Динамика познавательной активности школьников
на уроках истории и обществознания
Оценка динамикиразвития познавательных процессов и способностей обучающихся на всех ступеняхобучения является одной из главных задач школьной психологической службы. Вмладшем школьном возрасте развитие внимания, памяти, мышления еще не полностьюсформировано, и уровень развития этих познавательных процессов во многомопределяется обучаемость учащихся. В подростковом и юношеском возрастепсиходиагностика познавательных процессов и способностей помогает решить целыйкомплекс актуальных задач, такие как выявление причин неуспеваемости, работа содаренными детьми, экспертиза новых педагогических технологий. Профессиональнаяориентация.
Для определенияпознавательной активности был определен познавательный уровень по классам, вкоторых я работаю в течение 2 лет: 6 класс (2020-2021) – 7 класс (2021 – 2022); 8 класс (2020 -2021) – 9 класс(2021-2022).
Учебные годы |
Класс |
Количество Обучающихся
|
Уровни познавательной активности |
||
Первый (низкий) |
Второй (средний) |
Третий (высокий) |
|||
2020 -2021 |
6 |
9 |
3 |
4 |
2 |
|
8 |
12 |
3 |
4 |
5 |
2021 -2022 |
7 |
9 |
2 |
4 |
3 |
|
9 |
12 |
3 |
4 |
5 |
Динамика познавательной активности обучающихся
6 класса (2020 -2021) – 7 класс (2021 -2022)
Динамика познавательной активности обучающихся
8 класса (2020 -2021) – 9 класс (2021 -2022)
Данные таблицы идиаграммы показывают, что количество обучающихся с низким уровнемпознавательной активности уменьшается, а количество школьников с высокимуровнем остается стабильным или растет. Большую роль в мотивации познавательнойактивности определяют эффективные решения обучающей, развивающей ивоспитывающей задач обучения. Под влиянием интереса развивается мыслительнаяактивность. Низкий уровень – ученик пассивен, слабо реагирует на требования, непроявляет желания к самостоятельной работе, овладевает знаниями по образцу. Среднийуровень – интерпретирующая активность, выявление смысла изучаемого содержания,большая устойчивость волевых усилий, при затруднении не отказывается отвыполнения сложных заданий, ищет пути решения. Высокий уровень – творческий,стремление проникнуть в глубь явлений, найти при этом новый способ решения,широкие и стойкие познавательные интересы.
Сучащимися 5 класса в 2021 – 2022 учебном году была проведена анкета повыявлению возможности творческого самовыражения на уроках истории. Диагностикарезультатов данного исследования, следующая:
Вопросы |
Ответы учащихся в % |
1. Какие виды работ тебе интересно выполнять? А) работа в группе; Б) выполнять творческие задания; В) работать с компьютером; Г) выполнять задания по выбору; Д) физкультминутки; Е) выполнять самостоятельную работу. |
86 74 83 67 100 63 |
2. Есть ли у тебя возможность проявлять свои творческие способности на уроке и внеклассных мероприятиях? А) высказывать свое мнение Б) заниматься поисковой работой
|
76 74 |
Данные таблицы свидетельствуют,что большинству школьников нравится работать в группе, выполнять творческиезадания, осуществлять поиск информации в Интернете, заниматься поисковой,исследовательской деятельностью. Анализ динамики познавательной деятельностишкольников позволяет сделать выводы, что проектная и исследовательскаядеятельность применяется в предметной деятельности и во внеурочнойдеятельности. Наблюдается позитивная динамика участия школьников в мероприятияхразличного уровня, что позволяет расширить интерес и кругозор, повыситькачество образования.
