Региональный этап Всероссийскогоконкурса
исследовательских и творческих
проектов дошкольников и младших школьников
«Я — ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
Тема: «Образ берёзы втворчестве поэтов Якутии»
Работувыполнила:
КарповаДиана Александровна-
ученица 4Б класса, МБОУ «СОШ№8 г. Мирный
РеспубликаСаха Якутия
Руководители:Доржиева Гуржима Тумэршиевна,
учительначальных классов
БатуеваТуяна Аркадьевна,
учительначальных классов.
2022 Март
г.Мирный.
Оглавление.
Введение…………………………………………………………………………………….1
Глава I. Теоретическая часть…………………………………………………..2
1 Что означает слово берёза………………………………………………2
2. Берёза-дерево на все руки………………………………………………2
3 Берёза помогает человеку в трудную минуту………………………3
4 Обряды, связанные с берёзой…………………………….3
Глава II. Практическая работа………………………………………………….6
1 Воспевание образа берёзы в творчестве поэтов нашейреспублики 7-9
Выводы………………………………………………………………………………………………..10
Приложение…………………………………………………………………… 11
Библиографическийсписок………………………………………………………………….12
Введение.
Родина — это место, где человек родился, вырос, где живут егородные
и близкие люди. Родина — это место, где человеку хорошо. Какойбы она не была, всё равно родней ее не найдется. Родные просторы — украшениеродного края. Это могут быть реки, леса, поля, озера, горы и прочее, прочее,прочее… Больше всего запоминается именно это. Когда я говорю о своей Родине, товижу свой город, родителей, природу. Особенно я люблю берёзку. Ведь именно этодерево является символом России.
На полянке, на пригорке,
Под окном, среди полей
Белокурая берёзка-
Символ Родины моей.
Люди называют березу русской красавицей. Стройная, с тонкимидлинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года.О березе сложено много песен, былин, преданий, создано много живописных картин.Её все знают, это самое распространенное дерево. Символ и гордость нашегонарода.
Актуальность. Берёза воспета в поэзии ипрозе, в музыке, живописи и фольклоре. Наши поэты и писатели воспевают её всвоих произведениях. Почему? Я задумалась над этим вопросом и решила познакомитьсяс произведениями поэтов Якутии, которые в своём творчестве воспевают берёзу. Ивыбрала тему для своего исследования Образ березы в творчестве поэтов Якутии.
Я поставила перед собой цели:
- Познакомиться с творчеством поэтов Якутии, которые воспевают берёзу в своём творчестве.
- Познакомиться с обычаями, связанными с берёзой.
Задачи исследования:
1. Через научную информацию выяснить происхождение и значениеслова «берёза»; определить классификацию видов берёз; раскрыть её «секреты итайны»; выявить, чем одаряет она человека.
2. Через исследовательскую работу выяснить, как воспевают берёзуписатели нашего края.
3. Через поисковую работу показать, как бесконечно благодарныйчеловек относится к берёзе, и побудить одноклассников бережно относиться кприроде, помнить, что берёза — символ и гордость народа.
Гипотеза: Еслиберёзу любят люди, если она имеет огромное практическое значение для человека,если её воспевают поэты в своём творчестве, значит, берёза является частицейРодины.
Методы исследования: сборинформации по данной теме, наблюдение, поисковая краеведческая работа,социологический опрос, анкетирование, обобщение.
Объект исследования: берёза.
Практическое применение: Каждый человек должен знать историю своего края, должен любить иохранять свою Родину. Полученные знания, я думаю, обязательно пригодятся мне в дальнейшейжизни и поделюсь с ребятами на классном часе.
Глава I.
1. Что означает слово берёза.
В ходе исследований я обратилась к истокам происхожденияслова. С латинского beatus — переводится как осчастливленный, блаженный,связано с состоянием человека, когда он весной попьет живительного берёзовогосока. Из древних летописей известно, что в те времена, когда славяне верили влесных, водяных и небесных духов, была у них главная богиня по имени Берегиня,мать всех духов и всех богатств на земле, а поклонялись ей в образе священногобелого дерева — берёзы. Берёза воспринималась как существо живое,могущественное, способное исполнять желания. Всего насчитывается более 140 видовберёз. Они растут по всему северному полушарию – от субтропиков до тундры. Внашей стране их до 70 видов. Но некоторые виды берёз из-за неразумных вырубокисчезают. Ныне занесены в Красную книгу четыре вида дальневосточных берёз.Возраст берёзы достигает порой 120 лет.
Зацветает берёза на исходе апреля и в первых числах мая, следомза орешником и ивой. Цветки у неё скромные – серёжки. Плоды берёзы легкоразносятся ветром. Растет берёза быстро. За четверть века поднимается на высотупятиэтажного дома, особенно на сырых почвах. Из них дерево выкачивает за теплыелетние сутки до сорока вёдер влаги.
2. Берёза — дерево на все руки.
Берёза постоянно сопровождает человека. Берёзовые дровасамые «теплые». Берёзовой лучиной, освещались крестьянские избы. Из берёзовойдревесины получали дёготь, которым смазывали оси колёс. Древесина используетсядля изготовления высококачественной фанеры, лыж, мелких резных игрушек,прикладов огнестрельного оружия. При сухой перегонке белой коры образуетсядёготь. Верхний слой коры берёзы имеет собственное название — береста.Благодаря присутствию смолистых веществ береста отличается чрезвычайнойпрочностью. Береста очень широко используется в быту: она не пропускает нижидкости, ни газы. Береста издавна применялась в народных промыслах дляизготовления туесков, корзинок, коробок, ковшей, лукошек, другой кухоннойутвари, простейшей обуви (лапти), служила материалом для письма (берестянаяграмота).
3. Лечебные свойства. Берёзутрадиционно использовали в лечебных целях: настои из берёзовых почек и листьев— как мочегонное, бактерицидное и ранозаживляющее средство. Берёзовые веникииспользовали в лечебных и профилактических целях в русской бане. Люди парилисьв бане и все болезни веником выгоняли. Значит — лечила берёза. Берёзовый веникпомогает при болях в мышцах, хорошо очищает кожу, ускоряет заживление ран иссадин. После такой бани особенно легко дышится.
На одной из памятных монет Банка России в серии, посвящённойдревним городам России, — «Великий Устюг» — изображена, кроме прочего, берёза.
3. Берёза помогает человеку в трудную минуту.
В истории нашей Родины немало трагических страниц: Мы одержалипобеду над Фашистской Германией в Великой Отечественной войне. И здесьбелоствольная берёза давала силу нашим бойцам, она стояла, напоминая пролюбимых жён, невест, сестёр…Воины погибали в бою за матерей, за Родину.
Тихо стоят березы у солдатских могил. Как много они могли бырассказать о страшной трагедии Великой Отечественной войны. Лучших свидетелейне найти. Последний поцелуй и привет, умирающие солдаты посылали ей как символуРодины.
В России издавна существует обычай: над могилой погибшеговоина сажать берёзу, чтобы его жизнь продолжалась в зелёном цветущем дереве.Стоят три берёзки у Вечного огня в любом уголке России.
4.Обряды якутского народа, связанные с берёзой.
В Якутии сдревности березы служили символом жизненного начала. Они лежали в основепредставлений о малой родине предков. Древний человек сравнивал себя с деревом,вырастающим из земли, а полог жилища – со сводом неба. Культ березы встречаетсяв родильном обряде березы. Так в эпосе описывается рождение ребенка : мужсооружает в юрте перекладину из березы. Якуты для богини деторождения Иэйэхсит приносили в жертву светло –желтого жеребенка. Также конструкции жилища из коновязей, соединенных жердями и окруженных шестами из берез.
Одной из легенд рассказываетсяпроисхождение человека и животных от дерева и о девушке, жившей в стволе дереваи ставшей родоначальницей охотников, кроме того мифы свидетельствуют опоявлении из березы и лиственницы предков шаманов, а также оленей. Интересноотметить, что связь человека выражена в однокоренных словах мугды (предок) имугдэ (пень). До сих у этносов Якутии сохраняется почитание священных деревьев.Такие деревья населяются духами местности, поэтому возле них оставляют разныеподарки. Категорически воспрещается ломать и рубить священные деревья. Важноотметить, что в прошлом в каждом роду было сакральное дерево, к которомуотносились с особым почтением и на котором повязывали лоскутки ткани. Околосвященных деревьев проводили ритуалы, посвященные божествам, духам – хозяевамместности, а также духам предков. (Мир древних якутов. Под ред Э.Крюбези,А.Алексеева Якутск 2012г.)
В якутской былине герой идет к деревупокровителю своего дома, он «поднял уши своей шапки, опустился на одно колено иначал так петь-говорить: «почтенная и священная госпожа, дух хозяйка моегодерева и жилья!… хочу я ехать и отыскать себе подходящую девушку… не откажимне в своем благославении, умоляю тебя с наклоненной покорной головой ипреклоненным коленом».
В русских народных загадках, песнях берёза предстаёт в образекрасивой одинокой девушки. С древних времен берёзу считали благословеннымдеревом, поэтому после свадьбы молодожены сажали около дома две берёзы снадеждой, что защитят они от молнии и отпугнут зло, принесут здоровье и счастьеноворождённому и благополучие всей семье. Её завивали, украшалилентами.
Глава II.
Практическая часть.
Родина — это место, где человек родился, вырос, где живутего родные и близкие люди. Когда я говорю о своей родине, то вижу свой городМирный, родителей, природу. Особенно я люблю берёзку. Кто не знает это дерево,которое всегда рядом с нами — на улице, в парке, в лесу. Мы так привыкли кнему, что перестали замечать его красоту.
Я решила узнать, какими сведениями о берёзе обладают моисверстники и учителя. Для этого я провела социологическое исследование:попросила ответить учащихся 4 классов (43 чел.), а также учителей (3 чел.) наследующие вопросы:
1. Что вы представляете, когда слышите слово берёза?
2. Какие стихи вы знаете о берёзе?
3. Кого из поэтов и писателей нашего края вы знаете?
Результаты социологического опроса
|
Что вы представляете, когда слышите слово берёза? |
Какие стихи вы знаете о берёзе? |
Кого из поэтов и писателей нашего края вы знаете? |
Ученики
|
Дерево-43 Дом-20 Лето-8 Радость-4 |
С. Есенин Берёза
|
1
|
Наставники |
Родина-3
|
С. Есенин Белая берёза А. Прокофьев Люблю берёзку русскую.. Н.РубцовСеверная берёза |
2 |
Проанализировав результаты опроса, я убедилась, что в среднемоколо 50% опрошенных имеют реальное представление о берёзе, как частице Родины,но мало кто знает поэтов и художников нашего края, которые воспевали образберёзки в своём творчестве.
И, наверное, трудно найти поэта, не посвятившего несколькихстрок берёзе. Образ России немыслим без русской берёзки, в её честь сложеномного песен, стихов. Кто не восхищался светло — изумрудной зеленьюраспускающихся листочков берёзки, изящностью её белых стволов, увенчанныхзелёною косынкой. А её осенний золотой наряд так украшает хмурый пейзаж. Акакое великолепное зрелище представляет берёза в зимнем серебристом уборе!
О любимом дереве поэтично пишет Сергей Есенин в своёмстихотворении Берёза.
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом.
Точно серебром…
А вы прочитайте отрывок из стихотворения Е. Серова о любимомдереве россиян.
Берёзка белоствольная,
Любимица моя,
Стоит, как свечка белая,
Глядит она вокруг:
Ей рожь кивает спелая,
Ей кланяется луг.
Я решила узнать о творчестве наших поэтов Якутии, которыевоспевали образ берёзы. Для этого я обратилась в городскую библиотеку.
5. Образ березы в стихотворениях поэтов Якутии. Тема Родины,красоты родного края всегда волновала поэтов и писателей нашей Республики. В библиотеке я познакомилась с творчеством Семена Петровича Данилова- народныйпоэт РС (Я), лауреат государственной премии им. М. Горького. Он родился 20марта в 1917 году в селе Синск Орджоникидзевского района. Его стихи посвященытеме природы, Родины.
Стихотворение «Хатынг» посвящено красоте осенней березы. Автор как будто бы тоскует о минувших летних днях, и вместе с ним грустит всяприрода.
Стоит наклоняясь
Госпожа – хозяйка Береза
На севере моего балагана
На золотых ветвях к заходу солнца.
Садятся птицы , укрываясь листвою находят свое прибежище…
Петр Николаевич Тоборуков- народный поэт Якутии. Родился 25октября в 1917 году в селе Оросу Верхневилюйского района. Петр Николаевичявляется детским писателем, на его стихи сложены много песен композитораминашей республики. Автор в своих произведениях воспевает любовь, красотуприроду. В своем стихотворении «Хатынг» поэт пишет о березе. Петр Николаевичхочет передать читателям всю дивную красоту березы.
Беленькая береза
Ты такая милая
Тихо шелестишь
Своими ветвями
Ты похожа на молочные реки
И листва как платок…
Михаил Елисеевич Тимофеев- народный поэт Республики Саха(Якутия), почетный работник культуры РС (Я), лауреат государственной премии им.П.А. Ойунского, один из авторов гимна РС (Я), ветеран тыла и труда родился в с.Модут Вилюйского улуса 15 матра в1932 г. Его стихотворения посвящены темеРодины, природы.
Стихотворение «Хатыннар» было написано в 1963 году, темастихотворения — восхищение березой летом. Автор показывает читателю красотулюбимого дерева, создавая настроение радости, которое испытывает сам, когдавидит березу в необычном летнем наряде.
Березы живые
Босиком прибежали
Хорошенькие березы-
Как прохладный ручеек….
Таким образом, я познакомилась с творчеством поэтов нашейреспублики. Я у всех увидела образ берёзы.
У нас в городе Мирном есть городской парк с ее бесконечнойберезовой рощей. Но я так увлеклась темой, что мне захотелось поделиться ей содноклассниками. На уроках изобразительного искусства мы с учителем предложилиребятам нарисовать природу и красоту нашего края. Когда мы сделали выставкурисунков, то увидели, что у многих ребят изображена берёзка. А на урокетехнологии мы с ребятами делали поделку из бумаги берёзка. А потомподарили свои работы первоклассникам, рассказав, что это символ нашей родины.
Выводы.
Изучив материал, я сделала вывод, что берёза стала поэтическимолицетворением России. Где бы ни был человек, он всегда, тоскуя о Родине,воскрешает в памяти шумящую на ветру, залитую солнцем или запорошенную морозныминеем стройную красавицу берёзку.
Берёза – символ нашей Родины. И быть ей на наших просторахвечно, потому что вечен наш народ!
Каждого человека, где бы он ни жил, всегда тянет туда, где онродился, где прошло его детство. Каждый человек должен знать историю своегокрая. Ведь место, где он родился и вырос — это маленькая частица всей Родины.
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой берёзки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.
Заканчивая своё исследование, хочу добавить, что я достигласвоей цели. Познакомилась с творчеством поэтов нашей республики. Я теперьуверена, что берёза-это частица Родины.
Приложение.
Образ берёзки в поэзии.
Берёза. Семен Данилов.
Библиографический список.
1. Данилов С.П. Снежные цветы.Стихи. 1987г.
2. Интернет-ресурсы: http://ВикипедиЯ
3. .http://vocrugsveta.ru
4. .http://www.google.com
5. .http://Потому.ру
6. .http://rus-priroda.narod.ru
7. Журнал «Начальная школа», 2015г., №6
8. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения/Сост. Л.А.Багрова;- М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.
9. Березовая карусель. Русскиенародные детские игры и хороводы. -Москва «Детская литература», 1980.