X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

 

 

 

Технологическая карта урокаистории

Восстание Емельяна Пугачева всоответствии с требованиями ФГОС ООО с использованием электронныхобразовательных ресурсов

 

ФИО учителя

Макина Татьяна Романовна

Дата

 

Предмет

История

Класс

8 «а»

Тип урока

Урок  усвоения новых знаний

Тема

Восстание под предводительством   Е.И.Пугачёва

Цель

Показать взаимосвязь между расширением дворянских привилегий в период царствования Екатерины II и усилением крепостнической зависимости крестьян, а также проследить взаимосвязь между усилением крепостного гнета и активизацией народного движения; охарактеризовать основные причины, особенности и этапы крестьянской войны под предводительством Е.И.Пугачева.

 

Задачи

Образовательные:

— установить личность Емельяна Ивановича Пугачёва, хронологические рамки восстания;

— выявить основных участников и причины их недовольства, а так же, что послужило поводом к восстанию; — изучить основные события восстания и её итоги;

— дать оценку действиям участников восстания.

Развивающие:

— продолжить формирование умения рассказывать о важнейших  исторических событиях на основе иллюстрации;

— продолжать развивать монологическую речь учащихся;

— продолжать развитие умения сравнивать, выделяя общее и различное, анализировать исторические явления, их причины, результаты, умения работать с исторической картой, с историческими документами.

 

Воспитательные:

— продолжать формирование чувства любви к Родине, уважения к её прошлому, богатому на события яркие и неоднозначные события, к многонациональному российскому народу, к народным вождям, способным на самопожертвование ради счастья обездоленных.

 

 

Планируемые результаты

Предметные:

— развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников;

— освоение общих принципов постановки и решения познавательных задач, выявления причин исторических событий; объяснения фактов;

— выработка умений давать оценку историческим событиям и процесса, деятельности исторических личностей.

Знать: причины выступления Е.Пугачева; направления внутренней политики Екатерины II; основные понятия темы;

Уметь: определять место и роль основных событий периода правления Екатерины II объяснять причины выступлений; анализировать результаты и причины поражения восстания.

Личностные (личностные УУД):

— осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;

— способность к определению своей позиции;

— уважение к истории и культуре своего и других народов.

 

Метапредметные:

— способность сознательно организовать и регулировать свою учебную деятельность;

— выработка умений работать с учебной информацией;

— готовность к сотрудничеству с соучениками;

— формирование умения определят цели своей деятельности и представлять ее результаты; осуществлять самоконтроль и самооценку.

Информационно-методическое обеспечение

1.      Учебник. История России: конец 17-18 в. 8 кл.: учебник И.Л.Андреев, Л.М.Ляшко, И.В.Амосов.

2.      Историческая карта

3.      Дидактический раздаточный материал.

               4.    Проектор

 

Организационная структураурока

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

1.Организационный момент

Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность

Ребята. Добрый день , рада Вас видеть. Присаживайтесь.

Приветствуют учителя. Настраиваются на урок 

Включение в учебный процесс

2.Актуализация знаний полученных на предыдущих уроках.

Повторение изученного материала.

Ребята давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке.

 

Прошу Вас сейчас выполнить тестовое задание по теме: «Внутренняя политика Екатерины-2»

 

1.Время правления Екатерины-2 …….?

2. В царствовании Екатерины-2 увеличивалось ли помещичье землевладение….?

3.Бироновщина относится к правлению Екатерины-4.Превращение дворянства из служилого населения

   в привилегированное сословие произошло в             царствование Екатерины-2……?

 5.«Указ о вольности дворянства» от 1762 г опровергал все привилегии дворянства?

6.В период правления Екатерины II был расцвет крепостного права?

7.Власть над крестьянами переданная дворянам, ухудшила жизнь крестьян?

8.В газетах были объявления о продаже крестьян?

9.Крестьянам было разрешено жаловаться на дворян?

Давайте вспомним: Какие народные выступления в 17, начале 18 века происходили в России?

 

 

 

 

 

Назовите основные причины этих восстаний и выступлений.

 

 

 Мы изучали внутреннюю политику Екатерины-2

 

 Дети решают тест

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Соляной бунт – 1648г., Медный бунт – 1662г., восстание под предводительством С. Разина – 1666-1671г., Астраханское восстание – 1705-1706г., Восстание под предводительством К.А. Булавина – 1707-1709г., Башкирское восстание – 1705-1711г., выступление работных людей.

 

 Высокие налоги, обнищания населения, бесчинства чиновников, закрепощение крестьян, тяжелые условия труда на мануфактурах, не равенство в правах русских и нерусских народов России и др.

 

Постановка цели урока. Умение сотрудничать, анализировать, доказывать свою точку зрения, ставить цели и планировать свою работу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимопроверка

Целепологание

Организация подготовка и мотивации к изучению материала.

Постановка целей и задач урока

Сегодня мы поговорим о самом крупном народном выступлении в России за всю ее историю.

-Я вас прошу помочь мне сформулировать тему нашего урока. Я предлагаю вам 2 высказывания (на слайде портрет Емельяна Пугачёва)

«Когда людей ставят в условия, подобающие только животным им ничего не остаётся как восстать или на самом деле превратиться в животных» Ф. Энгельс

«Когда все остальные права человека будут нарушены, право на восстание становится бесспорным» У. Пейч.

Ребята, попробуйте сформулировать тему нашего урока?

 

Посмотрите внимательно на тему и поставьте цель нашего урока.

 

А что мы для этого должны сделать?

Слушают учителя размышляют.

 

 

 

 

 

 

называют получившиеся темы и аргументируют их.

Дети определяют:Пугачевское восстание.изучить восстания Е.И. Пугачева, его причин, хода военных действий и значения.

 

Мы должны выяснить какие сложились причины для восстания;

Проследить его ход;

 Узнать его итоги и последствия;

Познакомиться с историческими личностями этого времени;

 Проследить по карте ход восстания.

Фиксация имеющихся предметных учебных знаний (умений), различных способов деятельности

4.Изучение нового материала. Первичное усвоение новых знаний

Организация самостоятельного исследования с целью получения нового знания

Учитель предлагает материал для изучения и систему вопросов. Работают с раздаточным материалом.

Хорошо. Давайте приступим. Каковы же причины восстания.

У Вас на партах лежит таблица, которую мы будем заполнять во время урока. К концу урока мы получим полную картину этого события. Одна из колонок так и озаглавлена «Причины восстания.»

Читаем с. 125-126.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Представленная информация была полезной?
ДА
61.18%
НЕТ
38.82%
Проголосовало: 1427

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Посмотрите еще раз на причины крестьянской войны, и скажите, чьи права нарушены, кто является участниками этих событий?

Получают в результате самостоятельного исследования новое знание. Анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения, выдвигают гипотезу, варианты и способы.

 

Причины.

 

1.       усиление власти и произвола помещиков над крестьянами.

(бесправие крестьян, издевательства со стороны помещиков, ссылка за любую провинность в Сибирь и на каторгу, право продавать крестьян в рекруты, право расширять свою пашню за счет крестьянских хозяйств (т.е. сокращение крестьянских наделов). Безмерными были истязания, которым подвергали крепостных некоторые владельцы, и лишь немногие несли за это наказание. Широкую известность во времена Екатерины получило дело московской помещицы Дарьи Салтыковой («Салтычихи»), замучившей до смерти 139 крестьян. За свою чрезвычайную жестокость она была приговорена к смертной казни, замененной пожизненным заключением в монастырской тюрьме.)

2. Тяжелое положение работных людей и приписных крестьян на мануфактурах: — тяжелые условия труда (12-15ч. рабочий день), оторваны от семей, сильная эксплуатация.

3.Ухудшение положения нерусских народов Поволжья, Приуралья (башкиры, татары, калмыки).

4. Ликвидация властями казацкого самоуправления на Дону и Яике.

 

 

Крепостные крестьяне, работные люди, нерусские народы, казачество.

Формирование навыков поисковой деятельности. Развитие учебно-познавательной мотивации. Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений.

5.

Организация усвоения учащимися нового способа действий при решении задач с проговариванием

 Предводителем крестьянского движения суждено было стать казаку донской Зимовейской станицы Е. И. Пугачеву.

(сообщение о Емельяне Пугачеве- Кочеткова Настя)

 

Ориентируются на получение конкретного результата, излагают и объясняют учебный материал.

Умение ориентироваться в содержании предмета, использовать информацию из различных источников, вычленять необходимую информацию для решения совместной задачи.

6.Первичное закрепление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физ-минутка

 Спасибо. Ребята, а какие случаи самозванства в России вы помните?

Молодцы. Пугачевское восстание принято делить на 3 этпа.

1.этап- Сентябрь 1773г. – март 1774г.

2.этап-  Апрель – июль 1774г.

3.этап- Июль 1774 – январь 1775г.

Вы поделены на 3 группы. Каждая группа работает по своему этапу и рассказывает нам ход и основные события этапа. А все остальные должны внимательно слушать своих товарищей и заносить сведения в таблицу. Но это еще не все. У вас на стонах лежит контурная карта восстания. Вы должны отметить на ней ход вашего этапа, а потом выйти к доске и показать нам его.

(карта на доске).

Итак, приступаем к работе.

 

 

Используют приобретенные знания в практической деятельности, решают творческие задачи.  Отвечают на вопросы.

Освоение способов совместной деятельности, формирование навыков речевой деятельности. Уточнение собственных возможностей и ограничений.

7.Контроль усвоения знаний, обсуждение

Организация действия по обобщению:

— анализ признаков объекта;

— выделение главных признаков;

— оформление выводов о понятии, явлении предмета через  план.

Спасибо большое. Восстание под руководством Емельяна Пугачева стало самым мощным народным движением в истории России. Недаром это выступление, именно из-за его размаха, часто называют крестьянской войной. В нем участвовали сотни тысяч людей на огромных территориях. Действия армии повстанцев отличались более высокой организованностью, чем предыдущие восстания. «Император Петр Федорович» пытался копировать некоторые государственные учреждения. При нем были штаб, канцелярия, Военная коллегия с самыми широкими полномочиями. Главное войско делилось на полки, связь осуществлялась нередко в письменной форме. Агитацию проводили многочисленные «разгласители». От имени «Петра III» издавались манифесты и указы.

Но как мы видим восстание потерпело поражение.

 Почему? (стр.128)

 

Анализируют, заключают, оценивают уровень знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей: — это самое крупное народное выступление в России за всю ее историю.

— впервые кроме идеи свободы были выдвинуты идеи борьбы с крепостничеством, с дворянством – от которого исходило главное зло (по мнению восставших)

— первое совместное выступление не только крестьян, но и работных людей, представителей национальных меньшинств.

Вывод:

Крестьянская война не изменила к лучшему положение крестьян, народов Поволжья, казачества (лишь на некоторых горных заводах Урала было увеличена з/п и улучшились условия труда).

Но она потрясла империю Екатерины 2, заставила власть искать пути решения крестьянского вопроса (призрак «пугачевщины» стал преследовать помещиков и представителей властей.)

Умение систематизировать, обобщать изученное, соединять части изученного в целое, высказывать суждение по результатам сравнения. Формирование собственных представлений о предмете изучения. Анализ личностных изменений в процессе учения.

8.Рефлексия, самооценка

Осознание учащимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего коллектива.

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

1. Что нового вы узнали?

2. Что понравилось на уроке, а что вызвало затруднение?

3. С помощью чего мы можем углубить и расширить наши знания по восстанию под предводительством Е.Пугачева?

4. Каждая группа составляет синквейн Пугачевское восстание .

Первая строка – ответ на вопрос – что?

 Вторая строка – ответ на вопрос – какая? какой?

Третья строка – ответ на вопрос – что делает? Что делаешь? что делать?

Четвертая строка – ответ на вопрос – что получается, когда так действуешь?

 

Анализируют

Делают выводы.

 

Рефлексия способности организовать собственную деятельность. Прогнозирование.

9. Оценка учителя

10. Домашнее задание

   -п.15 учить, ответить на вопросы после параграфа.

-подготовить презентацию или сообщение об одном из участников восстания;

 

Записывают д/з в дневник

 

 

                                                                                                                        Задания для учеников

«Личность Емельяна Пугачева»

Проанализировать биографические сведения о Пугачеве,воспоминания современников и выводы историков о личности вождя народноговосстания и ответить на вопросы:

1.      Какиечерты характера Пугачева привлекали к нему людей?

2.      Можноли сказать, что Пугачев – лидер?

3.      Какиеталанты Пугачева раскрылись во время восстания?

4.      Моглили восставшие одержать победу под руководством такого предводителя?

«Манифесты» Пугачева».

Проанализировать документы эпохи, созданные при участии вождянародного восстания и названные А.С.Пушкиным «образцом народного красноречия»:

·         «Именнойуказ» Е.И.Пугачева от 17 сентября 1773 г., обращенный к казачеству;

·         «Манифестот 28 июля 1774 г.», обращенный к крестьянству;

·         «Обращениек башкирам от 1 октября 1773 г.»;

·         Отрывокиз «Манифеста» Е.И.Пугачева от 29 октября 1773 г., обращенный ко всем людям,встающим под знамена Пугачева.

Ответитьна вопросы:

1.      Ккаким слоям населения были обращены «Манифесты»?

2.      Отимени кого они написаны? Почему Пугачев решился на такой шаг? Почему принял имяименно Петра III?

3.      ЧемПугачев прельщал людей в свое войско?

4.      Какиестроки «Манифестов» свидетельствуют о жестокости Пугачева? Чем он оправдываетсвою жестокость? Какую реакцию могла вызвать эта жестокость в рядах противниковПугачева?

5.      Чтопредлагал Пугачев восставшим взамен старых порядков?

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.18%
НЕТ
38.82%
Проголосовало: 1427

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1427


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1427


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1427


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1427


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1427


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет