Технологическая карта (план) занятия № __29__
|
|
Группа |
Дата |
|
|||||
Модуль |
ПМ. 01 Сборка, монтаж, регулировка и ремонт узлов и механизмов оборудования, агрегатов, машин, станков и другого оборудования |
|
|
|
|||||
МДК 01.01 |
Основы слесарно-сборочных и электромонтажных работ |
|
|
|
|||||
Тема занятия |
Техника безопасности при работе с установками до 1000 В |
|
|||||||
Вид занятия |
Теоретическое |
|
|||||||
Тип занятия |
Комбинированный урок |
|
|||||||
Цель занятия |
Изучить требования техники безопасности при работе с установками до 1000 В |
|
|||||||
Формирование компетенций |
Формирование профессиональных компетенций |
ПК 1.3. Выявлять и устранять дефекты во время эксплуатации оборудования и при проверке его в процессе ремонта |
|||||||
Формирование общих компетенций |
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем |
||||||||
ОК3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы |
|||||||||
ОК4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач |
|||||||||
ОК5 Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
|||||||||
Результат |
Должны знать |
требования безопасности выполнения слесарно-сборочных и электромонтажных работ. |
|||||||
Должны уметь |
применять безопасные приемы ремонта. |
||||||||
Показатели оценки результата |
выбирать технологическое оборудование и технологическую оснастку: приспособления, контрольно-измерительные приборы, вспомогательные инструменты |
||||||||
соблюдать безопасные приемы труда |
|||||||||
Межпредметные связи |
Обеспечивающие дисциплины |
Физика |
|||||||
Математика |
|||||||||
Основы технической механики |
|||||||||
Обеспечиваемые дисциплины (модули, МДК) |
МДК 01.02 Организация работ по сборке, монтажу и ремонту электрооборудования промышленных предприятий МДК 02.02 Контрольно – измерительные приборы МДК 03.01 Организация технического обслуживания электрооборудования промышленных организаций |
||||||||
Средства обучения, оборудование |
|||||||||
технические |
ПК, мультимедийный проектор, экран |
||||||||
наглядные |
Презентация на электронном носителе, раздаточный материал, образцы средств индивидуальной защиты |
||||||||
Применяемые элементы педагогических технологий |
Элементы коллективного взаимодействия, сотрудничества, проблемного обучения. |
||||||||
Применяемы формы и методы обучения |
Словесный (беседа), наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый. |
||||||||
Применяемые методы контроля |
Метод устного контроля (фронтальный опрос), доклады, самопроверка, самоконтроль |
||||||||
Основная литература |
1. Сибикин Ю.Д., Сибикин М.Ю. Техническое обслуживание и ремонт электрооборудования и сетей промышленных предприятий. – М.: Академия, 2009. – Кн. 1, с.204. 2. Сибикин Ю.Д., Сибикин М.Ю. Техническое обслуживание и ремонт электрооборудования и сетей промышленных предприятий. – М.: Академия, 2009. – Кн. 2, с.252. |
||||||||
содержание занятия
№ этапа |
Этапы занятия, учебные вопросы, формы и методы обучения |
Временная регламентация этапа |
1 |
Организационный этап: |
3 |
— проверка готовности обучающихся к занятию; |
|
|
— проверка посещаемости; |
||
— объявление критериев оценивания работы на уроке (за каждый устный ответ – оценка, за правильное заполнение интеллектуальной карты — оценка) |
||
2 |
Мотивационный момент: |
3 |
|
— сообщение темы занятия (Слайд 1). Тема занятия «Техника безопасности при работе с установками до 1000 В» |
|
— обоснование необходимости изучения данной темы для эффективного выполнения профессиональных задач. Обучающимся предлагается ответить на вопросы: 1. Как вы думаете, насколько важно обладать знаниями техники безопасности? 2. Когда и где можно столкнуться с ситуациями, требующими знание техники безопасности? Запишите тему занятия в тетрадь. |
||
|
— вовлечение обучающихся в процесс постановки целей |
|
На слайде изображение (Слайд 2 – Поражение эл.током) Вопрос обучающимся: Что мы видим на слайде? Давайте вместе определим, что мы должны изучить на занятии, исходя из заявленной темы (Слайд 3) Как вы думаете, какова цель нашего занятия? Цель урока: Изучить основные требования техники безопасности при работе с установками до 1000 В. Запишите цель урока в тетрадь. |
||
3 |
Актуализация опорных знаний |
7 |
|
-проверка домашнего задания. (Слайд 4). За каждый правильный ответ вы получите оценку. -работа с карточками (по желанию) (приложение 1)
|
|
4 |
Изучение нового материала |
45 |
|
Для реализации данного этапа используются следующие методы: объяснительно-иллюстративный метод с использованием презентации и натуральных образцов; проблемный метод (заполнение интеллект-карты). Инструкция по охране труда, как основа для безопасного выполнения работ в установках (Слайд 5) 1. Общие положения инструкции по охране труда и техники безопасности (слайд 6) Действие инструкции распространяется на все подразделения предприятия. 1. За невыполнение требований данной инструкции работник несет дисциплинарную, материальную, административную и уголовную ответственность. 2. К выполнению работ по монтажу силовых и осветительных сетей допускаются рабочие не моложе 18 лет, и которые прошли: — предварительный медицинский осмотр и признанные способными выполнять электромонтажные работы на высоте; — обучение в учебных заведениях для выполнения работ с повышенной опасностью (в профессионально-технических училищах, учебно-курсовых комбинатах, центрах подготовки и переподготовки рабочих кадров, в организациях) по утвержденной программе; — обучение и проверку знаний по электробезопасности; — специальное обучение и аттестацию по правилам пожарной безопасности; — вводный инструктаж в службе охраны труда; — первичный инструктаж непосредственно на рабочем месте.
(слайд 7) 3. Рабочие должны быть проинструктированы относительно распорядка на рабочем месте, порядка перемещения по территории объекта, о местах отдыха во время технологических и обеденного перерывов, порядка окончания работы. 4. Перед началом работ в комплексной бригаде осуществляется первичный инструктаж по безопасному выполнению работ по основной и смежной профессиям и ознакомление с правилами оказания первой помощи.
(слайд 8) 5. Допущенные должны выполнять только те работы, по безопасному выполнению которых они проинструктированы непосредственно руководителем. 6. Лица с простудными и хроническими заболеваниями верхних дыхательных путей к работе по монтажу электросетей, заготовке и монтажу пластмассовых труб не допускаются. 7. Работы на высоте (при подъеме над поверхностью выше, чем 1,3 м) выполняются только с паспортизованных и проверенных лесов и помостов.
(слайд 9) 2. Требования безопасности перед началом работы До начала работ руководитель обязан: 1. проверить степень готовности строительных работ; — оценить производственные условия, возможность взаимодействия с другими строительно-монтажными организациями в соответствии с проектом выполнения работ (ПВР); возможность безопасного применения машин, механизмов, приспособлений, места их установки и порядок проезда; возможность безопасного применения пиротехнического инструмента, безопасной подачи электрических конструкций, электротехнических аппаратов и других блоков; -согласовать с соответствующими службами и внести, по необходимости, уточнения в ПВР; — ознакомить работающих с ПВР и технологическими картами на все виды работ. 2. Проверить наличие и срок действия удостоверений по охране труда на право выполнения специальных видов работ 3. Выдать наряд-допуск операторам на выполнение работ повышенной опасности с осуществлением целевого инструктажа и записью в журнале регистрации инструктажей по вопросам охраны труда. Подписи инструктирующего и инструктируемых в журнале обязательны. Предупредить работающих, что подсоединение и отсоединение от сети оборудования, механизмов, инструмента, инвентарных шкафов и т.п. (кроме оперативного включения и выключения) в условиях строительной площадки выполняются только службой эксплуатации собственника электросети, если нет другой письменной договоренности с собственником. 4. Руководитель работ должен осуществить первичный инструктаж, который касается: — характера и безопасных методов выполнения работ (в т.ч. в сложных метеорологических условиях); — порядка проходов к каждому рабочему месту; — наличия опасных зон и открытых каналов и траншей; — наличия открытых проемов, отверстий в перекрытиях и стенах; — порядка разгрузки и складирования материалов, оборудования и конструкций; — мест и порядка подключения сварочных трансформаторов, трансформаторов безопасности, электрифицированного инструмента, средств электроосвещения, испытательных аппаратов; — порядка работы; — порядка и места установки грузовых лебедок и других механизмов в монтажной зоне; — порядка работы на гидроподъемниках, лесах, подмостках, стремянках; — наличия действующих электроустановок и запрещенных зон; — оказания первой помощи, вызова скорой медицинской помощи и пожарной охраны, руководителя работ или организации, представителя службы охраны труда.
(слайд 10) Электромонтажник обязан: — подготовить рабочее место: убрать лишние предметы, проверить освещение, надежность настилов и ограждений, перекрытие каналов и закрытие проемов; — проверить исправность стремянок, которые должны иметь инвентарные номера, отвечающие регистрационному учету в журнале, а также клеймо с датой следующего испытания;
(слайд 11) Электромонтажнику необходимо получить проверенные: — средства индивидуальной защиты: • защитную каску с подшлемником; • предохранительный пояс для выполнения работ на высоте; • очки защитные; — спецодежду в соответствии с существующими нормами и коллективным договором; — инструмент индивидуальный(плоскогубцы комбинированные с диэлектрическим покрытием ручек; нож монтерский; складной метр или рулетку;молоток слесарный стальной;отвертку с диэлектрической ручкой;оправку ручную ОТ-6; инструмент бригадный: клещи универсальные КУ-1; клещи ручные КВН-1; омметр; прибор для фазировання; стремянку специальную для монтажных работ; пистолет ПЦ-84; лебедку для натягивания проводов; — строительные машины и механизмы в соответствии с проектом выполнения работ.
(слайд 12) 3. Требования безопасности во время выполнения работы 1. Пробивание отверстий и гнезд в кирпиче и бетоне следует выполнять в защитных очках с небьющимся стеклом. При условии ручного способа пробивания отверстий длина шлямбура должна превышать толщину стены не менее чем на 200 мм. 2. Сверление сквозных отверстий в стенах и межэтажных перекрытиях, натягивание в горизонтальном направлении проводов площадью сечения более 4 мм2 и монтаж электрических силовых сетей разрешается проводить с лесов, помостов и передвижных вышек. Выполнять эти работы с помощью стремянок и случайных предметов (ящиков, подставок, бочек) не разрешается. 3. Крепить тросы к корзинам автовышки и помостам во время их натягивания или установки растяжек не разрешается. 4. При работе с приставной стремянки выше 1,3 м следует пользоваться предохранительным поясом. Место крепления карабина должно быть указано руководителем работ во время инструктажа на рабочем месте. 5. Не разрешается бросать любые предметы работающему на высоте. Их нужно подавать с помощью веревки. Длина веревки должна превышать двойную высоту подъема предметов на 5 м. Предметы, которые нужно передавать, следует привязывать к середине веревки. Мелкие предметы следует передавать в таре с заполнением ее на 100 мм ниже бортов. Во время подъема один конец веревки держит в руках рабочий, который находится сверху, а второй конец — рабочий, который находится снизу, чтобы предотвратить раскачивание предметов. 6. Поднятые наверх материалы и предметы следует немедленно закрепить.
(слайд 13) 7. Прокладывать кабели и провода следует только в полностью закрепленных трубах, лотках, коробах и т.п. 8. Подвесная арматура освещения напряжением свыше 42 В переменного тока и 110 В постоянного должна иметь изолированное крепление к стенам или потолку. 9. Установка осветительной арматуры весом более 10 кг должна выполняться двумя электромонтажниками или одним рабочим с применением специальных приспособлений. 10. Металлоконструкции и металлические детали подвесных потолков, а также корпуса светильников должны быть заземлены или занулены. 11. Разматывание проводов, кабелей и тросов выполняется в рукавицах. 12. Не разрешается ходить по проложенным коробам, лоткам, шинопроводам, трубным блокам и др. 13. Измерение сопротивления изоляции жил провода или кабеля с помощью омметра разрешается при наличии не ниже ІІІ группы по электробезопасности. Противоположные концы проводов или кабелей следует огородить или поставить возле них дежурного.
(слайд 14) 4. Требования безопасности после окончания работы После окончания работ привести рабочее место в надлежащее состояние, убрать лишние предметы. Убрать в предназначенное место инструмент, приспособления. Снять спецодежду, средства индивидуальной защиты, очистить от пыли, сложить в отведенное для них место, помыть руки, лицо с мылом; при возможности принять душ. Доложить руководителю работ обо всех недостатках, имевших место во время выполнения работ.
(слайд 15) 5. Требования безопасности в аварийных ситуациях 1. В случае выявления любой аварийной ситуации работу прекратить. 2. Огородить опасную зону, выйти из нее, не допускать в нее посторонних лиц. 3. Сообщить об аварийной ситуации или несчастном случае руководителю работ. 4. Если имеются пострадавшие, оказать им первую медицинскую помощь; при необходимости, вызвать скорую медицинскую помощь. 5. Первая помощь при несчастных случаях. 5.1. Первая помощь при поражении электрическим током. При поражении электрическим током необходимо немедленно освободить потерпевшего от действия электрического тока, отключив электроустановку от источника питания, а при невозможности отключения — оттянуть его от токопроводящих частей за одежду или применив подручный изоляционный материал. При отсутствии у потерпевшего дыхания и пульса необходимо сделать ему искусственное дыхание и косвенный (непрямой) массаж сердца, обращая внимание на зрачки. Расширенные зрачки свидетельствуют о резком ухудшении кровообращения мозга. При таком состоянии оживления начинать необходимо немедленно, после чего вызвать скорую медицинскую помощь. 5.2. Первая помощь при ранении. Для оказания первой помощи при ранении необходимо раскрыть индивидуальный пакет, наложить стерильный перевязочный материал, который помещается в нем, на рану и завязать ее бинтом. 5.3. Первая помощь при переломах, вывихах, ударах. При переломах и вывихах конечностей необходимо поврежденную конечность укрепить шиной, фанерной пластинкой, палкой, картоном или другим подобным предметом. Поврежденную руку можно также подвесить с помощью перевязки или платка к шее и прибинтовать к туловищу. При подозрении перелома позвоночника необходимо пострадавшего положить на доску, не поднимая его, повернуть потерпевшего на живот, лицом вниз, наблюдая при этом, чтобы туловище не перегибалось с целью избежания повреждения спинного мозга. При переломе ребер, признаком которого является боль при дыхании, кашле, чихании, движениях, необходимо туго забинтовать грудь или стянуть их полотенцем во время выдоха. 5.4. Первая помощь при тепловых ожогах. При ожогах огнем, паром, горячими предметами, ни в коем случае нельзя вскрывать образовавшиеся пузыри и перевязывать ожоги бинтом. При ожогах первой степени (покраснение) обожженное место обрабатывают ватой, смоченной этиловым спиртом. При ожогах второй степени (пузыре) обожженное место обрабатывают спиртом или 3%-ним марганцевым раствором или 5%-ним раствором танина. При ожогах третьей степени (разрушение кожаной ткани) рану накрывают стерильной повязкой, вызвать врача. 5.5. Первая помощь при кровотечении. 1. Поднять раненную конечность вверх. 2. Рану закрыть перевязочным материалом (из пакета), сложенным в клубок, придавить его сверху, не касаясь самой раны, подержать на протяжении 4-5 минут. 6. Если произошло возгорание, необходимо вызвать пожарную часть и приступить к тушению имеющимися средствами пожаротушения. 7. Во всех случаях необходимо выполнять указания руководителя работ по ликвидации последствий аварии
(слайд 16) Классификация электрозащитных средств
(слайд 17) На следующем этапе необходимо заполнить интеллектуальную карту
(слайд 18) 6.Основные электрозащитные средства (демонстрация натуральных образцов)· Изолирующие штанги всех видов · Электроизмерительные клещи · Изолирующие клещи · Диэлектрические перчатки · Инструмент ручной, с изолирующими рукоятками
(слайд 19) 7. Дополнительные электрозащитные средства · Диэлектрические галоши · Лестницы приставные, стремянки изолирующие стеклопластиковые · Изолирующие колпаки, покрытия и накладки · Диэлектрические ковры и изолирующие подставки
(слайд 20) 8. Средства защиты от электрических полей· Плакаты и знаки безопасности Запрещающие · Переносные заземления · Различные съемные и переносные экранирующие устройства · Индивидуальные экранирующие комплекты (для работ на потенциалах воздушных линий и открытых распределительных устройств)
(слайд 21) Кроме перечисленных средств защиты в электроустановках также применяются: Средства индивидуальной защиты· Каски защитные · Противогазы и респираторы · Очки и щитки защитные · Рукавицы · Одежда специальная защитная · Пояса предохранительные и канаты страховочные
|
|
5 |
Закрепление изученного материала |
27 |
|
1. На данном этапе обучающиеся решают задачу. (слайд 22) Задача: Рабочему необходимо выполнить электромонтажные работы в сети напряжением 220 В. Необходимо выполнить обслуживание электропроводки и произвести монтаж дополнительной розетки в помещении с повышенной влажностью. Какие организационно-технические мероприятия должны быть выполнены? Какими электрозащитными средствами необходимо пользоваться при выполнении данного вида работ?
2. Проверка усвоенных знаний (тестирование) 1. К основным изолирующим электрозащитным средствам до 1000 вольт относятся диэлектрические а) боты; б) галоши; в) перчатки. 2. В зависимости от напряжения до или свыше 1000 вольт и дополнительными, и основными электрозащитными изолирующими средствами могут быть а) диэлектрические перчатки; б) диэлектрические галоши; в) инструмент с изолированными рукоятками. 3.В запрещающих плакатах возможны следующие надписи: а) заземлено; б) Работать здесь; в) Влезать здесь; г) Испытание. Опасно для жизни; д) Не влезай. Убьет! е) Не включать. Работают люди. ж) Стой! Без средств защиты проход запрещен. 4. В предупреждающих плакатах возможны следующие надписи: а) Заземлено; б) Работать здесь; в) Влезать здесь; г) Испытание. Опасно для жизни; д) Не влезай. Убьет! е) Не включать. Работают люди. ж) Стой! Без средств защиты проход запрещен. 3. Демонстрируется электрозащитное средство. Вопрос группе: Что это? Где используется? Привести примеры.
|
|
6 |
Подведение итогов занятия |
5 |
|
После полученных результатов и заполненного рабочего конспекта, обучающимся предлагается вернуться к поставленной цели урока и ответить на предложенные вопросы: 1.Назовите известные вам требования техники безопасности перед началом выполнения работ? 2.Перечислите электрозащитные средства Рефлексия: Ответьте на вопросы, закончите предложения: — На уроке мне понравилось… — Мне не понравилось… — Я бы хотел больше узнать о… — Теперь я… |
|
|
|
90 |
Преподаватель ____________________/Новокрещенова Г.А./