Использованиесовременных педагогических технологий для повышения качества само подготовкисуворовцев
Самостоятельнаяподготовка суворовцев является весьма важной составной частью процессаобразования и воспитания в суворовском училище.
Самоподготовка –особая форма организации обучения, необходимая и неотъемлемая часть единогопроцесса обучения, представляющая собой самостоятельную учебную деятельностьсуворовцев под руководством воспитателя.
Основные цели изадачи самоподготовки:
Образовательные:
1. Закреплять,систематизировать и расширять знания суворовцев.
2. Тренироватьсуворовцев в практическом применении полученных знаний.
Развивающие:
1. Создаватьусловия для развития памяти, внимания, мышления, речи воспитанников.
2. Создаватьусловия для развития творческих способностей суворовцев.
3. Учитьсамостоятельно пользоваться справочниками, словарями, дополнительнойлитературой, искать информацию в Интернете.
Воспитательные:
1. Воспитыватьсамоконтроль, самоорганизованность, самостоятельность и прилежание,самодисциплину.
2. Прививатькультуру умственного труда.
Основная задачавоспитателя – организовать проведение самоподготовки таким образом, чтобыпоставленные цели достигались с наибольшей эффективностью.
Дляповышения качества самостоятельной подготовки суворовцев воспитателями нашегоучилища используются различные современные педагогические методики итехнологии. Лично я в своей работе при организации самоподготовкииспользовала следующие современные технологии:
— технологииличностно-ориентированного обучения;
— технологиюсотрудничества;
— групповые технологии, в том числе технологию работы в малых группах и технологию работы впарах;
— технологиюразноуровневого обучения;
Мне хотелось быподробнее остановиться на технологии личностно-ориентированного обученияпотому, что многие другие технологии (обучение в сотрудничестве, групповые технологии,разноуровневое обучение и др.), являясь разновидностями гуманно-личностныхтехнологий, направлены на реализацию личностно-ориентированного подхода.
Видеть вкаждом суворовце личность, индивидуальность; признавать самобытность иуникальность каждого суворовца; принимать его таким, какой он есть, и помогатьему становится лучше; уметь эмоционально откликаться на эмоции воспитанников,создавать благоприятный микроклимат в коллективе.
Каким образомследует реализовывать эту технологию в условиях самоподготовки?
Для начала следуетпонять и принять тот факт, что самоподготовка – это не урок, а самостоятельнаяактивная деятельность самих суворовцев. И, исходя из этого, определить своюроль, как организатора этой деятельности, компетентного консультанта ипомощника. Наши действия должны быть направлены не только, и не столько наконтроль знаний и умений суворовцев, сколько на диагностику их деятельности,чтобы вовремя помочь устранить трудности в познании и применении знаний(оказать индивидуальную помощь или договориться о дополнительном занятии сучителем-предметником, привлечь к решению проблемы, по мере необходимости,родителей, психолога.
Тем не менее, посколькувыполнение заданий является самой важной целью самоподготовки, воспитателюзачастую приходится непосредственно управлять этим процессом.
Одной изособенностей личностно-ориентированного занятия является отказ от фронтальнойработы как основной формы и широкое использование различных вариантовиндивидуальной, парной или групповой деятельности. Я в своей практике, особеннопри работе в средних классах, широко использовала эти виды работы. Немногоостановлюсь на некоторых из них.
Технологияработы в малых группах и технология работы в парах.
Наиболееблагоприятные условия для включения каждого суворовца в активную работу насамоподготовке создают групповые формы работы. Одной из наиболее популярныхформ является работа в парах. Сначала учила суворовцев работать в парахпостоянного состава, а потом начала использовать и работу в парах переменногосостава. Причем, работу в парах можно организовывать на любом этапесамоподготовки. Я расскажу, как использовала ее на этапе проверки знаний.
В средних классахдля проверки устного домашнего задания (по истории, географии, обществознанию идр.) широко использовала взаимопроверку, причем проводила ее разными способами:
— в парахпостоянного состава, когда два суворовца сдают материал друг другу, попеременновыступая то в роли ученика, то в роли учителя;
-в парахпеременного состава, когда первый подготовившийся суворовец сдает материалвоспитателю и сам становится проверяющим для следующего суворовца. Затем либоони уже вдвоем «работают учителями» (а потом втроем, вчетвером и т.д. (веер)),либо второй принимает у третьего, третий – у четвертого и т.д. (по цепочке);
— в малых группах(по 3-4 человека), когда суворовец, выступающий в роли ученика, сдает материалвсей группе. И так все по очереди.
Моя же задача заключаласьв том, чтобы организовывать и контролировать работу групп, направлять ее внужное русло и, при необходимости, оказывать помощь.
Каковыпреимущества такой работы? Во-первых, отрабатываются два очень важных умения,необходимых для успешной учебы: умение говорить и умение слушать. И еще одно неменее важное умение – умение работать в группе (прививается культура общения).Во-вторых, усвоение материала происходит гораздо более эффективно, потому чтокаждый суворовец успевает как минимум три раза проработать материал: 1) вовремя самостоятельной работы с ним; 2) «сдавая» материал своему товарищу,выступая в роли ученика; 3) «принимая» материал у своего товарища, будучи вроли учителя. В-третьих, сближаются коллективный и личные интересы: чем лучшеи больше я обучаю других, тем больше и лучше знаю сам; каждый отвечает нетолько за свои знания, но также за знания и успехи товарищей (ответственностьсуворовца-«учителя» за знания суворовца-«ученика»).
При парномобучении и работе в малых группах эффективно реализуются известные принципыпедагогики «обучая — учусь» и «неотсроченное использование знаний».
Я полагаю, чторабота во время самоподготовки в таком формате в немалой степени способствовалатому, что мой взвод считался на курсе «самым говорящим».
Минус такой работыв том, что она требует определенного времени.
Технологияразноуровневого обучения. Одной из особенностей учебной работы вличностно-ориентированном подходе является ее разноплановая дифференциация. Всуществующей практике обучения все чаще возникают проблемы, связанные снеоднородностью состава учащихся в одной учебной группе: по их учебнымвозможностям, общим и специальным способностям, индивидуальнымпсихофизиопатическим особенностям, интересам и т.д. В условиях большого объемаучебной информации требовать от всех суворовцев усвоения материала наодинаковом (высоком) уровне практически невозможно. Тем более, что для многихиз них он зачастую является недостижимым. Уровневая дифференциация позволяеттак организовать работу, что суворовцы, обучаясь по одной программе, имеютправо и возможность усваивать её на различных уровнях (но не ниже уровняобязательных требований) и в различное время.
Преимущества этойтехнологии — исчезает проблема традиционной организации «усредненной» учебнойдеятельности, при которой слабым суворовцам не достает практики, не хватаетвремени на усвоение материала, а суворовцам с более высоким уровнемпознавательной деятельности не хватает более сложных и интересных заданий, дляних слишком низким оказывается темп образовательного процесса. При уровневойдифференциации каждый суворовец работает в меру своих сил и возможностей (этообеспечивает индивидуальная траектория развития).
Технологиясотрудничества, которую я также применяю в своей работе, относится кгуманно-личностным технологиям и реализует принципы демократизма, равенства,партнерства в субъектных отношениях педагога и ребенка, в нашем случае,воспитателя и суворовцев. Я уверена, что все воспитатели нашего училищаиспользуют в своей работе эту технологию, и чем старше наши суворовцы, тем чащемы ее используем. В том числе, и на самоподготовке. В процессе общениясуворовцев с воспитателем в формате сотрудничества естественным образомпрививаются и культура общения, и культуры умственного труда.
Такимобразом, самоподготовка суворовцев является весьма важной составной частьюпроцесса образования и воспитания в суворовском училище.
