X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

  Формированиечитательской грамотности

на уроках математики в начальной школе

 

   Читательская грамотность — способность человекапонимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматьсячтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и участвовать всоциальной жизни».

Чтение, по оценке международной организации образовательныхдостижений учащихся PISA , больше не сводится главным образом к извлечениюинформации — оно подразумевает накопление знаний, критическое мышление ивынесение обоснованных суждений.

Читательская грамотность – этоспособность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информациюиз текста, использовать ее при решении различных задач.

  Работа с информацией относится к общеучебному универсальному действию. В немможно выделить следующие умения учащихся, характеризующие их работу синформацией:

-чтение и понимание текстовой информации

-использование справочной литературы для уточнения и поиска дополнительнойинформации

-чтение и понимание невербальной информации, представленной разными способами(рисунок, таблица, схема, диаграмма)

-использование информации для установления количественных и пространственныхотношений, причинно-следственных связей;

-сравнение и обобщение информации, представленной в текстах, таблицах;

-перевод информации из одной формы в другую;

-устное представление информации.

Читательская грамотность формируется на всех уроках, втом числе, и на математике, это одно из условий повышения уровня математическойграмотности. Рассмотрим примеры заданий для урока математики, направленные наразвитие читательской грамотности и формирование УУД, связанного с поиском,интерпретацией и преобразованием информации. В них используется прием«обогащенная задача». Решая предметные задачи, мы включаем в них дополнительныйматериал – культурологический, краеведческий, метапредметный, личностный, межпредметный,воспитательные задачи.

Задание 1

– Прочитайте текст задачии соотнесите его со схемой-чертежом,приведенной ниже.

– Что в задаче известно? Как это показанона чертеже?

– Что требуется узнать? Как это показанона чертеже?

– Прочитайте задачу 5Сопоставьтеее со схемой-чертежом.

– Чем похожи задачи? Чем отличаются? (Перваязадача простая, вторая – составная.)

– Рассмотрите выражения, записанные ниже.

Представленная информация была полезной?
ДА
61.1%
НЕТ
38.9%
Проголосовало: 1419

В ходе выполнения задания школьникиобобщают информацию и переводят ее из одного вида в другой

 

Расстояния от крупных городов нашей Родины до Кирова

Название города

Расстояние до Кирова, км

Москва

896

Казань

409

Нижний Новгород

563

Пермь

471

Самара

770

Расстояние от Кирова до Казани меньше, чем до Перми. Расстояниеот Кирова до Казани и Перми меньше, чем до Москвы. Нижний Новгород находится кКирову ближе Самары, а Самара – ближе Москвы. Какой из этих городов находитсяближе всего к Кирову? Какой дальше всего от него? Проверьте свои рассужденияпо данным, представленным в таблице 4.

         Используяданные таблицы, учащиеся устанавливают причинно-следственные связи истроят речевые высказывания.

Текстовыезадачи относятся к наиболее сложным для овладения учащимися, поскольку требуютсодержательного осмысления, поэтому для их решения необходимо тщательноепрочтение предлагаемого текста. Чтобы чтение стало осмысленным, необходимочтобы оно сопровождалось дополнительным заданием, например, выбором ключевыхслов, формулировкой вопросов к задаче, для ответа на которые нужноиспользовать все имеющиеся данные, поэтапным заполнением таблицы илисхемы. Данные приёмы развивают в ученике навык работы с письменнымтекстом, учат анализировать данные, логически структурировать информацию,выбирать главное, а также повышают качество учебной деятельности в целом.

Такимобразом, используя известные приемы, давая возможность ребенку работать стекстом, преобразовывать его, обсуждать, делать выводы, мы способствуемразвитию логического мышления, письменной и устной речи, тем самым развиваемчитательскую грамотность.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.1%
НЕТ
38.9%
Проголосовало: 1419

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.1% НЕТ 38.9% Проголосовало: 1419


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.1% НЕТ 38.9% Проголосовало: 1419


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.1% НЕТ 38.9% Проголосовало: 1419


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.1% НЕТ 38.9% Проголосовало: 1419


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.1% НЕТ 38.9% Проголосовало: 1419


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет