X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

МБОУ«Гнездиловская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙПРОЕКТ

 

«ТРАДИЦИОННЫЙРУШНИК

КАКСРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ МОЛОДЕЖИ

К ДУХОВНОЙКУЛЬТУРЕ НАРОДА»

 

 

 

 

                                                  Выполнила учитель искусства

                       Пенькова О.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                           3                                                                                                                 

ГЛАВА I.ПРИОБЩЕНИЕ МОЛОДЕЖИ К ЭТНОКУЛЬТУРНЫМ                      ТРАДИЦИЯМ ПРИИЗУЧЕНИИ РУССКОГО РУШНИКА                       6                                                 

1.1. Рушник –атрибут народных обрядов ипраздников                                     9                                       

1.2. Символика и семантика орнаментарусского рушника                              14                                        

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                  19                                                                                                            

СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ                                                                                21                                                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

«Народ, который не знает своей культуры,

                                                             истории, ‑презренен и легкомысленен»[1].

Н.М. Карамзин

На фоне нарастающейглобализации современной культуры продолжает существовать стремление каждогонарода сохранить неповторимость своей культуры, запечатлеть ее особенности, втом числе в предметах быта и декоративно-прикладного искусства.

Особое внимание приобретаетвовлечение молодежи в процесс возрождения духовной культуры народа. Именно онидолжны знать свои традиции, ремесла, чтобы потом передать свой опыт своимдетям. Найти нравственную основу для воспитания и развития молодежи можно впервую очередь в народных истоках. Культуру можно представить как огромнуюлабораторию, в которой создаются общечеловеческие и национальные ценности,собираются воедино достижения человеческого общества с глубокой древности донаших дней. Все эти ценности являются наследием культуры русского народа.Поэтому знакомство с духовной культурой народа надо начинать с ее наследия. Всловаре русского языка С.И. Ожегова наследие определяется как «явлениедуховной жизни людей, быта, уклада, унаследованное, воспринятое от прежних поколений,от предшественников»[2].

          Актуальность исследования даннойработы заключается в том, что в традиционной культуре русского народа естьобычаи и обряды, связанные с использованием ритуальных предметов, которыевыделились из огромного предметного мира, окружающего человека, и заняли в этоммире особое место. К ним относится рушник как предмет декоративно-прикладногоискусства и неотъемлемый элемент народных обрядов, обычаев, поверий ипраздников.

Народная художественная вышивка рушников – это яркое инеповторимое явление русской культуры. Произведения вышивки несут богатуюинформацию о своем времени, о заселении края и его традициях.

Данная проблемаопределяет тему исследования – традиционный рушник как средствоприобщения молодежи к духовной культуре народа.

Объект исследования: духовнаякультура русского народа.

Предмет исследования:возможности приобщения молодежи к духовной культуре народа при изучениитрадиционного рушника.

Цель исследования: изучить и проанализировать возможностииспользования рушника в народной культуре,а также выявить и показать молодежи через обычный предмет быта – полотенцедуховные ценности исторического и культурного наследия.

Всоответствии с этим предполагается решить ряд задач:

   — изучить специальную научную и учебную литературу по исследуемой тематике;

определить роль рушника в обрядовойкультуре;

— проанализировать историю вышивки и орнамента полотенца;

— исследовать символику и семантику традиционного рушника;

— выявить особенности орнамента курского рушника;

-представить сценарии мероприятий, направленных на приобщение молодежи кдуховной культуре русского народа.

Структура исследовательского проекта обусловлена целями и задачами исследования и состоит из введения,двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Во Введенииобоснована актуальность исследования определены цель и задачи работы, указаныобъект и предмет исследования, ее теоретическая и практическая значимость.

В первой главе «Приобщение молодежи к этнокультурным традициям приизучении русского рушника» раскрывается значение декоративно-прикладного творчества как средстваактивизации творческого мышления, на основе которого у молодежи развиваетсяпонимание истинно – прекрасного, появляется потребность приобщения к ценностямнародной культуры, к истории страны, к традициям и обычаям своего народа, ктворческому наследию предков; рассказывается о подъеме интереса молодежи кнародной культуре, о том какую важную роль играло полотенце в жизни человека; обосновных орнаментальныхмотивах, используемых в вышивке рушника.

ВЗаключении подводятся итоги исследовательского проекта, а так же даетсяметодологический подход к изучению традиционного рушника.

Список использованнойлитературы охватывает специальную литературу, наоснове которой выполнен исследовательский проект.

Приложение содержитиллюстрированный материал к теоретической главе.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1.ПРИОБЩЕНИЕ МОЛОДЕЖИ

 К ЭТНОКУЛЬТУРНЫМТРАДИЦИЯМ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО РУШНИКА

1.1           Традиционный рушник как элементповседневной народной культуры

 «Народумирает, когда становится населением,

  а населением он становится  тогда, когда

  забывает свою историю и культуру»[3].

 Ф. Абрамов

Основной задачей изучения этнокультурных традиций черезвышивку является раскрытие значения декоративно-прикладного творчества каксредства активизации творческого мышления. На его основе у молодежи развиваетсяпонимание истинно прекрасного, появляется потребность приобщения к ценностямнародной культуры, к истории страны, к традициям и обычаям своего народа, ктворческому наследию предков.

К сожалению, в современной учебной практике знакомство с вышивкойобычно происходит эпизодически и осуществляется главным образом через вышиваниепредметов одежды. Отсутствие изучения народных традиций своего народа являетсяпричиной того, что молодежь не испытывают к ним достаточного интереса. Но важноне только сохранить их в настоящем, но и передать в будущее.

Сейчас в России наблюдается подъем интереса к народной культуре.Народное искусство несет свою сущность, передает духовно-нравственный опытнарода. Знакомство с народной культурой и народным искусством раскрываетистинные начала духовной жизни народа, способствует формированию нравственногооблика. Изучаются разнообразные стороны не совсем еще утерянного народногобыта, проявляется высокий интерес к русской истории. Старшее поколение пытаетсясохранить те крупицы народного богатства, которые еще остались.

Нужно чтобы молодое поколение не просто узнали, но и восприняли, иполюбили свою культуру. Они должны ценить и защищать свое прошлое, какфундамент для строительства нашей великой нации.

Задача школ, связанных с изучением народной культуры приобщение. Важно, чтобымолодежь присвоила традиции культуры себе.    Для молодежи важно отношение кнародному искусству не только как к памятнику культуры, но и как к живойэтнокультурной памяти. Русскому декоративному искусству всегда была присущаориентация на традицию, поэтому целесообразно начинать знакомство с народнойкультурой с занятий по изучению вышивке рушников. Главная «зацепка»,инструмент мотивации это получить «вещичку», сделанную своими руками (Рис.1,2).

 «Традиция», «обычай», «обряд» важнейшие элементыкультуры русского народа, эти слова всем знакомы, вызывают в памятиопределённые ассоциации и обычно бывают связаны с воспоминаниями о той,«ушедшей Руси». Благодаря традициям, обычаям и обрядам народы наиболее всего иотличается один от другого.

Традиции это осознаниепринадлежности к своим корням. Чем дальше, глубже в прошлое проложены этикорни, тем сильнее они. Сегодня проводятся фестивали, выставки для того, чтобыприобщить молодежь к традициям народной культуры (Рис.3,4). Полотенца в традиционной культуре – важная часть целого мира.

«Полотенце – полотнище белой льняной тканидлиной от 70 до 300 см, шириной от 39 до 45 см»[4]. Оно является древнейшим атрибутомжизни восточных славян и часто становится музейным экспонатом.

Слово рушник происходит от корня«руш», «рух». В словаре Фасмера «рушить»ломать, рвать,то есть рушник – оторванный кусок ткани, отрез от длинного полотнища[5].

Созвучие со словом «рука» дает поводошибочного толкования слова «рушник» как полотенца для рук. Однако длявытирания использовались предметы, называемые: утирка, ширинка, полотенце,рукотерка, ручник ‑ ветошка, висящая при рукомойнике куски полотнанебольшой длины и менее украшенные по сравнению с настоящим рушником. Рушникявляется показателем трудолюбия и художественного вкуса хозяйки дома. Девочкиначинали вышивать рушники себе в приданное с того момента, как учились держатьв руках иголку.

Полотенцеиграло важную роль в жизни человека. Рождался человек – новорожденного обтиралиспециальным для этого случая полотенцем, умирал человек – покрывали гробполотенцем. В русских деревнях во время общественных несчастий не толькостроили всем миром в один день «обыденные храмы», но и ткали и вышивали«обыденные полотенца». Оно считалось безупречно чистым, обладавшим силойсопротивления «»нечистой силе»[6].

        Сегодня, как и сотни летназад, не стареет древнее искусство тканых и вышитых рушников, которые являютсятрадиционным украшением народного жилища. Для украшения избы использовали«накрючные» праздничные полотенца. Полотенца, предназначавшиеся для убранстваинтерьера, вышивались весьма богато. Развешанныев горнице по стенам и над картинами, они придают ей праздничность и уют (Рис.5,6,7).

 

 

Представленная информация была полезной?
ДА
60.3%
НЕТ
39.7%
Проголосовало: 1272

 

1.1.Рушник – атрибут народных обрядов и праздников.

         Рушник единственный ритуальный предмет из языческого прошлого,который без перерыва традиции используется в народном быту по своему прямомуназначению ‑ защищать святые углы, божницы, дверные и оконные проёмы, свадьбы,праздники, похороны своими магическими изображениями и оберегами от сглаза,любой порчи и быть пристанищем душ умерших родичей[7](Рис. 8,9,10).

Жизнь русского народабыла богата разнообразными обрядами и обычаями, в которых немалую роль игралирушники.

Свадебный рушник.Полотенце играло роль родовогооберега. В сва-дебном поезде рушники привязывали вместо вожжей, обвивали имидуги, укладывали вдоль спин лошадей. В наши дни (рушник на вожжи) замененлентами на машине, который предназначался повознику, когда молодых везли отвенца. Девушка с моментасватовства становилась невестой и готовила приданое.

Разновидности свадебных рушников:

    Рукобитныйбыл самымбольшим и красивым (Рис. 11). Описывая обручения, собиратель русскихнародных традиций М. Забылин упоминает, что невеста в знак принятия предложенияподносит каждому из сватов по рушнику на деревянной тарелке, который они, всвою очередь, повязывают через плечо и возвращаются в дом жениха[8]. То есть рушник в данном случаеявлялся знаком согласия на брак (Рис. 12).Им украшали божницу на все время свадьбы, а при поездке к венцу привязывали кдуге свадебной повозки. В некоторыхселениях это полотенце дарили свату.

Рушник-ширинка–маленький рушник (Рис. 13, 14). Названиеобозначает, что данный отрез ткани отрезан от длинного полотна «по ширине», тоесть, он настолько узок, что его длина является шириной исходного вытканногополотна. Рушником-ширинкой невеста утирала слёзы перед свадьбой,он повязывался невесте на руку, когда её выводили из родительского дома, чтобывзять её за руку, но при этом не касаться кожи. Такой обычай был связан сверованиями славян: считалось, что девушка в этот моменты не принадлежит мируживых, так как из, отчего дома она уже ушла, в дом мужа ещё не ступила. Вышивали ширинку не так ярко, как другиевиды рушников. Здесь чаще присутствовала так называемая «белая вышивка», редковстречались узоры чёрной ниткой.

Утренникнаутро послесвадьбы, умывшись, молодая жена обтиралась утренником (Рис. 15,16).

Дружный рушникпреподносятсясвидетелям-дружкам (отсюда и современный обычай одевать свидетелям в ЗАГСеленты через плечо) (Рис. 17,18). Эти рушники богато украшались цветами и надевались дружкамна шею. Их число могло достигать двенадцати. Дружка повязывала свой крест-накрест на груди.

В старину на рушниквставали лишь коленями, сегодня обычай уже не так строг, и в огромномбольшинстве случаев на него вступают ногами. Именно этот рушник влияет на то,как сложится дальнейшая жизнь молодоженов. На нем нельзя вышивать пару птиц,символизирующую жениха и невесту, пожелание  «на счастье», цветы или кольца.Когда молодые стоят на таком рушнике, затопчут все, что могло быть хорошего вих жизни. Самый оптимальный вариант вышивки – геометрический или растительный орнаменты (гроздьявинограда, калины, желуди, дубовые листья). Это ограничение появилось недавно –с момента, когда молодые перестали становиться на рушник коленями, а началистановиться ногами. Если же Вы планируете становиться на свадебный рушникколенями, то можно вышивать и птицы, и цветы.

После венчания священникперевязывал руки молодых «союзным» рушником,символизирующим крепость духовных уз, верность жениха и невесты. Раньшеиспользовали чисто белый (можно вышитый белым), чтобы жизнь была безоблачной,или вышитый только красными нитками ‑ на радость. Здесь используются элементымужской символики (дуб, хмель, мак, виноград) и женской (калина, роза, лилия) (Рис.19).

Хлебосольный самый неограниченный ввыборе узора. После венчания молодожёнов встречали родители жениха, какправило, мать, держа свадебный каравай, украшенный голубками, колосьями, цветами,на сведённых красных концах хлебосольного рушника с вышитыми на нём добрымипожеланиями. Именно на этом рушнике изображалась пара голубей или жаворонков –символов счастливых и влюбленных людей, которые будут преданны и искренни другс другом. По бокам рушника вышивали цветочный и растительный орнамент какпожелание достатка, процветания и здоровья. Надпись «Хлеб да соль», васильки иколосья символизирует достаток и согласие в семье (Рис. 20,21).

 

Рушник, вышитый вручнуювсегда ценился, и будет цениться, выглядит он, конечно, шикарно и богато. Свадебные рушники схемы, которых передавались из поколения впоколение, бережно хранились и также считались оберегами всего рода.

Но современный ритм жизнименяет свои условия, да и количество предлагаемых услуг для нашего удобства неможет не радовать. Поэтому в современном мире обычаи упростились, сейчаспоявилась возможность покупать рушники, но нужно отметить, что рушники нельзябрать напрокат и не стоит использовать дважды. Рушник должен приобретаться или изготавливаться только для однойсемьи. То же самое относится и к иконам, которыми родители благословляют своихдетей.

Вышивка на рушнике обычно подчинена христианскому «три» единству: Отец,Сын и Святой Дух, трем состояниям: прошлому, настоящему и будущему. Вышиваярушник, нужно гнать от себя все злые мысли и плохое настроение. Нужно следить,чтобы изнанка рушника была аккуратно вышита, иначе и жизнь будет, какнеаккуратно вышитый рушник. Говорят так – лицевая сторона для людей, аизнаночная – для Бога.

Пасхальный рушниктакже является предметом народного творчества. Из древних времен в городах и селах, где проживали славяне,существует давняя традиция посещать церковь для освящения пасхальной корзинки.

Впасхальных корзинках находился весь пасхальный набор, состоящий из: пасхальногокулича, крашеные яйца, колбаса, простая вода, соль, а также свеча и накрывалосьэто все от стороннего глаза пасхальным рушником. Не секрет, что каждой,уважающей себя хозяйке хочется, чтобы ее корзина была самой нарядной, самойпраздничной и самой оригинальной. Для этого, пасхальные корзины украшаютвышитым или печатным пасхальным рушником. Они имеют свой орнамент, которыйнесет праздничный смысл – радость Воскресения Христа Господнего. Именнопоэтому, на них часто присутствуют символы яйца, пасхального кулича, свечи ибуквы – ХВ (Христос воскреси) (Рис. 22,23). Например: яйцо –символизирует возрождение, считалось, что мир, когда-то находился в большомяйце и что мы все произошли оттуда. Оказывается, что ПасхальныйЗаяц является атрибутом богини Луны, у которой была заячья голова, а этозначит – рассвет и начало новой жизни. Легенда гласит, что языческая богинявесны Эстра превратила птицу в зайца, и поэтому «пасхальный заяц» откладываетпасхальные яйца. Почему они связаны с Пасхой? Ну, цыплята – это понятно. Яйцо –символ возрождения, мир, когда-то находился в большом яйце и мы все оттуда. Исегодня еще делаются с заячьими ушами декоративные яйца для пасхальногоукрашения дома.

Длявышивки пасхального узора с давних времен использовали два цвета: черный икрасный, но сейчас рукодельницы немного отошли от традиций и также сталидобавлять желтый, синий, золотой. Вышивку можно освежить также зеленым цветом,здесь важно не переусердствовать, использовать его нужно аккуратно и в оченьумеренных количествах. На пасхальном рушнике вышивают особый орнамент, которыйнесет праздничный смысл – радость Воскресения Иисуса Христа.

Рушники-божники вышивали для иконы жениха и невесты, причем на рушнике женихавышивались дубовые листья и желуди, что символизировали мужскую силу. На рушнике невесты – калина, символженского начала, продолжение рода и лилии символ любви и красоты. И на том и надругом полотенце могутизображаться виноградные листья и грозди, символизирующие материальный достаток. Такжевышивалась надпись «Спаси и сохрани».

Правила вышивки свадебного рушника:

• перед работой нужно обязательно вымытьруки, чтобы «смыть» все нехорошие мысли;

• во время вышивания нельзя ругаться идумать о плохом;

• работу с полотенцем лучше начинать утромв четверг, в день верховного божества;

• рушник вышивают натуральными шерстянымиили шелковыми нитками, акриловые означают искусственную и неискреннюю семейнуюжизнь;
• полотенце должно состоять из цельного куска; рушник из двух сшитых частейсулит разорванную и неудачную семейную жизнь;

• лучше, если лицевая и изнаночная сторонырушника будут идентичными: считается, что первая – для людей, а вторая – дляБога, а между материальным и духовным миром должна быть гармония.

1.2 . Символика и семантикаорнамента русского рушника.

 

«Откудаже пришла красотав повседневный быт,

в резьбу, кружева, вышивку, песню, танец,живопись?

Да из души русского человека, откуда же еще было

прийти!»[9]

              В. Солоухин

Долгое время народная вышивка невоспринималась как искусство, поэтому образцы изделий не собирали, не изучали итехнику вышивки. Русские женщины, как хранительницы обрядов, обеспечивающиеблаго семье, в своих вышивках создавали узоры, несущие сакральное значение. Вдревности понятие «писать» имело значение «украшать» и «изображать». «Строчитьписьмо» значило вышивать строкой, изображать один за другим ряд символическихзнаков, а красная нить и холст заменяли бумагу и чернила[10].В.В. Стасов был одним из первых учёных-исследователей, кто попытался собрать,изучить, систематизировать народные узоры, описать особенности древнерусскойвышивки. В 1872 году им был издан альбом народной вышивки, кружева и ткачества,снабженный рисунками орнаментов. В.В. Стасов отмечал, что «русские народныеузоры свидетельствуют об очень значительном художественном чутье и опытности идолжны оказаться драгоценным руководством и советом современному нашемухудожнику»[11].Были увлеченыкрасотой народных узоров Н. Шабельская и М. Тенищева, собравшие в свое времябогатые коллекции. В 20-е годы исследованием русской вышивки занимался ученыйВ.С. Воронов, считавший крестьянскую вышивку «хранительницей древнейших иглубочайших художественных образов и мотивов русского искусства».

Истоки русской народной вышивки скрываются вглубинах тысячелетий.Подтверждением этому служат вышитые русские ткани, найденные археологами в земляхНовгородской и Владимиро — Суздальской, Рязанской и Смоленской, Черниговской и Киевской.

Произведения, которые дошли до наших дней,говорят о глубокойсамобытности и устойчивости местных орнаментальных традиций, о высоком художественном вкусе ибогатстве технических приёмов.

В произведениях народного творчества – в пословицах,загадках, песнях умение вышивать расценивалось как то, что девушка «вошла в ум– разум» и готова к браку. Получив достаточное количество ниток прядением, изних делали ткань на ручном ткацком станке (Рис. 24,25). Каждаякрестьянская семья в старину имела «ткацкий стан». Крестьянки часто окрашивали ткани в разные цвета. Красители получали из растений, которые собирали на поляхи в лесах. Излюбленным цветом на Руси издревле был белый – символ чистоты, красный– символ солнца и чёрный – символ земли и покоя.

Русский орнамент представляет собойсложный комплекс разновременных напластований. Ряд мотивов составляет древнийпласт: это геометрические и сюжетные композиции.

Геометрический орнаментможет состоять из кругов, ромбов,многогранников, звёзд, крестов, спиралей и др. Геометрический орнамент являетсяодним из древнейших. С его помощью первобытный человек выражал своёпредставление о мире. Вначале это были простые, легко запоминающие знаки –символы: круг обозначал солнце, прямая горизонтальная линия – землю, квадрат иромб – поле, волнистая линия – воду (Рис. 26, 27, 28).

Ромбсимволически был связан с плодородием.[12].Он мог означать и землю, и женщину, и растение. Геометрический ромб – главная, наиболееустойчивая фигура в орнаменте, знак лучезарного солнца, который у нашихпредков-славян считался кругом. Крючки и палочки, выпускаемые по сторонамромба, условно понимали как лучи солнца. Пустой в середине ромб означал землюили твердь. Цепочка вертикально расположенных ромбов – «дерево» жизни. Ромб скрючками по сторонам являлся символом матери-земли. Существует версия одоземлевладельческой семантике ромба как символа составленного из двухтреугольников. Треугольник, расположенный острием вниз – знак женского начала,вверх – мужского.

Круг с небольшим крестом посередине обозначал неразрывныйсоюз бога Ярилы с человеком.

Малый круг внутри большого, свидетельствовал о том, что наряду с добром (большой круг)существует и зло (малый круг).

Геометрический треугольник означал целинную землю,позднее – оборонительное сооружение.

Квадрат, пересеченный линиями крест-накрест с точками посередине символизировал как знакзасеянного поля, плодородия.

Счастливое число семь и семидневная неделя изображались семиконечнойзвездой.

         Восьмиконечная звезда символизировала семью.

Спираль символизирует змею, олицетворяющую мудрость.

Знаки в форме точки символизировали зерно, в виде римскойцифры пять – растение.

У каждого орнамента и рисунка своё предназначение: (Рис. 29, 30,31)

калина– дерево рода, красные ягоды калины символизируют бессмертие рода;

дуб и калина— символы красоты и силы, но силы необыкновенной, красоты необычайной;

дуб– священное дерево, воплощение Перуна, бога солнечной мужской энергии, служитоберегом жизненной силы рода;

виноград –это жизненная нива, на которой муж-сеятель, а жена должна растить и оберегатьдерево их рода, символ радости и красоты образования семьи;

лилия– символ девичьей чистоты и невинности, женской энергии, раскрывает тайныжизни. Вместе с цветком всегда присутствуют в орнаменте листок и бутон, которыесоздают композицию зарождения, развития и непрерывности жизни;

роза– беспрерывное солнечное движение с постоянным обновле-нием;

хмель очень близок к символикеводы и винограда, он несет в себе значение молодости, любви. Можно сказать, чтоузор хмеля свадебныйсимвол. Узоры, которые напоминают листья хмеля, относятся к молодежнойсимволике.

барвинок–олицетворяет неувядающую жизнь.

Встречаются и вышитыеснежинки причудливой формы, расположенные по правому краю полотенца.

Зооморфный орнамент изображаетстилизованные фигуры или части фигур реальных и фантастических животных.Иногда  подобный орнамент называют звериным стилем. Декоративные изображенияптиц, рыб и насекомых также относится к этому виду орнамента. Конь, частопоявляющийся на вышивках, мифологический персонаж, связанный с солнцем. Подтверждение тому – конёк накрыше дома.

Любимый рисунок длярушников – птицы. Птицы приносят с собой весеннее тепло, свет, сулилиурожай, предсказывают будущее, сообщают вести, воплощают души умерших,связывают небо и землю. На свадебных полотенцах птицы обозначают:

павлин –в народном представлении обычно птицы женского рода – павы. Этоптица семейного счастья, которая несёт в себе солнечную энергию. Особенно частоони представлены по сторонам куста, древа, или повернуты друг к другу, идутдруг за другом или изображены в виде отдельно стоящей крупной фигуры. Птицывышиваются в профиль, обобщенно, с характерными  признаками – хохолками ипышными хвостами;

соколы, петухи, голуби– символ молодожёнов.

Характерной чертойсвадебного полотенца является расположение птиц головками друг к другу. Голубилибо держат в клювиках ягоду калины, либо сидят у корней дерева – символа новойсемьи.

В орнаментах вышивки нередковстречаются петух и курица, которые почитались славянами с древнейших времен.Петух предвестник зари и света, и в представлениях славян он был связан с солнцем.

 

Русская вышивка являет собой образецвыдержанности стиля. На рушнике смешение геометрического и растительногогеометризированного изображения бросается в глаза, тревожит своим дисбалансом,заставляет внимательней всмотреться и вдуматься в сюжет. В вышивках нет ничегослучайного. Каждый отдельный орнаментальный мотив на полотенцах ‑ сам по себезаконченный символ, но и все вместе они представляют художественное и смысловоеединство.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходяиз исследований можно сделать вывод, что рушник – как вид декоративно-прикладноготворчества – это главный источник духовных знаний молодежи.

Сегодня наше общество возрождает забытые традиции старины,используя народный опыт, создавая новые модели воспитательных теорий и практик.Внимание к вышивке рушников, древним пластам культуры, традиции в целом, как кнеисчерпаемому источнику воспитания и развития человека, развивается впоследние годы особенно активно. Это связано с функциональными особенностямивидов вышивки, с глубокой духовностью и мудростью народного творчества, снепрерывностью процесса передачи народной культуры из поколения в поколение.Наблюдается повышенный интерес к народной культуре, к этническим процессам,традиционному художественному творчеству. Сохранение и развитие народнойкультуры, своих корней — это важнейшая задача, которая требует бережногоотношения  к традиционному народному декоративно-художественному творчеству.Возрождение народных обычаев, обрядов и  традиционного декоративно-прикладногоискусства ‑ это актуальная проблема современности.

Таким образом, приобщение молодежи к духовной культуре народаначинается с детства, где закладываются основные понятия. Рушник являетсяуникальным средством для передачи народной мудрости и духовного воспитаниямолодежи, полно восполняет всю картину народной жизни, раскрывает душу народа,его достоинства и особенности.

Целью исследованиябыла попытка изучить ипроанализировать использования рушника в народной культуре, а такжевыявить и показать молодежи через обычный предмет быта – полотенце духовныеценности исторического и культурного наследия.

В ходе работы пришла кследующим выводам:

1. Полотенце сохраняетсвою повседневную утилитарную функцию как бытовой предмет, в праздникивыполняет декоративную функцию, а в семейно-бытовых обрядах играет культовуюроль как ритуальный предмет особой важности.

2. Русская вышивка наполотенцах помимо того, что выполняет эстетическую функцию, заключает в себемагическое предназначение.

Считаю актуальнымвозрождение народных традиций воспитания в семье, школе которые будутспособствовать эффективному введению воспитательной работы. Основнымиисточниками народного воспитания являются народные праздники, обряды. Народнаяпедагогика будет способствовать развитию национального самосознания, приобщениюмолодежи к духовной культуре народа.

Русский традиционныйрушник можно сейчас повстречать лишь  в сундуках бабушек да в экспозицияхкраеведческих музеев. Поэтому информация об истории  вышивки народного рушника,по моему мнению, очень важна как составляющая часть истории малой родины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ:

1.Абрамов, Ф.А. Чем живём-кормимся / Ф.А. Абрамов. – Л. : Сов. писатель, 1986. –С. 317.

2. Голан, А. Миф и символ / А. Голан. – М. :Русслит, 1993. – С. 86.

3. Изобразительные мотивы в русскойнародной вышивке. ‑ М. : Сов. Россия, 1990. ‑С. 7-8.

4. Карамзин, Н.М. Истории государстваРоссийского / Н.М. Карамзин. ‑ М. : Эксмо, 2009. – 1024 с.

5. Климова,Г.Н. Текстильный орнамент / Г.Н. Климова. – М. : Легкая индустрия, 1989. –С.23.

6. Маслова, Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографическийисточник / Г.С. Маслова. – М. : Наука, 1978. – 207 с.

7. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: 70000слов / под ред. Н.Ю. Шведовой. – М. : Русский язык, 1989. – 917 с.

8. Рыбаков, Б.А. Язычество древних славян/ Б.А. Рыбаков. – М. : Наука, 1994. – 607 с.

9. Солоухин, В.Энциклопедия. Русская живопись XIV-XX веков / В. Солоухин. – М. : Олма-Пресс,1999. – С.125.

10.Стасов, В.В. Русский народный орнамент : альбом / В.В. Стасов. – СПб., 2000. –С. 24

11.Толстая, С. . Славянские мифологические представления о душе / С. . Толстая. ‑М, 2000. ‑ С 86-87.

12. Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка / М. Фасмер.– СПб. : Азбука :Терра, 1996. – 576 с.

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.3%
НЕТ
39.7%
Проголосовало: 1272

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.3% НЕТ 39.7% Проголосовало: 1272


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.3% НЕТ 39.7% Проголосовало: 1272


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.3% НЕТ 39.7% Проголосовало: 1272


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.3% НЕТ 39.7% Проголосовало: 1272


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.3% НЕТ 39.7% Проголосовало: 1272


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет