9акласс 23.01.2023.
Тема: Формула суммы первых п членов арифметической прогрессии.
Цельурока: формировать умение решать задачи, используяформулы n –ого члена арифметической прогрессии; организоватьдеятельность по осознанию применения формул при решении задач; развиватьпрактические умения и навыки решения задания № 14 из ОГЭ; формироватьпознавательный интерес к обучению.
Задачиуроки:- образовательная: продолжить изучение арифметической прогрессии,формулы n-ого члена арифметической прогрессии и её применение.
-воспитательная: воспитывать умение слушать своих одноклассников и учителя,развивать навыки самостоятельной работы, формировать навыки самоконтроля ивзаимоконтроля;
-развивающая: продолжить работу над развитием логического мышления, умениеманализировать, сопоставлять и обобщать полученные знания.
Планируемыерезультаты:
Личностныерезультаты:
§ готовностьи способность обучающихся к саморазвитию;
§ навыкисотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находитьвыходы из спорных ситуаций;
Метапредметныерезультаты.
Познавательные:
§ сформированностьпознавательных интересов, направленных на развитие представлений о примененииформул прогрессии при решении заданий ОГЭ;
§ умениеработать с различными источниками информации, включая цифровые;
§ умениепреобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
§ пониманиесмысла поставленной задачи;
§ умениевыполнять учебное действие в соответствии с целью.
Коммуникативные:
§ сформированностьумений ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи;
§ умениеадекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции;
§ умениеработать совместно в атмосфере сотрудничества.
Предметныерезультаты:
впознавательной (интеллектуальной) сфере:
§ правильноеиспользование формул к данной задаче.
вценностно-ориентационной сфере:
§ применениеновых знаний в новой ситуации;
§ объяснениетого, что показывает где применить формулу.
Типурока: закрепление материала.
Ходурока:
1.Организационный момент:
Подведениеобучающихся к теме, цели и задачам урока.
2.Повторить и закрепить изученное:
сегодняна уроке мы будем решать задачи на нахождение суммы первых n-членоварифметической прогрессии, логические задания с применением формуларифметической прогрессии и также подготовимся к ОГЭ ходе решения задач, продолжимотработку вычислительных навыков
Устныйопрос:
I.1.Что такое числовая последовательнось ?
2.Назовите способы задания числовой последовательности?
3.Какой метод назвали рекуррентным?
4.Дайте определение арифметической прогрессии?
II.Математический диктант с взаимопроверкой:
1)Записать формулу n-го члена арифметической прогрессии, черезее первый член и разность арифметической прогрессии.
2)Записать формулу n-го члена арифметической прогрессии, знаяеё соседние члены.
3)Записатьформулу суммы первых n-членоварифметической прогрессии, по её первому формулу суммы первых n-членоварифметической прогрессии, по её первому и n-члену.
4)Записать формулу суммы первых n-членоварифметической прогрессии, по её первому формулу суммы первых n-членоварифметической прогрессии, по её первому члену и разности арифметическойпрогрессии.
Обучающиесяменяются тетрадями и производят взаимопроверку.(ответы записаны на доске)
Критерииоценивания: «5»- 4 правильных ответа
«4»-3 правильных ответа
«3»- 2 правильных ответа
III.На доске записаны последовательности, ответьте на следующие вопросы:
1) Последовательность
задана формулой: ![]()
Какой номеримеет член этой последовательности, если он равен 144? 225? 100?
являютсяли членами этой последовательности числа 48? 49? 168?
2) Опоследовательности
известно,что ![]()
Какназывается такой способ задания последовательности?
Найдитепервые три члена этой последовательности.
3) Опоследовательности известно, что ![]()
Какназывается такой способ задания последовательности?
Найдитетретий член этой последовательности
4) Найдитедля каждой последовательности следующие два члена:
11;8; 5; 2; -1; …
5; 5;5; 5; 5; …
5) Найдитечлен арифметической прогрессии, обозначенный буквой:
…;6; х; 10; 12; …
…;11; х; 19; 23; …
…; 7;х; 13; 16; …
3.Решение задач на повторение формул:
Задание 1. Ракета за 1 секунду пролетела 300 м. За каждую следующую пролетала на 200 м больше, чем за предыдущую. Какое расстояние (в км.) пролетела ракета за 6секунд.
Дано:
м,
м.Найти:
.
Решение:

4800м = 4,8 км
Ответ:4,8км.
Задание 2. Найти сумму всехнатуральных чисел, кратных 4 и не превосходящих 170.

Решение:

Ответ: 3612.
Задание3. Дана арифметическая прогрессия (an) задана условием
an = -0,6+8,6n. Найдите сумму первых 10 еёчленов.
Физкультминутка.
Задание 4. Фигурасоставляется из квадратов так, как показано на рисунке.
|
|
|
В каждой следующей строке на 6 квадратов больше, чем в предыдущей. Сколько квадратов в 53-й строке? |
Задание 5.Найдите сумму всех положительных членов арифметической прогрессии: 7,6; 7,4; …
4.Самостоятельная работа(приложение №2).
4.Подведение итоговурока.
5.Домашнее задание:п.7.2(повторить основные формулы), А: №473, В: №472, С: №471.
6.Рефлексия: «Ресторан». предлагает ученикампредставить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директорресторана просит их ответить на несколько вопросов:
— Ясъел бы еще этого…
-Больше всего мне понравилось…
— Япочти переварил…
— Япереел…
-Пожалуйста, добавьте…
Приложение 1.
Задание 1. Ракета за 1 секунду пролетела 300 м. За каждую следующую пролетала на 200 м больше, чем за предыдущую. Какое расстояние (в км.) пролетела ракета за 6секунд.
Задание 2. Найти сумму всехнатуральных чисел, кратных 4 и не превосходящих 170.
Задание3. Дана арифметическая прогрессия (an) задана условием
an = -0,6+8,6n. Найдите сумму первых 10 еёчленов.
Задание 4. Фигурасоставляется из квадратов так, как показано на рисунке.
|
|
|
В каждой следующей строке на 6 квадратов больше, чем в предыдущей. Сколько квадратов в 53-й строке? |
Задание 5.Найдите сумму всех положительных членов арифметической прогрессии: 7,6; 7,4; …
Приложение№2
Задачиобязательного уровня А
№1.Определите,является ли заданная последовательность арифметической прогрессией.
a)
b) б)3; 1; 3; 1; 3; …
№2.Доказать,что последовательность, заданная формулой n-огочлена an=-1,5+4n,является арифметической прогрессией.
№3.Записать первые шесть членов арифметической прогрессии,если
а)a1=-3; d=2 b) an=3-2n
a) Ответ:
b) Ответ:
№4.Найдите сто тридцатый член арифметической прогрессии, если a1=-1,2;d=![]()
Ответ:a130=7,8
№5.Число–29 является членом арифметической прогрессии 21; 16; 11; …
a) Найдитеномер этого члена.a11=-29.
б) Является ли число –10 членом этой прогрессии? нет
в) Является ли число 30 членом этой прогрессии? нет
Задачи среднего уровня В
№1.Выясните, является ли последовательность, заданная формулой n-огочлена, арифметической прогрессией? Если да, то укажите первый член и разность прогрессии.
а)an=3*2n нет
б)an=
d=-1
. Да, a1=
.
№2. Запишите формулу n-огочлена арифметической прогрессии, если известно, что a7=-5; a12=55.
Ответ:an=12n-89.
№3.Найдите седьмой член арифметической прогрессии, если известно, что a3+a11=20.
Ответ:а7=10
№4.Сколько нужно взять членов в арифметической прогрессии, первый член которойравен 16, а разность равна 8, чтобы сумма членов составила 1840?
Ответ:n=20.
№5.Найдите те значения x,при которых числа 5х+2; 7х+1; 3х-6 образуют арифметическую прогрессию.
Задачиповышенной сложности С
№1.При каких значениях aкорни уравнения 3х3-(а+1)х2+(а-2)х=0, взятые вопределенном порядке, составляют арифметическую прогрессию?
Ответ:a=-1;3,5; 8
№2.Найти х из уравнения (х+1)+(х+4)+(х+7)+…+(х+28)=155
Ответ:x=1.
№3.В арифметической прогрессии Sn—a1—an=21;Sn—a2—an—a1—an-1=7.Найдите Snи n.
Ответ:Sn=35;n=5.
№4.Вычислите первый член арифметической прогрессии с разностью 8, зная, что суммапервых десяти членов в 4 раза больше суммы первых пяти членов.
Ответ:a1=4.
№5. Найти сумму первыхтридцати нечетных чисел, которые при делении на 5 дают в остатке 1.
Ответ:S30=4380.

