсутствует принуждение. Оно заменяется верой в творческие силы учащегося, уважением к его самостоятельности. Но, чтобы заложить в души учащихся высокие нравственные принципы, нужны не только теоретические знания. Жизнь самого педагога должна быть построена на тех же принципах. Я считаю, что гуманно-личностная технология более применима в начальной школе, где происходит становление личности. Но, при этом, я уверена, что даже являясь педагогом профессионального образовательного учреждения, не стоит забывать основы гуманного отношения к обучающимся. Общаясь каждый день со студентами, я вижу их взаимоотношения, их моральный и духовный уровень, отношение к окружающему их миру. В течение последних лет многое изменилось: изменились ценностные ориентиры, взаимоотношения  между людьми, по различным каналам поступает огромный поток информации, оказывающий разное нравственно – эстетическое воздействие, поэтому, я стараюсь, в процессе своей профессиональной деятельности, научить студентов выбирать позитивную информацию, которая поднимет им дух и облагородит. Взамен же, они доверяют мне свои суждения и мысли.  Я считаю, что каждый педагог должен придерживаться гуманно-личностной технологии в своей деятельности.
  • Технологии свободного воспитания  делают акцент на предоставление свободы выбора и самостоятельности в сфере жизнедеятельности обучающегося. Осуществляя выбор, он наилучшим способом реализует свою позицию, идя к результату не из-за внешнего воздействия, а от внутреннего убеждения и желания.
  • Эзотерические технологии – это технологии, в основе которых при сообщении знаний наблюдается не столько общение с источником знаний, сколько приобщение к Истине, в ходе которого ребенок сам становится центром информационного общения со Вселенной.
    Личностно-ориентированные технологии можно считать инновационными, ставящими в центр педагогической системы личность обучающегося, создание комфортных, бесстрессовых условий развития и реализации природных потенциалов. При этом формирование личности в учебном процессе определяет ряд требований к педагогу: создание познавательного интереса на занятиях, знание индивидуальных и групповых особенностей группы, создание условий формирования коллектива и благоприятного психологического климата, создание условий для творческой деятельности учащихся, и, конечно, саморазвитие педагога.

Сущностьпедагогической технологии заключается в том, что в ней выраженапошаговость этапов. Педагогическая технология включает в себянабор определённых профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогуещё в процессе создания предвидеть промежуточные и итоговые результатысобственной педагогической деятельности.

Любаяпедагогическая технология должна удовлетворять основным методологическимтребованиям — критериям технологичности, которыми являются:

•Концептуальность

•Системность

•Управляемость

•Эффективность

• Воспроизводимость.

— Концептуальность педагогической технологии предполагает,что каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определеннуюнаучную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое исоциально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей. -Системность означает, что педагогическая технология должна обладать всемипризнаками системы: логикой процесса, взаимосвязью его частей, целостностью. -Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования,проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств иметодов с целью коррекции результатов. — Эффективность, указывает на то, чтосовременные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях идолжны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам,гарантировать достижение определенного стандарта обучения. — Воспроизводимость- подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения)педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях,другими субъектами. Эти критерии технологичности определяют структурупедагогической технологии.

Вусловиях реализации требований ФГОС наиболее актуальнымиявляются следующие технологии:

  • Информационно – коммуникационная технология
  • Технология проблемного обучения
  • Технология развития критического мышления
  • Проектная технология
  • Технология развивающего обучения
  • Здоровьесберегающие технологии  
  • Игровые технологии
  • Модульная технология
  • Технология мастерских
  • Технология разноуровневого обучения (уровневой дифференциации) 
  • Педагогика сотрудничества. 

Рассмотримнекоторые поподробнее.

2.1Информационно-коммуникационные технологии

Информационно-коммуникационные технологии вобразовании это процессы подготовки и передачи информацииобучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Историяразвития ИКТ условно делится на несколько этапов, начиная с книг, передаваемыхпосредством такой коммуникации, как обычная почта. Затем телефоны, диктофоны ипишущие машинки. После чего настал этап Электрических технологий,на котором главным инструментарием были большие ЭВМ плюс программноеобеспечение к ним, ксероксы, портативные диктофоны. И, наконец, автоматизированные системы управления и новые компьютерные технологии.

ПрименениеИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшениюкачества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейсяв информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационнымвозможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, атакже представить имеющийся опыт и выявить его результативность. Внедрение ИКТв педагогический процесс повышает авторитет учителя, так как преподаваниеведется на современном, более высоком уровне. Кроме того, растёт самооценкасамого учителя, развивающего свои профессиональные компетенции. Педагогическоемастерство основано на единстве знаний и умений, соответствующих современномууровню развития науки, техники и их продукта – информационных технологий.

Широкоеиспользование ИКТ открывает для педагога новые возможности в преподаваниисвоего предмета, а также в значительной степени облегчают его работу, повышаютэффективность обучения, позволяют улучшить качество преподавания.

2.2Технология проблемного обучения

Проблемноеобучение представляет собой организацию учебных занятий,которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемныхситуаций, в ходе разрешения которых учащиеся ведут активную самостоятельнуюдеятельность. В результате такой деятельности происходит творческое овладениепрофессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительныхспособностей. При этом педагогическая проблемная ситуация создаетсяс помощью действий, которые активизируют деятельность учащихся, вопросов,подчеркивающих новизну, важность и другие отличительные качества объектапознания. Создание проблемных ситуаций индивидуально. Они могут создаваться навсех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Создаваяпроблемную ситуацию, педагог направляет обучающихся на ее решение, организуетпоиск решения. Таким образом, ставя учащегося в позицию субъекта своегообучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новымиспособами действия. Но применение технологии проблемного обучения требует отпедагога использование дифференцированного и индивидуального подхода, так каквозникновение проблемной ситуации — акт индивидуальный.

Нотехнология проблемного обучения, как и другие педагогические технологии, неявляется идеальной, у неё есть как достоинства, так и недостатки. Несмотря нато, что данная технология позволяет формировать познавательный интерес,личностную мотивацию и высокую самостоятельность обучающихся, а такжеспособствует развитию мыслительных способностей, она мало применима приформировании практических умений и навыков, и требует большего времени дляусвоения одного и того же объема знаний по сравнению с другими подходами итехнологиями.

2.3Технология развития критического мышления.

 Цель данной технологии- развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимыхне только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения,работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.)

Даннаятехнология предполагает этапность:

— актуализация имеющихся знаний и представлений об изучаемом, формируетсяличный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы.  

-контакт с новой информацией: происходит ее усвоение, диагностика,систематизация. Учащийся получает возможность задуматься об объекте изучения,учится формулировать вопросы, соотнося между собой старую и новую информацию.Происходит формирование собственной позиции.

-закрепление новых знаний и включение новых понятий в первичные представления обобъекте изучения.  

          В рамках данной технологии обучающиесяовладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатыватьсобственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строят умозаключения и логические цепи доказательств,выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим. Но,использование данной технологии требует большого количества времени наподготовку, наличие навыков ведения дискуссии у педагога, соблюдение этапностии систематическое применение.

2.4Проектная технология

Проект– практическая работа большого объема, которая предназначена для закрепления,углубления, совершенствования и реализации базовых знаний учащихся поопределенной теме или разделу.

Проектнаятехнология относится к активным методам обучения. Она дает возможностьорганизовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией ипрактикой; успешно вливается в образовательный процесс; обеспечивает не толькоинтеллектуальное, но и нравственное развитие студентов, их самостоятельность иактивность; сплачивает, развивает коммуникативность; позволяет развиватьиндивидуальные творческие способности, а также более осознанно подходить кпрофессиональному и социальному самоопределению.

          Данная технология дает возможность объединятьцели образования и будущую профессиональную деятельность, а так же перейти отвоспроизведения знания к его практическому применению.

2.5Технология разноуровневого обучения (уровневой дифференциации)

Дифференцированноеобучение — одна из эффективных форм индивидуализации учебного процесса, котораяобеспечивает благоприятные условия для учащегося, так как система работы поэтой технологии включает следующие ступени:

 -Выявление отставаний;

 -Ликвидациюпробелов;

 -Устранение причин неуспеваемости;  

 -Формирование интереса и мотивация к учебе;  

Приразноуровневом обучении у педагога появляется возможность помогать слабому, приэтом, уделяя внимание сильному, студенту.

Основнымицелевыми ориентациями разноуровнего обучения является:

-обучение каждого на уровне его возможностей и способностей;

-приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся.

Но,чтобы достичь данных ориентиров нужно:

1.Определить индивидуально-личностные особенности учащихся (психологическаядиагностика учащихся).

2.Разработать гибкое структурирование учебного материала, обеспечивающеепространство учебно-познавательных возможностей учеников (дидактический анализучебного материала).

3.Реализовать принцип «воспитывающего обучения» (диагностика ценностныхориентаций). Главный акцент в обучении должен быть направлен не на деленииучащихся по их способностям, а на дифференциацию учебного материала и самогопроцесса обучения.

Разноуровневоеобучение рассматривается как процесс работы с разноуровневым составом учащихсяпри применении разнообразных методов, приёмов обучения и специальногодидактического материала, позволяющего осуществлять развитие учащихся всоответствии с их возможностями.

Приработе в условиях разноуровнего обучения можно использовать все способыорганизации учебной деятельности: фронтальную, групповую и индивидуальнуюработу на различных этапах урока. Так на этапе введения нового материала можноиспользовать различные методы обучения и даже их сочетания. На втором этапесамостоятельной работы выделяют два вида деятельности: самостоятельные работыучащихся по изучению нового материала и самостоятельные работы по применениюизученной теории к решению задач. На этом этапе могут быть введены многиеметоды дифференциации помощи со стороны педагога:

1.указания типов задач, правила, на которые опирается данное упражнение;

2.дополнение к заданию в виде чертежа, схемы (и тут возможна дифференциацияпомощи: рисунок, чертеж без обозначений, чертеж с обозначениями и т.п.);

3.запись условия в виде таблицы, матрицы, графика;

4.указание алгоритма решения;

5.приведения аналогичной задачи, решенной ранее;

6.объяснение хода выполнения подобного задания;

7.предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение основнойзадачи;

8.наведение на поиск решения с помощью ассоциации;

9.указание причинно-следственных связей, необходимых для выполнения задания;

10.указания ответа, результата заранее;

11.расчленение сложной задачи на ряд элементарных;

12.постановка наводящих вопросов;

13.указание теорем, формул, на основании которых выполняется задание;

14.предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах;

15.указание ошибки в чертеже, в вычислениях, в постановке алгоритма работы, вустановлении зависимости т. п.;

16.использование вспомогательных дифференцированных крат (блоков информации потемам) различной степени помощи;

17.использование опорных конспектов;

18.использование рабочих тетрадей с печатной основой.

 Третийэтап. Работа с учебником, при работе с которым, задания, предлагаемые учащимся,также могут быть дифференцированы. Например, одной группе учащихся предлагаетсяпрочитать теорему и выделить все шаги доказательства, другой – пландоказательства; третьей группе предлагаются задания с пропусками и т.д.Четвертый этап. Дифференцированный контроль подготовленности к уроку. Это можетбыть фронтальный письменный опрос всех учащихся, индивидуальный устный опрос идругое. Пятый этап предполагает домашние задания, которые рекомендуетсясоставлять дифференцированными, чтобы более полно использовать возможностиучащихся. Принцип составления таких упражнений заключается в том, что первоеупражнение предназначено для всего класса, а второе непосредственно связано спервым, но содержит по сравнению с первым некоторую дополнительную трудность.

Дифференцированное(разноуровневое) обучения имеет ряд достоинств: воспитание учащихся по ихспособностям и возможностям; адаптирование к особенностям различных групп учащихся;предоставляется возможность наиболее результативно работать с труднымиучащимися, что ведет к снижению неуспевающих в группе, не снижая темпаобучения; повышается самооценка, и уверенность в себе: у слабых создаетсячувство успеха, сильные учащиеся самоутверждаются в своих способностях;повышается уровень мотивации; в таких группах, где все равны, ребенку легчеучиться. Но, наряду с достоинствами, не стоит забывать и о недостатках: дети,переведенные в слабые группы, воспринимают это как унижения их достоинства;учащиеся с нестандартным поведением могут необоснованно попасть в слабуюгруппу, из-за недостаточно развитой система диагностики; в сильных группахпоявляется эгоистичность, видимость исключительности, в слабых группахуменьшается степень самооценки, снижается мотивация обучения в этих группах;ну. И наконец, разделение учащихся по степени способностей и возможностейпросто не гуманно.

Да,применяя дифференцированное обучение, учитель способствует повышению качестваобучения, предупреждение неуспеваемости, ведет работу с одаренными учащимися.Но отношение к учёбе может быть отрицательным и положительным при всех уровняхобучаемости. Отсюда следует, что больше всего учителю стоит быть внимательным иделать упор в обучении на отношение ребёнка к учёбе.

2.6Здоровьесберегающие технологии

Современнымобществом востребовано не только повышение качества образования исовершенствование его структуры, но и укрепление здоровья обучающихся, иобеспечение психологического комфорта участникам педагогического процесса. Этопродиктовано быстрыми темпами развития высоких технологий, а также устойчивыминегативными тенденциями в динамике состояния здоровья подростков.

Здоровьесберегающая технология – этосистема мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторовобразовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка навсех этапах его обучения и развития. Применение данной технологии обусловленорядом причин, которые приводят к снижению здоровья учащихся: 

  • перегрузка, снижение двигательной активности;
  • отсутствие ценностного отношения к собственному здоровью;
  • несформированность навыков здорового образа жизни;
  • плохая экология;
  • кризисные явления в обществе, которые приводят к снижению творческой активности обучающегося, замедлению физического и психического развития.

Любаяучебная деятельность должна быть организована с учетом основных требований куроку в совокупности с здоровьесберегающими технологиями:

·соблюдение санитарно — гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловойрежим, хорошая освещенность, чистота),

-соблюдение правил техники безопасности;

·четкая организация учебного процесса;

·строгая дозировка учебной нагрузки;

·смена видов деятельности;

·обучение с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (словесный,наглядный, аудиовизуальный, кинестетический и т.д.). Норма – не менее трех;

·место и длительность применения технических средств обучения;

·построение урока с учетом работоспособности учащихся, применение активныхметодов (учащиеся в роли педагога, обучение действием, обсуждение в группах,дискуссия);

·индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;

·благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки(шутки, улыбки, афоризмы с комментариями и т.п.).

Использованиеданных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различныевиды заданий, чередовать мыслительную деятельность с релаксацией, определятьвремя подачи сложного учебного материала, выделять время на проведениесамостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительныерезультаты в обучении. Кроме этого, применение таких технологий помогаетсохранению и укрепление здоровья обучающихся.

ВЫВОД:Суть любой педагогической технологии заключается в точном, конкретном,диагностичном описании цели и результата деятельности. Именно эти показателидают возможность измерить точной мерой результат деятельности, сравнить его сзаданной целью и оценить степень достижения цели. Таким образом педагогический процессстановится управляемым, а результат деятельности – предсказуемым.Педагогическая технология дает больший эффект, когда учебные занятияорганизуются на репродуктивном уровне. Она продуктивна также на занятиях повыработке у учащихся навыков, способствует взаимодействию преподавателя собучающимися в учебно-воспитательном процессе. От выбранной педагогическойтехнологии, степени ее правильности, ситуации и контингента учащихся во многомзависит качество обучения.

 

 

 

3. Новыеобразовательные технологии, применяемые мной на спецдисциплинах в СПО

Современныйобразовательный   процесс   предъявляет   новые  требования   к   педагогу: необходимо  осваивать  и внедрять  различные   педагогические технологии.  

Яиспользую в своей работе сочетание традиционных и современных педагогическихтехнологий. Для повышения результативности и качества знаний на занятиях поспецдисциплинам я использую следующие педагогические технологии:информационно-коммуникационные, проблемное, разноуровневое обучение, и,конечно, здоровьесберегающие технологии

3.1Информационно-коммуникационные технологии на спецдисциплинах в СПО

Всвоей работе я активно использую информационно-коммуникационные 

технологии,так как благодаря использованию ИКТ-технологий становится возможным выполнениеразличных творческих заданий (написание рефератов, докладов, сообщений ипояснительных записок к курсовым проектам; оформление презентаций, схем,таблиц, кроссвордов).

Напреподаваемых дисциплинах я широко использую интернет ресурсы, которыеиспользуются не только на занятии, но и для его подготовки (составлениепрезентаций к занятиям, поиск нормативных документов – СниПов, ГОСТов, СП, ;специальные ресурсы, которые включают все электронные ресурсы, выпускаемыеразличными издательствами (; универсальные ресурсы (Word, Excel, Power Point ит.д.), которые предназначены для создания собственных образовательных ресурсов.

ИспользованиеИКТ позволяет мне экономить время и иметь свободный доступ к необходимымматериалам, так как в настоящее время существует дефицит бумажных источниковучебного материала (учебников, словарей, каталогов и т.д.). На занятиях поМДК01.05 «Конструкции зданий и сооружений» с помощью слайдов, созданных впрограмме Power Point, и видеофрагментов я демонстрирую строительныеконструкции зданий, способы их монтажа и другое (приложение 1). Такие занятияэффективны своей привлекательностью, урок с использованием презентацийобеспечивает получение большего объема информации за короткий период. Припроведении таких занятий реализуются принципы наглядности, что способствуетразвитию интереса и способствует лучшему пониманию материала. На дисциплине«Основы геодезии» использование ИКТ позволяет познакомить студентов с новымигеодезическими приборами, способами работы с ними, мотивируя обучающихся насамостоятельное углубленное изучение материала (приложение 2). ИспользованиеИнтернет – ресурсов позволяет мне проверять и оценивать возможности студентовпри выполнении ими тестовых заданий в режиме онлайн как в техникуме, так и вдомашних условиях, также при участии их в конкурсах и олимпиадах.

Но,я считаю, что, несмотря на множество достоинств данной технологии, таких какяркое и образное преподнесение изучаемого материала, повышение интереса кобучению, экономия времени на объяснение материала и другие,информационно-коммуникационная технология имеет и ряд недостатков. Среди них ямогу выделить следующие: при длительной работе негативное влияние на состояниеи здоровье как педагога, так и студентов, большая трата времени на подготовкуматериала к занятиям (поиск информации, видео, изготовление схем, таблиц,презентаций), дефицит живого общения, что способствует утрате диалоговогообщения, сложность введения данной технологии в поурочную структуру занятий идругие.

 Разнообразиеи доступность электронных ресурсов, несомненно, облегчает мой труд, делает урокиллюстративным, интересным, запоминающимся. Но частое использованиеинформационных технологий сказывается на здоровье обучающихся, минимализируетживое общение, поэтому я стараюсь на занятиях, не много (не более 20 минут) ине слишком часто их применять.

 

3.2Технология проблемного обучения на спецдисциплинах в СПО

Работаяв среднем профессиональном образовательном учреждении, я в ходе своейпедагогической деятельности часто сталкиваюсь с рядом проблем:

-низкий уровень мотивации у студентов;

-снижение или отсутствие интереса к предмету;

-слабая школьная подготовка, в связи с чем, возникает проблема несоответствияуровня обученности студентов их реальным возможностям;

Однимиз путей решения данных проблем я считаю  активизацию познавательнойдеятельности учащихся,  как на уроках, так и во внеурочное время. Активнаяпознавательная деятельность учащихся на уроках способствует более качественномуусвоению знаний, повышает интерес к предмету, самооценку. Активизациипознавательной деятельности я добиваюсь средствами технологии проблемногообучения, а точнее, её элементами.

Яиспользую данную технологию в основном на комбинированных уроках по МДК01.05«Конструкции зданий и сооружений», а также при выдаче домашнего задания. Науроках я больше использую частично-поисковый метод, формулируя проблему ивовлекая студентов в обсуждение, с помощью постановки наводящих вопросов. Например,после изучения темы по разновидностям фундаментов, я ставлю «проблему»:Необходимо запроектировать фундамент под пятиэтажное кирпичное жилое здание сподвалом. Какой вид фундамента вы выберете? После чего, с помощью наводящихвопросов (Влияет ли наличие подвала на выбор фундамента? Если здание кирпичное,то какие фундаменты можно применять? и т.д.) студенты самостоятельно приходят кконечному ответу, испытывая гордость, что повышает их интерес к изучаемомуматериалу и самооценку. Также, данная технология нашла у меня большоеприменение в самостоятельной домашней работе. Так как, на аудиторных занятиях,время, отведенное на конкретную тему, ограничено, то большой объем интереснойинформации остается не изучен. В связи с этим, в рамках учебного занятия, яставлю проблему, а пути её решения предлагаются для самостоятельной работы. Яиспользую технологию проблемного обучения в таком виде по темам «Строительствов условиях вечной мерзлоты», «Строительство в сейсмических районах»,«Строительство на просадочных грунтах» и др. Студенты, получив общую информациюпо данным темам на занятии, дополнительно и самостоятельно изучают её, повышаясвой уровень знаний. После чего, делятся своими знаниями, посредствомвыполнения презентаций. (приложение 3).

Да,организация образовательного процесса по методу проблемного обучения достаточносложная и трудоемкая, но при этом, практика показывает, что студенты лучшеусваивают материал и повышается их мотивация к обучению.

3.3 Проектная технология на спецдисциплинах в СПО

 Я применяю приемы проектной технологии на уроках по МДК01.03 «Начальноеархитектурное проектирование» и МДК01.06 «Архитектурно-дизайнерскоепроектирование», а также на занятиях по макетированию, так как даннаятехнология стимулирует самостоятельность учащихся, их стремление ксамовыражению, формирует активное отношение к окружающему миру, сопереживание исопричастность к нему, развивает коммуникативные качества. При выполнениилюбого проекта, мы вместе с ребятами решаем полезные, интересные задачи попроектированию зданий различного назначения, связанные с реальной жизнью. Чтобыдобиться успеха, ребятам приходится добывать необходимые знания и с их помощьюпроделывать конкретную работу. Я, в свою очередь, требую от них умение координироватьсвои усилия с усилиями других. Для этого выдаю тему проекта группе ребят или жепозволяю им самим выбрать интересующую их тематику, при работе над которой онисамостоятельно углубленно изучают цели, задачи, специфику и многое другое,относительно проектируемого объекта. На основе полученных знаний они создаютпроект (приложение 4). Я же являюсь лишь консультантом, который мотивирует инаправляет их деятельность. При использовании данной технологии я стараюсьособое внимание обращать на формирование у студентов следующих необходимыхкачеств:

 — умение взаимодействовать в группе; — планировать совместную работу; — договариваться о способах разделения обязанностей; — объективно оценивать свою работу; — выслушивать мнение участников проекта; — конструктивно реагировать на критику со сторонысвоих товарищей; — умениепрезентовать себя. 3.4Технология разноуровневого обучения (уровневой дифференциации) на спецдисциплинах в СПО

Даннаятехнология позволяет мне сделать учебный процесс более эффективным, так какдифференцирование (по степени трудности) учебного процесса – это обучениекаждого на уровне его возможностей и способностей. Организуяразноуровневое обучение, я учитываю интеллектуальные способности студентов и кокончанию 4 курса они выходят, как минимум, на уровень среднего специалиста.Эта технология применяется мною на разных этапах учебного процесса: изучениенового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке;текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные работы.

Послекаждой изученной темы по дисциплине «Основы геодезии» я предлагаю студентамразноуровневые карточки с заданиями.

Я считаю, что они необходимы для оценки индивидуальныхспособностей. Но при этом, я понимаю, что деление ребят по уровнюобразованности негуманно, поэтому я не навязываю конкретным студентам заданияодного уровня сложности, выбор они делают сами. Систематическое применениетаких заданий позволяет обучающимся впоследствии самостоятельно решать, какиеумения им необходимы в типовых учебных ситуациях, как осуществлять переносзнаний в новые условия. При этом развитие навыков самостоятельной работыосуществляется на уровне, характерном для каждого учащегося. Моя роль в этомпроцессе – оказание индивидуальной помощи.  3.5 Здоровьесберегающиетехнологии на спецдисциплинах в СПО

Яприменяю данные технологии не только в урочной деятельности, но и вовнеклассной работе. Я считаю, что педагог должен не просто дать образовательныезнания, но сформировать ответственное отношения к своему здоровью у каждогообучающегося у него ребенка, так как это необходимое условие успешностисовременного человека. А в силу того, что большую часть времени студентынаходятся в учебном заведении, то ответственность за их здоровье косвенноложится на педагогов.

Здоровьесберегающие технологиия использую в своей повседневной педагогической деятельности, втечение всего рабочего дня. Но, так как способность учащихся к усвоениюматериала в течение урока постепенно снижается: 1-4 мин. – 60 % информации; 5 -23 мин. – 80 % информации; 24 -34 мин. – 50 % информации; 35 -45 мин. – 6 %информации, то я на всех этапах своего урока предусматриваю чёткое чередованиевидов деятельности (объяснение материала, конспектирование, просмотрвидеороликов и презентаций, выполнение заданий, беседа и др.), каждые 20-30минут стараюсь устраивать эмоциональные разрядки в форме шуток и улыбок,дозирую объем учебного материала, тем более, если он требует применение ТСО, и,конечно же, слежу за соблюдением санитарно-гигиенических требований(проветриваю кабинет на переменах, обеспечиваю ежедневную уборку кабинета, принеобходимости включаю дополнительные источники света для подсвечивания доски).Кроме этого, для обеспечения оптимальных условий хорошей работоспособности иусвоения материала, строго следую технологической карте занятия.

ВЫВОД:Современные образовательные технологии дают возможность повышать качествообразования. Они ориентированы на индивидуализацию, дистанционность ивариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых,независимо от возраста и уровня образования. Для реализации познавательной итворческой активности школьника в учебном процессе необходимо использоватьразличные современные образовательные технологии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современныетребования, предъявляемые государством к качеству воспитательно -образовательного процесса, подразумевают, что педагог должен бытьтворческой личностью, которая хорошо владеет необходимыми образовательнымитехнологиями и использовать их в своей профессиональной деятельности.

Входе проведённого исследования, исходя из поставленных задач, можно сделатьвыводы, что использование новых педагогических технологий в обучении имеет рядпреимуществ: позволяет рассматривать обучающегося как центральную фигуруобразовательного процесса и ведет к изменению стиля взаимоотношений между егосубъектами. При этом педагог уже не является основным источником информации изанимает позицию человека, который организует самостоятельную деятельностьучащихся и управляет ею. Основная роль теперь состоит в постановке целейобучения, организации условий, необходимых для успешного решенияобразовательных задач. Ученик учится, а учитель создает условия для учения;авторитарная по своей сути классическая образовательная технология принуждениятрансформируется в личностно – ориентированную. Обучение предполагает общениена уроке как между преподавателями и учащимися, так и общение учащихся друг сдругом. Использование новых педагогических технологий, в частности ИКТ,позволяет учащимся погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами, статькак бы участником того или иного события. Кроме того, уход от традиционногоурока через использование в процессе обучения новых технологий позволяетустранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса,создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволяет реализоватьпринципы здоровьесбережения.

Выбортехнологии зависит от многих факторов: контингента учащихся, уровня ихподготовленности, темы занятия и т.д. Наиболее эффективными факторами развитиятворческо-конструкторской деятельности в образовательной области «Архитектура истроительство» являются организация учебно-воспитательного процесса посредствомметода проектов и использование компьютерной техники. Но нельзя сказать, что какая-тоиз всех перечисленных технологий лучше, а другая хуже, или для достиженияположительных результатов надо использовать только эту и никакую больше.все образовательные технологии взаимосвязаны между собой.Самым оптимальным вариантом является использование смеси этих технологий, чтодаёт следующие результаты работы:

  • расширение возможностей предъявления учебной информации;
  • активация учебного процесса, способствующего более полной занятости всех обучающихся;
  • формирование у обучающихся рефлексии деятельности, т.к. они могут наглядно представить результаты своей работы.
  • повышение качества знаний учащихся.
  • повышение заинтересованности обучающихся в обучении
  • повышение мотивации на самообразование
  • раскрытие, сохранение и развитие индивидуальных способностей
  • формирование у обучающихся познавательных способностей, стремление к совершенствованию;
  • постоянное динамическое обновление содержания, форм и методов процесса обучения и воспитания.

Анализируясвой опыт использования инновационных педагогических технологий, я убедилась,что это позволяет с высокой степенью эффективности достигать поставленных мноюзадач. Мониторинг успеваемости и качества обучения, а также результативностьвнеклассной работы за это время позволяет сделать вывод: использование активныхметодов и приѐмов на преподаваемых мной спецдисциплинах способствует повышениюуровня мотивации обучения учащихся и формированию познавательной активностиличности.

 

Список литературы

  • Галямова Э.М. Методика преподавания. — М.: Издательский центр «Академия», 2014;
  • Пласкина М. В. Понятие «технология обучения» в современной педагогике [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы V междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2014. — С. 9-11.
  • Волков Б.С. Психология подросткового возраста : — М.: КНОРУС, 2016.
  • Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр Академия, 2002. — 576 с.
  • Манвелов С. Г. Конструирование современного урока. — М.:Просвещение, 2002.
  •  Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
  • Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005. 288 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).
  • Селевко, Г.К. Проблемное обучение / Г.К. Селевко. – 2006.
  • Гузеев В.В., Методы обучения и организационные формы уроков, Москва, 2008.
  • Кудрявцев Т.В. Создание проблемных ситуаций – средство активизации учащихся // Профессионально-техническое обучение. – 2000.
  • Лернер И. Я. Проблемное обучение. – М.: «Знание», 2004.
  • Махмутов М.И. Проблемное обучение. М., 1975.
  • Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения. Образовательная программа и пути ее реализации. М.: Баласс, 1999.
  • Вебинар «Технология проблемного обучения». Образовательный портал «Продленка». [Электронный ресурс // URL: https://www.prodlenka.org/vebinary/10200-vebinar-tehnologija-problemnogo-obuchenija.html
  • Вебинар «Технология проектного обучения». Образовательный портал «Продленка». [Электронный ресурс // URL: https://www.prodlenka.org/vebinary/10520-vebinar-tehnologija-proektnogo-obuchenija.html
  • Нагайченко Н.Н. Продуктивное использование новых образовательных технологий на уроке. Интернет-конференция. [Электронный ресурс // URL: http://www.zavuch.ru/news/announces/882/
  • Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. – М.: Народное образование, 2005. [Электронный ресурс // URL: http://stavcvr.ru/metod-kopilka/Г.%20 Селевко_Энциклопедия%20

образовательных%20технологий%20%281%20том%29.pdf.

  • Шумилова О.С. Изменения в деятельности педагога, внедряющего требования ФГОС ООО. [Электронный ресурс // URL: http://gymnasium44.ru/forum/4%20Шумилова%20ОС%2028.01.региональный%20семинар.pdf. Дата обращения: 01.02.2018.
  • Бузецкая Т.В. Современные педагогические технологии в общеобразовательной школе. [Электронный ресурс // URL: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/79-genera-didactic-techniques/4899. Дата обращения: 21.12.2017;

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.52%
НЕТ
39.48%
Проголосовало: 1297

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.52% НЕТ 39.48% Проголосовало: 1297


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.52% НЕТ 39.48% Проголосовало: 1297


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.52% НЕТ 39.48% Проголосовало: 1297


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.52% НЕТ 39.48% Проголосовало: 1297


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.52% НЕТ 39.48% Проголосовало: 1297


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет